Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека. Теоретические основы обучения собак защитном разделу С IPO

October 5th, 2013

IV-14-1. Пассивная агрессия и активная агрессия

Исследованию механизмов возникновения агрессивных состояний на уровне отдельных личностей и на уровне различных социальных страт посвящено множество научной литературы. Эта проблема в наше время приобретает всё большую важность, поскольку буквально ежедневно появляется информация о жестоких актах агрессии, причины возникновения которых остаются неясными даже после судебных процессов, проведённых со всей юридической тщательностью. Очень часто родные и близкие жестокого агрессора публично выражают удивление тем, как такой тихий и вежливый человек мог стать способным на столь омерзительно-жестокий поступок. Нередко экспертиза свидетельствует о том, что человек, совершивший массовое убийство, не имеет явно выраженных психических и психосоматических расстройств, что ставит в тупик высококвалифицированных психиатров и психологов, которые не могут членораздельно объяснить причины внезапного проявления страшной силы агрессии у человека, который ещё вчера не проявлял никаких признаков видимого отклонения от нормы.

Во вступлении к своей диссертационной работе на звание доктора психологических наук ("Агрессивность как свойство личности в норме и патологии",1996 г. ) С.Л. Соловьева пишет: "Проблема агрессивности и агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных специальностей - психологов, психиатров, социологов, криминологов, - отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости". В качестве одного из выводов она отмечает, что "между агрессивностью как свойством личности и агрессивным поведением в конкретных формах его реализации не существует взаимно-однозначного соответствия. При наличии определенных диспозиционных характеристик личности и внешних (ситуационных) факторов свойство агрессивности реализуется в виде агрессивного поведения".

Несложно понять, что корень проблемы кажущегося отсутствия взаимно-однозначного соответствия между свойствами личности и её агрессивным проявлением заключается именно в отсутствии теоретических представлений о механизмах возникновения активной агрессии. Дело в том, что экспериментально-психологические методы исследования в психодиагностике свойств агрессивности позволяют исследовать психогенетический процесс в его практически завершённой фазе, а с точки зрения профилактики негативных тенденций роста агрессивности в современном обществе такой подход мало результативен. В бесчисленных вариантах сочетания взаимодействия личностных характеристик и ситуационных факторов по-видимому скрыта некая обобщающая казуальная основа, которую невозможно идентифицировать экспериментальным путём. Между тем о её существовании свидетельствуют многочисленные факты внезапно протекающей синхронизации индивидуальных агрессий в революционные агрессии масс.

Француз Гюстав Ле Бон - основатель социальной психологии одним из первых попытался теоретически обосновать феномен внезапного синхронного проявления активной агрессии толпы. Личный секретарь Сталина в 20-х гг. Б.Г. Бажанов в своих воспоминаниях отмечал, что книга Лебона «Психология народов и масс» была одной из настольных книг В.И. Ленина. Ряд находок Ле Бона в плане трансформации пассивной агрессии толпы в активную, например, применение упрощённых по форме призывов и лозунгов, использовали практически все диктаторы нового времени. Ле Бон полагал, что в толпе происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. И тем не менее, несмотря на тщательность и скрупулёзность исследователя, Ле Бону не удалось объяснить самого важного момента в возникновении активной агрессии толпы - её внезапной синхронизации. Он описал и объяснил как происходит процесс возгорания, но не смог объяснить в деталях, где хранится и накапливается горючий материал

В популярной и научной литературе используются два термина для характеристики агрессии: пассивная агрессия и активная агрессия. Определение этих двух понятий имеет скорее гуманитарный оттенок и включает в себя множество разнообразных поведенческих нюансов, мало совместимых с точным научным знанием. Я не стану здесь в деталях анализировать те представления, на которых основано современное понимание различных видов агрессии, поскольку высказанная мною ниже точка зрения на эту проблему существенно отличается от общепринятой и вообще от кем-то ранее высказанной. Эту точку зрения я попытаюсь подать в максимально сжатой форме применительно к ситуациям со здоровыми людьми, не имеющими психической и психосоматической патологии. Моя задача заключается в том, чтобы объяснить этиологию активной агрессии на уровне личностном и социальном так, как я её понимаю, сделав главный акцент на объяснении конкретных механизмов внезапного возникновения активной агрессии у людей, которые совсем недавно демонстрировали способность полностью контролировать собственную психику.

В любой науке определяющее значение принадлежит наличию мономодальной характеристики изучаемого явления, выраженной в виде по возможности краткого и точного определения того или иного понятия. С характеристикой терминов "пассивная агрессия" и "активная агрессия" ситуация обстоит не самым лучшим образом. Вот типичный пример в виде мнения психолога П.Л. Басанского о том, как проявляется пассивная агрессия . Это: "избегание визуального контакта (взгляд в сторону), игнорирование просьб и обращений, забывание данных обещаний, неоднократное опоздание на встречу, критика, ворчание, брюзжание и недовольство, ирония и сарказм в высказываниях, презрение, угрюмость". Понятно, что такое литературно богатое описание термина не имеет прямого выхода в точное знание.

Можно привести простой пример, который демонстрирует тот факт, что в понимании природы агрессивных состояний существует значительный пробел, который я и попытаюсь в меру своих сил заполнить конкретным содержанием. Представим, что человека без малейших отклонений от психической нормы попросили вынести мусор, чего он не сделал по причине того, что считает, что вовсе не обязан это делать. Когда его спросили, почему он не вынес мусор, он сказал, что забыл это сделать, хотя не сделал это совершенно намеренно. Спросите любого психолога, как можно квалифицировать подобное поведение, и вы со всей определенностью получите в ответ, что это и есть типичный случай проявления пассивной агрессии. С точки зрения же моего понимания проблемы я назвал бы это типичным случаем проявления именно активной агрессии. Почему - я попытаюсь в деталях объяснить ниже.

В словарях понятие "пассивный" характеризуется как "бездеятельный, инертный, не используемый, малоактивный". Пассивную агрессию с точки зрения терминологической определенности полезно характеризовать, как агрессию, которая существует в человеческой психике в неявной, в конкретно невыраженной, в невоспринимаемой самим носителем форме. О наличии этого вида агрессии не знают ни близкие субъекту люди, ни он сам. Отдельные проявления в поведении человека могут указывать специалисту на то, что пассивная агрессия налицо, но в целом эти признаки малозаметны, незначительны и не вызывают подозрений. О том, что пассивная агрессия оказывает существенное, а часто и определяющее влияние на формирование психики человека, становится ясно только тогда, когда она трансформируется в активную. Исследование законов этой трансформации имеет огромное социальное значение, однако исследование этих законов абсолютно непродуктивно в тех случаях, когда за основу характеристик явлений берутся описания отдельных человеческих поступков.

Психика человека представляет собой сложное сплетение множества тайн, одна из которых, причём весьма и весьма немаловажная, заключается в закономерностях перехода пассивной агрессии в активную. Для того, чтобы приблизиться к раскрытию этой тайны, нужно иметь чёткое представление о том, что представляет собой агрессия в её пассивной и активной форме. По моим представлениям пассивная агрессия включает в себя комплекс недовольств, неосознаваемых личностью или социумом. Активной же агрессией следует считать любые психические, физиологические, социальные формы проявления этого скрытого недовольства.

Исключительно в целях образности изложения можно говорить о том, что некоторые компартменты психической структуры человека включают в себя существенные объёмы, если так можно выразиться, пассивной агрессии. Эти виртуальные сосуды с пассивной агрессией теснейшим образом соединены со всеми органами восприятия и посредством подсознательной, а намного реже и сознательной деятельности мозга могут переполняться и внезапно проявляться (выплёскиваться) в виде активных форм агрессии. В одних случаях возникает истерика при упоминании о некоторых фактах, желание заплакать навзрыд, в других случаях возникает потребность проявить насилие. Подобных проявлений активной агрессии можно привести множество. В очень редких случаях пассивная агрессия может изливаться и в виде печали.

Важно подчеркнуть, что наличие пассивной агрессии, как правило, незаметно для самой личности, ею обладающей. Её качественные характеристики, как правило, непонимаемы даже близко знающими эту личность, поскольку пассивная агрессия глубоко запрятана и ничем себя не выдаёт в отсутствии факторов, влияющих на её активизацию. Ситуация осложняется тем, что пассивных агрессий у человека может быть много разных видов, хотя, как правило, один вид доминирует. Оценить наличие и потенциальные возможности трансформации пассивой агрессии в активную могут лишь очень квалифицированные психологи и психиатры, но даже они не всегда бывают уверены в том, что обнаруживают.

Пассивная агрессия возникает тогда, когда по различным причинам человек не в состоянии открыто выразить своё недовольство чем-то или кем-то, включая недовольство самим собой. Пассивная агрессия накапливается и в тех случаях, когда человек не понимает, что вредит себе той или иной чертой своего поведения и своего отношения к жизни. Причиной пассивной агрессии могут быть и ложные надежды задолго до того, как они будут в полной мере осознаны человеком как ложные. Пассивная агрессия по отношению к кому-то может возникнуть в том случае, если этот кто-то, даже не желая того, препятствует осуществлению честолюбивых планов человека. Наконец, пассивная агрессия может возникнуть от безысходности, когда человек, будучи не в состоянии или боясь оценить степень своей вины, пытается найти явление или конкретных людей, на которых можно было бы свалить свои неудачи.

Короче говоря, существует множество причин и поводов одновременного накопления качественно и количественно различающихся видов пассивных агрессий без ясного осознания человеком этого факта, поскольку процесс осознания наличия такой агрессии является однозначным свидетельством превращения её в активную стадию. Дело в том, что на стадии перехода в активную агрессию логика в плане коррекции поведения становится бессильной. А на неосознаваемой стадии накопления пассивной агрессии человек способен интуитивно коррелировать уровень этого вида агрессии. Это делается подсознательно и регулируется на эмоциональном уровне. Наличие множества качественно различных пассивных агрессий может способствовать превращению человека в мезантропа, но страшнее всего ситуация, когда происходит генерализация одного или нескольких видов пассивной агрессии в доминирующую активную агрессию. И даже в тех случаях, когда пассивная агрессия переходит в активную, человек не всегда, а чаще всегда не в состоянии оценить причину возникновения последней.

Существует множество различных психологических фундаментов, на которых могут строиться и эволюционировать различные разновидности пассивной агрессии. Эти фундаменты потенциального формирования пассивных агрессий или точнее социо-психические оболочки сознания имеют выраженную иерархическую структуру и присутствуют в психическом статусе человека в виде системы, напоминающей всем знакомую "матрёшку" или, используя термины теории самоорганизациии, представляют собой самоорганизацию самоорганизующихся систем. Так, наиболее общей самой внешней фигурой влияния на психику человека в этой "матрёшке" по масштабу охвата является материальный уровень и финансовое обеспечение или социо-экономический фактор. Далее по масштабу охвата следуют: религия, раса, национальность, пол, возраст, сексуальная ориентация, здоровье и т.п.

Пассивная агрессия, формирующаяся на базе социо-экономической оболочки, в её активной стадии трансформируется в виде тяги к мифической всеобщей справедливости и всеобщему равенству, которое противоречит всем известным аспектам биологии, начиная от микробных биоценозов и кончая неравенством животных, включая человека, в плане физиологии, анатомии и мыслительных способностей. Здесь весьма кстати будет привести цитату из книги уже упоминавшегося выше французского исследователя охлократии Г. Ле Бона "Психология народов и масс", в которой содержится прекрасное описание того, как можно целенаправленно трансформировать пассивную агрессию, основанную на социально-экономическом факторе, в ярко проявляемую активную:

"Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне невежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия его душевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенства людей и рас.
Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их душе и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ, произвела одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.
Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были слишком очевидны, чтобы приходилось серьезно их оспаривать; но люди легко успокаивались на том, что эти неравенства -- только следствия различия в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что одни только учреждения могли их развратить. Средство против этого было очень простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание. Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями современных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных для великих принципов, являющихся единственными божествами современности.
"

Генерализацией пассивной агрессии , которая может возникать на социо-экономическом фундаменте, и разжиганием её в активную агрессию профессионально занимались и занимаются функционеры коммунизма и социализма, которые в подавляющем большинстве своём даже не осознают, что вся их деятельность направлена главным образом на становление диктатур, а в итоге на то, чтобы получить результат, прямо противоположный тому, за что эти функционеры боролись. Существует ряд различных психотипов, в наибольшей форме и чаще всего подверженных нарастанию пассивной агрессии на основе материального обеспечения. Это и сильно завистливые люди, те, которые в детстве не были обеспечены всем необходимым и желаемым, экстраверты, для которых использование манер общения и штампов мышления, имеющих корни в указанной почве, наиболее удобны для завязывания и поддержания многообразных связей с другими людьми и т.д. и т.п.

Многочисленные социо-психические оболочки сознания, самой масштабной из которых является социо-экономическая, представляют собой иерархическую организацию самоорганизующейся системы самоорганизующихся систем человеческой психики. Эта организация не имеет центра управления и формируется самопроизвольно в процессе роста и развития человека, в процессе его контакта с окружающей средой. На структуру социо-психической "матрёшки" оказывают влияние генетические факторы, характер и мировоззрение воспитателей ребёнка, интенсивность и качество его контактов и множество других факторов, общеизвестных своим влиянием на психику человека. В условиях тоталитарных режимов существует целенаправленная политика намеренного искажения естественных путей формирования социо-психической матрёшки. Вспомним стишок о том, что "когда был Ленин маленький, с кудрявой головой", он был не патологическим убийцей, а очень милым и наивным мальчиком: "Как мы, шалить умел он, как мы, он петь любил, правдивым был и смелым - таким наш Ленин был."

Самоорганизующаяся система самоорганизующихся систем социо-психических оболочек сознания может быть в тех или иных обстоятельствах теми или иными способами разрушена. Самоорганизация перестаёт функционировать. Происходит генерализация пассивных агрессий в нечто консолидированное, представляющее собой активную агрессию. Это - простое логическое объяснение того общеизвестного факта, что активную агрессию невозможно вернуть в ту конуру, из которой она выскочила. Это - одно из самоочевидных свойств активной агрессии, которое никто не мог до сих пор объяснить, а по этой причине намеренно не обращал на это внимания в своих научных поисках. Если пассивную агрессию или, проще говоря, недовольство можно регулировать, если на супрессию пассивной агрессии может оказывать решающее воздействие факторы изменения образа жизни с повышением его качества, например, разделённая любовь, выигрыш в лотерею или назначение большим начальником, то активную агрессию внутрь загнать практически невозможно, поскольку самоорганизации психики безвозвратно нарушена и не может самопроизвольно быть восстановлена без использования медицинских средств воздействия.

В качестве довода в пользу высказанных мыслей может быть рассмотрена ситуация с активной агрессией у ребёнка. Ребёнок видит привлекающие его предметы у ровесников с более материально обеспеченными родителями, он видит эти предметы на прилавках магазинов и требует у родителей купить игрушки, обладать которыми, как ему кажется, он должен во что бы то ни стало. Если у родителей нет возможности приобрести просимое, то ребёнок проявляет ярко выраженную активную агрессию, сопровождающуюся громкими криками, слезами, истерикой. Но даже в том случае, если требования ребёнка не будут удовлетворены, спустя короткое время его активная агрессия элиминируется, он просто забывает о том, что совсем недавно был вне себя из-за того, что ему не купили игрушку. Самопроизвольное не в пример взрослому человеку рассасывание активной агрессии у ребёнка связано с тем, что он не успел ещё нарастить свою социо-психическую "матрёшку", свою самоорганизующуюся система самоорганизующихся психических систем, которую после нарушения восстановить приктически невозможно.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение);

Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);

Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

Негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);

Обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванные действительными и вымышленными сведениями);

Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;

Вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, - так и через содержание - угроза, проклятие, ругань) Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: 2003. - с. 87. .

Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель - осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиты жизненно важных интересов от угрозы. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения.З. Фрейд признавал и третий тип деструктивности, который он описывал следующим образом: "Но даже там, где он появляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарциссического наслаждения" Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: 2004. - с. 401. .

Э. Фромм Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994. - с. 137-139. выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия - это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - жестокое истязание или убийство - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994. - с. 140. . Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.

В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы - спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994. - с. 141. . Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия - войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также - субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах её жизнедеятельности.

Рассмотрим проявления агрессии в концептуальных рамках, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - №3, 2005. - с. 71. . Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в таблице 1.

Тип агрессии

Физическая активная прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая активная непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая пассивная прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая пассивная непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная активная прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная активная непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная пассивная прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Вербальная пассивная непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем". Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться "несгибаемым" и "сильным" в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.

Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что понятие "агрессия" не имеет однозначного определения. Изучение различных терминов данного понятия в интерпретации специалистов в сфере психологии привело к рассмотрению агрессии в диапазоне таких элементов не однородных по степени, как: злые шутки, сплетни - бандитизм и убийства, что и способствовало выделению различных видов агрессии.

1. ДРАЙВЫ

Drive - (англ.) инстинкт, мотивация, побуждение, энергия, напористость. Традиционное понимание мотивации основано на принципе простой обратной связи. Изменение во внутреннем состоянии животного воспринимается головным мозгом и побуждает к определенному поведению (создает драйв). Такое поведение бывает аппетитивным и консумматорным. Аппетитивное поведение включает всебя поиск подходящих внешних стимулов; когда они найдены, наступает консумматорная активность, например потребление пищи или воды. Консумматорное поведение ведет к снижению драйва - или непосредственно, или путем уменьшения внутренних или внешних стимулов, которые его вызвали. Тогда консумматорное поведение также прекращается. Например, обезвоживание тканей тела ощущается головным мозгом и приводит к возникновению драйва жажды; он побуждает животное искать воду (аппетитивное поведение); когда вода найдена, животное пьет (консумматорное поведение). Питье может снизить жажду непосредственно, т. е. через кратковременные механизмы насыщения, такие, как ощущение воды во рту или тяжесть от воды в кишечнике. Кратковременные механизмы насыщения дополняются или обходятся у некоторых видов животных поступлением воды в кровоток, что ослабляет дегидратацию, вызвавшую драйв жажды. Таким образом, животное перестает пить или под действием кратковременных механизмов насыщения, или благодаря тому, что состояние его водного баланса больше не вызывает жажды.
Термин драйв введен Робертом С. Вудвортом (Woodworth, 1918) как альтернатива выдвинутому Мак-дугаллом (McDougall, 1908) понятию инстинкта. Вудворт различал в мотивации способность возбуждать энергию (драйв) и направлять деятельность. Первичные драйвы возникают из потребностей тканей, а вторичные - из приобретенных навыков.
драйв- мотивация, энтузиазм в работе, концентрация и решение задач, поведенческих цепочек.

Вудворт представил и популяризировал выражение "Стимул-Организм-Реакция" (SOR), чтобы описать его функционалистический подход к психологии и подчеркнуть его отличие от строгого подхода "Стимул-реакция". В своей модифицированной формуле "Стимул-Организм-Реакция" (SOR) Вудворт отметил, что стимул вызывает другой эффект или реакцию в зависимости от состояния организма. "О" (для организма) опосредует связь между стимулом и ответом.
добычный драйв, защитный драйв, драйв борьбы.
Около 20 лет назад Хельмут Райзер совершил революцию в подготовке собак в защитном разделе Schutzhund, выявив врожденные мотивации (драйвы), которые стимулируются на различных этапах тренинга. Он не паросто дал конкретные названия этим мотивациям, а собрал воедино многолетний практический опыт и научные исследования с результатами клинических исследований таких столпов изучения поведения, как Бруннер (Brunner), Хедигер (Hediger), Лоренц (Lorenz), Мост (Most) и Труммлер (Trummler), определив на научном уровне, какие существуют мотивации и как они вписываются в защитное обучение.


добычный драйв

Инстинкт добычи
Инстинкт добычи является частью поведения добывания собакой пищи. У хищных животных это означает, что инстинкт добычи управляет техникой охоты и убивания. Погоня, прыжок, захват, удушение и терзание добычи являются наиболее важными в этой технике, когда мы говорим о профессиональной подготовке защитного раздела. для того, чтобы стимулировать это инстинктивное поведение у собаки, мы дожны помнить, что реально добычное поведение животное проявляет во время охоты. добыча всегда в движении, она всегда движется уклоняясь, и она ввергнута в панику. Такое поведение, в свою очередь, вызывает стремление собаки к хватке, удушению и терзанию добычи до ее умерщвления. Инстинкт добычи является врожденным и обучаемым - то есть, его уровень может быть повышен или понижен. Инстинкт добычи насыщаем, а это значит, что может наступить момент, когда собака не проявляет больше желаемого нами поведения.
См.таб №1

Защитный драйв

Инстинкт защиты
Инстинкт защиты является одним из проявлений агрессивного поведения собаки и может проявляться в сочетании с другими видами поведения. Угрожающие выпады, оскалы и укусы - типичные защитные реакции. Оборонительное поведение, как правило, бывает вызвано угрозой, реальной или мнимой, или открытой агрессией. Целью защитного поведения всегда является заставить нападающего проявить поведение избегания. Оборонительная мотивация может прявляться в защите добычи, в защите щенков, в защите территории, в защите от чужаков или в самообороне. Защитный драйв удовлетворяется в каждом случае, когда агрессор показывает поведение избегания. Защитная мотивация не насыщаема и может быть активирована в любой момент. Следовательно, она должна быть частью боевог поведения любой защитной собаки. Кроме того, она отвечает за поведение противостояния стрессу или какой-либо угрозе. Большой опасностью в работе с собакой в защитном драйве является то, что те же раздражители, что вызывают защитное поведение, могут вызвать также и поведение избегания. Какую из двух возможных реакций проявит собака в угрожающей ситуации, зависит от ряда факторов, таких как уверенность и темперамент собаки, ее позитивный или негативный жизненный опыт, ее возраст и зрелость, место, в котором она находится - незнакомое или "родное", расстояние до противника, а так же других внешних воздействий (добыча, приятель, щенки).

драйв борьбы

Инстинкт борьбы
Вопрос, действительно ли существует самостоятельный инстинкт борьбы, до сих пор остается без ответа. Путем наблюдения считают, что инстинкт борьбы является продолжением инстинкта добычи.
Практический опыт показывает, что собаки, работающие в основном в результате задействования их защитного инстинкта, могут при этом не иметь выраженного инстинкта борьбы. Это собаки, которые часто не хотят работать с помощником, если он не включает оборонительные раздражители, но уверенно работают, находясь под угрозой. Желание искать борьбы является важным элементом бойцовского драйва. у всех собак с выраженным инстинктом борьбы, так же обнаружен и выраженный инстинкт добычи. Внесение добычной составляющей поднимает активность и не создает стресса для собаки. Тем не менее, один инстинкт добычи не равняется инстинкту борьбы. Собака так же должна задействовать защитное поведение. Основным компонентом инстинкта борьбы является активная часть агрессивности, социальная агрессия. То есть собака всегда должна видеть в помощнике соперника. Объекты спора могут варьироваться: это может быть добыча (отсюда и отношение драйва борьбы к инстинкту добычи), или это может быть оспаривание социального статуса, которое хорошо работает с собаками, склонными к доминированию. Таким образом, в целях повышения инстинкта борьбы мы должны усиливать добычную мотивацию, наращивать защитный драйв и укреплять агрессию, показывая собаке, что она может победить и доминировать над помощником. должно быть совершенно ясно, что так много желания борьбы, такого качества, какого бы хотелось, нельзя ожидать увидеть полностью развитым у годовалой собаки.

Агрессия
Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций, страха, ярости. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Агрессивное поведение животных - поведение, направленное на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Может реализовываться в двух видах: в ситуации добычи или защиты и в ситуации ритуализированной борьбы, когда противоборство между соперниками (самцами) сопровождается специфическими предупреждающими сигналами (движения или звуки), которые служат запугиванию.

Именно агрессия привносит в защитную работу максимум энергии. Агрессия подразделяется на реактивную и активную. Реактивной агрессией является агрессивное поведение, проявленное в ответ на действия фигуранта (в ответ на раздражители). Целью тренинга с использованием агрессивного драйва является активная агрессия (социальная). То есть реактивная агрессия - это некий "мост" для достижения активной агрессии.

Ключевым словом для описания активной агрессии является доминирование . Собака, проявляющая активную агрессию активна сама по себе, т.к. хочет доминировать над соперником. Активная агрессия проявляется во всех фазах защитного раздела: и в облаивании, и в хватке, и так же активная агрессия привносит активность и в послушание в защите. Часто говорят, что активная агрессия подкрепляет сама себя. Причинами наличия и развития активной агрессии у отдельной особи являются:

  • генетическая предрасположенность,
  • тренинг с использованием реактивной агрессии,
  • тренинг с использованием фрустрации,
  • тренинг с использованием конфликтов.

См. таб №1

2. ФРУСТРАЦИЯ

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

В широком смысле фрустрация - это какая-либо неудовлетворенность (пищевая, игровая, сексуальная и т.д.). Но в данной системе под фрустрацией понимается именно неудовлетворенность добычного инстинкта .

Фрустрация - удобный инструмент, для достижения агрессивного поведения. В зависимости от склонности реагировать на те или иные раздражители в процессе развития агрессии собаки делятся на два типа: реактивные и фрустрационные. Соответственно, собаки, отвечающие агрессивным поведением на угрозу, являются реактивными , собаки, не отвечающие на угрозу, но сильно заинтересованные в добыче и проявляющие агрессивное поведение при прекращении добычной стимуляции, являются фрустрационными . Каждый проводник может использовать фрустрацию, для обучения собаки, например, облаиванию практически вне зависимости от ее принадлежности к одному из этих типов. Но фигуранту важно правильно "прочитать" собаку, чтобы понимать к какому типу она относится, тк подкреплением для реактивных собак и подкреплением для фрустрационных собак будут действия фигуранта, в корне отличающиеся друг от друга. (см. цель добычного поведения и цель агрессивного поведения).


3. ПОВЕДЕНИЕ ИЗБЕГАНИЯ

Избегание - защитный механизм психики, заключающийся в уклонении (отказе, уходе) от ситуаций и источников неприятного воздействия.
Реакция избегания или избегающее поведение (англ. Escape response) - род оборонительных реакций, возникающих в ответ на сигнал-предвестник негативно окрашенного эмоционального раздражения, либо действия, направленные на предотвращение такого раздражения. Различают активные и пассивные реакции избегания.

Поведение избегания делится на два типа: активное и пассивное.
Показывая активное поведение избегания , животное пасует и убегает (отступает).
Пассивное поведение избегания - это отсутствие активности в пугающей ситуации, или смирение со своей участью.

Таб №1 Сравнительная характеристика поведения.

Добычный драйв Агрессия (активна, реактивная) Поведение избегания
Раздражитель Такими "спусковыми крючками" для добычного поведения являются, например, движения убегающего от хищника кролика. Кролик старается убежать и всегда движется от хищника и никогда на него. Раздражителями реактивной агрессии являются угроза и открытая агрессия.
Под угрозой понимается напряженная поза фигуранта, пристальный взгляд в глаза, сокращение дистанции, замахи, угрожающий голос.
Под открытой агрессией следует понимать удары плетью, щипки за шкуру, удары стеком и прочие действия, имеющие контакт и вызывающие агрессию.
Все вышеперечисленные раздражители так же являются и раздражителями активной агрессии. Но кроме них активную агрессию вызывает само наличие конкурента (фигуранта).
для поведения избегания и для реактивной агресси раздражители одинаковы.
Поведение Собака, показывая добычное поведение, ведет себя, как охотник. Она затаивается, выслеживая жертву, быстро атакует, хватает жертву, борется, умерщвляя ее, уносит в безопасное место и крепко держит до тех пор, пока не убедится, что жертва действительно мертва (канализирование). Агрессивным поведением является увеличение в размерах ("дыбит шерсть"), оскал, рык, лай. Иногда собака весьма не уверена в себе и не решается проявлять агрессивное поведение. В таких случаях стоит подкреплять даже самый минимум агрессивного поведения, если фигурант добивается от собаки агрессии. Часто таким минимальным агрессивным поведением, на которое решается собака, является ее пристальный взгляд. Показывая активное поведение избегания, животное пасует, убегает (отступает). действия-заменители так же можно отнести к активному поведению избегания (при угрозе собака зевает, роет землю, чешется, ест траву и прочие, иногда, самые неожиданные и не подходящие к ситуации действия).
Пассивное поведение избегания - это отсутствие активности в пугающей ситуации, или смирение со своей участью. Собака показывает позу подчинения или просто ложится, зажмурившись, и ждет своей участи.
Цель поведения Завладеть добычей. Заставить соперника (фигуранта) отступить - увеличить дистанцию, убрать угрозу, проявить поведение избегания.
Конечная цель реактивной агрессии - покой.
Конечная цель активной агрессии - агрессия, доминирование, признание соперником поражения.
Покой.
Преимущества Тренинг на добыче всегда является безопасным, собака не испытывает давления и сильного стресса. Проводник может отрабатывать многие технические элементы защитной работы самостоятельно или со вторым участником, используя добычный драйв, для того, чтобы в дальнейшем при тренинге с фигурантом собака уже знала "правила игры" и чувствовала себя более уверенно. Преимущества реактивной агрессии :
  • вызывается в любой ситуации;
  • является "мостом" к активной агрессии.
Преимущества активной агрессии :
При активном поведении избегания - это, как минимум, активность, которую можно направить в нужное русло (загнанная в угол крыса бросается на нападающего - бегство вперед). Кроме того, активное поведение избегания используется в послушании. Уходя от негатива, животное показывает требуемое поведение. При некоторых способах обучения, например, апортировке, удержание апортировочного предмета является действием-заменителем, которое используется целенаправленно.
Недостатки добычный драйв является насыщаемым драйвом. Недостатки реактивной агрессии :
  • реактивная агрессия очень близка к поведению избегания
Недостатки активной агрессии :
  • сложно контролировать собаку;
  • способность к обучению падает.
Неуверенность. Стресс.

4. КАНАЛИЗИРОВАНИЕ

Канализирование - психологический процесс, в ходе которого индивид учится направлять свои первоначально не специфические побуждения и потребности на специфические способы или объекты их удовлетворения.

Под канализированием понимается способность собаки перенаправлять энергию из агрессивного драйва в добычный. Имеется ввиду способность проявлять спокойную крепкую хватку сразу после фазы агрессии и сохранение ее при оказываемом на собаку давлении со стороны фигуранта или окружающей среды. Собака, не способная канализировать свое возбуждение и т.п., не интересна для спорта.
Собака со слабой нервной системой не может:

  • иметь хорошую атаку;
  • иметь спокойную, полную, сильную хватку;
  • канализировать давление, оказанное фигурантом в хватку.

! Выше обозначенные вещи не всегда являются следствием слабой нервной системы.

5. ЗАЩИТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Вся программа защитного раздела представляет собой попеременную смену трех драйвов: добыча, агрессия, послушание (социальный драйв).



драйвы (здесь так же подходит термин "состояния") должны быть в хорошем балансе . Собака должна чисто проявлять каждый из трех драйвов и должна быстро переключаться, сменяя драйвы.

6. КОНФЛИКТ

Конфликт - это одновременное возбуждение (раздражение) сразу двух мотиваций: например, агрессии и добычи, добычи и послушания, агрессии и послушания. Используется для повышения уровня возбуждения при любом из драйвов.

Различия между фрустрацией и конфликтом
Фрустрация:

  • невозможно осуществить конечное поведение
  • безопасный путь развития агрессии у молодой собаки

Конфликт

  • конфликт между двумя драйвами;
  • препятствует самому поведению.

7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ

  • должна быть здорова и способна выполнять требуемые задачи;
  • иметь драйвы в хорошем балансе (защитный треугольник);
  • должна соперничать с человеком, а не с рукавом;
  • иметь быструю атаку;
  • должна иметь полную, сильную и спокойную хватку;
  • должна быть способной канализировать поведение;
  • должна уметь бороться.

Проводник должен:

  • обеспечивать контроль над собакой в любой ситуации;
  • знать, что хорошее послушание - обязательная база для защитной работы;
  • понимать, что фигурант не тренирует послушание - это задача проводника;
  • знать, что между проводником и собакой должна быть хорошая гармония;
  • уметь работать с поводками (+активная/пассивная коррекции);
  • осуществлять свои действия так, чтобы эти действия (как белое и черное) были понятны собаке;
  • быть спокоен. Если вы не спокойны, как собака может быть спокойна?
  • уметь "тормозить" свои действия, давая собаке шанс показать правильное поведение самостоятельно;
  • уметь держать "Паузу": команда...101...102...103...действие;
  • понимать, что после коррекции всегда должен быть "мир/покой";
  • не забывать хвалить собаку за правильное поведение;
  • осуществлять правильный тайминг (своевременность коррекции и поощрения).

Фигурант должен;

  • уметь "читать" собаку;
  • правильное дозировать давление на собаку;
  • иметь технико-координационные способности на высоком уровне;
  • осуществлять правильный тайминг (своевременность оказания давления, стимуляции, подкрепления);
  • уметь видеть процесс тренинга как командную работу фигуранта, проводника и собаки (а, иногда, и дополнительных помощников);
  • уметь объяснить проводнику суть упражнения или тренировки;
  • уважать труд проводника;
  • не вредить здоровью собаки;
  • делиться своими знаниями.

8. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ДРАЙВА

Одна из важнейших задач фигуранта во время занятия - это держать драйв собаки на должном уровне. драйв должен быть достаточно высок для того, чтобы собака училась и привыкала работать при высоком возбуждении, но и также собака не должна быть перевозбуждена настолько, чтобы ее способность обучаться (или "слышать" проводника) падала. То есть, иначе говоря, драйв собаки должен быть в рамках функциональной области.
У неопытной собаки функциональная область драйва является узкой. С опытом функциональная область драйва собаки увеличивается. И способствует ее увеличению давление. А именно давление инстинкта, давление команды и полное давление. Под давлением инстинкта понимается стимуляция собаки соответствующими раздражителями. Когда драйв собаки достаточно развит, в защитный тренинг можно подключать послушание. Переключение собаки в послушание и есть давление команды. Позже, когда собака достаточно опытна, можно нагружать ее одновременно с двух сторон - со стороны фигуранта и со стороны проводника, то есть использовать полное давление или конфликт. При правильном понимании давления и при правильном использовании проводником и фигурантом данных способов развития драйва собаки функциональная область увеличивается.
На любом этапе подготовки фигурант должен распознавать, в какой области находится драйв собаки, и вместе с проводником использовать подходящий в каждый отдельный момент тренинга инструмент для управления драйвом собаки, чтобы понизить или повысить его, тем самым удерживая драйв в функциональной области

Область перевозбуждения.

Возбуждение зашкаливает, собака перегружена и не в состоянии воспринять команду и проявить требуемое поведение.

Фигурант:
низкая стимуляция.

Проводник:
пассивная коррекция.

Функциональная область.
драйв собаки в его лучшей оптимальной области.
Чем больше эта область, тем всегда лучше.

Область низкого драйва (или область уклонения).
драйв очень низок. Собака ленива. Всеми действиями стремится избежать работы.

Проводник:
активная коррекция

Фигурант:
высокая стимуляция

Обучение охватывает все процессы, при помощи которых собака приспосабливается к окружающей среде (процессы изменения, формирования поведения).
В предыдущей , мы ознакомились с предшествующими факторами и последствиями, определение стимулов в окружающей среде, которые запускаю, усиливают или ослабляют поведение.
Чтобы работать с животными, тренер, фигурант должен знать законы формирования поведения, классическое и оперантное научение. должен выяснить какие стимулы контролируют нужные реакции. Важно знать как эти стимулы запускают и удерживают поведение, знать и вовремя менять их. Поэтому так важно знать и понимать теорию.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

Факультет социальных наук

Кафедра психологии и педагогики

Специальность 030401.65 - Клиническая психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Агрессия девушек и юношей

по дисциплине «Общая психология»

Благовещенск 2014

Курсовая работа содержит 46 с., 1 рисунок, 2 таблицы, 2 приложения, 26 источников.

АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОСТЬ, НЕСДЕРЖАННОСТЬ, ОБИДА, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.

Повышение интереса к проблеме агрессии и все более активное изучение данной темы в русле психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе.

В первой главе работы рассматриваются различные подходы к определению агрессии, например, Румянцева Т.Г. и Бойко И.Б., они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия. Также были рассмотрены понятия физическая и вербальная агрессия.

Было проведено эмпирическое исследование, показывающее особенности агрессии студентов обучающихся в колледже. А также на основе полученных данных были сделаны соответствующие выводы.

Введение

1 Теоритические основы изучения агрессии юношей и девушек

1.1 Понятие агрессии в психологии

1.2 Виды агрессии

1.3 Причины агрессии у юношей и девушек

2 Исследование агрессии юношей и девушек

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение А Методика диагностики состояния агрессии (Басс и Дарки)

Приложение Б Сводные таблицы данных


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном мире, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено что именно на современном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.

Необходимо отметить, что профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики агрессии не в полной мере решает задачи по её предупреждению. В профилактике агрессии девушек и юношей имеется ряд задач, требующих своего решения.

Объект исследования: агрессия.

Предмет исследования: особенности агрессии юношей и девушек

Цель исследования: изучить уровень агрессии у юношей и девушек

Гипотеза: Агрессия у юношей будет выше, чем у девушек.

    Изучить литературу по проблеме агрессии;

    Рассмотреть виды агрессии юношей и девушек;

    Провести исследование агрессии юношей и девушек

Методы исследования: анализ литературы, тестирование.

База исследования: Благовещенский Финансовый Экономический Колледж

Выборка составила 20 учащихся 4 курса

1 ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

      Понятие агрессии в психологии

Чтобы прийти к общепринятому пониманию понятия «агрессия» рассмотрим это понятие с разных сторон и подходов.

В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессии предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

В отечественной психологической литературе проблема агрессии представлена многочисленными публикациями, содержащими неоднозначные выводы. Особую популярность она приобрела в эпоху научно- технической революции, когда создание различных видов оружия массового уничтожения привело к возможности самоуничтожения человеческой цивилизации. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины 20 века, как, например, значительный рост преступности, терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты содействовали значительной актуализации данной проблематики.

На сегодняшний день существуют несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. Рассмотрим некоторые из них. Так, Реан А.А. выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессивности (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Додлард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного повеления (Л. Берковец и др.).

Так, Фрейд 3. связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов Лоренц К., как и Фрейд З., считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А согласно Долларду Дж., агрессивность представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения.

По мнению Л. Берковеца, поведение все-таки можно контролировать. Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессивность бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка .

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии:

    под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер);

    под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу;

    Басс А. рассматривает агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы;

    по Уилсону агрессия - это физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи ;

    агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение .

Выше представленные определения можно условно разделить на 2 группы:

1 Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба .

2 Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Бэрон Р. и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения .

    агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

    в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

    жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Среди отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения .

Большой вклад в разработку проблемы агрессии внёс Доллар, который в 1939 г. предложил теорию фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Теперь обратимся к теории социального научения, предложенной А. Бандурой, где агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно .

Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим .

Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями (Берковиц Л., Фешбах С.), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям .

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведённых выше. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного поведения.

Общее для всех теорий положение, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктив­ных, врожденных факторов, ведет к заключению, что агрессивные про­явления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарож­дения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно дос­тичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить интен­сивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать человека.

      Виды агрессии

Агрессия может появиться в силу разных причин. Ими может выступать фрустрация, и стресс, общее физическое и психологическое состояние. А раз существуют разные причины возникновения агрессивного состояния, существуют и различные виды агрессии.

Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства.

Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

1 Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2 Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

3 Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4 Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

5 Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

1 Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

2 Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Однако агрессия существует в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окру­жающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

А.Х. Басс и Дарке выделяют 5 видов агрессии:

Физическая

Раздражение

Вербальная

Косвенная (направленная и ненаправленная)

Негативизм (оппозиционное поведение).

Согласно инстинктивным теориям агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

1 Физическая – нападение

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение и порча других вещей.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственно нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать 2 формы: символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивания, реальная- непосредственно физическое воздействие.

2 Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань). .

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника, агрессивных фантазий.

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные формы прямой вербальной агрессии: дразнилки, оскорбления.

4 Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо, действия, характеризующиеся ненапраленностью и неупорядоченностью (шутки, сплетни).

5 Инструментальная – средство достижения цели.

6 Враждебная – выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии.

7 Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

8 Альтруистическая - имеет цель защиты других от чьих-то агрессивных действий .

9 «Комплексный (смешанный) вид агрессии – тот вид агрессивного поведения, который имеет два или больше равносильных (примерно одинаково ценных для индивида) мотивов.

Одна эмоциональная цель может сочетаться с некоторыми важными инструментальными целями. Большая часть агрессивных действий людей принадлежит к смешанному типу.

Если человек, совершая ряд агрессивных действий, одновременно получает как непосредственно функциональное наслаждение, так и удовольствие от достижения других целей (восхищения людей, высокого статуса и т.п.), то вполне понятно, что такие действия с большей вероятностью будут запоминаться, обладая высоким уровнем готовности для нового воспроизведения, чем же агрессивные действия, с помощью которых люди преследуют более простые отдельные цели - только инструментальные или только эмоциональные».

Также существуют сведения о следующих видах агрессии:

Экспрессивная агрессия - представляет собой непроизвольный взрыв гнева, ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Спонтанная агрессия - имеет сходство с возбудимостью. Результат накопления энергии, направленный на преодоление преград на пути достижения цели.

Инициативная агрессия - имеет место в том случае, когда агрессор является зачинщиком.

Оборонная агрессия - реакция на ранее совершенный акт агрессии

Таким образом, анализ понятия "агрессия" позволяет сделать вывод о том, что к агрессии относят осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей. Рабочим определением является: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. К формам агрессии относятся: физическая, косвенная, вербальная, склонность к раздражению, обида, подозрительность.

      Причины агрессии у юношей и девушек

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». З. Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлен в теории социального научения Л. Берковитца. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1 Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2 Наличие фрустрации.

3 Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4 Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение выделим:

Желание привлечь к себе внимание

Ущемление достоинств другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство

Стремление защититься и отомстить

Стремление быть главным

Стремление получить желанный предмет

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками

Рассмотрим также факторы, вызывающие нарушение поведения.

1 Психологические корни негативных поведенческих проявлений:

Необходимость самореализации и самоутверждения (для некоторых людей, не обладающих большими коммуникативными и интеллектуальными способностями, драка и физическое насилие оказываются самыми приемлемыми способами самоутверждения, завоевывания авторитета).

Необходимость защитить себя

Необходимость психологической разрядки, удовлетворение блокированной потребности.

Достижение какой-либо значимой цели, которая не может быть достигнута иным путем.

2 Факторы криминогенного характера:

Общее социальное неблагополучие

3 Психофизиологические факторы

Некоторые особенности нервной системы

Особенности нервной системы

Особенности темперамента

Особенности психологического состояния

Особенности соматического состояния

Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, и избалованные «маменькины сынки», не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них - это сплав мести и самопроверки.

4 Факторы психологического риска

5 Ситуативные факторы

Оценка другими людьми

Присутствие других людей уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.

Желание возмездия

Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-то.

А. Бандура утверждает, что агрессивные действия мотивированы разнообразным аверсивным опытом - фрустрацией, болью, оскорблениями. Аверсивный опыт вызывает у нас эмоциональное возбуждение. Но будем ли мы вести себя агрессивно или нет, зависит от ожидаемых последствий. Агрессия наиболее вероятно проявится тогда, когда мы возбуждены, и агрессивные действия кажутся нам безопасными и сулят определенную выгоду .

Так же, по мнению Т.С. Яценко, разработавшей психодинамическую теорию, агрессию нельзя сравнить с депрессией или тенденцией к "психологической смерти". Она является более локальным понятием и всегда выражается через отношения с другими людьми. По ее мнению, хотя агрессия и относится к энергетическому аспекту активности субъекта, по своим проявлениям это явление социального характера, поскольку находит выражение в межличностном взаимодействии .