Что должен делать ребенок в 2. Навыки и умения малыша в два года

Зная, что должен уметь ребёнок в 2 года, вы сможете подобрать правильную методику его воспитания. Кроме того, это поможет своевременно обнаружить определённые отклонения в развитии дошкольника и принять необходимые меры для их корректировки. Навыки и умения младшего дошкольника к этому возрасту находятся в зачаточном состоянии, именно в этот период происходит формирование склонностей к определённым видам деятельности, поэтому им нужно уделить много внимания. К 18–24 месяцам младенец начинает активно развиваться физически, поэтому родители должны знать, как он будет себя вести. Нужно знать, как развивается младший дошкольник с психологической точки зрения, поскольку это особенно важно для его воспитания.

Если говорить о речевых способностях младенца, к 2 годам ребёнок должен знать около 50–100 слов, причём среди них обязательно будут обозначения предметов, окружающих его в повседневной жизни. Кроме того, некоторые из этих слов младший дошкольник может использовать в общении с взрослыми и сверстниками. Не стоит беспокоиться, если младенец доносит большую часть информации, используя жесты, возгласы, мимику – для 18–24 месяцев это вполне нормально.

Маленький человек не имеет музыкального слуха, однако в таком возрасте развивается чувство ритма. Поэтому включать классическую музыку рано, а простые мелодии наверняка понравятся ребёнку.

У большинства людей именно в 24–36 месяцев пробуждается склонность к творчеству, которую стоит всячески поощрять.

Младший дошкольник не сможет нарисовать настоящую картину и вряд ли изобразит что-либо помимо бесформенных фигур. Однако даже рисование каракулей поможет выработать творческие навыки. Чадо научится держать кисточки и карандаши, а также смешивать между собой различные цвета для получения определённых оттенков. Не нужно прививать навыки письма – сознание столь маленького человека не готово к восприятию, формированию, развитию такого умения.

К этому времени младший дошкольник должен знать о формах и размерах различных предметов, уметь сравнивать их. Для тренировки восприятия названных понятий следует предлагать ему собирать достаточно простые конструкторы либо пазлы, одевать кукол, вставлять предметы внутрь специальных прорезей. Рано давать крохе в 2 года головоломки и раскраски – он будет только расстраиваться из-за неудачных попыток выполнить поставленную задачу. Лучше провести время с ребёнком в песочнице, строя куличики и другие формы. Не ждите, что младший дошкольник слепит из песка большой красивый замок самостоятельно, но вы можете помочь ему.

Стоит сказать, что при достижении 24–30 месяцев читать умеет один младенец из 10 тысяч, поэтому не нужно насильно заставлять его воспроизводить слова с бумаги. Можно понемногу разучивать отдельные буквы и цифры, стараясь не принуждать младшего дошкольника к обучению при достаточно быстрой утомляемости. Обязательно нужно читать на ночь и в другое время сказки, что научит его хорошо воспринимать информацию на слух. Можно использовать аудиокниги, однако следует отдавать предпочтение специальным записям для детей младшего возраста. Они отличаются отсутствием фоновой музыки, а также специально подобранной громкостью и тембром речи.

При наступлении возраста 18–24 месяцев формируются первые зачатки логики человека, поэтому нужно активно способствовать её развитию. Можно предложить игру, в которой младенец будет раскладывать шарики или иные предметы по цветам либо размеру. Стоит объяснить причинно-следственные связи:

  • окно открыли, подул ветер, стало холодно;
  • нажали на выключатель, лампа отключилась, стало темно;
  • взрослые одеваются, собираются выходить из дома.

Младший дошкольник обязательно должен знать имя, отзываться на него. Ему следует объяснить, что при необходимости он может позвать другого человека, но если услышит своё имя, то должен прийти.

Важный совет от редакции!

Если вы испытываете проблемы с состоянием волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые используете. Пугающая статистика – в 97% шампуней известных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Вещества, из-за которых все беды, в составе обозначаются как содиум лаурил/лаурет сульфат, коко сульфат, ПЭГ, ДЕА, МЕА.

Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Также, эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать различные заболевания. Мы рекомендуем отказаться от использования средств, в которых находится эта химия. Недавно наши эксперты провели анализов шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic.

Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

Физическое развитие

Родителям стоит знать, что к двум годам кроха уже должна хорошо ходить либо даже бегать, хотя делать это лучше под присмотром взрослых. Подвижность младшего дошкольника нельзя ограничивать. В противном случае могут возникнуть определённые проблемы, связанные с отставанием развития от сверстников. Особенно остро это проявится на уроках физвоспитания в школе – дети, которым не давали проявлять физическую активность, не могут выполнить нормативы, склонны к уклонению от таких занятий.

Если есть возможность, с младенцем стоит гулять на улице не реже 3–4 раз за неделю, а лучше – каждый день. Летом лучше выезжать на дачу либо отправляться к родственникам за город, чтобы младенец мог проявлять свою склонность к физической активности в полной мере. Это будет полезно в плане пребывания на свежем воздухе, не загрязнённом промышленными отходами и выхлопными газами. В 24–36 месяцев кроху можно оставлять на пару дней с родственниками, но не дольше – часто родители делают ошибку, отдавая детей на несколько месяцев дяде с тётей, бабушкам и дедушкам. Конечно, в таких условиях младший дошкольник сможет находиться за городом, играть и резвиться без ограничений, но психологический контакт с родителями будет нарушен, что впоследствии может привести к появлению множества отклонений в поведении.

Нужно также знать, что к такому возрасту у детей зарождается склонность к самостоятельности, которая может проявляться в разных аспектах – начиная от утреннего одевания и заканчивая сложными играми, которые пока младшему дошкольнику не по возрасту. Дети на прогулке хотят идти, не держась за руки родителей. Это стоит поощрять, но нужно внимательно следить, чтобы малыши не убегали далеко, не подвергались опасности. Постарайтесь меньше гулять по оживлённым улицам, почаще выходите в парк либо лесопосадку.

Нагружать младшего дошкольника в 24–36 месяцев настоящей работой будет бессмысленно, поскольку он не сможет выполнять сложных действий, и вновь будет расстраиваться. Лучше всего давать ему простейшие поручения, которые познакомят его с различными бытовыми процессами. Хороший пример – помочь маме с уборкой, разложив игрушки на места, или расставить на полку книги со сказками. Даже если младенец не участвует в процессе, разрешите присутствовать при выполнении своей работы, чтобы впоследствии он был готов к труду.

Младенцу в таком возрасте нужно достаточно много отдыхать и спать, однако принуждать его к этому также будет вредно. Необходимо менять вид деятельности и переходить к более спокойным занятиям – например, к прослушиванию сказки или к совместной сборке конструктора. В 2 года младший дошкольник ещё не сможет жить по очень строгому распорядку дня. Стоит ориентироваться скорее на его желания, чем на рекомендации педиатров.

Психологическое развитие

Стоит знать, что в 2 года младенец наиболее привязан к родителям – он начинает испытывать чувство любви, а не простой физиологической привязанности. Не следует мешать ему выражать любовь. Даже при воспитании мальчика нужно разрешать ему проявлять эмоции. Не бойтесь, что младенец станет чрезмерно требовательным и плаксивым – при правильном воспитании поведение будет разумным и без строгих ограничений.

Младший дошкольник учится дружить – в период 18–24 месяцев очень важно общение со сверстниками, которого он не должен лишаться. В окружении крохи должны присутствовать мальчики, девочки, дети постарше. Если вы не хотите отдавать его в детский сад, вам следует почаще гулять с ним на специальных площадках и помогать заводить знакомства среди соседей и жителей близлежащих домов.

Моральными качествами младенца заниматься ещё рано, хотя уже можно начинать объяснять понятия «хорошо» и «плохо», их связь с поступками. Если дома содержится животное, на его примере нужно показать, что живые существа заслуживают уважительного отношения, милосердия и сочувствия. У крохи может зарождаться чувство семьи – ему нужно рассказать о родственниках и научить проявлять осознанную вежливость.

В 2 года и 6 месяцев физическое и нервно-психическое развитие ребенка делает очередной скачок, вчерашний неуклюжий малыш превращается в бойко разговаривающего и обожающего машинки и гонки мальчишку или нежную принцессу в красивом платьишке и ярких бусах. К этому возрасту формируются социальные и поведенческие особенности характера ребенка, он много разговаривает, с интересом изучает детские книжки и готовится к поступлению в садик. Родителям детей двух с половиной лет очень важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, ведь от наличия или отсутствия определенных навыков будет зависеть насколько быстро и легко их малыш сможет адаптироваться в детском саду или в другом детском коллективе.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 -16,9 кг, а рост — 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост — 83,5 -97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.

В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.

Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.

В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.

В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.

В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.

В этом возрасте малыш должен уже активно принимать участие в своем собственном одевании . Одеваться сам 2-х с половиной летний ребенок еще не может, но уже вполне способен раздеваться без посторонней помощи, надевать носки, трусики, шорты и юбочки и пытаться надеть колготки и обувь.

Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года

Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания , мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.

В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного». Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.

К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.

Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета , отличать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий – узкий» и так далее.

В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.

Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.

Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.

Что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев

По мнению педиатров, ребенок в 2 года и 6 месяцев должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице;
  • есть самостоятельно с помощи ложки и пить из чашки, не проливая;
  • раздеваться самостоятельно и надевать несколько простых вещей;
  • просится на горшок или садиться на него самостоятельно;
  • умываться, мыть руки и вытираться;
  • отвечать на вопросы взрослых и самостоятельно задавать вопросы;
  • называть свое имя, знать свой возраст, как зовут маму, папу и других родственников;
  • различать основные цвета;
  • знать названия всех частей тела, предметов обихода, домашних и диких животных, птиц и так далее;
  • держать в руке карандаш, рисовать им линии, окружности, закрашивать крупные картинки;
  • играть в сюжетные игры;
  • строить башни из кубиков, собирать паззлы из 2-3 картинок;
  • сочувствовать, сопереживать окружающим;
  • играть рядом или вместе с другими детьми;
  • знать сюжеты нескольких сказок, показывать на картинках в книжках героев и рассказывать, что они делают.

Мальчики и девочки в 2 года и 6 месяцев

Уже в таком раннем возрасте подход к воспитанию разнополых детей должен быть разным: мальчики в 2 с половиной года уже чувствуют необходимость получать одобрение своих поступков и действий, и хочет быть маленьким помощником и поддержкой для своих близких. А вот девочкам младшего возраста гораздо важнее то, как их воспринимают родители и как они проявляют свою любовь и заботу к ним.

Развитие ребенка в 2 года отличается тем, что он становится очень подвижным, любознательным и постепенно превращается в настоящего полноценного собеседника.

В этом возрасте детки уже часто демонстрируют свой характер и свое мнение.

Какими навыками характеризуется развитие ребенка в 2 года? Что он должен уметь в этом возрасте?

Во-первых, хочу отметить, что каждый ребенок индивидуален и неповторим, и развиваются все детки по-разному, поэтому ровнять всех малышей не стоит. Хотя есть определенные навыки и умения, которыми должны владеть все дети этого возраста:

1. Двигательные навыки

В возрасте 2 лет очень важны такие факторы, как согласованность движений и координация. К двум годам карапуз должен научиться бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице, маршировать, ударять ногой по мячу, ходить задом наперед, сохранять равновесие на бревне.

2. Мелкая моторика

Малыш уже должен уметь строить башню из 4-5 кубиков, резать детскими ножницами, рисовать карандашом бессмысленные фигуры.

На этом этапе очень важно развитие , поскольку между этим фактором и существует прямая зависимость. То есть, можно сделать вывод, что развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи у ребенка.


3. Познавательное и интеллектуальное развитие

Сюда входят такие процессы, как развитие памяти, мышления, внимания, восприятия.

Что же умеет ребенок в два года?

1) Кроха реагирует на определенный ритм либо мелодию, покачиваясь в такт.
2) Ребенок легко выполняет простые просьбы и указания, предполагающие до 3 действий.
3) Рассказывает вместе с взрослым стишки, либо повторяет их часть.
4) Стремится разобрать предмет, чтобы его изучить.
5) Знает 150-300 слов.
6) Способен объединить слова в короткие фразы и предложения.


4. Развитие речи

Речь очень сильно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. В возрасте до трех лет речь малыша развивается сразу в четырех направлениях:
- закладывается способность связно выражать мысли;
- формируется понимание речи;
- осваиваются правила построения фраз;
- заканчивается овладение произношением звуков.

Как же активировать и стимулировать развитие речи малыша?

1. Постоянно разговаривайте с ребенком.
2. Ясно и четко проговаривайте все слова. Ребенок в этом возрасте подражает речи взрослого, поэтому нельзя сюсюкаться и коверкать слова.
3. Задавайте вопросы: «Как мычит корова?», «Что говорит собака, кошка?», «Как едет машина, поезд?» и т.д.
4. Обязательно развивайте мелкую моторику – это способствует развитию речи. Больше лепите из теста и пластилина, рисуйте пальцами и кистью, карандашом, раскрашивайте, застегивайте пуговицы, завязывайте шнурки, перебирайте мелкие предметы.


5. Социальное развитие

Это навыки ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, взаимодействовать с внешним миром. Здесь большую роль играют навыки самообслуживания. Например, малыш должен уметь:
- ходить на горшок;
- частично самостоятельно одеваться, или хотя бы проявлять интерес к процессу одевания (засовывать ножку в ботинок, просовывать руки в рукава и т.д.);
- мыть руки;
- вытирать руки;
- самостоятельно кушать;
- самостоятельно пить из чашки;
- с помощью взрослого чистить зубы;
- помогать взрослым.

Хочется отметить, что в возрасте двух лет дети очень быстро осваивают новые навыки: достаточно просто один-два раза показать и ребенок все запомнил. В карапузы уже начинают использовать воображение. Очень любят слушать сказки и общаться со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, не лишайте своих деток возможности, активно развиваться: общайтесь с ними, читайте, играйте и побольше гуляйте.