Внимание человека: что это и как оно работает. Как работает внимание

Вам понадобится

  • Научная литература, иллюстрации типа «Найди три отличия», научные публикации, статьи по данному вопросу.

Инструкция

Внимание в качестве проявления активности человека выражается в познавательных процессах. В этом вопросе у психологов нет единого мнения. Одни исследователи утверждают, что отдельного и независимого такого процесса не может быть. Внимание в этом случае может выступать только как одна сторона всего психического процесса личности. Другие ученые уверены, что внимание может представлять независимое состояние человека, то есть какой-то специфический внутренний процесс, который имеет собственные особенности.

Среди свойств внимания человека выделяются следующие качества. Внимание обладает устойчивостью, которая представляет собой способность человека длительное внимание концентрироваться на объекте изучения. Внимание отличается сосредоточенностью, то есть концентрированностью на одном объекте при отвлечении от всего остального. Внимание обладает таким свойством, как переключаемость, то есть способность человека в зависимости от вида деятельности переключаться с одного объекта на другой. Распределение внимания является способность рассредоточивать его в пространстве и во времени. Объем внимания – это такое количество информации, которое человек способен сохранять и концентрировать в одно время.

Физиологические механизмы внимания человека определяются формированием очага повышенного возбуждения, его доминанты. Благодаря этому процессу в определенной части коры головного мозга создаются необходимые условия для более полного и точного отражения значимого момента или объекта. Все, что не имеет к этому отношения, просто блокируется. Физиология внимания также находится в зависимости от ориентировочного рефлекса. То есть это способность мозга выделять из окружающей действительности новый и необычный раздражитель. Этот процесс может сопровождаться и настройкой анализаторов. Повышается также активность деятельности головного мозга в момент наибольшей сосредоточенности функции внимания на каком-либо объекте.

Развитие внимания человека зависит от первоначальной его формы. Она может быть высшей и низшей. Это зависит от того, какое внимание, произвольное или непроизвольное, задействовано в данный момент. Непроизвольное внимание может проявляться без видимых раздражителей и волевых усилий со стороны человека. Произвольное внимание можно проявиться только, когда у человека поставлена конкретная цель.

Часто после долгих месяцев и лет совместной жизни многие женщины начинают замечать, что их избранник не уделяет им столько внимания, сколько раньше. В этом случае нужно взять ситуацию под контроль и начать действовать.

Инструкция

Выясните, почему мужчина оставляет вас без внимания. Возможно, он просто много работает , и у него не хватает времени поговорить с вами, узнать, как вы себя чувствуете, чем занимаетесь. Нередко времени на любимого человека не хватает и у самой женщины. Из-за этого и возникают обиды, разногласия и ссоры.

Скажите вашему избраннику прямо, что вам не хватает внимания. Возможно, он за что-то обижен на вас, и тогда вы должны постараться загладить вину, попросить прощения, если вы действительно сделали что-то не так.

Смените обстановку. Если помещение изо дня в день выглядит одинаково, это порой действует на человека удручающе и может создать нервное напряжение. Попробуйте сменить обои или ковер, выполните перестановку мебели, добавьте больше декоративных предметов и комнатных растений.

Внесите изменения в ваш образ жизни. Найдите время для совместного отпуска. Проведите его как можно активнее и посетите места, где вы еще не были. Не забывайте и о выходных днях, их также необходимо проводить вместе. Сходите вместе в кино, ресторан, ночной клуб или просто прогуляйтесь по городским улицам. Возьмите вашего любимого за руку и скажите, как сильно его любите.

Внимание человека подразделяется на два вида. Это непроизвольное и произвольное внимание . Первое возникает само по себе. То есть мы идём по улице, а мимо бежит собака. Нам до неё нет никакого дела, но почему-то замечаем этого пса. То же самое можно сказать о других многочисленных факторах, попадающих в поле зрение. Они привлекают нас помимо воли, то есть непроизвольно.

Произвольным же вниманием мы управляем сами. Нам необходимо что-то посмотреть, что-то послушать, что-то не пропустить. Это определённые установки, результатом которых является осознанная деятельность. Она требует определённого умственного напряжения, но зато гораздо эффективнее перового вида, который идёт сам по себе и никак не связан с усилиями мозга.

Оба вида внимания характеризуются определёнными свойствами. Их насчитывается четыре. Это устойчивость , объём , распределяемость и переключаемость .

Объём является врождённой особенностью. Но его можно значительно увеличить путём тренировок. Распределяемость характеризуется тем количеством действий, которые человек может осуществлять одновременно. Однако каждая деятельность требует сосредоточенности, а в коре головного мозга может существовать лишь один очаг оптимальной возбудимости. Поэтому теоретически выполнять одновременно несколько действий - невозможно.

Но все мы слышали, что Юлий Цезарь мог одновременно писать, слушать, читать и размышлять о каких-то важных делах. Очевидно, в данном случае разговор идёт о быстрой переключаемости с одного действия на другое. Можно также предположить, что пока одно действие в «центре» сознания, второе у его «границы». Такое вполне возможно, если второе действие довести до автоматизма. Тот же водитель в одно и то же время следит за дорогой, переключает передачу, слушает музыку и поворачивает руль.

Внимание человека может быть развито хорошо, а может быть развито слабо. Но в любом случае необходимо заниматься тренировкой этого важнейшего свойства нашей мозговой деятельности. Для этого можно использовать обыкновенные картинки-задания, которые печатаются во многих изданиях.

Ниже, для примера, приведены два рисунка. Определите, что изменилось на втором рисунке после того, как ворона улетела. И сколько времени она провела на столе.

Подобные тренировки ума очень полезны. Посмотрите ещё на один рисунок. На нём в беспорядке размещены числа от 1 до 30. Человеку с нормально развитым вниманием не составит труда найти их все за 4 минуты.


На картинке, расположенной ниже, находятся цифры от 1 до 90. На их поиск отводится 8-9 минут. Проверьте себя. Если вы уложитесь в это время, то значит внимание у вас хорошее.


Лучший возраст для развития внимания - детство. Но никогда не поздно начать. Необходимо регулярно тренировать свой мозг. При этом следует учитывать особенности своей психики. Кто-то хорошо воспринимает всё на слух. Другому нужно записывать. У третьего хорошо развито зрительное восприятие.

В идеале, конечно, все органы должны быть на высоте. Но не нужно себя насиловать. В первую очередь следует развивать именно сильные стороны, а уж потом браться за другие. В этом случае результаты будут очень хорошими, а жизнь станет более интересной и насыщенной.

Внимание называют «сквозным» психическим процессом. Он не существует как отдельное явление, но «сопровождает» память, восприятие, мышление. Без него эти психические процессы не работают. Мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем только то, на что обратили внимание. Обращаем же внимание на важное и необходимое. Получается, этот психический процесс связан с нашими интересами, установками, потребностями, целями, т.е. принимает участие в развитии личности человека. Значение внимания в нашей жизни выражается его направленностью, ибо от того, на что оно направлено, зависят наши действия, жизненные выборы и итоги деятельности.

Какие функции внимания важны в нашей повседневной жизни? Какие факторы их обуславливают? Как и для чего нужно развивать свою внимательность? Об этом сегодня поговорим.

Как работает наше внимание?

Окружающий мир наполнен информацией. Психика человека устроена таким образом, что ей важно отбирать только актуальную в данный момент информацию и структурировать ее, иначе нам грозит полная дезориентация. Внимание выполняет функции «фильтра» для корректной работы памяти и мышления. Нам, также, необходимо, удерживать свое внимание на текущей деятельности, конструктивно общаться с окружающими людьми, быть успешными в выполнении работы.

Функции внимания помогают нашему сознанию и подсознанию справиться с этими задачами. О каких же функциях идет речь?

Избирательность

Другими словами — отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания.

Ни для кого не секрет, что у человека есть различные органы чувств. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, чувствуем свое тело. У каждого из нас есть ведущая репрезентативная система, при помощи которой легче всего получать информацию. Аудиалам проще воспринять речевое сообщение, визуалам — то, что они могут прочитать, кинестетикам — то, что чувствуют. Это одна сторона избирательности внимания. Мы предпочитаем получать значительную часть важной информации удобным для нас способом.

Другая сторона избирательности — способность «отсеивать» помехи, умение сосредоточиться на самом актуальном в данный момент. Это произвольный процесс. Зачастую нужно заставить себя длительное время удерживать внимание на неинтересной, незнакомой или трудной работе.

Избирательность связана с концентрацией внимания. Существует понятия «глубина сосредоточенности».

Вам знакомо состояние, когда занимаясь какой-то деятельностью, вы «не слышали и не видели» ничего вокруг? Например, что вас окликают или что-то вам говорят. Это означает, что вы глубоко «нырнули» в выполняемую задачу.

При «поверхностной» сосредоточенности, наоборот, мы все время отвлекаемся на другие объекты.


Факторы, влияющие на избирательность:

  1. Интерес, необходимость.

    Всегда непроизвольно привлекает внимание то, что нам интересно. Необходимость выполнения определенных задач заставляет выделять главное и сосредотачиваться на нем.

  2. Целеполагание.

    Школьник ради получения высокой отметки тщательно выполняет скучный урок, ищет дополнительную информацию по изучаемому предмету.

  3. Структурность.

    Сложно работать с «хаотичной» информацией, намного проще воспринимается структурированная.

Развитие избирательности

Избирательность внимания можно и нужно улучшать, развивая работу репрезентативных систем. В сложной жизненной ситуации всегда существует множество выходов, но часто они не видны «благодаря» избирательности.

Расширить свою «картину мира», открыть в себе дремлющие таланты и повысить свой энергетический потенциал можно, выполняя простое упражнение «Слышу-вижу-чувствую». 5 минут отслеживайте только то, что вы видите, 5 — то, что слышите, 5 — то, что чувствуете. Последние 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите-слышите-чувствуете одновременно. Упражнение прекрасно снимает тревогу и помогает вашему подсознанию увидеть самый лучший способ решения жизненных задач.


Направленность

Существуют следующие виды направленности:

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

  • «на себя»;
  • на внешний мир;
  • на один или множество объектов.

Внимание направлено «вовнутрь», когда человек медитирует, решает жизненную проблему, ведет внутренний диалог, концентрируется на ощущениях в теле.

Направленность на внешний мир связана со способностями, стремлениями и установками человека. Продавец направляет свое внимание на общение с клиентами, люди технических профессий — на различные механизмы. Направленность внимания влияет на выбор профессии и успешность в ней.

Эта функция внимания связана, также, с эмоциями и чувствами. Интересное дело будет «подпитывать» внимание. Установки тоже, независимо от того, какие эмоции с ними связаны. Для справки: установки — это значимость, придаваемая сигналам внешнего мира, т.е. информация, которая «задевает вас за живое».

Направленность на один объект связана с устойчивостью и высокой концентрацией внимания, на несколько объектов — с переключаемостью и распределением. Учителя, водители, летчики вынуждены делать несколько дел одновременно, т.е. распределяют внимание на несколько объектов. Ученые сосредотачиваются на решении единственной актуальной задачи. Распределение возможно только при условии, что одна из деятельностей выполняется машинально.


Факторы, влияющие на направленность:

  1. сила (интенсивность) раздражителя;
  2. новизна, яркость;
  3. состояние человека;
  4. эмоции, установки, способности (относятся к субъективным факторам).

Значительную роль играют личностные факторы (характер, воспитание).

Контроль и регуляция

По отношению к собственному поведению

Роль внимания, как контролирующей функции, задействована вместе с процессами:

  1. Памяти.

    Мы можем сосредоточиться на выполнении текущих задач, на прошлых событиях или наших планах на будущее. Работаем, соответственно, с оперативной, краткосрочной и долгосрочной памятью, извлекая из нее нужные факты и события.

  2. Мышления.

    В пределах одной интеллектуальной деятельности возникает необходимость распределять внимание и удерживать его до окончания работы. Например, студент, выполняя курсовую работу должен делать расчеты, рисовать схемы, писать теоретическую часть. облегчает выполнение деятельности.

  3. Управления ежедневными действиями (ничего не забыть, быть внимательным/настороженным).

    Фактор волевого усилия является превалирующим.

По отношению к другим людям

Выражается в коммуникативных способностях человека.

Когда мы общаемся, то сосредотачиваемся на том, чтобы формулировать свои мысли, следить за интонациями, усваивать информацию, сообщаемую собеседником и адекватно на нее реагировать.

Одновременно мы отслеживаем невербальные сигналы и реагируем на них.

Факторы эффективного общения:

  • концентрация внимания на собеседнике;
  • умение «отключиться» от собственного внутреннего диалога;
  • реагировать не только на слова, но и на эмоции.

Научившись быть внимательным собеседником, можно поднять свой уровень жизни и изменить ее качество.

Заключение

В современной психологии существует множество . Изучаются его свойства и «сбои», вырабатываются рекомендации «как стать внимательным», проводятся различные эксперименты.

Обеспечит улучшения функционирования памяти, восприятия, мышления и сделает вашу жизнь интересной, наполненной и многообразной.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Выступила Мария Фаликман, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филфака МГУ и ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, с рассказом о том, что такое внимание и как его изучают. сайт публикует расшифровку лекции «Хотелось бы заметить».

Что такое внимание? Психологи много лет бьются над этим вопросом. Есть ли оно вообще? Может, мы просто называем «вниманием» способ повышения эффективности других познавательных процессов, происходящих в нашем мозге? А вообще внимание одно или их несколько? Первый и самый простой способ, который человек применяет ко всему непонятному, - сравнение. Внимание, как совершенно непонятную вещь, постоянно с чем-то сравнивают, используют разнообразные метафоры. От того, с чем внимание сравнили, зависит, как его будут дальше изучать. Основатель научной психологии Вильгельм Вундт сравнивал сознание с полем зрения, а внимание - с его фокусом. Ученику Вундта, английскому психологу Эдварду Титченеру, учившемуся у него в Германии, казалось, что метафора Вундта не схватывает одно важное свойство внимания, а именно усилие, которое мы прикладываем, заостряя внимание на каком-то поразившем нас объекте или событии. Титченер сравнил сознание с волной, на гребне которой находятся наиболее сильные впечатления, а на периферии - все остальные. Другой классик психологии, живший и работавший по другую сторону океана, Уильям Джемс, брат великого американского романиста Генри Джеймса, считал, что сознание подобно потоку, который нельзя измерить ложками. Поток непрерывен, неповторим, уникален для каждого. Он всегда куда-то направлен, он не может течь во все стороны сразу. Вот эта направленность - внимание и есть. Что мы получаем, используя эти три метафоры? Очевидно, три основных свойства внимания в любой отдельно взятый момент времени. В свете метафоры поля зрения мы можем говорить об объеме внимания: например, количество детей, за которыми воспитательница может следить во время прогулки, не упуская из виду ни одного. В свете метафоры волны можем измерить силу тех впечатлений, которые представлены у нас в сознании. В свете метафоры потока сознания можем говорить о направленности внимания.

Психологи изучают внимание в лабораторных экспериментах уже больше ста пятидесяти лет.

Но все это имеет отношение лишь к моменту здесь и сейчас. А если посмотреть на процесс во времени, мы получим набор так называемых вторичных свойств внимания, первое из которых - способность распределять его между разными задачами. Одни люди распределяют внимание более эффективно, другие менее эффективно. Кто-то разговаривает по телефону и одновременно читает ленту в социальной сети, а кто-то так не может. Кто-то слушает собеседника и одновременно ведет машину, а кто-то с такой задачей не справится. Один может в течение 15 минут не отвлекаться от чтения или решения кроссворда, а у другого внимание колеблется, и если его попросить решить несложный пример на сложение в больших количествах, рано или поздно он начнет лепить ошибки, так как внимание его потеряет устойчивость. А что происходит во времени с направленностью? Она тоже может меняться. Мы переключаем внимание с одной задачи на другую, с одного объекта на другой. Переключаемость у всех разная. Более того, когда человек говорит, что у него плохо с вниманием, это может означать и слишком высокую, и слишком низкую переключаемость. Когда говорят про школьника «он невнимателен на уроках», то имеют в виду, что переключаемость высокая. Внимание прыгает с тетрадки за окошко, с окошка на спину соседа, обратно в тетрадку и так до бесконечности. Когда говорят о плохом внимании у человека пожилого возраста, то, как правило, имеют в виду переключаемость низкую, когда человеку трудно отвлечься от того, чем он сейчас занят.

Внимание одно или их несколько?

Психологи различают несколько разновидностей внимания. Например, внимание, которое направлено на объекты или события во внешнем мире: красивый салют, чье-то прикосновение, запах вкусных булочек. Такое внимание называют чувственным, или перцептивным. А есть иной род внимания, когда мы как бы смотрим внутрь себя. Такое внимание называют интеллектуальным. На картине Иеронима Босха «Фокусник» человечек с вытаращенными глазами и открытым ртом не в силах отвлечься от манипуляций фокусника, а тем временем команда карманников заимствует у человечка кошелек. Это внимание чувственное. Известная скульптура Родена «Мыслитель» - человек, внимательный к собственным мыслям, - пример внимания интеллектуального. Случается, что мы обращаем внимание на что-то, что привлекает помимо нашей воли. У меня есть одна любимая демонстрация. (С силой толкает стул, и тот с грохотом падает на пол.) Вы не могли не заметить падения стула. Такое внимание называется непроизвольным. Правда, при этом вы продолжали прислушиваться к тому, что я говорю, и точно так же читаете книгу, пытаясь не отвлекаться на шум в метро. Внимание, которым мы управляем, называется произвольным.

Известная скульптура Родена «Мыслитель» - человек, внимательный к собственным мыслям, - пример внимания интеллектуального.

Психологи изучают внимание в лабораторных экспериментах уже больше ста пятидесяти лет. Человеку показывают картинки и просят его что-то на них отметить или отыскать - например, среди двадцати домиков найти один с двумя трубами, - а потом смотрят, насколько успешно он справился с поставленной задачей. В 60-е годы активно использовалась регистрация движения глаза. Это были очень трудоемкие эксперименты: на глаз ставилась присоска, на присоску зеркальце, отражавшее свет, и все записывалось на сотни тысяч километров фотобумаги, которую исследователи, ползая по полу лаборатории, месяцами расшифровывали. Как только изобрели бесконтактную регистрацию движений глаз с помощью приборов, фиксирующих положение зрачка, исследователь получил возможность в ходе реального времени видеть, куда направлен взгляд испытуемого, и предполагает, что именно туда и направлено его внимание. И хотя направление взгляда отнюдь не всегда сообщает, куда направлено внимание, регистрация движений глаз стала очень модной. И не только в фундаментальной науке, но и в сугубо прикладных исследованиях. Например, в рекламе любят строить «тепловые карты»: показывать людям буклетик или страничку сайта и смотреть, куда при свободном разглядывании падает взгляд человека, а после раскрашивать так называемые тепловые карты, красным отмечая места наиболее частой фиксации взгляда, а голубым - наименее частой фиксации.

Где «живет» внимание?

Последние лет тридцать психологи активнейшим образом ищут место, где «живет» внимание. Но ни электроэнцефалограмма, определяющая, находится мозг в бодрствующем состоянии или спит, ни функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая видеть, какие зоны мозга задействованы в решении тех или иных задач на внимание, ответа на этот вопрос не дают. Большинство исследователей так или иначе разделяет ту точку зрения, что внимание представлено в мозге работой сразу нескольких систем. Например, знаменитый американский психолог Майкл Познер предположил, что таких систем три. Первая - бдительность. Поддержание определенного уровня готовности ответить на тот или иной сигнал. Именно эта система задействована, когда нам командуют «на старт - внимание - марш». Именно этот механизм включается, когда кто-то говорит: «Я сейчас скажу что-то очень важное». По всей видимости, ключевыми зонами мозга, участвующими в этом процессе, являются подкорковые зоны. Вторая система - ориентировка. Я говорю: «Смотрите вон туда!» И вы переключаете внимание на то, на что я указываю. Тут работает целый ряд зон мозга, но ключевой считается теменная кора правого полушария - именно поэтому ее поражение во время инсульта приводит к тому, что человек перестает замечать события, происходящие в левом углу поля зрения. Например, еду с правой половины тарелки он съедает, а с левой половины не съедает, потому что не замечает ее. Если повреждение двустороннее, то человек вообще не может управлять вниманием. Он фиксирует взглядом объект, а перевести взгляд на другой объект не может - для этого ему приходится закрывать глаза, мотать головой и даже выходить из комнаты. Подобное явление наблюдается у младенцев: в один-два месяца ребенок еще не умеет отвлекаться от того, на что смотрит, и даже может начать плакать, потому что не может больше смотреть на одно и то же. Но в его случае теменная кора просто не созрела - пройдет немного времени, и задача переключения внимания не будет для него составлять труда.

Большинство людей не замечают появления гориллы, потому что увлечены подсчетом количества передач мяча и игроков в белых майках.

И наконец, третья система, связанная с произвольным управлением вниманием. Я покажу вам одну из классических задач на эту тему. Я буду показывать слова и просить назвать их цвет. (На экране появляется слово «зеленый», набранное зелеными буквами.) Очень легко. А теперь? (На экране появляется слово «зеленый», набранное красными буквами.) Уже сложнее. Потому что требуется подключение вот этой самой системы разрешения конфликта. Майкл Познер доказал, что для каждой из трех систем характерны свои химические вещества, или нейромедиаторы, которые их обслуживают. С бдительностью, естественно, связан норадреналин, с системой ориентировки - преимущественно ацетилхолин, а с системой разрешения конфликтов и управления - допамин. Кроме того, Познер ввел в практику геномный анализ внимания и его нарушений. В частности, обнаружил генетические основы очень модного сегодня синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Почему это важно? Потому что, например, проведя генетический анализ развития внимания у школьника, мы можем сказать, действительно ли его гиперактивность носит медицинский характер, или это просто недостатки воспитания, или следствие недостаточного созревания коры головного мозга, или что-то еще.

Что мешает нам быть внимательными?

Что мешает нам быть внимательными? На этот вопрос вот уже шестьдесят лет пытается ответить когнитивная психология. Направление это появилось в Америке в середине XX века в связи с бурным развитием компьютерной техники. Люди, работавшие над созданием первых персональных компьютеров, задавались самыми неожиданными вопросами: а можно ли научить компьютер думать? А можно ли научить компьютер выбирать нужную информацию и даже понимать ее? Когда психологи посмотрели на эти вопросы, они поняли, что сами еще не знают на них ответов. И начали скорей-скорей изучать человеческое восприятие, память и в том числе, конечно, внимание. Естественно, начали с того, что придумали новую метафору: предположили, что человеческая психика работает примерно так же, как компьютер. А раз у технического устройства есть долговременная и кратковременная память, значит, должна быть такая память и у человека. Раз у компьютера есть ограничения в переработке информации, значит, и у человека такие ограничения тоже есть.

Почему дохлый слоник находится сразу?

Ограничения, в свою очередь, могут быть разного рода. Например, ограниченная пропускная способность перерабатывающей системы - и тогда внимание понимается как функция отбора нужной информации, как защита от перегрузок и спама. Ограничения могут быть и энергетического характера - например, ограничения по мощности, которую мы можем тратить на решения задач. Самая старенькая метафора - еще с 1950-х годов - сравнивала внимание с радиотехническим фильтром, который часть информации пропускает, а часть не пропускает. Мне больше всего нравится метафора - и на ней я буду строить весь свой рассказ, - которая сопоставляет внимание с прожектором. В свое время она даже явилась толчком к более детальному изучению прежде всего зрительного внимания. Психологи задались вопросом: а как это пятно света устроено? Однородно оно или неоднородно? Какую часть поля зрения оно охватывает? Наибольшую волну исследований вызвал, конечно, вопрос: а этот прожектор внимания - он вообще для чего нужен? Ответ: для всего. Например, выглянуть из окошка и посмотреть, где там на автостоянке моя машина. Или достать коробку с пуговицами и отыскать в ней подходящую, которую прямо сейчас нужно поскорее пришить на пальто и бежать дальше. Я покажу вам подряд несколько картинок, а вы, пожалуйста, постарайтесь на них найти белую вертикальную полоску.

Нашли, да?


А сейчас тоже нашли?



На первых двух картинках белая вертикальная полоска выпрыгивала сама. Сразу было понятно, где эта полоска находится. На третьей картинке вы эту полоску тоже нашли, но все же искали дольше, чем на первых двух, а на четвертой - еще дольше. Почему? Потому что на первых картинках эта линия отличалась одним-единственным признаком: все линии были черные, а она одна белая, все были горизонтальные, а она одна вертикальная. На двух других картинках полоски были разные: и черные, и белые, и горизонтальные, и вертикальные. То есть у нашей полоски было несколько общих признаков с теми полосками, рядом с которыми она располагалась. Получается, что если то, что мы ищем, отличается от остального всего одним признаком, то, сколько бы отвлекающих объектов мы ни ввели, человек будет находить нужный объект с одной и той же скоростью. Грубо говоря, человека в красном среди людей в черном видно сразу. Примерно так зрительный поиск объясняла американский психолог Энн Трейсман, которая в 1980-е годы предложила главенствующую в психологии внимания до сих пор теорию интеграции признаков. Объяснение у нее было такое: когда мы что-то ищем, то сначала обрабатываем отдельно цвет, отдельно кривизну линий, отдельно наклон. Потом информация об этих признаках сводится на единую карту местоположений. И если по какому-то одному признаку - например, цвету - мы имеем один-единственный объект, отличающийся от остальных, то наше внимание немедленно его «схватит». Если же признаков несколько, то внимание перенаправится от одного места на карте к другому, собирая из признаков целые объекты, пока мы не найдем нужный.

Естественно, первый вопрос: а что, собственно говоря, считать базовыми признаками, по которым возможна обработка информации без участия внимания? Отвечать довольно просто - что выскакивает, то и признак. Проверяем точность сказанного. Найдите объект, который отличается от всех остальных.


Почему дохлый слоник находится сразу, а, наоборот, прямостоящий среди валяющихся кверху ножками - не сразу? Исследования зрительного поиска находят практическое применение в разных хорошо известных всем областях. Например, досмотр багажа в аэропортах. Что происходит, когда человек начинает просматривать сотни и сотни чемоданов, сумок, рюкзаков, бегущих по ленте мимо него? Он получает картинку, рассмотрев которую, должен принять решение: есть ли в сумке запрещенные к провозу предметы или их там нет. Не поверите, но главная проблема этой задачи заключается в том, что чаще всего таких предметов нет. Этому явлению даже придумали название - «проблема редко встречающихся объектов». Из-за того, что объектов нет - точно так же, как, к счастью, в скрининговой диагностике редко встречаются рентгеновские снимки, подтверждающие наличие раковых опухолей, - человек привыкает, что их нет, и не видит их в упор, когда они появляются. Если только он не аутист. Совсем недавние исследования показали, что люди с синдромом аутизма с такой задачей справляются лучше экспертов. Для них проблемы редко встречающихся объектов просто не существует, в то время как у профессионалов она очень и очень частая. На самом деле, проблему эту обнаружили еще в 1970-е годы, в исследованиях Ульрика Найссера, на основе работ которого в 1990-х и был создан знаменитый ролик с невидимой гориллой:

Большинство людей не замечают появления гориллы, потому что увлечены подсчетом количества передач мяча и игроков в белых майках. Это явление получило название «слепоты по невниманию». В совсем новом исследовании гарвардского профессора Джереми Вольфа опытным врачам-радиологам показывали этот снимок легких и спрашивали, все ли с ним в порядке.


Более 80% специалистов не заметили в легких гориллу, потому что во внутренних органах гориллы не живут. Смотрите на экран - сейчас одного предмета не станет прямо на ваших глазах.

Не увидели? Вот же - в нижнем правом углу. В психологии у этой ошибки есть имя собственное - «слепота к изменению». В университетском городке Чикагского университета два психолога - Дэниел Саймонс и Дэниел Левин - поставили эксперимент: на улице к наивному испытуемому подходил человек и просил показать дорогу до университетской библиотеки. В течение нескольких секунд, пока испытуемый объяснял маршрут, двое «рабочих» проносили между собеседниками дверь и экспериментатора подменял напарник - но наивный пешеход этой подмены с высокой вероятностью не замечал.

Несколько лет назад студенты Высшей школы экономики успешно повторили этот эксперимент в районе метро «Текстильщики»: испытуемые замечали подмену, только когда на месте высокого юноши обнаруживали миниатюрную девушку.

Ну и два слова о том, что происходит с психологией в последние годы. Ученые активно изучают так называемое совместное внимание - то, что происходит с нами, когда мы находимся среди других людей. Предполагают, что ребенок обогащает и накапливает словарный запас и способы эмоционального реагирования на события окружающего мира, сонаправляя свое внимание с вниманием родителей. Мама говорит «собачка» и смотрит куда-то, и ребенок, прежде чем успевает сообразить сам, что происходит, смотрит туда же, куда и мама. То же касается команды врачей, которые вообще словами не разговаривают во время операции, все их общение сводится к обмену взглядами.

Куда делся мячик? Самые догадливые поняли, что он остался у экспериментатора в руке. А всем остальным, естественно, показалось, что мячик улетел в небо. А если экспериментатор не будет следить взглядом за мячиком - никаких иллюзий, да? И становится абсолютно очевидно, что он его не кинул. Собственно, подобные приемы в ходу у фокусников и карманников. И те, и другие пользуются нашей способностью сонаправлять взгляд со взглядом другого человека. В последние несколько лет объявили даже о создании нового научного направления, обозначенного как нейромагия - попытка изучения мозговых механизмов внимания, стоящих за ошибками и зрительными иллюзиями, которые создают фокусники. Что забавно, статья, где впервые было заявлено это направление, вышла в очень серьезном журнале за авторством двух нейрофизиологов, четырех фокусников и - неожиданно - одного бывшего карманника. Спасибо вам за внимание, а есть оно или нет - решайте сами.

Записала Наталья Кострова

Человек - сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому. Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее. Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс - внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно - анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее - человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее - процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное - это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера - очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых - даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример - выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами - переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам - сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.


Направленные на один объект:

  • Концентрация - с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость - отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность - проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение - человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость - это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем - количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания - ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.


Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом. Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно - мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления. Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти. Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист - беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни. Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку - он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания. При этом есть маленький, но очень важный нюанс - малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания - непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология. Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель. Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться. Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности - учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс. В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие. Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека. Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться - вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы. В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста. В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов. Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания. Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика "10 слов" и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология. Тема "Внимание" в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.


В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать. Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.