Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Курсовая работа: Развитие умственых способностей детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Курбатова Елена Марленовна: воспитатель МБДОУ детский сад«ВАСИЛЕК»

3 слайд

Описание слайда:

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Декарт Рене Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Технология интеллектуально-творческого развития – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

5 слайд

Описание слайда:

Статья 31 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

6 слайд

Описание слайда:

Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

7 слайд

Описание слайда:

Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, закрепляются в режимных моментах. Дидактические, развивающие игры не только расширяют знания, представления детей, но и развивают их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления. Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально- развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.

8 слайд

Описание слайда:

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

9 слайд

Описание слайда:

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей: - Активизация умственной деятельности детей. - Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации. - Формирование основ творческого мышления. - Развитие эмоционально-волевой сферы. - Развитие коммуникативных навыков. - Повышение интереса детей к математике. - Развитие и систематизация знаний, умений, представлений. - Повышение успешности учебной деятельности детей в школе. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями: - Создание предметно-развивающей среды. - Систематизация игр в планировании. - Уровень сенсорного развития дошкольников.

10 слайд

Описание слайда:

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей, а не преобладающей формой в жизни ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает образовательную область: социально-коммуникативное развитие. Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности. Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно новая, творческая и добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича. Принципы, заложенные в основу данных игр, - интерес, познание, творчество – становятся максимально – действенными, так как обращаются непосредственно к ребёнку языком сказки, забавного персонажа или приглашением к приключениям. Развивающие игры Воскобовича – это обучающее развитие ребёнка в «Сказочном лабиринте игры»- это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, заданий, упражнений. Взрослый читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. В результате развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

11 слайд

Описание слайда:

Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода: -игровые методы (ролевые и имитационные игры); релаксационные методы; -интеллектуальные игры (на развитие познавательной активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления,социального интеллекта, креативности); -разнообразные психогимнастические упражнения; -арт – терапевтические техники, приемы и методы, методы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности; -игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации; рефлексия.

12 слайд

Описание слайда:

Реализация игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данной теме; 2. Создать предметно- развивающую среду; 3. Разработать перспективное планирование по всем возрастным группам; 4. Провести с детьми диагностическую работу по данному направлению; 5. Разработать систему взаимодействия с родителями по развивающим играм Воскобовича.

13 слайд

Описание слайда:

Концептуальные положения к инновации интеллекта детей дошкольного возраста: 1. Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста. Технология «Сказочные лабиринты игры»- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением образовательного материала. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. 2. Раннее развитие творческих способностей. В процессе игр дети проявляют инициативу, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.

14 слайд

Описание слайда:

Особенности развивающих игр Воскобовича Широкий возрастной диапазон участников; Многофункциональность; Вариативность игровых заданий и упражнений; Творческий потенциал; Сказочная «огранка»

15 слайд

Описание слайда:

Задачи технологии 1. Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. 5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

16 слайд

Описание слайда:

Решение образовательных задач в играх Воскобовича 1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, с игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. 2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру. 3. Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

17 слайд

Описание слайда:

В программе, предлагаемой Вашему вниманию, можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

18 слайд

Описание слайда:

Первый блок Игры, способствующие развитию конвергентного мышления. Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Вербальные задачи «Найди пару» Школа - обучение, больница - … лечение Птица - гнездо, человек - … дом Композитор - музыка, художник … картины День - солнце, ночь … луна Снег - лыжи, лед - …коньки Кошка - котенок, овца - … ягненок Птица - крылья, рыба - …плавники Опера - пение, балет - … танец Саша - Александр, Коля - … Николай и пр.

22 слайд

Описание слайда:

Второй блок. Игры, способствующие развитию дивергентного мышления (от лат. Divergentis – расходящийся в разные стороны) - альтернативное, отступающее от логики. Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Вербальные дивергентные задачи. АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

27 слайд

Описание слайда:

Кто больше заметит небылиц Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу - кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку - штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия. Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают - почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

28 слайд

Описание слайда:

«ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ………. При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишки Все как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

29 слайд

Описание слайда:

АЗБУКА ИГРЫ. ИГРОБАНК «Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

30 слайд

Описание слайда:

«Чей дом?» Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

31 слайд

Описание слайда:

«Складушки - вычиталки» Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

32 слайд

Описание слайда:

Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения (третий блок) Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма)и др.

  • Ответственные родители всегда беспокоятся о том, какие существуют способы развития детского интеллекта еще в раннем возрасте? Познавательность поможет малышу развивать способность, узнавать окружающий его мир и стремиться к множественным открытиям
  • Развитие интеллекта ребенка зависит от нескольких важных факторов. не маловажной является и наследственность, а так же среда в которой он живет, воспитывается и общается
  • Кроме того, огромное значение имеет то насколько родители стимулируют ребенка к познавательной деятельности, как повлияли они на формирование его характера и какими способами помогают развивать детский интеллект
  • Важное значение имеет заинтересованность ребенка в любом деле, ведь если интерес отсутствует — стимула и желания к познанию нет

Ученые доказали, что интеллект развивается у ребенка еще тогда, когда он находится во внутриутробном возрасте. Именно поэтому часто можно слышать рекомендации о том, что беременным женщинам необходимо слушать красивую классическую музыку, рисовать, петь, наблюдать за цветами и животными.

развитие интеллекта у детей

Существует несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный — тот который отвечает за коммуникативные способности ребенка, позволяющий находить ему контакт с другими людьми, детьми, читать и писать в более старшем возрасте, задавать вопросы, формировать диалоги и вести дискуссию
  • Пространственный — тот, который формируется путем наблюдения за предметами, именно благодаря ему создается визуальное восприятие разных образов и способность их видоизменять
  • Логический — позволяющий глубоко погружаться в мышления и решать задачи, вычислять и что-то рассчитывать
  • Физический — способность четко координировать свои движения и владеть моторикой тела
  • Эмоциональный — способность контролировать свои чувства, анализировать их и приходить к выводам, касательно своих впечатлений
  • Социальный — возможность находить контакт с людьми и строить отношения с обществом
  • Духовный — умение рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею
  • Творческий — способность мыслить творчески, упорядочивать и реализовать свои идеи


виды детского интеллекта

То, насколько правильно и полноценно было питание беременной женщины, напрямую зависит от того каким родится малыш. Уделять внимание ребенку нужно еще тогда, когда он находиться в утробе и сопровождать его этой заботой всю его жизнь. Если вовремя не сформировать его умственные и познавательные качества, подростком он будет не активным и не сообразительным.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша. К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать. Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику


развитие дошкольников

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи


развитие интеллектуальных навыков малыша

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

  • В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
  • Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
  • Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
  • Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
  • Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
  • Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции


интеллектуальное развитие школьника

Развитие интеллекта и мышления у ребенка: упражнения, игры

Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада». Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или квартиры. Ребенку следует чет-ко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта» на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Гораздо сильнее ребенка может стимулировать поиски вкусности: конфеты или шоколадки, а так же подарка. Задачу можно усложнить, спрятав клад на дачном участке или во дворе.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, на сколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?

Так до бесконечности можно представлять котенка и мысленно помещать его в разные места. Это поможет ребенку развивать не только мышление, но и способность сравнивать предметы.



развитие детского мышления

Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Игра развивает логическое и творческое мышление ребенка, одновременно позволяя ему представлять живые предметы, задействовать память и ассоциации.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Во время игры дети учатся общаться друг с другом,не бояться быть обманутыми и учиться помогать друг другу. Кроме того, отсутствие зрения позволяет визуально представлять в голове предметы, окружающие детей.



игра — лучший способ развития навыков

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения. Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей любого возраста необычайно просты, но одновременно глубоки. Они позволяют детям прочувствовать все, что происходит внутри них и сделать определенные выводы: хорошо им или плохо.

Игра на развитие эмоционального интеллекта «Моя радость»:

  • Целью игры служит расширение познаний детей о том, что такое радость и как она проявляется в реальной жизни
  • Ведущий игры должен сконцентрировать внимание малышей на том, как они себя чувствуют в данный момент и попросить их объяснить, что такое радость для них
  • Кроме того, игра формирует у детей положительные эмоции и приятные впечатления
  • В качестве атрибута можно использовать любую смешную или радостную игрушку. Эту игрушку дети передают друг другу, отвечая на один важный вопрос: «Радость это…»
  • В ходе игры каждый ребенок окунается в свои личные мысли и старается найти внутри себя ответ, от планирует его и подсознательно готовится к нему, ожидая своей очереди

Игра на развитие эмоционального интеллекта «За стеклом»:

  • Данная игра позволяет ребенку развить умение общаться с детьми и уметь выражать правильно свои эмоции, то есть так, чтобы его понимали окружающие
  • Дети должны четко угадывать по выражению лица то, что пытается до них донести один ребенок
  • Это учит ребенка координировать свои движения, вырабатывать терпимость и умение совладать своими чувствами
  • Дети делятся на две команды. Задание — представить, что их разделает звуконепроницаемое стекло. Каждый участник должен изобразить противоположной команде какое либо состояние или желание
  • В это время противоположная команда отгадывает то, что хочет сказать ему товарищ

В такие игры не обязательно играть группами, ведь не всегда есть возможность задействовать несколько детей сразу. Вполне реально попросить некоторых членов семьи составить вам компанию и попробовать весело,а так же с пользой провести время.

Видео: «Как развивать интеллект ребёнка? Воспитание детей. Мамина школа»

Умственное развитие детей дошкольного возраста

Изачик-Исаева А.Н.

Проблемой умственного развития занимались многие психологи и педагоги. Для описания умственного развития было предложено много схем. Так, например, Ж. Пиаже рассматривал развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей стадией и в свою очередь подготавливает последующую. Он выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребенка:

Стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до 2 лет);

Стадию конкретных операций (с 2 до 11 или 12 лет);

Стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).

Ж. Пиаже считал, что на сенсомоторной стадии ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Он слушает, разглядывает, кричит, бросает и т. д. Так на основе наследственных механизмов (рефлексов и сенсорных процессов) и первых двигательных навыков происходит связывание друг с другом различных действий, что порождает новые средства для достижения определенных целей.

На следующей стадии конкретных операций происходит постепенная интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, считать, измерять и т. д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что - то, что он только что соорудил, можно разрушить, а затем воссоздать заново в прежнем или в каком-нибудь ином виде. То есть, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрировать в общее структуры. Это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество величина, число, вместимость, вес, объем и т. д. Ребенок, однако, овладевает этими структурами лишь в результате долгого продвижения с предоперационального уровня развития на второй уровень конкретных операций.

Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты и стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями. Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга. Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития – также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации.

На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11-12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции, могут совершаться без какой – либо конкретной опоры, т. е. работает абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций.

Пиаже полагал, что речь – это всего лишь одна из символических активностей, формирующаяся в общем, русле развития познавательных способностей ребенка и дающая ему возможность «документировать» достигнутые успехи.

Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Он придавал особое значение, знаковой природе слова, понимая его особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые изменяют, сознание оперирующего ими субъекта Выготский разработал экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций (инструментальный метод).

Выготский разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка. В ней он доказал, что мышление и речь имеют разные генетические корни. Мышление связано с орудийной деятельностью, а речь – с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала. В определенном возрасте у ребенка происходит соединение мышления и речи, в результате чего и появляется словесно-логическое мышление .

Соединение двух различных процессов – становление мышления и становление речи – происходит у детей в возрасте полутора лет, считал Выготский. Это возраст характерен резким увеличением словарного запаса детей, появлением вопросов о названии слов, то есть «открытием ребенком значения слов». Выготский объяснял, что речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. При этом слово является для мышления тем знаком, который превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Словесно-логическое мышление проходит стадию внешнего и внутреннего знака, то есть процесс развития мышления выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) – эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) – словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака). Выготский считал, что речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. Таким образом, эгоцентрические высказывания детей не исчезают после 7-8 лет, а переходят во внутренний план.

Выготский Л. С. также изучал этапы формирования мышления, показав, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях. Выготского в отличие от Пиаже интересовал не столько процесс, сколько результат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в этапах, описанных ими. В то же время, несмотря на различия, эти работы дали возможность изучать особенности детского мышления, его закономерности и этапы формирования.

А.В.Запорожец рассматривал психические процессы как разновидности ориентировочных: восприятие – это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление – ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции – ориентировка в личностных смыслах. Он считал, что в дошкольном возрасте восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя этим и роль образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он выделил определенные виды деятельности, которым сензитивно (чувствительно) восприятие (игровая деятельность, рисование, конструирование). Он также выделил этапы его развития: перцептивные действия (ориентировка в свойствах предметов), сенсорные эталоны (образы, которые определяют и направляют процессы восприятия) и действия соотнесения, благодаря которым предмет относится к определенному эталону и узнается детьми.

Л.А. Венгер определил модельную форму мышления. Она является промежуточной между образным и логическим мышлением. Им также были разработаны программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации на образном материале, доступном для детей этого возраста.

Д.Б. Эльконин считал, что для умственного развития дошкольников большую роль играет игровая деятельность, так как она является ведущей деятельностью в данном возрасте. Наибольшее значение в игре имеет роль, которая позволяет ребенку контролировать свое поведение. Д. Б. Эльконин, изучая этапы развития игровой деятельности, считал, что в игре сначала воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. Развитие игр происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. В игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует умственному развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

При написании статьи использован интернет ресурс


Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?; лес – деревья, поле - ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» - называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» - исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.