План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Открытое занятие по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе «Путешествие в страну Пальчиковых игр». Коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возрас

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Пальчиковые игры».

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;

Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;

Учить элементам самомассажа рук.

Продолжать учить проговаривать и запоминать за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;

Отрабатывать аккуратность при складывании и наклеивании элементов солнца

Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, что мы делаем чтобы стать ловкими, быстрыми и сильными? (делаем зарядку и занимаемся физкультурой) Как вы думаете нужна ли зарядка для наших пальчиков? Конечно, пальцы тоже нужно тренировать. Покажем гостям что мы умеем делать.

Разминка:

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Упражнение: «Карандаш»

Мы катаем карандаш,

Пальцам делаем массаж.

Станут пальчики умелы –

Не сидится им без дела.

Шишечный массаж .

Ребята, помните, мы с вами собирали шишки осенью в парке, вот сейчас они нам и пригодятся.

Проводиться шишечный массаж рук.

Игра «Помоги ежику».

Перед детьми - шаблоны (контуры) ежика.

Чего не хватает ежу? (Иголок) С помощью прищепок сделаем ежику иголочки.

Основная часть

Воспитатель:

Ребята, а вы любите сказки? Вот сейчас и проверим. Я загадаю загадки, а вы должны отгадать, какая это сказка.

    В этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет.

Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

Чей теремок выше? Ниже?

Чей теремок шире? Уже? И т. Д

    Герой следующей сказки не человек и не животное. Узнаете, если отгадаете загадку:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался наш дружок. (Колобок).

Сказка на пальчиках .

Покатился Колобок,

Колобок - румяный бок.

Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)

Маленького шалунишку.

Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)

Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)

Волчок – серенький бочок.

Песню спел – не поленился,

Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)

От него он смог уйти.

Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)

А потом в густом лесу (показ кистью руки лисы)

Встретил кумушку – лису.

Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)

Не успел он укатиться. (быстрые круговые движения кистями рук)

Психогимнастика.

Звучит мелодия «Весеннее утро». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вытянуть руки.

Воспитатель: Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Солнышко всех любит, греет, ласкает. От этого оживает вся природа весной. Через пальчики, как лучики солнца, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Усталость проходит, мышцы отдыхают. А теперь откройте глазки, усталость прошла.

(музыка выключается)

Физкультминутка.

Солнышко, солнышко, (Дети идет по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу».)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Практическая часть.

Изготовление солнышек (аппликация с элементами оригами)

Итог.

Интегрированная НОД в старшей группе «Волшебная страна сказок»

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе развития мелкой моторики рук.
Задачи : развивать речь путём развития мелкой моторики рук; совершенствовать умение согласовывать речь с движением; развивать коммуникативные навыки; формировать диалогическую речь; развивать координацию движений пальцев и кистей рук; формировать познавательный интерес; знакомить с новым приёмом изготовления снежинки; вызывать желание помогать другим; воспитывать чувство сострадания, умение видеть пользу от совместного труда.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, 4 разноцветных камешка, сундучок, баночка-колобок, корзина с шишками, крупные разноцветные бусины и шнурки, карточки с графическим заданием, карандаши простые, заготовки для снежинки, клей, клеёнки, два воздушных шара, разного цвета, «волшебный корабль».
Предварительная работа:
1. Рассказывание по мотивам сказки Одоевского «Мороз Иванович».
2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Отгадывание загадок.
4.Пальчиковые игры с детьми.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы; музыкальная; конструктивная.
Ожидаемые результаты: дети активны и инициативны; позитивный настрой и доброжелательные отношения между детьми и взрослым; дети проявляют сочувствие и желание оказать помощь; интерес детей поддерживается на протяжении всей НОД; проявляют стремление довести дело до конца.

Ход деятельности:

Приветствие гостей.
-Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. Улыбнитесь и отправьте улыбки гостям, подув на ладони.
Слайд 2 (Гномик с потухшим фонарём)
Проблема. Гномик с экрана говорит, что у него погас фонарь. Чтобы его зажечь, нужно положить в него четыре самоцвета, которые можно получить за добрые дела в волшебной стране сказок. Он не может отправиться туда, так как без фонарика ему не видно пути.
-Ребята, может, мы сможем помочь гномику? Что мы можем сделать? (Принести гномику самоцветы).
Для этого нам нужно отправиться в «Волшебную страну сказок» А вы не боитесь трудностей, которые нас ожидают во время путешествия?
Кто считает, что смогут справиться со всеми трудностями - подойдите к жёлтому шарику, а к синему шарику те, кто думает, что не смогут справиться.
Сколько у нас смелых ребят. Можно отправляться в путь. Для самоцветов я возьму сундучок. В волшебную страну сказок мы полетим на волшебном корабле. Чтобы он заработал, нужно произнести волшебные слова. «Волшебный корабль мотор заводи, в волшебную страну всех нас увези»
Слайд 3 (Северное сияние и музыка)
Вот мы и очутились в волшебной стране сказок.
Слайд 4 (Домик трёх медведей)
-Ой, ребята посмотрите, что за сказка впереди. Девочка по лесу шла и на домик набрела. В доме том хозяев нет, на столе стоит обед. Из трёх чашек похлебала, в трёх кроватках полежала.
Правильно,- это сказка «Три медведя». (Появляются три медведя). -Как звали папу- медведя? Как звали медведицу? А медвежонка?
Мишутка такой сладкоежка, что Настасья Петровна не успевает варить ему любимое варенье из сосновых шишек. Посмотрите, здесь целая корзина шишек. Давайте поможем Настасье Петровне. Аккуратно берите по одной шишке, будем варить варенье, для мишутки угощенье.
-Ты варись, варись варенье, для Мишутки угощенье. (Катают шишку между ладоней).
-Положили шишки в угощенье мишке. (Шишкой ритмично нажимают на кончики пальцев левой руки).
-Сахарку немного и стаканчик мёда. (То же самое на правой руке).
Крышку сверху закрывай (Катают шишкой по тыльной стороне одной ладони),
Но, смотри, не забывай
(Катают шишкой по тыльной стороне другой ладони).
Вот и готово варенье. Аккуратно несите его в чашечках и ставьте в корзину.

Посмотрите, здесь лежит красивый камень, наверное, это самоцвет, который нужен гномику? Давайте возьмём его и отправимся в следующую сказку. Герой этой сказки –не человек, не животное.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок.
Слайд 5(Колобок).
- Поможем Колобку убежать от лисицы? Чтобы Колобок быстрей катился нам нужно вместе произносить слова:
Покатился Колобок,
Колобок - румяный бок.

Кто встречался на пути Колобку? (Показать героев пальчиками).
Покажем сказку пальчиками.
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
А потом в густом лесу
Встретил кумушку – лису. (показ кистью руки лисы)
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился! (быстрые круговые движения кистями рук).
-За помощь нам Колобок дарит самоцвет. (Самоцвет в баночке оформленной в, виде колобка.)
Чтобы попасть в другую сказку, выполним задание за столом. –Нужно соединить точки прямыми линиями от цифры к цифре по порядку, как в числовом ряду. (Дети соединяют точки). Что же у нас получилось? (Туфелька).
-С маленькой ножки случайно упала,
Когда незнакомка дворец покидала.
Слайд 6 (Золушка).
Нас Золушка встречает
В свою сказку приглашает.
Её мачеха работой загружает, никуда не отпускает.
Какую работу выполняла Золушка? (Ответы детей).
Помните, как Золушка хотела, хотя бы одним глазком посмотреть на бал?
Давайте поможем Золушке нарядиться – сделаем для неё бусы. Но делать нам их нужно по схеме, которая лежит перед вами. Обратите внимание, что первая бусинка уже надета. Какого она цвета? (Дети нанизывают бусины и отвечают на вопросы). - Положите бусы на стол. Сколько бусинок на твоих бусах? Какого цвета у тебя бусинка между… и …? Какого цвета бусинку ты надела последней? Какого цвета бусинка перед…?
Мы сделали для Золушки отличные бусы. Посмотрите, здесь лежит самоцвет. Кто его нам с вами отправил, как вы думаете? (Предположения детей).
Слайд 7 (Золушка на балу).
Теперь Золушка может отправляться на бал. Давайте тоже пойдём вместе потанцуем. Вставайте в круг.
Физминутка с музыкальным сопровождением «На балу у Золушки». Отдохнули на балу. Пора отправляться в следующую сказку.
Слайд 8 (Иллюстрация к сказке Одоевского «Мороз Иванович»).
- В этой сказке девочка упала в колодец, но не утонула. Что это за сказка?
(« Мороз Иванович») - Вспомните, что Мороз Иванович наказал Рукодельнице сделать? (сварить обед, убрать в доме, заштопать бельё, взбить перину). Всё выполнила Рукодельница. А пока взбивала снежную перину, одна снежинка потерялась. Переживает Рукодельница, вдруг Морозу Ивановичу не мягко будет. Как мы можем помочь Рукодельнице? (Предположения детей). Из чего мы можем сделать снежинку? Пойдёмте, я научу вас делать волшебную снежинку. Вот такую снежинку мы сделаем вместе. Каждый из вас сделает по одному лучику и, мы их присоединим к кругу.
Перед вами две детали, одна готовая, вот такая. А из второго листа, сложенного косынкой, сделаем такую же деталь. Разверните лист, положите перед собой так, чтобы линия сгиба располагалась сверху вниз. Берём за углы, сгибаем так, чтобы боковые стороны расположились вдоль линии сгиба, чтобы получилась вот такая деталь, с острым уголком. Хорошо проглаживаем рукой все линии сгиба, прижимая их к столу.
Получились две одинаковые детали. Раскрываем одну деталь, смазываем посередине клеем. Вставляем в неё вторую деталь, чтобы одна была немного выше другой, и приглаживаем. Следите, чтобы линии сгиба у обеих деталей совпадали.
Все лучики приклеим на круг, который сверху заклеим таким же кругом. Вот у нас и получилась волшебная снежинка.
Слайд 9 (Иллюстрация к сказке Одоевского «Мороз Иванович», где он одарил Рукодельницу драгоценными камнями).
-Мороз Иванович остался доволен работой Рукодельницы и наградил её драгоценными камнями. Как блестят драгоценные камни. Смотрите, один на пол упал. (Найти и поднять самоцвет). За какое доброе дело нам Мороз Иванович отправил этот самоцвет? (За то, что сделали для Рукодельницы снежинку).
Давайте сосчитаем, сколько всего у нас самоцветов. (Четыре). Как раз столько, сколько нужно гномику. Идем скорее на корабль. Скажем дружно волшебные слова. «Волшебный корабль мотор заводи, скорее нас в группу всех увези».
Слайд 10 (Северное сияние и музыка)
(Летим в корабле назад).
Слайд 11 (Гномик с сияющим фонарём)
Посмотрите, у гномика засиял фонарик. Мы помогли и гномику. Какие вы молодцы. Со всеми заданиями справились?
Рефлексия. Кто считает, что мы со всеми заданиями легко справились – подойдите к жёлтому шарику. А кому было трудно – к синему. За какие добрые дела мы получили самоцветы в волшебной стране?

Презентация на тему: Волшебная страна сказок

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках. Перед детьми стоит мольберт с генеалогическим деревом.

1. Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим о семье.

- Семья -самое дорогое для человека. Семью можно сравнить с деревом, которое растёт, поднимаясь, всё выше ивыше обрастает новыми ветками, большими и маленькими. Создаются новые семьи, появляются дети, у детей вырастают свои дети. И так далее. Люди поэтому и придумали составлять так называемое генеалогическое дерево. В виде дерева изображается история чьего - нибудь рода.

- Дети, посмотрите на это дерево. На нёмизображена семья.

Кто входит всемью?(Ответы детей)

- Кем вы приходитесь - маме, папе, бабушке, дедушке? (Ответы детей)

- Покажите пальчики, девочки и мальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Семья»

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка.

(Предложить детям согнуть пальцы в кулак, затем, проговаривая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.)

2. Воспитатель:

- У каждого в семье своё дело

- Мама готовит завтрак.

Что обычно готовит на утро мама. (Ответы детей)

- Мама готовит на утро кашу.

- Папа любит гречневую, а бабушка рисовую.

- Вот не задача!Крупы перемешались.

- Поможем маме перебрать их. (Ответы детей)

(Дети садятся за столы выполняютзадание).

Упражнение с использованием круп.

«Помогаем маме»

- Я мамуле помогаю,

- Я крупу перебираю:

- Гречка - рис,

- Гречка - рис,

- Будет мамочке сюрприз.

(В небольшую тарелочку насыпается гречка, рис. Ребёнок одной рукой должен выбирать гречку, рис, приговаривая соответственно: «гречка», «рис», «гречка», «рис»и при этом раскладывать на две кучки).

Воспитатель:

- Отнесём маме. Для папы гречневая а для бабушки рисовая.

- Какая получилась каша? (Ответы детей: сытная, полезная, вкусная, рассыпчатая, калорийная).

- Сварили кашу, надо помыть посуду.

Пальчиковая гимнастика:

«Вымоем посуду»

Кран с водичкой мы открыли,

Всю посуду перемыли.

Все тарелки чистые,

Чистые лучистые.

(Дети изображают кран, кистью левой руки: собрат пальцы вместе, изогнуть кисть и опустить её. Произнести: «Ш-ш-ш-ш-ш - водичка побежала!». Показывают,как моют посуду: одна ладонь - «тарелка». Второй ладонью водят по ней, выполняя, круговые движения.)

3.Воспитатель:

- А в это время, во дворе трудится папа.

- Мне кажется,он решил смастерить скворечник.

- Будем папе помогать! (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика:

«Поможем папе»

- Будем папе помогать:

- Будем гвозди забивать,

- Молоточек, поскорей

- Помоги нам, гвоздь забей!

- Слышен всюду громкий звук:

- Тук - тук, тук - тук.

(Дети показывают движения руками, приговаривая).

Воспитатель:

- Сейчас вы тоже будите мастерить скворечник из палочек.

Упражнение со счётными палочками.

«Скворечник»

(Дети выкладывают из счётных палочек скворечник).

Воспитатель:

- Какой формы получилась крыша? (Ответы детей)

- Какой формы получился сам скворечник? (Ответы детей)

- Молодцы. Вы настоящие строители.

4. Воспитатель:

- Ой,ребята, слышитенас, зовёт дедушка на рыбалку к синему морю.

- Пойдёмте поскорей.

Физкультминутка:

Море очень широко,

- Море очень глубоко.

- Рыбки там живут. Друзья,

- А вот воду пить - нельзя.

(Дети широко разводят рукив стороны. Приседают, коснувшись ладонями пола.

Выполняют упражнение «Рыбка». Разводят рукив стороны, приподняв плечи).

Воспитатель:

Посмотрите ребята, на море сегодня шторм.

(Воспитатель демонстрирует руками«Шторм», сцепив руки в замок, приподнимая поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.)

- Порыбачить на море не удастся.

- Придётся идти на речку.

(Дети в месте с воспитателем демонстрируют волны. Согнувруки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимая поочерёдно локти, совершают волнообразные движения.

Воспитатель:

Сейчас вам предстоит выполнить задание на листочках.

- В первом задании необходимо - выловить рыбок.

- Во втором задании - изобразить волны большие и маленькие.

- Каких рыбок вы поймали?(Ответы детей)

(Дети садятся за столы выполнять задание на индивидуальныхлисточках)

5.Воспитатель:

Вернулись домой с рыбалки.

И увидели, бабушка чем - то огорчена, она не найдёт свои клубки для вязания.

Надо помочь бабушке.

Работа на листочках .

«Рисуем клубочки»

Показ воспитателя :нашли середину листа, поставили точку и начинаем движение по часовой стрелке.

Какой формы клубок получился?(Ответы детей)

Какие замечательные клубочки.

Вывод:

Ребята, давайте с вами вспомним: чем мы сегодня занимались.

Приготовили свои пальчики.

Игра с пальчиками

Пальчики могут не только играть,

Они могут маме во всём помогать,

Могут посуду помыть, постирать,

Гвозди забить и в квартире убрать.

Всё сделают быстро они и умело,

Смело возьмутся за трудное дело!

Молодцы ребята. Вы настоящие помощники.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе

«Путешествие в страну Пальчиковых игр».

Разделы: Работа с дошкольниками

Рука – это вышедший наружу мозг человека.

И. Кант

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество, Познание, Музыка.

Цель: развитие двигательных и познавательных способностей детей

Задачи:

1) Развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

2) Развивать и формировать подвижность пальцев и кистей рук, зрительно-моторную координацию, ориентировку на бумаге, умение брать мелкие предметы, учитывая их форму и размер.

3) Развивать внимание, слуховое восприятие, память, умение подражать действиям воспитателя, понимать его словесные установки.

4) Развивать навыки учебной деятельности.

5) Закрепить понятия над, под, справа, слева, перед собой.

6) Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, аккуратность в работе.

7) Упражнять в счёте в пределах 10.

Предварительная работа: заготовка пряников из солёного теста, разучивание пальчиковых игр.

Демонстрационный материал:

Карта страны «Пальчиковых игр», домик гномика, гусеница из пробок, музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал:

Счётные палочки, платочки, прищепки, пряники из солёного теста, гуашь, салфетки, пробки, шнурки, картинка - схема кораблика.

Ход мероприятия

Воспитатель: « Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».

Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? А как можно поздороваться без помощи слов? (варианты детей)

Воспитатель: «Правильно, можно пожать друг другу руки. Антон, поздоровайся со своим соседом справа. Соня, поприветствуй соседа слева, а потом справа (3-4 ребенка).

Вот именно так и здороваются в стране «Пальчиковых игр», где живёт гномик Ладошка и куда он нас с вами приглашает. Посмотрите, вот карта страны «Пальчиковых Игр». Как вы думаете, на чём можно добраться в эту страну?

(Воспитатель с детьми рассматривают карту, отмечают, что она со всех сторон окружена водой, поэтому нужно выбрать подходящий вид транспорта).

Воспитатель: «Да, действительно, в эту страну можно добраться на вертолёте, самолёте, ракете, корабле, лодке.

Корабль, пароход, лодка - это какой вид транспорта? (водный).

Ракета, самолёт, вертолёт – это какой вид транспорта? (воздушный).

Мы отправимся туда на корабле, который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат счётные палочки. Присаживайтесь на свои места. Давайте посчитаем, сколько счётных палочек нам понадобиться для строительства корабля. Итак, отсчитайте 10 палочек и принимайтесь за работу».

(Под музыкальное сопровождение дети выкладывают из счётных палочек контур кораблика по схеме).

Наши корабли готовы, закройте глаза, отправляемся в путешествие.

Под музыкальное сопровождение воспитатель читает стихотворение «Кораблик» :

«Кораблик к дальним берегам

Отправился однажды.

На нём был смелый капитан

И юнга был отважный».

(воспитатель показывает свою ладонь с гномиком Ладошка).

Гномик Ладошка: «Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня с вами поиграть. Сколько игр на белом свете?»

Дети: « Много».

Гномик Ладошка: « Да, их много. Какие игры вы знаете?»

Ответы детей

Гномик Ладошка: «Игры бывают разные подвижные и настольные, детские и взрослые, сложные и простые, для мальчиков и для девочек. Для учения и для развлечения».

Игра «Пошуршим карандашами»

Гномик Ладошка: « Посмотрите, на столе лежат карандаши, возьмите их. Как вы думаете, этими карандашами часто рисовали или они лежали без дела?»

Дети: «Лежали без дела».

Гномик Ладошка: «Почему вы так думаете?»

Ответы детей.

Гномик Ладошка: «Это неотточенные карандаши. Ульяна, какой это карандаш? (спрашиваю нескольких детей) Рисовать им нельзя, а что можно им делать?»

Ответы детей.

Гномик Ладошка: «Я вас научу шуршать карандашом. Положите карандаш на правую руку, прижмите его левой рукой и попробуйте пошуршать. Молодцы! А теперь пошуршим у правого уха, у левого, над головой, под подбородком».

Гномик Ладошка: «В пальчиковой стране живут не только игры, но и загадочные жители. А вот одна из них (показываю гусеницу). Как вы думаете, кто это?»

Ответы детей

Игра «Гусеничка»

Гномик Ладошка: « Хочу сказать вам, что это разноцветная гусеница. Чего ей не хватает? Правильно, друзей. Вы ей поможете обрести новых друзей?»

Дети: «Да» (дети собирают гусениц из пробок и заселяют в домик).

Гномик Ладошка: « Какие замечательные помощники! Помогли гусенице. А вы мамам дома помогаете?»

Дети: «Да».

Гномик Ладошка: «Я пока познакомлюсь с новыми друзьями и понаблюдаю, как вы умеете помогать своим мамам».

Воспитатель: «Ребята, давайте покажем какие вы умельцы».

Физкультурная минутка «Стирка».

Будем стирать платочки, помогать мамам.

Мамам дружно помогаем.

Сами в тазике стираем,

И рубашки и платочки,

Для сыночка и для дочки.

В тазик воду наливаем.

Порошочка насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Постираем, пополощем.

Отожмём её, встряхнём,

А потом легко и ловко

Мы развесим на верёвке.

(нужно повесить каждому по три платочка. Берём платочек за уголочек, сгибаем уголок, чтобы ветер не сорвал платочек).

А пока платочки сушатся

Мы попрыгаем, покружимся.

Игра «Кто быстрее»

К верёвке, на которой отмечена середина, с двух сторон привязаны палочки. Дети вступают парами и накручивают верёвку на палочку. Кто быстрее до середины.

Воспитатель: «Ой, ребята, платочки уже высохли, давайте их снимем с верёвки».

Дети снимают платочки с верёвки.

Воспитатель: « Молодцы! Потрудились вы на славу! Раз вы такие хорошие помощники, давайте мамам пряники испечём. Чтобы пряники испечь, что нужно замесить?»

Дети: «Тесто».

Пальчико-речевая игра «Замеси тесто»

Тесто мы месили

Пряники лепили

Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

Тесто мы месили

Пряники лепили.

Как тесто быстро подошло, вот они прянички! (раздаю пряники из солёного теста).

Сейчас мы будем их украшать. Как можно украсить пряник? Можно кружочками, волнистыми линиями, точками. Кисточек нет, будем пальчиками рисовать.

Постарайтесь, пекари!

Пряники тульские,

Мягкие, вкусные.

К самовару приглашаем,

Сладким чаем угощаем.

(Под музыкальное сопровождение дети украшают пальчиковой гуашью).

Воспитатель: « Вы молодцы, красивые пряники у вас получились!

Нам пора возвращаться. Попрощайтесь с гномиком и гусеницами».

Пальчико-речевая игра «Лодочка»

Можешь правила не знать, лишь за мною повторять.

Две ладошки прижму, (прижать ладошки не соединяя большие пальцы)

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, (волнообразные движения)

Это лодочка моя.

Паруса подниму, (поднять большие пальцы)

Синим морем поплыву, (волнообразные движения)

А по бурным волнам (соединить руки «рыбка» плывёт)

Плывут рыбки тут и там.

Заключительная часть: «Скажите, ребята, с какими предметами мы сегодня играли? Оказывается, столько игр можно придумать с разными предметами! В эти игры могут играть и мальчики и девочки».


Лилит Королькова
Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Карандаш - инструмент волшебный наш»

Занятие №3

«карандаш- инструмент волшебный наш »

Цель :

развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук, освоение элементов самомассажа, развитие навыков письма и артикуляторной моторики .

Задачи :

Продолжать развивать умение детей делать массаж пальцев и кистей рук, развивать гибкость и двигательную активность пальцев рук, зрительно – двигательную координацию.

Развивать тактильную чувствительность пальцев.

Развивать умение детей согласовывать движения с речью.

Закреплять пространственные представления : вправо, влево.

Воспитывать доброжелательность.

Ход занятия

Воспитатель :

Ребята, к нам сегодня пришел наш хороший друг.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь :

Море, горы, солнце, пляж.

Что же это?

(карандаш )

Воспитатель :

правильно, ребята! К нам в гости пришел наш друг – Карандаш .

А когда к нам приходят друзья, что мы желаем им?

Дети говорят свои пожелания карандашу , слушают пожелания карандаша .

Воспитатель :

Ребята, что делает карандаш ?

Дети : отвечают

Воспитатель : а он сам по себе рисует? Кто ему помогает?

Дети : отвечают

Воспитатель : отгадайте загадку!

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют.

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Воспитатель :

правильно, молодцы!

Мне карандаш на ушко шепнул , что у вас волшебные пальчики .

Что же могут наши пальчики?

Дети : отвечают

Воспитатель : правильно! Держать карандаш , красиво рисовать, писать, строить из конструктора , лепить из глины и пластилина, шить, вышивать.

Наши пальчики могут все, значит они действительно волшебные .

Ребята! А хотите проверить?

Дети : отвечают : Да!

Воспитатель :

карандаш мне говорить , что бы проверит надо сначала пальчики размять, для этого он готов с вами поиграть.

Воспитатель : раздает детям не точеные карандаши .

Массаж карандашами

1. «Скольжение»

По карандашу скольжу ,

Съехать вниз скорей спешу.

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша , захватив его пальцами, как при рисовании; с упором концом карандаша в стол . Сначала одной рукой, потом другой. Выполняя упражнение, дети проговаривают слова.

2. «Покрутим карандаш »

Карандаш вперед кручу ,

Теперь назад его верчу.

Локти стоят на столе. Карандаш нужно взять за кончики тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки, крутить его вперед и назад

3. «Ладошка»

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Обрисовка тупым концом карандаша ладони , лежащей на столе (массаж межпальцевых зон) . Пальцы широко раздвинуты.

Каждый палец обводить несколько раз. Обрисовка сначала одной ладони, потом другой.

После выполнения упражнения дети кладут карандаш

4. «Добывание огня»

Карандаш катать я буду ,

Может быть, огонь добуду.

Прокатывание карандаша между ладонями .

Сначала катать карандаш медленно , а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

5. «Утюжок»

Карандаш по столу прокачу ,

Как захочу. И вперед, и назад.

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Сначала ладонью правой руки, а потом ладонью левой руки.

6. «Покиваем»

Покиваем мы немножко,

Отдохнет потом ладошка.

Локти стоят на столе. Карандаш зажат в четырех пальцах правой руки, согнутых к ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Наклонять пальцы с карандашом к ладошке и возвращать их на место.

То же самое левой рукой.

Дети кладут карандаш , опускают руки, встряхивают ими.

Воспитатель :

молодцы, а теперь что бы убедиться, что они у нас размяты, мы попробуем выполнить упражнения.

Игра – упражнение «Размотай ниточку»

Из картонки вырезана улыбка (прямоугольник, на которую намотана нитка.

Нужно взять прямоугольник в левую руку, размотать нитку правой рукой.

Воспитатель : Ребята, что спряталось под ниткой?

Дети : улыбка

Воспитатель :

Это Карандаш дарит вам свою солнечную улыбку. Давайте и мы ему улыбнемся!

Дети перекладывают прямоугольник в правую руку, левой рукой наматывают нитку.

Воспитатель :

молодцы ребята, справились с заданием, но наш карандаш хочет вам дать свои задания, готовы его удивить?

Дети : отвечают

Карандаш : вносит волшебный мешочек . (В мешочке с насыпанными крупами лежат задания) .

Задание 1.

Обвести по контуру.

Необходимо нарисовать дорожки по пунктиру цветными карандашами .

Воспитатель : помоги пчёлке добраться до цветка. Нарисуй дорожку линией цветными карандашами , не отрывая руки от бумаги.

Задание 2.

Повторить рисунок.

Предложить ребёнку нарисовать справа точно такие же фигуры простым карандашом .

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Задание 3.

Штриховка фигур.

Предложить ребёнку закончить штриховку фигур простым карандашом .

Задание 4.

Раскрась картинку.

Предложите ребёнку раскрасить картинку цветными карандашами .

Воспитатель :

Всё ли у вас получилось? Вы довольны своей работой?

Дети : отвечают

Итог :

Воспитатель :

Молодцы ребята, мы с вами проверили, и оказалось, что действительно ваши пальчики волшебные , а что им больше всего понравилось?

Дети : отвечают

Воспитатель :

Физминутка

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем) .

Много нас, (пальцы растопыриваем) .

А он один, (показываем только один палец) .

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) .

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) .

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) .

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) .

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) .

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) .

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу) .

Воспитатель раздает детям по дольке апельсина.

Публикации по теме:

Воспитатели: Корсун Е. Г. и Самохвалова С. В. ГБОУ школа №1989 г. Москва Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Поможем Золушке» Цель: развитие мелкой моторики рук посредством игр, различных движений и упражнений. Задачи: Обучающая: Способствовать формированию графических.

Конспект развлечения с детьми и родителями по развитию мелкой моторики рук в старшей группе Тема: “С пальчиками играем - речь развиваем”. Программное содержание: - Организовать совместную игровую деятельность детей и родителей.