Литературный пример на тему дружба. Литературные аргументы: проблема дружбы

«ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Официальный комментарий:

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Предложенное направление можно рассматривать в разных аспектах: - дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни; - дружба и вражда между человеческими сообществами и поколениями; - дружба или вражда между народами и последствия враждебных отношений; - дружба человека и животного и т.д. Само понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе ценностных ориентиров человека. Это подтверждает обилие пословиц и поговорок, посвященных дружбе, афоризмов и крылатых фраз. Начиная размышление над предложенной в данном направлении темой, учащиеся могут строить свои рассуждения, опираясь на известные им высказывания и определения. Вот только некоторые из них:

Пословицы : Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Друг познается в беде. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. Недруг поддакивает, а друг спорит. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай. Доброе братство милее богатства. В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Легче друга потерять, чем найти. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь. Человек без друзей, что птица без крыльев.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. У. Шекспир Все пройдет – и надежды зерно не взойдет, Все, что ты накопил, ни за грош пропадет. Если ты не поделишься вовремя с другом - Все твое достоянье врагу отойдет. Омар Хайям

Исполнять обязанности дружбы несколько трудней, чем восхищаться ею. Лессинг

Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди. А.И. Герцен

Люди на земле должны дружить… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. Айзек Азимов

Дружба подобна сокровищнице: из нее невозможно почерпнуть больше, чем ты в нее вложил. Осип Мандельштам

Оказать помощь в размышлениях учащимся может словарная работа .

Так, в словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слов «дружба» и «вражда»:

ВРАЖДА – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью (Непримиримая вражда; питать вражду).

ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (Давнишняя дружба; дружба народов). В словаре антонимов эти слова представлены как антонимическая пара. Словари синонимов представлены следующие синонимические ряды: Синонимы слова ДРУЖБА – дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо) приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение,

общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе. Быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу, сводить дружбу. Синонимы слова ВРАЖДА – антагонизм, злоба, недоброжелательство, нелюбовь, ненависть, неприязнь, неприязненность, рознь, недружелюбие, нелады. Иметь против кого зуб. Питать вражду .

Список литературы по направлению «Дружба и вражда»

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    И. А Гончаров «Обломов»

    Г. Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    А. П. Чехов «Каштанка»

    У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Материалы к литературным аргументам.

А. С. Пушкин роман «Евгений Онегин»

Свое отношение к товариществу Александр Сергеевич представляет читателю через образы героев романа «Евгений Онегин» . Два «друга», Онегин и Ленский, в своем общении показывают нам, что друг – это понятие очень неоднозначное и противоречивое. В конце концов, мы даже начинаем сомневаться, друзья ли Евгений и Владимир или они враги. В диалогах героев чувствуется присутствие автора, он не простой безмолвный наблюдатель, он непосредственный участник событий, его отношение к дружбе мы улавливаем в разговорах героев. Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями.

Их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован).Оба героя молоды, поэтому они находят общие темы для разговоров. Друзья размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, о нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и общества, которое его сформировало. Случайная ссора (Онегин вызвал ревность в Ленском на вечере у Лариных) – только повод для дуэли. Причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным, романтическим взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, которая говорит, что от дуэли отказаться позорно. Можно ли подобные отношения назвать настоящей дружбой? Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться. Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать. Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом. Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились. То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Истинная дружба всегда основывается на общих увлечениях и интересах, взаимном понимании, доверии и симпатии. Немаловажен тот факт, что настоящая дружба – это отсутствие какой-либо конкуренции между людьми. Но именно таких отношений и не было между Онегиным и Ленским.
Конечно, не было бы дуэли, закончившейся смертью Ленского, не было бы трагедии и, как следствие, продолжения романа. Ведь, по утверждению некоторых исследователей (и я с ними согласна), именно дуэль стала поворотным моментом в судьбе Онегина, заставившим его иначе взглянуть на жизнь и многое переосмыслить.
Но главная причина, на мой взгляд, почему дружба Онегина и Ленского привела к такой трагической развязке, заключена в том, что отношения между ними с самого начала ненастоящие.

М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Тема дружбы звучит и в романе «Герой нашего времени» . Возможна ли дружба в жизни Печорина, и как понимает ее главный герой?

«Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…» Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом: «Мы были приятели», «были друзья закадычные». Представления Максима Максимыча не оправдываются. Да Печорин и не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «Глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Во время встречи так веет холодом от Печорина, так обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила: «Неужели я не тот же?.. Что делать? всякому своя дорога…».

Совсем по-другому состоится встреча Печорина с Грушницким: «Мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий – человек, чье главное наслаждение – «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его: «Я его понял, и он за это меня не любит».

Пожалуй, ярче всего раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени» в отношениях с Вернером. Возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Но способны ли они к дружбе? Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия – всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит, что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

Первые сцены романа рисуют нам весьма однозначную, на первый взгляд, картину. Итак, князь Андрей Болконский, безусловно, желанный гость в светском обществе. Он красив, умён, утончён, его манеры безупречны, он вежливо холоден. Идеальное сочетание для общества, которое, к счастью, не имеет на него ни малейшего влияния.

Всё на той же "картине" появившийся Пьер кажется неудачной карикатурой светского человека. Он добр, искренен и бескорыстен - эти, без сомнения, прекрасные качества уже делают его белой вороной, ведь там, где есть место корысти, большим деньгам и лицемерию, места душевной открытости нет. К тому же Пьер рассеян и не слишком привлекателен внешне. Пытаясь поначалу влиться в это общество, стать его частью, Безухов демонстрирует не лучшие манеры, чем напрочь отбивает симпатию к себе у большинства элиты.

Но за этими образами столь различных людей кроется куда большее, чем то, что видит в них "свет".

Они оба чужды обществу, в котором оказались. Оба они выше его в своих мыслях и нравственных ценностях, только Пьеру требуется время, чтобы понять это. Андрей же уверен в своём собственном, особом предназначении, а пустая, неменяющаяся жизнь не по нему. Он пытается переубедить и Пьера, который является единственным, кого он уважает в том окружении благодаря контрасту с пустой элитой, чтобы тот держался подальше от этой жизни. Но Пьер всё же убеждается в том самостоятельно, на своём опыте. Ему, такому простому и незатейливому, сложно устоять перед соблазном.

Несмотря на свою простоту, по сути своей Пьер весьма мудр, и это качество является одной из вещей, что делают его близким другом Болконского. Их разговоры, в которых они делятся всем, что держат в себе остальное время, оказывают важное влияние на ход мыслей обоих. И даже несмотря на то, что их позиции в некоторых случаях разительно различны, каждый признаёт мнение другого имеющим право на существование.

Пусть каждый из них переживает много взлётов и ещё больше падений, и Андрей, и Пьер сквозь свои разочарования в жизни не ожесточаются, а продолжают верить в добро и искать справедливость. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых и, что поражает до глубины души, искренне, изо всех сил и в ущерб собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. А после, когда всё заканчивается, он ни в коем случае не испытывает удачу, а лишь оказывает бескорыстную поддержку Наташе и всей душой хочет, чтобы Андрей простил её. Кажется, он страдает не меньше, чем сам Андрей, а ведь его жизнь для него бессмысленна и сера.

Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно. Это и должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства могут быть куплены и проданы так хладнокровно.

К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены хотя бы меньшинством людей.

Пьер считал Болконского «образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли». Дружба Болконского и Безухова прошла испытание. Пьер был влюблен в Наташу Ростову с первого взгляда. И Болконский тоже. Когда Андрей сделал предложение Ростовой, Пьер не выдал своих чувств. Он искреннее был рад счастью своего друга. Разве мог Л.Н. Толстой допустить, чтобы его любимый герой был нечестен? Пьер проявил благородство в отношениях с Андреем Болконским. Его осведомленность в вопросе отношений Ростовой и Курагина не дала предать своего друга. Он не посмеялся ни над Наташей, ни тем более над Андреем. Хотя мог легко разрушить их счастье. Однако, преданность дружбе, честность в сердце не позволила Пьеру стать подлецом.

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» , опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.

В самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник - его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, - под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров - человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же - абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, - уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий - мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.

Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…

Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, - говорит он Аркадию. И он прав - время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.

Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела». В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».

И. А. Гончаров «Обломов»

В романе «Обломов» И.А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело?

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе – в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству.

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца... «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова – он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Они необходимы друг другу, потому что так удачно дополняют друг друга, находят один в другом то, чего нет в самом себе.

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно - на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

О дружбе говорит А. Сент-Экзюпери сразу на первой странице своей сказки «Маленький принц» – в посвящении.В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи. На земле Маленький принц познает настоящую истину, которую открыл ему Лис:люди могут быть не только равнодушными и отчужденными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.

У Маленького принца как-то раз появился крохотный росток, не похожий на другие цветы. Со временем на нем вырос бутон, который долго не раскрывался. Когда же все лепестки открылись, малыш с восхищением увидел настоящую красавицу. У нее оказался трудный характер: гостья была тонкой и гордой натурой. Мальчик, принимавший близко к сердцу все, что говорила красавица, почувствовал себя несчастным и решил бежать, отправившись в путешествие.

Рассказывая историю о цветке, Малыш уже понимал, что «надо было судить не по словам, а по делам», - ведь красавица напоила ароматом планету, а он не умел радоваться этому и «не умел любить».

Перед путешествием мальчик тщательно убрал свою планету. Когда он прощался с прекрасной гостьей, та вдруг попросила прощения, пожелала ему счастья и призналась, что любит Маленького принца.

Седьмой планетой, на которой оказался Маленький принц, стала Земля, и она была огромна.

Поначалу малыш никого не увидел на планете, кроме змеи. От нее он узнал, что не только в пустыне, но и среди людей тоже бывает одиноко. Змея пообещала ему помочь в тот день, когда мальчик загрустит о своем доме.

В этот момент появился Лис. Маленький принц собирался подружиться, но оказалось, сначала животное нужно приручить. Тогда « мы станем нужны друг другу… Моя жизнь словно солнцем озарится», - говорил Лис.

Лис научил малыша, что «узнать можно только те вещи, которые приручишь», а «чтобы приручить, надо запастись терпением». Он открыл мальчику важную тайну: «Зорко одно лишь сердце. Главного глазами не увидишь» и попросил помнить закон: «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Маленький принц понял: красавица-роза дороже всего, он отдавал ей все свое время и силы и он в ответе за розу – ведь он приручил ее.

Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

В книге рассказывается о собаке Бим, которая была очень верным и любящим другом для своего хозяина, пока они были вместе. Но однажды Иван Иваныч (так звали хозяина Бима) тяжело заболел - к его сердцу подполз осколок, оставшийся со времён войны, и хозяина увезли в Москву на лечение. И Бим остался один. Сколько сил потратил несчастный пёс на поиски друга, сколько потрясений, предательств и обид ему пришлось пережить! В конце концов, он попал к собаколовам и был закрыт в железном фургоне. На следующий день приехал хозяин, но нашёл его уже мёртвым в том фургоне, ставшим для Бима посмертной тюрьмой.

Тема повести – любовь ко всему живому, уважение к братьям нашим меньшим, восхищение животными. В центре всех событий – собака Бим породы сеттер-гордон – главный герой повести. На протяжении всей книги автор восхищается умом, верностью и красотой собаки. Действительно, никогда у человека не было друга лучше, и «Белый Бим Чёрное ухо» ещё раз это доказывает.

Как гласит надпись в начале книги, она посвящена Александру Трифоновичу Твардовскому.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

События повести разворачиваются в Тамбовской области – в городе и в деревне. Год событий не указывается, но, наверняка, описываются послевоенные времена.

Повесть совмещает в себе простой, повседневный язык – черти, быдло, дурак, балда; а также профессиональные охотничьи слова – челнок, патронташ, гончак, арапник, сеттер.

На мой взгляд, самым ярким и запоминающимся моментом в книге является описание охоты Ивана Иваныча и Бима. Наверное, автор тоже был охотником, иначе кто, как не человек с таким увлечением, может так точно описать все события охоты.

В первую очередь Троепольский восхищается легавой собакой и её стойкой на птицу. Действительно, это поразительное зрелище! Прежде невзрачная внешне собака вдруг становится такой элегантной, слаженной и бесподобно красивой, при этом сохраняя в себе прекрасные рабочие качества, что очень немаловажно для легавых собак – таких ценных на охоте! Автор пишет о первой стойке Бима так: «И Бим, так и не опустив на землю правую переднюю лапу, замер на месте, застыл, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором! Первое пробуждение охотничей страсти… на фоне заката солнца он поразителен в своей необычайной красоте, понять которую дано не многим».

Снова и снова, на протяжении всей повести удивляет и влюбляет в себя сам Бим – самый главный и запоминающийся герой. Конечно, человеку, у которого никогда не было собаки, трудно понять и представить мимику и жесты собаки, собачий язык, выражение умных, почти человеческих глаз, но автор легко и чётко описывает движения и поступки собаки, оживляя перед читателем Бима и делая его почти реальным существом.

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

У. Шекспир пьеса «Ромео и Джульетта»

Бессмысленная многолетняя вражда семей Монтекки и Капулетти препятствует любви Ромео и Джульетты. Влюбленные принадлежат к разным кланам, они не могут быть вместе. Но любовь сильнее всех преград, и только она может положить конец вражде двух влиятельных семей:
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Из-за бесконечной вражды этих кланов страдают не только влюбленные, но и другие люди, приближенные к ним. Так, Тибальт, двоюродный брат Джульетты, убивает в драке Меркуцио. А затем Ромео не сдерживается и убивает Тибальта, отомстив за друга.
Каждый герой пьесы по-своему интересен, но больше всех мне, пожалуй, понравилась все-таки Джульетта. Ей всего лишь 14 лет, но ее чувства к Ромео совсем не детские. Ради возлюбленного она делает решительные шаги, перечит родителям, что по тем временам было страшным преступлением. Когда девушка понимает, что венчание с Парисом неизбежно, она готова покончить с собой. Ведь до этого она уже тайно обвенчалась с Ромео и не может предать своей клятвы вечной любви. Не удивительно, что она готова выпить зелье и «застыть» на сорок два часа, претворившись мертвой.
Больше всего в пьесе меня поразила концовка произведения. Из-за простого совпадения событий Ромео не узнал, что его возлюбленная жива, и покончил с собой от горя на ее могиле. Джульетта тоже не смогла жить без своего мужа.
Меня поразило, насколько хрупко человеческое счастье, насколько может быть сильна страсть двух совершенно юных людей. Нелепая случайность разрушила жизни Ромео и Джульетты. Но их бесконечная любовь друг к другу положила конец многолетней вражде Монтекки и Капулетти. Главы этих семей поняли, что из-за их глупых разногласий погибли их дети, и пора остановится.
Я считаю, что никогда нельзя препятствовать любви, это самый большой грех. Герои слишком любили друг друга, но окружающий их мир еще не готов к любви, доброте, гармонии. Поэтому они уходят.
У Ромео и Джульетты можно поучиться доброте, любви, самоотдаче, самоотверженности, чистоте. Это произведение оставило неизгладимый след в моей душе. Думаю, я буду перечитывать пьесу Шекспира снова и снова.

На могиле детей два враждующих клана забывают свои обиды. В Вероне наступает долгожданный мир, пусть и завоеванный такой страшной ценой. Можно сказать, что любовь юных героев приносит благоденствие многим людей, их родине.

Поэтому мне кажется, что для трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» характерны жизненная правдивость и высокий накал страстей

Что такое дружба? Пожалуй, не просто ответить на этот вопрос, ведь это удивительное и ещё до конца не объясненное явление. Никто не знает точно, как именно и почему появляются друзья. Это происходит непредсказуемо и стихийно. Но, что точно известно, так это то, что без друзей человек не может существовать. Без них он словно дерево без листьев. Друзья нужны всем. Они поддерживают в трудную минуту, дают силы, когда, кажется, их уже не осталось. Друг делит с вами и радость и печаль. Он помогает удержаться на плаву в бурном море жизни. Без дружбы существование потеряло бы смысл. Она вносит в жизнь яркие краски.

Дружба - это единство душ и взглядов. Очень важно найти того, кто разделяет ваши интересы и понимает вас с полуслова. Но некоторые взгляды могут не совпадать, поэтому в дружбе очень важно уважение.

Нельзя навязывать другому свои идеи. Друзья не обязаны быть похожими во всем. Совершенно разные люди могут сойтись, и это самое удивительное. Настоящий друг радуется за вас, даже если сам проиграл. Это очень важное качество. Всегда необходимо уметь в нужный момент скрыть печаль от поражения и слишком сильную радость от победы ради важного для вас человека. Дружба основана на поддержке и взаимовыручке. Без этого она не может существовать. Дружить - значит быть готовым в любую минуту придти на помощь, несмотря ни на что.

А что такое вражда? Это зло и разрушение. Люди, погрязшие в ней, не получают от этого ничего хорошего. Вражда может вырасти на пустом месте, а потом растянуться на такой долгий срок, что забудется даже причина её начала.

Такие отношения разрушали не только жизни начавших их, но и потомков. Вражда может продолжаться через века и поколения. Для неё не существует времени. И это-то самое опасное. Неосторожно брошенное слово, случайно отдавленная нога могут вылиться в войну на долгие годы, а может, даже столетия. Конечно, для вражды бывают и серьёзные причины. Не всегда она возникает из-за мелочей. Но даже в таких случаях вражда все равно превращается в смертельную глупость, ибо никто не хочет закончить её вовремя. Это и есть, пожалуй, самое печальное в этом виде взаимоотношений.

Но какие враги самые опасные? Пожалуй, это бывшие друзья. Если человек, знающий о вас все, понимающий вас как себя, вдруг отвернется, если вы окажетесь по разные стороны баррикад, это может плохо кончиться. Такой враг сможет легко сыграть на ваших слабостях. Насколько он был верным и честным другом, настолько же он будет и страшным противником. Это может принести беды и страдания многим. Когда бывшие друзья враждуют, неизвестно, чем это обернётся в конце. Единожды сильно рассорившись, трудно вернуться к миру. Казалось бы, вечная дружба может внезапно разбиться из-за глупости, и это принесёт много несчастий и разочарований.

В русской литературе существует немало книг о дружбе и вражде. Многие великие авторы писали об этом. Тема человеческих взаимоотношений очень важна и многогранна. О дружбе и вражде размышляли во все времена. Эта тема всегда была очень интересна и близка людям.

В романе А.С.Пушкина "Дубровский" уделяется внимание взаимоотношениям двух помещиков. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были очень хорошими друзьями. Между ними царствовало удивительное согласие и взаимопонимание. Но внезапно все изменилось. Слуга Троекурова оскорбил Дубровского во время визита на псарню. Андрей Гаврилович был человеком гордым и не смог стереть обиду. Он уехал из имения Троекурова и потребовал друга отдать слугу ему на суд. Кирилла Петрович тоже был своенравным человеком и счел это за оскорбление. Отношения их испортились. Троекуров создал против Дубровского поддельное обвинение и получил его имение себе. Это сломало Андрея Гавриловича. Когда Троекуров, мучимый совестью, решает извиниться и приезжает к Дубровскому, тот умирает. В этом произведении показано, как из-за глупой гордости может развалиться крепкая дружба и к каким печальным последствиям это может привести.

Большое внимание дружбе уделяется и в романе А.С Пушкина "Евгений Онегин". Ленский и Онегин были связаны крепкой дружбой. Они проводили много времени вместе. Несмотря на разные взгляды на жизнь, они нашли общий язык. Все в их отношениях изменил бал на именины Татьяны. Евгений весь вечер танцевал с невестой Ленского Ольгой. Это рассорило друзей. Ленский, не желая ничего слушать, забыв о связывающих его с Евгением отношениях, вызывает Онегина на дуэль. Из-за небольшого недопонимания они стали врагами. Онегин убивает Ленского на дуэли и его жизнь становиться вечными муками совести. Это произведение доносит мысль о том, насколько необходимо меж друзьями умение выслушать другого, что бы ни произошло, и как трагичен, может быть итог, если этой способности нет.

Итак, дружба очень важна. Без неё невозможно жить. Нужно беречь своих друзей. Нельзя ссориться из-за мелочей, ибо это может вылиться в печальные события. Не нужно затевать вражду: ведь она не приносит ничего хорошего. Индейская мудрость гласит: «Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира». Зачем же делать жизнь запутаннее, чем она есть, тратя силы на бессмысленное противостояние, если можно просто хранить ту ценность, что уже имеется, и быть счастливым?

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Сочинение на тему «Проблема дружбы». 1.00 /5 (20.00%) 1 vote

Дружба – оно из великих чувств, оно стоит рядом с любовью, уважением и почетом. Настоящие друзья спасают нас, когда мы в беде, радуются за наши победы и помогают нам в трудных ситуациях.


Проблема дружбы и ее значимости в жизни хорошо освещена в литературе, множество писателей и поэтов рассуждали на эту тему.
Вспомним роман И.А. а «Обломов». Скучный, пессимистичный и однообразный герой романа – Илья Ильин Обломов проживал свою жизнь совершенно бесцельно, не имея желания ни самосовершенствоваться, ни даже веселиться. Но у него был друг Штольц — образованный, умный и порядочный человек, который всеми силами пытался вытянуть друга из его бессмысленного существования. Штольц был настоящим другом для Обломова, за Илью Ильича он пережил так же, как и за себя. Но, к сожалению, жизнь Обломова не зависела от Штольца на 100%, именно поэтому друг не смог полностью изменить его жизнь. После смерти Обломова, Штольц взял его сына к себе, так и поступают настоящие друзья. В дружбе осуществляются взаимоотношения. Дружба- сильное чувство, которое делает человека лучше. Сильная натура Андрея Штольца всеми силами пыталась изменить трудную натуру Ильи Обломова. Он всеми силами пытался «сдвинуть» Обломова с мертвой точки и подтолкнуть к какой-либо деятельности. Но Илья Ильич не смог достойно ответить на дружественную заботу Штольца. Все же, действия Андрея Штольца достойны уважения.
Дружба – настоящая и преданная встречается редко. Часто мы становимся свидетелями лжедружбы, например, когда отношения основаны на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию мы можем наблюдать в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов не обладал твердым характером и устоявшимися убеждениями. Его друг Евгений Базаров – напротив. Дружба молодых людей длилась до тех пор, пока Аркадий соглашался со всем с Евгением и поддерживал его убеждения. После приезда в родительский дом, Аркадий перешел на сторону своего отца и дяди, тем самым потерял друга. Мы видим, что дружба была неравноправной, и такие люди как Аркадий Кирсанов могут «дружить» абсолютно со всеми. Но будут ли эти отношения называться истинной дружбой?!
Найти в жизни настоящего друга – великое счастье. Каждый, кто имеет друга – неимоверно богатый человек. Ведь дружеская поддержка и совет ничем не заменимы. Как было сказано в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Нет святее уз товарищества».

Во все времена проблема дружбы была в центре внимания писателей. Поэтому для подготовки к ЕГЭ по русскому языку нужны хорошие литературные примеры, раскрывающие эту тему. Их вы можете найти в данной подборке и скачать в конце статьи в виде таблицы.

  1. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». В данном произведении мы можем проследить развитие взаимоотношений главного героя, Григория Печорина, и его сослуживца, юнкера Грушницкого. Их отношения сложно назвать дружескими, герои очень ядовито влияют на жизни друг друга: зависть, злоба, гордыня — определенно не те качества, которые вызывают взаимную симпатию. Печорин с самого знакомства дает понять, что презирает дружеские чувства, все же внешне старается показать расположение, но в действительности, молодые люди не любили друг друга просто за то, кто они есть, что в финале произведения привело к трагичному исходу — убийству Грушницкого. Данный пример показывает, что между двумя эгоистичными и помешанными на своей гордыне людьми не может возникнуть теплых дружеских отношений, они будут снова и снова разрушать друг друга.
  2. И. С. Тургенев, «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — главные герои романа, два представителя нового поколения, однако же, не разделяющие общие интересы. В начале романа мы видим, что Аркадий хочет проникнуться стилем мышления приятеля, но со временем и сам понимает, что они слишком разные. Основное различие в их мировоззрении заключается в их представлении о смысле жизни человека, о его месте в мире. К концу произведения герои окончательно разрывают связи, Аркадий даже отказывается помянуть погибшего Евгения, настолько серьёзны были разногласия между героями.

Дружба противоположностей

  1. И. А. Гончаров, «Обломов». Обломов и Штольц, хоть и разные по своей натуре люди, но их дружба поистине крепка и проверена годами. Будучи еще маленькими мальчиками, герои подружились, обучаясь вместе в пансионе. Несмотря на то, что они являются полными противоположностями. их дружба по-прежнему крепка, ведь они смогли найти истинные достоинства друг друга. Штольц всегда выручает несамостоятельного друга, помогает решать жизненные трудности и делает это совершенно бескорыстно. И даже после смерти друга, продолжает заботиться о его семье.
  2. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Главных героев романа, Андрея Болконского и Пьера Безухова, объединяет стремление к познанию себя, становление духа и мировоззрения, они оба хотят привнести в этот мир что-то хорошее и правильное. Даже несмотря на некоторые различия, как возраст и социальный статус, между героями зарождается настоящая дружба, они уважают мнения друг друга и стремления к саморазвитию. Болконский и Безухов учатся друг у друга, помогают познать мир и себя.

Проблема разрушения дружбы

  1. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». Наглядным примером разрушения дружбы можно назвать отношения Онегина и Ленского. На первый взгляд, у героев есть нечто общее, но жизнь сделала их совершенно разными людьми. Онегин ставил себя выше друга, считал себя более сознательным, дружил с Ленским больше от скуки из-за неимения другого выбора. Конфликт на фоне любовной линии, ставший проверкой дружбы молодых людей, приводит к смерти Владимира и изгнанию Евгения.
  2. А. С. Пушкин, «Дубровский». В основе сюжета романа лежит вражда двух главных героев — Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова. Начавшаяся еще в юности, на первый взгляд замечательная и истинная дружба, из-за маленькой нелепости переросла в ужасный конфликт. Причиной было случайное оскорбление Дубровского слугой Троекурова, казалось бы, после такого не стоит долго держать обиду на друга, но герои избрали другой путь. Кирилла Петрович добивается того, что у приятеля отнимают законное имущество. От горя Дубровский слег и умер, а его сын пошел по преступной тропе, ведь его самого нагло ограбили.

Роль дружбы в жизни человека

  1. И. А. Гончаров, «Обломов». В данном романе нам показаны дружеские взаимоотношения Штольца и Обломова, двух разных молодых людей, однако, столь близких и дополняющих друг друга. Несмотря на различия в образе мыслей и жизни, Андрей заботится об Илье, который все время ленится и не видит смысла в труде, тогда как сам Штольц старается быть всегда в движении. Он пытается вытащить друга из его дурного состояния, хочет показать ему прелести мира и заставить делать что-то полезное. Обломову необходим такой друг, ему необходима такая искренняя и заботливая дружба.
  2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В данном романе раскрывается дружба двух героев — Раскольникова и Разумихина. Родион поглощен своей идеей сверхчеловека, его разум помутнел, тьма закрыла добрые мысли. Разумихин же, осознавая это, старается помочь другу, защитить его перед “буквой закона”, утверждая что Раскольников — хороший человек со множеством положительных качеств. Дмитрий нужен Родиону, его дружба спасает потерявшегося на тропе жизни молодого человека.

Тезисы

Дружба - это братство.

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

Настоящая дружба соединяет лишь достойных людей.

Без истинной дружбы жизнь - ничто (Цицерон).

Цитаты

- «Друг - это одна душа, живущая в двух телах» (Аристотель).

- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

- «Искренность отношений, правда в общении - вот дружба» (А.В. Суворов).

- «Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно» (А.В. Суворов)

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

(В. Высоцкий)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

(Б. Окуджава).

Литературные аргументы

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, - между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать и оберегать невесту своего друга.

И. Гончаров «Обломов. Характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное «противоядие» Обломову. Гончаров писал: «Их связывало детство и школа - две сильные пружины». Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Но не только детство и школа, как писал Гончаров, соединили их. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.

В «Отцах и детях» И.С. Тургенева основная история дружбы, проходящая через весь роман – это история дружбы главного героя Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Аркадий очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Базаров старше и опытнее своего товарища. У него сформировавшиеся взгляды на жизнь, порой очень жесткие и циничные. Аркадий - абсолютная противоположность. Все, к чему он стремится, - уют и покой, а это противоположно жизненной установке Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. По ходу действия романа мы видим, что Базаров осмеивает то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, наслаждение поэзией. Аркадий привязан к Базарову, но назвать это дружбой нельзя. У Евгения нет друзей. Нет того человека, который не спасовал бы перед ним и мог бы общаться на равных. В конце романа Аркадий это понимает, и практически без сожаления они расстаются.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя «Тарас Бульба» один из героев восклицает: «Нет уз светлее товарищеских!». Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонова «Живые и мёртвые» капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

Л.Улицкая «Глюк»

Проблема ссор между людьми. Вражда людей

Тезисы

Цитаты

- «Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей» (Ф.М. Достоевский).

- «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо)

- «Бесконечно вражды не держи - ты смертен» (А. Фет).

Литературные аргументы

В повести «Дубровский» А.С. Пушкина вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей.

В «Ромео и Джульетте» У Шекспира вражда семейств закончилась смертью главных героев.

«Слово о полку Игореве». Святослав произносит «золотое слово», осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.

Проблема доброты, всепрощения

Тезисы

Несите миру свет и добро!

Цитаты

- «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов).

Литературные аргументы

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

Проблема подлинных и мнимых ценностей

Тезисы

Цитаты

- «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар» (А.П. Чехов).

- «Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; - взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя» (Козьма Прутков).

Литературные аргументы

Л. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей, лёжа на поле Аустерлица, смотрит в «доброе… высокое, бесконечное, справедливое небо» и понимает, что небо, облака, земля – это вечное, высшее, главное. По сравнению с вечностью ничтожно значение славы и честолюбия. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», - думает герой. Отныне для него не важна военная карьера, он разочаровывается в былом кумире и стремится к миру, бескорыстию и справедливости.

Рассуждению о подлинных и мнимых ценностях посвящено содержание рассказа А. Чехова «Крыжовник». Заветной мечтой главного героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Категория идеала по природе своей возвышенна, поэтична. Идеал же Николая Ивановича мещанский, низменный. Он, сидя в канцелярии, мечтает, как вырастит крыжовник, без которого счастье просто невозможно. Как мало для счастья нужно человеку, всего-то усадьба да кусты с кислыми и жёсткими ягодами! Иван Иванович думает иначе, удивляясь духовной узости брата, он считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое». Невозможно стать счастливым, удовлетворив только материальные потребности, потому что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Л. Улицкая «Глюк».

Проблема интеллигентности (Какого человека можно назвать интеллигентным?)

Тезисы

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести.

Настоящий интеллигент - неутомимый борец за справедливость с самим собой.

Цитаты

- «Белая гвардия» - «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране..» (М.А. Булгаков).

- «Интеллигент - это тот, чья мысль не подражательна» (Александр Солженицын).

- «Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию» (В.А. Жуковский)

- «Интеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное» (А.Ф.Лосев)

Литературные аргументы

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии.

Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев . У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за черствость, мещанство, но вскоре соглашается на обмен. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.