Игры с годовалым. Самостоятельные игры ребенка. Игры с ребёнком, помогающие правильно воспринимать окружающий мир

Марта

Часто молодые мамы задаются вопросом - как играть с годовалым малышом? Ниже приведу несколько видов игр, которые помогут в дальнейшем понять как же играть с ребенком.


Новые открытия

Разговор через трубку

Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики

Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками

Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди

Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки

Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу

Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон

Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки

Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Развитие координации

Палочки и камешки Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола

Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

"Делай, как я"

В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

Равновесие на надувном круге

Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.

До игрушки нужно дотянуться

Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем

Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".

Трижды герой

Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Марта

Новые решения

Какие предметы можно сложить один в другой

Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна

Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.



Бельевые прищепки в бутылке

Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография

Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно попри- ветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка

Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Бигуди

Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.

Игрушка на шнурке

Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра?

Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления

Все в кучу

Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.

Склад стройматериалов

Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.

Сидение для малыша

Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)

Ресторанчик "Необходимый запас"

Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания

Мыльные пузыри Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.

Команды

В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.

Дождик, дождик

В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"

Сюрпризы

Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха


Вашему малышу уже исполнился год. Он хорошо развивается, все схватывает на лету и осваивает внешнюю среду. Давайте рассмотрим, в какие развивающие игры для годовалого ребенка вы можете с ним поиграть.

В возрасте одного года проходит самое стремительное развитие малыша. Больше никогда он не будет так быстро расти и развиваться. При помощи игр вы можете заложить практически все важные жизненные навыки и умения. Итак, играем с годовалым малышом.

1. Складываем пирамидку

Сразу пирамидку из большого количества деталей вашему малышу будет собирать очень сложно, ведь он может запутаться или устать. Поэтому начинайте обучать ребенка этой забаве с игрушкой, имеющей небольшое количество колец (идеальный размер 4-5 штук). Сядьте рядом с ребенком и покажите, каким образом собирается эта конструкция. Малыша это вскоре заинтересует. Конечно, с первого раза, вы можете ее и не собрать. Проявляйте терпение, и ваш ребенок вскоре научится делать это правильно. При покупке этой игрушки, избегайте острых деталей, чтобы малыш не поранился.

2. Кубики

У вас появились кубики. Это здорово. Однако помните, что в силу возраста, Ваш ребенок еще не соберет башенку. А значит, собирать будет кто-то из взрослых. А вот ломать – это уже к малышу. Он это сделает с превеликим удовольствием. Каждый раз когда ваша конструкция падает, повторяйте слово «Бам!». Несмотря на то, что ребенок еще мал, вы можете попробовать научить его ставить один кубик на другой. Если на этих предметах есть какое-то изображение, то называйте ребенку что на нем нарисовано. Постепенно малыш будет знать кубик, который он держит в руках, а также что на нем изображено.

3. Собираем картинку из мозаики

Сейчас существует несколько типов мозаики. Поэтому, вы смело можете подобрать детали такого размера, которые вашему ребенку будет сложно потерять и попробовать на зуб. Картинку, вы, скорее всего пока еще не соберете, а вот цвета можете выучить. К тому же, мозаика поможет развить мелкую моторику рук. Малыш с радостью будет копаться в разнообразии цветных деталей, перебирать их и рассматривать, а также класть кусочки мозаики в соответствующую подставку.

4. Рисуем пальчиками



Пальчиковые краски имеют нетоксичный состав, поэтому можете смело начинать рисовать. А тут поле для творчества довольно большое: это рисование и на бумаге, и на кафеле, и на стеклах. Рисуйте пальчиками как можно чаще, это хорошо развивает мелкую моторику. Но приготовьтесь к тому, что Ваш малыш может испачкать все, что будет ему доступно, начиная с одежды и волос. Только если одежда и волосы вымыть и выстирать легко, то чтобы отмыть какую-то поверхность, вам понадобиться вода, щетка и мыло.

5. Собираем конструктор

Играться этим набором можно таким же образом, как и мозаикой. Данный конструктор рассчитан на годовалых детей и состоит исключительно из больших деталей. Поэтому, не бойтесь, что малыш может потерять или проглотить ту или иную деталь. К тому же, благодаря вот таким кубикам, вы с легкостью научитесь возводить башни, заборы и домики.

6. Готовим вместе с мамой

Чем ближе к первому годику, тем больше ребеночек начинает интересоваться делами взрослых и подражать им. Даже начинает проявлять интерес к самостоятельности. Вот для подобных тренировок вам и понадобиться игрушечная посуда. Пусть ребенок кормит Вас и себя воображаемой едой. Так же, с помощью посудки, можно пересыпать крупы дома. Это будет развивать и мелкую моторику, и речь.

7.Музыкальные инструменты

Если Ваши близкие, и вы нормально относитесь к шуму, то можете смело покупать такие предметы, как барабан, бубен, и т.п. Но при выборе таких данных инструментов смотрите, чтоб они были полностью безопасны для ребенка. Малы будет в восторге.

8. Бросаем мячик



Этот предмет вам очень поможет. Сначала он будет целью во время обучения ползанью и ходьбе. Кладете мячик на определенное расстояние, а потом ведете туда малыша, когда расстояние пройдено или он толкнул мячик, идете дальше. Когда ребенок станет старше, данный предмет уже можно будет бросить кому-то из взрослых.

9. Большая машинка

С помощью нее вы также научите малыша ходить, а еще в этой машинке можно смело его катать. Когда же он подрастет, будет забрасывать в нее игрушки и возить или играться в песке.

10. Догонялки

«А я тебя сейчас как догоню!!!» – говорит мама и протягивает руки к малышу, «бегая» за ним. А малыш, от нее убегает. Восторгу не будет предела

Поздравляем! В жизни Вашего крохотного малыша первая серьезная дата! Ему исполнился , и теперь он уже совсем «взрослый». Обязательно отметьте этот первый важный праздник. Сегодня Ваши игры с годовалым ребенком целиком и полностью посвящены : оденьте веселые колпачки, спойте именинную песенку, зажгите свечу на праздничном пироге и задуйте ее вместе с малышом – пусть этот день запомнится весельем и веселыми играми не только ребенку, но и его родителям!

Как я вырос за этот год, или поведенческие особенности

Вспомним немного основные особенности интеллектуального развития ребенка в возрасте 12 месяцев, итак, Ваш малыш уже умеет:

1. Сознательный словарный запас составляет уже два десятка слов, в том числе понятия «можно – нельзя», «где», «дай» и т.д. Активно используются собственные слова, обозначающие базовые предметы и понятия, встречающиеся малышу в повседневной жизни.

2. Все активнее проявляется интерес к другим детям, правда о взаимоотношениях в коллективе крохе пока мало что известно, поэтому контакт с ровесниками иногда заканчивается конфликтом.

3. Проявляются поведенческие реакции на ту или иную ситуацию, кроха начинает «испытывать» взрослых на прочность: «а что будет, если я уроню игрушку», буду баловаться вместо того, чтобы кушать или спать т.д.» Будьте внимательны: маленький член семьи сейчас словно искусный кукловод, моментально улавливающий момент, когда взрослые дали слабину – не стоит на данном этапе давать малышу возможность совершать недопустимые вещи, поскольку чем старше он становится, тем сложнее будет без конфликтов его «перевоспитать».

4. Развивается долговременная память: кроха помнит действия и ситуации, происходившие ранее. Кроме того, сейчас он уже в состоянии запомнить других людей, которых видит не так часто, как маму и папу, например бабушку или тетю, приезжающую в гости раз в месяц.

5. По-прежнему, как и все 12 месяцев до этого дня и еще долгие годы после малыш постоянно занят исследованием окружающего мира каждый день, покоряя все новые и новые горизонты. Пусть пока они очень маленькие и незначительные – книжный шкаф или стиральную машину, мамину сумку или соседскую кошку - все новое удивительно интересно и познавательно для ребенка, и это здорово!

Развиваемся и играем

Играть с годовалым ребенком становятся все сложнее и интереснее: малыш с интересом изучает свойства предметов, а в некоторых случаях проявляет удивительную смекалку. В арсенале мамы должны быть такие развивающие игрушки как: кубики, пирамидки, матрешки или «гнезда», каталки на колесиках и машинки, мячи, простые игрушечные музыкальные инструменты (барабан или металлофон).

Все игрушки для малыша должны легко обрабатываться, в них должны отсутствовать мелкие детали, а сломать или оторвать ту или иную часть игрушки малышу должно быть не под силу. Выбирая игрушки для маленького ребенка, помните о том, что юный исследователь почти наверняка решит попробовать их на зубок, поэтому предпочтение лучше отдавать высококачественным вариантам из безопасных материалов.

Как играть с годовалым ребенком

Для изучения новых слов, названий предметов, животных, частей тела очень хорошо и полезно играть в игру «найди предмет» : например, Вы можете показать крохе глазки у любимой игрушки или в книжке, а потом попросить найти их самостоятельно. Если в более ранние месяцы такие занятия с ребенком уже проводились, кроха без труда усвоит правила и с удовольствием поиграет с Вами.

«Прятки» - примерно тот же самый вариант, что и описанный выше, только с поиском хорошо знакомой вещи - прятать игрушку, играя с ребенком 12 месяцев нужно так, чтобы малыш видел, куда Вы ее положили – за спину или под одеяло.

«Коробочка с сокровищами» - такую игрушку можно сделать самостоятельно из старой обувной коробки и цветной



Сделайте в ней несколько прорезей разной формы и размера, так, чтобы ребёнок мог поместить внутрь небольшие игрушки. Коробочек можно сделать несколько, например одну с отверстием, в которое малыш без труда опустит ручку, а с другой необходимо будет предварительно снять крышу, чтобы извлечь опущенное через прорезь содержимое.

«Первые картины» - ребенок с удовольствием будет размазывать краски по листу бумаги, создавая свои первые «шедевры» - палочки, кружочки, галочки. Приобретите специальные пальчиковые краски – они абсолютно безвредны для ребенка. Помните. Что для проведения художественных занятий с годовалым ребенком необходимо предварительно защитить интерьер и одеть на малыша «спец костюм», который не жалко будет испачкать. Любые занятия с красками должны проходить под контролем взрослых, во избежание проглатывания материалов.

Придумать игру для развития ребенка 1 года несложно – существует масса простых и эффективных вариантов. Для этого не нужно обладать выдающимися способностями или богатой фантазией, достаточно лишь знать основные особенности поведения малышей, соответственно возрасту – что им интересно и что они умеют, а самое главное – побольше наблюдать за собственным ребенком и его предпочтениями – тогда Вы наверняка найдете способ с интересом и пользой для двоих провести время.

В годовалом возрасте кроха уже хорошо встает, ползает иногда уверенно ходит. При этом смело заглядывает в шкафчики, комоды, обследует укромные уголки, полочки, открывает дверцы. Ему и одному не скучно находиться в помещении, но мама не должна оставлять малыша наедине даже на несколько минут.

Почему нужно планировать день с годовалым ребенком

Чем дольше не слышно непоседу в этом возрасте, тем больше тревог ситуация должна вызывать у взрослых. Вряд ли он знакомится с содержимым книжки, скорее всего, уже разбирает доступные предметы на мелкие детали.

Помните: ребенку не знакомы особенности этого мира. Он не боится высоты, пробует на вкус все до единого объекты, которые смогут уместиться во рту. Что уж говорить о физических, химических свойствах предметов. Поэтому контроль должен быть постоянным.

Если же мамочке надо отвлечься по личным нуждам, оставить кроху одного, стоит выполнить несколько нехитрых обязательных условий:

  • организовать безопасное пространство, либо посадить его на короткое время в манеж;
  • предоставить полную свободу действий, оставив в зоне досягаемости только безопасные предметы, игрушки.

Думаю, будет излишним напоминать, что в 1 год детки могут всего 10-15 минут заниматься одним и тем же делом. Если его внимание не переключить, кроха утомится, начнет капризничать. Поэтому в арсенале у мудрой мамы должно быть спланировано заранее несколько десятков заданий. Хорошо подойдут:

Как правильно организовать день непоседы

Учитывая, тот факт, что на маме, помимо занятий с малышом, лежит еще и ведение домашнего хозяйства, надо привыкать делать все дела вместе. Непоседа будет постоянно , в меру нагружен таким необходимым для возраста общением, да еще и ненавязчиво получит нужные навыки.

Ориентировочный план дел на день после пробуждения крохи, выглядит так:

  1. Утренний туалет, гимнастика, водные процедуры, завтрак. В программу гимнастики любящие мамочки должны обязательно включить упражнения для мелкой моторики, легкий массаж, разучивание потешек. Важно, чтобы утро несло в себе массу позитива, смеха, проявление любви и нежности со стороны мамы.
  2. Прогулка на свежем воздухе. Активные игры с мячом, песком, посещение парка, фонтана, любого водоема.
  3. Второй завтрак. Первый сон. Во время сна мамочка может кухней, либо отдохнуть сама, а с приготовлением обеда и ужина справиться совместно с ребенком.
  4. Приготовление пищи. Не бойтесь брать любознательного сорванца с собой на кухню. Оказывается, для годовалого крохи, звон кастрюль звучит лучше любой музыки, а сами кастрюли и крупы привлекают больше, чем любимые игрушки. Главное, решиться и доверить ему кастрюлю для складывания туда безопасных предметов, пересыпания круп.
  5. Обед. Пассивные игры. Прослушивание классической музыки. Чтение книжек, просмотр мультфильмов. Уборка в детской комнате.
  6. Творческие занятия. Полдник. Полуденный сон.
  7. Прогулка на свежем воздухе, посещение игровых площадок. Если погода не позволяет так часто гулять, можно предусмотреть активные игры дома.
  8. Ужин. Чтение книг. Водные процедуры перед сном.

Домашние игры с годовалым ребенком дома

  • Разучивание потешек

Современные мамы хорошо знакомы с трудами детских психологов, врачей, которые рекомендуют в годовалом возрасте придавать огромное значение потешкам, прибауткам с повторением специальных упражнений, развивающих мелкую моторику . Чем быстрее и раньше малыш освоит подобные игры, тем лучше у него будут развиты речь, мышление, которые напрямую взаимосвязаны с мелкой моторикой.

В этом возрасте хорошо воспринимаются и осваиваются следующие игры: «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик, где ты был?», другие считалочки. Мамочка при этом должна ненавязчиво массировать середину ладошки, каждый пальчик ребенка, «пробежаться» своими пальчиками по внутренней, внешней стороне ладоней, рук, научить кроху складывать свои пальчики нужным образом. Кроме пользы в развитии мелкой моторики, народное творчество вызывает незабываемые положительные эмоции.

  • Пассивные игры

К этой категории можно отнести кубики, пирамидку, простенькие конструкторы с крупными деталями, музыкальный коврик, юлу, большой мяч и другие. Если ребенок долгое время не проявляет интереса к какой-либо игрушке, достаточно ее спрятать в корзину, чтобы достать опять через неделю или через две.

  • Активные игры

Это манипуляции с маленьким мячиком, «Солнечный зайчик», если за окном есть солнце, а у вас в руках зеркальце, прятки. Прятаться можно самому, либо прятать игрушки, издающие звуки. Не забывайте, что в этом возрасте прятать игрушку нужно так, чтобы малыш видел ее уголок. При этом громко называйте игрушку и просите ее отыскать. Нравятся детям и прятки под одеялом. Можно просто закрыть глазки руками и спросить где находится малыш, мама, называя его имя, свое.

  • Творческие работы

Сюда можно отнести рисование манкой по кухонному столу, создание шедевров из сподручных предметов, которые без вас недоступны. Например, попробуйте перебрать вместе с ним косметику строго под своим присмотром, порисовать косметическими карандашами, помадой свои ладошки. Принесите краски в ванную и разрешите рисовать пальчиками на стенках ванной в минуты купания.

  • Освоение книжек

Здесь уже каждая мамочка должна проявить собственные таланты рассказчика и актера. Чем эмоциональнее будет исполнение произведения, тем внимательнее будет малыш.

  • Помощь маме

Всегда просите вместе с вами убирать игрушки. Для начала можно из разбросанных по комнате вещей, создать своеобразную пирамидку прямо посередине помещения. Затем переложите все на свои места. Если вы часто пылесосите, купите аналогичный детский агрегат малышу. Он с удовольствием подключится к процессу уборки.

Обязательно купите лишний килограмм крупы и позвольте пересыпать ее из пластиковых стаканчиков в баночки, мисочки, кастрюльки в то время, пока вы занимаетесь своими делами на кухне. Общайтесь постоянно, рассказывайте о предметах, их свойствах и вы не заметите, как у вас будет готов обед, а дитё вволю наиграется домашней утварью и уже не будет спешить на кухню в ваше отсутствие.

Главное при этом не критиковать ребенка, а хвалить даже там, где у него ничего не получается. В процессе игр и другого время проведения с крохой, старайтесь не повышать голос, не ограничивать свободу, фантазию, вызывать только положительные эмоции. Малыш в таких условиях будет развиваться гармонично и регулярно радовать родителей своими победами и достижениями.

К году ребенок становится все более самостоятельным. Он уже самостоятельно ходит, играет, ест и писает. Малыша уже не нужно все время занимать, некоторое время он может занять себя сам. У мамы появляется все больше времени и возможностей на личные дела. И обычный день мамы в декрете перестает крутиться только вокруг ребенка, малыш сам начинает крутиться вокруг мамы))))

Чем занять годовалого ребенка, чтобы получить возможность заниматься своими делами. А так же, какие игры и занятия увлекут ребенка в 1 год – делюсь своими соображениями и опытом в статье.

Занятия ДЛЯ ребенка или занятия С ребенком?

Совместные занятия мамы с ребенком в 1 год можно условно поделить на две группы. Первая – когда действие организовано специально для ребенка. И все время и внимание мамы сосредоточено на том, чтобы доставить ребенку радость, научить чему-то, увлечь. Предмет внимания мамы в этом случае – только ребенок.

Вторая группа занятий – это занятия, в которых ребенок – участник. Деятельность не вертится вокруг малыша, это он вовлекается в процесс, с удовольствием участвует, повторяет, учится. Мама сосредоточена на самом деле, на результате, а не только на ребенке. За ребенком присматривают, оберегают от возможных опасностей. Но не проявляют нарочитого внимания, не пытаются насильно увлечь, научить.

Для годовалого ребенка актуальны обе группы занятий. Наивно полагать, что ребенок уже достаточно взрослый, может занять себя сам, и маме заниматься только своими делами. Да, малыш может поиграть самостоятельно, может ходить за мамой, как хвостик. Но ему нужны и целенаправленные занятия, качественные игры с мамой, плотное общение и внимание. Однако и носиться весь день с ребенком, каждую минуту уделяя только ему, тоже не правильно. У малыша должна развиваться самостоятельность. Если мама все время пытается насильно занять ребенка то играми, то занятиями, то песни поет, то стихи читает – устает не только ребенок, но и сама мама. Поэтому между занятиями ДЛЯ ребенка и С ребенком должен быть разумный баланс.


Занятия ДЛЯ ребенка

Занятия, посвященные именно ребенку, обычно кратковременные. В силу возраста малыш не может заниматься чем-то долгое время. Да и мама устает) Обычно за один присест можно позаниматься с малышом не более 15 минут. В день таких занятий должно быть несколько, с перерывами на другую деятельность и самостоятельные игры ребенка.

Приведу примеры занятий мамы с ребенком:

Можно играть в мяч, показывать, как кормить куклу. Разыгрывать мини-представление с игрушками-персонажами. Показывать, как пользоваться той или иной игрушкой. Играть на музыкальных инструментах. Складывать пирамидку или формочки в сортер. Как только ребенку надоедает одна игрушка, можно переключиться на другую, и так далее, пока интересно и ребенку, и маме. О том, какие игрушки нравятся годовалому малышу, я писала .

  • · просмотр детских книжек

можно смотреть книжки вместе с ребенком, называя предметы и персонажей на картинках. Удобно обзавестись специальными детскими книжками, ориентированными на занятия. Но подойдут любые книжки с цветными картинками. Обычно в год ребенок начинает показывать на картинку и спрашивать (на своем языке), что там изображено. О наших любимых книжках я рассказываю

  • · рисование

рисовать ручкой или карандашом, красками или фломастерами. Мама рисует и показывает ребенку, как рисовать круг, линию, квадрат. Рисует предметы и называет их. При использовании цветных карандашей можно учить цвета. О том, как проходит наше рисование, я писала

  • · лепка

годовалого малыша может заинтересовать пластилин или масса для лепки. Ее можно мять, отрывать маленькие кусочки от большого куска, размазывать, рвать, резать. Игры с пластилином в 1 год возможны только совместно со взрослым (для безопасности). Наши занятия лепкой я описываю .

  • · игры с песком

можно играть в песочнице не улице или обзавестись живым песком и играть дома. Мама показывает, как взаимодействовать с песком. Как пользоваться совочком, ведерком и формочками. Обращает внимание ребенка на фактуру песка, на его свойства. На разницу между сырым и сухим песком, теплым и холодным (в песочнице).


  • · изучение взрослых предметов

дать ребенку возможность поизучать предмет взрослого обихода. Рассказывать и показывать, как им пользоваться. Малышу очень интересно изучать новое, а тем более то, чем пользуются родители. Он взволнован и горд, что ему разрешают трогать взрослую вещь (которую обычно трогать не давали). Это может быть, например, фотоаппарат, телефон или ноутбук. А может быть даже мамина косметичка. Под присмотром можно все)

  • · чтение сказок

годовалого ребенка сложно увлечь сказкой надолго. Обычно, если чтение и удается, то только перед сном. Ребенку интереснее изучать книгу, картинки в ней, нежели спокойно сидеть и слушать. Поэтому нужно выбрать подходящий момент, когда ребенок спокоен. И сказку лучше подобрать короткую.

  • · просмотр чего-нибудь за компьютером

мы с дочкой иногда смотрим картинки животных на компьютере. Или ролики из серии «Понималка». Можем вместе посмотреть детский мультик. Я всегда проговариваю и объясняю действия персонажей или картинки.

Занятия могут быть разные. Ключевым моментом подобных совместных занятий является вовлечение мамы в процесс. Мама берет на себя ведущую роль в занятии, направляет ход игры, объясняет, рассказывает, стимулирует малыша к действию. Взаимодействие мамы и ребенка очень плотное, в ходе таких занятий ребенок получает информацию очень концентрированно.

Занятия мамы с ребенком должны доставлять удовольствие обеим сторонам. Если мама сейчас не в настроении для игр в детские игрушки, лучше не насиловать себя. Дети все чувствуют, и неудовольствие мамы от общения с ребенком в том числе. Да и малыш должен быть в настроении позаниматься тем, что предлагает мама. Может быть, ребенок увлечен сейчас самостоятельной игрой, тогда его лучше не заставлять заниматься совместной лепкой. Словом, совместные занятия только с хорошим настроением)

Занятия С ребенком

В эту группу можно отнести все дела по дому, которые не связаны с опасностями (горячее, острое, химическое). Как правило, дети сами легко приобщаются к делам мамы . Важно их не прогонять, не изолировать. А наоборот, всячески стимулировать к совместной деятельности. Да, порой это хлопотно, ребенок мешает сделать дело быстро, вокруг сразу появляется куча мусора и беспорядок. Но надо научиться относиться к этому философски) Ребенку нравится, он занят, развивается и приобщается к хозяйству – одни только плюсы) А беспорядок всегда можно убрать, вместе с ребенком, конечно)

Совместные занятия с ребенком – это мое любимое) Я считаю, что такой естественный путь развития наиболее правильный. Малыш получает необходимую информацию, ощущения, навыки и знания непосредственно на практике, в ходе «взрослой» деятельности. Да и маме так гораздо легче. Можно сделать много всего нужного и полезного, при этом не изолируясь от ребенка.

Примеры дел, в которые можно приобщить ребенка в 1 год:

  • · мытье посуды
  • · подметание и мытье полов
  • · стирка
  • · уборка вещей в шкафу
  • · уборка игрушек и других вещей, разбросанных по дому
  • · приготовление пищи



Самостоятельные игры ребенка

Самым приятным для мамы временем является либо время сна, либо самостоятельных занятий ребенка) Это время, которое можно посвятить совершенно любым делам) Не отвлекаясь на малыша, не переживая о возможной опасности и беспорядке) Вот только самостоятельно ребенок, как правило, занимается очень недолго. Что же может его увлечь?

  • · игрушки, самые разные. Например, музыкальная игрушка, сортер, пирамидка, сложные игрушки, формочки и вкладыши. Подробнее об игрушках я писала
  • · книжки, которые не жалко дать в руки малышу для самостоятельного изучения. Подробнее о них
  • карандаш и бумага. Малыш может рисовать, при этом не перепачкается.
  • · предметы в коробке (лучше новые). Можно собрать самые разнообразные предметы для изучения ребенком.
  • · таз с водой. Плескаться в воде дети любят. Правда таз лучше поставить в ванной.
  • · погрызть яблочко или морковку. Еда на какое-то время занимает малыша. Можно давать, если знаете, что ребенок умеет есть это самостоятельно.
  • · мы не используем мультики или игры на планшете для самозанятости ребенка. Хотя такой способ тоже имеет место быть среди родителей.

Наша дочь проводит достаточно много времени за самостоятельными играми. Как правило, она самостоятельно играет, повторяя наши совместные игры. Или рассматривает те картинки, которые мы вместе смотрели, и я ей называла предметы, объясняла, что нарисовано. По сути, совместные занятия с ребенком ведут к самостоятельным играм. Сначала ребенок учится, а потом играет сам. Это своеобразный депозит в будущую самозанятость малыша)

А какие способы занять годовалого ребенка есть у вас? Делитесь опытом и секретами в комментариях ниже)