Агрессия в чем проявляется. Агрессия и агрессивность

В психологической литературе, при обсуждении вопроса о влиянии личностных черт, установок и других внутренних факторов на агрессивное поведение человека, обычно представляют этот вопрос следующим образом: есть такие черты личности, которые располагают личность к агрессивным ответам на воздействия внешних стимулов. Эти черты являются предпосылками агрессивного поведения.

Однако в этом контексте необходимо осознать, что в анализе ничего не может возникнуть, чего нет в ядре личности аналитика. Анализ, в некотором роде, расстраивает в своих агрессивных проявлениях. И здесь мы можем найти еще одну параллель с социальными законами. Даже в обществе кризис, разочаровывающая ситуация вызывает вспышку насилия, тем самым обеспечивая психологическое пространство. Насилие в настоящее время является наиболее важной темой среди вопросов безопасности. Растущая волна агрессии, наблюдаемая среди несовершеннолетних, вызывает беспокойство различных социальных групп.

Возможно, что это плодотворный подход. Однако, более правильным является несколько иное понимание данной проблемы, а именно: агрессивность является чертой личности или комплексом черт, который формируется в процессе ее социализации. Агрессивность как комплекс черт личности может ассоциироваться с другими чертами характера и установками, которые способствуют ее сохранению и закреплению в структуре личности, а также актуализации в тех ситуациях, которые требуют агрессивного поведения. Другое дело, что в процессе социализации индивид вначале может приобрести такие черты, которые становятся почвой для последующего развития в ней агрессивности. Таковы, например, эгоизм, нарциссизм, преобладание низкого уровня мотивации поведения, моральная незрелость, в частности – слабость эмпатии, и другие.

Родители часто сталкиваются с образовательными трудностями в отношении агрессивного ребенка. Ущерб может быть материальным, таким как физическое повреждение, повреждение предмета или моральный ущерб, например, унижение лица, подвергающегося агрессии, возбуждение страха, опасность, неполноценность. У агрессивных детей происходят частые и многочисленные агрессивные изменения, а агрессивность - важная составляющая его личности. Его субъективный аналог - это появление эмоций, гнева, гнева, желания причинить вред, дразнить, причинить страдание или причинить боль.

Нужно иметь в виду, что агрессивность в жизни индивида впервые возникает как временное психическое состояние, включающее в себя гнев и враждебность, а также тенденцию к совершению враждебных, вредных для других людей действий, которые называются агрессивными или насильственными. Когда данное психическое состояние и вытекающие из него действия оказываются адаптивными, они приобретают тенденцию к повторению и закреплению в памяти человека. Индивид приобретает устойчивую тенденцию к решению своих задач с помощью агрессивности и соответствующих физических или вербальных агрессивных действий. Каким образом приобретаются такие действия, уже известно. Причем специалисты предполагают, что, когда агрессивное психическое состояние и соответствующие формы поведения сочетаются с устойчивой установкой, психологической готовностью к их применению во всех тех ситуациях, которые представляются человеку опасными, фрустрирующими или стрессогенными, можно сказать, что индивид приобрел устойчивую агрессивную стратегию адаптации. Характерологический комплекс личности сочетается с определенными формами поведения и установкой, и в итоге формируется характерная для личности агрессивная адаптивная стратегия. Как известно агрессия может сочетаться с целым рядом других защитно-адаптивных механизмов, в результате чего структура агрессивной стратегии приобретает большую сложность, но одновременно и гибкость.

Агрессивность характеризуется отношением враждебности к человеку, с которым ребенок устанавливает социальные контакты дома, школы или группы сверстников. Агрессивное поведение может принимать форму физической или словесной агрессии. Физическая агрессия может проявляться как поглаживание ребенка, ногами, ногами или ножом, рывками, легкими и мимическими реакциями, такими как болтовня, насмешка. Вызывается упомянутое поведение. физическая агрессия, направленная на кого-то или что-то. Мы также встречаемся с так называемым. физическая косвенная атака, которая не принимает форму прямой атаки.

Таков общепринятый подход к этой важной проблеме психологии человеческой агрессивности. Исходя из него можно рассмотреть ряд более конкретных вопросов, касающихся взаимосвязей агрессивности с другими чертами, установками и комплексами личности.

Проблема типологии агрессивных людей

В психологии предложены различные типологии людей. Они разработаны К. Левиным, Э. Фроммом, Г. Айзенком и другими психологами и значительно различаются друг от друга, как по выделяемым характерологическим чертам, так и по поведению, мотивам и установкам. Вполне естественно, что возникает вопрос: каковы различия агрессивности у этих типов как во внутрипсихическом, так и в поведенческом аспектах? Более конкретно данный вопрос можно сформулировать следующим образом: существуют ли такие черты личности, которые создают у нее склонность к совершению насильственных действий или же, наоборот, отказ от совершения таких действий?

Примером такого поведения является предотвращение того, чтобы кто-то что-то делал, нарушая мир, делая наступательные снимки, скрывая или испортив объекты, принадлежащие определенному человеку. Объектом, который может быть нацелен физической агрессией, является не только человек, но и все другие объекты из среды. Затем оно проявляется в ущербе и разрушении социальной и частной собственности, разрушении природы, злоупотреблении животными, разрушении растений или цветов.

Второй тип агрессивного поведения - так называемый. словесная агрессия, которая проявляется в инициировании аргументов, злонамеренных сплетен, клевете, угрозах, пуганиях, преодолении. Это очень распространенное поведение в группах сверстников. Нападение на такие формы агрессии может быть намного больше, чем физическая агрессия, поскольку они наносят ущерб достоинству субъекта агрессии, подвергают его высмеиванию и унижению. Речево-словесные оскорбления также распространяют ложную информацию о человеке: сплетничают, говорят, выдают вредные мнения.

Дело в том, что хотя в общей форме можно утверждать, что фрустрация вызывает агрессию, но в реальной жизни нередко можно наблюдать следующее:

    во-первых, один и тот же фрустратор у разных людей вызывает различные по интенсивности, длительности и вредности агрессивные действия;

    во-вторых, есть люди, которые на воздействия целого ряда фрустраторов и стрессоров отвечают неагрессивными адаптивными действиями. Это означает, что названные различия могут быть следствием индивидуальных и типологических различий людей.

    В студенческой среде часто существует определенный тип поведения, называемый опекой, который исходит не из уважения к правилам сожительства, а с целью причинить вред конкретному человеку в надежде на то, что на него будет оказано неблагоприятное воздействие. Агрессивное поведение также может проявляться в словесном поощрении других к агрессии, т.е. подстрекательстве к физическим или словесным атакам. Агрессивное поведение ребенка характеризуется отсутствием дисциплины, нарушением школьных правил и применимыми стандартами сожительства сообщества.

В реальной жизни нетрудно заметить, что под воздействием неудач, оскорблений и других фрустраций одни очень быстро «распаляются» и переходят к ответным агрессивным действиям, тогда как другим удается воздержаться. Психологи уже исследуют это явление. Читателю полезно знать, что уже существуют тесты, с помощью которых определяют склонность людей к агрессии и насилию, причем эксперименты позволили показать, что индивиды, получающие высокие баллы по этим признакам, в опытах типа «учитель-ученик» наносят своим жертвам более интенсивные электрические удары, чем остальные.

Значительная мобильность, агрессивность, склонность к быстрому, очень импульсивному ответу - источник агрессивного поведения, которое еще не может контролировать эмоции и контролировать их эмоции. Существует также низкий уровень социальной зрелости, который заставляет ребенка легко вступать в конфликт со своими сверстниками.

В наши дни мы видим значительное увеличение агрессии. Мы часто задаемся вопросом, в чем причина этого. Чтобы объяснить происхождение агрессивного поведения, необходимо знать механизмы его формирования. В психологических исследованиях выявлены три типа агрессии: фрустрация, подражание и инструментальная. В физиологических исследованиях был выявлен четвертый тип агрессии, а именно патологическая агрессия.


И еще одно обстоятельство следует иметь в виду: склонность к агрессии можно рассматривать как в связи с целостными типами личностей, так и в связи с отдельными личностными чертами, «измерениями» характера и темперамента. Можно рассмотреть ряд взаимосвязей обоих типов. При этом стоит учесть взгляды Эриха Фромма, который, опираясь на психоанализ З. Фрейда, пришел к выводу, что поведение человека мотивировано его характером во взаимодействии с его личными интересами. В структуре характера важное место занимают различные «страсти». Речь идет, например, о любовной страсти, алчности, садизме, властолюбии и т. д. Их реализация осуществляется с учетом последствий для личных интересов. Люди значительно различаются по тому, в какой мере учитывают эти последствия и подавляют свои страсти или дают им волю. Знание о наличии у себя и других, в том числе политических лидеров, таких подсознательных черт характера, как инцестуозные желания, страх кастрации, зависть к пенису, нарциссизм, садизм, «чувство» всесилия, склонность к подчинению, отчужденность, безразличие, бессознательный отказ от собственной интегрированности, знание об иллюзорности своей концепции реальности и других, весьма полезно, поскольку все это является социальным динамитом.

Разоблачение агрессии является предметом многих исследований, инициированных Доллардом и его сотрудниками, которые сформулировали гипотезу агрессии от разочарования. В нем говорится о двусторонних отношениях между агрессией и фрустрацией: агрессия всегда является следствием разочарования, а разочарование всегда приводит к некоторой форме агрессии. Одной из причин агрессивного поведения детей является расстройство, которое вызывает блокаду, то есть отсутствие способности удовлетворять конкретные потребности, вызывая появление чувства вреда и обычно проявляя сильное увеличение психологического напряжения и разрядку в агрессивном поведении.

Индивидуальные различия по агрессивности

Известно, что все люди в той или иной мере агрессивны. Также известно, что целый ряд внешних и внутренних факторов усиливают или ослабляют уровень агрессивности людей и их готовность совершать агрессивные действия. Теперь рассмотрим следующий вопрос: есть ли устойчивые индивидуальные различия между людьми по уровню агрессивности? Иначе говоря, есть ли устойчиво более агрессивные и менее агрессивные люди? Повседневные наблюдения свидетельствуют, что ответ должен быть положительным. Однако эту проблему необходимо исследовать специально, поскольку она лишь с первого взгляда проста и понятна.

Создание агрессивного поведения детей особенно способствует блокаде социального признания и необходимости самообеспечения. Потребность в социальном признании удовлетворена положительными эмоциональными отношениями с близкими. В жизни ребенка это прежде всего функция родителей, если они принимают своего ребенка, относятся к нему или ей в дружеской манере, обеспечивают его или ее заботу и помощь в сложных жизненных ситуациях. Ребенок становится агрессивным, блокируя необходимость социального признания.

Это связано с частым повторением его родителями, указывая на различные недостатки и недостатки, одновременно предоставляя пример лучшего академического результата или образцового брата, сестры или коллеги. Поэтому потребность в самообеспечении обусловлена ​​многочисленными запретами и заказами взрослых. Чрезмерное ограничение самообеспеченности вызывает у ребенка возражение и побуждает их вести себя агрессивно. Агрессия также может быть вызвана влиянием моделей или моделей поведения, происходящих в окружающей среде, непреднамеренно имитируемых ребенком.

Стабильность уровня агрессивности

Эмпирический факт непреложен: есть люди с устойчиво высоким уровнем агрессивности. Лонгитюдные исследования определенного числа людей убедительно показывают, что если ребенок в дошкольном возрасте был заметно агрессивным, то, став взрослым, он продолжит проявлять высокий уровень агрессивности. Будут в этой агрессивности взрослого, конечно, «технические» различия: он станет совершать уголовные преступления с применением насилия, нарушать многие нормы социальной жизни, если является водителем – нарушать правила уличного движения, попадать в аварийные ситуации, вернее – устраивать их, и т. п.

Модель агрессивного поведения может быть матерью, отцом или другим взрослым, а также фильмом, телевизионным или книжным героем. Модели агрессивного поведения также могут быть включены в образ друзей, с которыми ребенок имеет контакты в школе, на детской площадке, на улице. Умелые модели влияют на поведение в первую очередь, когда они значительны. В этой ситуации активируется механизм идентификации, что приводит к желанию соответствовать одежде, способу разговора или поведению модели.

Психологические тесты показали, что наиболее агрессивные дети происходят из семей, где один или оба родителя агрессивны. Разочарованный ребенок перемещает свою агрессию в школу, коллегам. Избивая своих сверстников, он преследует поведение агрессивной родительской модели. Рэншберг обращает внимание на интересный феномен, обнаруженный в психолого-педагогических исследованиях. Было заявлено, что в первом и втором классах мальчиков начальных школ во всем мире гораздо труднее с хорошим поведением, чем с девочками.

Причины устойчиво высокой агрессивности определенного числа людей следует искать как в их генетической предрасположенности, так и в процессах социализации. Существуют крайние точки зрения на данный вопрос. Одни исследователи подчеркивают ведущую роль наследственности и утверждают, что, как наследственная черта, агрессивность передается от поколения к поколению. Такова, например, точка зрения Ганса Айзенка и его коллег.

Автор дает возможные объяснения этому положению вещей. Она отмечает, что одной из основных причин этого явления является то, что в начальных классах всегда есть учительница, поведение которой является моделью в первую очередь для девочек, в гораздо меньшей степени для мальчиков.

Одной из форм агрессивного поведения является инструментальная агрессия. Он формируется индивидуальными переживаниями, приобретенными ребенком. Опираясь на них, ребенок развивает убеждение, что посредством агрессивного поведения можно получить различные личные выгоды, реализовать свои собственные цели и желания. Примером инструментальной агрессии является поведение мальчика, который требует, чтобы другие дети жертвовали им деньги, угрожая им насилием и в случае сопротивления от них осознавали свои угрозы.

Другая точка зрения сводит формирование личности к социализации, в ходе которой ее агенты поощряют поведение ребенка и подкрепляют данное его личностное качество.

Однако более правильно брать за основу принцип взаимодействия этих факторов.

Очень интересную точку зрения о причинах различия агрессивности людей выдвинули американские исследователи Кеннет Додж и Ники Крик?

Если вы узнаете, что таким образом вы можете зарабатывать деньги, агрессивное поведение сохраняется. Как правило, атакующий атакует более слабых детей, которые могут заставить их подчиняться, избегая конфликтов с более сильными, чьи атаки вряд ли удастся. Инструментальная агрессия - это научный способ действий, вызванный толерантностью окружающей среды. Это приводит к вере в самонадеянность и привычке к достижению намеченных целей посредством агрессивного поведения. Эта форма агрессии способствует принципу «встряхивания локтями по жизни», а также культивированию силы и насилия, стремлению к личному успеху, даже если это делается в ущерб другим детям или когда это причиняет боль родителям.


Осуществив обзор литературы об агрессивности детей, они пришли к важному выводу о том, что индивидуальные различия агрессивности могут быть следствием различий в способности обработки социальной информации. Более конкретно эти авторы указали на следующие различия в способности перерабатывать социальную информацию:

Агрессивное поведение может возникать на субстрате в теле повреждений. Это один из симптомов некоторых невротических расстройств и психических заболеваний. Агрессивность часто характеризуется невротическими детьми с повышенным эмоциональным возбуждением. Дети таких тривиальных причин злятся, впадают в гнев, оскорбляют своих сверстников или взрослых. Такие эмоциональные состояния, обусловленные индивидуальными особенностями нервной системы, способствуют агрессии. Симптомы шизофрении, которые являются одним из психозов, которые вызывают ослабление контакта с окружающей средой, включают атаки безумия, проявляющиеся в насильственном, неконтролируемом агрессивном поведении.

    различия в интерпретации действий других людей и исходящих от них социальных признаков;

    различия в способности генерации ответов в социальных ситуациях;

    различия в способности решить, какие из возможных ответов следует реализовать.

Вкратце рассмотрим эти три аспекта способности переработки социальной информации.

Агрессия - слово, полученное из латыни. Агрессия может быть двух видов. Первое - это импульсивное поведение, разряд его гнева и гнева. Это может быть очень жестоким и недолгим. Подробнее агрессивен биологическое поведение Словарь более важная роль, используется для того, чтобы получить определенные предметы, а также цели, или появляется в ответ на команду, порядок.

Агрессия может возникать в физическом и вербальном поведении, иногда как символическая деятельность. Как показывает энциклопедия, тенденция к агрессивному поведению формируется характерным опытом детства. В период феодализма это была закрытая социальная группа с равным правовым статусом в государстве. Продолжить чтение Исторический словарь нуждается в постоянной фрустрации и стремлений личности, причина которых лежит в области личностного конфликта или конфликтного отношения между личностью и окружающим сообществом.

Между людьми существуют заметные различия в интерпретации действий других людей и причин таких толкований. Как известно, при попытках понять действия других людей мы пользуемся атрибуциями об их мотивах. При этом появляются систематические ошибки, характеризуемые в качестве фундаментальной ошибки атрибуций.

Эта ошибка состоит в том, что человек, интерпретируя поведение другого, делает преимущественно диспозициональные атрибуции, а когда объясняет свое поведение, особенно если оно неудачное, его атрибуции принимают внешний, ситуативный характер.

Этот термин, большой недостаток возможностей для удовлетворения их потребностей, значительное ослабление моральных принципов и морального усмотрения против агрессии, называет это социальные условия, способствующие росту агрессии. Это связано, но не ограничиваясь избиений, нападений с острыми инструментами, самоубийств и расстрелы, изнасилования, различные попытки взять свою собственную жизнь, психологические травмы, которые являются результатом угроз, непристойные разговоры по телефону, поведение целью запугать и сексуальное домогательство, а также психологическое.

Что касается агрессивных детей, то у них, по словам К. Доджа и Я. Крика, имеет место «враждебное атрибутивное предубеждение». Эти психологи обнаружили, что как в реальных, так и в симулированных условиях агрессивные дети с большей вероятностью приписывают другим детям враждебные намерения, чем неагрессивные дети. Кроме того, атрибуции агрессивных детей о намерениях других в целом менее точны, чем атрибуции неагрессивных детей.

Эти различия очень интересны. Однако, как и при других попытках объяснения причин явлений, здесь возникает вопрос: что является причиной и что – следствием? Уже наличие у личности агрессивности становится причиной ошибок атрибуций и превалирования «враждебного атрибутивного предубеждения» или же эти особенности познавательных процессов приводят к повышенной агрессивности личности? Может ли неагрессивный человек делать преимущественно агрессивные атрибуции другим и на их основе проявлять к ним повышенную агрессивность? Эти вопросы пока не имеют ответов.

Есть различия в способности порождения возможных ответов в социальных ситуациях. Когда возникает социальная ситуация, например конфликт с другими людьми, агрессивные дети легче вспоминают возможные агрессивные ответы, чем неагрессивные. Поскольку агрессивные ответы им более знакомы, им трудно вообразить возможные неагрессивные ответы.

Таким образом, быстрое воспроизведение мыслей об агрессивных ответах, по-видимому, подавляет другие ответы. При этом важную роль играют особенности работы механизмов памяти.


Агрессивные дети значительно отличаются от неагрессивных и в своих оценках агрессивных ответов, и в своей способности действовать агрессивно. У агрессивных детей установка к насильственным формам поведения, к насилию положительная, в то время как остальные дети имеют противоположную установку. Агрессивные дети одновременно имеют отрицательную установку к неагрессивным способам поведения. К. Додж и Н. Крик показали, что агрессивные дети уверены в своей способности эффективно использовать агрессивные способы поведения и добиваться успехов. Они считают, что им трудно уйти из конфликтной ситуации. Неагрессивные дети придерживаются противоположной точки зрения. Очевидно, что эти данные полезны для исследования корней формирования у личности агрессивных стратегий адаптации.

Итак, индивидуальные различия по уровню агрессивности имеют серьезные познавательные основы, а именно: различия в способах обработки и оценки социальной информации и выработки способов поведения. Некоторые исследования позволили установить, что, когда удается раскрыть данные когнитивные различия, оказывается возможным предвидеть значительную часть вариаций агрессивного поведения детей.

Поскольку эти когнитивные процессы сложны, можно заключить, что упрощенные объяснения агрессии легко могут оказаться ошибочными. Таких сверхупрощенных объяснений следует всячески избегать.

Очевидно, что приведенные выше данные указывают нам на очень интересное направление исследований, которое может привести к раскрытию также механизмов регуляции агрессивного поведения людей. В центре этих процессов мы видим роль комплекса защитного характера, состоящего из атрибуции и агрессии. Таких комплексов у личности может быть несколько.

Темперамент и агрессивность

Одним из факторов, играющих роль в формировании агрессивного человека, является темперамент. Исследования шведского психолога Д. Ольвеуса показали, что активные и вспыльчивые дети при неблагоприятных семейных обстоятельствах становятся агрессивными личностями.

Агрессивность, как ведущая черта личности, вряд ли достается кому-либо в отрыве от других черт, поэтому, как уже сказано, ее следует рассмотреть в комплексе с более широкой типологией людей. Такой типологией, дающей полезное направление для исследования связи агрессивности с темпераментом, является известное разделение людей на интровертов и экстравертов, считающихся противоположными типами.

Г. Айзенк показал, что агрессивность является одной из черт тех экстравертов, которые одновременно отличаются высоким уровнем невротизма. С другой стороны, следует иметь в виду, что все люди имеют агрессивность, но у невротических экстравертов ее уровень значительно выше. Другие исследователи также отмечали данный факт.

Так, лихачество, является комплексом, состоящим из черт агрессивного экстраверта. Это комплекс определенных черт темперамента и характера.


Экстраверты склонны проецировать свои собственные черты на значимых людей и отличаются агрессивностью и садизмом, имеют крайнюю экстрапунитивную ориентацию. Они оральны, автоэротичны, эго-ориентированы, импульсивны, нарциссичны, боятся смерти. У них отмечено наличие комплекса Электры.

Интроверты имеют тенденцию сублимировать свое собственное идеализированное «Я» и проецируют его на реальное «Я». Они садомазохистичны или пассивно-агрессивны, тревожны, фалличны и эротичны, импульсивны и боятся насильственной смерти, связанной с ощущением боли. У них преобладает эдипов комплекс.

Экстраверты, таким образом, более агрессивны, чем интроверты. Этот тип, согласно данным К. Макала, обычно формируется в больших семьях, в которых родители экстравертированны, а интровертированные дети – в небольших семьях, где родители интровертированны. В таких ситуациях генетические факторы взаимодействуют со средовыми.

В то время как экстраверт склонен к садизму, интроверт больше склонен к самоуничижению или мазохизму, а чаще всего – к садомазохизму. Если экстраверт имеет тенденцию к образованию комплекса превосходства, который лежит в основе нарциссической сверхвысокой самооценки, интроверт чаще приобретает комплекс неполноценности, который лежит в основе альтруистической недооценки собственной личности. У интровертов защитность преобладает над наступателъностъю, у экстравертов – наоборот. Все это означает также, что основные защитные стратегии и их выбор в начале онтогенеза зависят от этих типов. При разработке вопросов онтогенеза адаптивных механизмов это явление следует иметь в виду. Очевидно, что более широкое привлечение психологических сведений об экстраверсии и интроверсии позволит значительно расширить настоящий раздел психологии человеческой агрессивности.

Черты характера, способствующие развитию агрессивности

Выше уже сказано, что адекватный анализ агрессивного поведения и его мотивации возможен только при условии учета следующего:

    агрессивность является психическим состоянием человека; это первое значение данного слова. Именно данное значение имеют в виду, когда говорят, что человек находится в агрессивном состоянии или настроении; это временное состояние, включающее целый ряд эмоциональных переживаний – гнев, враждебность; а также желание или тенденция наносить вред человеку, который способствовал тому, что индивид оказался в таком психическом состоянии;

    второе значение термина «агрессивность» следующее: этим словом следует обозначить черту характера личности, а вернее – комплекс черт и тенденций, составляющий устойчивую стратегию поведения;

    что касается понятия «агрессия», то это уже определенный вид поведения, действие или комплекс действий, направленных на другие объекты. Только при наличии у человека враждебного мотива его действия следует считать агрессивными в подлинном смысле слова. Эти мотивы включаются в психическое состояние агрессивности и в соответствующий комплекс характера.

Однако агрессивность человека как черта характера или комплекс черт является одним из блоков в более сложной структуре личности, следовательно, она связана с другими чертами личности – чертами характера, темперамента, с ценностями и установками личности. Некоторые из них способствуют усилению агрессивности, другие, наоборот, подавляют ее, даже способствуя превращению человека в жертву других людей, агрессоров. Данная проблема в определенной мере уже исследовалась в психологии, хотя и не в таком ракурсе. Рассмотрим некоторые из связей агрессивности с другими чертами личности и выскажем ряд соображений. Отметим, что здесь речь идет о нормальных людях, которые, подвергаясь воздействию фрустраторов и стрессоров, переживают гнев и совершают агрессивные действия.

Агрессивность как комплекс характера

Теперь несколько подробнее рассмотрим представление о том, что агрессивность является характерологическим комплексом человека, а затем вернемся к вопросу о связях агрессивности с некоторыми из наиболее устойчивых черт характера. Причем последние следует делить на две группы:

    черты, способствующие усилению агрессивности;

    такие черты, которые смягчают или подавляют агрессивность человека. О методологических трудностях раскрытия связей агрессивности с другими чертами характера довольно подробно говорится в литературе.

В исследованиях, о которых речь идет в работах Р. Бэрона и других исследователей, говорится лишь о поведенческих аспектах агрессивности и почти ничего не сказано об агрессивности как черте характера личности.

Как уже сказано, агрессивность – скорее всего комплекс психических черт, устойчивое психологическое образование. Нельзя ограничиться исследованием только поведенческих аспектов агрессии. Преимущество лонгитюдных исследований состоит в том, что они с достаточной надежностью показывают: агрессивность личности сохраняется в течение долгих лет как устойчивая черта, хотя ситуации жизни меняются, причем иногда – радикальным образом. Правда, личность свою устойчивую агрессивность проецирует на внешний мир и может видеть повсюду одинаковых людей со сходными мотивами. Человек в значительной мере сам конструирует свой мир. Например, человек окончил школу и уже где-то работает, социальная ситуация для него другая, но его агрессивность остается такой же, какой она была прежде, и он считает, что внешний мир полон угроз.

Если считать, что агрессивное поведение в виде программы входит в структуру агрессивности как диспозиционального комплекса характера, тогда можно понять, что относительно независимо от сменяющихся ситуаций человек будет действовать в значительной степени одинаковым образом. Поэтому, прежде чем перейти к ситуативным объяснениям, следует остановиться и лучше разобраться в агрессивности человека как психологического комплекса личности.

Отмечая поведенческий аспект агрессивности, Л. Хьюсманн и его коллеги следующим образом подытожили результаты своего лонгитюдного исследования: однажды выработанный агрессивный стиль поведения уже не меняется с течением времени. Агрессивность, приобретенная в детстве, сохраняясь и во взрослом состоянии, может проявляться в жестоком отношении к людям, в физических агрессивных действиях, в преступности. Агрессивный ребенок в последующие годы может превратиться в насильника. Эти выводы верны для обоих полов, но особенно для мужчин. Причем дети, подростки и юноши, да и взрослые склонны создавать группы таких же сверстников, банды, в которых агрессивность участников взаимно усиливается. В криминальной психологии эти виды групп исследуются более конкретно.

В процессе целого ряда исследований было показано, что эмоциональность и агрессивность действительно имеют отношение к агрессивности: люди, отличающиеся раздражительностью и эмоциональной чувствительностью, особенно когда их заранее фрустрируют, на новые провокации отвечают более интенсивной физической агрессией, чем те, у кого показания по этим двум измерениям ниже.


Так, в случае эмоциональной чувствительности у человека порог фрустрации заметно снижается, поэтому даже умеренные фрустраторы вызывают у него фрустрированность и желание отвечать агрессией.

К сожалению исследования, о которых было сказано, не отличаются глубиной психологического анализа.

У таких людей уровень агрессивности может быть очень высоким, но она обычно выражается не во внешней агрессии, а в агрессивных действиях, направленных на самого себя. Это, в первую очередь, словесная агрессия: самокритика, обвинение самого себя в своих неудачах, а в крайних случаях – в физической агрессии по отношению к себе. Формой самоагрессии является также чрезмерно напряженная, изнурительная работа, лишение себя «земных благ», которыми пользоваться – право каждого человека и т. п. Характерные выражения депрессии хорошо описаны в художественной литературе.

Классическим примером может служить герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Савельич, слуга Петра, молодого героя романа. Отцом Петра он назначен, чтобы наблюдать за молодым человеком, не дать ему допускать ошибок по неопытности. Но на пути в армию, в Симбирске, под влиянием некоего Ивана Зурина, он и напивается, и проигрывает ему сто рублей. Савельич, который в это время отсутствовал, впадает в состояние депрессии и отчаяния. И вот они в кибитке, едут дальше. Теперь уже слово Пушкину: «Дорожные размышления мои (Петра) были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаваться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая». Петр признает свою вину и предлагает старику помириться.

«– Эх, батюшка Петр Андреич! – отвечал он с глубоким вздохом. - Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда, да и только!».

Эти переживания, пропитанные самоагрессией – типичные для человека в депрессивном состоянии.

Итак, депрессивность, в отличие от обычной агрессивности, играет двойную роль:

    подавляет внешнюю агрессию;

    усиливает внутреннюю агрессивность личности. Когда депрессивного человека вновь фрустрируют и провоцируют, обычно усиливается его самоагрессия.

Отметим, что внешняя агрессия выражается главным образом в воображаемых сценах наказания своих врагов и мучителей.

Часть внутрисемейных насильственных действий, по-видимому, обусловлена депрессивным состоянием супругов; оно, в свою очередь, возникает в результате переживания многочисленных фрустраций и стрессов, всевозможных лишений и болезней. Если предварительно обобщить эти выводы для больших социальных групп и этносов, можно утверждать, что повышение уровня внутриэтнической агрессивности обусловлено не только увеличением числа агрессоров-экстравертов, но и многочисленностью депрессивных людей.


В типологии сверхагрессивных людей, которых, подразделяют на два главных типа, следует внести коррективы с учетом установленных взаимосвязей между депрессией и агрессивностью. Этим путем можно расширить данную типологию, выделяя подтипы депрессивно-агрессивных людей.

Отметим еще одно явление, которое должно стать предметом исследований: самообвинение как разновидность самоагрессии осуществляется на основе отрицательных самоатрибуций личности.

Но когда провокации усиливаются, тревожные люди начинают отвечать такой же сильной агрессией, как и остальные. Уровень тревожности определяется, например, с помощью шкалы Ликкена.

Сходное явление можно наблюдать и на этническом уровне. Поскольку тревожность, согласно представленной концепции, обусловлена более глубокими и устойчивыми личностными чертами – ожиданием неудач, крайней терпеливостью и т. п., то нетрудно увидеть и объяснить следующее: есть этносы, которые долгое время терпимо относятся к оскорблениям и угрозам, сдерживают себя и не отвечают агрессией. Но когда провокации продолжаются и усиливаются, они, неожиданно для противника, отвечают резко и разрушительно. Было замечено, что такое поведение в определенной мере характерно таким этносам, как русские, армяне и некоторые другие. Терпеливость и терпимость, даже некоторое добродушие этих народов, некоторая склонность недооценивать себя и преклоняться перед чужими неверно оцениваются другими, в первую очередь противниками или соперниками. И поэтому те удивляются, когда получают внезапный и мощный отпор.

Долготерпение чревато крайними агрессивными ответами. После длительного и напряженного самоконтроля следует ждать вспышки гнева и жесткого ответа на провокации угнетателей. Стоит полагать, что учет этой закономерности делает более понятными многие исторические события, например жестокие действия народа в ходе французских и русских революций. Этносы, считавшиеся слабыми и окончательно покоренными, внезапно для угнетателей поднимают восстание и нередко побеждают.

Авторитаризм и агрессия

Связь авторитаризма с агрессией известна в психологии. Здесь, упоминая об этом только ради полноты изложения, отметим следующее: как комплекс характера, авторитаризм включает в себя агрессивность. Авторитарным людям свойственна в первую очередь и преимущественно такая специальная форма этого качества, как авторитарная агрессивность.


Локус контроля и направленность агрессии

В 1960-е толы Джулиан Роттер выделил два типа людей, которые имеют различные представления о том, в какой мере человек способен контролировать условия своей жизни, свои действия и их последствия.

Эти типы получили название:

    интерналов – людей с внутренним локусом контроля;

    экстерналов – людей с внешним локусом контроля.

Интерналы – это люди, которые уверены в том, что способны повлиять на ход событий, принимать самостоятельные решения, осуществлять их, добиваться желательных целей. Если представить себе ось «интерналы-экстерналы», то интерналы занимают один из ее полюсов.

На противоположном полюсе по локусу контроля находятся так называемые экстерналы. У них сильно выражен фатализм. Они уверены, что от них ничего не зависит, что они бессильны что-либо изменить в окружающем мире. Имея такую философию жизни, эти люди редко ставят перед собой большие и трудные цели, они не являются инициаторами новых социальных движений и начинаний иного рода. Экстерналы в ответ на грубое обращение готовы «подставлять другую щеку». При обсуждении вопросов психологии религии данное обстоятельство непременно надо иметь в виду. Какого типа люди чаще всего становятся верующими? Вера в Бога и полное упование на него содержат в себе фатализм и готовность вручить свою судьбу в руки Всевышнего.

Но почему на службе у церкви оказывается так много активных и целеустремленных людей, желающих делать карьеру, настоящих интерналов? Трудно поверить, что все они являются настоящими верующими-фаталистами. Поскольку церковь – это иерархия статусов, то стоит полагать, что именно среди успешно делающих карьеру клерикалов и следует искать неверующих.

Кто лучше остальных служит в армии, кто ведет себя послушно перед вышестоящим начальством, кто такие конформисты? Ясно, что это в первую очередь экстерналы. Так что и в военной психологии рассматриваемая здесь типология может быть полезной.

Вопрос, который здесь рассматривается в первую очередь, можно представить следующим образом: известно, что все люди в той или иной мере агрессивны, хотя по этой личностной черте различия между людьми велики. Каковы особенности агрессивности людей с различными локусами контроля? Отличается ли агрессивность интернала от агрессивности экстернала, и если да, то чем именно? Проблема эта не совсем новая. Исследователей уже интересовал вопрос о влиянии локуса контроля человека на характер его агрессивности.

Действительно, оказалось, что интерналы считают агрессию одним из видов инструментального поведения, который может быть использован для решения стоящих перед человеком задач. Это у них проактивная инструментальная агрессия. Но эти же люди, как показал Л. Берковиц, могут отвечать агрессией на воздействие неприятных событий, фрустраторов и стрессоров.

Но отсюда следовало бы сделать еще один шаг и сказать, что людям с внутренним локусом контроля характерны оба вида агрессивности: как проактивная, так и реактивная. Эти разновидности агрессии связаны с внутренним локусом контроля, коррелируют с ним, но пока ничего нельзя сказать об их генетических связях, а также об их причинно-следственных отношениях. Амбивертность агрессивности этих людей подсказывает, что из таких людей могут развиваться насильники обоих типов – как контролирующих события, так и неконтролирующих. Все зависит от их жизненного пути, характера фрустраций, уровня морального развития, развитости внутренних тормозов агрессивного поведения.

Что касается людей с внешним локусом контроля, фаталистов, то они, по-видимому, склонны к подавлению агрессии, поскольку думают, что от такого поведения пользы нет. Из них могут формироваться насильники противоположного типа, то есть такие, которые умеют контролировать себя.


Однако нет таких людей, принадлежащих этим крайним, «чистым» типам по локусу контроля. Есть люди среднего типа или близкие к среднему, и у них должны наблюдаться различные виды агрессивного поведения. Но в целом стоит полагать, что поскольку люди с внутренним локусом контроля больше уверены в своих силах и выдвигают перед собой все новые и новые цели, организуя целенаправленную деятельность для их достижения, то они чаще встречаются с препятствиями, переживая страх и фрустрацию, и, следовательно, чаще вынуждены использовать агрессию.

Можно считать также, что экстерналы более конформны, чем интерналы. Это подсказывает еще одну гипотезу, а именно: у экстерналов преобладает авторитарная агрессия, так как готовность по приказу начальства совершить агрессивные действия по отношению к другим людям, часто совершенно невинна – черта авторитарных подчиненных. У интерналов также имеется авторитарная агрессия, но она выражена слабее. Эта гипотеза открывает новое направление для исследования влияния локуса контроля на авторитаризм, конформизм и выбор наиболее подходящих характеру личности типов агрессивных действий. Что в свою очередь требует новых экспериментальных фактов.

Исследования показали, что во время экспериментов, организованных по типу опытов С. Милграма, когда испытуемые догадывались о сущности эксперимента, интерналы снизили уровень своего послушания, тогда как экстерналы продолжали беспрекословно следовать указаниям экспериментатора.

Локус контроля оказывает влияние на открытые формы агрессии во многих ситуациях. Эти экспериментальные данные следует связать с реальными фактами жизни. Например, можно задать такой вопрос: каким образом формируются названные типы людей, какое влияние оказывает на процесс их формирования национальная культура? Количество таких важных вопросов можно увеличить без труда.

Личностные типы А и Б и агрессия

Когда обсуждается вопрос о связи агрессивности с другими чертами личности, то при более близком рассмотрении данного вопроса можно убедиться в том, что было бы правильнее говорить о влиянии синдрома или типа на агрессивность. Личностный тип – это комплекс взаимосвязанных черт личности, придающих ее поведению и всей психической активности определенный стиль. Среди других в психологии выделены еще два противоположных типа, условно обозначаемых символами «А» и «Б». Оказывается, что их характеристики имеют прямое отношение к агрессивности.

    Тип А – это люди целеустремленные; они стремятся к сотрудничеству и победе, способны приложить значительные усилия для достижения своих целей. Они стремятся быть впереди других, всегда спешат и переживают недовольство и гнев, когда другие препятствуют их усилиям, то есть пытаются фрустрировать их. При фрустрациях и стрессах проявляют высокий уровень агрессивности, враждебности к тем, кто блокирует их активность. Эти люди предрасположены к сердечнососудистым заболеваниям.

    Тип Б – это противоположный тип. Люди, принадлежащие этому типу, более спокойны. Они любят работать ритмично, без спешки, избегают соперничества. Их стремления к успеху и победам умеренные, они не очень боятся неудач, поэтому и тревожность у них умеренная или почти отсутствует. Склонны выполнять только одну работу, завершить ее и лишь после этого браться за новое дело.

Существует тест для диагностики этих противоположных типов.

Предполагается, что именно повышенная враждебность и агрессивность людей типа А к другим людям являются причиной их предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям. Данное наблюдение может дать толчок для развития нового направления в теории агрессии, которое условно можно назвать так: психосоматические корреляты и последствия агрессивности. Первым шагом в этом направлении должна быть систематизация известных данных о заболеваниях агрессивных людей. Затем потребуется исследовать типичные соматические заболевания насильников и садистов, агрессивных детей и других сверхагрессивных людей.

Другим аспектом данной проблемы является следующий: некоторые физиологические процессы у типов А и Б различны. Так, например, есть доказательство того, что уровень мужских половых гормонов в крови людей типа А более высокий, чем у представителей типа Б. Как это определяется? Перед экспериментом определяют уровень тестостерона у лиц типа А. Во время эксперимента провоцируют их, и выясняется, что лица с более высоким уровнем тестостерона отвечают на провокации более интенсивными агрессивными реакциями, чем те, у кого этот уровень ниже.

Интересно, что в группе, состоящей из людей типа А, также были обнаружены лица с различными уровнями мужского полового гормона, но по уровню агрессивности они не отличались друг от друга. Это странный результат, и сразу же вызывает вопрос: что же определяет уровень агрессивности человека? Психологический тип личности или же ее гормоны?

Вывод исследователей таков: «...индивидуальные различия – как на уровне демонстрируемого поведения, так и на уровне физиологических процессов – могут влиять на агрессию. Более того... мужчины типа А с высоким уровнем тестостерона особенно склонны отвечать на провокацию насилием».

Наличие этих физиологических различий подсказывает, в каком направлении надо двигаться для раскрытия психосоматических последствий агрессивности. Следует выяснить, на какие системы организма оказывают влияние мужские половые гормоны.


Предположение о более сильной агрессивности людей типа А было подтверждено экспериментально. В опытах, проведенных по методике Басса, оказалось, что когда испытуемых типа А и Б одинаково провоцируют, лица типа А отвечают более интенсивной агрессией, чем лица типа Б. Поэтому можно утверждать, что, по крайней мере, реактивная агрессия у людей типа А сильнее, чем у остальных.

Дальнейшие исследования показали, что тип А отличается от типа Б главным образом тем, что у него преобладает враждебная, а не инструментальная агрессия. Правда, этот результат противоречит представлению, согласно которому лицо типа А, имея цели и соперничая с другими, склонно использовать агрессию инструментально, то есть как способ достижения определенных целей. Можно полагать, что у этих людей при фрустрациях одинаково часто и интенсивно проявляется как инструментальная, так и защитная агрессия. Следовательно, можно говорить об общем высоком уровне агрессивности людей типа А. Здесь можно предположить, что следует говорить не столько о влиянии черт этого типа на агрессию, сколько о том, что агрессивность является блоком синдрома А, его важной частью. В искусственных условиях лабораторного эксперимента не всегда возможно раскрыть эти связи. Более перспективными представляются натуралистическое наблюдение и естественный эксперимент.

Агрессивность к детям

Представляют интерес данные о том, что люди типа А склонны плохо обращаться с детьми. Оказалось, что «...75 % женщин, проходящих курс лечения в связи с тем, что они истязали собственных детей, относятся к типу А. Напротив, в контрольной группе насильников только 50 % лиц были отнесены к типу А».

Тут уже мы имеем перед собой данные, которые важны для социальной практики. Когда требуют более активного участия женщин в деловой жизни, в управлении обществом ит. п., следует серьезно задуматься над тем, к чему приведет увеличение числа женщин типа А. Последствия этого, в частности для детей, могут быть весьма плачевными.

Конфликтность и агрессивность

Агрессивность людей типа А постоянно повышается. Но вполне возможно, что она еще более повысится и породит реактивное внешнее агрессивное поведение вследствие того, что люди этого типа склонны создавать конфликты в тех социальных группах, членами которых становятся. Действительно, исследование, проведенное Р. Бэроном, подтверждает предположение о том, что личности типа А чаще других оказываются участниками межличностных конфликтов.

Это важный факт. Однако данную линию исследований следует продолжить. Необходимо выяснить мотивы таких лиц, те типы конфликтов, которые они создают, те способы, которыми они защищаются. Поскольку конфликты нередко являются фрустраторами и тем более стрессорами даже для тех, кто их создает, очень важно выяснить, какова специфика психологической самозащиты лиц типа А и Б в различных конфликтных ситуациях, например при ролевых конфликтах. К сожалению, на все эти вопросы ответов нет и исследования проблемы конфликтности типа А весьма поверхностны.

Еще одной гипотезой, подлежащей исследованию, является следующая: не является ли стремление создавать конфликты способом самовыражения и адаптации личности? Более того, как это ни парадоксально, можно даже утверждать, что внешний конфликт для таких лиц может стать способом психологической самозащиты, поскольку этим путем человек выводит наружу терзающие его внутренние конфликты, объективирует их; в процессе зарождения, развития и разрешения конфликта он пользуется целым арсеналом защитно-адаптивных механизмов и стратегий.

Исследование указанных аспектов проблемы конфликтности лиц типа А позволит значительно расширить наши знания об этом и противоположном типе характера.

Тема. «Агрессия» и «агрессивность»: разница понятий

Несмотря на разное понимание понятия агрессии в представленных научных подходах, большинство специалистов принимают за основу следующее ее понимание: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» . Р. Бэрон подчеркивает, что данное определение необходимо рассматривать как модель злонамерного поведения, а не как модель мотива (стремление оскорбить или навредить), эмоции (злость) или установки (расовые или этнические предрассудки).

В Большом психологическом словаре под агрессией понимается «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» .

Как можно заметить, в данном определении агрессия мотивирована. Представляется целесообразным исходить именно из этого определения, так как исходя из структуры деятельности без мотивов невозможно никакая активность, в том числе агрессивное поведение.

Под агрессивным поведением будем понимать разновидность поведения, имеющего признаки агрессии:

    осознаваемые или неосознаваемые мотивы причинения вреда;

    противоречие социальным нормам;

    наносимый вред объектам нападения;

    последствием является физический ущерб или психологический дискомфорт.

Выделяются разные классификации агрессии:

    классификация A . Bass . По его мнению, агрессию можно рассматривать по трем шкалам как физическую – вербальную; активную – пассивную; прямую – непрямую (Таблица 1.1.) ;

    классификация Buss ; Fechbach ; Hartup . Авторы предлагают, что агрессию можно разделить на враждебную и инструментальную. Враждебная агрессия – агрессия, выражающаяся в действиях с целью причинения вреда объекту агрессии (например, негативные проявления детей, мотивированные причинить зло объекту). Инструментальная агрессия – агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели, без нанесения вреда объекту (например, поведение подростков при совершении кражи, где основным мотивом будет являться нажива, а не причинение боли и страданий жертве) ;

    классификация Zillmann . Агрессия здесь разделяется на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». К первой относятся действия субъекта, направленные на устранение неприятной ситуации или ослабления ее вредного последствия (например, дурное воздействие со стороны других). Ко второй относятся действия, которые активизируются с целью достижения выгоды.

    классификация Dodge & Coie делят агрессию на реактивную и проактивную. При реактивной агрессии происходит возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. При проактивной агрессии наблюдается отрицательное поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение положительного результата;

    выделяют также аутоагрессию и альтруистическую агрессии. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, суициде. Альтруистическая агрессия – агрессия, основной целью которой является защита других интересов от чьих-то действий .

Таким образом, к какой бы классификации агрессии не пришлось бы обратиться, как говорил Р. Бэрон, она «мотивирована различными целями» .

Отличным от понятия агрессии является понятие «агрессивность». Исходя из вышеперечисленного агрессия сопровождается действием, поведенческим актом, а агрессивность рассматривается как «устойчивое личностное образование – черта, свойство, качество» . При этом агрессия как акт поведения не всегда сопровождается агрессивностью как качеством личности и, наоборот, агрессивность может внешне не выражаться в агрессии (агрессивном поведении). Это означает, что человек, внутренне агрессивный, может внешне агрессию не демонстрировать, но он готов ее проявить при определенных условиях. Поэтому агрессивность можно рассматривать как «готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, выражающуюся в агрессивных действиях»