Занятие "я и моя семья". Конспект занятия «Моя семья

Цель:

    воспитывать любовь и уважение к семье;

    расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи;

    развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику; зрительно-двигательную координацию;

    развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Материалы: Альбомы с семейными фотографиями; музыкальное сопровождение; картинка с изображением членов семьи; мяч; простые и цветные карандаши; рисунки с изображением заячьей семьи; заготовки бланком дли родителей, «строительный» материал (мозаика, кубики, конструктор).

Ход занятия

Приветствие

Психолог.

Просыпается природа,

(Руки вверх.)

Умывается росой,

(Умывающие движения.)

И ребята, и зверята

(Руки на пояс, поворот с приседом влево.)

Умываются водой.

(Руки на пояс, поворот с приседом вправо.)

Проснулся лес, проснулся луг,

(Руки вверх.)

Проснулись бабочки вокруг,

(Руки опустить.)

Проснулись травы и цветы,

Проснулись и с тобою мы!

(Взяться за руки, посмотреть друг на друга.)

Дети стоят по кругу, по цепочке здороваются с соседом и говорят, что рады его видеть.

Сообщение темы занятия

Психолог. Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будет говорить, надо отгадать ребус: 7Я.

Сегодня мы будем говорить о наших родных, дорогих людях, которые живут с нами рядом.

Игра «Семья»

Психолог. Давайте вспомним всех членов семьи. Называем по очереди и повторяем предыдущее название. (По принципу игры «Снежный ком».)

Фотовыставка, беседа

Все садятся на стульчики в круг.

Психолог. Сегодня вы все принесли общую фотографию своей семьи, Давайте их посмотрим вместе.

Вот наш волшебный мячик. Он нам поможет рассказать о своей семье. Кто с вами живет? Расскажите. (Дети рассказывают по очереди, передавая мяч, показывая фотографии.)

А может, у кого-то из вас еще и домашние животные есть? Давайте выберем из этого строительного материала детали, которые похожи на ваших любимцев, и скажем, какие это животные и как их зовут? (Дети по очереди (берут строительные детали, называя своего домашнего животного.) Вы помогаете ухаживать за ними?

Чтение сказки «Сон»

Психолог. А теперь сядьте поудобнее и послушайте сказку.

Жил-был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям, и сестрам.

Однажды маленький зайчонок уснул. И видит он сон. Сидит он на нет-пенечке грустный, один. (Покажем, как сидит грустный зайчонок.) А рядом с ним нет ни мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку - никто его не сможет защитить. Никто его не сможет покормить. (Покажем, как испугался зайчонок.) Позвал он своих родных, но никто ему не ответил... Тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестренки! Позвал он их. Но никто ему не ответил... Испугался зайчонок - и поиграть не с кем! Совсем один остался!

Тут проснулся зайчонок от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! (Как зайчонок обрадовался?) Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестренки. Понял зайчонок, что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем!

Анализ сказки

Психолог. Понравилась сказка? Правильно ли понял зайчонок, что семью нужно любить и помогать ей? А зачем нужна семья? (Чтобы кто-то заботился о тебе, любил.)

Подвижная игра «Заячья семья»

Психолог. А сейчас мы немного поиграем. Представьте, что вы превратились в маленьких зайчат.

Изображения членов заячьей семьи прикреплены к стульям, у детей карточки с такими же изображениями. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Этот пальчик большой -

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Задание «Прятки»

Психолог. Найдите и раскрасьте всех членов семьи, которые спрятались на картинке.

Задание «Домик»

Психолог. А сейчас дорисуйте домик для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Кто в нем будет жить.

После того как дети нарисовали, все делятся своим мнением.

Игра «Верно - неверно»

Психолог. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

Семья - это все мои друзья и знакомые.

Семья - это я.

Семья - это родные, которые живут рядом.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка - это мама моей мамы.

Дедушка - это папа моего папы.

Семья - это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка - это мои родители.

« Я - дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Игра «Ассоциации»

Психолог. Посмотрите, что я для вас приготовила. (Показывает рисунок семьи.) Я буду показывать членов семьи, а вы хором их называть.

Давайте попробуем сравнить каждого из них: маму сравним с цветком (ответы детей, психолог может фиксировать ответы детей на заранее заготовленных бланках для родителей). Папа будет похож на спортивный инвентарь, бабушка на посуду, дедушка на мебель, сестренка или братишка на игрушку.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Какие игры вам понравились больше всего? Давайте возьмемся за руки и попрощаемся.

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!

Цель: Дать детям представление о семье.

Задачи :

1. Воспитывать уважение к семье, доброжелательность в общении, послушание, трудолюбие.
2. Учить называть всех членов семьи.
3. Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей с помощью позитивных переживаний.

Материал: цветные карандаши, лист бумаги, разделенный на части, кружочки из цветной бумаги (красные, синие, зеленые, оранжевые – разной величины), цветные квадраты (желтого и коричневого цвета), клей.

Оформление доски: образец для практической работы с цветными геометрическими фигурами, сюжетные картинки на тему «Семья».

Ход занятия

I. Организационный момент:

1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Игра – викторина «Кто поможет?».

Цель: Развитие и коррекция слухового восприятия.

Ребята, давайте поиграем в игру под названием «Кто поможет?». Я буду задавать вам вопросы, а вы, подумав, станете мне отвечать.

Кто поможет утром рано встать с кровати иль с дивана, чтобы миленький сынок в школу опоздать не смог?
- Если вдруг случилось горе, ты порвал штаны свои, кто их быстренько зашьет и в порядок приведет?
- Кто поможет дочке натянуть носочки?
- Все ребята любят вкусненько покушать. Кто же в доме лучше всех приготовит ужин?
- Все, конечно, угадали – это наши мамы.
- Ребята, у вас на столах лежат кружочки из цветной бумаги. Представьте себе, что кружочек красного цвета – это ваши мамы.

А теперь послушайте другие вопросы.

Если в доме свет потух, лампочка сгорела? Кто же нам поможет, кто исправить сможет?
- Присмотрела в магазине мама множество вещей. Кто поможет их до дома донести скорей?
- В светлый день 8 марта помогает маме он: варит, моет, убирает – поздравляет с женским днем.
- Кто научит сына колотить, строгать, паять? Кто поможет стать сильнее и учиться лишь на 5?

Конечно же, это наши папы.

На партах у вас лежат кружочки из синей бумаги. Представьте себе, что это ваши папы.

А кто это? Послушайте вопросы.
- Кто поможет маме с папой мусор вынести скорей? Кто поддерживать порядок в доме будет каждый день?
- Кто порадует пятеркой? Кто поможет вымыть терку?
- Кто окажет помощь маме, если в доме хлеба нет?
- Кто пойдет гулять с собакой?
- Кто польет цветы?
- Эти несложные дела по силам детям – сыновьям и дочерям.

На партах есть кружочки из зеленой и оранжевой бумаги – это «дети». Но давайте вместе решим, какого цвета будут сыновья, а какого дочери. (Сыновья – зеленого, а дочери – оранжевого).

II. Основная часть.

1. Введение в тему:

а) слово воспитателя.

Посмотрим на свои кружочки. У нас есть мамы, папы, и их дети – сыновья и дочки. Они все родные люди, они живут в одном доме, они все помогают друг другу. Они все любят друг друга и понимают.
- А каким, одним словом мы можем объединить этих людей?
- Это – семья. Без семьи людям очень трудно. Нет рядом родных, любящих людей, которые всегда придут на помощь, приласкают, побалуют. Берегите, любите свою семью. Не ссорьтесь, не огорчайте своих родных людей. Будьте счастливы.

Любовь до луны (Геннадий Кузнецов).

Маму с папой я люблю,
Я за правду говорю,
А совсем не понарошку.
Я люблю сестру и кошку,
И собачек, и утят,
И цыплят, и поросят.
Даже нравятся слоны.
Всех люблю я до луны.
Я люблю до звезд, до неба…
Я люблю окрошку с хлебом
И варенье я люблю,
Мультики, кино и прятки,
С мармеладом шоколадки,
Бабушек люблю я очень.
Бабушки всегда хлопочут
То на кухне, то на грядке,
Значит, все у них в порядке.
Мне мои друзья нужны.
Всех люблю я до луны.

Папа краску не убрал,
Он, наверное, устал.
Помогу покрасить рамы,
Я помощница у мамы.
Папа будет рад теперь:
Помогла покрасить дверь.
Вот они заходят в зал…
Папа ремешок достал,
Мама в угол показала
И лицо серьезным стало.
Я наплакала навзрыд,
Стала шмыгать носом.
Папа строго говорит:
«Брать нельзя без спроса».
Стала я совсем большая,
Маме с папой помогаю,
Я игрушки собираю.
Красить вот не разрешают.

Какие еще плохие поступки могут совершать непослушные дети? Нужно ли наказывать таких детей?

А вот еще…
- Дочка у мамы злючкой была: громко кричала, игрушки ломала, маме грубила никого не любила. Но мама у девочки доброй была и ласковым словом лечила она.

Какие ласковые слова говорят мамы своим детям?

б) Пальчиковая разминка «Считалочка».

- Ребята, давайте вспомним считалочку и разомнем наши пальчики. Поставьте перед собой руку с открытой ладонью и загибайте пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – буду я –
Это вся моя семья.

Так о ком мы с вами забыли сказать?
- Да действительно в наших семьях часто рядом с нами живут наши бабушки и дедушки - это мамы и папы ваших родителей. Кроме цветных кружочков у вас еще есть квадратики желтого и коричневого цвета. Желтый – «бабушка», коричневый – «дедушка».

- А теперь возьмите лист бумаги. Этот лист необычный. Рассмотрите его внимательно. Возьмите клей и наклейте в окна листика «всех членов» своей семьи. Первым наклейте того кто главнее всех, затем тех кто будет стоять за ним. (5 мин.) (Показать образец на доске). Вот все и в сборе.

в) Рассказы детей о своих семьях.

г) Обязанности членов семьи.

У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.
- Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?
-А что в семье делает папа?

Папин подарок (Геннадий Кузнецов).

Подарил игрушку папа-
Это песик конопатый.
Знает папа, что собака-
Это лучший друг.
Друг всегда подаст мне лапу,
Потому что он от папы.
Говорю с моей собакой,
Как с живою, вслух.

Чем могут быть полезными дети? Но дети бывают разными и иногда огорчают своих родителей плохими поступками.

Послушайте стихотворение «Помощница».

Помощница (Геннадий Кузнецов).

Стала я совсем большая,
Маме с папой помогаю,
Я игрушки собираю,
Кукле юбочки стираю,
Завтра полку протирала,
Тесто по столу катала,
«Мою» часики под краном-
Вот обрадуется мама!

2. Практическая работа.

Раздать детям разделенные на 6 частей листы бумаги и попросить нарисовать их всех членов своей семьи.

III. Итог. Закрепление результатов занятия.

Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представилисебе что-то очень хорошее, что было в жизни вашей семьи. Представьте ласковую маму, справедливого папу, сестру или брата с которыми вы часто вместе играете. Вы почувствуете, как вам стало тепло и радостно и как легко стало вашей душе…
Запомните, что вы сейчас чувствуете и сохраните эти ощущения в памяти.

Откройте глаза.
- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Каким одним словом мы можем объединить маму, папу, детей?
- Какими должны быть послушные дети?
- Чем дети могут помочь своим родителям?

Конспект занятия "Моя семья"

Задачи:

  1. Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»;
  2. Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
  3. Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.
  4. Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);
  5. Продолжать учить детей составлять коллективную аппликацию, желание работать сообща.

Материал к занятию.

Фланелеграф, фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, семейные фото, ватман, цветная бумага.

Предварительная работа.

Рисунки детей на тему "Моя семья"; обсуждение пословиц о семье; сюжетно-ролевая игра "Семейные хлопоты", "Путешествуем на поезде всей семьей", рассматривание альбома "Наша семья".

Литературный ряд.

Чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», В.Руссу «Моя мама», Р Гамзатов «Дедушка», Е. Серова « Мой папа».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.
Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у него-то не было…"

(выставляется фигурка мальчика на фланелеграф).

А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет).

Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком?

(Предложить детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи.)

Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья).

Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.

Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

* Мама, соседка, бабушка, сестра.

* Бабушка, подруга, сестра, мама.

* Сестра, продавец, бабушка, брат.

* Дворник, брат, папа, дедушка.

* Дедушка, папа, водитель, отец.

Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)

Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.)

Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения.

1 ребенок.
"Моя мама" (В. Руссу).

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

2 ребенок.
"Мой папа" (Е. Серова)

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

3 ребенок.
"Дедушка" (Р. Гамзатов)

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

На зарядке солнышко рядом видит нас.

Поднимаем руки мы по команде: «Раз» !

И водой холодною, прямо из ручья,

Вместе умываемся: дедушка и я.

4 ребенок.
"Моя бабушка" (А. Костецкий)

Дай, бабуся, поцелую

В волосах твои сединки,

Подышу на них, подую,

Как зимою на снежинки.

И быть может, понемножку

От тепла они растают,

Как цветы, что на окошке

Зимней ночью вырастают…

Какие замечательные стихи приготовили дети про своих родственников, с какой теплотой они их рассказали. А давайте мы немного поиграем!?

Игра «"Назови, кто кем кому приходится".

Кем приходится мальчик маме? (Сыном)

Кем приходится девочка папе? (дочерью)

А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)

А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)

Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)

А он ей? (Братом)

Ребята, вы справились с таким сложным заданием! Как вы думаете, какие бывают семьи? (ответы детей).

Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные.

Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию) (использование портфолио или семейного фото)

Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы. (Предположения детей). Воспитатель наводящими вопросами помогает. Членов семьи можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Мужчина- глава семьи, отец своих детей, защитник жены и детей, а женщина- хранительница домашнего очага; вместе они воспитывают своих детей. Как только ребенок родился ему дают имя. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. В Древней Руси имен было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава и др. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, такие как Андрей - мужественный, Максим - величайший, Марина - морская. (по возможности подобрать значения имен всех детей группы)

Кроме имени, у каждого человека есть отчество. Если мы хотим показать уважение к человеку, мы его называем по имени, отчеству. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать свое отчество легко - происходит от имени отца. Если у тебя папу зовут Сергей, то ты Сергеевич…

(Дети, вспоминая имена пап, образуют свое отчество.)

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Вы помогли маме вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Заботишься о бабушке, она приболела?

Подрался с другом?

Помог папе в хозяйственных делах?

Поздравил деда с днем рождения?

Забыл покормить своего питомца?

Коллективная аппликация. Посмотрите на фланелеграф, теперь у нашего мальчика есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом. Где они будут жить счастливо! Теперь ребята, вы тоже можете наклеить свои домики на ватман, и у нас получится небольшой город, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать. Подойдите к столам, здесь цветная бумага приготовлена для аппликации дома: приготовьте детали: стена, крыша, окно, дверь - разложите, а затем наклеивайте аккуратно все в определенной последовательности.

Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить! А в новые дома заселятся другие семьи.

Дети читают стихи о семье.

1 ребенок.
Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

2 ребенок.
Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья -это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

3 ребенок.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?

Ребята, пожелайте своей семье что- нибудь сердечное. (Я люблю свою семью, потому что она …)

Паспорт проектной работы «Моя семья».

Название проекта: «Я и моя семья».

Руководитель проекта: Ефимьева Наталья Ивановна.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.

Учебные дисциплины,

Состав учащихся: 1- а класс (27 человек).

Тип проекта:

Цели проекта: понять, что для меня значит семья, понять свою роль в моей семье.

Задачи:

1.Узнать, чем в жизни занимаются члены моей семьи.

2. Понять свою роль в семье.

3. Определить традиции своей семьи

4. Подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе.

5. Создать небольшой семейный альбом.

6. Составить рассказ о своей семье.

    Этапы работы над проектом:

    Организационный этап: Обсуждение целей и задач проекта. Составление плана работы под руководством учителя, устанавливаются сроки выполнения проекта.

    Подготовительный этап: Поисковая работа учащихся совместно с родителями, посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме, поиск информации в сети Интернет. Дети выполняют зарисовки интересующего их материала, вместе с родителями или учителем подбирают фотографии, статьи в газетах, чтобы оформить этот материал.

    Этап реализации: Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных. Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.

    Заключительный этап : Подготовка и оформление результатов в виде альбома, мини-книги, книжки-раскладушки. Защита проекта в классе. Рефлексия .

    Общественная значимость, практический эффект. Использовать материалы проектных работ (видео, фото, аудио материалы) для проведения мероприятия праздник « Моя семья» в классе.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

«МОЯ СЕМЬЯ»

    Разработчики учебного проекта – учащиеся 1 класса под руководством учителя начальных классов Ефимьевой Натальи Ивановны Название образовательного учреждения – МКОУ «Богучарская СОШ №1»

    Дата проведения учебного проекта –11 января – 6 марта 2016 г.

    Цель сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи; сближение членов классного коллектива.

    Задачи:

Образовательные :

    уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

    помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

    учить выступать с подготовленными сообщениями;

    учить работать по образцу.

Воспитательные :

    формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;

    способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;

    воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость;

Развивающие :

    развитие мышц пальцев рук;

    развитие внимания, памяти, речи.

    Форма организации учащихся – групповая, индивидуальная.

    Ведущая деятельность – поисковая.

    Сфера применения результатов – краеведческая.

    Используемые технологии – ИКТ, проектная, личностно-ориентированная.

    Тип проекта: информационный социально значимый, творческий, краткосрочный.

    Класс или возраст детей: 1 класс, 6-7 лет.

    Количество участников - 27 человек.

    Предметная область – окружающий мир.

    Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: изобразительное искусство, литературное чтение, информатика.

    Темы учебно-тематического плана предмета - предмет «Окружающий мир» проект «Моя семья».

    Время работы - 11.01.2016- 6.03.2016 г.

    Приращение в ЗУН и специфических умениях – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:

расширить знания о своей семье

Научить искать необходимый материал в различных источниках.

Научить составлять устный рассказ.

Научить рассказывать.

Научить сотрудничать с родителями и одноклассниками

    Режим работы (организационная форма): урочная, внеурочная.

    Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, DVD – проигрыватель, MP 3- проигрыватель.

    Кадровое оснащение – учитель, работники районной библиотеки, помощники – родители.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение. Актуальность выбранной темы.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Какими бы не были замечательными педагоги и детском саду, и в школе для ребёнка наиболее значима его семья, его родные близкие люди. И именно их пример, их мнение всегда будет для ребёнка основным, приоритетным. Но, к сожалению, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. На уроках и внеурочной деятельности ребята выяснил выяснили, что они мало знают друг о друге и более того, большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Не могут сформулировать традиции семьи.

Но каждый человек должен знать историю своей семьи, своих предков. Ведь государство будет сильно тогда, когда крепка семья, сплочённая традициями, взаимоуважением, любовью, заботой друг о друге. Человеку трудно жить без семьи и Родины, просто невозможно.

Когда мы произносим слово «Родина», сразу представляем себе свою семью, в которой всегда проявляли уважение к труду предков, сохранивших для нас этот мир и эту страну. Родители учили наше поколение беречь и любить то, что имеешь - свой дом, свой род.

История семьи неразрывно связана с судьбой России. И об истории своих семей должны знать современные дети. Видеть в своих близких не только людей, о них заботящихся, но и гордиться членами своей семьи.

Наилучший вариант – это, когда дети воспитываются на примере своих прародителей и родителей и становятся достойными гражданами своей страны.

    Этапы работы и их содержание.

1.«Информационный запрос»

Беседа с родителями, поиск в справочной литературе, в Интернете информации, необходимой для реализации проекта «МОЯ СЕМЬЯ».

  1. «Цикл бесед с детьми»:

Тема: «Моя семья»

Цель: расширять представления детей о семье, как о социальном институте государства; познакомить детей со статьёй «Конвенции прав ребёнка» - «Право знать своих родителей и право на их заботу»; как образуется семья.

Тема: «Семейные традиции»

Цель: раскрыть понятие «семейные традиции»; помочь детям научиться выделять и формулировать основные семейные ценности.

Тема: «Моё родовое дерево - мои родные люди»

Цель: Разъяснить понятие «родовое дерево»; научить разбираться в родственных отношениях.

3.«Наши руки не для скуки»

«Семейный портрет» (рисование): продолжаем учиться изображать людей, соблюдая пропорции фигуры, лица; учимся рисовать изображаемых членов семьи приближенно к реальному внешнему виду, учимся располагать объекты изображения на листе в сюжете.

«Дом, в котором я живу» (пейзажное рисование): Продолжаем учиться изображать объекты в природном окружении, как можно более точно передавать в рисунке изображение своего дома; развиваем умение располагать изображаемые объекты на переднем, среднем и дальнем плане, соразмерно; развиваем творческое воображение, поддерживаем желание детей выразить своё позитивное отношение к своему дому, где живут его родные и близкие люди.

    Составление рассказов на одну из предложенных тем : «Мои бабушка и дедушка», «Профессии моих родителей», «Наши семейные правила», «Значимые события нашей семьи», «Герои в нашей семье», «Чем (кем) гордится наша семья»: развиваем умение выразить свои представления о своих родных в речи, передавать позитивное отношение к близким людям, воспитываем уважительное отношение к опыту старших членов семьи, формируем глубокое уважение к своей семье, сплачиваем интересы разных поколений в семьях.

5.Индивидуальные проекты. Создание альбома «Моя семья»

6. Проведение праздника семьи.

    После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

    готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

    умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

    умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

    умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные:

    умение работать с информацией;

    умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

    умение оценить степень успешности своей деятельности;

    умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск

    способов выхода из ситуации;

    умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

    умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Предметные:

    умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

    кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;