Как бороться с детской ленью? Почему ребенок не хочет учиться.

Интересно было бы провести опрос среди родителей на тему: «Когда они впервые заметили проявления лени в своем ребенке?». Кто-то датирует первые ростки лени возрастом поступления в школу. Кто-то – начинает замечать такие проявления в ребенке в детсадовском периоде развития. И, наверняка, найдутся родители, которые найдут проявления лености даже у малыша 2-3 лет. Но, скорее всего, день рождения лени у конкретного ребенка будет совпадать с тем днем, когда у него появись обязанности.

То, что лень – это вредное свойство человеческой натуры знают все. О вредных последствиях лени в жизни человека тоже никому не нужно рассказывать – это все взрослые отлично знают по собственному опыту. А вот откуда лень берется, и что делать для профилактики ее возникновения задумываются немногие родители. Чаще, проблема лени встает пред родителями в полный рост в подростковый период развития ребенка, когда уже непросто что-либо изменить, да и менять это «что-либо» должны уже не родители, а сам взрослеющий человек. Поэтому, как и при решении многих других педагогических проблем: лучше профилактика, чем лечение.

Сначала разберемся в самом явлении. Итак, что же такое лень? Википедия пишет о лени следующее: «Лень - отсутствие или недостаток трудолюбия , предпочтение свободного времени трудовой деятельности». Другие определения лени: «лень – это потребность в экономии энергии», «лень – это стойкое нежелание совершать волевое усилие», «это стремление отказаться от преодоления трудностей». Традиционно в обществе лень рассматривается, как порок.

Все эти представления о лени хорошо нами усвоены, поэтому взрослые могут считать ленивым ребенка тогда, когда он борется за свое свободное время, отлынивает от дел, порученные дела выполняет вполсилы, не желает напрягаться и пытается избегать трудностей.

Вроде бы все понятно. Есть порок, — надо найти способы его искоренить (подавить, вылечить, заменить, перевоспитать и т.д.). Но если копнуть глубже и посмотреть на внутренние причины, которые скрываются за проявлениями лени, то вопрос окажется гораздо сложнее.

Попробуйте посмотреть на лень, как на симптом. Симптом, за которым скрывается сложная запутанная причинно-следственная цепочка ситуаций, состояний и последствий.

Итак, что скрывается за ленью?

Первое, это – недостаток мотивации . Известный космонавт Герман Титов говорил: «Отношение к работе как к обязанности, а не как к творческому процессу приводит к тому, что работа становится в тягость…». Действительно, принуждение может испортить отношение к любому делу даже у взрослых. Что же говорить про ребенка, у которого только происходит становление волевых процессов? Очень грустно, когда ребенок имеет мало опыта взаимодействия с людьми, которые могут увлечь, заинтересовать, вдохновить его на творческое отношение к делу. Обычно, такими педагогическими талантами обладают люди, которые сами умеют зажечь в себе творческий огонь. При недостатке такого опыта происходит снижение мотивационной энергии: человеку становится трудно ставить цели и стремиться к ним, а иногда даже трудно порадоваться результату, потому что очень много сил уходит на процесс. Ребенок, редко испытывающий вдохновение, часто говорит о том, что ему скучно, что он не знает чем заняться, и ждет от взрослых, чтобы те придумают ему какое-то дело или развлечение.

Мотивация может быть не только недостаточной, она может быть отрицательной . Т.е. ребенок может сознательно не хотеть что-либо делать. Часто это происходит в семьях, где взрослые делают свои дела потому, что «надо», а не потому, что им этого «хочется». С детства наблюдая эту картину, ребенок вообще может отказаться от такого стиля жизни, как вредного для себя: «я так жить не хочу и не буду!». А чего «хочу и буду» он еще не придумал, поэтому зависает в состоянии бездействия, а иногда и активного безделья. Родителям такого ребенка полезно чаще задавать себе вопросы: «а чего я действительно хочу?», «хочу ли я делать то, что делаю?», «часто ли я испытываю состояние радости, счастья?». И если ответы не удовлетворяют, значит, пора что-то менять.

Нежелание что-либо делать может быть бессознательным. Т.е. ребенок говорит: «я хочу это уметь», «я буду это делать», но на практике не доводит дело до конца, забывает об обещаниях, просыпает, опаздывает, а потом не может объяснить,
почему такое произошло. В таких ситуациях за ленью скрывается сопротивление . Сопротивление – это такая форма психологической защиты, которая неявным способом выводит человека из нежелательной для него ситуации и позволяет ему быть самим собой. Сопротивление помогает ребенку не вступать в открытый конфликт со взрослыми, потому что все видят, что он – хороший, он не хотел, просто так случайно вышло. Сопротивление может проявляться даже в форме болезней и травм: «только действительно собрался это сделать, но… заболел». Один из самых ярких примеров сопротивления – это частые заболевания ребенка при поступлении в детский сад. Т.е. ребенок болеет не потому, что у него слабый иммунитет или непривычная нервная нагрузка, а потому что он действительно не хочет туда ходить. Снять сопротивление может только искренний диалог с ребенком о его настоящих побуждениях. Понять малыша, позволить ему испытывать и выражать отрицательные эмоции, рассказать о своих переживаниях, найти вместе общее решение – это тот путь, который не только гасит сопротивление, но и развивает способность к самоанализу и эмпатии.

За ленью может скрываться мотивация избегания неудач . Если малыш не уверен в себе, застенчив, психологически сильно зависим от родителей, то он может по-настоящему бояться каких-то дел, поступков и обязанностей. Родители, которые злоупотребляют выражениями типа «ты, что такое простое дело не можешь сделать – это же элементарно!» рискуют создать условия для развития заниженной самооценки у ребенка. Даже нам взрослым не хочется браться за дела, в которых мы чувствуем себя «слабаками», «троечниками» и «неспособными». А избегание ребенком таких дел влечет за собой последствия в виде приклеивания родителями к нему ярлыка лентяя: «ничего делать не хочет – вот лентяй!» Великий русский психолог П.Я.Гальперин говорил о том, что вначале развития любого умения (способности) стоит формирование мотивации, и это проблема педагога, а не ребенка. Именно родители должны заинтересовать ребенка каким-то занятием, и помочь ему пройти несколько кризисов падения мотивации, чтобы у него сформировалась настоящее собственное внутреннее желание этим заниматься. Если это получиться, то ребенка не просто не надо будет заставлять – вы его оттянуть от этого занятия не сможете.

Такую проблему как неорганизованность и неумение планировать тоже нередко называют ленью, а это разные вещи! Способность к организации своего пространства и времени, умение планировать дела не являются врожденными и наследственными качествами. Эти качества ребенок может демонстрировать самостоятельно, только если он подражает любимому взрослому или его кто-то этому обучил. Неорганизованность действительно может быть очень похожа на лень. Дело в том, что в жизни каждого человека всегда присутствует конкуренция дел и занятий. Взрослые разбираются с этой проблемой путем построения иерархии и планирования своих дел. Если не иметь в голове этой иерархии и не строить планы, то нас уведут в сторону более легкие занятия, которые приносят удовольствие прямо сейчас. Каждому знакомо, когда вместо того, чтобы писать работу, делать генеральную уборку и т.д. мы пьем кофе с шоколадкой, сидим за компьютером, вяжем, лежим в ванне, готовим еду, а потом уже и времени ни на что не остается.

В некоторых случаях лень может выполнять действительно полезную – защитную функцию для нашего организма. Т.е. лень становится защитой от перегрузок, усталости и плохого самочувствия. Чаще такое бывает со взрослыми, но встречаются дети, которым свойственны гиперответственность, контроль, честолюбие и перфекционизм. Такой ребенок тоже может перегружаться и «загонять» себя, не замечая потери сил. Неожиданный «приступ лени» может накрыть такого ребенка в самый неподходящий момент. Если перегрузки — обычное явление в жизни ребенка, то его «лень» может быть даже похожа на апатию или депрессию.

Лень может быть следствием игрового и двигательного дефицита в жизни ребенка. Такое случается, когда из ребенка слишком рано делают взрослого, не давая малышу насытить свои нормальные возрастные потребности в игре и движении.

Лень заразительна. Поэтому ребенок может просто впитывать подобный жизненный стиль в своей собственной семье. Если это так, то это – не его лень.

И, наконец, лень – это нормальное состояние всех живых организмов , преодолеть которое можно только по очень уважительным причинам. Именно о создании таких причин (мотивов) родителям и следует позаботиться.

Слово «мотивация» происходит от латинского корня «двигать» и означает внутреннее побуждение, интерес, стремление к чему-либо. Существует и обратный процесс – демотивация, что значит уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения.

Итак, чтобы победить лень – надо, во-первых, не мешать развитию мотивов к действию у ребенка, а во-вторых, помогать ему развивать такие мотивы. И существуют особо вредные ошибки родителей на этом пути:

  1. Такой родительский стиль, как потворствующая гиперопека создает для ребенка почти «внутриутробные условия»: ешь, пей, расти, а остальное мы за тебя сделаем. Несколько лет такого воспитания потребуют и несколько лет перевоспитания.
  2. Контролирующая гиперопека – тоже приводит к развитию лени, только другим путем. Когда родители не прислушиваются к желаниям ребенка, а руководствуются принципом «надо и все!», ребенок учится что-либо делать по принуждению, а не по собственной инициативе.
  3. В период раннего детства, когда у всех детей горят глаза, их личную инициативу нередко тормозит лень родителей. Если ребенок хочет помочь маме вымыть посуду, постучать вместе с папой молотком, покопаться на огороде вместе с бабушкой – не стоит прогонять его словами «если хочешь мне помочь – не мешай!» или «мал еще!». Пусть в малыше зреют ростки активности, инициативы и трудолюбия.
  4. Безрадостный и изнуряющий труд родителей – тоже не лучший пример для подражания. Более того, это скорее, антипример.
  5. Иногда родители просто не знают, как развиваются волевые качества у ребенка. Поэтому поиск знаний для повышения своей родительской компетенции в этой области – хороший опыт для развития собственных волевых качеств.
  6. Типичной ошибкой родителей является недостаточное понимание ими возрастных особенностей и возможностей ребенка. Переоценка и недооценка родителями детских возможностей дезориентирует ребенка – он не понимает своих задач и путей их решения.
  7. В процессе обучения ребенка у родителей всегда возникают поводы для критики и недовольства. Иногда полезно представить на месте своего ребенка какого-нибудь чужого малыша, чтобы ваша критика стала более тактичной и деликатной.
  8. Избыток в педагогическом арсенале родителей «кнутов» и «пряников» тоже приводит к угасанию мотивации. Совместные дела, чувство юмора, интерес и творческий подход – отлично заменяют подачки и наказания.
  9. Родителям важно научиться творчески подходить к задаче организации семейного досуга, потому что «ленивые» способы заполнения свободного времени усваиваются ребенком, как жизненная норма.
  10. Приклеивание ярлыков типа «ты такой же ленивый как твой отец» совсем не стимулируют ребенка к тому, чтобы срочно начать с ленью бороться, а наоборот, создают внутреннюю уверенность в том, что бороться бесполезно, потому что «такой же».

В лени есть и позитивные свойства . Например:

— Лень – двигатель прогресса: «Если ты ленив и упорен – ты непременно чего-нибудь добьешься» — Фейдо Ж.

— Честность: «Лентяй – человек, который не делает вид, что работает» — Альфонс.

— Изобретательность: «Особенно трудную задачу поручи лентяю – он найдет наиболее легкое решение» — закон Хлади.

— Средство психологической защиты: «Лень простого русского человека - это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков» — С. Янковский.

— Внимание к собственным желаниям: «Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем» — Тацит.

— Умение мечтать: «Глупо думать про лень негативно, и надменно над нею смеяться: лень умеет мечтать так активно, что мечты начинают сбываться» — И.Губерман.

— Умение оставаться ребенком: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков» — В.Гюго.

Используйте позитивные свойства лени для того, чтобы даже из этого вроде бы вредного качества выжать максимум пользы. И, в своем обращении к ребенку, заменяйте слово «ленивый» на все что имеет более позитивное значение: изобретательный, мечтательный, честный, хитрый и т.д..

А подход к проблеме лени, как и всегда в родительской практике, начинайте с себя. Не осуждайте ребенка за леность, дайте ему понять, что и вам и всем другим людям это качество знакомо не понаслышке. С ленью не надо бороться – из нее надо вырастать. Для этого существуют некоторые полезные родительские приемы:

— не доделывать дела за ребенка,

— не гасить его инициативу,

— не прилеплять к нему ярлык лентяя,

— включать соревновательные моменты,

— выделять специальное время для лени,

— не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор.

— закрепить за ребенком ряд посильных дел,

— не использовать труд в качестве наказания,

— помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

И если ваш ребенок с головой «ушел» в решение какой-то важной задачи, забросив на время другие дела – не переживайте, потому что вы уже победили лень.

«Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо».

В. Леви «Лекарство от лени»

Литература:

  1. Амонашвиили «Гуманно-личностная педагогика»
  2. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  3. Леви В. «Лекарство от лени»
  4. Соловейчик С. «Учение с увлечением»

В эпоху новых технологий эта ситуация известна каждому десятому родителю. Ребенок предпочитает проводить время с друзьями в онлайне или видеоиграх. Прогулки на свежем воздухе в минимальном количестве, а выполнение уроков постоянно откладывается. Почему ребенок ничем не увлекается? Откуда взялись лень, безразличие и что с этим делать?

Почему ребенок ничего не хочет делать

Ответ на вопрос один – ребенок обескуражен. Он чувствует, что вложение усилий в обучение или новое хобби не “стоит того”, легче сделать вид, что ему все равно. Он как будто застрял в негативном настрое, замаскировывая разочарование за плохим поведением, обвинением взрослых в своих поражениях. Самый простой способ добиться успеха – выиграть в компьютерной игре и это конечно, приносит больше удовлетворения, чем усилия направленные на приобретение необходимых жизненных навыков. Ребенок понимает, что память может подвести и стих расскажет на тройку, а если дрогнет рука – за почерк снизят оценку. Далее последуют высказывания – лентяй, неряха, неудачник. Успешный опыт достижения цели и положительный настрой в таких условиях – невозможны. Ребенка можно заставить, надавить угрозами, но это не тот опыт, который нужен.

Дети не ленивы. Они могут быть разочарованными, пессимистичными, злыми, самокритичными, неуверенными в своих способностях. Но это не лень. Заблуждение о детской лени одно из самых разрушительных.

Способность упорно трудиться ради выполнения какой-либо задачи требует развитого чувства долга, ответственности и уверенности в том, что итог будет успешным. Однако, конструктивная деятельность сопровождается беспокойством, временными трудностями и разочарованиями, дети, которые не мотивированы на успех, слишком быстро сдаются. Другая распространенная причина – недиагностированные или недооцененные физиологические особенности. Это может быть гиперактивность, медлительность, дислексия, эмоциональность и пр. Даже легкая невнимательность становится источником постоянной тревоги и нежелания доводить дело до конца.

Для некоторых школьников диктант, чтение или поделка из бумаги представляются настоящим испытанием, которое заканчивается провалом. Создается впечатление, что ребенок “ничего не хочет делать и ничего не умеет”, хотя на самом деле это далеко не так и ему просто необходима помощь взрослого. Привычка видеть неудачи – итог того, что ребенок не хочет ничего делать. Изменить отношение к приобретению знаний становится трудно, “достучаться” до сознания юного мятежника практически невозможно никакими примерами из жизни или уговорами. Он уверен в своих неудачах, он видел их, его опыт достижения цели – негативный. Кроме того неудачный итог “подкрепляется” учителями, родителями и сверстниками, когда они высказывают недовольство.

Проблема отсутствия мотивации = проблема деморализации, будь то явная или замаскированная. Изменить ситуацию поможет главный принцип, который присутствует с раннего возраста – все люди стремятся к достижению цели, без этого, они не учились бы говорить или делать первые шаги. Дети хотят заслужить одобрение, похвалу, услышать от взрослых слова гордости – это и есть тот “волшебный” способ помочь выйти из череды неудач.

Ребенку ничего не интересно – что делать?

Дети даже со значительными проблемами в обучении или поведении могут добиться высоких результатов, пусть не в школе, а в спорте или рисовании. Любые качества характера и расстройства здоровья, такие как медлительность, гиперактивность, резкость можно рассматривать как преимущество в том или ином деле. Мотивация начинается с интереса, там, где есть интерес, есть любопытство и желание расширить кругозор. Задача родителей – проявить энтузиазм к увлечению школьника и помочь достигнуть цели не советами, а поддержкой и похвалой. Пока мы не критикуем увлечение, ребенок открыт для диалога и готов выслушать мнение взрослого, если же родитель высказывается пренебрежительно резко, верный своему избранному хобби, ищет поддержку у других.

Детская мотивация в виде уравнения: мотивация = интерес + уверенность в достижении успеха + наличие цели + ожидание признания за усилия (похвала или оценка)

Станьте для своего подопечного идеалом, а для этого, перестаньте критиковать или неприятно задевать личность, действия, мнение. Как правило, это отлично срабатывает, ведь дети стараются быть похожими на того человека, который показывает восхищение и остается таким на протяжении всей жизни, оказывая безусловную эмоциональную поддержку. Откажитесь от вознаграждения и наказания, они оказывают кротковременное воздействие на усилие, но не создают интереса и не мотивируют. Замечайте только положительные моменты, постарайтесь действовать по правилу и научите этому ребенка – сильные стороны в центре внимания, а слабости и неудачи – в углу.

Решение проблемы “ребенок ничего не хочет” требует времени. Необходимо полностью перестроить мышление младшего поколения, а чем дольше он находился в подавленном состоянии, тем длительнее идет восстановление. Ситуация осложняется и наличием зависимости от компьютерных игр или интернета, где легко достигается удовлетворение. Потребуется много терпения, заботы и понимания, прежде чем маленький “нехочуха” попробует исправиться.

Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока?

Александрова Т. В., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Валайнис Н. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

Жалобы на детскую лень - одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам.

Как часто мы говорим своему ребенку: «Лень раньше тебя родилась». Кому из нас не знакома ситуация, когда наш ребенок все делает из-под палки? «Пойди, помой посуду!», «Убери кровать», «Вытри пыль с мебели», «Сколько можно тебе повторять: мыть полы нужно каждый день» и т. д.

Эти фразы наш ребенок слышит с утра до вечера, каждый день и… ничего не происходит. Он изо дня в день слушает, соглашается и ленится.

Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из «Лего» или играя в компьютерные игры.

Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу.

Ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе.

Таким образом, лень - это отсутствие мотивации (отсутствие желания работать, делать что-то), т.е. цели изначально не лежали в плоскости интересов ребенка. Таким образом, ребенок не принял для себя те цели, которые ему, навязали взрослые или даже если он избрал их сам.

Разумеется, все дети разные. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах, с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальным методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностями психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месту.

Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.

Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:

Первый этап – установление причин лени конкретного ребенка.

Причины лени

Проявления

Усталость

Многие замысли ребенка были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно

Отсутствие смысла работы

С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.

Отсутствие умения работать

В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ребенку нормально учиться

Непосильность работы

Многие учебные задания трудны для ребенка из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед ребенком непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу

Отсутствие интереса к работе

Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

Лень как проявления страхов

Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки.

Страх предстоящих усилий – физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще

Особенности душевного состояния

В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, травма, ревность, зависть, ложь…

Отсутствие уверенности в себе

Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции

Астенический тип личности

Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

Гедоническая лень

Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

Второй этап – создание взрослым условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.

Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в необходимости ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь надо, чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела её пить.

В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

Третий этап – этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ребенка необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать.

Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.

Правила изменений для взрослых:

  1. Горячо радуйтесь первым усилиям ребенка взяться за дело. Помогите добиться успеха. А когда это случится наконец – интересное сочинение, решенная трудная задача, красивая поделка, тогда и сам ребенок получит наглядные подтверждения своим силам. Ему уже не нужно будет защищаться с помощью лени. Гораздо интереснее самоутверждаться с помощью дела.
  2. Средством от лени может стать и интересный образ жизни: театр, спорт, походы, игры всей семьей. Когда жизнь ребенка и его школьная жизнь насыщена тем, что нравится, гораздо легче смириться с необходимостью делать ненавистные уроки или убирать свою комнату.
  3. Железное терпение и самодисциплина – основа основ, прежде всего для взрослых.

Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми.

Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства.

Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа.

Далеко не все родители могут похвастаться тем, что их сын или дочка не ленятся выполнять процедуры по уходу за собой, наводить порядок в комнате, мыть посуду и бегать в магазин.

Детская лень – довольно распространенное явление, грозящее осложнениями в будущей жизни. Ведь то, что не получится вложить в ребенка до пубертата – ответственность, пунктуальность, способность к принятию решений, умение правильно распорядиться своим личным временем – обернется нереализованностью, низкой адаптивностью и неконкурентоспособностью во взрослой жизни.

Поэтому проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, и следует не отмахиваться от неё, а поискать причины поведения ленивого ребенка и постараться мягко их скорректировать.

Почему ребенок ленится

Любая черта характера имеет под собой какое-то основание. Психологи советуют внимательно отнестись к своему малышу, проанализировать его поведение и разглядеть истинные причины, заставляющие его лениться.

Флегматичный темперамент ребенка не позволяет ему все делать быстро, а родителям это представляется нежеланием. Подгонять, а тем более ругать, таких детей нельзя – можно их только стимулировать быстрейшим наступлением результата.

Медлительность – не всегда плохо, такие дети отличаются собранностью, упорностью, тщательностью и кропотливостью на занятиях чем-либо. В таком случае лучше такой «ленивый» ребенок, чем деятельный друг-одноклассник, который не может сосредоточиться ни на одном из своих многочисленных дел.

  • Мотивация – горючее для активности даже у взрослых, а у детей – тем более.

«Правильно стимулировать» не включает в себя материальную заинтересованность, иначе ваши отношения с ребенком рискуют скатиться в пошлую сферу рынка на всю оставшуюся жизнь. На то они и родители, что должны постараться превратить обыденную домашнюю рутину в интерес для малыша, а не нудную повинность.

  • Критически следует пересмотреть загруженность ребенка обязательными занятиями.

В последнее время модно во что бы то ни стало вырастить преуспевающего вундеркинда, не приняв в расчет ни способности ребенка, ни его интересы. Беспрерывная череда «школа – секция – иностранный язык – танцевальный кружок» приводят рано или поздно к неминуемому физическому и психологическому истощению. Банальная усталость и проявляется нежеланием что-либо делать.

  • Повысить уверенность в своих силах.

Если от природы ребенок не уверен в себе, стеснителен и зажат, психологически зависим от старших, то он элементарно может бояться, что не справится с делами, а вовсе не ленивый, как считает мама. Чтобы такие дети не ленились, поможет только постепенное повышение уверенности в своих силах и постоянное внимание к его успешности, пусть, для начала, и в маленьких начинаниях.

Наиболее распространенная ошибка родителей заключается в том, что своим поведением они сами атрофировали у него способность к самостоятельности.

Всем знакома картина, когда малыш, по мнению мамы, лентяй, не может быстро собрать игрушки или доесть кашу, и начинает это делать за него – убирает их сама и кормит из ложечки.

Конечно, у него это становится установкой – «мне не обязательно это делать самому – мама сделает». Такую установку поменять сложно, но необходимо, иначе это чревато образованием в будущем привычки, что кто-то должен сделать его работу за него.

Пути решения проблемы

Как видим, поведение родителей – главный фактор в происхождении лени, в создании «тепличных» условий, при которых нет необходимости проявлять инициативу и ответственность.

Ленивый ребенок – это не приговор навсегда, а стимул к решению педагогических и психологических вопросов: «что делать, чтобы воспитать успешного и трудолюбивого человека».

Ежедневно и упорно нужно приучать детей к труду:

  1. Личным примером трудового участия, привлекая их к сотрудничеству.
  2. Присутствием творческого подхода во всякой неинтересной деятельности. Со временем эта необходимость исчезнет, а привычка у малыша останется.
  3. Стимулирование самостоятельности – пусть он сделает что-то неумело, но сам. Не забывайте хвалить даже за разбитую нечаянно тарелку – важно, что он сам захотел её помыть.
  4. Избегайте неконструктивной критики, не называйте ребенка обидными эпитетами, если он не справляется. Лучше вместе обсудите причины его неудач и поддержите его, вселив уверенность
  5. В домашнем хозяйстве составьте определенный список поручений, требующих его участия. Пусть небольших, но обязательных. Их выполнение не потребует много времени, но позволит выработать организованность, самостоятельность и ответственность.

Когда кажется, что ребенок ленивый, мы стараемся сделать все, чтобы побороть это: наказываем, ругаем, заставляем. В борьбе с этим «недугом» важно понять, что лень - не болезнь, она взращивается из самых, казалось бы, благих намерений. Да, даже самые «правильные» методы воспитания могут «помочь» вырастить .

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: 6 ПРАВИЛ, КАК ВОСПИТАТЬ ЛЕНИВОГО РЕБЕНКА

Для того, чтобы воспитать лентяя, необходимо иметь определённый набор правил, не подлежащих сомнению и пересмотру. Правила, о которых я расскажу ниже, являются универсальными руководствами к действию. Придерживаясь их, вы гарантированно получите на выходе доброкачественного лентяя.

На первый взгляд может показаться, будто эти правила, наоборот, помогают закалить в ребёнке самые лучшие качества: усидчивость, настойчивость и целеустремлённость. Но это не так.

Правило №1: Каждый ребёнок рождается лентяем

И если его не принуждать к труду, инициативу он никогда не проявит. Заставляйте ребёнка делать через «не хочу». Он привыкнет к принуждению и, в конечном итоге, станет трудолюбивым и успешным человеком. Если ребёнка не заставлять, то он превратится в тунеядца, который не готов ко взрослой жизни.

Правило №2. Ребёнок должен быть послушным

Если ребёнок не слушается, необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться его послушания. Если сказали сделать уроки, убрать в комнате или помыть посуду, он должен выполнить приказание немедленно. В результате такого воспитания ребёнок станет трудолюбивым, хозяйственным и дисциплинированным.

Правило №3. Лучший способ отучить ребёнка от нежелательного поведения — это наказания и лишения

Заберите компьютер, и ребёнок начнёт хорошо учиться. Запретите гулять на улице, если он плохо себя вёл, и тогда, в страхе перед наказанием, он обязательно исправится.

Если ребёнок капризничает, идя против вашей воли, то делает это лишь потому, что вредничает. Каковы причины капризов? Никакие. Просто он ещё маленький и глупенький. Лучше наказать его без вопросов и выяснений. Тогда ребёнок перестанет вредничать.

Правило №5. Задача родителей — защитить ребёнка от ошибок

Если ребёнок что-то делает неправильно, сообщите ему об этом заранее. Объясните ребёнку, что способ, которым он хочет достичь своей цели, неверный. Покажите ребёнку лучший вариант, которого он не увидел сразу. Защищайте ребёнка от подобных ошибок и тогда он возьмёт от жизни гораздо больше, чем смогли взять вы.

Правило №6. Высокие требования сделают из ребёнка настоящего человека

Ребёнок должен быть послушным, честным, умным, целеустремлённым. Должен хорошо учиться в школе, не быть эгоистом, должен помогать по дому, уважать старших, заниматься спортом и приносить радость. Постоянно сравнивайте ребёнка с более успешными детьми или указывайте ему на его недостатки. Это мотивирует ребёнка стать лучше и он обязательно изменится.

Все эти правила настолько мощны, что применение даже одного из них даёт стабильный и надёжный результат в воспитании лентяя. Они как зёрна — посадите их в благодатную детскую почву и однажды маленький стебелёк вырастет в могучее дерево. Посадите все зёрна — и вы получите роскошный сад.

ПРИВИВАЕМ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Людям нравится заниматься делами, которые заставляют их переживать приятные эмоции. И, наоборот, чем больше негатива связанно с конкретным действием, тем меньше желания его делать. Соответственно, негативные переживания по отношению к учёбе тоже отбивают желание учиться.

В первую очередь, родителям рекомендуется ругать ребёнка за плохие оценки. Получил двойку — плохо, получил пятёрку — так и должно быть. За низкий балл ребёнок должен получать больше негатива, чем позитива за хорошую успеваемость. То есть, наказание должно быть более ощутимым и запоминающимся, нежели поощрение.

Вот несколько хороших примеров для наказаний: подзатыльник, ремень, запрет гулять на улице, запрет на компьютер или телевизор. Наказание желательно сопровождать чтением нотаций, подавляющих ребёнка. Чем хуже он себя чувствует, тем больше ненавидит школу.

Ругать и наказывать

Плохие оценки обязательно должны ассоциироваться с негативными переживаниями. Это постепенно убивает интерес к получению знаний. Если ребёнок получил двойку и, возвращаясь домой, мучительно думает: “Родители меня за это убьют!”, значит часть воспитательной задачи выполнена. Тех, кто добился подобного результата, можно поздравить с успехом!

Заставлять

Для получения более ощутимых последствий, рекомендую заставлять ребёнка делать домашнее задание сразу же после наказания. В этом случае, подсознание быстро устанавливает связь между уроками и такими эмоциями как подавленность, безысходность, обида и злость на родителей, а также ненависть к школе. Теперь, как только ребёнок подумает о домашнем задании, автоматически будут возникать негативные переживания и дискомфорт в теле.

Метод "дворника"

Следующий подход называется «метод дворника». Это подход, в котором родители говорят нечто вроде: “Будешь плохо учиться — на работу не устроишься. Станешь дворником или уборщиком”. Негативная мотивация является хорошим подспорьем в воспитании будущего лентяя, потому что, в большинстве случаев, действует подавляюще. Не стоит говорить ребёнку о том, что произойдёт, если он будет хорошо учиться. Позитивная мотивация не помощник в воспитании лентяя. Поэтому лучше сразу о ней забыть.

Сравнение с успешными

Напоследок ещё один приём — сравнивание с успешными. Родители, сравнивающие ребёнка с более успешными детьми, добиваются прекрасных результатов. Они дают понять ребёнку, что он хуже других. Частое сравнивание укрепляет в нём эту убеждённость.

ПРИВИВАЕМ ЛЕНЬ К УБОРКЕ

Взрослый зашёл в детскую комнату и увидел бардак. Ребёнок играется в игрушки. Что должен делать ответственный родитель, желающий воспитать лентяя? Правильно. Нужно дать распоряжение, чтобы ребёнок немедленно навёл порядок. Конечно, он будет сопротивляться и высказывать своё недовольство, но заставить его необходимо.

Не следует идти на компромисс, если ребёнок просит убрать позже. Также родителей не должно интересовать, что ребёнок занимается интересным для него делом. Уборка должна быть сделана немедленно. В случае сопротивления стоит применить любой доступный способ принуждения: накричать, дать подзатыльник или отшлёпать по заднице.

Регулярное применение данного подхода даёт очень хорошие плоды — ребёнок возненавидит уборку и при первой же возможности будет избегать её.

В подсознании ребёнка отпечатывается шаблон: я играю — мне интересно — приходят родители — заставляют убирать — ругают — у меня нет выбора — я раздражён и подавлен — я не могу делать то, что хочу — я вынужден убирать. Уборка — это плохо. Уборка — это препятствие перед любимым занятием. Как только родительский контроль ослабеет, я буду наслаждаться возможностью не убирать!

Таким же образом в ребёнке можно пробудить лень к мытью посуды или хождению в магазин. Конечное явление данного подхода — внутренний саботаж и негативные эмоции при одной мысли, что сейчас предстоит сложить разбросанные вещи, подмести и помыть пол. Когда ребёнок станет взрослым и начнёт жить отдельно, то велика вероятность, что бардак в его квартире станет нормой: вещи на стульях, мусор на ковре, пыль на мониторе и, конечно же, гора грязной посуды.

А сейчас предостережение о возможной ошибке!

Родителям не стоит убирать и мыть посуду слишком часто, так как дети впитывают родительское поведение словно губка. Если взрослые вообще не заставляют, а делают всё сами, то дети копируют их поведение. Тогда мотивация к наведению порядка становится внутренней, а не внешней. То есть, рано или поздно дети начинают самостоятельно наводить порядок если видят, что пора убрать.

Это не в наших интересах. Поэтому отвлекайте ребёнка от важных для него дел и заставляйте. Как вариант, вы можете сказать: “Мы целый день зарабатываем для тебя деньги, а ты пол дня сидишь дома и даже не убрал в квартире”. Чем больше негатива получит ребёнок от родительских нотаций, тем меньше его желание.

Также источником лени могут быть неуверенность в себе и сомнения в своих действиях. Поэтому, чтобы искоренить лень, .