Воспитание в школе информационные технологии. Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы

2.2 Информационные технологии в воспитательном процессе

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал, широко использоваться человеком во многих направлениях студенческая среда не стала, исключением. Во многих учебных заведениях сегодня успешно решают эту проблему, но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор не существует. То есть каждый идет своим путем.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания.

Информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям: самосовершенствование личности, организация досуга, телекоммуникации, СМИ. В качестве практической реализации использования ИКТ в процессе воспитания предложена программа воспитания заместителя директора по УВР Татьяны Бобровской профессионального училища № 6 города Иркутска.

Первое направление в училище хорошо отражено в программе воспитания «Я - гражданин России». Где главное в ней - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Для педагогов важно воспитать не стороннего наблюдателя, а деятельного гражданина своей страны. И формируя его, педагоги, прежде всего, должны видеть в нем человека. Ведь с педагогической точки зрения гражданин - самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Живя и работая в студенческой демократической республике, ребята получают опыт общественной деятельности.

Элементы воспитательной программы отлично просматриваются во втором направлении информатизации, который можно подразделить на следующие этапы.

1. «Я и Я». Здесь происходит формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и семья». Формируется гражданское отношение к своей семье. В училище работа с родителями ведется планомерно и постоянно, потому что все начинается с семьи. Также в училище широкое распространение получил проект «SMS-дневник». Это информационная система, которая позволяет училищу передавать все необходимые сведения родителям учащихся. «SMS-дневник» сигнализирует об отсутствии ученика в училище, о событиях в учебном заведении, об экскурсиях, об изменениях в расписании уроков, о посещении предстоящей вакцинации, культурных и спортивных мероприятиях, о достижениях и успеваемости ученика, о проводимых дистанционных конкурсах и олимпиадах и так далее. Родителям система дает возможность принимать активное участие в воспитании и образовании своих детей, предотвращает так называемый нерегулярный подход ребят к учебе, обеспечивает своевременной информацией о событиях; устанавливает и налаживает гибкий контроль за отношением ребенка к учебе. Проект позволил значительно упростить работу педагога по воспитанию учащихся. Теперь учитель может достичь на этом поприще гораздо более ощутимых результатов, так как «SMS-дневник» систематизирует ежегодную программу обучения и делает ее более автоматизированной. Система позволяет легко вносить изменения и дополнения в установленный курс обучения, быстро предупреждает родителей о возникших проблемах с ребенком, сокращает расход времени на повторение общей информации родителям; устанавливает лучшую связь с семьей. «SMS-дневник» не только позволяет более качественно включить родителей в воспитание и образование их детей, но и улучшает информационную грамотность в системе образования, способствует процессу информатизации образовательной системы, улучшает ее статистический мониторинг, а также создает предпосылки для электронного и дистанционного обучения. Благодаря данному проекту учащиеся приняли активное участие в самых различных дистанционных мероприятиях - «Эйдос», «Сибирячок», «Нерпенок», «Snail», «Золотое перо» и так далее.

3. «Я и культура». Формирует отношение к искусству посредством воспитания у детей чувства прекрасного, развития их творческого мышления, художественных способностей, формирования эстетических вкусов, идеалов, понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

С целью активизации творческой активности детей были организованы и проведены конкурс рисунков в программе Paint по теме «Золотая осень», конкурс новогодних открыток; конкурс электронных фотографий «Эти забавные животные». В результате удалось привлечь к участию в конкурсах 125 человек. Также ребята становились победителями, призерами и лауреатами на уровне района. Как показывает опыт участия в подобных мероприятиях, они просты и поэтому интересны подросткам. А чтобы привлечь учащихся и заинтересовать их в более глубоком изучении возможностей компьютерной техники, запланированны конкурсы типографики (оригинального представления какой-либо фразы в ее осмысленном оформлении) и сканографии (получения графического изображения предмета с помощью сканера).

4. «Я и училище». Здесь происходит формирование гражданского отношения к училищу через формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы.

5. «Я и мое Отечество». Этот этап связан с формированием гражданского отношения к Отечеству через развитие общественной активности подростков, воспитанием в них сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне. В его рамках проведена серия мероприятий по плану воспитательной работы. За последние два года начала формироваться база данных результатов и анализа участия учащихся и учителей в конкурсах. Это позволяет регулярно отслеживать интерес к подобным мероприятиям и наглядно наблюдать, как растет заинтересованность в них педагогов и учащихся. Третье направление (телекоммуникация) в училище развивается в плане создания сетевых проектов и видеофильмов, организации работы электронной почты, осуществления интернет-связи. Сетевые (телекоммуникационные) проекты используются в виде игр-соревнований между группами учеников с использованием электронной почты для связи. Участие в них стимулирует интерес к изучаемым в рамках программы предметам и использует сравнительный аспект обучения, повышает активность и самостоятельность учеников при выполнении заданий, при работе с литературой, развивает и совершенствует письменную речь, позволяет проявить свою индивидуальность, самореализовываться в творчестве. Главное назначение проектов - служить средством для саморазвития детей, соревновательная же сторона имеет вторичное значение.

Третье направление информатизации воспитательного процесса - это работа со СМИ. И здесь в качестве самого красноречивого результата нашей деятельности можно представить газету «Вслух», электронная версия которой размещена на сайте училища: www.beloruhilihs.ru. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в училище значительно улучшилась материально-техническая база, повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в участии во всероссийских, областных, районных, дистанционных олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учащегося. Продемонстрированные методы и формы работы - неотъемлемая часть сопровождения воспитательного процесса.


Которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности. Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих: 1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование...

В ходе исследования проводились различные занятия, игры, конкурсы для достижения цели эксперимента. Учащиеся сами составляли задания и выполняли проекты. Приведем примеры использования инновационных технологий в целях развития творческих способностей учащихся. Примеры заданий, составленных студентами в ходе выполнения проекте: Задание 1. Изучить устное народное творчество (пословицы) о труде и...






Все эти группы занятий, на основе интеграции деятельностей: сделай, посмотри, послушай. Рис. 1. Структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования Творчество - компонент внеучебной деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных...

    по следующим направлениям:

    Оформление документации;

    2. Работа с родителями.

    4. Социально - психологическое направление.

    Свою работу с использованием ИКТ в воспитательной практике мы начали с обработки разнообразных данных по классам и по школе. Для успешного протекания учебно - воспитательного процесса мы должны были сначала провести мониторинг исходного уровня познавательной деятельности и психофизических особенностей учеников. Компьютерные технологии помогли классным руководителям более оперативно отслеживать результаты различных анкет, результаты психологических диагностик, проводить сравнительный анализ по учебной деятельности классов, создавать банк данных по различным направлениям работы, позволяющий быстро отыскать и получить нужную информацию. Так было положено начало переходу от отчетности на бумаге к электронному варианту.

    Сейчас уже трудимся над созданием видеофильмов. В 2016 году заняли 2 место в улусном конкурсе видеороликов на тему “Я помню чудное мгновенье.”

Просмотр содержимого документа
«"Применение ИКТ в воспитательной работе"»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Учитель: Эверстова Людмила Ивановна

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Ныне компьютер стал незаменимым инструментом для преподавателя, классного руководителя, администратора, библиотекаря и, главное, ученика. Являясь учителем математики, я не представляла затруднений при выборе темы для самообразования.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность, оперативность в получении информации и относительно низкие затраты на оборудование.

Для внедрения ИКТ в воспитательный процесс педагогу необходимо:

    самому быть грамотным пользователем различных программных средств и компьютерной техники;

    интересоваться новинками рынка программного обеспечения;

    иметь свободный доступ к компьютерной технике в учебном заведении;

    иметь сведения об обеспеченности компьютерной техникой своих учеников;

    быть готовым к кропотливой работе по обучению ребят пользованию компьютером, сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом, камерой;

    а главное, иметь желание заниматься данным видом деятельности, не входящим в обязанности классного руководителя.

На протяжении нескольких лет в воспитательной работе школы применяется ИКТ

по следующим направлениям:

    Организация воспитательной работы.

Оформление документации;

Создание баз данных обучающихся;

Создание банка данных методических материалов по воспитательной работе;

Ведение документации классного руководителя в электронном виде (плана воспитательной работы, тетради классного руководителя, планов-конспектов воспитательных мероприятий);

Проведение школьных и районных семинаров, заседаний м/о классных руководителей с использованием мультимедийного оборудования;

2. Работа с родителями.

Проведение родительских собраний с использованием мультимедийного оборудования;

3. Развитие школьного самоуправления.

Подготовка нормативно-правовой базы ученического самоуправления;

Проведение предвыборной агитации кандидатов в президенты и школьный парламент (подготовка агитационных листовок, материалов, проведение мультимедийных презентаций кандидатов в президенты школы, подготовка и демонстрация предвыборных видеороликов);

Подготовка выборной документации (бюллетеней для голосования, протоколов избирательной комиссии);

Подготовка и проведение общешкольных внеклассных мероприятий с использованием мультимедийной техники;

Использование Интернет - технологий для подготовки, создания и проведения мероприятий различной направленности;

Выпуск школьной газеты «Вестник».

4. Социально – психологическое направление.

Проведение компьютерных психологических диагностик, обработка результатов диагностики;

Ведение психологических карт обучающихся;

Разработка и проведение занятий, тренингов с использованием ИКТ;

5. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями осуществляется посредством электронной почты, школа имеет доступ в Интернет.

Свою работу с использованием ИКТ в воспитательной практике мы начали с обработки разнообразных данных по классам и по школе. Для успешного протекания учебно – воспитательного процесса мы должны были сначала провести мониторинг исходного уровня познавательной деятельности и психофизических особенностей учеников. Компьютерные технологии помогли классным руководителям более оперативно отслеживать результаты различных анкет, результаты психологических диагностик, проводить сравнительный анализ по учебной деятельности классов, создавать банк данных по различным направлениям работы, позволяющий быстро отыскать и получить нужную информацию. Так было положено начало переходу от отчетности на бумаге к электронному варианту.

Параллельно велась работа по использованию материалов готовых электронных изданий: различных энциклопедий, библиотек и возможностей сети Internet для проведения классных часов, бесед, тематических вечеров. Это позволило сделать мероприятия более привлекательными, эмоциональными и эффективными.

Часто возникает необходимость из большого количества информации выбрать и выделить только часть, необходимую для бесед с детьми или родителями. Грамотно это сделать и оформить помогают различные программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Photo Shop. Эти программы мы чаще всего используем в воспитательной работе.

Действия учителя должны иметь поддержку, отклик и продолжение со стороны воспитанников. Педагог заинтересовывает, учит детей тому, что умеет сам и задает стимул для дальнейшего познания. Дети испытывают большее удовлетворение от внеклассного мероприятия, когда они подготовили его сами, включая нахождение информации и создание различного сопровождения в виде презентаций, видеофильмов, печатной продукции. И как итог представляется всеобщему вниманию презентация «Отчет школы по воспитательной работе за учебный год» на родительском собраниии, «Моя мама лучше всех», видеооткрытка для мероприятия, посвященного Дню 8 марта; «Взаимодействие семьи и школы», подготовленная для семинара зам директоров и т.д.

Презентация, разработанная к мероприятию, помогает воплотить в жизнь принцип наглядности. Кроме того, создание ребятами презентаций предполагает работу по отбору содержания, составление плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического оформления.

Овладели с ребятами краеведческого кружка конструктор сайтов и составили ЭОР “История наслега”, работа стала победителем улусного конкурса “Мой улус-моя гордость”. Также сделали ЭОР “Юбилей школы”.

Сейчас уже трудимся над созданием видеофильмов. В 2016 году заняли 2 место в улусном конкурсе видеороликов на тему “Я помню чудное мгновенье...”

Материалы об учителях, их участии в различных конкурсах, победах, достижениях их учеников, поздравления с праздниками, юбилеями рождают чувство гордости за своих учителей, помогают увидеть их с новой стороны. Всё это, конечно же, способствует лучшему налаживанию контактов между учителями и учащимися.

Использование ИКТ способствует подготовке разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №2 с гимназическими классами»

ТЕМА: «Применение ИКТ в воспитательной работе»

Подготовила:

Заместитель директора по ВР

I квалификационной категории

Артюхова Т.Н.

Каменка 2014

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий воспитания, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Современный этап развития образования тесно связан и невозможен без широкого использования современных информационно – коммуникационных технологий. Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня образования в стране. Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда идет массовая компьютеризация всех образовательных учреждений, современный учитель не должен отставать от научно-технического прогресса, учителю необходимо уметь владеть компьютером и применять ИКТ в своей профессиональной деятельности. Объектом исследования является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Предмет исследования - использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе. Цель исследования - определить роль использования ИКТ как средства повышения качества воспитательной работы в школе. Из цели исследования вытекают его основные задачи: 1. Рассмотреть информационно-коммуникативные технологии как одну из основ воспитательной работы в школе. 2. Рассмотреть виды ИКТ, используемые в воспитательной работе школы. 3. Рассмотреть формы организации работы с использованием ИКТ. 4. Определить значение ИКТ в воспитательном процессе на примере собственного опыта.

Гипотеза исследования: активное использование ИКТ в воспитательной деятельности способствует повышению продуктивности формирования всесторонне развитой личности ученика. Структура работы . Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

    1. Современные информационные технологии в воспитательном процессе

Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации. Современные информационные технологии это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Таким образом, современные информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под современными информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Современные информационные технологии повышают познавательный интерес учащихся в учебной деятельности.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи информации, который соответствует качественно новому содержанию воспитания и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Основной вопрос компьютеризации образования и воспитания - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если видеть в них только еще один из видов ТСО, пусть даже самый эффективный, никакой реформы не получится. Компьютеризацию нужно рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер знаменует собой начало новой эры - эры безбумажной цивилизации и машинной обработки знаний .

Любая методика работы с аппаратурой должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. В нашем случае крайне важно учитывать параметры не только уже имеющейся, но и, по возможности, техники завтрашнего дня. Тенденции развития компьютерной техники, просматривающиеся в литературе, дают основание предположить, что в ближайшее время развитие компьютеров будет происходить по традиционной схеме, т.е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основных подходах к его использованию коренных, принципиальных изменений не ожидается.

Развитие программного обеспечения приблизило компьютер к человеку, сделало возможной работу на компьютере без обязательного обращения к языкам программирования, тем самым вовлекло миллионы людей в круг активных пользователей компьютерной техники. И теперь будущее компьютерной цивилизации зависит уже не от технических возможностей аппаратуры (хотя и этот аспект сохраняет определенную значимость), а от психологии массы людей, сидящих перед мониторами индивидуальных ПК, и от того, на решение каких задач направит человечество всю мощь арсенала компьютерных технологий. Из всего круга возможностей, предоставляемых компьютерной техникой, особое значение приобретают сетевые технологии .

Все, что касается компьютерной поддержки воспитательного процесса и компьютеризации различных видов деятельности, нужно давать всем, в хорошем объеме и очень целенаправленно. Любой добросовестно работающий учитель всегда сам готовил для мероприятий сценарии и необходимые материалы. В новых условиях он должен быть подготовлен к самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных материалов. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что речь идет прежде всего не о больших программных продуктах, имеющих коммерческую значимость, а о рабочих материалах, используемых конкретным педагогом при проведении мероприятий .

1.2 Основные направления внедрения ИКТ в воспитании

Компьютеризация воспитательного процесса относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в воспитательный процесс:

Использование компьютерной техники в качестве средства воспитания, совершенствующего процесс, повышающего его качество и эффективность;

Использование современных информационных технологий в качестве инструментов воспитания, познания себя и действительности;

Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и воспитательным процессом на основе использования системы современных информационных технологий .

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного воспитания:

Вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

Трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

Комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

Графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

Моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений .

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы воспитания. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса и повышение качества воспитания на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

    повышение эффективности и качества процесса воспитания;

    повышение активности познавательной деятельности;

    увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

    развитие различных видов мышления;

    развитие коммуникативных способностей;

    формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

    эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

    формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

    развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

    формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

    подготовка информационно грамотной личности;

    подготовка пользователя компьютерными средствами;

    осуществление профориентационной работы в области информатики .

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс воспитания, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Широкая познавательная направленность формируется всем ходом воспитания в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования.

Применение ИКТ совершенствует все виды воспитательной деятельности. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, у него, безусловно, совершенствуются и познавательные мотивы - интерес к способам добывания информации. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемные формы воспитания сопровождаются ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности .

В последние годы дидакты подчеркивают необходимость оптимального сочетания разных методов, что позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и для формирования разных видов мотивации школьников.

Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации воспитательного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам учащихся и специфическим особенностям конкретных целей воспитания .

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в воспитательном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы деятельности, а также способствует повышению интереса учащихся.

2. Формы применения ИКТ в воспитательном процессе на примере собственного опыта

Приоритетной целью воспитательной работы МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №2 с гимназическими классами» является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.

Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Для того, чтобы включить новые возможности современности в хорошо усвоенные нами схемы, обратимся к уже известным понятиям, от которых мы отталкиваемся. В первую очередь – это цели воспитательной работы. Мы, как и многие учебные заведения, определяем её через виртуальное понятие «модель идеального выпускника»: наш выпускник может обладать, к примеру, следующими качествами:

    активная жизненная позиция;

    созидательная ценностная направленность;

    стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);

    умение эффективно взаимодействовать с людьми;

    творческое отношение к действительности.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества) , к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение) .

С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Критерии эффективности:

    экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

    компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);

    наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

    возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

    возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.

На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:

    материально – техническое обеспечение;

    наличие подготовленных преподавателей;

    работа школы в едином ключе;

    наличие группы единомышленников – энтузиастов;

    возможность выбора видов деятельности и их смена;

    демократичность методов педагогического руководства;

    соответствие целей развитию личности каждого школьника.

Работа школы в едином ключе

В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники.

Наличие группы единомышленников – энтузиастов.

Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. В настоящее время у многих учителей школы есть ПК. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.

Возможность выбора видов деятельности и их смена

Выбор – осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.

Демократичность методов педагогического руководства

Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.

Соответствие целей развитию личности каждого школьника

Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.

Структура информатизации воспитательного процесса.

Школа живёт традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и традиционных) прочно входят информационные технологии. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив школы качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов.

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями. Было бы здорово, если бы на сайте школы начал работать раздел «Для Вас, родители».

Организация каникулярной занятости учащихся сегодня в нашей школе просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря и ведением персонифицированного учёта занятости детей в каникулы. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.

Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.

При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.

Соуправление ученическое и родительское также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа по соуправлению включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, своевременное информирование участников ОП о деятельности и результатах работы – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

При использовании ИКТ следует выделять несколько направлений деятельности школы в процессе информатизации воспитательной работы:

    компьютерное сопровождение воспитательной работы как средство реализации новых педагогических технологий;

    использование информационных технологий статистической отчетности, создание банка данных об учащихся, родителях и др.;

    электронный документооборот;

    инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

    средство коммуникации и педагогического просвещения родителей;

    профориентация учащихся;

    издательская деятельность, качественно новый вид наглядности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий). Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.

К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций, выпуск информационных буклетов, подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер. Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки. Работа школьного пресс-центра. И здесь нужно сказать, что учащимися нашей школы в настоящий момент ведется активная подготовка по созданию школьного печатного издания. Ведутся видеосъемки мероприятий. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного школьного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний и заседаний. Подготовка опросных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала: стенгазеты, информационных листов, плакатов. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

    Поиск информации в сети Интернет.

    Составление сценария

    Озвучка мероприятия

    Репетиционный процесс

    Анализ проведенного мероприятия

Особенно хочется остановиться на применении в своей работе ИКТ классными руководителями. В школе ведется активная работа по освоению компьютера и навыков работы с Интернетом классными руководителями. Проводятся педсоветы и семинары с использованием ИКТ. Ведение школьной документации (составление списков учащихся, учет занятости учащихся в кружках, учет посещаемости учащихся, отчеты по ВР за четверти) практикуется в школе уже не один год.

При анкетировании, тестировании учащихся (выявление уровня воспитанности учащихся, профориентация, отношение к табакокурению, употреблению спиртных напитков и др.) используется много интересных современных методик, взятых из Интернета и приспособленных под нашего ученика, обработка некоторых анкет ведется с помощью компьютера.

С использованием ИКТ стало проще работать с портфолио класса (контрольный список учащихся, социальный паспорт класса, характеристики учащихся, таблица социальных категорий учащихся и др.) В школе ведется работа по накоплению сценарного отдела в электронном виде, что гораздо облегчает работу по составлению сценариев к:

Общешкольным вечерам

Классным часам

Диспутам, дискуссиям

Круглым столам

КТД

Постепенно внедряем ИКТ в работу с родителями. Проводятся общешкольные родительские собрания с использованием презентаций, проведение родительского лектория с использованием компьютерной наглядности позволяет эффективнее проводить профилактическую работу. Привлекаем родителей к созданию видеоматериалов, проводим анкетирование, тестирование родителей.

Огромную роль использование ИКТ играет в работе заместителя директора по ВР, педагога-организатора. Если педагог-организатор для меня является моей правой рукой, то компьютер левой. Без него в современной школе немыслим:

    Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам и другим ресурсам сети Интернет.

    Документооборот, работа с электронной почтой.

    Аналитико-прогностическая функция, которая подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие.

    Аналитическая деятельность (анализ проведенных мероприятий, акций, операций, посещенных классных часов)

    Ведение документации (разработка положений к мероприятиям, составление локальных актов по ВР, отчетность, планирование)

    Составление информационного материала (информация для учащихся, классных руководителей, родителей)

    Работа с цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.

Каждый год наши ребята принимают участие в ряде районных и городских конкурсах с применением ИКТ (литературные праздники, конкурсы Web-сайтов по различным направлениям, фотографий, видеороликов и др…) Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, и их родителей.

В будущем в школе планируется:

    Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность через использование тестов.

    Активное использование ИКТ при работе пришкольного лагеря.

    Организация общешкольных конкурсов компьютерных презентаций.

    Проведение классных собраний с использований презентаций, где указывается рейтинг участия детей в различного рода мероприятиях, в учёбе и т. д.

    Работа детей по выносу информации на сайт школы, в том числе и о работе школьной организации.

    Создание электронного портфолио ученика.

Заключение

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Ныне компьютер стал незаменимым инструментом для преподавателя, классного руководителя, администратора, библиотекаря и, главное, ученика.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в образовательном процессе - нет педагога, который не пользовался бы компьютером при подготовке мероприятий. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.

Процесс распространения воспитательной инновации не есть поток, плавно набирающий силу. На пути такого потока водовороты, мели, засушливые времена, дожди... Но как в любом неравномерном процессе есть узловые моменты, определяющие, что происходит с нововведением на данном отрезке времени.

Самый существенный фактор, с которым должны считаться при использовании ИКТ в системе воспитания, это человек. Основой развития общества выступает человек, соответственно главным принципом воспитательной системы является создание условий для развития индивидом своего потенциала. Личностный потенциал наиболее полно проявляется в профессиональной подготовке. Всеобще известно, что на рынке профессий все чаще одним из требований при приеме на работу является свободное владение ПК. Значит, есть и жизненно важная необходимость применения ИКТ. Имеет место влияние ИКТ на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения, интеграции в мировое сообщество.

Литература

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы

Система образования настоящего периода практически во всех странах мира переживает кризис. Основными причинами кризиса образования в нашей стране являются: опережающее развитие высоких технологий в сравнении с уровнем образования технических специалистов; возрастающий объем информации; достаточно низкая адаптируемость систем образования к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. Поскольку развитие общества и образование являются неотделимыми понятиями, то информатизация, характерная для общественного развития, все больше охватывает и сферу образования (все его уровни). Информатизация системы образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания .

В качестве стратегической цели информатизации школы провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки выпускников школы с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества .

Актуальной является проблема выбора оптимального программно-методического обеспечения и сама возможность использования новых информационных технологий в школьном образовании. При решении данного вопроса следует учитывать наиболее перспективные направления использования информационных технологий в системе образования.

В связи с возрастающей скоростью внедрения новых информационных технологий в процесс обучения, возникает необходимость перестройки традиционных форм обучения. Так, построение компьютерной сети телекоммуникаций вызывает необходимость создания научно-образовательной информационной среды, которой могли бы пользоваться как ученики, так и учителя .

Процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Применяя компьютер в школе, необходимо следить за тем, чтобы ученик не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному ему кем-то (в данном случае программистом) алгоритму. Для решения этой проблемы необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные . Используя различные технологии обучения, мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала - чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность компьютерных образовательных технологий в педагогической теории и практике и в особенности применения современных средств новых информационных технологий в учебном процессе средней общеобразовательной школы определили проблему данного исследования.

Под понятием «новые информационные технологии» (НТИ) мы понимаем совокупность математических и кибернетических методов, современных технических средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи информации на основе современной компьютерной техники. Основными задачами новых информационных технологий являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам и учебникам, построенным на основе гипертекста, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях: современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения; системного и прикладного программного обеспечения; методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе .

Применение информационных технологий в системе среднего образования требует при решении данного вопроса учитывать наиболее перспективные направления использования информационных технологий.

Первое направление основано на применении интеллектуальных обучающих систем, что предполагает использование баз данных, баз знаний, экспертно-обучающих систем, систем искусственного интеллекта.

Второе направление предусматривает применение системы гипермедиа, электронных книг, совершенствование программных средств учебного назначения, автоматизированных обучающих систем.

Третье направление основано на использовании средств телекоммуникаций, которые включают в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между пользователем и центральным информационным банком данных или между пользователями компьютеров, подключенных к одной из перечисленных выше линий связи, что позволяет реализовать следующие дидактические функции телекоммуникаций: проведение телеконференций, лекций, семинаров, в которых могут принимать участие преподаватели и обучаемые из разных регионов и стран.

В процессе обучения в школе могут быть использованы следующие НИТ:

Создание единой информационной ср е ды - совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы средней школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями;

Технологии мультимедиа - технология объединения нескольких видов информации (текстовой, графической, видео, фото, анимационной) для решения определенной задачи. Способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения;

- Интернет - глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей; среда, не дающая знания «в готовом виде», но предоставляющая большие возможности тем, кто умеет активно искать информацию, анализировать, самостоятельно мыслить;

- компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть. В компьютерных учебных программах реализуется диалог между обучаемым и персональным компьютером.

В настоящее время в структуре среднего образования сложились определенные требования и направления внедрения информационных и компьютерных технологий в образование школьников. В связи с этим при разработке собственной технологии внедрения информационных технологий в процесс обучения школьников необходимо разработать модель данного процесса.

Разработанная нами модель применения НИТ в процессе образования школьников выступает промежуточным звеном, с помощью которого опосредуется теоретическое и практическое освоение объекта деятельности. Основными структурными компонентами данной модели, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, содержательный, технологический и результативный.

Моделируемый нами педагогический процесс - применение НИТ в учебном процессе школы, являющийся системой обучения школьника. Таким образом, результатом применения данной модели должны стать некие изменения в личности обучаемого, а, следовательно, повышение уровня его обучаемости.

Обучаемость мы рассматриваем как результат обучающего воздействия на личность, что является показателем эффективности применяемых технологий и форм обучения. Данный показатель позволяет проверить эффективность разработанной нами модели.

В качестве показателей развития обучаемости учащегося нами выделены такие, как готовность к саморазвитию, рефлексия, объем времени, затраченного на самоподготовку, творческий потенциал, успеваемость.

На основе данных показателей мы предлагаем интеграционную оценку развития обучаемости школьников, которая позволяет выявить следующие уровни: низкий, средний, высокий.

Нами были выделены три основные этапа учебного процесса, на которых целесообразно использование НИТ: подготовительный, собственно учебный, заключительный (анализ результатов обучения). Особенность этих этапов - в задачах, которые ставит педагог на каждом из этапов. Различие задач на каждом из этапов приводит к различию в организации занятий при использовании НИТ.

Для проведения эксперимента нами были выбраны две средние школы а. Кошехабль №1 и №2, так как данные учебные заведения имеют хорошо оборудованные компьютерные классы.

На основе полученных данных констатирующего эксперимента нами были выделены 2 экспериментальных (25 учеников СОШ №1 и 26 - №2) и 2 контрольных (20 учеников СОШ №1 и 21 - №2) группы школьников 9 класса, которые по своим показателям обученности статистически значимо не отличались (Р>0,05).

Эксперимент начался в 9 классе, так как по программе обучения в этих школах начинается изучение предмета «Информатика», и завершился в 11 классе.

В процесс обучения школьников, помимо предмета «Информатика», были включены компьютеризированные уроки по разным предметам («Русский язык», «История», «Химия», «Физика», «Алгебра», «Геометрия», «Анатомия»), не выходящие за рамки школьной программы. Ученики экспериментальной группы использовали НИТ для подготовки классных часов, школьных внеклассных мероприятий и т.п.

Отбор материала, как теоретической части, необходимой для выполнения заданий, так и отбор материала, необходимого для практической реализации задачи, осуществлялся таким образом, чтобы у обучаемых при выполнении тщательно подобранных заданий формировались такие умения, как обобщение, выявление закономерностей и подобные им.

К концу эксперимента обучаемость учеников ЭГ в 2 раза выше, чем в КГ (Р<0,05). В ЭГ более 90% школьников достигли высокого и среднего уровня обучаемости.

Таким образом, в результате эксперимента школьники приобрели навыки самостоятельной работы с НИТ; у них сформировались умения сопоставлять факты, полученные с помощью использования НИТ, анализировать их, давать оценку изучаемым проблемам, делать обобщения; а также ученики научились применять НИТ в различных видах деятельности. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной нами модели применения НИТ в процессе подготовки школьников.

образование школьный обучение интеллектуальный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы применения информационных технологий в образовании. Способы информатизации процесса обучения. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Сущность понятия "информатизация общества". Типы информационных объектов, входящих в электронный ресурс "Библиотека электронных наглядных пособий по физике 7-11 класс".

    доклад , добавлен 22.12.2009

    Изучение положительных и отрицательных сторон внедрения новых информационных технологий в ВУЗе, их влияния на развитие процесса обучения. Особенности управления познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Использование новых форм организации антинаркотической работы (применение информационных и интерактивных технологий). Организация занятости и досуга учащихся школы. Число выявленных и поставленных на учет учащихся по инициативе администрации школы.

    творческая работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие новых информационных технологий в образовании. Использование компьютерных телекоммуникаций в процессе обучения. Дистанционное обучение: технологии, проблемы и перспективы. Преподавание иностранных языков с применением информационных технологий.

    реферат , добавлен 19.07.2015

    Анализ применения информационных технологий в общеобразовательной школе. Проблемы применения компьютера в процессе обучения. Разработка и внедрение программы по применению информационных технологий в учебный процесс (на примере уроков технологии).

    дипломная работа , добавлен 27.03.2015

    Информационные технологии в образовании. Применение интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. Разработка и практическое применение методики повышения мотивации изучения английского языка с применением информационно-компьютерных технологий в школе.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2017

    Определение понятия и особенностей различных информационных ресурсов. Анализ применения информационных технологий на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе. Формирование речевых навыков и умений с помощью социальных сетей.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2017

    Основные типы и виды уроков. Формирование познавательных интересов в обучении. Основные требования к использованию метода проектов. Информационная среда, интеллектуализация деятельности. Система средств обучения на базе новых информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Понятие и типы технических средств обучения. Методические приёмы использования (экранных, звуковых, экранно-звуковых, мультимедийных) средств. Конспект урока математики с использованием информационных технологий. Средства, используемые на уроке.