Современные образовательные технологии в работе учителя английского языка

Сегодня государство и общество нуждается в социально адаптированных, социально успешных гражданах.

Как научить всех учащихся школы быть всесторонне развитыми и социально успешными в обществе?

Решить эту нелегкую педагогическую проблему позволяет использование современных образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии

Хорошо известно, что каждый палец на руке в английском фольклоре имеет собственное имя: большой палец – Tommy-Thumb, указательный палец – Peter-Pointer, средний палец – Toby-Tall, безымянный палец – Ruby-Ring, мизинчик – Baby-Small. Отрабатывая глаголы действия, например, sit, run и другие, играю с учениками в пальчиковую игру: называю пальчик по имени, говорю, что ему необходимо сделать. Например, Ruby-Ring, dance! и т.п. Такая игра уместна для снятия мышечного напряжения пальцев после любой письменной работы.

При изучении темы “Ты и твое здоровье” применяю следующий прием. Выбери из предложенного тебе стихотворения полезные продукты питания:

On Sunday I like meat and chips.
On Monday bread and cheese.
On Tuesday Coca-cola.
And pizza... Mmm, yes, please.
On Wednesday it’s spagetti,
And on Thursday eggs and fish,
On Friday I like sandwiches,
And ice-cream in a dish.
But Saturday is my favourite day.
Oh, yes. It’s very nice!
On Saturday it’s chicken... Mmm,
Salad, bread and rice.

Эта работа позволяет привить учащимся навыки здорового образа жизни, а также запомнить слова по теме “Еда”.

2. Информационно-коммуникативные технологии

Тема урока “Get ready for New Year” в 5 классе, цель: практикум по использованию языка в условиях реального общения с носителями языка.

Предварительно на уроке отрабатываются следующие вопросы:

  1. What is your age?
  2. How do you behave?
  3. Where do you live?
  4. What presents do you want to get?
  5. What can you wish to Santa?

На уроке учащиеся самостоятельно вводят адрес сайта: www.emailsanta.com, далее начинают рассматривать весь сайт. Затем учащиеся внимательно читают матрицу письма, которую предстоит заполнить, чтобы получить ответ. После этого учащиеся пишут письмо Санта Клаусу, отправляют его и получают ответ. Чтение ответа всегда вызывает интерес у учащихся. Ответ можно распечатать, и это становится материалом для дальнейшей работы на уроке.

Электронное портфолио (е-портфолио) – прекрасная возможность работы над языком с применением программы Microsoft Power Point. Такая форма кажется мне наиболее эффективной при работе с альбомом “All about me”, представленным в рабочих тетрадях УМК В.П.Кузовлева для 5-7 классов. Разделы, представленные в портфолио можно варьировать в зависимости от языковых способностей учащихся, их интересов и достижений. Самое главное – портфолио можно постоянно изменять и дополнять, т.е. систематически работать с ним.

3. Разноуровневое обучение

При разноуровневом обучении предлагаю учащимся дифференцированные индивидуальные задания, например, на знание оборота there is / there are. Учащиеся выбирают задание, посильные им по уровню сложности:

Уровень 1 (на 3 балла)

Вставь вместо пропусков глагол is или are:

1. There ... a ball near the sofa.

2. There ... lamps in the hall.

3. There ... a carpet on the floor.

4. There ... a video in the room.

5. There ... bathrooms in the flat.

Уровень 2 (на 4 балла)

Вставь вместо пропусков слова, данные в скобках в единственном или множественном числе:

1. There is ... (bookshelf) in the children’s room.

2. There are ... (flower) on the table.

3. There is ... (kitchen) in the house.

4. There are ... (chair) near the sofa.

5. There is ... (armchair) behind the sofa.

Уровень 3 (на 5 баллов)

Исправь ошибки:

1. There is kitchen in the house.

2. There are flower on the wall.

3. There is a bed in the corner.

4. There is books on the table.

5. There is walls on the pictures.

Изучение темы “Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии” в 8 классе. При обобщении данной темы учитель использует так называемый Culture Collage, на котором даны фотографии следующих страноведческих реалий:

b) Gordon Ramsey

j) toffee apples

Учитель предлагает учащимся вначале соотнести фотографии и описания реалий, а затем назвать явления или конкретных людей. Первая часть задания легко выполняется всеми учащимися, а вторую учитель предлагает более высоко мотивированным учащимся. По окончанию работы все учащиеся класса получают задание составить подобное задание о других страноведческих реалиях.

4. Исследовательский метод

Исследовательский метод, по мнению И. Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность учащихся, когда они используют приёмы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.

Так в начальной школе даю такое задание: Сравни глаголы в таблице. Подумай, почему глаголы, которые тебе известны, изменились в рассказе мальчиков о совершившихся событиях.

Удобным материалом для исследования является и непохожесть учащихся друг на друга. Вспомните считалку:

One, two, three,
Let me see.
Who likes coffee?
And who likes tea?

Я предлагаю своим учащимся составить микродиалог в парах с вопросом: Do you prefer ... to ...? Учащиеся выбирают пары из таблички, А затем и составляют отчет о том, кто что любит.

В качестве исследования предлагаю учащимся 7 класса составить так называемую тематическую карту, например “The sights of St.Petersburg”. Для этого учащиеся должны найти информацию на заданную тему в лингво-страноведческом справочнике учебника. Затем отобрать из предложенных иллюстраций те, которые относятся к полученной схеме.

Говоря о самых популярных видах спорта в англоязычных странах в 8 классе, предлагаю учащимся следующее задание на исследование:

Match the informationabout different sports and their names
1. People who do this often stand or sit next to water and try to catch something to eat. Alpine skiing
2. People do this in winter when there is snow on the mountains and they wear warm clothes. basketball
3. Some people do this on ice and others do it on the road. cricket
4. People often play this sport inside and they hit a small ball on top of a table. fishing
5. In this sport, players try to hit a small, hard ball a long way and there are usually 18 flags. football
6. Players hit the ball with their arms and hands and they try to stop it falling on the ground. rugby
7. When we do this in the sea or a lake, we move through the water with our bodies. sailing
8. People do this in the sea or on a lake with a boat and they have races and competitions. skating
9. In this sport, teams of five players bounce and throw a ball. They wear shorts and a T-shirt. swimming
10. In this sport, people hit a small, hard ball and try to score against the other team. table tennis

При работе над разделом “Reading? Why not?” в 9 классе предлагаю учащимся провести небольшое исследование по теме “Michael Bond”. В тексте некоторые слова пропущены, даны только первые буквы этих слов и количество букв, обозначенное точками. Учащимся необходимо прочитать текст и вставить пропущенные слова.

Some information in the beginning of the article has been removed. Could you restore it in order to present the information about Michael Bond?

Michael Bond was born in Newbury, Berkshire, E...... on 13th January 1926. He was educated at Presentation College, Reading. During World War II Michael Bond served in both the Royal Air Force and the Middlesex Regiment of the British Army.

He began writing in 1945 and sold his first short story to a m....... called “London Opinion”. This experience helped him decide that he wanted to be a writer.

Michael Bond never thought of writing for children but, after producing a number of short stories and radio plays, his agent suggested that he adapt a t......... play for children.

His first book, A Bear Called Paddington, was published in 1958 by William Collins & Sons (now HarperCollins Publishers). At the time, Michael Bond was working as a television c........ for the BBC.

After the first Paddington book was accepted, Michael Bond went on to write a whole series and by 1965 his books were so successful that that he was able to give up his job with the BBC in order to become a full-time writer.

In 1997 Michael Bond was awarded an OBE for services to children’s l..........

Работая над темой “Mass Media” в 9 классе, прошу учащихся исследовать, что зашифровано в данной загадке: Russian people call it “a dog”, the Finnish call it “a cat”, the British, Americans, Italians, and Frenchmen call it “a snail”. The Polish and Germans call it “a monkey tail”, the Norwegians – “a pig tail”. The Swiss call it “an elephant”, the Danish call it “an elephant trunk”. The Chinese call it “a mouse”, the Hungarians call it “a worm”. The Swedish call it “a scone with cinnamon”, the Spanish call it “a sweet”. Some people compare it with the letter A. This symbol is very popular. What is it? (The symbol @).

Разрешается пользоваться различными источниками информации. Такое задание учащиеся могут получить и на дом, если им трудно это сделать на уроке.

Работая над блоком тем “Schools. School education”, предлагаю учащимся найти информацию по следующим аспектам и сравнить школьное образование в России и Британии: Fill in the table. You may look for the information in different sources.

Russia Great Britain
Beginning of studying
Pay (fee)
Subjects
Uniform
Time-table
Holidays

Работая по УМК “New Millennium English” над темой “A gem in the Gold Ring” предлагаю своим ученикам выяснить:

  1. Features making your native place attractive for tourists.
  2. Facilities your native place needs to be better tourist destination.
  3. Problems which might be caused by tourism development in your native place.

5. Проектный метод

В течение работы мной совместно с учащимися были разработаны критерии оценки проектов: качественная характеристика проекта, его содержательная сторона, организация деятельности учащихся над проектами, способ и качество презентации проекта. Уроки проектных работ позволяют учащимся, с одной стороны, продемонстрировать усвоенный лексический и грамматический материал в монологической и диалогической речи, а с другой стороны, проявить творчество.

Каждый проект имеет логическое завершение в виде конечной цели: для чего он выполняется каждым учеником? После проверки проекты возвращаются учащимся, а они накапливают их в виде портфолио. В классе проекты не сравниваются, так как это, по мнению учителя, не является целесообразным, поскольку проект – это творческая работа ученика. Ученик сам должен увидеть свои собственные удачи и промахи, что позволит ему в дальнейшем самосовершенствоваться. Выполнение проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но при этом в работу включаются практические действия ученика, затрагивая его эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учения.

Проектная деятельность в УМК “Английский язык” В.П.Кузовлева не представлена, но материал учебника позволяет моим учащимся создавать небольшие проекты, которые затем могут быть использованы на уроках в 6-7 классах. Вот пример одного из проектов. Тема “Школа”. Каждый учащийся получает лист бумаги, в центре которого изображена школа, в которой он учится. На доске написано одинаковое для всех задание: Write down the words which you associate with the word “school”.

Удачным моментом данного вида работы является работа над проектом по теме “Мои пожелания авторам учебника английского языка”. Лучшие работы учащихся по окончании учебного года были отправлены на кафедру учебников английского языка Липецкого ГПУ. Через 3 месяца был получен ответ от авторов учебника. Цель достигнута: авторы знают пожелания учащихся.

В проектной работе весь процесс личностно-ориентирован: здесь учитываются интересы ученика, его жизненный опыт и индивидуальные способности. Так при работе над проектом “Здоровое питание”, учащиеся, проявляющие повышенный интерес к биологии, сами определили составляющие здорового питания, скомпоновали этот материал в презентацию в виде устного журнала.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу над проектами позволяет значительно совершенствовать саму систему подготовки и создания проекта, его представления.

Учащиеся могут многократно возвращаться к созданному проекту, видоизменяя его, включая новые факты, цифры, иллюстративный материал, звуковое и музыкальное сопровождение. Информационно-коммуникативные технологии позволяют учащимся вносить различного рода изменения в уже созданные проекты. Таким образом, все созданные учащимися проекты не остаются невостребованными, а постоянно работают как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Эти проекты можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при отработке предъявленного материала, при контроле усвоения. Кроме того, данные проекты являются тематикой для дальнейшей проектной деятельности учащихся.

6. Игровой метод

Игра на уроке для меня не самоцель, игра не ради игры, а средство обучения. Игровые формы на уроке выступают как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Обучение английскому языку начинается с разучивания алфавита, для учащихся со слабой зрительной памятью предлагаю игру “Найди пару”: подбери к заглавной букве строчную и наоборот, а также игру “Собери алфавит”. Запомнить прилагательные, обозначающие цвет, помогают игры “Составь палитру”, “Собери радугу”, в процессе игры учащимся необходимо поставить карточку с определенным цветом на предназначенное данному цвету место.

Для отработки звуков использую игру “Аукцион”. Побеждает тот, кто больше всех назовет слов с заданным звуком.

Для отработки сложных фраз помогает игра “Скорый поезд”. Темп убыстряется, и учащиеся должны проговорить фразу в заданном темпе, чтобы “не отстать от поезда”.

Для отработки техники чтения использую игру “Альпинист”. Учащиеся должны “подняться в гору”, т.е. прочитать без остановки все упражнение.

При отработке лексики по теме “Еда”, играем в игру “Good? Bad?”. Суть данной игры состоит в том, чтобы отработать и закрепить лексику по данной теме. Но я еще ставлю цель: проанализировать данную еду с точки зрения полезности и вредности.

При отработке числительных играю с учащимися на внимание: считаю до 20, не называя, например, число 3 и те числа, которые делятся на 3, вместо этих чисел хлопаю в ладоши, а учащиеся должны назвать их вслух.

Для работы над лексикой использую игру “Добавь слово”. Суть ее состоит в том, чтобы учащиеся, слушая стихотворение о предметах, например по теме “Квартира”, заканчивали двустишия словами английского языка на заданную тему:

Ничего уютней нет,
Чем моя квартира - ... flat
Все знакомо и привычно,
На стене картина - ... picture
Чтобы время знать я мог,
Есть часы большие - ... clock
В доме разная есть мебель,
Вот обеденный стол - ... table
Отдохнуть и выпить кофе
Можно на диване - ... sofa
Есть еще у нас в квартире
Зеркало большое - ... mirror
Лампа, телефон, буфет,
Телевизор - ... TV set
Для усатых и хвостатых
Есть ковер ворсистый - ... carpet

Слова запоминаются непроизвольно и надолго. Если ребенок забыл слово, ему стоит только напомнить рифмовку.

Для отработки и повторения глагольной формы Present Progressive использую песенку-игру “Are you sleeping, dear John?”. Учащиеся по очереди изображают пантомимой, что они делают в данный момент, а учащиеся в классе задают вопрос: Are you ...ing, dear Ann? Вопросительная форма легко запоминается, учащиеся с удовольствием участвуют в работе.

Игра “Пуговица” помогает учащимся освоить в речи вопросы с глаголом to have и оборотом there is. Водящий ходит по классу и незаметно вкладывает в руки ученика настоящую пуговицу. Другой ученик ходит по классу и задает вопросы типа: Have you got a button? или Is there a button in your hands? Учащиеся кратко отвечают на заданный вопрос.

Игра “Собери картинку” также помогает при закреплении тематической лексики. Для этого я разрезаю любую открытку на фрагменты (это могут быть как прямоугольники, так и другие любые фигуры: квадратики, ромбики, треугольники). На фрагментах пишу русские слова, ученик читает слово, переводит его на английский язык, и кладет фрагмент на английское слов на целой карточке. Если задание выполнено верно, складывается открытка.

Игры “Шифровка от...” с заданием заменить цифры соответствующими буквами английского алфавита: 20-5-1 (tea), 3-15-6-6-5-5 (coffee) и “Перевертыши”, в которой в слове буквы перепутаны: amntuu (autumn), cloo (cool), tho (hot), aeonss (season), помогают учащимся запомнить графический образ слова, что особенно важно для чтения и письма.

Неизменным успехом у учащихся пользуются игры типа кроссворд, они помогают закрепить лексику по любой теме. Если ученик правильно выполнил задание, появляется лозунг (слово, фраза и т.п.):

4. vegetable marrow

При работе над географическими названиями при отработке страноведческого материала помогают игры типа “Sheep’s Head”. Учащимся необходимо повторить географическое название в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое.

Игра “Составь карту” помогает учащимся не только выучить географические названия, но и свободно ориентироваться по карте. Для этого учащимся дается контур англоязычного государства и карточки с географическими названиями, задача – составить карту.

Отчет об

использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителя начальных классов МБОУ ООШ №52 Пономаренко Т.Н.

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику педагогических технологий.

Рассмотрим некоторые из них.

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии . Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

Подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

Ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

- «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

Электронная почта;

Составление отчётов, графиков, диаграмм;

Тестирование по предметам, проверка техники чтения;

Поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

Проведение родительских собраний и лекториев;

Музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;

Тренажёры по предметам, тестирования;

Развивающие игры по предметам.

Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Путешествие по Москве», русский язык «Состав слова», литературное чтение «творчество С. Есенина». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык».

Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания на компьютерах. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Результатом использования данных технологий считаю следующее. При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам. Дети с большим желанием «добывают» информацию в Интернете, составляют презентации как на заданные темы, так и на свободные.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов считаю необходимым, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В своей работе игровую деятельность использую:

В качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

В качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как технологию внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

Игровая форму занятия создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.

Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют мне сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Технология разноуровневого обучения . В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.

Данная технология проходит красной линией через все этапы урока. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Провожу совместно с фельдшером и социальным педагогом мониторинг заболеваемости учащихся, чтобы на его основе составить комплексную систему мер для изменения ситуации в лучшую сторону.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

Наблюдения на уровне нашей школы подтверждают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Отмечу, что за последние 3 года пропуски уроков в моих классах по болезни (в разрезе первого полугодия) снизились в 3 раза.

Пропуски по болезни

2012-2013 год

Пропуски по болезни

2013-2014 год

Пропуски по болезни

2014-2015 год

Продуктивность данных технологий подтверждается фактом отсутствия нарушений по технике безопасности на моих уроках за межаттестационный период.

Такая педагогическая технология внеклассной работы, как метод коллективных творческих дел , сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.

Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.

В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:

Административных контрольных работ;

Стабильное качество знаний по предметам (75 – 90%), 100% уровень обученности учащихся в классе;

Преобладание учебно-познавательных мотивов;

Систематическое участие и победы в интеллектуальных и творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах.

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Технология проблемного обучения - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не очень трудная и не очень лёгкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации я использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, контроле.

Результатом использования данных технологий считаю следующее:

1) проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

2) у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Рыжий котёнок», «Зелёная математика», «Кириллица», «Муравейник».

В своей работе использую систему инновационной оценки портфолио . Портфолио представляет отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; ·

Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; ·

Формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; ·

Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения более верными и ответственными.

Портфолио состоит из разделов:

1. Сведения о ребенке.

2. «Мое имя».

3. «Мой режим дня».

4. «Мой мир».

5. «Моя семья».

6. «Моё село».

7. «Мое хобби».

8. «Мои друзья».

9. «Мой знак зодиака».

10.«Моя школа».

11.«Мои педагоги».

12.«Мое участие в мероприятиях».

13.«Моя учеба» (по предметам).

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл анализа вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий. Дети проявляют высокую активность на уроках и внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов_____________________________Т. Н. Пономаренко

Заместитель начальника УО_________________________________Т. А. Черных

Наталья Михайловна Сазонова
Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами

Использование современных

образовательных технологий в работе с педагогами

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»

Конфуций

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования , связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ , их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией .

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог , его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы , которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров , так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога , развитию его творческой личности.

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания, внедрение современных технологий , которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Считаю, что процесс обновления образования , его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом мы будем использовать .

Исходя из профессиональных потребностей педагогов , а также имеющихся в детском саду условий, в своей практической деятельности я, как старший воспитатель использую следующие технологии методической работы в ДОУ :

Тематические выставки

Представление наглядных материалов : литературы, рисунков, изделий и т. д. Тематические выставки способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов .

Смотр-конкурс

Способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции . Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов . Предполагает возможность оценивания своих результатов путём сравнения с другими.

Открытый показ

Форма обучения педагогов и распространения передового опыта предполагающая открытый показ занятия с последующим обсуждением просмотренного.

Семинар-практикум

Проводится для более глубокого и систематического изучения проблемы с подкреплением теоретического материала примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы .

Консультация с запланированными ошибками

Её цель - привлечь внимание педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Особенно эффективен этот приём в работе с опытными педагогами , которые хорошо знают вопрос в целом, но зачастую ошибаются в нюансах.

В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации на разных листах бумаги. После изложения темы проводится работа над ошибками : педагоги называют те положения, которые они посчитали неверными.

Экспресс-опрос

Цель его проведения - быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом, при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. В ходе экспресс-опроса педагогам предлагаются вопросы, задания, которые они выполняют письменно или устно.

Дискуссия

Одним из важных умений для педагога является умение достаточно обоснованно, аргументированно выразить свою точку зрения, отстоять её в споре с оппонентами. Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения .

Дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами , а также как инсценирующая дискуссию деловая игра.

Деловая игра

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов , поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра - это в определенной степени репетиция деятельности педагога . Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах , что позволяет понять психологию человека, встав на место ребёнка, его родителей, заведующей или коллег.

- Самообразование

Это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения либо которая вызывает наибольший интерес.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть : ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; изучение учебной и научно-методической литературы; ознакомление с новыми достижениями педагогики , детской психологии, анатомии, физиологии; изучение новых программ и педагогических технологий ; ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; повышение общекультурного уровня.

В управленческой деятельности МДОУ в последнее время идёт внедрение метода (технологии ) «Коучинг» .

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детских садов данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.

Практика показывает, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов , улучшить взаимопонимание между семьями воспитанников и дошкольным учреждением.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Использование современных образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо Использование современных образовательных технологий и методик в физической, технико-тактической и психологической подготовке тхэквондистов.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Я в образовательном процессе систематически использую следующие технологии: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности.

Отчет об использовании современных образовательных технологий для аттестации. Критерий 1 Отчёт инструктора по физической культуре МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская О. Ф. Крикун об использовании современных образовательных.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Долг взрослого– помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно.

Библиотека изображений:

В первую очередь, мною применяется личностно-ориентированная технология, которая позволяет сделать задачи урока и внеурочную деятельность достижимыми для каждого, формирует и развивает интеллект и речь учеников, критическое и творческое мышление. Мои разработки опубликованы на сайте NUMI.RU на личной странице http://numi.ru/6755, где коллеги высоко оценили 4 публикации разработок и оставили мне 11 благодарностей.
Профессионально высоко оценили коллеги мой урок по ОРКСЭ «Заповеди» опубликованный на портале Методсовет:

http://metodsovet.su/load/nachalnaja_shkola_orkseh/razr_urokov/urok_zapovedi/226-1-0-5587.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, не обойтись без игровой технологии. Игровая технология - обязательный элемент каждого урока. Я использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины, кроссворды, лото. Провожу внеклассные мероприятия такие как: «Умники и умницы», «Крестики-нолики» и др. На одном из открытых уроков в 1-ом классе я показала коллегам и воспитателям детских садов, как применяется игровая технология при объяснении новой темы переноса слова по слогам, использовала сказочных героев в заданиях и объяснении. Урок «Перенос слова»:

http://minobr.org/index.php/katalog/search-by/-/1%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81)

Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает познавательный интерес, поэтому в своей работе я применяю технологию проблемного обучения. Например, открытый урок в 4 классе по теме «Развитие умения ставить знаки препинания в простом, сложном и в предложениях с прямой речью" ученики столкнулись с проблемой, где ставить запятую, решение нашли, работая в группах, в составлении алгоритма: http://www.zavuch.ru/methodlib/401/103482. На каждом уроке ставлю небольшую проблему, с которой ученики научились справляться.

Организовала в классе исследовательскую деятельность, применяю метод проектов, который формирует у учащихся: умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки самообразования, самоконтроля, навыки работы в команде или группе, умение сформулировать задачу и рационально её решить. Например, урок окружающего мира в 1 классе раздел «Учимся решать жизненные задачи» тема «Правила школьной жизни» был мной проведён на муниципальном уровне на неделе открытых уроков. На этих уроках присутствует работа в парах, групповая работа, где вырабатывается стратегия действий ученика самостоятельно. Подготовлены и защищены на районном уровне проекты «Экзотические животные у нас дома» 3-е место, «Игрушки моей семьи» 2-е место.

Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику по технологии В. Ф. Базарного, гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон», физкультурные минутки, подвижные игры, дыхательную гимнастику. Традиционное мероприятие в нашем ОУ - спортивная игра «Форт Боярд», в которой принимают активное участие все участники образовательного процесса (родители, учащиеся и учителя). Это мероприятие способствует сплочению классного коллектива.
Созданы и защищены проекты «Пейте дети молоко - будете здоровы», «Витамины в нашей жизни». На сайте методсовет я опубликовала разработку классного часа «Навстречу олимпиаде», где применила здоровьесберегающую технологию:

http://metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/klassnyj_chas_navstrechu_olimpiade/174-1-0-5863

Современная личностно-ориентированная педагогика ставит перед каждым учителем задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей каждого ученика. В нашем ОУ формируются разноуровневые классные коллективы. Это решение было принято коллегиально. При формировании классов учитываются результаты диагностики «Готовность ребенка к школе». Если оценивать списочный состав «моих» классов, то стоит отметить наличие детей разного уровня готовности, что с первых же дней требует моего дифференцированного и индивидуального подхода. Я в своей работе применяю и элементы технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, которые помогают взаимодействовать с отдельными учащимися, учитывая различные факторы в том числе и неуспеваемость, поведение, контроль со стороны родителей др.). Для проверки усвоения учебного материала пользуюсь контрольными работами, составленными по 3-уровневой системе (использую КИМы ОС «Школа 2100»), считаю, что дети, которые испытывают трудности в обучении, в том числе,
дети с ОВЗ должны выполнить задания 1 уровня, что считается нормой.

Три последних года в практике преподавания активно применяю информационно-коммуникативные технологии. Они помогают концентрировать внимание учащихся, помогают учащимся лучше запомнить материал. ИКТ считаю не самоцелью, а средством для повышения качества своей работы. Мною самостоятельно создано более 10 презентаций и флипчартов, несколько фильмов к праздникам для детей и родителей во внеурочное время. Некоторые презентации созданы моими учениками для проектов, они описаны и отправлены в районную Интернет-коллекцию ЦОРов и на различные сайты интернет пользователей. Результатом использования новых информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе. Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, применение компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить».

Активно применяю в своих классах педагогическую технологию составление «Портфолио». Повышает образовательную активность, уровень осознания учащимися своих целей и возможностей, способствует созданию реальных достижений каждого ребенка. Я изучила литературу, которая помогла мне привлечь родителей помочь своим детям в составлении портфолио. Провела родительское собрание с показом презентации «Роль и значение портфолио». На сайте http://www.solnet.ee/parents/ существует примерная структура портфолио ученика начальной школы, куда родители могут обратиться за помощью. Обобщила опыт и выступила на педагогическом совете на секции «Начальная школа» по теме «Портфолио, как один из критериев повышения мотивации обучения младших школьников» (протокол пед.совета). Портфолио помогает вести диагностику развития каждого учащегося. В 4-ом классе каждый ученик составил электронное портфолио своих достижений, с которым перешёл в среднее звено.

В работе с четвероклассниками, часто применяю технологию развития критического мышления. Такие приемы этой технологии, как составление кластера, «мозговой штурм», поиск известного и неизвестного в тексте, система «толстых» и «тонких» вопросов, помогают активизировать учащихся, не всегда мотивированных на учение и желающих читать, а также высказывать и аргументировать свою позицию. На основе этой технологии, в частности, разработан сценарий урока педагогической мастерской по Г.Х. Андерсену «Русалочка» (нестандартный урок построения новых знаний). Он опубликован на методическом портале учителя Методсовет:

http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/razr_urokov/pedagogicheskaja_masterskaja_andersen_g_kh_rusalochka_masterskaja_postroenija_novykh_znanij/17-1-0-6094

Коллегам из других ОУ понравился этот урок и они оставили отзывы о нём. Любая новая технология вызывает у меня интерес, я стараюсь оценить её с точки зрения приемлемости в своей практике, и по возможности применяю.

В последние годы всё большую популярность приобретает дистанционная форма получения образования. Дистанционная форма обучения позволяет, используя новые информационно-коммуникационные технологии и интернет, взаимодействовать учителю и ученику, которые могут находиться в тысячах километров друг от друга.

Применение дистанционных образовательных технологий позволяет использовать с высокой эффективностью знания и умения преподавателей, повышать эффективность обучения и улучшать качество подготовки в целом.

Согласитесь, трудно представить себе современного учителя, который не использует в своей работе различные компьютерные программы. Уверенное знание персонального компьютера во многом облегчает работу.

Но к сожалению, многие учителя используют компьютер лишь для того, чтобы набрать какой-то текст или поискать необходимую им информацию в сети Интернет.

А ведь роль различных компьютерных технологий в жизни и работе учителя может быть значительно выше. Имея компьютер и доступ к сети Интернет можно интересно и продуктивно построить свою работу, используя различные дистанционные образовательные технологии.

В последнее время такая вот дистанционная форма работы со школьниками активно используется учителями во всём мире.


Что же принято понимать под дистанционным обучением в целом?

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами компьютерных технологий, технологиями сети Интернет или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести:

  • возможность обучаться в любое время;
  • возможность обучаться в своём темпе;
  • возможность обучаться в любом месте;
  • мобильность;
  • доступность учебных материалов;
  • дистанционное образование дешевле;
  • обучение в спокойной обстановке;
  • удобство для преподавателя;
  • индивидуальный подход к ученику.

К минусам можно отнести следующее:

  • необходима сильная мотивация;
  • дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности;
  • недостаток практических знаний;
  • проблема идентификации пользователя;
  • недостаточная компьютерная грамотность.

Какие же существуют виды дистанционных образовательных мероприятий?

Например, это может быть участие в работе дистанционных конференций, которые проводятся не только среди учёных, но и учителей, и школьников. В ходе них вы можете не только обменяться опытом со своими коллегами, но и подискутировать с ними на интересные для вас темы.

Вы можете пройти обучение или повысить свою квалификацию на различных онлайн-курсах и вебинарах и получить свидетельство об их окончании, не вставая с дивана.

Ну и, наверное, на данный момент самой распространённой и доступной формой дистанционного мероприятия для школьников являются олимпиады по различным предметам школьной программы.


Традиционно главными целями проведения обычных школьных олимпиад являются:

Но здесь тоже не всё так просто. Прежде всего учитель при проведении предметной олимпиады ограничен количеством участников. Причём с каждым следующим этапом это количество уменьшается. Например, если в школьной олимпиаде принимают участие около 30 человек, то до уровня района, города, страны доходят единицы, и то не от каждой школы и даже города. А ведь одарённых ребят, которые желают принимать участие в таких мероприятиях, гораздо больше.

Таким образом стандартные школьные олимпиады не позволяют проявить себя большинству школьников.

Вторым негативным моментом может являться то, что практически 99 % заданий сводится к нахождению правильного, заранее известного ответа на поставленную задачу или проблему. Ну, например, назовите событие, которое произошло 22 июня 1941 года. Скучно? А как же творческая составляющая?

Более того, если целью проведения олимпиады является развитие интереса у школьников к учёбе и научной деятельности, то он должен видеть положительный результат. А если его не будет? Ну предположим, что ребёнок перенервничал и совершил ряд ошибок. Исправить-то их уже нельзя, и они влияют на итог. То есть и положительного результата не будет?

Так вот, устранить перечисленные выше недостатки позволяет участие в дистанционных олимпиадах.

Конечно же, в такого рода мероприятиях тоже есть свои плюсы и минусы. Давайте начнём с плюсов.

Какие же плюсы участия в дистанционных олимпиадах?

Дистанционный характер.

Для участия в таком мероприятии не нужно ехать в назначенное время и в определённое место. Вы принимаете участие в удобное для вас время и в удобном для вас месте. Достаточно только компьютера с выходом в Интернет!

Кроме того, дистанционная форма проведения даёт учителю ещё одну возможность: заниматься с ребятами, которые в силу различных жизненных ситуаций обучаются на дому.

Международный характер.

Как правило, большинство дистанционных олимпиад являются международными, что позволяет и учителю, и ученику посоревноваться с представителями не только своей школы или города, но и различных стран. Ну, например, согласитесь, что для любого спортсмена участвовать в чемпионате мира гораздо интереснее и почётнее, чем в простых городских соревнованиях.

Регулярное проведение.

В отличие от традиционных школьных олимпиад, которые, как правило, проводятся раз в год, дистанционные мероприятия проходят на протяжении всего учебного года, что позволяет принимать в них участие систематически. То есть и учитель, и ученик постоянно вовлечены в данный процесс.

Неограниченное количество участников.

Все без исключения организаторы дистанционных мероприятий заинтересованы в том, чтобы в олимпиадах участвовало как можно больше школьников. Это выгодно и учителю, теперь в «олимпиадное движение» может быть втянуто неограниченное количество учеников. Здесь уже всё будет зависеть от способностей самого педагога организовать своих подопечных.

Интересные и разнообразные задания

Вопросы дистанционных олимпиад направлены не только знание конкретного факта или события, но и заставляют ребёнка думать, а зачастую творчески подходить к решению поставленной задачи.

Также к плюсам дистанционных олимпиад можно отнести их доступную стоимость, которая включает в себя систему различных скидок и компенсаций за участие, большое количество приятных и полезных подарков для учителей и участников, ну и, конечно же, участие в дистанционных олимпиадах помогает и ученику, и учителю знакомиться с новыми информационными технологиями, которые можно в последующем использовать в своей работе и учёбе.

Конечно же, у подобных мероприятий тоже есть свои минусы. Многих учителей останавливает то, что, как правило, большинство дистанционных олимпиад являются платными. Кроме того, в некоторых школах участие в таких мероприятиях никак не сказывается на конечной оценке работы учителя, так как есть мнение, что данные олимпиады не отличаются качеством, поставлены на поток и просто служат для выманивания денег из родителей учеников.

Кроме этого, для участия в такого рода мероприятиях требуется подключение к сети Интернет.

Но тут, наверное, самым большим минусом целого ряда дистанционных олимпиад является их организация. Не всегда понятно, как принять в них участие или как будет проходить олимпиада, как подать заявку, кто может принять участие, когда и где можно посмотреть результаты участия и так далее.

Более подробно ознакомиться с организацией дистанционных олимпиад, вы сможете на вебинаре:


Ещё одной дистанционной образовательной технологией для работы со школьниками является онлайн-тестирование.

Как мы с вами знаем, тест - это задание с правильными и неправильными вариантами ответов.

Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Ученик должен не только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой.

В учебном процессе на тесты возложены следующие функции:

  • Образовательная функция - закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков.
  • Воспитательная функция - формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать определённых целей, навыков самоконтроля и самооценки.
  • Развивающие функции - развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, логики, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.
  • Контролирующая функция - возможность учителю получать информацию о достижениях своих учеников, определять их динамику, степень усвоения ими программного материала.

Скорее всего каждый из вас ни один раз проверял знания своих учеников с помощью тестов. И, как правило, для проведения такого контрольного мероприятия вам необходимо было придумать сам тест, распечатать его, выделить время на уроке для того, чтобы ученики смогли его решить, ну и конечно же, вручную проверить правильность ответов и выставить итоговые оценки. Согласитесь, это занимает очень много времени и неплохо было бы каким-либо образом автоматизировать данный процесс.

Тут на помощь учителю могут прийти различные сайты, которые предлагают разнообразные конструкторы для создания тестов. Ученики могут пройти их в режиме онлайн - для этого необходим только сам компьютер с выходом в Интернет.

Например, вы можете воспользоваться таким на сайте проекта «Видеоуроки в Интернете».

Теперь вам не придётся тратить время и деньги на распечатку заданий и проверять вручную правильность выбранных учениками вариантов ответов. Эту работу за вас сделает компьютер. Теперь после выполнения теста ученик получит оценку и работу над ошибками, а у вас в личном кабинете появится список всех учеников и их результаты.

Кроме того, при проведении онлайн-тестирования учитель сможет воспользоваться такими возможностями, как:

  • выбор критериев оценки;
  • ограничение тестов по времени;
  • случайное выпадение вопросов и ответов;
  • добавление подсказок;
  • задания разной сложности;
  • добавление картинок и видео в тексты вопросов;
  • различные типы вопросов.

Что получит учитель от использования этого сервиса?

  • работа с тестами онлайн с любого устройства (компьютера, планшета, смартфона);
  • экономия времени и денег на распечатку заданий, проверку тестов вручную и обработку результатов;
  • подробный анализ ответов и результатов в виде наглядной таблицы;
  • удобное и надёжное хранение разработок;
  • быстрое редактирование тестов при необходимости.

В целом мы можем говорить о том, что внедрение дистанционных образовательных технологий в работу учителя необходимо для формирования не только профессиональных, но и информационно-коммуникационных, и технологических компетентностей педагогов.

Дистанционные образовательные технологии позволяют:

  • снизить затраты на проведение обучения;
  • повысить качество обучения за счёт применения современных компьютерных средств и средств сети Интернет, электронных библиотек, баз данных, онлайн видео и аудиофонотек и т. д.;
  • обеспечить непрерывность повышения профессиональной квалификации;
  • овладеть информационными, коммуникационными технологиями и навыками работы на персональном компьютере;
  • получить навыки самостоятельного приобретения знаний;
  • создать единую образовательную среду.