Формирование у обучающихся икт-компетентности

Говоря об ИКТ-компетентности, следует определять два понятия: это ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность. ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникаций для доступа к информации и управление ею. ИКТ-компетентность - это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач.

На уроках ученики овладевают отдельными приёмами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Поэтому большое внимание я уделяю тому, чтобы полученные на уроках информатики знания мои ученики использовали в практической, проектной и иной деятельности. Приведу некоторые примеры трансформации ИКТ-грамотности в ИКТ-компетентность.

Тема «Электронные таблицы»
ИКТ-грамотность.
Знакомство с прикладными программами, предназначенными для проведения табличных расчетов, построения графиков и диаграмм.
ИКТ-компетентность:
Пример 1. Задание для учащихся на уроке: создайте таблицу "Крупные реки России".
Используя программу поиска, учащиеся должны найти сайты со статьями по этой тематике и, проанализировав информацию, заполнить таблицу 1:
Таблица 1.
Название
реки Местонахождение Длина
(км) Площадь
бассейна
(тыс. км²) Источник питания

Можно также предложить добавить дополнительные параметры для сравнения рек, определить самую длинную и самую короткую реку, подсчитать суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек, построить диаграммы, графики и т.п., используя электронные таблицы.

Составление и заполнение электронных таблиц является одним из навыков ИКТ-компетентности, т.к. они помогает выделить главное и детализировать информацию, выявить взаимосвязи в предмете изучения, помогают выразить информацию в сжатой форме (это особенно важно так как поток информации очень велик), развивают творческие способности через язык графики.

Пример 2. Использование полученных знаний во внеурочной деятельности. В гимназии проводилась исследовательская работа «Влияние коммуникационных технологий на психику учащихся МОУ ОГ №6». Результаты исследовательской деятельности были представлены на научно-практической конференции в виде разнообразных диаграмм.

Тема «Системы управления базами данных»
ИКТ-грамотность.
На уроках мы знакомились с прикладными программами, предназначенными для организации и ведения базы данных.
ИКТ-компетентность. Знания, полученные на уроке, ученик применил для написания исследовательской работы «Базы знаний - применение в учебном процессе», цель которой - изучение искусственного интеллекта на основе создания обучающей базы знаний о свойствах металлов по химии.

Тема «Компьютерная презентация»
ИКТ-грамотность.
Учащиеся получают представление о мультимедиа, познакомятся с программой для создания мультимедийных презентаций, с требованиями, предъявляемыми к презентации.
ИКТ - компетентность. Следует помнить, что создание презентаций - важный и необходимый вид деятельности учащихся. Для подготовки презентации ученик должен провести серьёзную исследовательскую работу, использовать большое количество разнообразных источников информации, самостоятельно продумать сюжет, подобрать картинки, фотографии из сети Интернет.

Учащиеся разрабатывают презентации на заданную учителем тематику, или сопровождают выступление на научно-практической конференции.

Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

Тема «Текстовый процессор»
ИКТ-грамотность.
Знакомство с программным обеспечением для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов, а также для выполнения операций над текстовой и графической информацией.
ИКТ-компетентность.
Ребята, проанализировав информацию из различных источников (энциклопедии, Интернет, учебники и т.д.), составляют доклад на предложенную учителем тему, а также применяют знания для оформления материалов, с которыми выступают на научно-практических конференциях.

Тема «Графический редактор»
ИКТ-грамотность
Учащиеся знакомятся с ПО для создания, редактирования, сохранения и вывода рисунков на печать.
ИКТ-компетентность.
Эти знания учащиеся применяют для разработки плакатов по школьным предметам, стенгазет, для выпуска школьной газеты «МиГ».

Данный вид деятельности развивает творческие и коммуникативные способности учащихся, логическое мышление, совершенствует навыки сотрудничества с младшими школьниками, одноклассниками и взрослыми людьми, формирует активную жизненную позицию.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те навыки, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Следует помнить, что формирование ИКТ-грамотности идет на уроках информатики, но формировать ИКТ-компетентность можно на всех школьных уроках.

Список использованной литературы
1. Бурмакина В.Ф. , Фалина И.Н. , Как подготовиться к тестированию по проверке ИКТ - компетентности школьников. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2007, -60с.
2. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности

Цель: Создание условий для формирования ИКТ-компетентности обучающихся;

Задачи:

- Формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации

возможностей всех без исключения учебных предметов;

Развивать ИКТ-компетентность обучающихся

Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности , в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ .

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов.

Основной формой оценки сформированности ИКТ - компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе - в имитационных средах. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована. Можно использовать также различные системы независимой аттестации ИКТ - квалификаций.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников в данной примерной программе определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Особо необходимо отметим, что формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Выпускник научится:

класс

Результаты

Предметы

класс

результат

предметы

Обращение с устройствами ИКТ

  1. подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

Фиксация изображений и звуков

Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

Учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

«Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности.

Проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

Осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Создание письменных сообщений

Создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

Создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Создание графических объектов

Создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

«Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

Создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

Создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

Использовать звуковые и музыкальные редакторы;

Использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

Использовать программы звукозаписи и микрофоны.

«Искусство», а также во внеурочной деятельности .

Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

«Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство»

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

Организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

Работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

Использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности.

Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

Выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

Участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

Строить математические модели;

Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике

Моделирование, проектирование и управление

Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

Конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

Моделировать с использованием средств программирования;

Выпускник получит возможность научиться:

Класс

результат

предметы

Обращение с устройствами ИКТ

Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

«Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

Фиксация изображений и звуков

Различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

Осуществлять трёхмерное сканирование .

«Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности

Создание письменных сообщений

Создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

Использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

«Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История».

Создание графических объектов

Создавать мультипликационные фильмы;

Создавать виртуальные модели трёхмерных объектов

Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

Создание музыкальных и звуковых сообщений

Использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.

«Искусство», во внеурочной деятельности.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

Понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

«Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство»,

Коммуникация и социальное взаимодействие

Взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие

На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности

Поиск и организация хранения информации

Создавать и заполнять различные определители;

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

«История», «Литература», «Технология», «Информатика»

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

Анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Естественные науки, «Обществознание», «Математика».

Моделирование, проектирование и управление

Проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования

естественные науки, «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».

Система условий.

Проведено анкетирование среди обучающихся 5-9 классов

Класс

Кол-во опрошенных

Имеют компьютер дома

Имеют выход в интернет

Имеют эл.адрес

Эти данные позволяют нам использовать технологическую базу, необходимую для ИКТ- поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся, применение ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе - в направлении формирования ИКТ-компетнтности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в то числе - Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию ИКТ в процессах аттестации.

В основной школе работает 21 педагог,с ними провели собеседование и выявили :

информация

Кол-во

Курсы « Microsoft-Партнерство в образовании»

Все педагоги школы прошли курсы

Имеют дома компьютер

20 чел.

Имеёт выход в интернет

20 чел

Наличие и использование своего эл.адреса

16 чел.

Специализированные курсы по ИКТ

Технологические применение ОЭР на уроках математики

Дудник Т.Г.

Использование ЭОР в процессе обучения химии

Наумова Л.Г.

Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе на уроках информатики

Добрынина Л.А.

Создание сетевого информационного пространства педагога

Полозова Т.В.

Рабочие места 9 педагогов оснащены следующим образом:

Информация

Кол-во

Компьютер 2004г

Компьютер 2005г

Компьютер 2007г

Компьютер 2010г

Компьютер 2011г

Имеется принтер

Имеется проектор

Имеется экран

Есть выход в интернет

Наличие технологической базы и постоянное стремление наших педагогов к саморазвитию и самообразованию позволяет сказать о хорошем уровне сформированности ИКТ компетентности педагогов. В нашем ОУ имеется тьютер Сырникова Инна Анатольевна. Благодаря ей все педагоги Оу прошли курсы «Microsoft-Партнерство в образовании» и имеют хорошие пользовательские навыки.

По всем предметам в библиотеке имеются электронные пособия,наши педагоги используют в своей работе образовательные ресурсы,сайты по предметам.

ИКТ-компетентность учителя является необходимым условием эффективности современного педагогического процесса и проявляется в готовности к организации обучения в современной информационной образовательной среде, наличии специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владении приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

ИКТ-компетентность учителя - это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

ИКТ-компетентность - новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.

Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащениеобеспечивает, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинеты информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др...В нашем Оу два кабинета информатики.

В первом кабинете имеется: рабочее места преподавателя, и 9 компьютерных мест учащихся (включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска.Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4.Компьютер преподавателя -2011г.выпуска,3 компьютера обучающихся -2007г и 6 компьютеров 2004г.выпуска.

Во втором кабинете: рабочее места преподавателя, и 12 компьютерных мест учащихся и 11 ноутбуков,(включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска.Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4Графопроектор...


В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компе- тентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТ-ком- петентности.

Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компе- тентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.

При освоении личностных действий формируются:

Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

Уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

Основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:

Оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

Использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

Создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

Поиск информации;

Фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

Структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

Создание простых гипермедиасообщений;

Построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

Обмен гипермедиасообщениями;

Выступление с аудиовизуальной поддержкой;

Фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

Общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Целенаправленная работа по формированию ИКТ-компетентности может включать следующие этапы (разделы).

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото- и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флеш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайд-шоу), видео- и аудиозаписей.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и «ленты времени». Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).

Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ - электронной почты, чата, форума, аудио- и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Естественная мотивация, цель обучения;

Встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

Повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

Формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.

При этом специфика ИКТ-компетентности заключается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности. Поэтому естественным образом создаётся контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».

Распределение материала по различным предметам не является жёстким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Предлагаемое в данной программе распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант)

«Русский язык», «Родной язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

«Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.

Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.

Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

2.1.5. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переход из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе - сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-кон- цепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотиваци- онная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств - нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформи- рованность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки детей к переходу обучающихся на ступень основного общего образования с учётом возможного возникновения определённых трудностей такого перехода - ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены:

Необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

Совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

Недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);

Недостаточно подготовленным переходом с родного языка на русский язык обучения.

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.