5 месячный малыш часто уходит в себя. Развитие ребенка в пять месяцев

Существовали две категории: белое и черное, счастье и несчастье. Теперь же многообразный окружающий мир вызывает у малыша целый вихрь чувств и эмоций, которые он выражает, лепеча что-то бессвязное. Именно на 5-ом месяце жизни ребенка можно заметить некоторые особенности характера и темперамента.

Психология

В это время ребенок уже совершенно ясно осознает, что в его собственном мире есть те, кому можно доверять (мама и папа), а есть чужие. Именно сейчас начинает проявляться явное недоверие к незнакомцам. Для него очень важно, кто находится рядом. И на руки пойдет далеко не ко всем. И каждому новому лицу будет выказано недоверие, пока маленький не привыкнет.

К концу пятого месяца ребенок неплохо ориентируется в интонациях голоса. Если к нему подойти с ласковым словом, то он начнет улыбаться. А реакцией на рассерженный голос будет плач.

Больше всего малыш любит наблюдать за своими родителями, он следит за их действиями и перемещениями, прислушивается к их разговору. Если мама вдруг покинула комнату, малыш еще какое-то время будет смотреть на то место, где она только что была. Будто пытаясь вернуть ее обратно силой взгляда.
Начинают появляться любимые игрушки, и если такого любимчика забрать, малыш рассердится и не скроет своего раздражения.

Физиология

На пятом месяце жизни вес ребенка становится больше в два раза, чем в роддоме. Т.е. на 5 месяце жизни возрасте здоровый ребенок должен весить примерно 7 килограммов.
Грудное вскармливание дает ребенку не только насыщение, он в это время очень тесно общается с мамой, ощущая ее теплоту и заботу. Поэтому, помимо основных кормлений грудью, надо докармливать малыша по требованию в течение дня.
Если врач принимает решение о введении прикорма, то пора предложить малышу угощение в виде пюре из фруктов. Лучше всего начинать с яблочного, постепенно добавляя в меню банановое, грушевое и персиковое пюре. Если все пройдет хорошо, следует пополнить рацион кашей и пюре из овощей.

Ребенок 5 месяцев: развитие и питание.

  • Малыш все время делает попытки встать, но это получается только при посторонней помощи
  • Может продолжительное время сидеть при поддержке, и даже пробует садиться, подтягиваясь на ручках
  • В состоянии сам выбрать игрушку
  • Осознанно захватывает игрушку и удерживает ее
  • Распевное гуление с прислушиванием к звукам, которые он сам же и издает

Питание ребенка в 5 месяцев жизни.

Тяжелее в два раза становится ребенок в 5 месяцев развитие, и питание рассчитывается согласно его весу. Точнее вес малыша делится на 7 (приблизительно 900-1000 г) - это и будет суточная норма потребления объема пищи. Количество кормлений должно сохраняться - 6 раз в день. Значит, если 900-1000 г разделить на 6 - получится 150-170 г, при этом промежуток между кормлениями составляет 3,5 часа.
На вопрос, что должен есть ребенок в 5 месяцев развития, ответ однозначен - это грудное материнское молоко или адаптированная молочная смесь. Поверьте, лучше этой пищи нет ничего. Если малыш хорошо прибавляет в весе, активен и здоров - не стоит начинать перегружать пищеварительную систему. Да, кроха в этом возрасте интересуется, что едят родители. Сейчас очень модно вводить педагогический прикорм (давать попробовать все со стола взрослых в малом количестве).

Хочется дать малышу нового питания - съешьте сами, а ребенок получит эти продукты через ваше молоко.

Еще одной особенностью кормления является то, что не может сдержать сильного любопытства ребенок в 5 месяцев, развитие и питание становится прерывистым. Даже если найти укромный уголок, его все равно будет отвлекать каждая мелочь. Это вполне нормально, наберитесь терпения.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни.

Гимнастика в период бодрствования должна занимать не более 5 минут, дабы малыш не уставал от упражнений.
В этом периоде начинается активное прорезывание зубов. Поэтому надо быть морально готовым к капризам и плохому настроению малыша. И всегда стараться держать под рукой игрушки, которыми можно «почесать» десенки и покусать их.
В процессе прогулок также заметны перемены. Если раньше, очутившись на свежем воздухе, ребенок мгновенно засыпал, то теперь он заинтересованно поглядывает по сторонам, наблюдая за происходящем из своей коляски.

Навыки ребенка в 5 месяцев постоянно совершенствуются, он стремится к подражанию взрослой речи. Особенно преуспевает в копировании интонаций. Его лепет наполняется певучими гласными и слогами типа «ба-ба», «ня-ня».
В лепете крохи по интонациям и звукам внимательные родители могут уловить всевозможные просьбы и даже нетерпеливые требования. Например, если забрать игрушку, ребенок продемонстрирует свое недовольство путем раздраженного крика.

Навыки ребенка в 5 месяцев.

Подошло время расширить игрушечный ассортимент и дать ребенку возможность забавляться с теми, которые раньше были украшением кроватки. Ведь маленькому теперь мало только любоваться игрушкой, ему надо ее потрогать, повертеть в руках, попробовать на вкус.

Чтобы малыш чувствовал близость матери, и чтобы домашние дела не стояли на месте, можно воспользоваться рюкзачком-кенгуру. При этом желательно, чтобы мама вслух описывала свои действия маленькому помощнику.

Ребенку на 5 месяце жизни можно предложить несколько игрушек. Спустя какое-то время он сможет их различить и выбрать ту самую, любимую, которая на все времена.
Уже с раннего возраста стоит приучать ребенка к принятию самостоятельных решений: надо дать игрушку в одну руку, затем в другую. Со временем он сам научиться пользоваться двумя ручками по очереди.

Сон

Наконец-то наступает счастливое время для родителей - сон ребенка ночью продолжается (о, счастье!) до 10 часов. Правда, ночное кормление остается пока в силе.
Бывает так, что ребенок «перегулял» и ему никак не уснуть. В этом случае достаточно нежно погладить его по спинке, как малыш расслабится и заснет.
Очень удобно укачива


ть малыша, сидя с ним в кресле-качалке. Если покачивания будут сопровождаться ласковыми словами, сказанными мамой тихонечко на ушко, то кроха быстро успокоится и предастся сну.

Недаром испокон веков матери пели своим детишкам колыбельные песни, которые всегда были безотказным средством для успокоения младенца перед сном. Важным моментом для малыша является исполнение песен знакомым и родным маминым голосом.

Особенно комфортно крохе в окружении знакомых лиц, к которым он уже привык, поэтому будет лучше, если готовить ко сну его будут родители.

Безопасность

Совсем скоро в детской комнате начнет ползать и изучать ее «ландшафт» маленький жилец. Все крупногабаритные предметы интерьера (шкафы, комоды, телевизор) должны быть надежно закреплены к стене или полу. У крохотного исследователя должно быть много места для ползанья, лазанья и перемещения.
Облегчить прорезывание первых зубов ребенку помогут игрушки-прорезыватели. Наиболее безопасными считаются плоские прорезыватели из прозрачного пищевого силикона. Их легко дезинфицировать и невозможно прокусить, в отличие от гелиевых прорезывателей.

Нет такого ребёнка, который бы родился капризулькой - он таким становится. Поэтому, чаще всего, ребёнок 5 месяцев капризничает по вине родителей, если, конечно, исключить болезнь.

О детских капризах

Каприз, в переводе с французского языка, прихоть, или причуда. Это желание малыша получить от родителей то, что им хочется на данный момент. Когда ребёнок начинает капризничать и громко плакать, родители готовы на всё, чтобы это прекратить. А малышу только этого и надо. Каприз - хорошее средство манипуляции мамой и папой, так называемая «диктатура слабого». Даже такая маленькая кроха понимает, как обратить на себя внимание, заставить быть постоянно рядом с ним, качать, или просто держать на руках. И в этом вина самих родителей. Часто они, занятые собственными делами, не замечают «знаков», которые им подаёт малышок. Его замечают тогда, когда он начинает громко кричать и плакать - к нему подходят, успокаивают. Вот и развивается рефлекс - чем громче плачешь, тем скорее рядом появится мама.

Желание немного покапризничать присуще любому карапузу, таким образом, он знакомится с миром, окружающим его, проводит собственные эксперименты.

Но, можно ли назвать поведение грудничка капризом? Наверное, с большой натяжкой, ведь он плачет неосознанно, ему что-то мешает, нарушает комфортное существование. Скорее, это призыв о помощи.

По мнению учёных, если не игнорировать желания малышей, в допустимых пределах, то в дальнейшем они будут менее капризными. Не скупитесь на внимание, занимайтесь ребёнком, вместе с ним пойте песенки, болтайте, обнимайтесь, играйте. Для игр выбирайте время, если видите, что крошка в хорошем настроении и готов к контакту. Если ребёнок чего-то пугается, то нужно устранить причины испуга. Не стоит допускать перевозбуждения и усталости у крохи, общение должно быть спокойным и мягким. Пусть детишки не понимают того, что им говорят, но они отлично чувствуют голосовые интонации, тон, мимику.

Резюме

В большинстве случаев, капризничает, когда для этого есть причины, или, это его модель поведения, которую он выбрал для общения с мамочкой. Конечно, есть основное правило, помогающее побороть каприз: внимание близких к малышу не должно быть без границ. Не нужно поощрять капризы, требуется видеть незримую грань, переступать которую не следует. Удачи.

Пятый месяц жизни характеризуется бурным развитием движений. Увеличивается объем двигательных навыков, ребенок смеется и постоянно издает какие-то звуки. Растет и прибавляет в весе он уже меньше, чем раньше, но зато его нервно-психическое развитие меняется с каждым днем.

Анатомо-физиологические особенности ребенка в пять месяцев

Иммунитет, переданный матерью ребенку во время беременности, продолжает падать и он все более становится подверженным различным инфекциям, в том числе сезонным вирусным – гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям. Собственных антител к этим заболеваниям у него еще очень мало.

Происходят изменения в эндокринной системе: в возрасте пяти месяцев усиливается и в последующие месяцы продолжает нарастать влияние щитовидной железы, проявляются функции гипофиза и вилочковой железы. В связи с установлением соотношения между железами внутренней секреции усиливается основной обмен, ребенок становится все более подвижным и активным. Быстро созревает кора головного мозга и налаживается ее взаимодействие с подкорковыми центрами, что делает движения ребенка более координированными.

Психомоторное развитие ребенка пяти месяцев

В возрасте пяти месяцев ребенок отлично знает мать, неодинаково реагирует на тех или иных людей, выделяя среди них близких, не берет чужую грудь, уверенно берет предметы и тащит их в рот.

Он хорошо сидит, держась за что-то двумя руками или поддерживаемый взрослым, но позвоночник его еще не окреп и легко подвижен, поэтому в положении сидя спинка становится круглой (кифоз). Ребенка не стоит в этом возрасте сажать, так как это может привести к искривлению позвоночника.

Поддерживаемый под мышки ребенок стоит прямо, не подгибая ножек, делает попытки освободиться от накинутой на него пеленки. Ребенок уже может поворачиваться на бок, а иногда даже переворачивается со спинки на живот, к концу пятого месяца этот навык укрепляется. Лежа на животе, он хорошо поднимает головку и грудь, опираясь на локти и даже пытается ползти, загребая ножками, но это у него еще не получается.

Ножки двигаются совершенно свободно в разных направлениях, ребенок может подносить их ко рту и брать пальчики ног в ротик, умеет также хорошо двигать стопами. Познает окружающие предметы он, засовывая их в рот. Поэтому в этом возрасте у ребенка должны быть игрушки, которые можно было бы безопасно брать в рот, и каждый день мыть, это погремушки, резиновые и пластмассовые игрушки.

В каждой руке ребенок уже способен удерживать по одному предмету в течение 20–30 секунд. Показателем развития мелкой моторики ребенка в этом возрасте является перехватывание предметов, когда взрослый протягивает ему игрушку так, чтобы ее было удобно взять, а ребенок берет ее именно так, так предложено, хватая ее всей ручкой – в процессе участвуют ладонь и все пальчики.

Произносит звуки ребенок только при помощи гортани, полость рта в этом процессе принимает пока мало участия. Но постепенно среди непонятных звуков проскальзывают отдельные согласные и гласные звуки. Мать может подстраиваться под эти звуки и по-своему разговаривать с ребенком, ему это очень нравится. Ребенку уже нравится определенный тип музыки: кому-то быстрый и ритмичный, а кому-то - медленный и мелодичный – это задатки будущего темперамента.

Ребенок становится более общительным, ему нравится общаться с людьми, особенно с теми, кто вызывает в нем положительные эмоции. Он скучает, когда около него никого нет, и выражает свое недовольство хныканьем. Эмоциональный фон ребенка к пяти месяцам вообще значительно расширяется: он не просто плачет, а плачет, когда сердится или когда ему скучно, радуется совершенно определенным вещам – яркой игрушке, голосу матери, музыке, новым движениям. Внимательная мать уже прекрасно понимает, в каком настроении находится ее ребенок.

Развивающие игры с ребенком в возрасте пяти месяцев

Прежде всего, с ребенком нужно постоянно общаться: разговаривать, петь песенки, что-то рассказывать. Даже если он не понимает смысла слов, он очень быстро улавливает эмоциональный настрой матери и именно этот ласковый любящий настрой ведет его по жизни и всему учит. Гуляете ли вы с ребенком, кормите, переодеваете, купаете или просто играете - все время ласково разговаривайте с ним – лучше этой игры еще ничего не придумали.

Ребенок не должен постоянно сам лежать в кроватке, его нужно брать на ручки даже в том случае, если вам очень некогда. Вместе с ребенком можно обследовать комнату, показать все предметы, которые в ней находятся, а некоторые из них даже дать потрогать или подержать и обязательно рассказать, что это и как называется. Особенно нравится детям зеркало, в котором он отражается вместе с мамой.

Но периодически малыш должен лежать в кроватке и один. Для того чтобы ему там не было скучно, игрушки в кроватке нужно менять: убирать старые и подкладывать новые.

В пять месяцев ребенок – это уже маленькая личность со своим характером.

Галина Романенко


За 5 месяц жизни малыш в среднем прибавляет 700 г. При этом, как и в предыдущие месяцы, допустимой минимальной прибавкой считается увеличение массы ребенка на 500 г. Следует отметить, что верхний предел прибавки определен не так строго; как правило, у большинства детей он ограничен 800–900 г. Таким образом, с момента рождения кроха увеличивает свою массу в среднем на 3,5?кг, при этом вес малыша может варьировать от 6500 до 8500 г. Девочки имеют в среднем несколько меньшую массу по сравнению с мальчиками.

Рост малыша за 5 месяц увеличивается в среднем на 2?см, общая же прибавка длины тела с рождения составляет примерно 13?см.

Время прогулок

Пятимесячный кроха, как правило, с удовольствием гуляет. В отличие от предыдущих месяцев, малыш такого возраста весьма любопытен на прогулке, и это следует максимально использовать для его развития .

Находясь на руках у мамы или папы, младенец с удовольствием познает мир, разглядывая машины, птичек, собачек, особенно если все это сопровождается соответствующими комментариями взрослого. Время сидеть и смотреть по сторонам из коляски еще не пришло, ребенок слишком мал для длительного сосредоточения своего внимания, но краткие «экскурсии» на родительских руках перед сном в коляске вполне уместны для такого возраста.

В теплое время года малыш должен проводить на улице как можно больше времени, прогулки могут занимать 2–2,5 часа и даже больше, а летом можно гулять с крохой хоть целый день.

Зимой ребенок, как правило, спит во время прогулки. Если температура воздуха не опускается ниже –150С, то гулять с малышом можно примерно в течение часа дважды в день – до и после обеда. Если же на улице очень холодно, дует пронизывающий холодный ветер, лучше положить кроху спать на застекленном балконе.

Сон и бодрствование

Пятимесячный малыш в дневное время спит не реже двух раз. Очень немногим детям все еще может требоваться более краткий, но более частый (3 раза) дневной сон. Ночной сон крохи составляет 10–11 часов и прерывается, как правило, на кормление.

Первый зуб

У большинства детей этого возраста появляются признаки прорезывания первых зубов: беспокойство, засовывание кулачков в рот и стремление «почесать» разбухшие десны, повышенное слюнотечение.
В норме первыми прорезываются нижние центральные резцы, но набухать могут одновременно как верхние, так и нижние десны. Сроки прорезывания зубов очень индивидуальны. Нередки случаи, когда кроха возраста 5 месяцев уже может похвастаться первым зубом, а у некоторых малышей он появится только к 6–7 месяцам.

Если ребенка очень беспокоит процесс прорезывания зубов, облегчить его состояние помогут мягкий массаж десен маминым пальцем (на который надевается специальный силиконовый массажный колпачок с мягкими щетинками, как у зубной щетки) или специально разработанные обезболивающие гели для десен. Малышу предлагают специальные игрушки (кольца, подковки), так называемые прорезыватели, которые он берет в ротик и покусывает, тем самым облегчая боль в области десен.

Что умеет малыш?

К окончанию 5 месяца жизни многие малыши с успехом осваивают полный поворот со спинки на живот и обратно. Некоторые младенцы могут быть еще на пути к этому «достижению», справляясь только с поворотом со спинки на бок. Это допустимо, ведь каждый малыш развивается по своему «индивидуальному плану».

В таком возрасте дети часто играют своими ножками, захватывая их руками и поднося стопы к самому лицу. Лежащий на спинке кроха может демонстрировать выгибание «мостиком», опираясь при подъеме туловища на ягодички или пяточки и затылок.

Некоторые малыши делают попытки садиться. Препятствовать этому не стоит, но и ускорять естественный процесс , присаживая ребенка «в подушки», не следует. Всему свое время! Для еще неокрепшего позвоночника малыша излишние нагрузки могут быть вредны (это нередко приводит к искривлению позвоночника).

Пятимесячный ребенок, лежа на животе и уверенно опираясь на ручки, приподнимает грудь. Он способен удерживать туловище и голову в таком положении довольно продолжительное время.

Кроху все больше занимают игрушки, особенно яркие. Он уже способен взять понравившийся ему предмет из протянутой к нему руки взрослого. Малыш может долгое время удерживать погремушку, захватывая ее всей кистью. Кроха перекладывает игрушку из ручки в ручку, а если в каждой его руке окажется по игрушке, малышу доставляет удовольствие стучать ими друг о друга. Пятимесячный ребенок проводит с игрушками много времени, поэтому они должны быть максимально безопасны для здоровья крохи – не иметь острых углов, краев, быть достаточно крупными и не включать мелких деталей, чтобы ребенок не мог ими подавиться или засунуть в носовые ходы или уши. Следует обращать внимание и на материалы, из которых изготовлена игрушка (они должны быть без токсичных составляющих: игрушка не должна иметь неприятный химический запах, а краска должна быть устойчивой).

Малыши такого возраста очень эмоциональны. Они с удовольствием откликаются на обращение к ним взрослых и старших детей. Для лучшего развития крохи важно не пренебрегать «беседой» с ним, произнося звуки и слова четко, без лишнего «сюсюканья», но и без непонятных для малыша такого возраста взрослых оборотов речи. Уместны детские потешки, песенки с длинными гласными звуками, которые кроха зачастую пытается повторить. Ребенок в своем подражании ориентируется не только на звук, но и на мимику и артикуляцию взрослого. Удивительно, но дети такого возраста оказываются очень способными к повторению. Активный малыш может сопровождать свой интерес к игрушке «пением» и гулением.

Питание крохи

Частота кормлений крохи зависит от вида вскармливания. Если дети-«искусственники» обычно едят 6 раз в сутки (в среднем каждые 3,5 часа), то «груднички» могут прикладываться к груди гораздо чаще.

У малышей, получающих искусственное питание и не достигших возраста 1 года, суточный суммарный объем питания не должен превышать 1 литра. Это легко контролировать, поскольку мама сама готовит малышу смесь для кормлений и всегда видно, сколько в действительности съедает ребенок. Перекармливать «искусственников» не следует!

В отличие от «искусственников», груднички (хотя иногда и кажется, что они очень часто сосут мамину грудь) редко отличаются избыточным весом, обусловленным перекормом. В большинстве случаев избыточное потребление молока маловероятно. Ориентироваться следует не на контрольные (до и после кормления) или ежедневные взвешивания (в данном случае проводить их было бы неразумно!), а на ежемесячные прибавки массы. При хорошем питании мамы и в отсутствии специальных рекомендаций педиатра здоровый пятимесячный «грудничок» вполне может довольствоваться одним материнским молоком. Оно содержит все необходимое для роста и развития крохи такого возраста. По индивидуальным показаниям (например, при предполагаемом дефиците в организме ребенка каких-либо веществ – витаминов, микроэлементов и др.) могут быть введены блюда прикорма.

То, какой прикорм вводить первым (каши или овощи), определяет педиатр. Этот выбор зависит, в том числе, от предшествующих прибавок массы у малыша. Каши рекомендуются при недостаточных прибавках веса. При избыточной массе тела или склонности к запорам предпочтительнее выбрать овощное пюре. Физиологически ребенок 5–5,5 месяцев уже готов усваивать полужидкую пищу.

Стул и мочеиспускания

В среднем частота стула у пятимесячного малыша составляет 1 раз в сутки. Но стул раз в 2 дня или 2 раза в день также не выходит за рамки физиологической нормы. Как и в предыдущие месяцы, следует с настороженностью отнестись к постоянным запорам у малыша, а также к появлению болей в животике, беспокойства и других симптомов даже при задержке стула менее 1–2 дней. Такие ситуации требуют консультации специалиста.

Пятимесячный ребенок мочится в среднем 10–12 раз сутки, частота мочеиспускания напрямую зависит от питьевого режима крохи.

Прививки

В возрасте 5 месяцев не предусмотрена вакцинация малышей. Исключение составляют те дети, прививки которым назначаются врачом-педиатром по индивидуальному графику в связи с особенностями их роста и развития.

Каких врачей нужно посетить

Здорового ребенка в возрасте 5 месяцев осматривает педиатр. При этом врач оценивает адекватность физического развития малыша (соответствие его массы, роста, окружности головы норме для данного возраста), его нервно-психического развития (по специальным критериям), дает рекомендации по питанию ребенка. Маме может быть предложено посещение «кабинета здорового ребенка», где специалисты (в их число обычно входят педиатр, педагог, логопед, психолог) дадут ей советы по дальнейшему развитию ребенка.