Единственный ребёнок в семье: плюсы и минусы. Единственный ребенок в семье - как этот статус влияет на отношение к жизни

Быть единственным — достоинство или недостаток?

«Избалованный», «плохо воспитанный», «одинокий», «избегающий конфликтов»? Единственным детям часто приходится сталкиваться с предубеждением окружающих.

Единственный ребенок в школе: Поведение в школе и резуль­таты учебы единственного ре­бенка, по существу, не отлича­ются от других детей. Конеч­но, они несколько чаше явля­ются честолюбцами, карьерис­тами, потому что с малых лет привыкли одни решать пос­тавленные перед ними задачи. Однако результаты их учебы (равно как и всех дру­гих детей) в большинстве слу­чаев зависят от их способнос­ти сконцентрироваться, моти­вации, поощрения, домашних и окружающих факторов. Единственный ребенок вырос: В обществе бытует мнение, что единственные дети избало­ваны, эгоистичны и предъяв­ляют больше претензий, чем выросшие в больших семьях вместе с братьями и сестрами. Известно, что статус единст­венного предоставляет некото­рые материальные преимуще­ства, однако оказывается, что большинство родителей нака­зывают своих единственных детей также, как и родители, имеющие двух или несколько детей. Некоторые родители бывают даже более строгими, потому что они не желают, чтобы их ребенок рос «ма­менькиным сынком» и был бы типичным единственным ре­бенком у родителей. Говорит­ся, что плохих детей не бывает, бывает только неправиль­ное воспитание. Единственные дети вырастают и взрослеют. Насколько они отличаются от окружающих, зависит от типа человека. Если человек с рож­дения очень застенчив, то у него действительно могут воз­никнуть большие трудности в общении. Однако многие из них прекрасно находят себе друзей и партнеров, потому что они с раннего детства при­выкли сами искать общества других людей и, желая контак­та, сами об этом заботились. Единственные чаще разводятся: Данные статистики показыва­ют, что брак двух «единственных» часто оканчивается разво­дом. Возможно это потому, что «единственные» не склонны делиться своими проблемами с другими людьми и решать конфликты. Напротив, они ча­сто пытаются «пробить голо­вой стену», а если этого сде­лать не удается, отдаляются от партнера. Такое отдаление ча­ще всего является просто не­способностью общаться с дру­гим человеком, возникает недоговоренность. Известно, что корни такого поведения — «опыт», приобретенный в дет­стве. Если человек в семье вы­рос единственным, этим мож­но объяснить некоторые чер­ты его характера и поступки, попытаться его понять. Советы родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье:
  • Чтобы ребенок привык общаться со сверстни­ками, с 3-4-летнего возраста его необходи­мо отправить в садик.
  • Подросшего ребенка необходимо ободрять, поощрять, побуждать, чтобы он общался с другими детьми.
  • Ни в коем случае не за­прещать ребенку вмес­те с классными друзьями участвовать в летних путешествиях и других внеклассных мероприя­тиях: только постоянно общаясь со сверстни­ками, он вырастет хоро­шим и открытым чело­веком, полноправным членом общества.
  • Можно позвать детей в свой дом или позволить своему ребенку играть в домах других семей.

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки,любви, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ "Себя", чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семья начинается с детей»

А. И. Герцен

Единственный ребенок - плохо или хорошо?

Мы держать его будем за руки...

Мы держать его будем за руки,

Мы любовь отдадим ему вечную
И счастье подарим беспечное.
Мы трое – семья очень дружная,
Друг для друга мы люди нужные.
Он улыбнётся нам – родителям,
И мы в ответ ему упоительно.
Мы будем идти держась за руки.
Ты – папа, Я – мама, Он – маленький.
(Т. Снежина)

Особенности воспитания в семье единственного ребенка

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто,не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему не удается, когда ему трудно, и спешат скорей помочь. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу,натянуть колготки и др. и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как она - он) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или заболел.

Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами) что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им купили братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку.

Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Особенности воспитания единственного ребенка приводят к тому, что, во-первых, он получает больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители перегибают, не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою слабинку и создают ребенку нормальную обстановку развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.

Возможные риски при воспитании единственного ребенка

Если несколько лет назад единственный ребенок в семье был редкостью, то сейчас - это норма жизни. О единственных детях можно услышать расхожее мнение, что они вырастают эгоистами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

Значит ли это, что родителям единственного чада беспокоиться не о чем? Это не совсем так. Ситуация развития в семье с несколькими детьми и с одним ребенком действительно серьезно различается. Есть определенные особенности и риски, которые нужно учитывать родителям в воспитании.

Риск первый: ребенок - маленький взрослый

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу он общается преимущественно со взрослыми. Даже лексикон такого малыша бывает «недетским», он часто не понимает

Детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве.

Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Конечно, родители могут сами попытаться играть с ребенком, но он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок.

Это связано еще и с тем, что ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.

Такое развитие событий может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой», либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Ну и ясно, что самому ребенку в такой ситуации будет непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте.

Решение: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками.

Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.

Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками. Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания.

Очень важно при этом, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, важно давать ему возможность самому разрешать сложные ситуации, выстраивать отношения.

Риск второй: ребенок - центр вселенной

Очень часто семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Особенно этому способствует, если ребенок поздний и долгожданный.

Если детей в семье несколько, они так или иначе образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье как минимум постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение...

С одной стороны, такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей: родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. И это, конечно же, важно.

С другой стороны, если с взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх при выходе во «внешний мир».

Еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.

К тому же при таком раскладе в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание.

Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так.

Ну и, наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать. В итоге можно увидеть картину абсолютно измотанных родителей, которые даже не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка.

Решение: децентрировать семейные отношения.

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл и контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Нельзя держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Нужно учить ребенка быть самостоятельным, мало того - заботиться о других. Даже если вам совсем не сложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.

Риск третий: ребенок - лучший друг мамы (папы)

Этот риск наиболее типичен для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.

Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем.

Конечно, это не худшая модель детско-родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во-первых, при такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье.

Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Решение: оставаться для ребенка родителем.

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д.

Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая .


Одна из основных ошибок в воспитании единственного ребенка в семье – стремление окружить его чрезмерной заботой и оградить от любых неприятностей. Несмотря на изначально благие намерения, такая ситуация имеет ряд печальных последствий. А ведь ребенок – это будущий взрослый, которому необходимо будет уметь существовать в этом мире самостоятельно.

Неадекватная степень опеки приводит к формированию у ребенка выученной беспомощности, когда он опускает руки перед малейшим затруднением. Тогда на помощь с готовностью приходят родители, не оставляя ребенку возможности обдумать ситуацию самостоятельно.

Единственные дети часто становятся искусными манипуляторами, извлекая пользу из своего положения.

Иногда в подростковом возрасте такие дети начинают протестовать против неадекватной заботы, что в корне меняет ситуацию. Это стимулирует развитие лобных долей, отвечающих за навыки планирования и прогнозирования. В этом случае ребенок имеет все шансы войти во взрослую жизнь приспособленным к самостоятельной жизни человеком.

Особенности социальной адаптации

Боязнь за единственного ребенка может привести к его социальной изоляции. Родители предпочтут оставить чадо в зоне своей досягаемости, чем отправить гулять со сверстниками. Для неуверенных в себе детей это особенно фатальная ошибка, которая может сделать их изгоями в детском коллективе.

Не приобретя вовремя навыков общения с другими детьми, такой ребенок в дальнейшем и сам начинает избегать взаимодействия. Во взрослом возрасте плохая социализация приносит серьезные проблемы. Современный мир требует коммуникабельности и знания человеческой психологии, жертва же социальной изоляции не владеет этим и зачастую боится пробовать.

Ожидания родителей относительно единственного чада часто завышены. Они побуждают его во всем быть лучшим. После такого человек всю жизнь будет неадекватно воспринимать неудачи, чувствуя вину за несоответствие ожиданиям.

Нахождение преимущественно в кругу взрослых стимулирует раннее речевое развитие, словарный запас зачастую насыщен сложными не понятиями. Этот факт влияет на умственное развитие в принципе. Часто такие дети имеют много творческих хобби, а во взрослом возрасте выбирают творческую профессию.

В последнее время стала четко прослеживаться тенденция иметь в семье одного ребенка. Этому способствуют различные обстоятельства. И далеко не во всех случаях главной причиной является трудное материальное положение или нерешенный жилищный вопрос. Многие родители считают, что одному ребенку в семье более комфортно в психологическом плане, поскольку у него отсутствует повод для ревности, ему не надо будет делиться любимой игрушкой, лакомством, вниманием с братом или сестрой. Однако наличие единственного ребенка в семье кроме демографических проблем влечет за собой комплекс социально-психологических проблем, связанных с его индивидуальным воспитанием в семье. Будучи окруженным избыточным вниманием домочадцев, единственный ребенок, как правило, растет эгоистичным и капризным, особенно в обеспеченных семьях.

По мнению Титаренко В.Я., проблема единственных детей в семье начинается задолго до их рождения и, как правило, связана с той социальной средой, в которой выросли их родители. Социологи отмечают, что чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем меньше детей рождается в этих семьях. Рождение одного ребенка, является основой исчезновения нации, так как только при двух детях может сохраняться более или менее устойчивый характер национальной репродукции. Таким образом, в феномене единственного ребенка общество сталкивается с демографическим парадоксом: чем выше культурный уровень общества, тем быстрее оно стареет и наоборот .

О единственных детях можно услышать мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

По мнению Азарова Ю.П., проблема материального обеспечения в семье, как правило, усугубляется с рождением ребенка, требующего большего расхода, нежели при его отсутствии. Отсутствие необходимого количества денег часто меняет не только взаимоотношения супругов, но взаимоотношения детей и родителей. Далеко не всегда их отношения складываются столь безоблачно. Материальный недостаток, как правило, сопровождается снижением внимания к ребенку, в связи с занятостью родителей на работе и как следствие ребенок в таких семьях становится предоставленным саму себе и улице .

Ситуация воспитания в семьях с несколькими детьми и с одним ребенком серьезно различается. Родители единственного ребенка сталкиваются с особенными трудностями и связанными с ними рисками, которые нужно учитывать родителям в воспитании. Гиперопека, ограничение взаимодействия со сверстниками, завышенные ожидания, принятие слишком многих решений за ребенка и т.д. – все это типичные ошибки в воспитании единственного ребенка.

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу, он общается преимущественно со взрослыми. Даже словарный запас такого малыша насыщен «недетскими» словами и терминами, он часто не понимает детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, такому ребенку бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве. Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Играя с родителями, ребенок не получает необходимой отдачи, он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок. Психолог Лепешова Е.М. характеризует такую ситуацию как «ребенок - маленький взрослый» .

Ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.

Данная ситуация может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой» либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Самому ребенку в такой ситуации очень непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте. В таких случаях психологи советую дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками. Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома .

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми. Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками.

Другая ситуация складывается в случае когда семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся Вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Эта ситуация усугубляется в том случае если ребенок поздний и долгожданный. Если детей в семье несколько, они, так или иначе, образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье, как минимум, постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение. Очевидна ситуация: ребенок - центр Вселенной.

Такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей поскольку родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге, малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. С другой стороны, если со взрослением ребенка, этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

Существует еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим, для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи. К тому же, при этом в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний - тошнота, боли в животе, головокружения - все это может стать поводом для привлечения столь привычной заботы и внимания. Поводом, конечно, неосознанным, просто реакция организма. Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так .

Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей, как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенок начинает капризничать, всевозможными способами привлекать к себе внимание, кричать. Таким образом он выказывает ревность. В итоге родители оказываются в затруднительной ситуации: они не могут заниматься своими делами, не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка. В таких ситуациях психологи предлагают децентрировать семейные отношения .

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что

между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не нужно держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе. Ну и рекомендация организовать общение ребенка в детском коллективе тоже остается актуальной.

Существует еще один риск наиболее типичных ошибок для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям. Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем. Конечно, это не худшая модель детско - родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во - первых, при такой ситуации, у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье. Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д. Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая.

Таким образом, воспитание единственного ребенка в семье гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Проблема семьи с одним ребенком, как правило, заключается в социальной среде, в которой он развивается и от уровня его воспитания. Не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно взять, не изменяя, и применять к своему ребенку. Однако нужно отметить, что главными основания, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни это чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка. Тайна семейного воспитания заключается в том, чтобы дать возможность ребенку самостоятельно реализовать себя, относиться к нему с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Литература

    Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 400 с.

    Лепешова Е.М. Как избежать родительских ошибок. СПБ.: Изд-во «Речь». – 2010. -156 с.

    Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль – 1987. -356 с.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, Пуйлова Марина Алексеевна,

Быть единственным объектом опеки и любви родителей – одновременно почётное и довольно сложное испытание для малыша. Он привыкает к привилегиям, любит постоянно находиться в центре внимания. Однако взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы это обособленное положение не принесло ему в будущем проблем. И здесь многое будет зависеть от особенностей воспитания и родительской мудрости.

Наличие одного ребёнка в русской семье ещё сто лет назад было редкостью, сейчас же – обычное дело. Как утверждает статистика, приблизительно 60-65 % семей в России, у которых есть малыши, – это семьи с единственным ребёнком. Женщины в наше время решаются рожать первенцев всё позднее и позднее, поэтому основным препятствием для появления вторых детей становится возраст. Продолжение карьеры, недостаточно высокий уровень жизни и прочие негативные моменты часто приводят к тому, что наличие двух и более малышей становится непозволительной роскошью.

В любом случае, количество детей – это личное решение супругов. Если вы всё ещё не уверены, дарить ли своему уникальному ребёнку младшего брата или сестрёнку, попробуем уточнить, какие плюсы и минусы есть у столь распространенного явления в современной России, как «единственный малыш в семье».

Плюсы

  1. Родители могут удовлетворить все потребности любимого чада. Любые игрушки, дорогие развлечения, одежда на любой вкус и цвет – абсолютно всё, что захочет малыш, мама с папой стремятся претворить в жизнь. Также у единственного ребёнка гораздо больший шанс получить хорошее образование, ведь обучение в престижном вузе стоит немаленьких денег.
  2. Считается, что малыш, растущий без сестёр и братьев, обычно развитее своих сверстников. Довольно спорный пункт, но основания для такого мнения имеются. В случае воспитания одного ребёнка родители сразу замечают все его таланты и творческие задатки. Если он хорошо рисует, то его записывают в кружок по рисованию, если у него есть слух и голос – в музыкальную школу. Обычно родители поддерживают и поощряют любое увлечение единственного ребёнка, будь то желание заниматься спортом или коллекционирование редких и дорогих машинок.
  3. Благодаря особому положению в доме малыш получает массу внимания, заботы и ласки со стороны родителей. А если прибавить бабушек и дедушек с обеих сторон, то такие дети попросту «купаются» в любви. Специалисты, отмечая плюсы подобного обращения, считают единственного ребёнка в семье более устойчивым в эмоциональном плане. Ведь он не знает волнений и тревог, которые связаны с постоянным соперничеством за внимание взрослых.

Возможно, найдутся и другие аргументы в пользу единственного ребенка, но все они, будьте уверены, сведутся к удобствам, в первую очередь, родителей. Да, с одним малышом проще. А когда он подрастает, немногие мамы и папы рискнут заново окунуться в заботы, связанные с младенцем.

Минусы

  1. Дети, безраздельно пользующиеся любовью и заботой родителей, рискуют вырасти «отпетыми» эгоистами. Им порой даже невдомёк, что необходимо идти на компромиссы, делиться с кем-то и поступаться собственными интересами. Поэтому у таких детей часто имеются проблемы с адаптацией в образовательных учреждениях, когда они понимают, что не самые главные, в отличие от дома.
  2. Пожалуй, самый главный минус для такого малыша – ограниченность в детском общении. Многие родители боятся отпускать ребёнка погулять одного во дворе, а некоторые к тому же не желают приглашать других детей в гости. Так что зачастую единственными собеседниками и товарищами по играм становятся телевизор и взрослые.
  3. Иногда такие дети стремятся к совершенству во всех видах деятельности, желая порадовать маму с папой, которые ставят завышенные и нереальные требования. Будучи перфекционистом, единственный ребёнок очень расстраивается, если не преуспевает в учёбе или спорте.
  4. Некоторые родители стремятся окружить свое сокровище чрезмерным вниманием, переходящим в гиперопеку. Если малыш заболеет, через несколько минут у его кроватки собираются медицинские светила. Что-то не получилось в учёбе – мама с папой идут на помощь. Ребёнок уже не хочет прилагать усилия, чтобы достичь нужного результата.

Конечно, есть много примеров того, что такой ребёнок не имеет никаких особых проблем с поведением, легко завязывает приятельские отношения со сверстниками и вырастает замечательным во всех отношениях человеком. Всё зависит от правильно выбранной тактики воспитания и семейных ценностей.

Как воспитывать единственного в семье ребёнка?

Не старайтесь вырастить из него продолжение себя. Позвольте малышу найти свой собственный путь развития, иметь личные предпочтения и делать то, что ему нравится.

В некоторых ситуациях просто необходимо говорить такие важные слова, как «нет» и «нельзя». Никому не нужны пыльные игрушки, с которыми никто не играет. Учите малыша ценить то, что у него имеется в наличии.

Не пытайтесь исправлять его ошибки. Если ребёнок поссорился с другом, получил неудовлетворительную оценку, не убрался в своей комнате, не торопитесь переделывать за него. Умение решать собственные проблемы пригодится ему во взрослой жизни.

Расширяйте круг общения малыша. Вовлекайте его в насыщенную общественную жизнь (спортивные и творческие кружки), чтобы он не скучал, играя лишь в компьютерные игры и наблюдая за детьми по телевизору. Посещайте игровые площадки (помимо детского сада), где он сможет без труда общаться со сверстниками. Если у вас есть друзья с детьми того же возраста, организуйте воскресные посиделки с играми.

Научите его справляться с огорчениями и неудачами. Если малыш не получил главную роль в детском утреннике, его команда проиграла в соревновании или он стал «всего лишь» вторым в конкурсе, научите его справляться с разочарованием. Объясните, что он сделал всё возможное и даже невозможное.

Существует множество причин, по которым супруги решают иметь лишь одного малыша. Однако любящие мама с папой могут вырастить и единственного ребёнка воспитанным и умным человеком. Поэтому хочется напомнить лишний раз, что самое главное для развития детей – не наличие братьев и сестер, а разумные и ласковые родители.