Психологическое обследование семьи как целого. исследования семейной истории

«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

Генограмма – это карта семейной истории, где при помощи специальных символов описываются события, отношения и различные динамики в поколениях. Генограмма – очень полезная вещь, и иметь её желательно каждому. Она помогает нам явно увидеть свой род – со скрытыми в нём энергией, потенциалом, противоречиями и уникальным опытом предков. Ведь именно они – наши предки – пережили две мировые войны, пару-тройку революций, не потерялись во всём этом потоке истории, женились, выходили замуж, рожали детей, и произвели, наконец, нас любимых, составляющих генограмму. И грех нам не воспользоваться их опытом и накопленной в роду скрытой энергией. Ведь энергия так и останется скрытой, если мы не увидим её и не прикоснёмся к ней.

Особенно генограмму любят семейные психологи. На терапевтических сессиях они постоянно рисуют в своих блокнотах эти самые квадратики и кружочки, отражающие жизнь клиентов и их предков. Почему? Во-первых, это очень наглядно отражает различные процессы в семье, которые могут влиять на жизнь наших клиентов «из прошлого». А во-вторых, рисовать символы гораздо быстрее и удобнее, чем писать словами. Ну, и потом, это всё можно прямо здесь и сейчас показать клиенту. И он увидит то, чего никогда не замечал раньше. Или не увидит… но такое бывает крайне редко.

Итак, прежде чем начать рисовать генограмму, лучше всего определиться с тем, что вы хотите от неё. Варианты «Я работаю с психологом, и он дал мне домашнее задание нарисовать генограмму» принимаются, но лучше всего понимать, зачем генограмма нужна лично мне. От этого будет зависеть то, на чём сфокусируется генограмма. Фокусом могут быть болезни и несчастные судьбы, а могут быть истории успеха в роду. Или просто - восполнение пробела в информации об одной из веток рода. Всё зависит от ваших задач.

Не помешает составить план работ. Это поможет сформировать представление о необходимых ресурсах. Вам могут понадобиться: звонки по телефону, Скайпу, личные визиты к родственникам, поиск информации на специальных сайтах, таких как Российскийгосударственный военный архив или «Подвиг народа» и даже обращение в реальные , а не онлайновые архивы. Хотя можно и просто начать рисовать – сначала себя, потом родителей, потом всех известных вам дядь и тёть, бабушек и дедушек, а дальше уж – как пойдёт.

В настоящее время в интернете можно найти компьютерные программы для рисования генограмм. А можно не заморачиваться высокими технологиями – генограмма от этого хуже не станет. Наоборот, всё, что сделано непосредственно руками, при помощи карандашей и бумаги, по моему мнению, гораздо лучше интегрируется в нашу личность и становится её частью. Итак, начните с черновика – простого листа бумаги формата А4 или А3. Впоследствии, если увлечётесь, может понадобиться и ватман, но об это позже. Ни у кого из моих клиентов, да и у меня самого когда-то, не вышло нарисовать генограмму с первого раза. Будьте готовы к этому. Можно составить макет – матрицу генограммы. Ведь у всех нас и наших предков есть или были папы и мамы, а значит места для них можно уже сейчас предусмотреть на нашем черновике.

В символах генограммы большой премудрости нет. Мужчины изображаются квадратом, женщины – кружком. Отношения между ними – линиями. Мужчина при обозначении отношений в паре обычно рисуется слева, а женщина – справа. Рисовать начинаем снизу-вверх, первым обозначая себя.

Указываем даты жизни, годы вступления в брак и выхода из него. Хорошо, если удастся собрать информацию не только о живых и живших предках, но и прерванных беременностях, выкидышах, мертворождённых детях. Обычно такие сведения важны, по крайней мере на два-три поколения вверх. Дольше не обязательно. Однако стоит помнить, что не вся информация тщательно хранится в роду и оберегается от забвения. Многие драматические и трагические события, такие, как аборты и выкидыши, насильственное лишение жизни часто забываются по причине их тяжести, а зачастую даже невыносимости. Поэтому часть информации добыть не удастся. К этому тоже будьте готовы. Ну, и будьте осторожны и бережны, общаясь со своими родственниками. Обязательно объясните им, зачем вы спрашиваете всё это, и почему это для вас так важно.

В разных психологических школах и разных странах существует множество дополнительных обозначений для генограммы: свои знаки имеют разные заболевания и нюансы отношений, и даже приходилось видеть обозначение для значимого домашнего животного. Не пугайтесь всего этого разнообразия. Самая важная информация – это имена, возраст, годы жизни. Они являются обязательной (насколько это возможно) составляющей генограммы. Всё остальное мы просто записываем рядом с квадратиками и кружочками. Дядя страдал алкоголизмом? Пишем «алк.» рядом с его квадратиком, и этого вполне достаточно. Бабушка была знаменитой актрисой? Пишем «знам.актр.» рядом с её кружочком. Главное – чтобы вы сами могли в этом разобраться. А специалист, если что, спросит о том, что ему нужно.

Важная часть генограммы – обозначение эмоциональных связей и разрывов между родственниками. Часто именно они оказывают значительное влияние на жизнь будущих поколений. Впрочем, здесь тоже всё не сложно (см. рисунок ниже).

Всё, что получилось в итоге, переносим в чистовик. И тут нам как раз может пригодиться ватман. Мне приходилось видеть генограммы, нарисованные на четырёх (!) листах ватмана, склеенных друг с другом. Кстати, в чистовом варианте не возбраняется использовать и цветные карандаши или фломастеры для обозначения эмоциональных связей, и даже разных веток рода. В общем, никто вас в творческом порыве не ограничивает! Результат вашей работы хорошо обсудить со специалистом – семейным психологом. Но и само по себе рисование генограммы является большим и важным делом, способствующим восстановлению утерянных связей в роду, решению семейных проблем и укреплению отношений. Включившись в работу, вы и сами не заметите, как генограмма становится вашим личным проектом, которым впоследствии вы точно будете гордиться и рассказывать о нём своим детям и внукам.

©riabovol.blogspot.com

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Bowen, 1978) в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.
Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы - таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных субсистем и семьи в целом. Например, семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и Детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.
Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.
Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое место, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на этом этапе беседы.
Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.
Психотерапевт использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаимодействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.
По мере поступления информации она фиксируется специальными символами. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

Генограмма: пример

Николаю сорок девять лет, его жене Марии - сорок один. От предыдущих браков у них в общей сложности семеро детей. Мария позвонила и спросила, могут ли они с Николаем прийти на консультацию в связи с тем, что Николай потерял работу и это негативно влияет на семью. В начале диагностического интервью использовалась генограмма , при помощи которой были собраны основные данные. Первая жена Николая и первый муж Марии умерли в один и тот же год, таким образом, оба супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт. Муж Марии покончил жизнь самоубийством; терапевт откладывает на более подходящее время ряд вопросов о том, чувствовала ли себя Марии ответственной за его самоубийство. Если да, то как она смогла с этим справиться? С кем она может открыто об этом поговорить?
Позднее терапевт узнает, что самоубийство тщательно скрывается от детей. Жена Николая умерла при рождении ребенка - событие, редко встречающееся в наше время. Тот факт, что она умерла при рождении шестого ребенка, наводит на мысль о том, что Николай чувствовал себя в какой-то мере ответственным за смерть жены. Семья пережила ряд потерь в течение очень короткого времени.
Терапевт группирует информацию в соответствии с наиболее значимыми областями: принципы функционирования семьи; принципы, которыми семья руководствуется в стрессовых ситуациях; роль фактора времени в этих отношениях; личные границы и границы поколений; вопросы, вызывающие конфликтные ситуации, - секс, деньги, родственники со стороны мужа и жены, дети, треугольники, скрытность, нежность и честность.
Затем терапевт просит Марию изложить свой взгляд на проблему. Она утверждает, что чувствует себя лучше с тех пор, как договорилась о встрече с терапевтом. Тот факт, что ее мать навещала их, начиная с предыдущей недели, преподносится как самый недавний негативный опыт. Терапевт решает пока не прослеживать эту линию и только определить, какое положение в настоящий момент мать Марии занимает в структуре семьи. Мать описывается как человек беспокойный, критически настроенный, подверженный быстрым сменам настроения. Терапевт пытается определить степень открытости этих отношений, спрашивая Марию, рассказала ли она матери о том, что собирается обратиться за консультацией. Мария отвечает, что мать не могла бы справиться с такого рода информацией. Обращаясь к генограмме, терапевт видит, что Мария - единственный ребенок в семье, и начинает исследовать влияние этого факта на напряженность их отношений. Продолжая работу, он пытается найти «треугольник трех поколений» и спрашивает: «Кто из ваших детей любимец бабушки?» Любимицей оказывается Надя, тот самый ребенок, о котором сама Мария беспокоится больше всего.
Здесь сходятся воедино несколько важных моментов. Раньше во время интервью Мария заметила, что Надя напоминает ей своего умершего отца, первого мужа Марии, Бориса. Одна из ее тревог по поводу Нади заключается в том, что Надя может повторить самоубийство отца. Это откровение связывается с наблюдением терапевта, и пока вопросы обращены к Марии, Николай не только чувствует себя расслабленно, но даже получает некоторое удовольствие, побуждая терапевта предпринять ряд шагов. Терапевт изменяет направление разговора, вначале обращаясь к высказанной Марией тревоге по поводу возможного самоубийства Нади, затем постепенно все более глубоко приоткрывая тему самоубийства в браке.
Главной целью вопросов терапевта являются чувства Марии по поводу самоубийства своего первого мужа - насколько она ощущает себя ответственной за это. Затем терапевт пытается узнать мысли самой Марии по этому поводу. «При всех трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться за последнее время, - к примеру, дети, потеря работы Николаем, - вам не приходила в голову идея разом покончить со всем этим?» Мария отвечает, что ей часто кажется, что все дома могло бы значительно улучшиться, если бы она просто собрала свои вещи и ушла, но самоубийство никогда не представлялось ей решением проблем.
Затем терапевт переходит к главной цели: «Вы никогда не замечали за собой беспокойства, что Николай из-за потери работы может покончить с собой?» Мэри тут же не задумываясь отвечает: «Без сомнения. Достаточно часто». Тогда эта тема обсуждается с Николаем и проверяется, есть ли у него мысли о самоубийстве. Николай решительно отвергает подозрения в возможном самоубийстве, однако признает, что не может убедить в этом Марию. И поэтому очень раздражается. К этому моменту взгляд Марии на проблемы семьи в общих чертах становится понятным. Она чувствовала в какой-то мере ответственность за смерть своего первого мужа и была полна решимости предотвратить повторение подобного в жизни своей дочери и второго мужа. У нее нет никого, с кем она могла бы поговорить о своих тревогах. Когда же эти чувства выплескиваются наружу, Николай отвергает страхи жены, считая их необоснованными. Ее мать, так же как и она, безвременно потеряла своего мужа. Однако глубина этих отношений не может вместить всех переживаний Марии. Она постоянно с тревогой следит за эмоциональным состоянием Николая, пытаясь заботиться как о нем, так и о детях, не чувствуя поддержки.
Николай производит впечатление уравновешенного, разумного человека, который спокойно принимает любые, даже самые неприятные новости. При этом кажется, что он контролирует сложившуюся ситуацию в семье, шутливо описывая ее и улыбаясь во время рассказа. Терапевт объясняет поведение Николая тем, что он эстонец (это видно из генограммы), а значит, существует вероятность наследования некоторых черт характера предков. Насколько его внешне спокойные, шутливые манеры связаны с присущей ирландцам чертой скрывать свой гнев?
Николай привык зарабатывать 50.000 руб. в год. Теперь его жена ведет хозяйство, исходя из значительно меньшей суммы. Терапевт задает вопрос: «Как вы сами воспринимаете профессиональные сложности?» Николай отвечает: «Главным образом, как крушение надежд. Я имею в виду, что никогда не прибегаю к жестокости или чему-то подобному». Терапевт замечает: «Эстонцы известны тем, что умеют скрывать свой гнев». Николай со смехом признает, что он часто испытывает сильный гнев и просто не знает, что делать с этим чувством. Он изо всех сил пытается контролировать его, но сомневается в себе и своих способностях. Он думает об этом каждый день и порой чувствует, что из-за этой постоянной внутренней борьбы может потерять уверенность в себе и при устройстве на работу испытываемое им беспокойство и недостаток веры в себя станут настолько очевидны, что это отрицательно повлияет на производимое им впечатление.
В результате данной беседы стали очевидны принципы, которыми руководствуется каждый из этой супружеской пары. Например, Мария склонна избегать сближения с матерью, но глубоко вовлечена в проблемы мужа и детей. Она сама назначила себя их защитником и пытается уберечь от любых возможных неприятностей, сама заботится обо всем, начиная со стирки вещей дочери и кончая депрессией мужа. С другой стороны, Николай отдаляется от всего, кроме своей работы. Работа стала для него убежищем, когда умерли его первая жена и новорожденный ребенок. Теперь перед нами человек, потерявший свою основную опору - работу, которой он так гордился. «Гордость часто встает на моем пути и иногда влияет на мои суждения. Порой я думаю, что теперь я защищаю больше всего свою гордость», - говорит Николай.
Проблемы, с которыми сталкивается эта супружеская пара в отношении двух средних дочерей (по одной от их предыдущих браков), очень сильно напоминают проблемы, волновавшие их умерших родителей. Поэтому им необходимо научиться справляться с «призраками своих умерших супругов» для того, чтобы детям не пришлось повторить эту часть семейного сценария. Большую часть приводимых данных оказалось возможным получить на основе методики генограммы.

Использование генограмм

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю историю семьи. В процессе работы на основе данной техники члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как они влияют на современные семейные отношения. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье преодолеть эмоциональные разрывы, избавиться от дисфункциональных треугольников и альянсов, снизить тревожность, то есть произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой сильное диагностическое средство, которое может применяться в русле конкретных теоретических ориентации данного профессионала (см. технику « «, а также ).

В чем польза составления генограммы семьи?

Большинство людей проживают жизнь, радуясь успехам и преодолевая горести, не отталкиваясь от опыта своих предков. Редко кому приходят на ум мысли относительно повторения судьбы кого-либо из близких родственников. Так, к примеру, мы вряд ли станем проводить параллели между проблемами в собственной семье и семье покойной прабабушки. А ведь на деле связь между поколениями есть, причем она гораздо крепче, чем нам кажется.

Что такое генограмма семьи и зачем она нужна

Чтобы проследить некую закономерность между болезнями (психическими и физическими), длительностью жизни, отношениями с детьми и супругами, чертами характера, уровнем в обществе, вероисповеданием, составляется схематичная семейная генограмма.

По типу составления генограмма семьи схожа с генеалогическим деревом, только более развернутая и подробная. Предназначение подобной семейной карты бывает разным.

Генограмма семьи может помочь:

  • Узнать больше об умерших родственниках (или о тех, с кем утеряна связь);
  • Иметь представление о возможных наследственных заболеваниях;
  • Выявить склонность кого-либо из рода к употреблению алкоголя (наркотиков);
  • Проследить, насколько прочными были семьи у предков (как часто были разводы и расставания, сколько браков было у представителей старших поколений, сколько детей рождалось и т.д.);
  • Найти в своем характере черты (в том числе отрицательные), которые были у предков;
  • Сохранить данные о давно умершей родне для будущих поколений.

Как составить схему семьи

Перед тем, как преступить к черчению и заполнению схемы, стоит хорошенько напрячь память, а возможно и связаться с родственниками. Желательно фиксировать всю информацию в блокноте (записывать на диктофон), чтобы ничего не упустить из вида.

Итак, если вас заинтересовала генограмма семьи и как составить ее, следуйте этим правилам:

Правила составления семейной генограммы

  1. Определите, сколько ветвей она будет включать.

    Важно, чтобы информации о родственнике, которого вы желаете включить в схему, было достаточно. Поэтому если известно только имя прапрадеда, то лучше начать исследования более молодых предков.

  2. Подумайте, где можно найти источник информации об умерших или о живущих далеко родственниках.

  3. Перед тем, как составить генограмму, обозначьте цель, с которой вы будете собирать сведения о родных.

    Допустим, вы решили проследить связь между возникающими в роду наследственными заболеваниями. Тогда нет нужды выяснять, к какой вере себя причислял умерший родственник. Или же вы, к примеру, обеспокоены своим вспыльчивым нравом. Соответственно, до того, как составить генограмму, постарайтесь выяснить черты характера ваших предков. Информация относительно хворей и количества детей у представителей старших поколений будет здесь лишней.

  4. Составьте список вопросов, которые помогут в заполнении ячеек генограммы.

    Вопросы должны быть продиктованы причиной, по которой вы решили начать сбор информации о своем роде. К примеру, вы желаете составить генограмму, чтобы ваши дети могли знать, кем была их прапрабабушка. Следовательно, вопросы могут быть относительно фамилии и имени родственника, даты рождения (смерти), национальности, вероисповедания, профессии, семьи (сколько было браков, детей, кто из них умер молодым, пропал без вести), какой образ жизни вел человек, какие черты характера были присущи и так далее. Если вас заинтересовала генограмма семьи и как составить ее, нелишним будет подкрепить свою схему фотографиями (если есть в наличии).

  5. Не исключайте из генограммы тех родственников, которые умерли в молодом (детском) возрасте.

    Также не стоит забывать о непутевых близких или о тех, с кем вы в ссоре. Как ни крути, у вас в жилах течет одна кровь, поэтому норов двоюродного дяди-буяна может передаться кому-то из ваших детей или внуков. Желательно включить в схему сведения и о людях, не родных вам по крови (отчиме, мачехе, пасынке, падчерице), если они давно являются членами семьи.

  6. По возможности, учитывайте характеры.

    В большинстве случаев данные генограммы должны содержать не только сухие факты (имя, дата рождения, место работы, тяжелые болезни и пр.), но и хотя бы минимальные данные о характере человека. Желательно хотя бы в общих чертах указать, каким был (или есть) человек (веселый, открытый, замкнутый, хмурый). Каким был (или какой есть) образ его жизни, как он уживался с членами семьи (или уживается сейчас), каково отношение к нему у представителей общества. Так можно будет найти причину, к примеру, ранней гибели предка, если будет известно о его пристрастии к алкоголю или стремлении лезть в таком состоянии в драку.

  7. Укажите сведения, о которых вам хотелось бы не знать.

    К примеру, насколько верными были ваши предки, были ли у них дети вне брака, был ли кто-либо из детей оставлен в детском доме. Разумеется, вы можете и не записывать эти факты, но в некоторых случаях они важны. Допустим, вы давно удивляетесь, что ваш двоюродный брат слишком любвеобилен. Не виной ли тому давно усопший дедушка, слывший ловеласом?

  8. По желанию можете кратко зафиксировать в генограмме семейные легенды и истории.

    В них, конечно, может быть больше вымысла, но есть наверняка и часть правды.При желании оформить схему можно по своему вкусу, упростить. Нет большого значения, в какой именно геометрической фигуре будут данные о вас и ваших предках. Для каждого члена семьи рисуйте достаточно большую ячейку, чтобы при необходимости можно было дописать вновь открывшуюся информацию. Не торопитесь составить семейную генограмму в один день. Такая кропотливая работа не терпит спешки.