Ребенок в детском доме. Как живут дети в детских домах? Детдомовские дети в школе

Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Все фото - из личного архива Г.Л. Прохорычева.

Детский омбудсмен во Владимирской области Геннадий Прохорычев в самом начале нашего общения признался в том, что долго не хотел возвращаться к теме насилия и жестокого обращения в сиротских учреждениях. Но нашумевший случай в омской школе-интернате, где четверо подростков избивали своего сверстника, снимали это на смартфон и выкладывали видео в сеть, побудил Геннадия Леонардовича заново осмыслить проблему насилия и даже посмотреть на нее сквозь призму собственного сиротского прошлого, которое представлено в фотографиях из его личного архива.

— Расскажите, какие виды насилия бывают в детдомах, приютах и других сиротских учреждениях? Объясните, пожалуйста, механизмы возникновения ситуаций насилия.

— Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в том числе и в кровной, и в замещающей семье) распространены в современном обществе. Сообщения о них регулярно попадают в СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы — колония для несовершеннолетних преступников, школа закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь — могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Насилие в детских домах было всегда, еще во времена Советского Союза. Внутренняя социальная структура таких учреждений — конечно, не всех — строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения. Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими. Были и такие случаи, когда воспитатели избивали детей, считали это правильным и необходимым воспитательным моментом.

Утренняя гимнастика. Специально для Уполномоченный по правам ребенка предоставил свои детские фотографии.

Приведу примеры из своего детства. В дошкольном детском доме с детьми от 3 до 7 лет за любую провинность воспитанников клали на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались. Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89. Номера очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытывали на себе не раз.

Но самый бесчеловечный «воспитательный» прием был другим, он назывался «профилактическим мероприятием» для тех, кто плохо себя вел. Выбирался ребенок, которого заставляли мазать лица других детей отходами человеческой жизнедеятельности.

Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтоб мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.

Самоподготовка.

Когда ребенок не знает других методов воспитания, и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, что это норма поведения взрослых людей. Мы, дети, привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть. И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.

Когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают основными потребностями ребенка и систематически истязают своих детей.

— Геннадий Леонардович, что происходит в российских детдомах сейчас, есть ли проблемные учреждения в той же Владимирской области?

— Ситуация с насилием различается в зависимости от региона РФ. Например, за Уралом детских домов все еще очень много, и в них достаточно много детей. Там ситуация меняется очень медленно, и все проблемы, которые были в советских детских домах, существуют и сегодня.

В столовой.

До недавнего времени во Владимирской области было 22 детских дома. В каждом воспитывалось более 100 детей. Но с развитием института приемной (замещающей) семьи и системы усыновления количество детских домов сократилось. В настоящее время их осталось всего десять. Это маленькие, устроенные по семейному типу учреждения. В них есть все для полноценного развития ребенка, материальная база очень хорошая. В каждом — от 15 до 40 детей, всего по области 280 воспитанников.

Тяжелых случаев насилия во Владимирской области не было давно. Но случаи жестокого обращения и насилия в подростковой среде все же есть. Как правило, они скрываются руководителями учреждений, чтобы избежать скандала. Довольно часты случаи, когда старшие отнимают деньги или просто понравившуюся вещь у младших, посылают их за сигаретами, понуждают ребенка что-то сделать вместо себя; дети воруют. По сути, дедовщина в детских домах продолжает существовать, она пока не побеждена.

— А с чем вы связываете позитивные изменения?

— В первую очередь, с увеличением количества усыновлений и развитием института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.

Октябрьское мероприятие.

Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением в педагогической практике.

Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений. Важно также и изменение национального законодательства в пользу реорганизации системы детских домов, их внутреннего содержания и обеспечения, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров, соответствующих новым реалиям и вызовам современной России.

— Каковы, на ваш взгляд, эффективные инструменты предотвращения жестокого обращения?

— Во-первых, это ответственное, неравнодушное отношение губернатора области, а также регионального правительства к этой проблеме. Губернатор должен иметь реальную картину происходящего в регионе. И самое главное — должен иметь искреннее желание менять существующий порядок вещей в лучшую сторону, тотально бороться с насилием в сиротских учреждениях.

Во-вторых, профессиональный и ответственный директор детского дома. Все очень просто, но вместе с тем и непросто. Ребенок переступает порог образовательной организации, в данном случае детского дома, и всю полноту ответственности (в том числе и уголовной) за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Он должен хорошо понимать, что за его спиной негласно стоит следственный комитет и прокурор, которые в случае противоправных действий в учреждении определят меру ответственности руководителя.

«Делаем вид, что смотрим телевизор. А на самом деле — он выключен».

Поэтому директор — главная фигура, которая может остановить насилие в своем учреждении. Персональная ответственность директора очень велика. Он должен знать, что происходит в детском доме, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать. Планы воспитательной работы должны быть ясными, конкретными и эффективными.

В-третьих, это подготовленный педагогический коллектив единомышленников, который не должен работать формально, для галочки. Коллектив, который постоянно ищет новые педагогические подходы, методики, инструментарий для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей педагогов и воспитателей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.

Чтобы остановить дедовщину, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах учреждения и знать, что в нем происходит, какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом все: о его семье и родителях, состоянии здоровья, сильных и слабых чертах характера, сфере интересов, наклонностях, о том, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории. Это необходимо, чтобы выстроить образовательную и воспитательную траекторию реабилитации и предупредить возможные риски развития деструктивного поведения.

«Слушаем радио».

Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс на основании принципа «старший все может» и за дисциплину отвечает он, перекладывая тем самым свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят. Старших нужно мотивировать на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления. Необходимо выстроить воспитательную траекторию настолько четко и интересно, чтобы у ребят не оставалось свободного времени для деструктивного поведения.

Мой жизненный опыт подсказывает, что человек должен работать в детском доме по призванию. Идеалом в этом отношении для меня служит подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру. Это образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.

— Есть ли положительные примеры сиротских учреждений, в которых буквально на ваших глазах решилась проблема насилия?

— Да, это было в школьном детском доме, где я воспитывался. Нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в коллективе. А происходило многое из того, о чем мы говорили выше. Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. Они вешали в церкви кошек и собак, сдирали с них шкуры, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян. В Пасху требовали идти на кладбище в ночное время и собирать оставленную людьми на могилах родственников еду, отбирали новогодние подарки, принуждали драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. Много чего еще было…

Дежурные по кухне.

И вот пришел в наш детских дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы: стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, музыкально-поэтические вечера при свечах и так далее. К нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.

Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что способный обижать тех, кто слабее, сам является слабаком. И доказал: тот старший нас больше не трогал.

Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который поменял жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.

  • Добавить в избранное 1

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. При этом многие педагоги, которые работают в детских домах, совершенно не знают психологических особенностей этих детей. Соответственно, при развитие и воспитание детей-сирот, составляют коррекционно- развивающую программу с завышенными требованиями к данной категории детей. Все это впоследствии сказывается на развитие ребенка, на его адаптацию в социуме. В своей работе я бы хотела рассмотреть особенности психологического развития дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подросткового возраста; выявить общие проблемы их развития.

Дошкольный возраст.

Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. Дошкольный возраст, это время когда ребенок стремится к самостоятельности; ребенок впервые начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей, проходит первичную социализацию. Социальной ситуацией на данном этапе является «ребенок – общественный взрослый». Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В игре формируется характер ребенка; происходит изменения в познавательной деятельности ребенка. Игровое действие порождает процесс воображения, таким образом, ребенок принимает на себя роль взрослого, создает игровую ситуацию. Ребенок получает развитие наглядно-образное мышление. Дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью; с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправным участником не могут. В то же время ребята активно интересуются предметами и игрушками, задействованными в игре. Новые предметы не побуждают детей к совместной игре. Завладев ими, дети пытаются их спрятать или просто держат в руках. Игровые действия детей осуществляются чаще всего под его руководством взрослого. Важно уделять огромное внимание развитию игровой деятельности ребенка, вырабатывать умение самостоятельной игре. Через игру ребенок получает свой первый опыт взаимодействия с окружающими. На стадии дошкольного возраста у детей начинает формироваться этические инстанции и моральные чувства. Но у ребят из детских домов, как правило, эти качества остаются не сформированными в силу того, что дети проживают в неблагополучных семьях, либо в закрытом учреждение. Общение дошкольника со взрослым также отмечается своеобразием. Воспитанники детского дома общаются со взрослыми не так, как дети из семьи. Прежде всего они проявляют большой интерес ко взрослому; часто обращаются к воспитателю, стремятся любым путем завладеть его вниманием. Все это говорит о том, что дети явно испытывают потребность во внимание взрослого. И что, интересно у ребенка из семьи в общение со взрослым есть главный мотив общения, познавательный мотив, тогда как у детей-сирот доминирующем мотивом общения является потребность во внимание и доброжелательности. Вопрос воспитателя, что больше ребенок хочет делать – читать, играть или беседовать, - обычно вызывает недоумение: дети смущаются, молчат, пожимают плечами или отвечают «не знают». Для большинства детей выбор предпочитаемой ситуации общения оказывается трудной задачей. Наименее доступна и привлекательна для детей внеситуативно-личностная беседа. Эта форма общения мало знакома воспитанникам детского дома. Вопросы типа «Кто тебе больше нравится?», «Что ты больше всего любишь?», смущает детей, они отводят глаза, опускают голову, отходят от экспериментатора. Для детей гораздо важнее любых разговоров с воспитателем непосредственный физический контакт с ним. Ведь, для ребенка детский дом является семьей, домом, а воспитатель «мамой», поэтому педагогам важно составлять свою педагогическую деятельность с учетом всех особенностей. Известно, что недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребенка со взрослым во многом определяет характер его контактов со сверстниками. только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать углублению детских контактов. По мнению ряда исследователей, испытывая дефицит общения со взрослым, воспитанники детских домов спонтанно вступают в контакт с посторонними «чужими» людьми, отдавая предпочтения непосредственному физическому контакту с ними. И.В.Дубровина и А.Г.Рузская считают это своеобразной формой ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям. Контакты со взрослыми и со сверстниками в детском доме у детей-сирот дошкольного возраста выражены гораздо слабее, чем у детей из семьи, они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребность разделить свои чувства, переживания с другим человеком. Перечисленные особенности общения лишают детей: во-первых, важного для психологического благополучия переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. Дети-сироты с дошкольного возраста не чувствуют привязанности к сверстникам, к взрослым. Таким образом, у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, недостаточно сформирована игровая деятельность, детям не хватает личного внимания и любви со стороны окружающих их людей.

Младший школьный возраст

Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью, изменяется ход его жизни и деятельности. Но для детей из детского дома не только новое посещение школы, а также переход из одного закрытого учреждения в другое. Эти изменения в жизни ребенка обуславливают серьезные перестройки в системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенка во-первых, появляется обязанности перед школой; во-вторых, ребенок должен адаптироваться в новом «доме», в новой «семье» и на сколько успешно пройдет адаптация в детском доме, а затем и в школе во многом зависит от педагогического состава детского дома. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. У младших школьников из детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность планомерно, исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Дефект восприятия может иметь последствия не только для обучения в школе, но и для общего психического развития ребенка. Главное в учебной деятельности – умение при выполнении задания ориентироваться на определенный общий способ действия. У воспитанников детского дома, как правило, такое умение не сформировано. У них недостаточно развито наглядно-образное мышление и логические операции обратимости. Доминирующими оказываются классификационные формы мышления. Как и у дошкольников у ребят недостаточно развиты воображение и образное мышление.Воспитанники детского дома не так успешны в решение конфликтов в общение с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общение со взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении. Исследование, проведенное Р.Бернсом по Карте Стотта, подтверждает сказанное выше. Карта Стотта, заполняется учителем, воспитателем, позволяет на основании описания и оценки многочисленных «отрезков поведения» определить степень дезадаптации ребенка и выделить те симптомокомплексы, которые доминируют в общей картине дезадаптации. Для младших школьников, воспитывающихся в детском доме, в качестве ведущих выступают два симтпомокомплекса – «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым». Первый, отражающий беспокойство, неуверенность ребенка в том, интересуется ли им воспитатель, принимает ли его, любит ли его. Второй симптомокомплекс показывает различные формы неприятия ребенком взрослого и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности, асоциального поведения – «исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в отличном настроение; иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем». Подобные трудности в общении с взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях. Гипертрофированная потребность в общении с взрослым и полная ее неудовлетворенность приводят к тому, что на фоне выраженного стремления к общению с воспитателем младшие школьники - сироты проявляют агрессивность по отношению к взрослому. Потребность в доброжелательном отношении взрослого сочетается с глубокой фрустрацией в интимно-личностном общении с ним. Таким образом, можно выделить два момента в общение воспитанников детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм общения. Мотивационные предпочтения определяются особенностями общения со взрослыми, важным для них является ласка, похвала, одобрение учителем или воспитателем. На низком уровне у ребят развиты навыки общения со сверстниками. Как правило, младшие школьники из детских домов нуждается в специальных - коррекционных учреждениях.

Подростковый возраст.

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитие ребенка. Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности. В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми, которые связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. К 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становление самосознания и другое. В общение таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимание. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью. Им свойственны взрывы эмоций – бурная радость, гнев, отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У детей – сирот, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями. Наличие потребности у детей – сирот во внимание, любви со стороны взрослого, свидетельствуют о том, дети охотно идут на контакт с окружающими его людьми. Общение воспитанников детского дома друг с другом имеет свои особенности. У детей – сирот, в общение преобладает местоимение «мы», это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». В детских домах ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую- либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной, это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общение со сверстниками в детском доме, можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности; с другой стороны – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в детском доме. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям. Таким образом, подростковый возраст – это сложный период для детей. Важно педагогам помочь детям пройти этот возраст. У детей – сирот трудности общения со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.

В целом главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу.

Литература.

  • Психическое развитие воспитанников детского дома (текст) / под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1990. – 264 с.
  • А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Психология сиротства. (текст). Изд.3-е. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.: ил.
  • Социализация личности и образования: от теории к практике. – Н.Тагил: НТФ ИРРО,2002. – 47 с.
  • В.Б. Шапарь. Новейший психологический словарь (текст); под общей ред. В.Б.Шапаря. – Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806 с.
  • Л.М. Шипицына. Психология детей-сирот (текст); Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 628 с.
  • Д.Б. Эльконин. Детская психология: Учебное пособие / Ред. – сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

В наши дни, к сожалению, еще не изжита проблема социального сиротства: дети растут без попечения родителей, и это по‑особому влияет на формирование их личности. Что надо иметь в виду тем, кто хочет принять в семью такого ребенка, и тем, кто работает в детских домах и приютах? Как сделать так, чтобы сиротство не закрыло для ребенка двери в успешную взрослую жизнь?

Формирование базового доверия к миру

В первые годы жизни ребенок решает важнейшую задачу - учится доверять или не доверять тому миру, в котором ему предстоит жить. Это чувство доверия или недоверия связано с отношениями эмоциональной привязанности, которые у него складываются с самым близким взрослым, прежде всего с матерью. При этом под базовым доверием к миру подразумевается открытость ребенка к другим людям и ощущение расположенности по отношению к нему со стороны других людей.

В развитии эмоциональной привязанности большую роль играет физический контакт - прикосновение тела к телу, к примеру, привычка мам часто брать малыша на руки, гладить его по голове, целовать. Японец Масару Ибука (основатель фирмы Sony, автор книги «После трех уже поздно», директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов») даже поощряет привычку мам спать с малышами в одной постели. На его взгляд, тактильный контакт очень важен как для умственного развития малыша, так и для того, чтобы он вырос просто добрым и отзывчивым человеком.

Интересны исследования американских психологов, проводившиеся в 30‑е годы прошлого века в одном из пансионов для умственно отсталых детей. Обычно эти детишки общались со взрослым только во время ухода за ними; они все время лежали по одному в своих кроватках и были отделены друг от друга занавесками. Дети, выросшие в таких условиях, как правило, никогда не достигают нормального уровня интеллектуального развития, многие остаются в учреждениях для умственно неполноценных людей. Ученые взяли 13 детей и поместили их в заведение для умственно неполноценных женщин. Женщины очень скоро эмоционально приняли младенцев, ухаживали за ними, разговаривали, ласкали. Дети начали ускоренно развиваться, интеллект их достиг нормы, и практически все они стали впоследствии полноценными членами общества.

В условиях детского учреждения, в условиях отсутствия близкого взрослого, на пути формирования отношений эмоциональной привязанности существуют серьезные барьеры. Именно поэтому базовое доверие к миру у малышей не сформировано, и они уже с ранних лет начинают бороться за себя, противопоставляя себя окружающим, а став взрослыми, начинают смотреть на мир и других людей с тревогой и настороженностью. А бывает и так: став взрослыми, такие люди могут стремиться уходить в себя и отчуждаться от других людей тогда, когда надо искать у них поддержки.

Когда ребенок, оказавшийся без попечения родителей, попадает в семью, настороженность и недоверие по отношению к окружающим остаются. Однако, если ребенок чувствует, что он любим, через какое‑то время ситуация исправляется - ребенок становится открытым и доброжелательным по отношению к окружающим его людям. Часто, чтобы это произошло, нужно время.

Формирование познавательной активности

Познавательная активность ребенка - важнейший показатель его общего развития. Она проявляется в расспросах об окружающем мире, в стремлении самостоятельно решать самые разные жизненные задачи.

Для того чтобы ребенок нормально развивался, он должен постоянно активно взаимодействовать с окружающим миром, любые ограничения его активности создают препятствия на пути интеллектуального и личностного развития.

Как правило, воспитатели детского дома (или дома малютки) по вполне объективным причинам стараются уменьшить чрезмерную активность ребенка. Однако это не только создает определенные трудности на пути развития (познавательная активность ребенка не стимулируется, а, напротив, подавляется), но и вызывает у него внутренний протест. Этот протест при неблагоприятных условиях может негативно сказаться на последующем развитии человека, прежде всего в личностном плане. Кроме этого, снижая уровень активности малыша, воспитатели не знают, что двигательная нагрузка способствует нормальному физическому развитию, которое самым непосредственным образом влияет и на его психическое развитие. Ради справедливости следует отметить, что и в условиях семейного воспитания природная активность ребенка под самыми «благовидными» предлогами нередко сдерживается родителями и другими близкими взрослыми.

Кроме этого, жизнь в условиях детского учреждения отличается крайним однообразием, скудостью впечатлений. Поэтому дети, которые привыкают к однообразию, зачастую весьма болезненно реагируют на всякие новые изменения, меняющиеся жизненные условия. Говоря иначе, если каждый день ребенка ожидает одно и то же, ему трудно приспосабливаться к переменам. А ведь ему предстоит жить не в стабильном, а в меняющемся мире!

Если этот ребенок попадет в семью, чрезвычайно важно расширять для него диапазон новых ситуаций, новых занятий, новых способов действий. Это будет как стимулировать познавательную активность ребенка, так и формировать способность к адаптации в ситуациях нового типа.

Формирование коммуникативной компетентности

В условиях детского дома дети намного больше общаются со сверстниками, чем в условиях семейного воспитания. Общаясь с ровесниками, ребенок сталкивается с необходимостью объяснения им того «как он что‑то сделал», «почему так, а не иначе». В общении со взрослыми это происходит реже, как правило, ребенок либо подражает взрослому, либо прямо выполняет его указания. Именно поэтому возможностей самостоятельного решения творческих задач у ребенка, который общается преимущественно со взрослыми, меньше, чем у ребенка, который постоянно общается со сверстниками. Кроме этого, детское сообщество имеет определяющее значение в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Вообще, в условиях детского дома ребенок вынужден подстраиваться под особенности тех людей, с которыми приходится общаться, каждый раз решая задачу выработки новой поведенческой стратегии. Это чрезвычайно полезно для всей его будущей жизни - в быстро меняющемся мире социально успешны люди, владеющие искусством коммуникации! Кроме этого, общаясь с педагогами и воспитателями, ребенок учится признавать авторитеты и следовать определенным социальным правилам. Это умение понадобится ему уже тогда, когда он начнет посещать школу.

О возможностях реабилитации

Компенсаторные возможности детской психики велики, поэтому ребенок, оставшийся без попечения родителей, попадая в семью, адаптируется к новым условиям, успешно наверстывая в своем развитии то, что было «заторможено» в условиях детского дома (или дома малютки). Однако, чтобы это произошло, необходимо безусловное принятие его со стороны взрослых, которые стали называться его папой и мамой.

Надо сказать, что принятие личности ребенка (да и вообще любого человека) состоит в принятии его таким, каков он есть, без желания оценивать или судить его. Можно ли безусловно принимать все качества даже маленького ребенка или же следует одобрять одни его черты и не одобрять другие?

«Мой опыт показал, - писал известный американский психолог и психотерапевт Роджерс, - что если мое отношение зависит от каких‑то условий, у человека не могут измениться или развиваться те качества, которые я не могу полностью принять». Так, если родители поддерживают ребенка только тогда, когда он соответствует их представлению о должном, он, стремясь завоевать их любовь, начинает подавлять некоторые стороны своей натуры. В этом случае у него формируется защитное поведение, помогающее выжить, но мешающее полноценному развитию личности.

Вообще, на мой взгляд, суть этой проблемы - способности принятия любого человека таким, каков он есть, - очень точно сформулировал отечественный психолог Борис Сергеевич Братусь: «Нет человека, - пишет он, - который лишен грехов и слабостей. Но каждый из нас нуждается в понимании и прощении. Понятно, что это требует дара любви и умения видеть в другом человеке те его возможности, которые еще не раскрылись».

Необходимо отметить, что безусловное принятие личности ребенка, который попадает из дома ребенка в семью, позволяет ему формировать то базовое доверие к миру, о котором речь шла в самом начале статьи.

Котикова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ "Детский дом № 3"
Населённый пункт: с. Валдгейм, Биробиджанский район, ЕАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание-детей сирот в условиях детского дома"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Духовно-нравственное

воспитание-детей сирот

в условиях детского дома

Е.А.Котикова, воспитатель областного

государственного образовательного

бюджетного учреждения для детей-

сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

«Детский дом № 3» с. Валдгейм

«Богатство духовной жизни начинается там,

где благородная мысль и моральное чувство,

сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».

(В. А. Сухомлинский)

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

мужественно

переносить

трудности

закладывается

В.А.Сухомлинский

писал: «Детство –важнейший период человеческой жизни, не

подготовка

настоящая,

самобытная,

неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников детского дома

является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение

нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад

алкоголизм,

наркоманию,

бродяжничество,

способствует

семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей,

снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

В.А.Сухомлинскому

принадлежит

определения

приоритетов

нравственного воспитания ребенка в семье, именно он обратил внимание на то,

лишенные

родительского

вырастают

жестокими, но и заболевают такими заболеваниями как «детский госпитализм»,

который приводит к потере «иммунитета жить в семье». Следовательно, когда

ребёнок попадает по тем или иным причинам в детский дом и связь с семьёй

теряется. Перед педагогами детского дома встаёт задача передачи детям семейно-

нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и

творческой

деятельности,

духовной

становится школой подготовки к жизни.

Целью в работе окружающих ребёнка

взрослых

является

способность

невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для

подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и

достойных

исторических

примерах.

нравственного

воспитания детей-сирот, является одной из ключевых задач в нашей работе.

Необходимым

условием

формирования

нравственной

становится

организация

совместной

деятельности

способствующая

развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых

усваивает

социально-исторический

получает

представления

другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Дети не

проводят

детского

посещают

деятельность воспитателя должна являться логическим продолжением работы

педагогов школы.

Планируя

деятельность

воспитателю

необходимо

воспитательный

планироваться

строиться

взаимосвязи

духовного и светского направлений,

учитывая

при этом возраст воспитанников.

Обязательно должна прослеживается последовательность в развитии личности

ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие

школьники

убедительных

примеров

Подростка

убеждает

глубокая

взрослых.

обратимся

В.А.Сухомлинскому, то он с ребятами старшего школьного возраста советует

размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая

непринужденность

утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в детском доме должен быть

любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не

очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких,

сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной

привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает

сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления

формирования

реализации

нравственных

потребностей.

духовно-нравственного

воспитания

говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм,

милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение

управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик

пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы –

нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка

духовность;

нравственности

никакого

воспитания».

планировании

нравственному

воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный.

Эмоционально-чувственный.

Рациональный или умственный.

элементов,

составляют

нравственного мира человека. Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих

Мотивационно

побудительный

уровень

содержит

поступков,

нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда

носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию,

когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то

есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно

здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом,

приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

известно,

отрицательными

положительными.

положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь,

восхищение и т.п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев,

ненависть.

необходимо

облагораживать,

окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость,

сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с

эмоциями.

приобретаются

человеком

результате

воспитания

являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый

человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны

подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному

проявлению

мужества,

героизма

бесстрашия.

взрослые

должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут

совершить

изменить

изменить

приказом,

наказанием,

нотациями, бранью.

Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о

смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий,

к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения,

моральные

Первейшая

взрослых

воспитать

глубокое

надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного

Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно.

Нравственные

потребности

человеку

необходимо

воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению,

многие дети, которые находятся у нас в детском доме уже в ранние годы были

лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения.

В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к

ущербности

личности.

потребность,

злобность,

жадность,

безразличие и многое другое формируют

сегодня нравственную сторону наших

воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога детского дома – научить

вежливости,

правилам

хорошего

выработать

принятые

поведения,

«непременное

соблюдение

вежливости,

любознательности,

отсутствие

эгоизма».

стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу»

воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому

воспитательной

педагога

заключаться

воспитании

духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:

Развитие потенциала души ребёнка;

Развитие природного чувства красоты;

Способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.

На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо

обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до

них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой

целью можно использовать в работе такие методы, как:

взаимодействие

убеждение

поощрение

рассуждение

личный пример

коллективная работа

ситуация успеха

совместный анализ поступка и др.

формированию

духовно-нравственных

показывает практика нашего детского дома, необходимо строить параллельно с

такими направлениями в работе, как:

отношение воспитанников к своему здоровью;

отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;

отношение воспитанников к дому, где проживает;

отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим,

сверстникам, друзьям;

отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической

памяти своего народа;

отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей

принадлежности мировой цивилизации;

отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в

собственной жизни.

Этому способствуют различные мероприятий проводимые во внеурочное время:

воспитательские

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков

ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших

Организованные

тематические

мероприятия

способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в

группе. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность. В

плане можно их разделить на разделы. Приведу примерный план такой работы.

Раздел «Азбука этики и морали»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Основные понятия этики и морали»

Деловая игра

«Азбука этики»

Ситуативный

практикум

«Речевой этикет»

«Школьный этикет»

Деловая игра

«Этикет в общественных местах»

Деловая игра

«Праздничный этикет»

Инсценирование

различных ситуации

«Культура поведения»

Раздел «Красота души»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Умей чувствовать красоту»

Ситуативный

практикум

«Красота и безобразие»

Громкое чтение

Тема рассказов: «Красота души»

Этическая беседа

«Красота жизни»

Познавательная беседа

«Гармония – основа красоты»

Раздел «Нравственный мир сказок»

Форма проведения

Тема мероприятия

Беседа-презентация

«Мир света – мир сказок»

Познавательная беседа

«Сказка о вежливости, о дружбе и взаимопомощи

Познавательная беседа

«Добро и зло в сказках»

Раздел «Чем богат человек»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Красивое начало в человеке»

Громкое чтение

«Горячее и холодное сердце»

Громкое чтение

«Как красивые дела сердца исцеляют»

Этическая беседа

«Каждый видит мир по-своему»

Познавательная беседа

«О наблюдательности и внимательности»

Громкое чтение

«Правило человеческого счастья»

Духовно-нравственное

воспитание

строиться

порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных

черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств

способствует

воспитанников

тематических

творческих

фестивалях,

конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои

получить

поднимает

самосознания

значимости

обществе.

мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

«Серость

детского

возраста,

подростка

являются

настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» -

С.Т.Шацкий.

Положительными

отрицательными

переживания

взрослых,

находятся

ребёнком

протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны

постараться,

воспоминания

проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила свой добрый

след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию,

способствовала их дальнейшему развитию.

Список литературы:

1.Амоношвили Ш.А.Размышление о Гуманной педагогике. – М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили,

2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания.

Т.2 – М., 1992.

3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3,

4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношении к среде //Русская школа, 1912.Кн.