Как ухаживать за 3 месячным ребенком. Новорожденный ребенок на третьем месяце жизни

В три месяца ваш сынуля или дочурка уже гораздо взрослее, и с уверенностью можно сказать, что в уходе за ним дни мамы пролетают очень быстро. Детишкам в этом возрасте характерны сосание рук и рассматривание их, хватание игрушек и поворачивание головки, гуление и улыбка. Что еще отличает трехмесячного малыша от новорожденного, и каковы физиологические особенности таких деток?

Трехмесячный ребенок уверенно и прямо лежит на спинке. Его ручки подняты, малыш может играть с ними, сосать свои пальцы, рассматривать их. Ручки и ножки крохи в период бодрствования учатся хватать.

Ребенок в 3 месяца также может лежать на животике, держать головку , поворачиваться влево и вправо. Обычно ножки малыша расставлены в стороны, а коленки повернуты наружу.

Здоровый трехмесячный малыш одинаково хорошо кладет головку и на левую, и правую стороны. У него одинаковые складочки на ручках и ножках.

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца

По данным отечественных педиатров, в три месяца вес мальчиков составляет от 4,9 до 7 килограммов, девочек - от 4,8 до 6,3 килограммов. Минимальный показатель роста мальчиков - 56,5 см, максимальный - 62 см. У девочек эти показатели составляют соответственно 56,2 см и 61,8 см. Данные ВОЗ несколько отличаются. Так, вес мальчиков составляет от 5 до 8 килограммов. Девочек - от 4,5 до 7,5 килограммов.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца

Ночной сон трехмесячного малыша длится приблизительно 10 часов. Днем дитя такого возраста спит несколько раз. Обычно это два длинных периода сна (по часу-два) и два коротких дневных периода сна (минут по 30-40). Малыш в этом возрасте может долго засыпать, посасывая грудь. Засыпание длится по 20 минут. Следует отметить, что в этом возрастном периоде дети уже могут реагировать ухудшением сна на смену погоды и на полнолуние. Это может быть и более длительное засыпание, и беспокойный, прерывистый сон ночью.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца

В трехмесячном возрасте нормой считается 9-10 кормлений днем и 2-3 кормления ночью. Количество кратковременных прикладываний малыша к груди существенно сокращается. А еще во время кормлений дитя часто может отрываться от груди. В этом возрастном периоде перерывы между кормлениями составляют 2,5-3,5 часа. Если говорить о детях на искусственном вскармливании, то в сутки они съедают уже до одного литра детской смеси .

В этом возрасте педиатры советуют постепенно вводить в рацион ребенка фруктовый сок. Однако будет лучше, если это сделать после прививки через несколько дней. Сок можно давать, начиная с 2-3 капель, и в течение месяца эту дозу увеличивают до 2-3 чайных ложечек. Иногда рекомендуется сок разводить с водой. В 3,5 месяца при отсутствии противопоказаний можно ввести в рацион фруктовое пюре. Это нужно делать постепенно, после консультации с вашим педиатром.

Как часто должен какать ребенок в 3 месяца

В три месяца стул малыша на грудном вскармливании уже становится однородным и более регулярным. При этом его периодичность разная. Грудничок может какать ежедневно приблизительно в одно и то же время. Частота стула - 5 раз в день.

Но бывает, что ребенок какает лишь один раз в день или один раз в два дня. Для детей 3-4 месяцев это не является отклонением от нормы. Если малыш находится только на грудном вскармливании, то при такой периодичности не требуется клизм и слабительных при условии, что он хорошо себя чувствует и не капризничает.

Три месяца - это период активного гуления. Гласные уже превращаются в слоги. Повторением слогов „гу” и „агу” дитя может даже несколько минут „поддерживать” беседу с мамой или другим приятным ему собеседником.

Вообще в этом возрасте дитя требует больше внимания в виде общения, разговоров мамы. Речь ребенка развивается, появляются другие интонации. Это могут быть звуки в сочетании с эмоциями в ответ на увиденное, услышанное. Малыш гораздо больше проявляет желания общаться.

Когда с ним говорит мама, папа или другой родственник, он внимательно слушает или прислушивается. Да, пока он не понимает смысла ваших обращений, но уже отвечает взаимностью - улыбкой либо агуканием на ласковые слова мамы, хныканьем на речь незнакомого человека и незнакомый тембр голоса. Многим малышам нравится слушать музыку в этом возрасте. Одни любят тихую и спокойную, другие - танцевальную.

Часто малыши в 3 месяца разговаривают сами с собой. Играя с руками, они издают одни звуки, рассматривая погремушку, - другие. Ученые доказали, что детки, которым до года не хватало общения, в будущем станут шумными и неспокойными. Таким образом, они как будто восполняют дефицит общения с ними в возрасте до 12 месяцев.

Психологи советуют мамочкам озвучивать все свои действия и чаще разговаривать с малышом. Переодевая дитя, называйте предметы, с которыми взаимодействуете, части тела. Дитя быстрее будет вникать в названия частей тела, одежды, рисунков, на ней изображенных. Таким образом, уже в этом возрасте вы постепенно будете развивать будущие навыки речи ребенка, формировать его пассивный словарный запас.

Ребенок в 3 месяца плохо держит голову

Если к трехмесячному возрасту дитя еще не научилось самостоятельно и уверенно держать головку, не бейте тревогу. Вполне возможно, что все в норме, потому что не у всех детей развитие мышц одинаковое. Это зависит от комплекции, способности к динамическому поведению. Медленные, спокойные, флегматичные дети и головку держать начинают позже, а шустрые - гораздо быстрее. Развитие навыка держания головы может быть индивидуальным.

Конечно же, нормой является умение держать ее к достижению трехмесячного возраста. Некоторые детки уверенно проделывают это уже и в два месяца.

Понятие “удерживать головку” - это способность ребенка держать ее уверенно и прямо, если его поднимают вертикально, поднимать ее в положении, лежа на животе.

Если вас такое отставание тревожит, то сходите с ребенком на прием к невропатологу. Он поможет вам установить причины такого отклонения от нормы. Обычно это могут быть:

  • травмы ребенка при родах;
  • слишком слабый тонус мышц шейно-плечевого пояса;
  • проблемы с кормлением;

Иногда в три месяца дитя держит головку не прямо, а под углом, как бы на бочок. Очень вероятно, это патология - кривошея либо парез мышц шеи. Чтобы эту проблему устранить, невропатолог, скорее всего, назначит вам курс массажа. Возможно также в тяжелых случаях использование ношения ортопедической подушки, а в самых худших случаях - операционное вмешательство.

При кривошее у ребенка маме нужно заботиться о том, чтобы все игрушки и интересные ребенку предметы находились с проблемной для него стороны. Так дитя будет само прилагать усилия для поворота шеи и развивать ее.

Отсутствие координации глаз - норма для новорожденных. Это обусловлено природной незрелостью отделов мозга, которые отвечают за прямой взгляд. Каждый ребенок может несколько месяцев «стрелять глазами». Обычно такое явление проходит самостоятельно. У большинства деток выравнивание взгляда происходит к двум месяцам, у некоторых - к трем, иногда это происходит и в период с 3 до 5 месяцев. Это средние временные рамки.

И все же важно не проморгать проблему. Поэтому необходимо с малышом, который все так же косит в 3 месяца, нанести визит офтальмологу.

Врач грамотно оценит двигательные функции глаз вашего малыша. Он подскажет, как же именно избежать проблемы. Отметим, что сегодняшние методы исследования зрения детей не причиняют малышу беспокойства. Но они позволяют выявлять разные нарушения в виде близорукости и дальнозоркости, астигматизма и врожденной катаракты, аномалии зрительного нерва и патологию нервов, которые управляют движением глаз.

Особое внимание проблеме косоглазия у деток в 3 месяца следует уделить тем родителям, в семьях которых есть проблемы со зрением. Ведь генетический фактор - это уже серьезно. Сигнал тревоги для папы и мамы - отсутствие в этом возрасте реакции ребенка на включаемый свет, а также фиксации детского взгляда на игрушках, лице мамы.

Педиатры советуют лучше перестраховаться, нежели упустить время вследствие родительских сомнений по поводу проблем со зрением.

Если врач имеет сомнения или заподозрил отклонения в развитии зрительных органов вашего ребенка, то не стоит отмахиваться от его рекомендаций, надеясь на авось. На сигналы о нарушениях зрения нужно реагировать без промедления. Например, следствием затянувшегося косоглазия может быть недоразвитость бинокулярного зрения (то есть способности воспринимать изображение от правого и левого глаза как единое целое).

Ребенок в 3 месяца встает на носочки

Если в три месяца дитя пытается встать на носочки, то это может быть проявлением тонуса мышц стопы. Такое случается и от ходунков, но в более позднем возрасте. Если же вы несколько раз заметили попытки вставать на носочки, то обратитесь, опять же, к детскому невропатологу. Возможно, он направит вас с ребенком и к ортопеду.

Иногда вставание на носочки бывает связанным с проблемами позвоночника (это может быть и защемление), головы ребенка. В любом случае самостоятельно вам не удастся решить эту проблему. Так что обратитесь за помощью к специалисту.

Специально для - Диана Руденко

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?

В этой статье:

В первый год жизни развитие ребенка наиболее активное. После года, когда кроха научится ходить, он будет меньше набирать в весе и не так интенсивно расти. Поговорим о том, какие изменения происходят с крохой в 3 месяца, насколько более самостоятельным становится малыш и что умеет к этому возрасту.

Начнем с того, что в 3 месяца грудной ребенок так же зависим от мамы, как и раньше, в большинстве случаев находится на грудном вскармливании, ест и спит по часам. Многие малыши приучены к укачиванию перед сном, поэтому самостоятельно засыпают с большим трудом, требуя постоянного внимания взрослых.

Тем не менее, если сравнивать грудничка в 3 месяца с младенцем в первые дни после выписки из роддома, изменения колоссальны. Кроха выглядит уже не таким маленьким и беспомощным. От частого сосания у него округляются щеки, появляется второй подбородок и складочки на руках. Малыш воспринимает информацию более осознанно, узнает лица родных, радует близких открытой улыбкой.

Физические изменения малыша

В три месяца грудничок продолжает активно набирать в весе, особенно если получает грудное молоко по требованию. В среднем такая прибавка составляет 900-1000 граммов в месяц, но в отдельных случаях может достигать 1500 граммов. В длину малыш увеличивается примерно на 3 см. Ползунки, пеленки, распашонки, которыми мама пользовалась с рождения, становятся
безнадежно малы, поэтому самое время отправиться в магазин за обновками.

В 3 месяца у грудничка активно проявляется комплекс оживления, то есть бурная реакция на появление родных, а особенно мамы. Ребенок стучит ногами по кроватке, машет руками и пытается издавать звуки. Комплекс оживления лишний раз подтверждает, что развитие малыша протекает нормально.

Также можно отметить, что в 3 месяца грудничок уже достаточно уверенно и долго держит голову в вертикальном положении, а если его положить на живот, поднимает не только голову, но и плечи, выпрямляя руки, и будет осматриваться по сторонам. Некоторые детки уже в этом возрасте могут перевернуться со спины на бок и обратно.

Психологические изменения

Ярким подтверждением того, что психика малыша развивается в достаточно активном темпе, является его интерес к собственным частям тела, в частности к ручкам. Грудничок в 3 месяца уже совершенно осознанно может непродолжительное
время рассматривать руки и даже пробовать поймать одной другую.

Координация крохи пока несовершенна, поэтому сделать это ему сложно. Задача родителей - мотивировать кроху продолжать проявлять заинтересованность не только к ручкам, но и к игрушкам.

Достаточно будет вложить в руку младенцу небольшую и удобную игрушку, чтобы он ей не просто заинтересовался, но и попробовал поиграть. Сначала кроха рассмотрит новый предмет, затем обязательно прислушается к издаваемым им звукам и попробует на вкус.

Наблюдать за грудничком в такие моменты очень интересно. Слыша новый звук, кроха будет замирать, пытаясь не пропустить самое интересное, пробуя снова и снова повторять наиболее удачные движения. Именно с таких примитивных,
на первый взгляд, действий начинается выработка навыка самостоятельной игры.

Нужно ли родителям принимать участие в забавах младенца? Конечно же, нужно. Желательно сопровождать игры крохи комментариями, подбадривая его поглаживаниями и похлопываниями. Будет здорово, если ребенок сможет играть разными по текстуре игрушками для сравнения тактильных ощущений.

Задатки речевого развития

Конечно, о полноценной речи в 3 месяца говорить рано, тем не менее задатки
ее уже имеются. Груднички вполне осознанно агукают, пытаются произносить другие слоги, стараясь всеми силами привлечь внимание родителей и принять участие в разговоре.

Более развитым становится и слух малыша. Ребенок активно реагирует на звуки, ищет глазами их источник, поворачивая голову из стороны в сторону. Считается, что груднички положительным образом реагируют на классическую мелодичную музыку. Родители время от времени могут включать такие мелодии, таким образом способствуя развитию слуха крохи и помогая ему достичь спокойствия.

Стоило ли сомневаться, что в 3 месяца любимым среди звуков является мамин голос? Его кроха ни с чем не спутает и его рад слышать в любое время дня и ночи. Когда у малыша болит живот, голова или просто плохое настроение, ласковый и нежный мамин голос помогает ему найти силы и успокоиться, улыбнуться или уснуть.

Понимая это, мамы должны подумать о том, какие колыбельные они будут использовать для укачивания малыша. Будет лучше, чтобы это были одни и те же песни и мелодии, которые кроха запомнит
и которые будут у него ассоциироваться с мамой и безопасностью.

Стоит обратить внимание, что психическое и физическое развитие детей в 3 месяца имеют самую тесную и прямую связь. Общение с малышом, чтение книг, прослушивание любимых мелодий и игры будут способствовать общему развитию, как психическому, так и физическому, равно, как и регулярные занятия с зарядкой по утрам, играми на фитболе и купаниями.

Как ухаживать за грудничком?

В 3 месяца малыша можно попробовать перевести на определенный режим дня, если до этого это сделать не получалось из-за постоянно беспокоящих кроху коликов. Желательно придерживаться определенных часов кормления, сна, прогулок и купания.

Небольшие отклонения допустимы, но чем лучше получится соблюдать график, тем проще будет как маме, так и грудничку. В 3 месяца ребенок по-прежнему может есть через каждые 2-3 часа, купать его
нужно будет каждый день, гулять с ним – не менее 3 часов в день утром и после обеда.

Очень важный момент - это гигиена крохи. Регулярно нужно прочищать ему ушные проходы, нос, умывать глаза. Часто грязь и корочки скапливаются за ушами грудничка. Чтобы их удалить, нужно использовать специальное детское масло.

С помощью этого же масла можно удалять и корочки на голове, если к трем месяцам они еще не пропали самостоятельно. Снимать корочки нужно с помощью натурального гребня, после того как они размякнут в течение 15 минут.

Чтобы ребенок себя не царапал, ему нужно регулярно обстригать ногти как на руках, так и на ногах, причем делать это лучше всего во время сна и специальными безопасными ножницами, чтобы не поранить кроху.

Если в 3 месяца вы все еще продолжаете пеленать грудничка, то лучше от этой привычки отказаться. Чтобы развитие крохи протекало нормально, ему нужно быть достаточно активным, двигая руками
и ногами до усталости. Пеленание сковывает движения малыша и ограничивает его активность, а значит, и развитие.

Кроме обычного купания, грудничку очень полезно время от времени устраивать воздушные ванны, особенно летом. Дайте крохе возможность полежать нагишом и без памперса. В это время можно поговорить с малышом, показать ему игрушки, позаниматься с ним легкой гимнастикой. В помещении, где ребенок будет получать воздушные ванны, должно быть достаточно тепло.

Еще одно удивительное событие, с которым столкнутся родители грудничков в 3 месяца, - это первые слезы во время плача. Малыши к этому времени начинают плакать по-взрослому, со слезами, поэтому нужно будет обязательно протирать им глазки кипяченой водой.

Что нужно знать про колики?

В 2-3 месяца кишечные колики - это наибольшая проблема как для ребенка, так и для родителей. Чаще всего живот у малыша начинает болеть во время и после кормления. Если кроха начинает резко краснеть, отказывается от груди и плачет, то, скорее
всего, его беспокоят именно боли в животике. Продолжаться они могут от несколько минут до нескольких часов.

С чем связано появление мучительных коликов? В первую очередь с тем, что кишечник сформирован не до конца и пока только учится справляться с пищей, даже если это грудное молоко. Кроме того, дети не умеют самостоятельно выпускать газы, поэтому проще всего у них это получается во время плача. Как только колики заканчиваются, малыш засыпает, не тревожа больше близких пронзительным плачем.

Можно ли облегчить страдания малыша во время болей в кишечнике? Существует несколько способов:


Ближе к четырем месяцам кишечные колики будут мучить малыша все реже, вместе с тем появится новая проблема - зубы. Но пока об этом думать рано.

Навыки трехмесячного грудничка

В 3 месяца нормально развивающийся ребенок обычно способен:


Конечно, ни один ребенок никому ничего не должен, поэтому перечисленные выше навыки не являются обязательными.Каждый малыш развивается по своему сценарию и может в 3 месяца чего-то не уметь, зато к 5 перегнать сверстников по многим пунктам. Поэтому родителям нужно будет набраться терпения и продолжать общаться и играть с малышом, стимулируя его развитие.

Особенности питания грудничка

Если грудничок в качестве основного питания получает грудное молоко, то в 3 месяца не так просто определить то количество, которое он съедает за один раз. В среднем это 120-140 граммов за одно кормление и, при условии шестиразового питания, порядка 800-850 граммов в сутки.

Чтобы узнать,
сколько молока нужно крохе, достаточно будет его вес разделить на шесть. Если молока очевидно не хватает, малыш не наедается, а улучшить лактацию не представляется возможным, можно в рацион в качестве прикорма ввести адаптированные под грудное молоко молочные смеси.

Ни в коем случае нельзя пробовать кормить грудничка в 3 месяца магазинным молоком. Состав его совершенно не подходит для малышей этого возраста. Некоторые мамы уже в 3 месяца пробуют вводить первый прикорм в виде фруктового сока или пюре. Так ли это необходимо в вашем случае? Правильным будет до принятия решения получить консультацию у педиатра.

Как развивать трехмесячного грудничка?

В 3 месяца ребенок уже достаточно любознателен. Он проявляет интерес к новым предметам, пытается все потрогать как пальчиками, так и ртом. Полезным в этом возрасте будет развитие тактильных навыков крохи. Так, например, можно на бортиках его кроватки закрепить игрушки, издающие при касании мелодичные звуки.

Также развивать тактильные навыки крохи можно с помощью разных на ощупь
игрушек или игрового коврика. Развивать зрение малыша можно простым способом, надевая на его ручки и ножки цветные носочки и меняя их местами.

Не стоит забывать разговаривать с крохой, повторяя его звуки, пытаясь установить контакт «глаза в глаза». Общаться с грудничком нужно постоянно, в том числе во время переодевания, гимнастики, игр и купания. Это положительным образом скажется на его психическом развитии.

Развлечения для малыша в 3 месяца

В три месяца кроха уже способен концентрировать внимание на протяжении трех минут. За это время ему можно рассказать короткий стишок, потешку или спеть песенку. Также малыш проявляет интерес к игрушкам, которые пробует на зуб и активно вертит в ручке.
Можно поиграть с крохой, делая вид, что пытаетесь забрать игрушку. Такое развлечение ему обязательно придется по душе.

Для развития моторики, а значит, и речи в будущем обязательно стоит играть с малышами в пальчиковые игры, например в «сороку-белобоку», которая помогает ладошкам расслабиться.

В 3 месяца грудничку уже можно показывать разнообразные яркие и контрастные картинки с изображениями животных, природных явлений, лиц людей, выражающих разные эмоции.

Медицинское сопровождение

В 3 месяца малыш должен пройти медосмотр у врача, который определит уровень его физического и психического развития. С врачом можно будет обсудить режим дня малыша, питание, а также прививки и оздоровительный массаж.

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

Трехмесячный ребенок:

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, - это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития - и об этом должны помнить все - у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума - любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать - тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.