Ребенок – изгой в классе. Как решить проблему? Что делать, если ваш ребенок – изгой в классе

Не только ярко выраженные отличия ребенка от сверстников могут вызвать неприятие его коллективом . Бывает, что мальчик в инвалидном кресле или девочка в смешных очках воспринимаются одноклассниками совершенно нормально. А бывает и так, что ребенок, чья одежда (всего лишь) выглядит бедно или, напротив, чересчур ярко, дорого и изысканно, вызывает настолько негативные эмоции у других детей, что ее обладатель становится персоной «нон грата» и чувствует себя крайне неуютно.

Как в классе появляются изгои

Ребенок – изгой в классе

По мнению психологов, в детских коллективах (класс, группа) часто происходит концентрация эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Всем известно, что радоваться гораздо приятнее вместе с друзьями, но ведь и отрицательные эмоции – гнев, ненависть, злость и презрение – хочется выплескивать, испытывая поддержку окружающих.

Безусловно, поведенческие характеристики закладываются в семье. Там же и рождаются стереотипы поведения: ребенок, на глазах которого отец постоянно обижает маму или пожилых членов семьи, поневоле копирует эту манеру поведения. Кроме того, желание проявить агрессию рождается вследствие подавления его собственной личности, так формируется характер того, кто преследует.

А преследуемым обычно становится тот ребенок, который привык к подчиненной роли в семье. Таких детей не приучают отстаивать свою собственную точку зрения, они уверены, что к ним не прислушиваются, их мнение ничего не стоит. Вот и в классе, среди сверстников, такой ребенок по привычке ведет себя точно так же, постоянно ожидая насмешек, злых шуток или, что еще хуже, полного игнорирования.

Какими бывают изгои

Ребенок – изгой в классе

Вовсе не обязательно, что ребенок-изгой непременно будет замкнутым, робким и запуганным. Детские психологи выделяют несколько психотипов таких детей:

  • Клоун – удивительно, но такие дети сами подставляют себя под насмешки, отгораживаясь от детского коллектива, не желая жить по общепринятым в данном социуме правилам, которые им не по душе. Изгои-клоуны обычно весьма развиты, что позволяет им никогда не доводить конфликтную ситуацию до критической точки: в какой-то момент они способны вызвать смех одноклассников, совершив нелепый поступок или сказав нечто несуразное. Этот тип наименее травматичен для .
  • «Белая ворона» – так называют детей, которые, в отличие от клоунов, никак не могут управлять ситуацией, поскольку существуют внешние причины и факторы, делающие их непохожими на других. Как правило, это дети иной религии, иной расы или этнической группы, соответственно, их внешний вид (одежда, цвет кожи) и манера поведения становятся барьером, отгораживающим их от сверстников.
  • Антагонист – этот тип самый тяжелый. Дело в том, что антагонистами становятся дети, которые в силу воспитания и атмосферы в семье ведут себя крайне эгоистично и считают себя лучше и умнее всех других ребят в классе. Их поведение вызывающе надменное, они сами провоцируют негативное отношение сверстников к себе, потому как постоянно подчеркивают свое превосходство и уникальность. Такие и унижать всех подряд, и даже учителя порой становятся мишенью для их злословия.

Стоит отметить, что к какому психотипу ни относился бы ребенок-изгой, существует общая черта характера, объединяющая всех: это неспособность конструктивного мышления. Такие дети не могут осознать истинную причину, сделавшую их изгоями, они не пытаются исправить ситуацию и почти всегда обвиняют в своих неприятностях одноклассников, не задумываясь о своем собственном поведении.

Как помочь ребенку-изгою

Ребенок – изгой в классе

Решение этого вопроса, прежде всего, становится задачей родителей и лишь во вторую очередь – педагогов. Очень важно вовремя заметить, что у школьника не складываются отношения с другими детьми, ведь гораздо проще и безболезненнее исправить ситуацию, пока она еще не превратилась в серьезную проблему.

Итак, первое, что нужно сделать родителям, это откровенно поговорить с ребенком и выяснить, что именно происходит у него в классе. Ни в коем случае нельзя давать никаких оценок и делать выводы, пока картина полностью не прояснится.

Второе – придется поговорить с учителем, таким образом удастся взглянуть на проблему с другой стороны. Но ребенок не должен присутствовать при этом разговоре, лучше если он вообще не будет об этом знать. В противном случае существует риск, что отношение ученика к учителю резко изменится, он может начать стесняться, замкнуться, потому как подумает, что учитель им недоволен, или же будет вести себя агрессивно, решив, что педагог поддерживает его обидчиков.

Не следует обещать своему ребенку, что накажете тех, кто его обижает. Во-первых, такое вмешательство в детский конфликт может лишь усугубить ситуацию. Во-вторых, маленький человек должен сам, по мере своих сил, справиться с проблемой. Так он научится быть сильным и сможет защитить себя сам.

Разумеется, здесь речь не идет о физическом способе разрешения конфликта, напротив, ребенка нужно научить «разруливать» ситуацию мирным путем. Например, если над ним подшучивают и смеются, предложите ему рассмеяться вместе со всеми. Объясните, что такое поведение обескуражит обидчиков, ведь они ждут его слез. Тогда, не получив желаемого, им уже не будет интересно издеваться над своим одноклассником.

Изгой в классе. Как предотвратить трагедию?

Каждый коллектив строится, функционирует и развивается по определенным законам. В каждой группе (детской, подростковой или взрослой) есть популярные люди и не очень. В любой группе время от времени могут возникать недопонимание и конфликты. В «здоровом» коллективе любая конфликтная ситуация - это ступень к дальнейшему развитию, но, к сожалению, в детских коллективах это встречается не так часто.

Как правило, мы сталкиваемся с явлением, которое называется буллинг (от англ. bully - задирать, запугивать). Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку «жертвы» (изгоя) и её деятельности, отказ в доверии. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг. Это ситуация, при которой «жертва» получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или в социальных сетях. Насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребёнка-изгоя не меньше, чем традиционные формы школьного преследования.

Изгоем ребенок может оказаться в случае игнорирования, когда просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются жизнью одноклассника. Причины, по которым дети в школьной жизни порой вынуждены примерить на себя статус изгоя, могут быть абсолютно разными: от недостаточно красивой, по мнению одноклассников, одежды, до низкой самооценки и неумения общаться.

Кто такие изгои? Как правильно себя вести родителям в сложившейся ситуации? Давайте попробуем разобраться.

В ситуации травли всегда есть «зачинщики», их «жертвы» и, конечно, «преследователи» - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Важно понимать, что чаще всего в основе преследования зачинщиками кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо. Как правило, самоутвердиться за чей-то счет стремятся дети, сами не уверенные в себе, это некая компенсация своих обид и ощущения собственной неполноценности. Если говорить о «преследователях», то здесь следует отметить в первую очередь их несамостоятельность, нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в себе.

Теперь о самих изгоях. Наблюдая за взаимоотношениями в классном коллективе, можно отметить, что зачастую отвергаемые дети могут сами провоцировать нападки в свой адрес. Временами они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые реакции. Как правило, дети обижают тех, кто обижается, кто «выдает» бурную реакцию, будь то драка или слезы, на любое поддразнивание, замечание, высказывание в свой адрес. В «жертве» всегда есть что-то такое, что провоцирует нападки со стороны окружающих. Это может быть необычная внешность (заметные шрамы, хромота, косоглазие), мягкий характер, неумение за себя постоять, неумение общаться, неопрятная одежда, частые пропуски занятий, слабая успеваемость и тому подобное.

Распространенное мнение о том, что дети должны учиться сами решать конфликт между собой, в данном случае не является верным. В подобных случаях просто необходимо вмешательство взрослых.

В соответствии с личностными особенностями ребенка и отношениями, сложившимися в классе, реакция и поведение родителей будет варьироваться. Вот примерный алгоритм действий для родителей:

  1. Прежде всего, нужно разобраться в причинах подобной ситуации.
  2. Необходимо поддержать своего ребенка, научить его быть более активным, спокойнее реагировать на замечания и защищать себя.
  3. Нужно больше хвалить и поощрять ребенка, отмечая даже самые мелкие достижения, и не ругать за плохие оценки. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его обижать и дразнить. Чувствуя защиту своей семьи, ребенок сможет в конечном итоге научиться самостоятельно справляться с проблемами, давать отпор тем, кто его обижает.
  4. Объясните и покажите ребенку, как можно изменить его поведение, приведите и проиграйте различные ситуации по ролям. Важно понимать: если стереотип поведения сложился, то любой поступок будет предсказуемым и будет проигрываться по заданной схеме. Но если вы научите его на стандартные обстоятельства реагировать неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих одноклассников, но и сделать шаг к преодолению этого стереотипа. Например, вместо того, чтобы на обидное замечание начинать драться или плакать, начать смеяться вместе со всеми или отпустить какую-нибудь шутку.
  5. Важно, чтобы вы прислушивались к своему ребенку и помогали ему соответствовать требованиям школы, возраста и не быть «белой вороной». Например, если девочка-подросток хочет современную сумку, не стоит заставлять ходить ее в школу с детским ранцем, или настаивать на одежде, которую она считает несовременной.
  6. Приложите усилие и помогите вашему ребенку наладить общение с одноклассниками в школе и вне ее. Например, можно пригласить их в гости на тематическую вечеринку, день рождения. Помогайте ребенку участвовать в классных мероприятиях, поездках, экскурсиях, дополнительных секциях, групповых занятиях.
  7. Не надо приходить в школу и лично разбираться с «обидчиками» своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, обратиться к школьному психологу и попросить их понаблюдать и разобраться в ситуации.

Родителям необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей и принимать в ней активное участие, чтобы быть в курсе событий и своевременно на них реагировать.

Очень часто ситуация «изгоя» в классе складывается не случайно и многие случаи проще предотвратить, чем разбираться с последствиями. Если в классе есть изгой, это проблема всего коллектива, а не одного конкретного ребенка, так как идет нарушение развития межличностных отношений у каждого ребенка, что в дальнейшем может сказаться на системе их жизненных ценностей и отношений. Проблему школьной травли и игнорирования невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные симптомы. Любое вмешательство в этой ситуации должно быть комплексным, то есть необходимо выявить причины, мотивы участвующих сторон и оказать им необходимую помощь. Важно не закрывать глаза на существование проблемы и подойти к решению деликатно. Если ваша семья столкнулась с подобной ситуацией, помните, что в школе есть психологи, которые могут помочь в разрешении этого вопроса. 

Как правило, разговоры об учительской несправедливости и нелогичности - это «любимый конёк» подростков. С одной стороны, они по сравнению с младшими школьниками более критично относятся к взрослым, с другой - у них больше уверенности в своих силах, своей способности конфронтировать со взрослыми вообще и с учителями в частности.

Пап, а это нормально...?! Математичка дала нам контрольную без предупреждения; литераторша хочет, чтобы мы за две недели прочитали "Войну и мир", физрук сказал, что я слабак, если не могу подтянуться десять раз... - вариации на тему могут быть самыми разными. Уже в самой постановке вопроса скрыто утверждение о том, что как минимум одному человеку - вашему сыну или дочке - описываемая ситуация нормальной отнюдь не кажется и вызывает массу негативных чувств.

Что же это могут быть за чувства? Злость, раздражение, обида, страх, тревога, растерянность и стыд. Первые три возникают в тех случаях, когда подросток считает, что с ним поступили несправедливо. Страх - это эмоциональный ответ на ситуацию опасности, причем в отличие от тревоги, при страхе всегда есть представление о том, что именно пугает. Стыд возникает в ответ на упрек внешний (т.е. реально произнесенный) или внутренний (когда я сам себя упрекаю), причем только в том случае, если этот упрек воспринимается как явное указание на неприемлемость, неадекватность, недостойность поступка. И, наконец, растерянность появляется чаще всего тогда, когда учитель, которого подросток уважает или хотя бы привык слушаться, говорит или делает что-то, что не кажется подростку справедливым, правильным или хотя бы допустимым.

Любая ситуация может вызывать какую-то одну эмоцию или же пробуждать целый их "букет". Так, например, подросток может злиться на учителя за то, что тот дал контрольную работу и стыдиться полученной двойки или бояться нагоняя от родителей. За рассказом вашего ребенка о том, что учитель накричал на кого-то из одноклассников, использовал в его адрес оскорбительные выражения или выгнал из класса, может помимо злости стоять страх, что с ним самим могут однажды поступить точно также (накричать, оскорбить, выгнать).

О какой бы ситуации ни шла речь, очень важно удержаться автоматического "присоединения" к своему ребенку в его осуждении учителя или от такого же автоматического объяснения, что он или его друзья сами виноваты в своих неприятностях. В первом случае вы рискуете настроить подростка против учителя и серьезно затруднить их отношения. А при регулярном повторении этого сценария еще и сформировать у подростка уверенность, что в любых возникающих у него проблемах в школе всегда виноваты учителя и только учителя - не нашли с ним контакт, не мотивировали его на учебу, не смогли объяснить материал так, чтобы он понял. Во втором случае (когда взрослый объясняет подростку его неправоту) есть риск испортить отношения со своим ребенком. Ведь никто не любит слышать в ответ на свои переживания высказывания в духе "Сам виноват".

Чего же ждет подросток и чем ему можно помочь? Того же, что и любой человек, оказавшийся в непростой для себя ситуации и испытывающий в ней какие-то сильные чувства - понимания и поддержки. И задача взрослого - помочь подростку осознать свои чувства, справиться с ними и найти выход из трудной ситуации.

Для решения этих задач подростка нужно прежде всего выслушать. Это как раз тот случай, когда хорошо работает прием, который называют эмпатическим или активным слушанием. Такое слушание предполагает, что мы пытаемся понять ситуацию и отразить те чувства, которые стоят за словами собеседника. На практике это может выглядеть так.

Подросток (П.): Она опять закатила нам контрольную без предупреждения!

Взрослый (В.) Похоже, ты здорово сердишься.

П.: Ага, так она еще и прибавила, что, типа, не понимает, в чем проблема - в контрольной будут задачи, аналогичные тем, что были заданы на дом. Контрольная не домашка! Дома сиди и думай, сколько хочешь. А тут 40 минут и всё!

В.: Тебе не хватило времени, и ты боишься, что плохо написала?

П.: Да, не... Не очень. Ну, не оценки, в смысле. Просто обидно. Мне контрольные писать трудно, даже если нормально тему знаю, всё равно боюсь, а тут Наталья Александровна так об этом говорит, будто это так просто.

Такое слушание позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации, побудить подростка к более подробному рассказу о том, что его волнует, продвигает его в самостоятельном решении проблемы. Эта самостоятельность может проявиться по-разному: как возникшее у ребенка решение проблемы или как просьба о помощи или совете. На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы между тем, чтобы сразу предложить совет или помощь и тем, чтобы предложить их после просьбы со стороны своего ребенка. Но на самом-то деле разница довольно существенная.

В первом случае взрослый сразу предлагает свое готовое решение. Это может быть обидным, ибо даёт понять, что ситуация, которая представляется ему трудной, для вас - "плёвое дело". Опять же, когда подросток захвачен своими переживаниями, ему может быть трудно адекватно воспринять совет родителя, особенно, если следование этому совету требует частичного признания своей неправоты или значительных усилий по его реализации.

Во втором случае, при неспешном обсуждении проблемы, у подростка появляется возможность самому найти решение или же сформулировать, в чем именно ему нужны помощь или совет и спокойно принять их.

А если я считаю, что подросток неправ, что он не имеет права злиться или обижаться на учителя? Неправ и не имеет права на какие-то чувства - это совсем разные вещи, хотя часто они упоминаются через запятую. Любой человек имеет право испытывать в любой ситуации любые чувства, т.к. это "отражение" индивидуального видения ситуации, и сами по себе они не могут нанести никакого вреда другому человеку. Возможно, подросток просто неверно понял ситуацию, и тогда его чувства изменятся, как только он сможет в ней разобраться. Возможно, в ситуации есть какие-то неочевидные для вас моменты, тогда важно постараться понять, какие именно. Высказать свою точку зрения вы успеете, когда эмоциональный накал ситуации несколько спадет, и подросток сможет услышать ваши логические замечания.

А если активное слушание не помогает: ребенок все равно остается при своем мнении? Активное слушание - это не способ менять мнение ребенка, не способ добиться того, чего вы от него хотите. Это способ показать ребенку, что вы его понимаете и принимаете, способ поддержать или наладить с ним теплые любящие отношения. Ответом на ваши искренние участие и интерес будут искренность и доверие подростка, его готовность делиться с вами своими радостями и горестями, вера в вашу любовь и понимание.

Бывают, однако, ситуации, когда сопереживания, эмоциональной поддержки и совета недостаточно. Это ситуации, когда слова или действия учителя оскорбительны или опасны для физического или психологического состояния подростка. В этих ситуациях вам необходимо стать посредником между ним и учителем, возможно, привлечь школьного психолога и администрацию. Обязательно предупредите подростка о своих намерениях и получите его согласие. Подросток должен знать, что во всех ситуациях, которые ему действительно не по силам, мама и папа без сомнения придут на помощь.

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в образовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учащихся наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” учителей. Кто-то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: “За что такое отношение?”. Кто-то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки.

Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Четких определений основных понятий “дети-изгои”, “отверженность” в научной литературе нет. Мне удалось выделить следующие психологические особенности детей-изгоев:

– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.

Я изучила причины отверженности детей и пришла к выводу, что такими причинами могут быть:

– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мереигровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– застенчивость;
– низкий социоэкономический статус;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.

Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.

Первая – считают своего ребёнка всегда правым.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.

Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.

Четвёртая родительская ошибка - долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
  2. Работа с классом в целом.
  3. Работа с отвергаемым ребёнком.
  4. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: “Из-за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!”, “Скажите спасибо Пете, из–за его выходок вы все будете наказаны” и т. п.

Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Негативную роль играет “эффект ожиданий”. Поэтому педагогу необходимо уделять внимание всем учащимся, найти возможность контакта с каждым ребенком, хвалить учащихся справедливо, учитывать индивидуальные особенности.

Но если была упущена возможность предотвращения появления ребенка-изгоя в классе, то существует несколько подходов, именно педагогической помощи.

Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.)

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.
  2. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) с классным коллективом (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.):

  1. Изучение психологического климата в классном коллективе, уровня групповой сплочённости – разобщенности группы.
  2. Мероприятия по развитию толерантности.
  3. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами. Например, зная способности непопулярного обучающегося, можно предложить ему подготовить сообщение на классном часе или на уроке, показать всему классу его рисунки (если ребенок увлекается рисованием), подготовить танец для внеклассного мероприятия и т.п.

Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь выражать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки, должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно пресекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всегда много интересных игровых методов.

Используемая литература:

  1. Бурдыгина Т.Н., Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 234 с.
  2. Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2007. – 167 с.
  3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе?: метод. пособие. – Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2000. – 193 с.
  4. Кравцова М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 245 с.
  5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2001. –164 с.
  6. Сперанский А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои.: Красноярск: Первая публикация. Брошюра “Социология ученического класса”, 2000. – 145 с.
  7. Шипилов А.И. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 90–93.

Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе. Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников. Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.

Почему ребенок становится изгоем

Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть. Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью. Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.

В любом детском коллективе можно выделить лидера, популярных детей-«звезд», общую массу, которая «как все» - толпа, следующая за остальными, игнорируемых детей. Они, в принципе, не подвергаются преследованию, но и не являются популярными. Самым низшим звеном этой иерархии, будет ребенок-изгой, своего рода оппозиция, на котором весь класс «отыгрывается» и сбрасывает негативные эмоции.

Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело. В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике. Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.

Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников. Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку. Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.

Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.

Как помочь ребенку-изгою

  • Если вы узнали о том, что ваш ребенок подвергся травле, не стоит принимать необдуманных шагов и бежать в тот же день разбираться с обидчиками . Так вы можете только навредить. Возможно, на некоторое время, даже на несколько дней, агрессоры прекратят свои издевательства, но в результате, станет только хуже. Ребенка, который и так является изгоем, будут считать доносчиком, а это не добавит ему популярности. Обидчики станут изощреннее и начнут действовать более скрытно, но при этом не менее унизительно и агрессивно.

Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию. Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.

  • Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации. Чтобы вам при этом не говорили школьные «педагоги». Жертве травли и так очень тяжело. Не усугубляйте положение ребенка, который подвергся преследованию. Это может привести к самым непредсказуемым, но всегда трагическим последствиям. В этой ситуации нужно очень осторожно разобраться, чтобы не покалечить психику ребенка окончательно.

Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой. В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.

  • Самый правильный вариант в этом случае – перевести ребенка в другую школу, желательно подальше. Никакие доводы, что «нужно самому решать эти проблемы», «дай сдачи, не будь слюнтяем», «другая школа далеко и мне неудобно отводить туда ребенка» не должны помешать переводу.

Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.

Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.

А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?

Первый - это клоун . Такие дети, хоть это и удивительно, самостоятельно подставляют себя под насмешки одноклассников. Они попросту отгораживаются от детского коллектива, так как не желают жить по правилам, принятым в данном социуме, которые им не по душе. Обычно такие дети очень развиты, и это качество позволяет им никогда не доводить до критической точки конфликтную ситуацию. В какой-то момент они могут попросту совершить какой-то нелепый поступок или сказать что-то забавное. Стоит отметить, что для детской психики такой тип наименее травматичен.

Второй психотип называется «белая ворона» . В отличие от уже знакомых нам «клоунов», такие дети не в состоянии управлять ситуацией, ведь существуют какие-либо внешние факторы или причины, делающие их совершенно непохожими на других. Зачастую это дети другой расы, религии, этнической группы. По этой причине их цвет кожи, одежда, да и внешний вид в целом могут стать своеобразным барьером, который отгораживает их от сверстников.

Самый тяжелый психотип - это антагонист . Антагонистами становятся те мальчики и девочки, которые из-за ситуации в семье или воспитания ведут себя в высшей мере эгоистично, считают себя умнее всех и лучше всех в классе. Обычно поведение таких детей надменное, они регулярно настраивают сверстников против себя, поскольку постоянно подчеркивают свою уникальность и превосходство. Такие дети могут унижать, оскорблять всех одноклассников.

Однако неважно к какому типу относится ребенок-изгой. В любом случае существует общая черта характера, которая объединяет всех таких деток - это неспособность конструктивно мыслить. Дети-изгои не понимают, по какой причине они стали изгоями, не планируют никак исправить сложившуюся ситуацию. В основном в своих бедах они обвиняют одноклассников, а о своем поведении даже не думают.


Итак, что же делать, если ваш ребенок изгой? Для начала родителям стоит поговорить с ребенком начистоту, узнать, что происходит у него в классе. Не стоит делать никаких выводов до тех пор, пока ситуация не прояснится. Кроме того, можно поговорить с учителями. Возможно, так вы сможете посмотреть на проблему по-другому. Однако при этом разговоре ваш ребенок не должен присутствовать, идеально, если он вообще не будет о нем знать. В противном случае ребенок может поменять свое отношение к педагогу.

Не нужно обещать ребенку, что вы непременно накажете его обидчиков. Вмешательство родителей в конфликт может попросту усугубить уже сложившуюся ситуацию. Дайте ребенку возможность самостоятельно справится с проблемой, таким образом кроха станет куда более сильным и научится защищать себя.

Важно понимать: скорее всего та причина, по которой ваш мальчик или девочка стал изгоем в классе, кроется в самом ребенке. Детский коллектив - это просто индикатор, который позволил рассмотреть проблему. Нужно постараться создать дочке или сыну условия, которые помогут ему избавиться от комплексов. К примеру, если ваш малыш любит рисовать в одиночестве и вообще не стремиться с кем-то общаться, то постарайтесь записать его в художественную школу или кружок рисования. Там он сможет найти друзей со схожими интересами. Старайтесь приглашать детей в гости - ваш сын или дочь обязательно отблагодарит вас за это. Вот увидите, ребенок вскоре избавится от комплексов и в итоге в его классе воцарится мир и покой.