Что должен уметь ребенок ы 7 месяцев. Режим дня и рацион питания семимесячного крохи

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 22 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

Что должен уметь малыш в 7 месяцев? Какой рост и вес у мальчиков и девочек в этом возрасте? Какими навыками обладает 7 месячный ребенок? Как развивать дальше, что про развитие ребенка в 7 месяцев говорит Комаровский? Об этом поговорим в статье.

В семь месяцев кроха стремительно развивается и изучает окружающий мир. Самыми знаменательными событиями становятся:

  1. Освоение навыка ползания,
  2. Умение самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот,
  3. Способность сидеть и стоять, держась за мамину руку или другую опору.

Физическое развитие: рост и вес ребенка в 7 месяцев

К семи месяцам малыш прибавляет в весе уже по 400-600 грамм и достигает планки в 8-9 кг. При этом его рост увеличивается примерно на 2 см, в среднем семимесячные дети вырастают до 68-70 см. Есть незначительные отклонения в большую или меньшую сторону, это нормально — все дети индивидуальны, и говорить, что малыш «должен» быть определенного роста и веса — неправильно.

Для вашего удобства средние и граничные показатели роста и веса мальчиков и девочек в 7 месяцев добавили в таблицу:

*На мобильных устройствах пользуйтесь скроллингом - двигайте таблицу влево-вправо

Таблица норм роста и веса ребенка в 7 месяцев

Показатель Мальчики
в 7 месяцев
Девочки
в 7 месяцев
Среднее значение
в 7 месяцев
Вес, кг 6,7-10,3 6,0-9,8 7,6-8,3
Рост, см 64,8-73,5 62,7-71,9 67,3-69,2
Окружность головы, см 41,5-46,4 40,2-45,5 42,8-44,0
Окружность грудной
клетки, см
42,5-48,9 42,7-47,2 44,6-45,5
Примерная
длина стопы, см
10,5-11,7 10,0-11,3 10,3-11,5

Размер головы грудничка за месяц увеличивается примерно на 0,5 см, так же, как и обхват грудной клетки. При этом здоровый малыш в 7 месяцев имеет окружность грудной клетки больше, чем обхват головы.

У некоторых детей в 7 месяцев уже есть четыре зубика: два резца сверху и два снизу. Но в этом вопросе всё индивидуально. Возможно, что первый зубик вылезет только к году или чуть позднее.

Умения малыша

Многие родители внимательно относятся к тому, что умеет делать ребенок в 7 месяцев. К этому времени у него формируются самые важные навыки – малыш начинает быстро ползать и сидит без какой-либо поддержки. Кроха держится на ножках уверенно, опираясь на что-то, он может встать на коленки и на носочки самостоятельно.

Начиная активно ползать, семимесячный младенец расширяет свое пространство. Не рекомендуется мешать ползанию, ведь оно укрепляет мускулы, брюшной пресс, способствует развитию мышц. Кроме этого, когда ребенок ползает, усиливается легочная вентиляция, которая улучшает кровоснабжение как мышц, так и внутренних органов.

Если ребенок в 7 месяцев не ползает — в этом нет ничего страшного! Есть детки, которые пропускают этап ползания и сразу начинают ходить. Это ни в коем случае не говорит о каких-либо отклонениях в развитии. такой ребенок может сам топать без поддержки.

Обеспечение безопасности

Семимесячного кроху уже сложно удержать на месте. Способность передвигаться дает возможность самостоятельно исследовать квартиру и интересующие его предметы. Вокруг столько интересного, и всё это нужно потрогать и, возможно, разобрать и попробовать на вкус!

В связи с тем, что малютка активно изучает окружающее его пространство, требуется ограничивать поле его действий. Территория, которую покоряет младенец, должна быть безопасна.

Существует масса изобретений:

  • насадки из силикона, предназначенные для острых углов;
  • заглушки на розетки;
  • фиксатор для дверей;
  • наклейки для стекол (данное приспособление не дает стеклу разлететься на мелкие осколки, если его разбивают).

Развитие и питание малыша в 7 месяцев

В семь месяцев ребенок может уверенно держать в руке ложку и даже пытаться ей кушать. К этому моменту можно купить крохе набор столовых приборов: ложку, вилку с закругленными концами, кружечку и тарелочку.

Но главная еда крохи в семь месяцев, по-прежнему, мамино молоко или подходящая молочная смесь. Прикорм постепенно замещает дневные и вечерние приемы пищи. Особенно это важно вечером — ребенок лучше наедается и хорошо спит ночью. Если вы не сделали этого раньше, в 7 месяцев пора вводить прикорм.

Таблица прикорма для детей в возрасте 7 месяцев по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

Готов ли ребенок к прикорму можно узнать по таким признакам, как:

  • выплевывание еды, которая ему не нравится;
  • интерес к пище – кроха пытается выхватить еду из рук у родителей или из тарелки, постоянно наблюдает за тем, как и что они едят;
  • готовность кишечно-желудочного тракта – приблизительно кишечник маленького человека начинает вырабатывать энзимы , помогающие пище усваиваться. Поэтому, если стул малыша после первого прикорма изменился, то прием твердой пищи стоит временно прекратить;
  • рефлекс по выталкиванию корня языка постепенно угасает – если ребенок давится небольшим количеством пищи, то прикорм необходимо ненадолго отложить;
  • готовность и умение крохи сидеть без посторонней поддержки. Когда ребенок сидит не слишком уверенно, увеличивается вероятность того, что он подавится пищей.

  1. На завтрак — мамина грудь при ГВ или смесь при искусственном вскармливании,
  2. Второй завтрак (до обеда) — грудное молоко или бутылочка со смесью,
  3. Обед — овощное пюре с прокрученным и перетертым мясом,
  4. Полдник — фруктово-зерновая каша,
  5. Ужин — молочно-зерновая каша.

Изучение пищи, на теплоту и густоту, является нормой для малыша семи месяцев. Не стоит ругать кроху за размазывание еды по столу и по себе. Такое поведение свидетельствует о хорошем развитии ребенка и благоприятно влияет на мелкую моторику.

Начать прикорм лучше с чего-то более густого, иначе одежда, стол и окружающие предметы рискуют быть испачканными. В любом случае — самое время учиться самостоятельности.

Приучение к горшку

Рацион малыша меняется, так же как и его стул. С появлением мяса и овощей, он становится более густым, поэтому родители должны постепенно . При этом горшок должен быть теплым, а время нахождения крохи на нем не должно превышать 10 минут. Наиболее подходящее время для этого – после сна.

Нужно учитывать, что ребенок начнет сам садиться на горшок и следить за состоянием своего мочевого пузыря и кишечника не раньше 2,5 лет.

Сон

Беспокойный сон становится настоящей проблемой. Причиной обычно является высокая физическая активность в течение дня. Теперь малыш не сидит на месте ни минуты. И даже во сне он может переворачиваться и перемещаться по кроватке.

Эмоциональное и психическое развитие ребенка в 7 месяцев

В семь месяцев ребенок очень привязан к маме и порой тяжело переживает даже недолгое расставание с ней. Для того, чтобы исключить такую эмоциональную встряску обязательно нужно объяснить крохе, что мама уходит совсем ненадолго и скоро вернется. Иначе у ребенка может закрепиться страх, что мама может исчезнуть в любой момент и без предупреждения.

Запреты не должны быть повсеместными. Развитие ребенка требует исследований, поэтому новенький телефон или оставленный на виду крем для рук могут быть испробованы на вкус. Лучше спрятать опасные предметы, нежели запрещать их брать.

Что понимает ребенок в 7 месяцев

К семи месяцам ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на предмете. К примеру, когда он играет с игрушкой, а к нему подходит мама или папа, кроха смотрит на них, но практически сразу возвращается к тому, чем он занимался раньше.

Юный исследователь уже понимает, что предметы можно вставить друг в друга, а также что целое делится на несколько частей. Пора покупать ему игрушки типа матрешек — пусть кроха их разбирает и собирает.

В это время малыш понимает, что спрятанный предмет не исчезает, а продолжает свое существование. Рекомендуется играть с крохой в игру «Ку-ку» , когда кто-нибудь или что-нибудь прячется под одеяло или пеленку, а потом появляется вновь. Можно пробовать прятать самого ребенка, чтобы он самостоятельно освобождался.

Интерес к изучению к окружающему миру должны поддерживать родители. Нужно давать разные по своим свойствам предметы: большие и маленькие, твердые и мягкие.

Каждый день можно изучать по одному цвету. Например, повесить в комнате зеленый воздушный шарик, достать все игрушки зеленого цвета, взять пакет зеленого цвета и складывать игрушки в него. На следующий день повторить эти действия с красным, синим или желтым цветом. Также в семь месяцев детей уже интересуют различные пирамидки, мягкие кубики и крупная мозаика.

После того, как малышу исполнилось семь месяцев, начинается формирование представления о самом себе. Ему интересно, как он будет выглядеть в том или ином положении – вниз головой, лежа на боку или сидя. Постепенно кроха становится более уверенным в своих поступках и начинает активно отстаивать свои права.

Что говорит ребенок в 7 месяцев

К семи месяцам малыш уже понимает тон речи и эмоционально на него реагирует. Он плачет при повышении голоса и улыбается, когда чувствует ласковое обращение. Очень важно доброжелательно разговаривать в его присутствии, чтоб он рос эмоционально уравновешенным.

В развитии речи происходят значительные изменения – ребенок все яснее и четче выговаривает согласные звуки. Он все чаще употребляет словосочетания. Например, «дай-дай-дай» , «та-та-та» и прочие. Малыш агукает, хохочет, рычит – тем самым выражая свое недовольство и радость. Короткие слоги вполне под силу семимесячному крохе: «ма», «па», «ба», «на» .

Распорядок дня

К семи месяцам обычно формируется режим дня. Днем ребенок уже спит намного меньше, чем раньше. На ночь уложить его гораздо сложнее, поэтому сформируйте особый ритуал отхода ко сну. Например, сделать водные процедуры, массаж, прочитать перед сном сказку.

Семимесячного малыша необходимо продолжать кормить не менее пяти раз в день. Стоит учитывать, что сон крохи больше не будет спокойным, ведь он больше двигается и даже во сне будет делать попытки встать или ползать. Родители должны приучать ребенка ложиться спать в одно и тоже время, чтобы биологический режим малыша не нарушился. Дневной сон будет зависеть напрямую от настроения и состояния юного исследователя.

Днем должны быть обязательные прогулки. Летом рекомендуется гулять пару часов днем перед дневным сном и пару часов вечером. Зимой следует гулять ежедневно не менее получаса, все зависит от погодных условий. Следует отметить, что ежедневные прогулки помогают в формировании иммунитета ребенка.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 месяцев представлен в таблице:

Режим дня 7 месячного ребенка
Время Распорядок
07-00 — 09-00 Пробуждение, первое кормление, умывание
9-00 — 11-00 Активное время: закаливание, игры, гимнастика
11-00 — 11-30 Второе кормление
11-30 — 14-00 Прогулка и первый дневной сон
14-00 — 14-30 Третье кормление (прикорм)
14-30 — 16-00 Развивающие игры
16-00 — 18-00 Вторая прогулка, сон на свежем воздухе
18-00 — 18-30 Четвертое кормление (прикорм)
18-30 — 21-00 Спокойные игры, общение с членами семьи, летом прогулка
21-00 — 21-30 Купание, вечерние процедуры, массаж
21-30 — 22-00 Пятое кормление
22-00 — 07-00 Ночной сон

Обратите внимание, что этот режим дня — не догма, это пример. Необходимо составить свой распорядок, учитывающий ваши биоритмы и возможности. Например, некоторые мамочки гуляют с детьми утром и вечером, когда папа приходит с работы. Так же и с кормлением — семимесячный малыш должен кушать не менее 5-6 раз в день, все индивидуально.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? В этом возрасте хорошо закрепляются навыки, усвоенные ранее, - переворот на живот со спины, уверенное удерживание головы, координация движения «глаза-руки». Что появляется нового? Как развивается мелкая и крупная моторика, мышление, эмоции, речь?

Родители могут наблюдать, как семимесячный малыш начинает не только сидеть, но и делает первые ползательные движения. Они пока что несовершенны, грудничок может перемещаться медленно, по-пластунски или угловатыми рывками. Эти движения говорят о том, насколько окрепли мышцы рук, ног, спины, шеи. Но двигательная активность обусловлена потребностью малыша открывать для себя новое пространство, изучать действия и свойства предметов.

Двигательная активность и моторные навыки

Что должен уметь 7 месячный ребенок? Какими новыми движениями овладевает? Какие старые навыки закрепляются?

  • Положение лежа на животе. В полгода грудничок научился опираться не на предплечья, а на таз и раскрытые ладони, которые теперь плотно соприкасаются с поверхностью. Упражнение «лодочка» и удерживание равновесия на животе с приподнятыми руками и ногами совершенствуется. Теперь малыш может пробыть в этом положении дольше, чем раньше. Появляется и новшество. Можно провести такой эксперимент. Ребенку, лежащему на животе, предлагают игрушку. Малыш приподнимет одну руку, чтобы схватить игрушку, а на другую ладошку будет опираться. В таком положении грудничок может удержаться несколько секунд.
  • Виртуозный переворот со спины на живот и первые попытки ползания. Что должен уметь ребенок в семь месяцев? В этом возрасте переворачивание на живот становится ловким, быстрым и целенаправленным. Сначала грудничок будет тренироваться переворачиваться на одну сторону, но через несколько недель попробует это сделать и на другую сторону. Умение переворачиваться на живот важно для развития дальнейших навыков, поскольку именно из этой позиции малыш впервые встанет на четвереньки и начнет ползать. Уже в 7 месяцев можно наблюдать первые попытки приподниматься на четвереньки и передвигаться. В этом положении кроха еще раскачивается, ползание напоминает рывковые движения.
  • Положение сидя. Некоторые семимесячные груднички сидят довольно уверенно, уже не заваливаются набок. Но если малыш в этом возрасте еще не садится, это в пределах нормы. Примерно до 9 месяцев формируется этот навык. Как узнать, на какой стадии формирования это умение? Для этого нужно приподнять малыша, лежащего на спине, за ручки и усадить. В этом положении грудничок опирается на руки и удерживается несколько секунд, после чего может наклониться вперед или в сторону. Такие тренировки должны быть регулярными, но непродолжительными. Не рекомендуется усаживать ребенка надолго, обкладывая его подушками и одеялами. Навык сидения должен формироваться естественным способом. Если форсировать события, можно навредить формированию позвоночника. Во сколько месяцев можно сажать девочку и мальчика, и есть ли в этом какая-то принципиальная разница, читайте в других наших статьях.
  • Игра с собственными ногами. Если раньше объектом внимания были собственные руки, теперь возникает интерес к ногам - стопам и коленкам. Малыш настолько гибкий, что с легкостью может попробовать свою пятку на вкус.
  • Вертикальное положение и опора ног. Реакция опоры ног наблюдалась и ранее. Но теперь появились новые движения. Если ребенка взять под мышки и поставить на твердую поверхность, он не только выпрямляет коленки, но и начинает подпрыгивать. Пружинистые движения чем-то напоминают танец, и кроху это новое открытие чрезвычайно забавляет. Он может приседать глубже на корточки, отталкиваться, останавливаться, совершать шаговые движения. Не все дети при опоре на ноги делают пружинистые движения. Но кроху можно подтолкнуть к освоению этого навыка при помощи игры: многократно поднимать ребенка над поверхностью и опускать, сопровождать эти движения потешками.
  • Хватание и удерживание предмета. Нужно усадить малыша к себе на колени и на обеих ладонях предложить ему два одинаковых предмета небольшого размера (кубики, игрушки). При этом младенец не должен отвлекаться на посторонние объекты и шум. Малыш в 7 месяцев должен уметь брать игрушки в одну и другую руку. Если грудничок взял только один предмет, нужно предложить ему второй, пододвинув ладонь поближе к нему. Это упражнение показывает, насколько симметрично развивается навык захватывания и удерживания предмета.
  • Развитие мелкой моторики. Пальчики грудного ребенка становятся все проворнее. Кроха может совершать некоторые тонкие движения, которые говорят о нормальном психическом и физическом развитии. Семимесячные дети любят нажимать кнопки, их любимой игрушкой может стать пульт от телевизора. Если раньше грудничок захватывал предмет всей ладошкой, то теперь способен удерживать небольшой круглый предмет (например, шарик диаметром до 3 см) одними только пальчиками. Важно, чтобы пальцы левой и правой руки работали одинаково. В этом возрасте взрослым нужно следить, чтобы ребенок не засовывал в рот мелких предметов, поэтому их лучше убирать с поля зрения малыша, не давать игрушек с мелкими деталями.
  • Удерживание ложки в руке. В этом возрасте грудничок хорошо удерживает бутылочку в обеих руках, а за обедом может орудовать ложкой. Конечно, в этом возрасте кроха не умеет самостоятельно есть, у него не настолько развита координация движения «рука-рот». Первые попытки заканчиваются размазыванием каши по лицу и кормлением собственного уха, глаза или носа.

У детей грудного возраста интенсивнее развивается правое полушарие, которому соответствует левая рука. Правое полушарие - это воображение, творческое мышление. А левое (соответственно - правая рука) отвечает за логику, рациональное мышление. Следует одинаково развивать и нагружать как правую, так и левую руку. Захват мелких предметов и удерживание их пальчиками - важный для интеллектуального развития навык. В этом возрасте уже можно наблюдать, что какая-то рука рабочая и более активна.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

В 7 месяцев дети умеют выражать позитивные и негативные эмоции. Они испытывают радость от движения и удачных действий, которые дают желанный результат. Но при неудачах ребенок плачет, нервничает. В этом возрасте дети уже способны «обижаться» на конкретные действия взрослых.

  • Привязанность к близким. Грудной ребенок эмоционально привязан к тому взрослому, который чаще всего с ним находится. В первую очередь - это мама и папа. Но также ребенок охотно общается со всеми родственниками, которых он часто видит. Коммуникативные навыки расширяются. Дети не только улыбаются и смеются, но также могут показать ручкой «пока», кивнуть, осознают, когда их хвалят или что-то запрещают. В 7 месяцев у грудных детей нарастает осторожность по отношению к незнакомым людям. Далеко не каждый малыш добровольно пойдет на руки к незнакомцу. Первая реакция грудничка - оценивание человека, после чего он может ему улыбнуться, а может и расплакаться в ответ.
  • Интерес к игрушкам. Если раньше кроха был пассивным наблюдателем, то теперь он предпринимает активные действия, чтобы овладеть игрушкой. Можно провести такой эксперимент. Выложить ребенка на живот и на небольшом расстоянии перед ним положить яркую игрушку. Новый объект в поле зрения дает стимул для двигательной активности и хорошо развивает навык ползания. Малыш будет стремиться захватить игрушку. Если у него не получится этого сделать, может возмутиться, проявить негативные эмоции.
  • Интерес к действиям. Раньше кроха с удовольствием рассматривал лица близких людей. В 7 месяцев малыш умеет угадывать эмоции, настроение взрослых по выражению лица, мимике, интонации. Теперь его внимание переключается на действия, которые выполняют взрослые. Ему интересно, как мама складывает одежду, моет полы, вытираете пыль, убирает игрушки и т.п.

Семимесячный малыш становится подвижным и ловким. Чтобы обезопасить кроху от падений с высоты, игровое пространство организовывают либо в закрытом манеже, либо на полу, постелив коврик. Расширение пространства важно для психомоторного развития малыша.

Лепетная речь малыша в 7 месяцев

Речевые навыки ребенка в 7 месяцев совершенствуются. Дети этого возраста хорошо знают, как их зовут, понимают значения многих слов. Благодаря ежедневным речевым тренировкам и общению с близкими, лепет приобретает ритмический рисунок родной речи.

  • Слоговые цепочки. Из усвоенных ранее гласных и согласных звуков грудничок воспроизводит однотипные и разнотипные слоги. Можно слышать такие вариации: «ма-ма», «да-да», «та-та», «ба-ба», «дай-дай», «йэ-йэ», «ге-хе», «ме-ме», «грр» (с гортанным «р») и другие комбинации звуков.
  • Ударение и интонации. Ребенок выделяет некоторые слоги из потока речи ударением, делает паузы, также произносит слоги и звуки с разной силой и интонацией.

Лепет семимесячного грудничка становится эмоционально окрашенным, приобретает коммуникативную функцию. Малыш может лепетать, когда сильно чем-то увлечен, играет самостоятельно, но чаще всего эмоциональность в речи включается при общении с близкими людьми.

Что может ребенок в 7 месяцев? Важные моторные навыки этого возраста: удерживание равновесия на животе при опоре на одну руку, пружинистые, «танцевальные» движения в вертикальном положении, попытки самостоятельно садиться, удерживание пальчиками мелких предметов. Также наблюдается расширение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, эмоциональная привязанность к близким, совершенствование лепетной речи.

Распечатать

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.

Малышу исполнилось 7 месяцев, он продолжает все так же активно развиваться и познавать окружающий мир. Тяга к неизведанному пространству растет у ребенка с каждым днем. Чему научился маленький человечек, и каких успехов вашему крохе еще нужно достичь?

Физические показатели семимесячного ребенка – рост и вес в 7 месяцев

К этому возрасту параметры детишек могут отличаться от приведенных ниже данных, так как на рост и вес оказывают влияние наследственные факторы.

В среднем, показали ребенка в 7 месяцев, выглядят так:

С 7 до 8 месяцев детки в среднем поправляются на 500-600 грамм и подрастают на 2-2,5 см .

Чем кормить малыша: питание ребенка в 7 месяцев

Если каши, овощные и фруктовые пюре уже присутствуют в детском рационе с более раннего возраста, то теперь пора знакомить малыша с такими , как:

  • Мясо . Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах неуклонно растет. Мясо, в котором присутствует легко усваиваемое железо, витамины А, В, В12 и необходимые белки, является строительным материалом для организма малыша. Мясные продукты помогают избежать такой проблемы, как анемия. Рынок детского питания представлен многими фирмами, производящими мясные пюре. Однако, совсем несложно приготовить такой продукт и самостоятельно. Для этого мясо хорошо проваривают и измельчают в блендере или мясорубке, добавляют немного бульона так, чтобы получилась пюреобразная масса. Прикорм начинают с половины чайной ложки. Для малыша подойдет мясо кролика, куриная грудка, нежирная говядина или телятина.
  • Яичный желток . Продукт богат такими необходимыми малышу веществами, как каротин, железо, фосфор, витамины А, Д, Е и ненасыщенные жирные кислоты. Яйцо необходимо сварить вкрутую, первый раз нужно дать малышу всего несколько крошечек. Если у ребенка не будет аллергии, то в неделю он должен съедать 1 полный желток (за 2 любых дня по половинке). Желток лучше смешивать с молоком или с другими продуктами, так как в чистом виде малышу будет сложно его проглотить.

Физическое развитие ребенка семи месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

К этому возрасту, малыш достаточно развит, он уже умеет:

  • Переворачиваться на бочок, спину и обратно.
  • Сидеть , имея за спиной точку опоры.
  • Уверенно пользоваться обеими ручками.
  • Делать попытки ползать и вставать на ножки, держась за опору.
  • Использовать жесты при общении с близкими людьми.
  • Показывать свой характер.

В 7 месяцев малыш продолжает быстро развиваться и совершенствовать приобретенные раньше навыки в двигательной, познавательной и речевой сфере.

Двигательные навыки семимесячного малыша

Ползу, куда хочу

Основным достижением семимесячного малыша является возможность передвигаться в нужном ему направлении. Умение ползать открыло для малыша новые горизонты . Теперь он сам способен добраться туда, куда ему хочется (конечно, если взрослые не «запрут» его в манеже или кроватке).

Маленькие непоседы используют разные способы передвижения, имитирующие ползание. Кто-то ползет по направлению вперед, а кто-то, наоборот, пятится назад. Некоторые крохи, не желающие ползать, просто перекатываются с одного места на другое. Дети могут ползать, как положено, то есть на четвереньках, а некоторые умудряются передвигаться на животике, отталкиваясь руками от пола.

Малыш способен передвигаться ползком достаточно длительное время, теперь, если не ограничивать площадь его перемещения, он сопровождает маму по всей квартире .

Чтобы избежать детского травматизма, ребенка нужно обеспечить достаточно большим, но безопасным пространством, где он мог бы свободно перемещаться. Не кроху рамками манежа или кроватки.

Ползание стимулирует физическое развитие, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает обмен веществ .

Поворачиваюсь с умом В 7 месяцев дети уже виртуозно освоили повороты со спины на живот и обратно. Теперь малыш может вовремя затормозить, подкатившись к краю кровати или манежа . Если в процессе перекатывания кроха натыкается на что-то твердое, он быстренько соображает, что лучше передвинуться в другую, безопасную сторону.
Сижу сам К началу 8 месяца все дети уверенно сидят без помощи подушек или другой опоры. Кроме того, сидя и держа спину ровно, они уверенно поворачиваются из стороны в сторону, тянутся , чтобы достать лежащие в небольшом отдалении игрушки, при этом не падая и сохраняя равновесие.
Готовлюсь к ходьбе В 7 месяцев не все, но многие детки, держась за кроватку, самостоятельно встают на ножки . Кроме того, держась за верхнюю перекладину, они переступают с ноги на ногу, делая первые шажки по кроватке.
Почему я непоседа Малыш не может усидеть на месте не только из-за потребности в движении. Просто положение его собственного тела в пространстве не дает ему покоя. Ребенку интересно, что он сможет увидеть из того или иного положения . Кроха познает сам себя, формируя собственные представления о своих способностях.

Зрение ребенка в возрасте 7 месяцев

Новые двигательные способности малыша открывают для него широкие возможности сенсорного развития, в том числе и зрения. Если к полугоду малыш стал видеть четче и различать большее количество цветов и оттенков, то в 7 месяцев ребенок видит и узнает предметы, находясь от них на разном расстоянии.

Теперь он рассматривает интересующие его вещи под разными углами зрения. Малыш уже ориентируется на такие признаки предмета, как форма, цвет или расположение. Кроха может узнать знакомую игрушку, если она расположена к нему не лицевой стороной, а в профиль.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

  1. Разговорное лепетание малыша переходит на новый уровень . Кроха с чувством повторяет. понравившиеся ему уже достаточно сложные сочетания звуков. Он как бы играет с ними, проводит эксперименты, прислушиваясь к собственным «сочинениям». Ребенок изменением интонации показывает свою радость или неудовольствие.
  2. Быстро набирает обороты подготовка к сенсорной речи . Кроха уверенно находит взглядом предмет в ответ на вопрос «Где?». Чтобы оценить это умение чаще задавайте малышу вопросы о том, где лежат хорошо знакомые ему предметы. Малыш уже умеет выбирать из 2-3 предметов тот, который вы назовете. Если у вас в руках, к примеру, мишка и зайчик, и вы попросили взять мишку, малыш протянет ручки именно к нему.
  3. Чтобы малыш лучше понимал взрослую речь и совершенствовал свою , с ним нужно общаться как можно больше.

При этом следует:

  • Использовать речь, как средство познания, рассказывая малышу обо всем, что он видит вокруг.
  • Продолжать развитие речевого аппарата, стимулируя ребенка к произношению новых сочетаний звуков.
  • Развивать умение малыша вслушиваться в чужую речь.
  • Помогать ребенку в понимании интонации речи – поощрительной, нейтральной или строгой.

Общее развитие ребенка в семь месяцев

Действия с предметами Ребенок, занимаясь с различными предметами и игрушками, способен учитывать их физические свойства. Мячик или шарик он будет катать, кубики складывать один к одному, колесики пирамидки снимать или надевать на стержень.

По выводам психологов, представление ребенка о себе, как об активном и деятельном человечке, складывается путем расширения его возможностей при действии с предметами.

Малыш уже давно является не пассивным наблюдателем, а активным исследователем окружающего пространства. Он, как и раньше, пытается схватить все, что плохо лежит и исследовать предмет на ощупь и на вкус.

Поэтому в связи с возросшей активностью крохи и возможностью передвигаться по дому, нужно убрать все опасные для здоровья ребенка предметы из зоны досягаемости маленького исследователя.

Потребность в общении В возрасте 7-8 месяцев в связи расширением социализации ребенка, у него с новой силой возрастает потребность в общении с взрослыми. Особенно это касается мамы – самого близкого для малыша человека.

Ребенок в этом возрасте требует «делового», конструктивного общения, а не простого сюсюканья .

Ему нужно, чтобы близкий человек знакомил его с окружающим миром, разными явлениями и свойствами предметов.

Малыш уже хорошо понимает мимику, эмоции, жесты, действия и поступки родных ему людей, которым он с удовольствием старается подражать .

Отношения с окружающими В 7 месяцев малыш выбирает тактику привлечения к себе максимального внимания.

В этом возрасте присутствующая у крохи реакция страха посторонних людей постепенно заменяется жаждой познания .

Кроме мамы и папы, ребенку становится интересно общаться с другими людьми, получать знаки внимания и возможность общения. Если ребенок видит, что вы дружелюбно относитесь к какому-либо человеку, он легче пойдет на контакт с ним.

Чтобы в дальнейшей жизни малышу было легче адаптироваться в коллективе, нужно расширять круг его общения .

В этом возрасте можно научить кроху здороваться, кивая головкой и прощаться, махая ручкой.

Для гармоничного развития малыша нужно продолжать делать начатые в 5-6 месяцев физические упражнения, заниматься развивающими играми, помогать маленькому исследователю в изучении окружающего мира.

В связи с возросшей подвижностью малыша и его неуемной тяге к познанию, примите необходимые меры безопасности:

  • Уберите все опасные предметы, которые может достать ребенок.
  • Закройте розетки специальными заглушками.
  • Если в доме имеется мебель с острыми углами, закройте их поролоном или другим мягким материалом.
  • Уберите из ящиков тумбочек и комодов все, что может навредить ребенку.
  • Не оставляйте в доступных местах лекарственные препараты.

Так как в 7 месяцев у малыша активизируется потребность в общении, не оставляйте ребенка одного надолго. Сейчас ему, как никогда, нужно внимание и забота близких людей.

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.