Как привить ребенку уверенность в себе и развить в нем это ценное качество: советы психологов. Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Что такое “сильная личность”?

“Психологически сильная личность” - у каждого возникает в связи с этим понятием ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение выбрать оптимальное решение в сложный момент. Все эти качества являются различными гранями психологически сильной личности, а само это понятие - составным, то есть состоящим из палитры этих достойнейших качеств характера.

Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и быть рядом в жизни и общаться всем хотелось бы в первую очередь именно с такими людьми. Психологически сильный и уверенный в себе человек легко производит благоприятное впечатление, его уважают, его одобрения и дружбы ищут, его личностный ранг высок, его первым повышают по служебной лестнице. Обладание хорошей уверенностью и внутренней силой само по себе является магическим средством для эффективного влияния на окружающих. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто уступают свои интересы “без боя”.

Однако, не погрешу против истины, если скажу, что на 100 % всегда и везде уверенных в себе людей не бывает. Я при случае проводил опросы и спрашивал сильных, прекрасно владеющих собой людей, лидеров по натуре, с которыми мне довелось общаться, как же они ощущают себя в важные моменты своей жизни, перед встречей со значимыми людьми или перед публикой в моменты всеобщего внимания?

И все они признавались, что почти всегда волнуются и даже испытывают внутреннюю дрожь перед этим. Поначалу для меня это было полным откровением, через какое-то время я стал уже угадывать их ответ. Приведу известный исторический факт. Французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Европы, выдающаяся личность и сильнейший духом человек, наводивший одним своим именем восторг на друзей и ужас на врагов - и тот однажды упал от страха в обморок, когда ему надо было выступать перед своим войском с приветственной речью.

Любому человеку хорошо знакомо чувство неуверенности в своих силах, страха перед другим человеком или ситуацией. Откуда же это в нас? Это состояние нерешительности и неуверенности еще можно было понять, если бы от нас каждый день зависела наша жизнь, судьбы близких людей, если бы каждый день мы решали “быть или не быть” или несли бы ношу непомерной ответственности перед человечеством. Но в обычной повседневной жизни? При встречах с другими людьми, в работе и общении? Думаю, каждый легко вспомнит целый набор ситуаций, когда в груди появлялся легкий холодок, в душе неприятное “скребыхание”, колени начинали подрагивать, ладони потеть, а голос дрожать и выдавать наше волнение и неуверенность с головой.

При любой мало-мальски значимой ситуации сомнения, нерешительность и отсутствие уверенности мешают нам сделать то, на что мы способны и легко сделали бы, если бы не эти наши “враги”. Вспомните, как жалели вы, что смутились и не произвели достойного впечатления на начальника при приеме на работу или при разговоре о повышении заработной платы. Или не сумели отстоять свое достоинство и дать отпор агрессору, хотя все шансы это сделать были.

Были ситуации, когда в компании вы так и не рискнули привлечь на себя внимание и выступить с заранее приготовленным тостом на торжестве или другой речью? Или растерялись, когда с вами заговорил очень интересный и привлекательный человек противоположного пола, и не сумели блеснуть присущим вам умом и эрудицией? А может, вы даже не рискнули к этому человеку подойти? Все это синдромы слабости и неуверенности в себе, в той или иной степени присущей каждому человеку.

Да, мы вооружены методикой “Разумного пути”. Методика хорошо помогла бы справиться даже Бонапарту с подобными ситуациями - через снижение избыточной их значимости и избавление от идеализаций по поводу своей собственной значимости и совершенства, живи он в нашу эпоху.

Целью настоящей публикации является получение дополнительных инструментов для того, чтобы сохранять внутреннее достоинство и производить наилучшее впечатление на людей в сложных жизненных ситуациях.

Разберемся вначале, в чем заключен психологический механизм внутренней слабости и неуверенности? Почему это часто проявляется именно на людях, на публике, перед аудиторией или даже перед одним человеком? Разобраться в этом нам необходимо, во-первых, для того, чтобы лучше знать, представлять и видеть со стороны свои собственные психологические мотивы и механизмы, и, следовательно, получить возможность влиять на эти механизмы своей волей, а не только идти у них на поводу. А во-вторых, чтобы лучше знать мотивы поведения других людей.

Это страшное слово “самооценка”...

В психологии существует понятие - “самооценка”. То есть то, как человек оценивает сам себя в какой-либо конкретной области. Каждый, хотя бы примерно, может выставить себе оценку по любому качеству или умению. Например, самооценка по привлекательности. Или по сексуальности. Или по профессионализму. Или самооценка по интеллектуальным способностям. Сумма таких самооценок составляет интегральную самооценку, или, по-другому говоря, самоуважение к себе как к личности в целом. Самооценка может быть высокой - тогда человек выглядит как сильный и уверенный. Самооценка может быть низкой - тогда человек выглядит слабым и неуверенным.

Она может быть завышенной - тогда обладатель ее воспринимается нами как самоуверенный человек, то есть слишком уверенный, без достаточных на то оснований. Самооценка может быть заниженной - тогда мы видим, что человек явно себя недооценивает и достоин большего самоуважения. Самооценка непостоянна в течение жизни. Особенность самооценки в том, что она зависит от мнений и оценок других людей нашей персоны. Если от мнения других зависит сильно - тогда самооценку можно назвать зависимой или неустойчивой. Если не очень сильно - самооценка у человека независимая (в целом) и устойчивая.

От уровня самооценки зависит наш психологический комфорт. У любого человека есть потребность ощущать себя не хуже, а то и лучше себе подобных. Потребность оценивать и получать подтверждения, что он равный среди равных, а в чем-то и превосходит других людей. Получать уважение и подпитывать собственное достоинство. Это механизм получения психологического комфорта. Если самооценка вырастет в результате похвалы - человек испытывает душевный комфорт и удовлетворение. Если самооценка человека уменьшается под воздействием негативной оценки другого - это царапает, вызывает дискомфортное душевное состояние.

Вот иллюстрация влияния оценок окружающих на нашу самооценку - из “Случаев” Даниила Хармса (“Как неожиданное известие огорошивает людей, к нему неподготовленных”):

Писатель: Я - писатель!

Читатель: А по-моему, ты г…о!

Писатель несколько минут стоит, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.

Художник: Я - художник!

Зритель: А по-моему, ты г…о!

Художник качается и неожиданно умирает, рухнув на пол. Его выносят.

Композитор: Я - композитор!

Слушатель: А по-моему, ты г…о!

Композитор тяжело дышит и осаживается на пол. Его выносят.

Хармс, конечно, сгущает краски, но ненамного. Посочувствуем тяжелой доле людей искусства и продолжим.

Людей с абсолютно устойчивой к другим мнениям самооценкой не бывает, даже если это человек зрелый, опытный и солидный. Знаете по себе - как бы мы ни говорили, что нам все равно, что о нас говорят - это лукавство. Мы часто стремимся услышать, узнать, что же думают, говорят и как оценивают нас другие люди, какое впечатление мы на них производим? Потому что мнение других людей для нас важно. Мы хотим завоевать доверие людей, их любовь, их уважение - это неотъемлемое стремление, потребность любой человеческой личности.

Мы хотим узнать, что понравились, произвели впечатление, что нас положительно оценили. Мы одновременно и ищем этой оценки и боимся ее, потому что понимаем, что можем наткнуться на то, что не хотели бы услышать. И чаще, как раз, мы слышим о себе не восторженные отзывы, а подколки, замечания, негативные оценки. Да, да! По статистике - чаще, чем положительные. Догадываетесь, почему? Потому что сделать замечание и поругать другого человека многим гораздо приятнее, чем похвалить.

Ведь когда ты отмечаешь какой-либо недостаток у другого человека, ты одновременно говоришь себе, что уж я то лишен этого недостатка. А если и не лишен, то тем более - не я один такой. И ты слегка поднимаешься в собственных глазах, “греешь” собственную самооценку, и хоть немного, а самоутверждаешься за счет другого человека. Таким образом, несмотря на поиск нами одобрения и положительных оценок, натыкаемся мы чаще на замечания и негативные оценки себя, своей личности, своих поступков.

Итак, не бывает людей, которые не испытывают волнения и неуверенности. Но бывают люди, которые хорошо умеют демонстрировать уверенность и владение собой, вроде В.В. Жириновского, которого непрошибаемая уверенность в себе вывела его на вершины политической власти. Как же все-таки быть более сильным и уверенным перед лицом сложных ситуаций и значимых людей? Здесь существует два аспекта.

Первый - быть.

Второй - казаться.

Напрашивается противопоставление первого и второго. Хочется патетически воскликнуть: “Надо быть, а не казаться!” Но не стоит торопиться – это очень взаимосвязанные понятия. Одно сильно влияет на другое. Поясню.

Если вы научаетесь быть уверенным и сильным, то неизбежно вы начинаете и казаться таковым. Как ни странно, верно и наоборот: если вы научаетесь казаться таковым - это помогает и почувствовать ощущение силы и уверенности внутри себя. Внутреннее помогает подправиться внешнему и наоборот, внешнее “вытягивает” внутреннее. Вы можете спросить, как же внешний уверенный вид может повлиять на внутреннее состояние, это же разные вещи?! Влияет. Работают физиологические механизмы, стремящиеся сравнять одно с другим. И если вы за счет силы воли и самоконтроля за телом сохраняете достойную внешность, этим физиологическим механизмам ничего не остается делать, как влиять на внутреннее состояние. Проведите такой эксперимент. Сядьте ссутулившись, поникнув головой, безвольно свесив руки и попробуйте сказать:

Я очень сильный и уверенный в себе человек!

Ничего не выйдет. По своему внутреннему ощущению и фальшивому голосу вы почувствуете, что врете! Тело уже родило соответствующее состояние - усталости, забитости и слабости. Теперь сделайте наоборот. Встаньте прямо во весь рост, гордо расправьте плечи, голову поднимите выше, грудь подайте вперед, мощно вдохните и изреките:

Я очень слабый, маленький и неуверенный...

Опять ничего не выйдет. Так слабые не говорят. А если получилось - значит, вы уже стоите совсем в другой позе.

Как люди понимают, считывают и трактуют для себя наше состояние? По внешним признакам уверенности и неуверенности в себе. Поговорим конкретнее.

Тело и движения. Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы. В результате скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же в себе человек раскрепощен и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты.

В таком человеке чувствуется страх - не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею. Поэтому очень важно научиться расслаблять свое тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Для этого просто мысленным взором время от времени просматривайте свое тело, расслабляйте все, что можно расслабить, чтобы только не упасть. Плюс к этому хорошо помогает сбрасывать мышечное напряжение несколько глубоких вдохов и выдохов.

Осанка. Прямая осанка трактуется людьми как признак уверенного в себе человека, сутулая - признак неуверенного. Сутулый человек своей осанкой как бы “сообщает” другим: “Мне неловко перед вами, и мне вообще-то сейчас сжаться и спрятаться хочется, вы уж извините, что я тут ваше внимание забираю”. Поэтому необходимо взять за правило жить с “царственной осанкой”, причем даже не обязательно перед публикой - тогда это войдет в хорошую привычку.

Для этого при ходьбе или стоя приучите себя “подвешивать” на ниточку, как марионетку, за затылок, устремляясь всем телом вверх. Перенапрягаться в этом порыве не стоит - это не должно выглядеть неестественно. Плечи же, чтобы не сутулились, “надевайте” на “плечики”, как пиджак - вверх и назад - и оставляйте их в этом положении. Сначала тело будет возвращаться в привычную для него норму, но регулярно вспоминайте про правильную осанку и формируйте в себе эти новые привычки, и тогда старые привычки вытесняться.

Голова и лицо. Оптимальное основное положение: голова чуть приподнята, а доброжелательное, улыбчивое или готовое к улыбке выражение лица говорит людям: “Я – хороший, ты хороший”. Это, конечно, располагает к любому человеку, увеличивает доверие. Возможны варианты: просто спокойное, бесстрастное, ничего не выражающее лицо, или даже несколько агрессивное -тоже говорит об уверенности владельца, однако такое выражение лица скорее всего не будет способствовать доброжелательному отношению. Хотя в некоторых случаях это годится, когда ситуация не предполагает улыбчивости участников. Или если важно внушить уважение, основанное на легком страхе перед вами.

Скованность может проявляться и в поворотах головы. Если человек вместо поворота головы скашивает глаза, чтобы посмотреть в сторону - это воспринимается как внутренняя напряженность.

Голос. Прерывающийся, сдавленный, слишком тихий голос с робкими интонациями сразу выдает неуверенность человека. Поэтому хотя бы за секунду до того, как вы открыли рот, представьте, что и каким голосом, с какой силой, интонацией, эмоциональным наполнением вы хотите сказать и тогда вы будете более застрахованы от предательских “петухов” в своей речи.

Взгляд. Взгляду уделим особое отношение. Вы, наверное, замечали, что взгляд в глаза иногда вызывает легкую неловкость между людьми? Срабатывает тот же самый механизм оценки и самооценки. Человек чувствует, что его оценивают - и оценивают прямо в эту самую секунду, да еще и так неопосредованно эта оценка происходит! И он не выдерживает этой ситуации, этого психологического напряжения и отводит взор. Особенно, если ситуация явно напряженная или конфликтная.

Когда другой явно тебя ненавидит - тогда часто уже просто невозможно выдержать уничтожающий, “размазывающий” взгляд этого человека. Этот страх прямого взгляда изначально имеет биологическую природу. В животном мире взгляд имел два значения. Первое - это агрессия и вызов, например, когда два самца меряют взглядом взаимную силу, свой взаимный ранг. И второе - сексуальное привлечение: самец и самка, взглядом выполняющие предварительную и отборочную для сексуальных игр функцию. У человека эти значения, агрессия и привлечение, тоже сохранились, но, в связи с более тонкой организацией душевного мира, добавилось еще много оттенков и полутонов.

Интересные факты. Коты часами могут сидеть напротив и внимательно пялиться друг другу в глаза, иногда угрожающе подвывая - пока не сцепятся в схватке или кто-то из них не ретируется. Крысы тоже выясняют отношения таким же образом, правда они не воют и не дерутся, но дело у них иногда заканчивается летальным исходом - одна из крыс издыхает от перенапряжения и истощения. А в местах скопления горилл единственная возможность выжить - застыть и ни в коем случае не смотреть самцам в глаза, иначе придется выдержать поединок за право обладания гаремом.

Для внимательного человека глаза его собеседника многое могут сказать. Если собеседник взор прячет, это также выдает его неуверенность перед людьми и страх перед ситуацией, поскольку это фактически вариант ухода, убегания от внимания других людей. Пряча взор, вы, сами того не желая, сообщаете другим, что вам некомфортно смотреть в глаза людей. И это опять будет трактоваться как ваша слабость и неуверенность.

Взгляд хоть и в глаза - но суетливый и бегающий, создаст впечатление, что вы не можете долго спокойно выдерживать взоры другого и также портит мнение о вас. Поэтому взгляд должен фиксироваться на лицах слушателей, если их несколько, не менее чем на 3 – 4 секунды. Фиксировать взгляд не обязательно именно в глаза, а достаточно на лицах - поскольку контакт глаза в глаза является энергетически очень заряженным и может сильно отвлекать самого от темы. Поэтому, если расстояние больше двух метров, лучше смотреть на точки лица слушателя, то есть попеременно на нос, лоб, брови, губы, подбородок, по контуру головы. И это будет восприниматься, за счет эффекта скрадывания расстоянием, как взгляд прямо в глаза, что и требуется.

Упражнения для уверенного взгляда

Если вы беседуете один на один, то лучше контролировать взор помогут так называемые “треугольники”, по которым не спеша может перемещаться ваш взор попеременно на три точки.

1. Деловой треугольник: для людей, с которыми вы в деловых отношениях (и социальных ролях), точки - глаз, другой глаз, нос (или губы), и опять глаз, глаз, нос и т. д.

2. Дружеский (или светский) треугольник: для людей, с которыми вы в дружеских или приятельских отношениях. Здесь уже позволяете (поскольку друг, все-таки) более широкую зону охвата взором – глаз, глаз, пуговица на груди.

3. Интимный треугольник - для людей, с которыми вы в интимных отношениях или претендуете на личностное сближение. Это уже получится слегка фривольный треугольник: глаз, другой глаз, область гениталий - и вновь глаз.

Если же ваш взгляд в беседе с человеком будет долго, без движения сконцентрирован на одной точке его лица - зрачке, брови, переносице, “третьем глазе” - он (взгляд) будет воспринят как тяжелый, гипнотический или даже агрессивный. Если в вашу задачу входит продемонстрировать свою силу - используйте это.

Упражнение под названием “метро”. Вы наверное замечали, что люди, сидящие напротив друг друга в метро, частенько украдкой разглядывают друг друга? При этом, если случайно их взгляды сталкиваются, то глаза, как правило, моментально “отпрыгивают” в сторону: сразу вдруг “заинтересовывает” реклама на стенах вагона или что-нибудь еще очень “важное”, типа шнурков ботинок оппонента. Это и понятно: у нас же не очень-то принято смотреть просто так на человека, тем более незнакомого, и, конечно, это вызывает взаимную неловкость.

К слову: в отличие от России, в Европе гораздо более свободно люди могут встречаться открытыми заинтересованными взглядами и заводить так мимолетный разговор или даже длительное знакомство. И никакой неловкости при этом не испытывают. Это признак большей внутренней свободы и самоуважения, чем у нас.

Так вот, упражнение для тренировки - возьмите себе за правило при встрече взглядами в вагоне метро не отпрыгивать сразу в сторону, а спокойно принимать взгляд другого человека, и даже искать такую возможность. При этом вовсе не обязательно смотреть с вызовом, можно смотреть доброжелательно и с интересом. Мигать во время контакта глаз не запрещается - это физиологическая реакция, а вот улыбаться, то есть фактически пытаться заработать его хорошую оценку - не стоит. Упражнение не в том.

Сразу скажу, что в реальности находить человека, готового быть в контакте глазами больше, чем одну секунду, будет непросто. Но и секунды будет достаточно - пусть не вы, а он первым отводит взор. Если же повезет и встретится человек, готовый к более длительному контакту глазами - замечательно, вам повезло - проверьте и потренируете свой взор, психологическую уверенность и устойчивость. Когда партнер уже отвел глаза, можете засчитать себе “плюсик”. Если вы будете продолжать тренироваться, не исключено, что он почувствует более сильное неудобство, забеспокоится и даже покинет вагон при первой возможности. Поэтому разрешите ему все-таки доехать до дома.

Разрешите и себе когда-то и проиграть, если партнер сильнее вас во взоре. Проигрывать достойно тоже надо уметь - спокойно и без чувства вины и собственной слабости. Это всего лишь игра - как и жизнь - и не обязательно вы все время должны выигрывать. Если чувствуете, что не выдерживаете взгляд, вспомните, что смотреть не обязательно прямо в глаза. Достаточно выбрать какую-либо точку на лице (бровь, губы, нос, лоб, ухо) - на таком расстоянии (мы уже говорили) скрадывается точность взора. Это упражнение делается до тех пор, пока вам не станет совершенно легко и ненапряжно смотреть в глаза незнакомым людям, и вы даже научитесь получать от этого удовольствие.

Могут ли быть от этого упражнения неприятности? Могут. Как и от жизни в целом. Поэтому соблюдайте правила техники безопасности - когда не надо практиковать это упражнение:

1. Если время уже больше девяти часов вечера, а у вас в планах доехать до своего дома, а не дома попутчика. Или если вы в вагоне почти одни с человеком напротив, это может быть воспринято им примерно так же.

2. Если напротив вас сотрудник органов правопорядка, а у Вас нет с собой документов или в сумке бомба.

3. Если напротив человек не совсем трезвый, или психически нездоровый, или совсем пожилой.

4. Если напротив вас гость с горячих южных гор - там свои “взгляды на взгляды”. Причем эти представления более близки к прямоте биологического мира, и ваш взор может перевозбудить гостя. В этом случае вы рискуете получить вместо этого упражнения другое, более сильное: разборку на тему “Что так глядыш?!” или неприятное объяснение “Как, дэвушка, пачэму нэ хочэшь?!”

Во всех остальных случаях это упражнение безопасно. В крайнем случае, захотят познакомиться, в этом случае действуйте по обстоятельствам. Нравится человек - знакомьтесь. Не очень - найдите какое-нибудь, не задевающее его самолюбие, объяснение. Например, объясните ему корректно, что он вам тоже нравится, но у вас другие планы. Или воспользуйтесь готовой “отбивкой”, чтобы донести до человека, что происходит и оправдать для него ваше действие. Скажите ему, что вы смотрели на него, потому он похож на вашего одноклассника. Наконец, можно честно признаться, что вы выполняли упражнение, которое задал чудаковатый ведущий тренинга. Человек получит для себя объяснение этим странностям и успокоится.

А вот и случай из жизни. Марина, одна из участниц тренинга, ехала в полупустом вагоне метро и поначалу и не думала делать никакие упражнения, тем более, что был уже поздний вечер. Она просто читала книгу. Вдруг напротив нее уселись двое развязных молодых людей и стали довольно бесцеремонно и громко обсуждать ее достоинства и недостатки, посмеиваясь и подталкивая друг друга локтями. Короче говоря, ребята были в том веселом кураже, когда все моря по колено, а все девушки твои. Марина, естественно, напряглась, и хотя продолжала делать вид, что читает книгу, чувствовала себя не очень уютно. Это продолжалось несколько остановок, а ребята все не утихали, а даже наоборот, вели себя все более и более бесцеремонно.

И поскольку Марина не знала, что делать в этой ситуации, она решила: буду делать упражнение “неотрывный взгляд”. Марина внутренне собралась, настроилась, демонстративно закрыла книжку, убрала ее в сумочку, подняла взгляд и стала спокойно и открыто смотреть на парней. Что тут началось… она сама не ожидала такого эффекта. С лиц друзей постепенно сползли улыбки, смешки затихли, они перестали друг друга подталкивать, тема женских достоинств Марины сразу как-то увяла, и ребята явно почувствовали себя скованно и совершенно не в своей тарелке. Марина продолжала молча смотреть - и через две остановки парни в спешке покинули вагон, сделав вид, что им уже пора выходить.

Есть еще секрет, как выдерживать любой, даже самый тяжелый взгляд. Пользуйтесь приемом “Кто в клетке”. Как он расшифровывается? Мы уже знаем, что мы смущаемся и испытываем неловкость по причине того, что слишком озабочены собой, из-за повышенного внимания в этот момент к своей персоне, что нас “выбивает” оценка другого человека. И тогда - необходимо переформировать свое внимание так, чтобы внутри себя не дать другим нас оценивать. Представьте себе, что вы приходите в зоопарк, и неожиданно сами оказываетесь в клетке - и вдоль вашей клетки ходят люди (или, не дай бог, обезьяны) и рассматривают вас, едят мороженое, смеются, читают таблички, показывают пальцем. Ведь надо же оправдывать их ожидания, понравится, показать им что-нибудь интересненькое, побегать, попрыгать, покривляться, они же деньги за вход заплатили.

А вдруг я не смогу этого сделать, вдруг не понравлюсь, а меня за это еще и кормить перестанут... Некомфортная ситуация, не правда ли? Только почему же вы и в жизни часто ощущаете себя перед другими как в клетке? Лучше мысленно поместить в эту клетку их! И тогда уже вы будете наблюдать их жизнь, повадки и способы размножения, а не они. И ваше внимание будет направлено уже не на то, как вас оценивают (и тогда автоматически вы почувствуете психологический дискомфорт и скованность), а на оценивание самому этих людей. И тогда вы будете чувствовать себя гораздо более свободно и комфортно. По-другому говоря, вы смещаете фокус внимания с себя - на человека, которого вы рассматриваете. И наблюдаете за ним, думаете про него.

Вот глаза какие интересные…

А какого они цвета?..

А куда он едет?..

Наверно, нелегко ему живется?..

Интересно, кем работает?..

А что у него в личной жизни?..

Надо же, смущается почему-то...

В результате, если вы честно все это время думаете про него и подстраиваетесь под этого человека, ваше внимание занято делом и не занято мыслями о том, что у вас самих что-то не так. Не могу сказать, что управлять своим вниманием - это очень просто. Но это реально, даже без особой тренировки. А с тренировкой можно достичь очень хороших результатов в управлении своим вниманием и, фактически, собой и своим поведением.

Этот прием - “Кто в клетке” - или смещение фокуса внимания, можно применять в любых других ситуациях, когда вам важно произвести достойное и уверенное впечатление на людях, в кабинете начальника, при знакомстве и общении с новыми людьми. Однако внимание при этом необходимо распределить уже между ним и собой. Пусть большая часть вашего внимания будет занята интересом к другому человеку, а меньшую часть направляйте время от времени на быстрое мысленное “сканирование” и легкую коррекцию своего тела, поведения, лица, голоса - все ли в порядке? Образ “сканирования” помогает лучше понять, как распределять в этом случае свое внимание во времени: ОН, ОН, ОН - Я (тело, глаза, голос) и опять ОН, ОН, ОН...

Очень важно научиться одновременно и говорить с человеком, и держать с ним контакт глазами. А это непросто еще и потому, что глаза другого, бывает, перетягивают на себя внимание и мешают сосредоточиться на мыслях и речи. И все-таки держать контакт глазами необходимо, если рассчитываете произвести достойное, сильное и уверенное впечатление.

Сравните впечатление от человека, который смотрит в глаза (по одному из указанных выше алгоритмов) и впечатление от человека, глаза которого избегают встречаться с вашими, хотя он находится рядом с вами, беседует, слушает и говорит. А смотрит он постоянно мимо вас, на стену. Или вниз на ваш письменный стол. Или выше вас, на картину. С таким человеком затруднен контакт, глаза же, как известно, “зеркало души”. Он либо чувствует неловкость (что скорее всего), либо делает вид, что вас не замечает (что странно для человека, с которым вы не успели испортить отношения).

Вот еще одно упражнение для освоения умения удерживать контакт глаз и говорить одновременно. Выполняется вдвоем с товарищем. Расположиться напротив друг друга на расстоянии примерно полметра, установить контакт глаз и читать попеременно по одной строчке стихов: строчку он, строчку вы. Стихи любые: “У лукоморья…”, “Однажды в студеную зимнюю пору…”, “В лесу родилась елочка…”. Причем стихи должны быть разные - “у вас своя свадьба, у него своя”. Сбились - начинаем сначала и так много раз. Главное - добиться легкости все делать одновременно - держать контакт глаз, говорить свой текст, сразу же слушать и слышать его текст, помнить и не сбиваться со своего текста. Успехов!

“Нулевая оценка”

В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято раскрывать через понятие “нулевая оценка”. Все мы в жизни немного актеры, поэтому это понятие очень хорошо нам пригодится. Но сначала несколько слов о том, что такое этап “оценки” у актеров. Это любая реакция на какой-то сигнал или раздражитель: на слова, действия партнера по сцене, новую ситуацию и т. д. Оценка - это выданная актером эмоция, слово, мимика, жест, движение, реплика по принципу “стимул-реакция”: нажал на кнопку, получи результат. Оценка актера - это способ преподнесения своей роли, своего персонажа.

Например, на известие о том, что враг объявил войну, актер, играющий роль короля, может выбирать из несколько возможных оценок (реакций) в зависимости от характера своего персонажа. Если он выдал испуг или страх, зритель понимает, что король - слабачок. Если актер смеется, зритель видит другой характер: может быть это торжество воина, смелость, может быть это бравада, может быть недалекость и глупость этого короля. Если король (актер) дает оценку “гнев”, зритель увидит вспыльчивость, несдержанность и взбалмошность этого персонажа. Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера. Например, если король во время этого судьбоносного известия чистил корону и слегка замедлил свои движения - это тоже оценка.

Существует особый вид актерской оценки: “нулевая оценка”. Это полное отсутствие всякой реакции на стимул или раздражитель. То есть абсолютная невозмутимость, каменное выражение лица, никакого изменения в поведении и намека на то, что сейчас что-то произошло. То есть “нулевой оценкой” актер дает зрителям понять:

А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не значит, это никак меня не задевает и для меня этого не существует...

В нашем примере, если король на известие о войне выдает “нулевую оценку” и полную невозмутимость, в эти секунды он выглядит как король сильный, мудрый, уверенный и расчетливый во главе мощного государства.

Таким образом, актеры способом “нулевой оценки” играют любую сильную личность, и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется всего лишь одним актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Шварцнеггера до Бодрова-младшего. Вспомните: есть ли у них хоть какая-то выраженная в течение всего фильма человеческая эмоция: смех, улыбка, печаль, гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх, робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.

Прием “нулевой оценки” можно прекрасно использовать в сложных жизненных ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать - делайте “нулевую оценку”. Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас “наезжают”. Если вы взрываетесь или притупляете взор, или приниженно улыбаетесь - все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь, чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели - это и есть искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость - этим вы ему сообщаете: “Ты слаб, чтобы задеть меня”. Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая вам преимущество.

Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного человека падает.

Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира - их видят миллионы телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.

За “этапом оценки” у актеров следует, как правило “этап действия”. За эту секунду – другую, когда вы делаете “нулевую оценку”, у вас есть возможность выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.

Развитие темы воспитания психологической силы и уверенности планируется в следующем номере журнала. В заключение могу пригласить заинтересованных в развитии и самосовершенствовании записаться на тренинг “Эффективное влияние и искусство побеждать”, который проходит в Центре “Разумный Путь”.

Ряд приемов от интернет-психолога Александра Ватолина.

И снова, как и в статье Как повысить уверенность в себе , я разделяю воспитание в себе уверенности на две части: внутреннюю и внешнюю. Конечно, делений может быть значительно больше и в одном из тренингов я приводил его, но для упрощения пока можно воспользоваться этой системой при воспитании в себе уверенности.

Как воспитать в себе уверенность (внутреннюю)

1. В качестве первого упражнения для воспитания в себе уверенности, найдите того, кем Вы восхищаетесь. Это должен быть эталон уверенности для Вас и желательно одного с Вами пола. Может быть, это будет герой из книги или из фильма, возможно, Ваш родственник, друг или знакомый, главное - Ваше восприятие этого человека, как уверенного в себе. Его или ее надо представить максимально ярко и вжиться в его роль. Сделайте это упражнение несколько раз, в течение дня и Вы почувствуете, как усиливается Ваша уверенность в себе.

2. Также можно воспитать в себе уверенность , представляя себя абсолютно уверенным, как будто Вы уже натренировали уверенность, как будто результат уже достигнут Вами. Сделайте проекцию этого образа где-нибудь в комнате. Представьте абсолютно точно, как Вы выглядите, как Вы двигаетесь и другие детали. И вживитесь в свой образ. Встаньте в этот образ. Оденьте его, словно костюм, на себя и сами станьте этим образом.

3. Определенно точно в каждом человеке присутствует звериное начало. Наши эмоции, наше

поведение, наше тело в значительной степени ближе к животным, чем мы даже можем представить. Для того чтобы воспитать в себе уверенность мы можем приближаться к этому звериному началу, когда этого потребует ситуация и побеждать. Представьте того зверя, который олицетворяет для Вас силу и уверенность и станьте на время с ним.

4. Эту технику для воспитания в себе уверенности я узнал недавно. Она подобна предыдущим 3-м техникам, но на этот раз Вы вживаетесь не в человека и не в зверя, а в природную стихию. Для этого можно представить себя штормом, ураганом или извержением вулкана и вобрать в себя силу любой стихии!

Как воспитать в себе уверенность (внешнюю)

Чтобы воспитать в себе уверенность не только внутри, но и по внешним параметрам, обратим внимание на голос.

1. Человек, который протягивает гласные, выглядит намного увереннее. Чтобы мое утверждение не выглядело голословным, Вы можете проверить его тут же. И вообще рекомендую проверять каждое утверждение на практике. J Включите запись на компьютере или на диктофон на мобильном телефоне и зачитайте на него один и тот же отрывок текста (можно для примера взять отрывок из данного текста). Прочитайте сначала так, как Вы читаете и говорите обычно, затем второй раз попробуйте тянуть гласные звуки (тянуть, но не затягивать, здесь также важна мера). Если Вы подберете правильный темп, то речь будет выглядеть неторопливой, более веской и уверенной, что способствует и общему воспитанию в себе уверенности.

2. Если Вы будете выделять в речи звук «Р», в голосе появится мощная энергетика и уверенность, которая привлекает и приковывает внимание.

3. Старайтесь говорить на одном уровне громкости. Как правило, к концу фразы заканчивается воздух, и фраза звучит заупокойно, что не придает уверенности говорящему. Если же темп, благодаря затягиванию гласных замедлен и фраза говорится на одном уровне, то впечатление уверенности усиливается многократно.

Воспитание - непростое занятие. От того, что родители вкладывают в чадо в детстве, зависит, каким будет будущее малыша. Уверенные в себе люди достигают больших успехов в жизни, чем неуверенные, стеснительные. Задача родителей - вырастить решительного человека с развитой силой воли. Успех любит именно таких. Эта задача закладывается с детского возраста. Что родители вложат в ребенка, то и будет в дальнейшей его жизни.

Ответственность, решительность, смелость - главные спутники уверенности. Люди, которые в себе неуверенны, боятся трудностей, не умеют брать на себя ответственность, предпочитают легкие пути, избегают развития. Во взрослом возрасте с этими проблемами можно справиться благодаря тренингам, психологическим встречам. Этот путь очень трудный, не каждый может (и хочет) идти им. Чтобы обеспечить малышу легкость во взрослой жизни, помогите ему обрести веру в раннем возрасте.

Уверенность необходимо прививать ребенку с самого детства, чтобы малыш стал в будущем успешным человеком

Правила общения с детьми

Не нужно хвалить ребенка, будто он - король, бог и небожитель. Это развивает самовлюбленность, наглость. Родители думают, что их чадо лучше всех. В жизни подобная философия только мешает, портит отношения со сверстниками. Следите за тем, когда вы хвалите ребенка и за какое действие (уборку комнаты, завязывание шнурков) или за достижения (получил медаль на олимпиаде, построил скворечник для зимовки птиц, организовал друзей для выступления на соревнованиях, др.).

Хвалите только за то, что не является обязанностью ребенка или нормальным поведением. Не празднуйте тот факт, что малыш сам умылся. Это нормально. Детей важно этому научить. Чрезмерная похвала отбивает желание развиваться. Для чего? Меня все равно любят и хвалят. Значит, я хорош только потому, что я есть. Зачем надо расти дальше? Безмерная родительская похвала мешает развитию ребенка. Прежде, чем сказать, насколько восхитительный у вас ребенок, подумайте: а так ли это? Уверенность отличается от самоуверенности, высокомерия. Важно развить в детках их сильные стороны, помогать им в трудных и тяжелых ситуациях, вдохновлять советом или напутствующим словом.

Важно научить решать многие вопросы самостоятельно. Так малыши учатся чувству ответственности. Доверяйте чаду. Да, поначалу он может ошибаться, делать неправильные вещи, но только так можно научиться самостоятельности.


Хвалить надо только за личные заслуги ребенка. А вот поддержка должна быть всегда, ребенку необходимо чувствовать родительское понимание и поддержку

О чем важно помнить родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенку крайне важно ощутить, что он может что-то делать сам без вашего участия. Маме и папе важно привить в малыше навык пользования своими ресурсами, а не делать это вместо него. Позвольте ему развить ответственность за себя. Пусть он с детства узнает, что поступки приводят к последствиям. Когда что-то не выходит, можете ободрить ребенка. Важнее опыт и практика. Ошибки нужны, чтобы сделать правильные выводы и найти лучшие варианты для выполнения каких-то действий.

Детки следят за тем, как поступают их родители. Если папы и мамы неуверенны в себе, как малыш может узнать о том, что такое уверенность? Родители должны стать примером! Следите за собой. Родительские проблемы отражаются на детях. Нельзя выбрасывать свою жизнь в далекий ящик. Надо заниматься собой, совершенствоваться, идти вперед. Главный пример ребенка - его родители. Нужно быть таким человеком, которым малыш сможет гордиться и захочет стать похожим на него.

Дома малыши должны чувствовать себя в безопасности. Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Общайтесь, доверяйте, слушайте. Станьте другом, но будьте родителем. Если у малыша есть трудности, ему нужна ваша поддержка, а не критика. Тогда вы сможете воспитать чадо уверенным. Важно с ранних лет научиться верить в себя и знать свою силу.


Если ребенок проявляет инициативу и делает что-то самостоятельно - радуйтесь, у вас растет уверенный ребенок. Ну а если не получилось у малыша выполнить задуманное, помогите советом, как сделать в следующий раз лучше

На это влияют многие факторы, в том числе:

  • отношения с родителями, педагогами, сверстниками;
  • удачи и поражения, отношение к ним;
  • проверка «прочности» качеств и способностей.

Психическое развитие детей: возрастные особенности

В возрасте 1-3 лет малыши уже должны получить часть самостоятельности, взаимодействуя с людьми и предметами, у них активно развивается речь. С 3-х до 7-ми лет ребенок различает свои состояния и эмоциональные переживания, возникает наглядно-действенное мышление, закладываются основы нравственного развития, дети активно играют, моделируя мир взрослых.

До 5 лет психика очень гибкая, память хорошая, поэтому крайне важно помочь ребенку раскрыть его способности и потенциал. С 7 лет развиваются волевые процессы, память, ребенок оценивает себя, планирует действия. С 3 до 7 лет важно проводить с чадом различные упражнения. Так вырастет человек, знающий себя, умеющий действовать, добиваться успеха во всех сферах жизни.

Развитие навыков коммуникации

Уверенность формируется при взаимодействии с окружающими людьми. Родителям необходимо научить ребенка выражать свои чувства и желания. Застенчивость способствует тому, что детки следуют за чужим мнением потому, что не умеют озвучивать свои потребности. Обучайте навыкам общения. Для этого подойдут сюжетно-ролевые игры, где каждый может играть главную роль.

Нельзя сравнивать людей, тем более не в пользу вашего чада. Так можно привить малышу комплекс неполноценности. Нужно поддерживать. Малыш должен знать: родитель придет на помощь в сложной ситуации, если это понадобится.


Часто родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты через ребенка, пытаясь навязать ему свое мнение и должное поведение. Но ваше чадо - это же самостоятельная личность, и он имеет право быть тем, кем захочет. Поддерживайте выбор ребенка

Право быть собой. Некоторые взрослые хотят, чтобы их малыши были какими-то. Смелыми, лидерами, харизматами и др. Попытки воспитать деток такими, как мечтают родители, чреваты негативными последствиями. Важно ценить в отпрысках их природные задатки, иначе это подорвет их уверенность в себе. Понимайте потребности малыша и его личность.

Необходимо развивать те задатки, которые есть у малыша. Занятия не должны проходить в принудительной форме, иначе это не принесет удовольствия и пользы. Нужно проявлять любовь: говорить, показывать действиями, тогда малыш сможет любить себя, ощутит безопасность.

Терпение, поддержка. Если у чада не сразу правильно все получается, ни в коем случае не критикуйте. Поддержите его, проявите терпение. Обучайте новым навыкам в игре. Ребенку важно чувствовать, что родители его поддерживают, тогда ему будет легче выполнять задачи, решать проблемы. Обнимайте чадо, говорите теплые слова.

Конечно, сломанные вещи - это неприятно. Перед тем, как ругать, поинтересуйтесь у ребенка, чего он хотел добиться своими действиями. Если в словах будет логика, а не вранье, помогите ребенку получить желаемый для него опыт. Объясните почему вы расстроены: «эта вещь важна в хозяйстве и теперь придется покупать новую, тратить время на поход в магазин» и др.


Находите время для общения с ребенком, отвечайте на вопросы. Игнорирование малыша может вызвать в нем чувство собственной ненужности и неуверенность в себе

Слушайте внимательно, объясняйте. Поддерживайте стремление ребенка экспериментировать. Если он ломает или разбирает свои игрушки, то за это нельзя критиковать. Это его вещи, и он вправе делать с ними все, что захочет.

Ребенок что-то хочет рассказать? Найдите для этого время, ответьте на его вопросы. Деткам важно чувствовать, что в любой момент они могут прийти к вам и пообщаться. Мир вокруг кажется сложным. Объясняйте его устройство простым языком, уточняйте, понятны ли деткам ваши пояснения. После первой победы или закрепления нового навыка, важно хвалить и поощрять. Теплыми словами, вниманием, интересным совместным досугом.

Личные границы

С каждым годом дети получают все больше самостоятельности. Это нельзя запрещать. Конечно, должны быть правила: всегда одевать шапку, когда холодно или брать с собой зонтик, если намечается дождь. А выбор одежды, например, ребенок делает самостоятельно. Должна быть система с четкими правилами: что ребенок может делать, а что ему пока запрещено. Например, гулять вечером разрешается только с родителями, а вот днем, возле дома, можно играть с друзьями, но не бегать к дороге.

Наличие четких правил поможет стать уверенным в своих силах, будет способствовать полноценному, всестороннему развитию психики.

Неуверенность - главная причина многих проблем. Можно научиться обратному, тогда человек сможет отстаивать свою точку зрения, поверит в свои способности и силу, не будет волноваться о мнении окружающих.


Выполняйте с ребенком упражнения для развития уверенности

Упражнения для развития уверенности в себе помогут укрепить волю, избавят от слабостей. Можно избавиться от страхов, получить хорошее настроение и стать уверенным в собственных силах. Выполняйте упражнения для развития в себе веры:

  • запишите положительные качества, достижения;
  • подумайте, чего бы хотелось добиться, что сделать;
  • выполняйте действия по движению к цели каждый день.

Рисунок себя

Данное упражнение поможет увидеть себя со стороны. Родители и дети рисуют себя так, чтобы никто не знал, где чей рисунок. Затем их творения перемешиваются и каждый получает изображение. Участники рассказывают, чего не хватает на том или ином рисунке. Детали рассказа позволят сделать правильный вывод о текущем эмоциональном состоянии малыша.

Описание изображения получится негативным или то, что нарисовало чадо, будет выглядеть уныло? Необходимо обращаться к психологу за детальным изучением психологических особенностей личности малыша, для проведения диагностики, коррекционных игр.

Воля

Упражнение развивает силу воли, веру. Чадо найдет внутреннюю свободу. Напишите на листочке все, что вы сегодня сделали. Пишите все, что пришло в голову. Теперь подумайте о том, сколько вы всего умеете. Можете научиться чему-то еще, при вашем на то желании.

Уверенность появляется благодаря знанию себя и своих возможностей. Исследуя себя, познавая свои способности, повышается уровень личностного роста. Иногда детки стесняются рассказывать о секретах, мечтах. Помогите им в этом, способствуйте раскрытию души малыша. Так можно помочь чаду открыться новым свершениям.


Хорошо, когда оба родителя занимаются с детьми. Пример близких позволит малышу понять, что он тоже может стать как мама или папа

Я в будущем

Упражнение укрепляет веру в свои силы. Тренинг важен для любого возраста. Предложите ребенку нарисовать себя в будущем. Каким он хочет стать? Изображение должно быть вдохновляющим, ярким. Нарисуйте не только себя, но также свои увлечения, хобби. Когда рисование будет завершено, можно рассказать о том, каким вы видите себя в будущем.

Подобная методика быстро раскрывает истинные душевные стремления чада. Когда малыш уже может четко представить себя в будущем, видит его позитивным, такой результат должен радовать. Если чадо показывает негативные стороны, а мысли наполнены пессимизмом, важно обратиться к психологу за коррекцией.

Быстрое решение конфликта

Упражнение поможет выработать быстроту реакции. Навык полезен в конфликтных ситуациях. Занимайтесь всей семьей. Один придумал конфликт, второй сказал, как он на него реагирует. Все происходит быстро. Предложите стороннему наблюдателю (или используйте диктофон) записать мысли участников. Спустя время проанализируйте с супругом результаты.

Негативное отношение к жизни, агрессивность, злоба - одни из основных причин, по которым человек не может полноценно реализовать себя в социуме. Помочь малышу можно, если вовремя обнаружить проблему. Такие игры-тренинги должны стать регулярными для всей семьи.

Круг комплиментов

Упражнения способствуют укреплению веры в себя. Можно научиться ценить свои положительные стороны и достоинства других людей. Участвуют родители и дети. Встаньте в круг. Скажите три комплимента другому человеку. Так по кругу. Вспоминайте, что вам друг в друге нравится: во внешности, поведении, характере.

«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики и социальных навыков детей «Академия Монсиков » Виктория Шиманская.

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как , плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Позвольте ребенку, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. , принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.

Устраните вредные привычки воспитания

Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а », «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.

Проанализируйте игры и пособия ребенка

Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», « » — и т. д.

Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.

Практические шаги

Дерево достижений

Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.

Мяч умений

Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.

Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»

В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома , а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!

Дневник чувств и эмоций

Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.

Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.

Фото: VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com

Будет знать, что ошибиться – не страшно. Главное – поставить цель и добиваться ее реализации. Ребенку нужно объяснить, что на пути к цели может встретиться множество трудностей. Научите его не бояться этого. В преодолении трудностей опыт и целеустремленность, закаляется .

Помимо этого, важен собственный родителей. Если они неуверенны в себе, показывают сомнения по поводу решения той или иной проблемы, то им будет воспитать в своем ребенке уверенность. Постоянные сомнения в своей правоте делают ребенка неуверенным. И наоборот, видя смелых, уверенных в себе родителей, ребенок будет стремиться быть похожими на них. Со временем он также научится быть ответственным за свои поступки.

На формирование уверенности в себе оказывает влияние коллектив. Если ребенок принят в группе, его мнение принимают остальные, к нему прислушиваются, то со временем он становится уверенным в своих силах. На это также влияет участие ребенка в различных мероприятиях. Подготовка номера, выступление перед публикой дает важный опыт. Он не будет бояться негативной оценки результатов своей деятельности окружающими и научится воспринимать конструктивную критику.

От педагога также во многом зависит, насколько ребенок уверен в . Его задача – создать условия для формирования уверенности каждого ребенка . Нельзя допускать, чтобы в группе были отверженные дети. Каждый ребенок индивидуален. Учет его индивидуальных способностей дает платформу для развития уверенности.

Видео по теме

Большинство родителей очень любит своих детей. Они хотят, чтобы их дети нормально развивались, прилежно учились, посещали различные спортивные секции, меньше болели, были успешными в жизни. Поэтому мамы и папы удивляются, когда он приносит домой плохие оценки, стоит на переменах в стороне от своих сверстников, у него проблемы с общением. Учителя в школе о нём ничего хорошего и плохого не говорят, так середнячок, хорошо, что не хулиганит, да и ладно. Он начинает чувствовать себя ненужным, бестолковым. Как же помочь ребенку стать уверенным в себе?

Инструкция

Дети прежде всего должны быть уверены, что они любимы, их ценят. Например, близкие знают, что сын или дочка всегда способны помочь старушке перейти улицу.

Все говорят, что ребёнка надо почаще хвалить. Похвала - это мощный стимул воспитания ребятишек и создания у них чувства уверенности в себе.

Одни папы и мамы хвалят за талант и достигнутый результат, другие за старание, третьи за настойчивость и затраченные усилия.

Отмечено, очень боится совершить ошибку, ребёнок, которого хвалят за талант. А если его хвалят за настойчивость и приложенные усилия, он более уверен в себе. У малыша, которого хвалят за старание и настойчивость, чаще получает хороший результат, когда надо выполнить трудное задание.

Но это всего лишь один из всех методов воспитания. Любви, участия и заботы близких похвала не заменит. Только родители могут развить качества и умения своего малыша, которые позволят ему стать уверенным человеком.

Важно показать своему ребёнку, что идеальных людей не существует на свете. Малыш должен знать, что каждый имеет право на ошибку. Это родители могут показать даже на собственных примерах. В нашей жизни редко совершают ошибки только те люди, которые ничего не делают.

Научите своего ребёнка стойко переносить жизненные неудачи. Просто заставьте поверить его в свои возможности. Дайте ему понять, что вы всегда будете опорой ему, и он в любое время сможет попросить вас о помощи. При этом важно, чтобы малыш научился также принимать родительскую поддержку.

Покажите, как можно ставить и реализовывать перед собой реально выполнимые цели. Развивайте у него умение держать себя в руках.

Расскажите на примерах, как можно показывать настойчивость в достижении цели. Всё это позволить вашим детям быть уверенными в себе и успешно продвигаться в жизни.

Безусловная любовь и полное принятие ребенка являются залогом его будущей уверенности в себе. Еще важно передавать малышу адекватную самооценку своим примером и соблюдать простые рекомендации.

Инструкция

Дайте ребенку достаточно самостоятельности, она является основой уверенности в себе. Предоставьте возможность для проявления малышом своих навыков, создайте все условия, чтобы он стремился развивать их. Не нужно делать за ребенка то, что он и сам в состоянии выполнить. Не забывайте, что малыш постоянно развивается, а значит, границы его самостоятельности необходимо расширять. Если пока какая-то задача сложна для вашего сына или дочки, разбивайте ее на этапы.

Предоставьте ребенку возможность самому позаботиться о своем досуге. Если родители постоянно придумывают за него игры, всячески развлекают, они не дают ему проявить инициативу. Малыш должен уметь сам занять себя, а не ждать, что кто-то развеселит и заинтересует его. Таким образом ребенок учится самовыражению, раскрывает свои возможности и таланты. Не забывайте искренне хвалить его за достижения и делать комплименты выдающимся умениям малыша. Поверьте, они обязательно обнаружатся, если заострять на них внимание.

Перестаньте жалеть ребенка и сравнивать его с другими. Это занижает самооценку. Простого сочувствия в случае неудачи или легкого ушиба будет достаточно, и малыш будет чувствовать себя более сильным, уверенным человеком. Отсутствие оценки, тем более сравнительно с остальными детьми, также положительно скажется на воспитании уверенности. Обратите внимание, что даже похвала в адрес другого ребенка в присутствии вашего нежелательна.

Верьте в своего ребенка и говорите ему об этом. Забудьте фразу о том, что у него что-то не получится. Она разрушительна для детской уверенности. Наборот, воодушевляйте своего малыша, поддерживайте все его начинания и инициативы, конечно, кроме случаев явной опасности. Подумайте, а не преувеличиваете ли вы эту самую опасность. Тревожность родителей может передаться ребенку и негативно сказаться на его уверенности.