Во сколько месяцев детки начинают ползать. Когда ребенок начинает ползать на четвереньках и сидеть

«Топ, топ, топает малыш», – поется в веселой детской песенке. Это событие произойдет примерно через год после появления ребенка на свет, а к тому времени он успеет освоить много других полезных умений.

Прежде чем начать ходить, дети пытаются перемещаться, переползая с места на место. Почему и когда ребенок начинает ползать? Обязательно ли это должны уметь делать все детки?

Когда начинает ползать?

Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов, естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.

Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.

Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.

Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.

Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.

Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:

  1. Степень развития опорно-двигательного аппарата . Чем быстрее окрепнут мышцы рук и спины, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок, опираясь на ручки, и в скором времени начнет ползать.
  2. Степень развития нервной системы . Осмысление принципа передвижения путем переползания – результат напряженной работы головного мозга. К этому моменту у младенца должны быть сформированы нейронные связи, отвечающие за координацию движений, развитие чувства пространства и расстояния.
  3. Особенности развития . Каждый малыш осваивает окружающий мир в своем ритме. Некоторые отдают предпочтения тактильным ощущениям и тогда они раньше начинают ползать. Другие сразу хотят понаблюдать и только потом пытаются потрогать.

Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.

  1. Телосложение . Обычно пухленьким карапузам тяжелее научиться передвигаться ползком, поэтому у них данный процесс может занимать больше времени.
  2. Стимулирование . Создание благоприятных условий для формирования умения ползать может поспособствовать более раннему развитию этого навыка.

Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.

Способы ползания

Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.

Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.

При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик >>>

Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.


Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.

Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.

Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.

«На четвереньках»

Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.

Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой.

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем . Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент . Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве . Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально - не нужно, а вот стимулировать его активность нужно любыми способами.
  5. Вес . Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четвереньках, поскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании . Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.

Ползание – это естественный рефлекс , который присутствует у детей с самого рождения, но со временем угасает. Поэтому родителям не нужно пытаться учить своего карапуза ползать. Достаточно создать для него необходимые условия и просто наблюдать за поведением малыша лишь слегка направляя его действия.

Важно помнить! Прежде, чем пытаться учить ребенка ползать, убедитесь, что ребенок развивается нормально, и у него нет проблем со здоровьем.

Помощь родителей должна заключаться в следующем.

  1. Вызывать у ребенка желание ползти:
  • почаще класть его на пол, окружая интересными вещами и движущимися предметами;
  • нужно заинтересовать, поманить его яркой игрушкой или звонкой погремушкой;
  • в процессе попыток научиться ползти важно почаще хвалить ребеночка и подбадривать;
  • в качестве примера для подражания продемонстрировать ему, как нужно ползать.
  1. Развивать опорно-двигательный аппарат:
  • делать укрепляющий массаж (если у ребенка проблемы с физическим развитием следует обратиться к услугам профессионального массажиста);
  • делать с малышом гимнастику (самые простые упражнения нужно начинать делать с первого месяца после рождения);
  • правильно носить на руках.
  1. Учить ориентироваться в пространстве и управлять своим телом:
  1. Обеспечить соблюдение мер предосторожности и гигиенических требований:
  • класть малыша на чистый пол, покрытый ковриком или пледом (не нужно учить ползать по кровати или стелить матрас на полу);
  • убрать предметы, которые малыш может стянуть на пол, укоротить длинные шторы;
  • убрать мелкие и острые предметы;
  • убрать шнуры от электроприборов, сетевые удлинители и переноски;
  • одевать младенцу одежду, которая не будет стеснять его движений.

Соблюдение всех этих пунктов в скором времени приведет к положительным результатам. Самое главное для родителей – понять: чтобы начать ползать, малыш должен сам этого захотеть, а от обычных тренировок никакого эффекта ждать не стоит.

С момента своего появления на свет ваш начинает познавать мир. Сначала малыш просто наблюдает за всем окружающим лёжа, затем учится стоять и, наконец, . Однако между навыками стояния и хождения есть этап промежуточный - ползание. Родители очень радуются, когда их малыш начинает ведь это говорит о его нормальном физическом и стремлении познать что-то новое.

О сроках

По мере роста детки постепенно приобретают новые навыки и ползание - один из них. И хотя каждый малыш индивидуально, родители всё равно хотят знать, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, чтобы не упустить момент. Как правило, этот навык начинает впервые проявляться в - . Есть дети, которые не ползают вообще - они учатся сидеть, потом стоять и сразу ходить. Как правило, это те, кого рано помещают в так называемые Обычно, этап передвижения ползком заканчивается к когда малыш уже научится делать первые шаги, держась за руку или мебель.


Этапы ползания

Опытные родители знают, что до того момента, когда ребёнок начинает полноценно ползать на четвереньках, ему предстоит ещё два этапа.

Знаете ли вы? У новорождённых нет коленных чашечек. Они формируются только к шестимесячному возрасту.

По-пластунски

Этому способу взрослых мужчин учат в армии, а вот дети обучаются самостоятельно. Причём первые навыки проявляются сразу после рождения. Если положить младенца на живот и дать ему точку опоры в виде своей ладони, он рефлекторно начнёт отталкиваться и подвигаться вперёд. Однако эти движения не имеют ничего общего с ползанием осознанным. Научившись хорошо держать голову и переворачиваться, малыш пробует продвинуться вперёд, подтягивая туловище и ноги.


При этом ножки он сгибает в коленях и слегка отталкивается ими от поверхности. В каком возрасте ребёнок начинает ползать таким образом, зависит от того, когда он начал уверенно себя чувствовать лёжа на животе.

Промежуточный этап

Освоив первые навыки перемещения на животе, малыш начинает приподнимать туловище над поверхностью. Эти первые попытки ещё неуверенные, его шатает из стороны в сторону. Стоя на четвереньках, он поочерёдно выставляет вперёд руки, подтягивая к ним ноги. Часто дети на этой стадии пятятся назад, пока не поймут, что и как надо делать.

Перекрёстное

Быстро и уверенно ползать ребёночек научится после того, как сможет хорошо сидеть. Это значит, что мышцы спины и шеи достаточно окрепли и способны выдержать нагрузку. Из сидячего положения удобно становиться на четвереньки, что упрощает задачу. Стоя на четвереньках, кроха начинает поочерёдно передвигать руки, одновременно делая перекрёстные передвижения ног.


Факторы, влияющие на передвижение малыша

То, во сколько дети начинают ползать, зависит от нескольких факторов:

Знаете ли вы? Замечено, что девочки быстрее учатся ползать и сидеть, чем мальчики.

  • малыша оказывает непосредственное влияние, так как пухлому карапузу сложнее удержать своё тело на руках;
  • развитие опорно-двигательной системы - чем крепче суставы и более развиты мышцы, тем быстрее малыш сможет удерживать тело на весу;
  • развитие нервной системы, поскольку любое движение координируется головным мозгом;
  • особенности индивидуального развития - все дети по-разному познают мир, у каждого свои способы это делать;
  • дети, рождённые немного отстают в развитии способности ползать и начинают это делать где-то .


Стоит ли паниковать, если ребенок не ползает

Часто родители, особенно если у них первенец, поддаются панике при малейшем несовпадении того или иного навыка своего чада с возрастными ориентирами. Если малышу более 6-ти месяцев, а он даже не собирается ползти, это ещё не повод нервничать.

Важно! По мнению невропатологов, то, когда дети начинают ползать, даже важнее первых шагов. Этот навык положительно влияет на развитие , а также способствует установлению прочной связи между полушариями головного мозга.

Сначала нужно исключить следующие причины:

  • лишний вес, который мешает двигательной активности;
  • закрытое пространство - малыша надо выпускать из кроватки «на волю», где столько всего интересного;
  • тип темперамента - дети, спокойные от рождения, позже начинают не только ползать, но и ходить;
  • нет необходимости - если малышу и так быстро подают всё, что он хочет.


В случае если перечисленные причины исключены, а также педиатр не видит отклонений в физическом развитии ребёнка и функционировании нервной системы, то малышу можно помочь освоить ползание.

Как помочь крохе

Большинство жизненно важных навыков дети приобретают сами по мере развития. Это касается и ползания. Однако, если малыш никак не решается сдвинуться с места, его можно стимулировать это сделать. Для этого окружите его яркими и интересными до которых надо дотянуться. Также чаще хвалите его за успехи. Попробуйте показать ему, как ползти - дети любят повторять за родителями.


Положительное влияние не только на способность ползать, но и на весь организм в целом, окажут массаж и . Также есть специальные упражнения, например «лягушка» или с валиком.

Важно! Ползать детям гораздо удобнее на полу, а не на диване. Предварительно нужно постелить одеяло или покрывало и убедиться в отсутствии потенциально опасных предметов в зоне досягаемости.

Бесспорно, ползание - важный этап естественного и полноценного развития малышей и то, в каком возрасте дети начинают ползать, во многом зависит не только от особенностей их развития, но и от желания родителей заниматься со своим чадом. Однако родители должны именно помогать, а не принуждать кроху. Ваш малыш должен сам захотеть ползти, и принуждение может только навредить детскому организму.

Малыш растет, поднимает головку, пытается перевернуться — все это радует любящих родителей, с гордостью наблюдающих за ростом крохи. В это время родителей начинает волновать вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает ползать.Существуют общепринятые стандарты двигательной активности грудничков первого года жизни.

Нормальным для начала ползания считается возраст 7-8 месяцев. Сказать совершенно точно с какого именно месяца ребенок должен начать ползать невозможно. Каждый младенец индивидуален, поэтому некоторые могут начать ползать в 5 месяцев, другие займутся этим интересным занятием ближе к 9 месяцам жизни.

Иногда малыш пропускает этап ползания, сразу становится на ножки, чем очень гордятся родители.Специалисты считают, что пропускание этапа ползания негативно сказывается на формирование скелета младенца. Процесс ползания укрепляет мышцы, позвонок крохи, развивает пространственное мышление и координацию у маленьких детей.

Первый шаг к самостоятельности малыша, к познанию окружающего пространства. Развивает любознательность, целеустремленность. Придает уверенность в собственных возможностях. Научившись ползать, кроха откроет для себя новые возможности, станет развиваться более интенсивно.

Интеллектуальное развитие. Первый год жизни младенца характеризуется тем, что двигательная активность тесно связана с психическим и эмоциональным развитием грудничка. Чем более ребёнок активен, тем лучше кровоснабжение головного мозга. Движение взаимосвязанно с развитием речи, обеспечивает координацию между левым и правым полушариями мозга.

Укрепление мышц, позвоночника. Во время ползания задействованы мышцы конечностей, а также спины, физическая нагрузка на которые, правильно развивает изгибы позвоночника, укрепляет сами мышцы. При ползании по пластунски, когда ножки разводятся в стороны, осуществляется профилактика дисплазии тазобедренных суставов. Активное укрепление всех группы мышц естественным путем корректирует повышенный и пониженный тонус мышц, кривошея, асимметрия тела.

Формирование координации движения тела. Сохранение равновесия, ориентирование в пространстве — все это позволяет делать умение координации.

Когда наступает время ползать

Только у родившегося младенца уже можно заметить зачатки ползания. Если положить грудничка на животик, а на пяточки слегка надавить ладошкой, — младенец рефлекторно оттолкнется. После 3-х месячного возраста эти движения из неосознанных перерастают в управляемые навыки.

Грудничок поднимает головку, делает перевороты, мир для малыша вокруг меняется, открывая новые привлекательные стороны. Как только малыш начнет удерживаться в положении на животике на локтях, то сразу начинает тянуться в ярким игрушкам и вещицам, расположенным вдалеке, делает попытки поползти.

Освоение навыка ползания зависит от множества причин:


Освоение и этапы ползания

Прежде чем начнет ползать ребенок, проходит несколько ступенек развития ползания. Эти ступеньки изначально заложены природой, ведь мышцы тела у детей развиваются постепенно, а каждый этап требует развития конкретных групп мышц. Некоторые малыши, при хорошем физическом развитии, могут пропускать отдельные этапы ползания.

Лежа на животе, кроха тянется к яркой игрушке, стремясь переместиться вперед. Ручки вытягиваются вперед, малыш подтягивается на них. Так начинается первая попытка ползания — немного вперед, или чуть в сторону. Бывает дети ползут назад, отталкиваясь, вместо того чтобы подтянуть тело. Этот этап начинается примерно с 5-го месяца.

При помощи родителей, иногда самостоятельно детишки начинают понимать, что намного удобнее ползать, приподнимая корпус тела. Кроха опирается на локти, помогая себе ножками, начинает ползти по пластунски.

Кроха одновременно выкидывает вперед ручки, и следом, очень быстро подтягивает коленочки к рукам. Внешне очень напоминает то, как прыгают лягушки.

Грудничок пытается вставать и ползать на четвереньках. Поднимая попу, долго стоят раскачиваясь. Первые попытки ползать на четвереньках обычно не очень удачные. Малыш заваливается на бок, путается в ручках и ножках. Но с опытом приходит понимание, грудничок начинает перекрестно переставлять правую ножку вместе с левой рукой, после чего слаженно меняются ручка и ножка.

Перекрестное ползание самое гармоничное, рациональное, распределяющее нагрузку на позвоночник крохи равномерно. При перекрестном ползании малышу не приходится балансировать. Спинка прямая.

Кроме общепринятых видов ползания, некоторые малыши разрабатывают собственные методы для передвижения:

  1. Перекатывание. Чаще всего его используют детки со слабым плечевым поясом. В этом случае надо проводить дополнительные упражнения по укреплению мышц ручек;
  2. Движение спиной вперед. Очень часто, младенцы начинают ползать задом наперед. Связано это с пока еще слабой координацией. Ничего страшного в таком движении нет. Освоившись малыш начнет ползать правильно;
  3. Сидя на попе. Нередки случаи и такого ползания. Подогнув одну ножку под себя, другой ножкой ребенок отталкивается. Передвигаются таким способом дети достаточно быстро.

Обеспечиваем безопасность

Помощь родителей в воспитании ребенка трудно переоценить. От внимания, заботы, ежедневных упражнений, зависит здоровье и развитие грудничка. Прежде чем задаться вопросом: со скольки месяцев ребенок начнет ползать, следует приложить массу усилий, чтобы помочь крохе быстрее стать сильным и здоровым ребенком.

Итак, чем может помочь любящая семья, желающая чтобы грудничок пораньше начал ползать. Первым делом следует обеспечить безопасность ребенка:

Приготовьте специально обустроенное место на полу. Постелите покрывало, спортивный коврик. Закройте все розетки, силиконовые накладками скройте острые углы мебели. Уголок для ползания должен быть защищен от сквозняков.

Если на столе находится скатерть, стоят тяжелые вазы, книги — все это необходимо убрать, чтобы ребенок случайно не опрокинул на себя тяжелый предмет.

Закрепить дверцы шкафов, убрать с пути ребенка все емкости с бытовой химией. Любопытному исследователю все хочется попробовать на вкус, что может привести к серьезным последствиям.

В комнате должна быть чистота. Домашних животных, когда малыш учится ползать, лучше увести в другое место.

Все упражнения должны начинаться, когда ребенок здоров. Если малыш куксится, капризничает — перенесите упражнения на более позднее время.

Упражнения, помогающие начать ползать

Малыш уже активно переворачивается, пытается опираться на ручки — значит пришло время для подготовки грудничка к самостоятельному ползанию.

Закрепление переворотов. Мамочка держит крепко, не сдавливая кисть ребенка, малыш должен обхватить большой палец мамы. Аккуратно направляя корпус грудничка на переворот, мама правой рукой придерживает левую ножку крохи, помогая совершить переворот.

Зарядка для ручек. Начинайте, когда малыш проснулся. Мама дает схватить свои большие пальцы рук, и обхватив кисти ребенка, поднимает ручки крохи и разводит их в стороны, опуская, скрещивает на груди малыша. Движения должны быть плавными, не резкими. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также дает заряд бодрости крохе, приучает к утренней разминке.

«Лягушонок» — профилактика дисплазии, создание и закрепление навыка ползания. Взяв ножки за голени, медленно сгибать в пользу лягушки, потом разгибать, не торопясь. Положив кроху на животик, подставить ладони под пяточки, дать малышу несколько раз оттолкнуться ножками, немного продвинувшись вперед.

Фитбол или большой мяч станут большим подспорьем для развития и укрепления мышц спины крохи. Положите ребеночка на мяч животом, придерживая малыша в районе подмышек. Раскачивать мяч из стороны в сторону следует медленно, наблюдая как грудничок напрягает спинку.

Игра с валиком полезна для перехода к перекрестному ползанию на четвереньках. Подложить валик под животик крохи, начинать раскачивать валик. Пытаясь удержаться, малыш будет задействовать сразу ручки, ножки, становиться на четвереньки.

Мама может собственным примером показать как надо ползать, играя в различные игры. Катать мяч, играть в догонялки, или достать игрушку.

Массаж обязателен. Обычный общеукрепляющий массаж, который можно провести в домашних условиях. При проведении массажа необходимо снять все украшения. Массаж достаточно делать 1 раз в день, длительностью не более 10 минут, нельзя проводить массаж перед едой и сразу после нее. Кожа у младенцев весьма нежная, поэтому основное движение — это поглаживание. Ручки и ножки поглаживаются снизу вверх, спинка и животик — сверху вниз.

Не стоит торопить ребенка быстрее начинать ползать. У каждого малыша свой путь развития. Кто-то начнет ползать раньше, другие позже, кто-то пропустит этап ползания и сразу станет на ножки. Основные начала и принципы развития навыков ползания, должны стать направлением для гармоничного развития ребенка.


Первый настоящий прорыв на пути к взрослению происходит, когда ребенок начинает ползать. С этого момента он может самостоятельно передвигаться, что существенно расширяет его кругозор. Малыш теперь сам решает, куда ему податься и чем заняться. Многие родители ошибочно полагают, чем быстрее ребенок пойдет, тем лучше. Некоторые даже гордятся тем, что кроха, пропустив этап ползания, сразу начал ходить. Так ли это хорошо на самом деле? Попробуем разобраться.

Идеальный возраст для ползуна

Какой он, этот возраст, и существует ли он на самом деле? Во сколько дети начинают ползать? Сколько детей, столько и вариантов ответов на эти вопросы. Нельзя категорично и безоговорочно назвать конкретные сроки, рекомендуемые для начала ползания. Можно привести только примерные ориентиры, которыми руководствуются современные педиатры.

Итак, с какого месяца возникают первые предпосылки для ползания? Даже у новорожденного ребенка можно наблюдать рефлекторные попытки оттолкнуться от подставленной под пятки ладони взрослого. Конечно, это всего лишь проявление врожденного неосознанного рефлекса.

Трехмесячный малыш начинает готовиться к предстоящему ползанию, когда учится переворачиваться со спинки на животик и наоборот, пытается удерживать головку самостоятельно. Такие сложные для крохи упражнения помогают развиваться и укрепляться мышцам спины, которые потом сыграют важную роль в становлении навыков ползания.

Чем раньше получится у малыша перевернуться и уверенно держать голову, тем больше вероятность того, что он рано поползет.

Настоящие серьезные попытки к самостоятельному передвижению будущий ползун предпримет, когда ему исполнится пять месяцев. Срок этот примерный, и касается он не всех детей. Это самый ранний возраст из возможных, в котором могут проявляться зачатки ползания. Некоторые дети начнут проявлять активное стремление подползти к чему-либо только ближе к году, месяцев в девять.

Поэтому в качестве среднестатистической нормы для начала ползания можно назвать возраст семь месяцев как самый распространенный и наиболее приближенный к идеальному.

Что может повлиять на скорость развития двигательных навыков?

  • Масса тела ребенка. Слабый малыш, который плохо набирает в весе, вряд ли скоро поползет. То же касается упитанного сверх меры богатыря.
  • Характер. У каждого человека от рождения он свой, и зачатки холерика и флегматика проявляются уже в младенческом возрасте. Если малыш шустрый и подвижный, имеет легко возбуждаемую нервную систему, то он поползет быстрее. Медлительный и спокойный, скорее всего, не захочет торопить события.
  • Атмосфера вокруг ребенка , которая складывается из взаимоотношений в семье (папы и мамы, братьев и сестер). Это тоже имеет немаловажное значение для формирования двигательных навыков. Чем спокойнее и доброжелательнее окружение, тем выше вероятность раннего начала ползания.
  • Состояние здоровья малыша , его общее самочувствие на момент наступления благоприятного возраста для развития движений, сопутствующих ползанию.
  • Внутриутробный период. Важно, как протекали беременность и роды у матери, какие осложнения возникли и как они отразились на ребенке.
  • Наследственная предрасположенность. Возможно, мама или папа были рекордсменами в области скоростного передвижения ползком. Или, наоборот, осторожничали, не спешили быть в первых рядах.
  • Специальная гимнастика и массаж. Этими способами можно ускорить процесс, они помогут подготовить и укрепить мышцы, придадут малышу уверенности в своих силах.

А как влияет пол ребенка на развитие навыка ползания?

Практически никак не влияет. Есть более быстрые мальчики и более медленные девочки, и наоборот. Для того чтобы ребенок начал ползать, необходимо стечение не одного, а многих обстоятельств. Одна только половая принадлежность ничего не решает. Каждый случай особенный, каждый ребенок уникальный.

Но все же существует статистика, и вот о чем она говорит. При схожей среде проживания и развития ребенка, если дети одинаковой комплекции и не имеют патологий и проблем со здоровьем, младенцы женского пола быстрее начинают осваивать азы ползания. Обычно на полмесяца или на месяц позже делают первые попытки самостоятельного передвижения представители сильной половины человечества.

Поведение мальчиков и девочек в процессе ползания также отличается. Сильный пол более активен, любопытен и неусидчив, девочки спокойнее, рассудительнее, осторожнее.

Да и ходить, по среднестатистическим данным, маленькие принцессы начинают гораздо раньше (разница с мальчишками составляет от двух до трех месяцев).

О пользе передвижения ползком

  1. Стремление к ползанию формирует личностные качества. Впервые малышу приходится добиваться цели самому, без посторонней помощи. Приходится прилагать усилия, принимать решения, преодолевать трудности, собственную лень.
  2. С развитием навыков ползания развивается мышление, особенно при перекрестном способе передвижения. Приходится координировать свои действия, поочередно выставляя вперед то руку, то ногу. Пространственное ориентирование также будет развиваться: малыш должен сообразить, где находится, куда и как ему двигаться, чтобы достичь желаемой цели.
  3. Такой способ передвижения поможет мышцам спины укрепиться. Ползание на четвереньках подготовит позвоночник ребенка к будущим нагрузкам, которые возникнут при хождении. Физическая нагрузка – естественное средство избавления от патологических состояний (асимметричности туловища, кривошеи, слабого или усиленного мышечного тонуса).

Разнообразие форм ползания

  • Прыжок лягушки. Малыш совершает движение, похожее на прыжок: две руки выносит перед, затем стремительно одним движением перемещает обе коленки к рукам.
  • По-пластунски. Ребенок ползет, лежа на животике; опирается на локотки, подтягивает одну ногу под себя, другая прямая.
  • Перекат. Это не ползание в общепринятом смысле, но все-таки способ перемещения в пространстве. Так малыш тоже может добраться туда, куда ему нужно, без особых усилий. Способ для лентяев. Младенец катается туда-сюда, со спины на живот и наоборот, постепенно перемещаясь.
  • Движения рака. Ребенок пятится назад, как рак. Такой вид ползания довольно распространен у деток, и это нормально. Просто координация движений у них находится еще в зачаточной стадии развития. Если малышу так удобно, значит, никаких проблем нет. Некоторые детки двигаются боком, другие вращаются вокруг себя. Со временем все встанет на свои места.
  • Ползание на попе. Кроха сидит на попе, подогнув под себя одну ножку, а другой пробует сделать отталкивающее движение. Некоторые могут передвигаться таким образом довольно ловко и быстро.
  • Ползание на спинке. Бывает и такое. Такой способ перемещения очень необычен, но это не отклонение от нормы. Все движения руками и ногами малыш совершает, лежа на спине, и получается это у него очень ловко и складно.
  • Перекрестный вид ползания. Это самый привычный способ передвижения деток. Именно к такому результату обычно приводят все эксперименты малюток в конечном итоге. Ребенок начинает ползать именно так, когда он уже хорошо овладел своим телом и может координировать свои движения после долгих тренировок.

Не спешите учить малыша ходить или сидеть, особенно если он еще не научился ползать. Не торопитесь сократить период ползания. Этот этап очень важен для умственного, психоэмоционального и физического развития. Пусть малыш ползает столько, сколько ему потребуется. Такие тренировки укрепят его тело, и он увереннее и крепче будет стоять на ногах. Слишком раннее хождение и сидение создает большую нагрузку для неокрепшего позвоночника. Да и маме будет легче с ползающим малюткой. Когда ребенок начнет ходить, опасности будут подстерегать его повсюду, за ним нужен будет глаз да глаз.

Как освоить азы ползания: помощь родителей

  • Предоставьте малышу свободу действий , пусть будет больше пространства для маневров. Отлично подойдет расстеленное на полу одеяло. Проследите, чтобы не было сквозняка и опасных вещей поблизости. На ровной и твердой поверхности малышу будет проще научиться отталкиваться.
  • Заинтересуйте ребенка : красивые игрушки, необычные предметы, все, что может привлечь его внимание, должно лежать неподалеку. Однако «приманку» надо положить так, чтобы до нее надо было доползти. В качестве привлекающего объекта хорошо использовать домашних животных, дети очень любят с ними играть и с радостью будут подражать их движениям.
  • Поползайте рядом с малюткой , показывая пример, или продемонстрируйте ему мастер класс от более опытного ползуна – ровесника вашего ребенка.
  • Массаж . Его может сделать специалист. Но и в домашних условиях вы с легкостью воспроизведете несложные массирующие движения: поглаживания, похлопывания, мягкие растирания ножек и ручек (начиная с кистей или стоп, заканчивая предплечьем и бедром). Проводят процедуру один раз в сутки в течение 5-7 минут. Нельзя делать массаж сразу после еды или перед ней. Массирование конечностей или спинки (поглаживающими движениями вверх и вниз) подготовит мышцы к предстоящим нагрузкам, снимет с них напряжение.
  • Занятия на большом мяче : положить кроху на мяч, придерживая его в области подмышек, головка и животик вниз, ножки вверху. Мяч аккуратно перекатывают вверх и вниз, ребенок прогибается, напрягает спинные мышцы. Усложнить задание можно, положив на полу яркий предмет. Малютка будет за ним тянуться и тренировать спинку и руки.
  • Укрепление верхних конечностей : возьмите малыша за руки, пусть он крепко ухватится за ваши пальцы, затем потяните его к себе; стимулируйте его поднимать свое тело вслед за руками.
  • Ходьба на руках . Положите малыша на живот, дайте ему хорошо упереться руками и поднять головку, затем аккуратно приподнимите ноги. Придерживая малыша, позвольте ему сделать несколько шажков руками.
  • Упражнение «Лягушонок» . Когда грудничок лежит на животе, подставьте ему под пятки свою ладонь, ребенок должен упереться своими ножками и оттолкнуться от вашей руки.
  • Подтягивание . Положите ребенка на живот, рядом поместите игрушку, подвесить ее надо на небольшой высоте над матрасиком кроватки (если кроха лежит в ней). Карапуз будет пытаться достать ее, для этого ему придется дать работу мышцам предплечья.
  • Упражнения с валиком . Чтобы научить малыша принимать правильную позу для ползания (на четвереньках), надо подложить ему под грудь маленький валик (это может быть скрученное одеяльце) и раскачать его то вперед, то назад. В этой ситуации грудничок будет пытаться передвигать ножки и ручки вместе с движущимся валиком.

Обеспечьте безопасность вашему ребенку, когда он будет проходить школу ползания на полу.
Опасно:

  • сквозняки;
  • острые и мелкие предметы;
  • углы мебели;
  • скатерть на столе (там может быть что-то горячее, тяжелое, острое), которую можно стянуть на себя;
  • шаткая мебель;
  • легко открывающиеся дверки шкафов с бытовой химией;
  • электроприборы с проводами и розетками;
  • грязь на полу;
  • (если они агрессивно настроены или имеют богатый шерстяной покров).

Не стремитесь подогнать вашего малютку под какие-то нормы. Пусть вас не беспокоит, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, а также то, как именно он ползает (по сравнению с ребенком вашей подруги). Главное, чтобы он пытался это сделать, раньше или позже. Если же малышу почти исполнился год, а он вообще не предпринимает никаких, даже слабых попыток к какому-либо перемещению, то обязательно стоит показаться врачу. Только педиатр сможет определить настоящую причину и оказать помощь.

  • Когда ползает и сидит
  • Сажать ли в ходунки
  • Когда в семье появляется малыш, родители с нетерпением ждут, когда он научится улыбаться, держать головку, затем переворачиваться, садиться и ползать. Следующим большим событием, безусловно, станут первые шаги. Каждое новое умение имеет огромное значение, а потому мамы и папы трепетно относятся к срокам появления тех или иных двигательных навыков. В этой статье мы расскажем о том, в какие сроки ребенок начинает сидеть и ползать и можно ли на эти умения повлиять.


    Физиология навыков

    На вопрос родителей, когда именно малыш должен освоить ползательные движения и сидение, ответить довольно сложно. Каждый карапуз – индивидуальность, личность, которая развивается по собственным законам и схемам. Поэтому все таблицы с нормативами существуют только для педиатров, поскольку на вашего малыша детский доктор смотрит как на одного из среднестатистических малышей. Но это только на первый взгляд.

    Вдумчивый специалист никогда не заявит о задержке физического развития на основании того, что малыш в 7 месяцев не сидит или в 8 месяцев не ползает, ведь на то у ребенка может быть много причин.



    Малыш начинает ползать и сидеть тогда, когда его костная, мышечная системы, а также связки и суставы, задействованные в этих процессах, достаточно созрели и окрепли. Для навыка ползания нужны развитые мышцы живота и шеи, рук и ног, для сидения нужны достаточно окрепшие мышцы спины, живота, шеи и рук. Естественно, ни один новорожденный не обладает такими мышцами, они растут и крепчают по мере роста ребенка. Если родители с первых дней уделяют достаточно внимания физическому развитию грудничка, делают массаж и проводят возрастную гимнастику, то шансы более раннего освоения новых навыков заметно повышаются.

    Согласно средним нормам, сидеть среднестатистические здоровые дети начинают после полугода, в 7 месяцев с поддержкой, а в 8 – уже без поддержки. К 10 месяцам малыши обычно прекрасно справляются со сложной задачей – сесть из положения лежа. С ползанием все обстоит несколько сложнее – некоторые дети вообще минуют этот этап, а некоторые именно с него и начинают. Средние нормы, существующие в педиатрии, гласят, что ребенок может научиться ползать с 5 месяцев на животе, с 7 месяцев до 9 месяцев – на четвереньках.

    Но нормы нормами, а у вашего ребенка, не исключено, есть собственные планы на дальнейшее развитие, тем более что на скорость освоения новых двигательных навыков влияют очень многие факторы.



    Что может оказать влияние?

    В первую очередь имеет значение самочувствие и состояние здоровья вашего малютки. Если кроха появился на свет недоношенным, он значительно позднее ровесников начнет постигать премудрости перемены положения тела в пространстве. Не потому, что он ленивее, слабее, а потому, что его костной и мышечной ткани требуется больше времени для подготовки к новому типу нагрузки. Ребенок себе не враг, он никогда и не подумает делать того, что он физические сделать неспособен.

    Болезненные, часто заболевающие карапузы, дети с врожденными заболеваниями тоже садятся и ползут позднее, чем здоровые малыши. Особенно долго могут «раскачиваться» дети с неврологическими нарушениями.

    Масса тела карапуза тоже имеет значение, причем самое непосредственное. Детки пухлые, с избыточным весом, испытывают вполне естественные трудности с удержанием собственного веса в новом положении, их позвоночник просто не предусматривает новой нагрузки в таком объеме, ему нужно чуть больше времени на подготовку. Они поползут и сядут, но позже.


    Характер и врожденный темперамент малыша диктуют его поведение и мотивацию. Сонливые, несколько медлительные и ленивые флегматики и меланхолики садятся, ползают и ходят позднее, чем подвижные, активные, любознательные представители сангвинического или холерического типа личности.

    Многое зависит и от того, какие условия для развития ребенка создали сами родители. И это, пожалуй, единственное, на что мама и папа, переживающие за развитие ребенка, могут оказать непосредственное влияние. Ребенок, которого во время бодрствования чаще держат в кроватке или манеже, вряд ли будет иметь достаточно мотивации для того, чтобы начать исследовать мир. До поры до времени ему будет вполне комфортно в ограниченном пространстве.

    Необходимости сидеть или ползать куда-то у крохи просто не будет, освоение навыка замедлится. Если же родители предусматривают для малыша определенную свободу перемещения в периоды бодрствования, развешивают игрушки на определенном расстоянии от него, то малышу очень понадобится до них добраться, а потому ему просто придется искать способы сделать это. Способов два – достать из положения сидя или доползти и взять. Естественно, определенная свобода малыша нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, чтобы кроха не травмировался.


    Мальчики или девочки – кто быстрее?

    На тематических форумах и в общении между собой мамы часто приписывают сыновьям и дочкам определенные способности. Говорят, что девочки быстрее осваивают новые умения, поскольку мальчики более ленивы. Другое мнение гласит, что девочек нужно присаживать позднее, чем мальчиков из-за возможных опасных последствий для репродуктивного здоровья.

    На самом деле научно объяснимой разницы между развитием физических умений у грудничков обоего пола не существует. Развиваются дети примерно с одинаковой скоростью при условии, что они здоровы, доношены, не имеют проблем с перееданием и лишним весом. По поводу присаживания девочек и мальчиков следует сказать, что и тех, и других не рекомендуется присаживать как минимум до полугода. Совсем. Никак.

    Последствия могут быть довольно печальными – могут травмироваться кости малого таза. У девочек в этом случае действительно могут возникнуть в будущем проблемы с вынашиванием собственных детей. Да и для мальчика такая травма крайне нежелательна.


    Можно ли обучать детей навыкам?

    Этот вопрос самый важный. Почему-то считается, что мама, которая просто ждет, пока ребенок сядет или поползет, безответственная и черствая. А вот мать-наседка, которая не может ждать и чуть ли не с 3 месяцев начинает готовить ребенка к сидению и ползанию, а лучше всего сразу к ходьбе, – молодец и пример для подражания. Формированию такого стереотипа в немалой степени способствуют женские форумы, после пяти минут присутствия на которых нормальная мама становится нервной женщиной с комплексом неполноценности и чувством вины.

    Нормально ли ничего не предпринимать? Да, это нормально. Многие педиатры, в том числе доктор Комаровский, профессиональным советам которого доверяют миллионы мам по всему миру, утверждает, что сформироваться навыки сидения и ползания должны совершенно естественным способом и в том возрасте, который для того предусмотрен природой в отношении конкретного ребенка.

    Чрезмерная активность родителей, «помогающих» ребенку, нередко вредит – динамическая гимнастика, неаккуратное выполнение упражнений, насильственные присаживания чреваты тяжелыми травмами. В первую очередь при ранней вертикализации страдает позвоночник малыша, который не готов к вертикальной нагрузке. Могут случиться компрессионные деформации позвонков, позднее могут появиться межпозвоночные грыжи. У многих детей, которых рано присаживали или ставили на четыре конечности для ползания, позднее проявляются сколиоз, кифоз, лордоз, нарушения походки, деформация конечностей. Особенно это касается детей, которые немало времени в раннем возрасте провисели в прыгунках, а потом протопали в ходунках.