Мониторинг усвоения образовательной программы по фгос. Материал на тему: Мониторинг освоения образовательной программы

Карта развития, как инструмент мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Воспитателя МДОУ Некоузский детский сад

общеразвивающего вида № 2 Жилиной Ж.Н.

Дневник индивидуального сопровождения ребенка (далее дневник) состоит из: карты индивидуального развития, листа регистрации достижений ребенка, выводов по итогам обследования, листа индивидуальных занятий,

листа взаимодействия с родителями (по согласию родителей).

Дневник заполняется воспитателем на начало и конец учебного года. При необходимости по отдельным разделам может быть проведено дополнительное обследование с обязательной фиксацией результатов в «Листе индивидуальных занятий».

При обследовании воспитатель использует диагностику и наблюдение за ребёнком в процессе занятий, общения и свободной деятельности, а так же опрос родителей. Общие сведения заполняются на время начала наблюдений за ребенком и на время выпуска (отчисления) ребенка из детского сада.

Индивидуальные особенности ребенка заполняются ежегодно (на начало и конец учебного года).

Знаком «+» обозначается присутствие данного признака, знаком « - »  отсутствие его. В графах, где дано несколько вариантов ответа, из предложенных выбирается один, наиболее ярко характеризующий личностную особенность ребенка.

Для заполнения листа регистрации достижений ребенка необходимо использовать шкалу оценок, представленную в виде таблицы (для каждого возраста свою). Уровни оценки даны в трех бальной шкале, где

0  низкий уровень;

1  средний уровень;

2  высокий уровень.

Каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика, которая приводится в таблице справа, напротив бальной оценки. Из трех уровней развития необходимо выбрать один, характерный для ребенка. После этого в листе регистрации на пересечении вертикали (уровни развития) и горизонтали (показатель развития) точкой отмечается результат наблюдений. Результаты фиксируются для каждого показателя отдельно в соответствующей графе.

Графа 15 (усвоение учебного материала по программе образовательного учреждения) заполняется по результатам диагностики усвоения учебного материала (средний показатель по всем разделам). В том случае, если результаты диагности

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1. Введение

2. Проектирование системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ

3.Методы и формы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

4. Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности (для детей с ОВЗ).

5.Список литературы

1.Введение

В настоящее время проблема организации и содержания системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении стала объектом пристального внимания руководителей, методистов, воспитателей педагогов-специалистов. Эта тенденция обусловлена введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), утвержденных приказом МОиН РФ от 01.01.2001 года № 000. Указанные требования предусматривают наличие в ДОУ разработанной системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для организации системы мониторинга в ДОУ необходимо обеспечение профессиональной готовности руководителей и педагогов к организации и проведению системной диагностики и взаимодействию различных педагогов-специалистов на всех этапах реализации мониторинга.

Формирование у педагогов дошкольного учреждения методически грамотного представления о системе мониторингового исследования, разъяснение положений ФГТ и соотнесение их с методикой проведения мониторинга – вот задачи, которые должны решаться в каждом дошкольном образовательном учреждении.

непрерывности, реализующий идеи осуществлении постоянной оценки достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на всех этапах его развития;

прогностичности, предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшения или улучшения результатов освоения Программы;

динамичности, требующий постоянной корректировки технологий, методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями в развитии ребенка;

гуманизации , определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности , устанавливающий уважительное отношение к личности ребенка, к его интересам, правам;

коллегиальности , требующий привлечения всех субъектов образовательного процесса, интеграции усилий педагогов ДОУ в организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

К функциям педагогического мониторинга в системе дошкольного образования относят:

интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период;

диагностическую, позволяющую дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;

информационную, являющуюся способом систематического получения валидной (надежной) информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка;

прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов.

Мониторинг будет эффективен, если критерии и показатели корректно заданы. В зависимости от целей мониторинга количество показателей может быть разным.

Под критерием понимается признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, а показатель - это одна из характеристик критерия, которую можно измерить. Различают качественные показатели, фиксирующие наличие/отсутствие определенного свойства или его описательную характеристику (хорошо, красиво, часто, настойчиво), и количественные показатели (сколько), фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Главным основанием выбора показателей служит понимание того, что вы хотите измерить в динамике. Количество показателей должно, с одной стороны, давать возможность сделать однозначный вывод по цели исследования, а с другой стороны, способствовать минимальным трудозатратам проводящего мониторинг педагога.

Методы мониторинга разнообразны. Главным основанием для выбора методов мониторинга служит набор показателей и возможность получить по каждому показателю максимально объективную информацию. Информация по одному показателю может собираться с помощью различных методов из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга.

Мониторингу присущи такие характеристики, как:

наличие объекта мониторинга;

наличие форм и методов для сбора, оформления и анализа информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм), принятия решения по результатам мониторинга;

определение сроков и периодичности сбора информации;

определение ответственных за сбор, обработку и хранение информации.

Периодичность мониторинга устанавливается дошкольным образовательным учреждением.

Данные методические рекомендации направлены на овладение руководителями и педагогами дошкольных учреждений умениями и навыками проектирования модели педагогического мониторинга для конкретного ДОУ, соответствующей особенностям его образовательной деятельности , подбору методического обеспечения его реализации. Важным является то, что система психолого-педагогического мониторинга является динамичной, открытой, изменяющейся, а все функции мониторинга (аналитическая, диагностическая, прогностическая, организационно-управленческая, корректирующая) рассматриваются в единстве.

Результаты мониторинга учитываются в управленческой и образовательной деятельности ДОУ, принимаются решения о внесении изменений в текущие проекты педагогической деятельности, в содержание работы с родителями воспитанников. Деятельность ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, должна строиться на основе результатов мониторинга.

2. Проектирование системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ

При проектировании системы мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой каждым ДОУ самостоятельно, целесообразно руководствоваться следующим алгоритмом организации данной деятельности (таблица 1).

I этап. Нормативно – установочный

Последовательность этапа

Создание в ДОУ рабочей (творческой, проектной) группы по составлению системы мониторинга

Определение состава проектной группы (руководители, педагоги, другие специалисты, в т. ч. могут быть привлеченные эксперты ИМЦ, другие). Состав данной проектной группы может быть утвержден приказом руководителя ДОУ.

Определение формата и цели проведения мониторинга

Формат мониторинга должен соответствовать: - требованиям, предусмотренным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 01.01.2001г. № 000)

Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной ДОУ.

Цель мониторинга: изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития

Определение объекта мониторинга

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, которые представлены в интегративных качествах ребенка:

1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

2) любознательный, активный;

3) эмоционально отзывчивый;

4) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

6) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

7) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

8) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

9) овладевший необходимыми умениями и навыками.

Определение методов и форм мониторинга

При выборе методов мониторинга необходимо учитывать следующие требования:

· сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных;

· использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Формы мониторинга:

· наблюдения за ребенком,

· беседы,

· экспертные оценки,

· критериально-ориентированные методики нетестового типа,

· критериально-ориентированное тестирование,

· скрининг-тесты

· другие формы.

Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга)

Содержание мониторинга отражается в показателях мониторингового исследования. Выбор показателей и их количество зависит от содержания и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в ДОУ, и может быть различным для одного и того же интегративного качества в зависимости от возраста ребенка. Показатели, необходимые для оценки достижения результатов части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, формулируются коллективом ДОУ самостоятельно, с учетом реализуемых задач данной части Программы.

Подбор диагностических методик с учетом кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ.

Разработка форм для фиксирования результатов мониторинга

Специалистами ДОУ подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики с учетом специфики профессиональной деятельности (воспитатель, педагог-психолог, руководитель/инструктор физического воспитания, руководитель музыкального воспитания, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, др.)

Воспитатель осуществляет диагностику преимущественно используя: педагогическое наблюдение, беседы, анализа продуктов детской деятельности, др.

Возможны различные варианты оформления и фиксирования результатов мониторинга: рабочие тетради, сводные таблицы, технологические карты, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др. В ДОУ определяется единая система фиксирования результатов (или в баллах, или в цвете или др. вариант) для вех категорий педагогов и специалистов.

Определение периодичности и сроков проведения мониторинга

Периодичность и сроки проведения мониторинга устанавливаются и утверждаются дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.

Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

Внесение дополнений в должностные инструкции (педагогов, специалистов, др.) о выполнении функций по проведению системы мониторинга.

Организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформлению его результатов (консультации, практикумы, др.)

Обсуждение и утверждение на педагогическом совете ДОУ: системы мониторинга, исполнителей, сроков и периодичности проведения мониторинга, оформления его результатов.

II этап. Диагностический*

Проведение мониторинга педагогами (специалистами) ДОУ

Проводится на основании утвержденной на педагогическом совете ДОУ системы мониторинга и соответствующих диагностических методик (с учетом возраста детей, вида группы, кадрового обеспечения образовательного процесса).

Мониторинг должен обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Оформление

результатов мониторинга воспитателями и др. специалистами

В утвержденную в ДОУ форму фиксирования результатов воспитатель (специалист) вносит результаты диагностики каждого ребенка. Фиксирование результатов осуществляется на бумажном носителе (может быть дополнительно и на электронном носителе).

Сравнительный анализ этих показателей должен позволить выявить динамику развития каждого воспитанника.

Педагогический анализ результатов мониторинга

Педагоги (специалисты) анализируют полученные результаты мониторинга по каждому воспитаннику, уровень освоения Программы (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой), определяют причины тех или иных результатов освоения Программы.

По результатам анализа показателей мониторинга проектируется (корректируется) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

*данный этап повторяется 2 раза в учебном году (сентябрь – май) длительностью каждый -2-3 недели

III этап. Итоговый

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга воспитателями и др. специалистами ДОУ (по результатам каждого проведенного мониторинга –

не менее 2-х раз в год)

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по каждому воспитаннику ДОУ) может проводиться в рамках существующих организационных форм работы – педагогических советов, координационных совещаний, психолого-медико-педагогических консилиумов (комиссий, совещаний).

По итогам обсуждении результатов мониторинга:

Определяются причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;

Полученные результаты соотносятся с задачами и уровнем реализации Программы ДОУ;

Определяются индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДОУ, степень необходимой коррекции развития;

Осуществляется необходимое согласование (координация) дальнейшей деятельности воспитателей и др. специалистов по организации работы с детьми.

Оформление и хранение результатов мониторинга

Материалы мониторинга оформляются воспитателями и др. специалистами на бумажном носителе в формах, утвержденных педагогическим советом ДОУ.

Материалы мониторинга хранятся в ДОУ не менее 5 лет (и с учетом длительности пребывания воспитанников в данном учреждении).

Полученная в ходе мониторинга информация (по каждому воспитаннику ДОУ) должна быть доступна для работы педагогов, руководителей ДОУ, экспертов и др.

Результаты мониторинга могут быть оформлены также на электронных носителях, в том числе в таблицах (Microsoft Office Excel). При выборе структуры таблиц и расположения их внутри электронного документа необходимо учесть, что в последующей работе будут использоваться как данные диагностики отдельного ребенка (в динамике в течение нескольких лет), так и результаты в целом по группе воспитанников.

Составление аналитической справки по результатам мониторинга (для педагогических кадров, проходящих аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию)

Результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (за 2-3 года) служат основой для оформления аналитической справки, входящей в портфолио профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ, проходящих аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию (распоряжение Комитета по образованию от 01.01.2001г. «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных ОУ СПб»

(приложение 2).

Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем образовательного учреждения, должна отражать:

Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей /инструкторов/ по физическому воспитанию, музыкальных руководителей ):

динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых) результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период (для воспитателей, старших воспитателей, руководителей /инструкторов по физическому воспитанию, музыкальных руководителей):

от 60% до 70 % воспитанников (или)

от 71% до 80% воспитанников (или)

от 81% до 90% воспитанников.

- Для учителей-логопедов, учителей-дефектологов :

Наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Для педагогов-психологов:

Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников.

Положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Таким образом, результатом мониторингового исследования являются оценка динамики развития ребенка по интегративным качествам:

· физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

· любознательный, активный;

· эмоционально отзывчивый;

· овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

· способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

· имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

· овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

· овладевший необходимыми умениями и навыками.

Примерный перечень показателей интегративных качеств ребёнка для проведении мониторинга результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования представлен в таблице 2. (Данная система показателей разработана и апробирована, Волгоград, 2011).

Таблица 2

Примерный перечень показателей интегративных качеств ребёнка

для проведения мониторинга

Интегративные качества

Мониторинговые показатели (индикаторы) интегративных качеств

Промежуточные результаты освоения Программы

Итоговые результаты освоения Программы

6 –ой год

7 –ой год

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

1.Владение основными культурно-гигиеническими навыками: обувается и раздевается, расстегивает пуговицы, моет руки, правильно держит ложку, пьёт из кружки.

2. Самостоятельное и аккуратное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, при минимальной помощи взрослого.

3.Сформированность основных движений и качеств: выполненяет простые знакомые движения; дифференцирует движения левой и правой руки; намечается дифференциация ведущей руки; точно выполненяет мелкомоторные движения.

4.Сформированность потребности в двигательной активности.

5.Сформированность представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ): представления о порядке, об основных правилах поведения в быту.

6.Соблюдение элементарных правил ЗОЖ при эпизодическом контроле взрослого.

1.Сформированность основных культурно-гигиенических навыков: умывается, пользуется ложкой, вилкой, ножом.

2. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.

выполняет новые движения по показу;

выполняет знакомые движения по инструкции; точные прицельные движения руками; дифференцирует движение правой и левой руки; дифференцирует ведущую руку;

улавливает заданный темп движений;

проявляет элементы самоконтроля за движением.

5.Сформированность представлений о здоровом образе жизни.

6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни (выполняет самостоятельно, нуждается в эпизодическом контроле взрослого).

2.Создаёт и контролирует условия качественного выполнения гигиенических процедур.

3.Сформированность основных движений и физических качеств:

сформированы мелкомоторные движения;

координированно выполняет движения;

создаёт творческое сочетание движений;

передаёт заданный ритм, темп, направление;

выделяет ведущую руку; дифференцирует движения правой-левой рук.

4.Сформированность потребности в двигательной активности: целесообразно организует свою двигательную активность;

осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.

5.Сформированность представлений (чёткие, осознанные, начальные) о здоровом образе жизни:

осознанные начальные представления о здоровье, значении гигиенических процедур, важности правильного питания, прогулок.

6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни (выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого).

1.Сформированность и автоматизация основных культурно-гигиенических навыков: застёгивает и расстёгивает пуговицы, ухаживает за одеждой, укладывается спать, принимает пищу.

2. Создаёт и контролирует условия качественного выполнения гигиенических процедур.

3.Сформированность основных движений и физических качеств:

координация мелкомоторных движений;

координация, контроль и адекватная оценка основных движений; уверенно дифференцирует право-лево;

создаёт творческое сочетание движений.

4.Сформированность потребности в двигательной активности. 5.Сформированность представлений о здоровом образе жизни.

6. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.

Любознательный, активный;

1.Познавательные интересы к непосредственно воспринимаемым объектам.

2.Познавательные вопросы: большое количество вопросов; вопросы направлены на установление непосредственно воспринимаемых связей;

3.Познавательное экспериментирование: попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов; содействие с взрослыми.

4. Самостоятельность: самостоятельные действия в повседневной жизни; инициация разных видов детской деятельности.

5. Обращение за помощью к взрослым в ситуациях реальных затруднений.

6.Участие в образовательном процессе: посещение детского сада с удовольствием;

интерес и участие в мероприятих группы;

инициатива.

1. Познавательные интересы: потребность объяснять мир;

интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к увиденному ранее.

2.Познавательные вопросы:

много вопросов на установление причинно-следственных связей;

преобладает «Почему».

3.Познавательное экспериментирование:

исследовательское поведение.

4.Самостоятельность:

самостоятельность в повседневной жизни, игре; инициатива и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

5.Обращение за помощью к взрослым: обращение за помощью в ситуациях реальных затруднений, после попыток самостоятельного разрешения.

6.Участие в образовательном процессе: инициатива, интерес, активное участие в мероприятиях группы.

1. Познавательные интересы.

2.Познавательные вопросы:

вопросы, направлены на установление причинно-следственных связей.

3.Познавательное экспериментирование.

4.Самостоятельность.

1. Познавательные интересы.

2.Познавательные вопросы: разнообразные познавательные интересы;

при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.

3.Познавательное экспериментирование: радость познания;

способен к мысленному экспериментированию, рассуждению, выдвижению гипотез.

4.Самостоятельность.

5.Обращение за помощью к взрослым.

6.Участие в образовательном процессе.

Эмоциональ-но отзывчивый;

1.Отклик на эмоции близких людей и друзей:

замечает некоторые эмоциональные состояния людей; «вчувствование» в эмоциональный мир другого человека.

2.Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов: отличие «добрых-злых» персонажей;

выражение своих эмоций в процессе слушания произведений.

3.Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения:

радость, интерес при восприятии произведений искусства; простые эмоциональные оценки.

4.Эмоциональное реагирование на мир природы: радость при восприятии мира природы; простые эмоциональные оценки.

5.Представления об эмоциональных состояниях: понимание обозначения некоторых эмоциональных состояний.

1. Отклик на эмоции близких людей и друзей: замечает разнообразные эмоциональные состояния и нюансы переживаний людей.

2. Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:

Эмоциональное отношение к героям;

Мотивированная эмоциональная оценка героев с опорой на причинно-следственные связи.

3.Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения: устойчивый интерес к прекрасному;

вербализация собственных переживаний.

4.Эмоциональное реагирование на мир природы:

устойчивый интерес к явлениям природы;

эмоционально-эстетические оценки увиденному.

1. Отклик на эмоции близких людей и друзей.

2. Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.

5.Представления об эмоциональных состояниях.

6.Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

1.Отклик на эмоции близких людей и друзей.

2.Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.

3.Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

4.Эмоциональное реагирование на мир природы.

5.Представления об эмоциональных состояниях.

6.Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

1.Использование вербальных и невербальных средств общения: поддержание беседы; вербализация желаний, целей; выразительность средств общения.

3.Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми: совместная деятельность со взрослыми;

интерес к действиям сверстников.

4. Форма общения со взрослым: начало формирования внеситуативно-познавательной формы.

5. Форма общения со сверстниками: начало проявления ситуативно-деловой формы общения.

4. Форма общения со взрослым.

5.Форма общения со сверстниками: ситуативно-деловая форма.

6.Владение культурой общения.

1.Использование вербальных и невербальных средств общения.

2. Владение диалогической речью.

3. Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

4. Форма общения со взрослым.

5.Форма общения со сверстниками.

6.Владение культурой общения.

1. Использование вербальных и невербальных средств общения.

2.Владение диалогической речью.

3.Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

4. Форма общения со взрослым.

5. Форма общения со сверстниками.

6.Владение культурой общения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

1.Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения: в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности; соблюдение правил поведения на улице, в общественных местах.

2.Осознание своей жизнедеятельности

4.Способность к волевому усилию: постановка и достижение предметно-практических и игровых целей.

5.Соподчинение мотивов: временное сдерживание желаний под руководством взрослого.

3.Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений:

умение ставить и достигать предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели;

умение определять средства и создавать условия для их достижения.

4.Способность к волевому усилию:

целенаправленность на пути достижения цели.

5.Соподчинение мотивов:

сдерживание желаний под руководством взрослого;

переживание борьбы личного и общественного мотивов как конфликта.

1.Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения.

2.Осознание своей жизнедеятельности.

3.Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

5.Соподчинение мотивов:

соподчинение мотивов возникает часто, протекает осознанно;

роль взрослого необходима в особо трудных случаях, когда значимость мотивов примерно одинакова.

1.Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения.

2.Осознание своей жизнедеятельности.

3.Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

4.Способность к волевому усилию.

5.Соподчинение мотивов.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

1.Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.

2.Проблемность как качество ума.

3. Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

1.Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.

2.Проблемность как качество ума.

3. Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

1.Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.

2.Проблемность как качество ума.

3. Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

1.Имеющий первичные представления (общая осведомлённость):

о себе, о семье, об обществе и государстве, о мире, о природе, о культуре.

1.Имеющий первичные представления (общая осведомлённость):

о себе, о семье, об обществе и государстве, о мире, о природе, о культуре.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

Наглядный образец;

Словесный образец.

2.Самоконтроль:

Наглядный образец;

Словесный образец.

3.Самооценка:

Наглядный образец;

Словесный образец

1.Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции:

Наглядный образец;

Словесный образец.

2.Самоконтроль:

Наглядный образец;

Словесный образец.

3.Самооценка:

Наглядный образец;

Словесный образец

Наглядный образец;

Словесный образец.

2.Самоконтроль:

Наглядный образец;

Словесный образец.

3.Самооценка:

Наглядный образец;

Словесный образец.

1.Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции:

Наглядный образец;

Словесный образец.

2.Самоконтроль:

Наглядный образец;

Словесный образец.

3.Самооценка:

Наглядный образец;

Словесный образец.

Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности

рисовании, конструировании

речевом творчестве.

1.Способный предложить и воплотить собственный замысел в:

рисовании, конструировании

речевом творчестве.

1.Способный предложить и воплотить собственный замысел в:

рисовании,

конструировании

речевом творчестве.

1.Способный предложить и воплотить собственный замысел в:

рисовании,

конструировании,

речевом творчестве.

В группах для детей раннего возраста также проводится система мониторинга достижения детьми промежуточных результатов освоения Программы. Система мониторинга должна обеспечить оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Формы мониторинга детей раннего возраста - традиционные, как правило, это хорошо зарекомендовавшая себя в практике ДОУ система диагностики нервно-психического развития, формы и содержание которой описаны в методической литературе (см. список литературы).

СПРАВКА

по результатам педагогической диагностики (мониторинга)

освоения детьми образовательной программы дошкольного образования

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

за 2015-2016 учебный год (конец учебного года)

Основание : Приказ «О проведении педагогической диагностики (мониторинга)» от 12.04.2016 №141.

Цель: определение уровняосвоения образовательной программы, изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития, построение образовательной траектории, прогнозирование педагогической работы с детьми, определение эффективности образовательной деятельности.

Срок проведения : 18.04-27.04. 2016г .

Воспитатели : Е.Н.Таджиева; Т.А.Фоменко

Количество детей : 23

Педагогическая диагностика проводилась на основании беседы, наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и диагностических заданий.

Образовательные области

Диагностические методики

Ответственный

Физическое развитие

Оценка физической подготовленности – Г.Лескова

Инструктор по ФИЗО

Диагностика развития игры детей – Н.Ф.Комарова;

Воспитатели

Познавательное развитие

Диагностика развития познавательных процессов – Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

Воспитатели

Речевое развитие

Методика изучения речи у детей от 3 до 7 лет О.С.Ушаковой;

Учим говорить правильно – Т.А.Ткаченко;

Альбом для логопеда – О.Б.Иншакова

Воспитатели

Диагностические материалы разработаны в соответствие с рекомендациями Т.С.Комаровой; Т.Н.Дороновой

Диагностика музыкального развития ребенка дошкольного возраста М.Б.Зацепина ;

Воспитатели

Музыкальный руководитель

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

О достижениях детьми планируемых результатов

освоения образовательной программы дошкольного образования

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО

Всего детей: 25

Уровни развития

Направление

Высокий

Средний

Низкий

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Физическое развитие

14-56%

9-36%

2-8%

Социально – коммуникативное развитие

13-52%

12-48%

Познавательное развитие

10-40%

15-60%

Речевое развитие

8-32%

17-68%

Художественно – эстетическое развитие

9-36%

15-60%

1-4%

Итого:

Речевое развитие

Количественный анализ

Обследовано детей: 25

В – 8 (32%)

С – 17 (68%)

Н – 0(0%)

Качественный анализ: У детей совершенствуется структура простого предложения, активно используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они могут общаться со взрослым на темы, выходящие за пределы не посредственно воспринимаемой ситуации.

Ребенок

Проблема

Планируемые работы

Ожидаемый результат

Виталий К.,

Ксения П.,

Зоя М.,

Юра С.,

Тимур Ш.,

Раиль С.,

Виолетта Х.

Менее активные дети не проявляют высокой инициативы в общении, но охотно откликаются рассмотреть картинку, поиграть с игрушкой.

Затрудняется в пересказах литературных произведений, в самостоятельных рассказах по сюжетным картинам. Словарный запас беден.

Допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении, ошибки в определении звука в слове. Затрудняется в подборе прилагательного к существительному.

Пересказ литературных произведений.

Дидактические речевые игры на развитие

внимания, фонематичес-кого слуха, на выделения звуков речи, в подборе прилагательных к существительным, синонимов и т.д. Стимулировать проявление собственной речевой активности. Побуждать детей задавать вопросы Совершенствовать артикуляцию. Совершенствование монологической речи.

Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей.

Обучение звуковому анализу слов.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Познавательное развитие

Количественный анализ

Обследовано детей:25

В – 10 (40%)

С – 15 (60%)

Н – 0 (0%)

Качественный анализ

. Дети овладели разными способами взаимодействия с другими людьми. Они учатся замечать эмоциональное состояние окружающих, проявляют внимание и сочувствие. Дети стремятся к самостоятельности, используют имеющиеся знания в разных продуктивных видах деятельности.

У детей формируются более глубокие знания об окружающем их мире, они учатся сравнивать предметы, классифицировать их по одному или нескольким признакам.

Ребенок

Проблема

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Ксения П.,

Тимур Ш.,

Раиль С.,

Яна У.,

Виолетта Х.

Кирилл Д.,

Илья З.

Дети, показавшие низкий уровень развития, интерес к заданиям проявляют, но самостоятельно не могут проанализировать наглядную задачу. У них наблюдается снижение познавательной активности.

Обогащать тактильный опыт детей с предметами.

Продолжать обогащать жизненный опыт детей путем расширения представлений о мире людей, предметов, природном мире.

Способствовать развитию умений детей классифицировать предметы по общим признакам.

Продолжать работу по совершенствованию содержания педагогического процесса.

Социально – коммуникативное развитие

Количественный анализ

Обследовано детей: 25

В – 13 (52%)

С – 12 (48%)

Н – 0 (0%)

Качественный анализ

Имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагируют на оценку своих действий и поступков, воздерживаются от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляют элементарный самоконтроль. Внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие. Проявляют настойчивость в достижении результата.

Ребенок

Проблема

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Тимур Ш.,

Ксения П.,

Юра С.,

Слава Ч.,

Валерия,

Глеб Ш.,

Матвей Б.

Снижена речевая активность, ролевой репертуар беден.

Иногда возникают конфликты.

Проводить образовательную работу по расширению игрового опыта детей.

Уделять особое внимание формированию положительных взаимоотношений детей в игре, умению договариваться, использовать во всех видах деятельности этюды и упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности,

застенчивости,

создавать и проигрывать ситуации, способствующие развитию речевого общения, умению ориентироваться на эмоциональное состояние окружающих.

Художественно – эстетическое развитие

Количественный анализ

Обследовано детей: 25

В – 9 (36%)

С – 15 (60%)

Н – 1 (4%)

Качественный анализ

Дети проявляют интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают радость от встречи с ним. Видят характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Различают виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеют представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видят особенности творческой манеры некоторых из них.

Могут самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общаются по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.

Используют в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Дети с высоким уровнем освоения программы – 9 (36%).

Дети со средним уровнем освоения программы – 15 (60%).

Дети с низким уровнем освоения программы – 1 (4%).

Планируемая работа:

  • рассматривание картин и иллюстраций различных художников для развития выражения своих чувств, эмоций и эстетического восприятия;
  • использование произведений декоративно- прикладного искусства на развитие интереса к прекрасному;
  • работа с родителями по формированию у детей эстетического восприятия.

Прогнозируемый результат:

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, лет.

Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Общий вывод: анализ полученных результатов на начало учебного года позволил определить, что уровень развития детей по всем видам детской деятельности находиться на низком уровне.

За счет внедрения в образовательный процесс как современных здоровье сберегающих, так и образовательных технологий позволит на конец года повысить уровень развития детей по всем видам детской деятельности.

Педагогический мониторинг для старшего дошкольного возраста

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
  2. балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
  3. балла – ребенок самостоятельно выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, - в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций

(в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико – психолого – педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого – методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого – педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение
  • проблемная (диагностическая) ситуация
  • беседа

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная
  • подгрупповая
  • групповая

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждения, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости»

  1. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились?» Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?

  1. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Методы: наблюдение (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно – печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/ маму? Кем они работают?»

  1. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера. Форма проведения:

Задание: «Найди, что к чему подходит по форме»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/ несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы. Методы:

Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопросы взрослого.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Вырежи так, как нарисовано».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.