Методическая разработка (средняя группа) на тему: Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка". Родительское собрание в старшей группе: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения

Конспект родительского собрания

в старшей группе «Б»

Тема: «Как прекрасен этот мир, посмотри….»

Составили:

Воспитатели старшей группы «Б»

Александрова М.М.

Тексакалиди Н.В.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания:

Вступление. Воспитатель читает стихотворение:

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детствоначальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев - выдохни, вдохни, я птица - выдохни, вдохни, я камень - выдохни, вдохни, я цветок - выдохни, вдохни, я спокоен - выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.


Родительское собрание в старшей группе: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе. Экологическое воспитание»

Цель :

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Воспитание у детей дошкольников и их родителей любви и бережного отношения к природе.

Ход собрания:

Воспитатель зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья) .

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял :

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем.»

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родителидолжны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

2. Вопросы - ответы.

Экологическое воспитание что это ?

Биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.. Это - познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

Что, прежде всего нам поможет?

Разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы. Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях?

Бережное.- Заботливое.- Гуманное. -Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев) .

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы. -Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе. Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Показ презентации: " Экологическое воспитание в ДОУ"

3. Деловая игра «Природа – наш дом»

1. Ситуации для обсуждения
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?

б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?

в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?

г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

2. «Что мы знаем о природе. Компетентность родителей в сфере экологии» »

1. Вопросы:
1) Физическое состояние атмосферы в данной местности в определенный момент? (погода)
2)Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую поверхность земного шара? (вода)
3) Подземный орган растения, служащий для закрепления его в почве и поглощения воды и минеральных веществ? (корень)
4)Горизонтальное движение воздуха, имеющие направление и скорость? (ветер)
5)Одно из свойств живых организмов, которое обеспечивает существование вида, увеличение его численности? (размножение)
6)Воздушная оболочка земли? (атмосфера)
7)Смесь азота, кислорода, углекислого газа? (воздух)
8)Как называются представители животного мира, прирученные человеком, живущие под его опекой, разводящиеся для хозяйственных различных целей? (домашние)
9) Распространенный в нашей местности растительное сообщество, включающее в себя различные растения преимущественно деревья, очищающие воздух от вредных веществ? (лес)
10)Многолетний режим погоды, главным показателем которого являются
температура, осадки и ветер? (климат)
11)Капельки воды, кистализирующиеся от холода, способные преодолевать сопротивления потоков воздуха? (снег)
12) Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? (млекопитающие)
13)Живой организм, имеющий много общего с животными в строении и жизнедеятельности? (растения)
14)Как называются млекопитающие, обитающие отдельно от человека,
самостоятельно выживающие в окружающей среде? (звери)

2. Вопросы:

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? »

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

3.Игра «Ромашка»
Загадки:
а) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)

б) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)

г) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)

е) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

ж) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.(иней)

з) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)

и) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)

к) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)

л) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)

м) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)

н) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)

о) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)

п) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)

р) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди - он все будет впереди? (горизонт)

4. «Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы

Много леса не губи \ мало леса береги

Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое

Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром

Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка

Весна красна цветами, \а осень хлебами

Рощи да леса \ родного края краса

Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского «Прекраснее всего сама природа. В нее - то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.. .обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.

5. Анкета для родителей « Экологическое воспитание детей » (подведение итогов анкетирования).

Решение родительского собрания :

1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой. 2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему. 3. В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними 4.Продолжать работу по подкормке птиц зимой

5 января Президент России В.В. Путин подписал указ. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Призвать к участию в программе все слои населения (активных граждан, школьников, волонтеров). Провести ряд совещаний, форумов, конференций, посвященных обсуждению развития сферы экологии Среди школьников организовать всероссийские конкурсы. В международном масштабе провести фестивали, слеты, выставки, концерты. Серьезное внимание уделить средствам массовой информации для полноценного освещения событий и мероприятий. Постараться в полной мере сохранить биологические ресурсы. Повысить квоты, направленные на развитие заповедников. Тщательно проверять показатели, регулирующие экологический уровень.

Основные экологические проблемы в России Российская Федерация по меркам загрязненности окружающей среды стоит, практически, на первом месте. Этот показатель растет с каждым годом и ему способствуют такие факторы, как загрязнение водоемов, вырубка лесов, ухудшение состояния почвы и атмосферы путем выбросов заводского производства. Для того чтобы решить все эти экологические проблемы необходимо:

-Предотвратить вырубку лесов, а именно улучшить условия труда лесников, установить менее выгодные условия для экспорта древесины, в частности, ценных пород, усилить контроль над вырубкой леса.

-Очистить водоемы, а именно усовершенствовать очистительные системы, ведь некоторые из них уже не в состоянии выполнять свои функции; пересмотреть способы утилизации и переработки отходов; улучшить утилизацию бытовых неорганических отходов.

- Очистить воздух - использовать современные и более экологически виды топлива; улучшение фильтров на предприятиях, которые относятся к тяжелой промышленности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ ДОМА»

Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения его к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Что может дать ребенку изучение природы? Всестороннее развитие личности. А еще наблюдения природных явлений способствуют развитию речи. Это особенно заметно на примере дошкольников : чем больше увидел и понял малыш, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее общается он со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.

Сейчас за окном лежит снег. Начнем с деревьев и кустарников. Вот ясень. Ближе к концу февраля начинает он рассеивать созревшие осенью семена. Сорванные порывом ветра остроконечные плодики летят, вращаясь вокруг своей оси. Падая, довольно глубоко уходят острыми кончиками в снег. Забавно? А ведь это «работает» одно из приспособлений растения к выживанию : протает снег до земли - семечко окажется, будто высаженным заботливыми руками. Теперь дело за ним : расти на здоровье!

Самое время поискать во дворе или в парке место, где обрезают лишние ветки с тополей. Предложите ребенку выбрать веточки «по душе» . Дома подрежьте их и поставьте в банку с водой.

Что можно будет увидеть? Через 6-8 дней начнется цветение : из некоторых почек выберутся и повиснут толстые зеленые нитки с узелками. Это «сережки» , цветки. (Семян они не дадут - это можно увидеть только в природе в самом начале лета.) Через несколько дней опадут диковинные цветки. Потом тронутся в рост чистовые почки. Сначала покроются липким блестящим налетом, смолисто запахнут. Через 2-3 дня проклюнутся нежные ярко-зеленые листочки. Листочки разворачиваются долго. В то же самое время растут корни.

Если удастся додержать веточки до весны, когда почва согреется, ветки можно прикопать в землю на даче или на участке в садике. Со временем из них вырастет маленькое деревце – тополек.

Для подобных наблюдений подходят ветки орешника, ольхи, осины. Важно только, чтобы ни одна, даже самая маленькая веточка, не была срезана просто так, из озорства. В любом случае нужно постараться вести наблюдения вместе с ребенком, обмениваясь вопросами, удивляясь и побуждая его к новым открытиям и выводам.

Немало удивительных открытий может при вашем содействии сделать ребенок, даже не выходя из дома. В это время в ящике с овощами нередко попадается проросшая луковица. Вот интереснейший объект для наблюдений!

Начиная прорастать, она часто «пугает» верх и низ : листья (у луковицы их называют перьями, огибая луковицу, устремляются вниз, а корни тянутся кверху. Что произойдет с луковицей, если изменить условия ее жизни?

Обратим внимание на цвет листьев. Чем глубже ящичек, в котором хранят лук, тем бледнее листья. В самом начале опыта они могут быть почти белыми. Предложите ребенку положить про росшую луковицу на подоконник, к свету поближе. Что происходит? Листья меняют окраску, с каждым днем становятся все ярче, зеленее.

Луковицу можно посадить. Для этого земли не нужно. Запаса питательных веществ в самой луковице достаточно. Вон она, какая упругая, твердая. Была бы вода. Все подготовительные «посадочные» работы ребенок выполняет сам. Нужна полулитровая стеклянная банка, кусок плотной бумаги или тонкого картона. Ставим банку на картон и по дну, чуть отступив от края (диаметр кружка должен быть больше диаметра горлышка банки на 2-3 сантиметра, обводим карандашом. Вырезаем круг, а потом от края к центру надрезаем. В центре кружка делаем круглое отверстие по размеру донца выбранной для опыта луковицы. Края кружки сдвигаем в виде воронки, скрепив ниткой, тонкой проволочкой или просто двумя канцелярскими скрепками. Луковичка получает доступ к воде и оказывается полностью открытой для наблюдений.

Первое, что удается заметить, листья изменяют цвет. Они сначала выпрямляются, а потом наклоняются в ту сторону, откуда поступает свет. Ребенок сможет увидеть, как, меняя на правление, отрастают корни, как изменяется луковица. Чем больше отрастает перьев, тем сильнее она теряет упругость, съеживается. Это питательные вещества переходят из одной части растения в другую, из луковицы в листья.

А если, отыскав ненужный цветочный горшок, посадить еще одну проросшую луковицу в землю? Ведь теперь мы знаем, что происходит с корешками! Чем этот опыт может обогатить знания ребенка?

Во-первых, если сравнить зеленые перышки по вкусу, то окажется, что лук, выросший в воде, более резкий. Его перышки, порезав помельче, можно съесть в салате. "Водяной" лук сразу и обязательно из глаз слезу «выжимает» . Питались растения по-разному, вот и выросли разными.

Во-вторых, чем крупнее луковица, тем быстрее и больше вырастает из нее листьев. Питательные вещества, в прошлом году накопленные растением, расходуются на рост стрелок. Растение, посаженное в землю, держится дольше, и листьев на нем больше. Кормить их луковице помогает почва. Еще можно узнать, на сколько сантиметров отрастают стрелки за один день (за неделю, и сравнить, где это происходит быстрее : в банке или в цветочном горшке, в воде или в почве.

Детям доступны и полезны наблюдения за развитием растений из семян. Организовать эту работу очень просто. Семена для этого нужно брать крупные, характерной формы. Например, ноготки (календула, их семена, в самом деле напоминает срезанный ноготь. Душистый горошек очень похож на тот, из которого суп варят. Декоративные бобы совсем как фасоль, только намного крупнее и цветом другие.

Посадки семян на рассаду для летних цветников еще не начинаются. Но ведь нужно убедиться, живы ли заготовленные с осени семена, сохранили ли они «всхожесть» . Что нужно приготовить для опытов по проращиванию семян? Блюдечки, мелкие тарелочки или одноразовую пластиковую посуду. Пригодятся пластиковые соломинки, отрезанные по размеру диаметра донышка подобранной тары, бумажные салфетки, отстоянную или талую воду, небольшие полиэтиленовые пакеты.

На дно посудинки кладем соломинки. Сверху стелим сложенную в несколько раз салфетку и осторожно поливаем ее водой до тех пор, пока она насквозь не промокнет. Если воды налить слишком много, семена не прорастут - им нужен воздух, а в воде его слишком мало.

Отбираем из общей массы десять семян, хорошо смачиваем их водой и раскладываем на мокрой салфетке. Накрываем еще одной салфеткой и снова слегка, совсем немного, поливаем. Ставим замоченные семена внутрь полиэтиленового пакета, лишнюю часть подворачиваем под дно и убираем в теплое место. Свет для проращивания семян не нужен. Ведь в естественных условиях развитие семени происходит в почве, без света. Им нужны только тепло и вода – влага.

Убедите ребенка не тревожить то и дело посадки : очень быстрых изменений там не будет. Воду подливать не нужно - полиэтилен предупреждает лишнее испарение. Не верит? Так ведь это проверить очень легко! Такое же блюдце, лучинки, салфетка, столько же воды, только без полиэтилена, поставить два блюдца рядом. Салфетка в каком блюдечке скорее высохнет?

Предлагаем еще одно научное «исследование» . Опять все очень просто. Нужна фасоль, самая обычная. Посадить семечко можно в горшочек, в котором живет комнатное растение. Лишь бы земля в нем не была полностью закрыта листьями хозяина. Тем не менее, это должно быть растение, которое требует постоянной поливки. А если есть возможность, предоставьте ребенку для этого опыта отдельный цветочный горшок. В него можно посадить несколько семян. Это расширит возможности для наблюдений.

Сажаем семена во влажную землю. Наблюдаем разные этапы движения растения. Такие движения называют ростовыми, они связаны с прорастанием. Если зернышек сажали несколько, можно два-три выкопать, чтобы ребенок собственными глазами увидел весь процесс превращения. Сначала фасолинка выпускает корешок. Он укореняется, пробуравливает почву. Потом поднимаются на поверхность две половинки фасолины – семядоли. Сначала они белые. Теперь уже ребенок может объяснить, почему они такие, и высказать предположение о том, что произойдет дальше.

Семядоли зеленеют, увеличиваются, а потом рядом с ними от того же притаившегося в почве корешка появляются настоящие листья.

На любом прилавке, где торгуют семенами, можно найти пакетик с надписью «Зелень для кошки» . Обычно там семена овса. Семена можно отобрать и из зерновой смеси, которую продают в зоомагазинах на корм домашним птицам.

Для опыта используем глубокую (суповую) тарелку. Нужно вырезать два одинаковых кружка размером с дно тарелки самого тонкого поролона. Если хотите украсить дом среди зимы маленькой зеленой клумбочкой, равномерно рассыпьте по влажному материалу семена. Они прорастают : сначала набухают, становятся заметно крупнее. Потом появляется корешок, следом выбирается на поверхность зеленый стебелек. Росточки дружно тянутся к свету, словно кто-то нежно причесывает зеленую гривку ласковой рукой.

Можно семена в два-три ряда разложить по кругу – так, чтобы в середине осталось свободное место. На нем будут хорошо смотреться мелкие сувениры или сладости на празднике.

У ребенка должны быть зеленые друзья растения. И если «знакомы» они будут с самого «рождения» , с первых росточков – отношение ребенка к деревьям, цветам и кустарникам будет внимательное и уважительное.

Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет,

На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь

Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это

Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет,

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)

Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это?

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать?

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила,

Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти

Искры небо прожигают, а до нас не долетают?

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей:

    За тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идёт «снежная крупа». При сильном ветре идёт сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают всё вокруг

    Обратите внимание детей на зимние деревья.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнение: «красиво, как в снежном царстве».

    Зимой в особом нашем внимании нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнать воробья по коричневому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив пёрышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнать снегирей по розовой грудке и серо – синему оперению.

«Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе.
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очерёдность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в тёплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зелёные, а теперь стали жёлтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
Меньше становиться насекомых – не слышно кузнечиков; не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдение за улетающими птицами. Они улетают в тёплые края, где даже в зимнее время тепло. Но весною птицы вернутся снова.
Прочтите ребёнку стихотворение и обсудите его:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца... М. Пришвин

Мы продолжаем систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года. Тема нашей недели – «Ранняя весна».
Напоминаем, что знания детей базируются на их личном опыте. Поэтому рекомендуем вам во время прогулок с детьми обращать их внимание на изменения в природе. Понаблюдайте вместе с детьми за погодой.

Наблюдение за погодой.

    Понаблюдайте с ребёнком, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают.

    Понаблюдайте за тем, насколько длиннее стал день.

    Обратите внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.

    Детям очень нравятся народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются.

Наблюдая за весенними изменениями в природе, обсудите с детьми значение народных пословиц и поговорок:

    Зима снегом богата, а весна – водой.

    Не пугай, зима,– весна придёт.

    Осень прикажет, а весна придёт – своё скажет.

    Весна и осень – на дню восемь погод.

Весна
К нам весна шагает Чёрные проталины
Быстрыми шагами, На снегу видны.
И сугробы тают Видно, очень тёплые
Под её ногами. Ноги у Весны.

    Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, о которых зависит их окраска.

    Бабочки питаются нектаром цветов.

    Муравьи – самые известные насекомые. Они строят для себя огромные дома - «города» и живут большими семьями.

    Пчёлы также живут большими семьями в улье. Они добывают мед, нектар из цветов.

Предложите ребёнку поиграть в игру «Узнай насекомое». Правила просты: Вы загадываете какое – то насекомое и при помощи подсказок помогаете ребёнку отгадать. Можно предложить поменяться: ребёнок загадывает – вы отгадываете.
Задавайте вопросы про насекомых:

    Как он двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает?

    Какие оно издаёт звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?

    Какой у него цвет: чёрное, зелёное, серое, в полоску?

    Оно жалит, кусает, безобидное?

    Оно живёт в большой семье или маленькой?

Загадки:
Что за домик, мне скажите?
В нём летает каждый житель.
Кто в том домике живёт,
Запасая сладкий мёд? (Пчёлы)
На цветке сидит цветок,
Пьёт цветочный сладкий сок. (Бабочка)
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала Торопиться он не хочет,
Беспокойная… (Пчела) Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужжащий звук -
У воды она летает, То летит обедать…. (Жук)
Насекомых ртом хватает,
Есть огромные глаза,
А зовётся….(Стрекоза)

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания:

Вступление. Воспитатель читает стихотворение:

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск

Родительское собрание в старшей группе
по экологическому воспитанию дошкольников
«Мир природы и ребенок»

Подготовила и провела:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
Акименко О.Н.

Урюпинск – 2016

Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде.
Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
План проведения:
Вступительное слово.
Обозначение проблем. Упражнение «Вопрос – ответ»
Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.
Анализ анкет.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе»
Информация в «Родительский уголок»
Экологическая игра «Найди лишнее»
Заключительное слово
Решение родительского собрания.
Предварительная работа:
Подготовить пригласительные билеты родителям, выполненные детьми в виде аппликации.
Подготовить анкеты и провести опрос родителей на тему «Экологическое воспитание в семье».
Организовать выставку поделок из природного материала «Осенний букет».
Оформить папку – передвижку «Человек и экология».
Ход собрания:
1.Вступительное слово:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы на тему «Мир природы и ребенок».
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе.» (В.А.Алексеев)
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценной ориентации в окружающем мире. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.
Уважаемые родители, прошу Вас ответить на ряд вопросов. Подумайте и найдите нужный ответ. (Ответы написаны на карточках)
2. Обозначение проблемы. Упражнение «Вопрос – ответ»
«В чем причина экологических проблем, угрожающих здоровью и жизни людей?»
ОТВЕТЫ:
Загрязнение окружающей среды
Сокращение площади лесов
Опустынивание почвы, ее загрязнение
Изменение климата
Озоновые дыры
Воспитатель: А что же делать в сложившейся ситуации? Изложите свои мысли, дальнейшие действия.
(Ответы пишут родители)
- Беречь и охранять природу
- Не бросать мусор, а утилизировать его.
- Воспитывать любовь к природе с раннего детства
- Показывать личный пример в положительном отношении к природе.
Воспитатель: Трудно найти человека, равнодушного к природе. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка, вовлекать детей в совместную деятельность, давать посильные поручения. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих к ее защите, помогал ей, оберегать и сохранять все живое.
Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Красота и многообразие природы, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, рассуждать, рассказывать, спрашивать.
3. Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.
Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры дошкольника– одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.
- Сезонные прогулки и экскурсии
- Походы в природу
- занятия
- беседы
- работа с календарем природы
- дидактические игры по экологии
- чтение художественной литературы о природе
4 Анализ анкет.
А сейчас мы с Вами поговорим об анкетировании по экологическим вопросам.
Анкетирование показало, что большинство опрошенных, смогли ответить на вопрос, что такое экология и что она изучает. (65%) Беседуют с ребенком о природе, о птицах, знакомят с правилами поведения в ней - 60%. Большинство родителей оценили работу по экологическому воспитанию ДОУ положительно. Многие откликнулись на призыв о помощи и проявили активные действия в участии различных мероприятий экологического характера проводимых в ДОУ и за его пределами. (Городские акции, Всероссийские и Международные конкурсы).
5. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка»
Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.
А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)
6. Информация в «Родительский уголок»
ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ
Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.
Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.
Теплая осень – к долгой зиме.
Если осенью тепло, ясно, можно надеется на хороший урожай.
Если первый мороз наступает рано, это предвещают снежную зиму, а если первый мороз поздно – то будет мягкая зима с переменной погодой.
Много желудей на дубу – к длинной, суровой зиме.
Поздние грибы – поздний снег.
Щелканье и треск деревьев осенью – к сухой погоде.
Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу ни выпало, зима не наступит, оттепель ее сгонит.
Если рано с осени начнут линять куры – то зима будет теплая.
Большой урожай рябины – к большим морозам.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
Раннее опадение листвы – к ранней зиме.
Теплая осень – к долгой зиме.
Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
Облака редкие – будет ясно и холодно.
7. Экологическая разминка «Найди лишнее»
(Для игры необходимы картинки с изображением предметов)
Яблоко, абрикос, груша, арбуз. (Фрукты - ягода)
Дуб, ель, сирень, береза. (Деревья – кустарник)
Грач, ласточка, кошка, скворец. (Птицы – животное).
Фиалка, тюльпан, гвоздика, полынь. (Цветы – трава)
Дельфин, акула, корова, семга. (Рыбы – животное)
Жук, бабочка, стрекоза, воробей. (Насекомые – птица)

8. Заключительное слово
Воспитатель: Природа – неиссякаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная ее законов. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь ее.
Через несколько лет наши с Вами дети вырастут, станут взрослыми людьми. И уже на их плечи ляжет ответственность за судьбу нашей Земли, нашего края, нашей природы.
Задача родителей совместно, вместе подвести ребенка к пониманию нашей общности, пониманию окружающего мира, мира Природы.


Приложенные файлы

конспект родительского собрания на тему «Экология и мы»

Форма проведения: Викторина

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи :

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;

Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей;

Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников;

Развивать навыки правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Предварительная работа:

1. Подготовить памятки для родителей «Правила друзей природы».

2. Консультации «Экологическое воспитание дошкольников»: «Правила поведения в природе»

3. Конкурс детских рисунков « Мы защитники природы».

4. Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;

ХОД собрания :

Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника и тема нашего собрания « Экология и мы »

Президент России В.В. Путин подписал указ, что 2017 год будет годом экологии в России.

Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов в процессе экологического воспитания наших детей .

Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства.

Уважаемые родители, как вы понимаете, что такое экологическое воспитание? (ответы родителей)

Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

В своей работе мы используем наглядные, словесные, и практические методы, и приёмы, для формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.

. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира (1920x1440)
(1920x1440)

. Трудовая деятельность в уголке природы
(1920x1440)

. Рассматривание картин, иллюстрации, альбомов - картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

. Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
(1920x1440)
.

. Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами.
(1920x1440)

. Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
(1920x2560)

А сейчас мы Вам предлагаем побыть немного детьми и посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания, разделившись на 2 команды. Учитываться буду правильность и быстрота ответов.

Итак, начинаем игру!

1. Конкурс «Знаете ли вы?»

(родители достают из мешочка по очереди вопросы читают и отвечают на вопросы),

1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).

4. Где у кузнечика уши? (на ногах)

5. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

6. Кто кукует у кукушки? (самец)

7. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

8. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

9. Какой гриб носит название животного? (лисичка)

10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

11. Какая птица охотится ночью? (Сова)

12. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

13. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

14. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

15. Кто был зимой белый, а летом серый? (заяц)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы - белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

18. Что делает ёж зимой?

19. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)

20. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)

Воспитатель : Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.

2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи».

Воспитатель - 1
1 команда
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
Воспитатель - 2
2 команда
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна… (в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

3 Конкурс «Погода по приметам»

Воспитатель: Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду.

Прогнозирование погоды.

Назовите приметы, какие вы знаете. Называем по очереди:

* Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).

* Когда цветет черемуха(к холоду, заморозкам).

* Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).

* Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).

* Паук усиленно плетет паутину(к сухой погоде).

* Стрижи, ласточки низко летают(дождь предвещают).

* Ворон каркает к… (дождю)

* Ласточки летают низко над землей - к …(дождю).

* Обильная роса утром - погода днем будет …(хорошая)

* Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).

* Идет дождь, и на лужах пузырьки - о чем это говорит? (дождь будет идти долго)

* Вороны часто кричат - к непогоде.

* Птица хохлится - к непогоде.

Молодцы! И так мы продолжаем

4. Конкурс. «Ромашка»

Родителям предлагается лепестки ромашки, на лепестках размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно брать лепестки и загадывать соперникам загадку если правильно, то мы прикрепляем лепесток к серединке ромашки.

Загадки :

1 .Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)

2 . Что с земли не подымешь?(Тень )

3 .Ежегодно приходят к нам гости:

один седой, другой молодой,

третий скачет, четвертый плачет, (времена года)

4 .Кто поляны белит белым
и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?(мороз)

5. В белом бархате деревня,

и заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

этот бархат опадет.(иней)

6 .Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.(облака)

7 .Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)

8. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти.(Радуга)

5. К онкурс Лесная аптека».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке - и микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, нужно только научиться. Находить в лесу растения, что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. Обратите внимание на столе лежать цветы с загадками о лекарственных растениях, вы берете по одному цветку и отгадываете загадку и рассказываете для чего принимают эти растения в лечебных целях.

1 . Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

2. Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

5 . Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

6 .Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас. (малина)

5. Конкурс «Экологические задачи»

Воспитатель.

1 . Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо - невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?

Вывод: Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение)

2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?

Вывод: Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть.

3 . Коля играл и увидел бабочек. Он взял сачок, стал их ловить и садить в банку.

Нельзя ловить бабочек, -сказал Витя.

-От них, все равно, никакой пользы - ответил Коля. Кто из мальчиков был прав?

Вывод: Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.

4 . В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в парк . На клумбе росли цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые тюльпаны и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод: Тюльпаны - краса клумбы. Много людей приходит и все любуются ими. К тому же, в чашечках тюльпанов прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.

8 Конкурс творческий. «Создайте поделку»

Необходимо из природных материалов сделать сюжетную композицию.

Воспитатель: Н а этом наша викторина закончена.
Умные, умелые
Задорные и смелые
Викторину мы поиграли
Свои знания показали

Вы показали отличные знания, но в каждых соревнованиях есть свои победители. Сегодня победителем стала команда…(Дружба)

Вот и закончилось наше родительское собрание, я думаю, вы с удовольствием окунулись в мир детства. Будем рады, если вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об ее чудесах и загадках. Мне хочется пожелать, чтобы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. И придя домой, выйдите на улицу всей семьей, повесьте кормушки, покормите птиц, вспомните и прочитайте стихи, понаблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна в зимнее время года. И хочется наше замечательное и необычное собрание закончить словами:

В гармонии с природой и с собою.

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка — это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет.

Решение родительского собрания:

2. Изготовить на участок кормушки;

3. Принять участие в акции «Берегите елочку»

4. Изготовить книжку - малышку «Экологическая сказка»

5. Весной на участке посадить кустарник - Пузыреплодник;

6. Пополнить экологическую грядку новыми лекарственными растениями;

7. Приобрести в группу дидактические игры по экологическому воспитанию.