Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов. Дисграфия: что это

В начальной школе многие дети имеют затруднения при грамотном письме. Следует отметить, что некоторые из них не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с грамматикой и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный несформированной высшей психической деятельностью. Конечно, ошибки в тексте встречаются практически у всех учеников начальной школы, но лишь у 12-20% учащихся причина кроется в дисграфии. Дисграфия — это серьезное нарушение в психике детей, которое необходимо устранять на раннем этапе.

Дети, страдающие этим расстройством, во время письма совершают серьезные ошибки: путают слова, повторяют одно и то же слово и путают буквы. Данное заболевание не является признаком задержки интеллектуального развития и поддается коррекции.

На что стоит обратить внимание:

  • Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
  • Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
  • Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.

Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения. Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться. Затруднения возникают именно с визуальной информацией. Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.

Дисграфия и дислексия являются схожими по своей природе недугами, поэтому часто люди страдают от обоих расстройств сразу.

Какие дети попадают в фактор риска:

  • левши;
  • бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
  • дети, начавшие раннее обучение в школе;
  • дети, растущие в мультиязычной семье;
  • дети, страдающие рассеянным вниманием;
  • дети, которые рано начали заниматься с логопедом.

Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению. Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д. В результате появившаяся психологическая травма.

Виды дисграфии

Специалисты разделяют дисграфию на следующие виды:

  • Артикуляторно — акустическая.
  • Акустическая.
  • Проблемы звукового анализа.
  • Аграмматическая.
  • Оптическая.

Коррекция дисграфии – это совместная работа учителей, родителей и логопеда. Для того чтобы в полной мере понять природу данного расстройства, следует разобраться в предмете более углубленно.

  1. Человек, невнятно произносящий отдельные звуки и путающий в речи букву «р» и «л» подвержен артикуляторно — акустической дисграфии. Неспособность правильно произнести какую-либо букву часто приводит к ее умышленному пропуску. К примеру, обследуемый испытывает затруднение при выговоре чередующихся согласных, что приводит к некорректному произношению слов: «приток – питок», «трансформация – тансфомация», «тридцать – тицать», «творог — толог» и т.д.
  2. Если человек путает буквы, то причина этому может заключаться в акустической дисграфии. Звонкие и шипящие звуки в одном слове провоцируют человека некорректно произносить и писать некоторые слова.
  3. Суммирование нескольких слов в одно, является причиной патологии, характерного для неправильного звукового анализа. Например, человек вместо «красивый интерьер» произносит «кратирьер». Часто люди, страдающие от данного расстройства склоны к написанию предлогов отдельно от слов, так как слышат между ними ярко выраженную границу: «извечный – из вечный», «перевал — пере вал» и т.д.
  4. Неспособность согласовывать слова является явным признаком аграмматического расстройства. В качестве примера можно привести следующие словосочетания: непростой решения, сложная задачи и т.д.
  5. Очень часто встречается расстройство, при котором дети пишут некоторые буквы, форма которых ярко выражена наоборот. Буквы словно отзеркаленны (Я, Р, В, Ь и т.д.). Такое расстройство обусловлено оптической дисграфией.

Это основные формы недуга, на практике часто встречаются более сложные варианты, которые суммируют в себе несколько форм. Несмотря на наличие такого количества форм, лечение дисграфии во многом проходит по одной методологии.

Дисграфия у взрослых встречается не менее часто, чем у детей. Причиной возникновения данного расстройства может стать опухоль, черепно-мозговая травма, менингит, асфиксия, родовые травмы и т.д.

Дисграфия у взрослых проявляется, так же как и у детей: ошибки во время письма, которые человек повторяет из раза в раз, при этом хорошо зная грамматику и орфографию. Часто люди, страдающие данным недугом, путают буквы, которые внешне схожи по написанию (ъ-ь, в-ь, ш-щ, г-р и т.д.)

Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма

Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации. Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке. Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.

Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.

Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.

Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.

В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график.
Также обязательно следует определить причины патологии.

Диагностика дисграфии у детей

Диагностика дисграфии подразумевает прохождение обследований у невролога, офтальмолога, отоларинголога и логопеда. Как уже говорилось ранее дисграфия и дислексия имеют схожие характеристики, поэтому помощь квалифицированных специалистов поможет выявить оба расстройства и устранить их.

В первую очередь необходимо точно определить, не является ли неграмотная речь обследуемого следствием патологии, а не банального незнания правил правописания.

Обследование будет проходить в несколько этапов:

  • Вначале будут исследованы письменные работы и проведен их анализ.
  • Далее необходимо послушать устную речь и определить наличие отклонений. Во время исследования ведется наблюдение за жестикуляцией манерой изъясняться, также определяется ведущая рука.
  • Во время всего обследования специалисты исследуют словарный запас, произношение различных звуков, восприятие звуков и слоговую структуру, которую составляет обследуемый во время разговора.
  • После того как исследования речи завершатся, начинается исследование письменной речи. Обследуемый переписывает сначала печатный, рукописный текст, затем выполняет диктант, составляет описания по изображениям, читает слога, слова и тексты.

Когда все процедуры закончены, логопед анализирует результаты и выносит заключение. Дислексия и дисграфия у детей, как правило, ярко выражены и их определение зачастую не составляет особых затруднений у специалиста.

Многим может показаться, что вышеуказанные процедуры можно провести дома, без помощи специалиста, но это абсолютно неверно. Для того чтобы выполнить максимально точное обследование, необходимо обладать опытом и необходимыми знаниями. В противном случае можно совершить ряд ошибок, что приведет к неправильному заключению и неверному пониманию как лечить патологию.

Коррекция дисграфии у детей школьного возраста

Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.

Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.

Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.

Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности.

Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.

Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.

Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.

Существует отличное упражнение, которое необязательно проходить вместе с логопедом. Ребенок пишет какой-либо текст (необязательно под диктовку) и проговаривает каждое слово. Очень важно, чтобы ребенок четко произносил слабые доли.

Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».

Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.

Профилактика дисграфии у ребенка

Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.

Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:

  • Определение предмета по контурному изображению.
  • Поиск одинаковых предметов на картинке.
  • Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
  • Определить предмет по отдельным деталям.
  • Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
  • Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.

Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.

Наверное, читателям встречался термин "дисграфия". Что это такое, как она проявляется? Является ли дисграфия заболеванием, и каким образом можно от нее избавиться? На все эти вопросы мы постараемся дать ответ в данной статье.

Определение дисграфии и дислексии

Терминами "дисграфия" и "дислексия" в медицине обозначают специфические проблемы с навыками письма и чтения. Человек в таких случаях в силу разных причин не в состоянии писать грамотно или бегло читать.

Правда, эти нарушения не нужно путать с такими медицинскими понятиями, как аграфия и алексия, которые обозначают полную неспособность больного к данным видам деятельности.

Как правило, дисграфия подразумевает нарушения в высшей психической деятельности, отвечающие за навыки письма. Это обычно становится серьезным препятствием для обучения грамоте и языку.

Причины дисграфии у детей

Для того чтобы записать услышанное предложение, человек должен не только помнить порядок написания деталей каждой буквы, но сохранить смысловую последовательность слов и помнить об их разграничении. Если же у ребенка имеются нарушения в дифференциации звуков, в их произношении, анализе, синтезе или в пространственных представлениях, то это значит, что у него может начать развитие дисграфия.

У детей, между прочим, такие нарушения могут оказаться и генетически обусловленными. Многие исследователи, изучающие причины этой проблемы, считают, что на ее развитие сильное влияние оказывают патологические факторы, которые действуют на ребенка как в утробе матери, так и после рождения.

Кроме того, в основе дисграфии могут оказаться длительные и травмы головы. Немаловажную роль играет также дефицит речевого общения ребенка, его педагогическая запущенность и т.п. Интересно, что в двуязычных семьях также зафиксировано много случаев дисграфии у детей.

Дисграфия: что это такое, и в чем она выражается

Ребенок, страдающий дисграфией, как правило, затрудняется с установлением последовательности деталей письма, что вызывает либо замедление скорости написания слов либо неграмотное, но достаточно быстрое письмо.

Иногда причиной дисграфии являются нарушения в способности к обработке зрительной информации - детям трудно запомнить, а затем воспроизвести в тетради увиденное. В ситуации, когда они не различают на слух некоторые звуки, также возникает путаница при их написании.

Особенности проявления дисграфии

Дисграфия у детей часто проявляется ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции, например лефый вместо левый, или в пропуске букв даже в коротком слове: км вместо ком и т.п. В то время, когда обычные наблюдаются в написании букв, находящихся в слабой позиции: малако вместо молоко и т.п.

Кроме того:

  • ребенок не только пропускает буквы и слоги, но и переставляет их местами (онко вместо окно );
  • может заменять слова по звуковому сходству;
  • он добавляет в слово лишние буквы и слоги (детити, команата );
  • искажает графический образ буквы (например, пишет зеркально буквы с, э, ю );
  • не различает (для него одинаково звучат б-п или в-ф );
  • ошибки, которые он допускает, оказываются стойкими на протяжении долгого времени, не исчезая в процессе обучения.

Все перечисленные признаки должны стать для родителей стимулом, заподозрив у своего ребенка дисграфию, срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Основные формы дисграфии

В зависимости от проявляемых нарушений дисграфия делится на несколько форм.

Так, существует артикуляторно-акустическая дисграфия, возникающая на фоне измененного звукопроизношения. Ребенок, как правило, при этом пишет слова так, как произносит, например: лыба вместо рыба или сумел вместо шумел .

Дисграфия акустическая характеризуется заменой при письме звуков подобными по звучанию (д-т, з-с, ж-ш и т.п.). При этом у ребенка правильная.

Аграмматическая дисграфия проявляется в проблемах с согласованием слов. Но интересно, что это происходит только в письменной речи, а говорит при этом ребенок правильно. Например, он может написать, не учитывая ни род, ни падеж: добрый мама или на улица . Кстати, этот вид нарушения обнаруживается обычно уже в 3-м классе, когда школьники начинают учить падежи.

Существует также и оптическая дисграфия, которую характеризует нарушение зрительного анализа. Ребенок в этом случае практически не воспринимает различия между буквами с похожими элементами написания. Проблему вызывают Ц и Щ, а также Р, Ь, Ы или Э и З и подобные. В рукописном же варианте это буквы: п-т, в-д, л-м, и-ш и др.

Но наиболее часто встречаются нарушения языкового анализа и синтеза. Ребенок может не дописывать слова, писать предлоги слитно или приставки отдельно (при ходить , приней ), пропускать буквы и целые слоги, менять их местами или повторять.

Является ли дисграфия самостоятельным заболеванием, и можно ли ее предупредить

Можно смело утверждать, говоря о диагнозе «дисграфия», что это не самостоятельная болезнь, так как она обычно сопровождает какие-то патологии неврологического характера, нарушения слуха, двигательного аппарата, слухового или зрительного анализатора.

Возможность предупреждения названной проблемы - до сих пор открытый вопрос. Специалисты считают, что профилактика дисграфии в принципе невозможна, так как в современной медицине нет четкого понимания причин возникновения данной патологии. Зато абсолютно реальным является выявление риска дисграфии или ее ранних признаков еще до поступления в школу, что может значительно облегчить борьбу с ней.

Обычно к таким относят детей из двуязычных семей, переученных левшей, деток с нарушением воспроизведения звуков, а также концентрации внимания и памяти. Таких ребят стоит показать логопеду и провести с ними специальное тестирование, чтобы иметь возможность как можно раньше начать коррекцию.

Каким образом можно бороться с дисграфией

Коррекция дисграфии - это, прежде всего, совместная работа родителей, учителей и квалифицированного логопеда, так как маме и папе самостоятельно эту проблему решить не удастся.

Важно помнить, что если у ребенка имеются нарушения в устной речи, то исправление дисграфии начинают с коррекции произношения!

Занятия у логопеда проводят по разработанной системе. Для этого используются разные речевые игры, а также специальная азбука для складывания слов и выделения их грамматических элементов.

Ребенок в процессе обучения должен усвоить, как именно произносятся определенные звуки, и какие буквы им соответствуют. Логопед отрабатывает с малышом различия между твердым и мягким или глухим и звонким произношением звука, повторяя слова, подбирая их по заданным и буквенный состав выбранных слов и т.п.

Часто детям помогает использование наглядного материала для запоминания очертаний букв, например: «О» - бублик или обруч, «Ж» - жук, «С» - полумесяц.

Дисграфия: упражнения по коррекции

Для успешного преодоления проблемы существует ряд специальных упражнений.

  1. Например, ребенку предлагают выделять определенные буквы в написанном тексте. Для этого подбирается скучный для ребенка текст с небольшим количеством абзацев и крупным шрифтом, в котором предлагается зачеркнуть в словах, например, все буквы «а», затем - все буквы «о» и так далее. В течение дня на данное упражнение тратится не более 5 минут. Через неделю можно усложнить задание: ребенку предлагают выделять уже 2 буквы, при этом одну зачеркивать, а другую обводить или подчеркивать. Выбираются «парные» буквы, те, которые ребенок путает при письме (их обычно можно обнаружить, рассмотрев рабочие тетради вашего школьника).
  2. Обязательно проговаривать при письме слова, обращая внимание на звуки, которые произносятся не так, как пишутся. То есть мы говорим: «На стале стайал куфшын », а записывая это, ребенок должен произносить: «На стОлЕ стОЯл куВшИн» (называя те буквы, которые будут написаны). Главное - не забывать «озвучивать» и конец слова, так как дисграфия у школьников часто проявляется недописыванием слов до конца.
  3. Очень важно тренировать почерк. Для этого в тетради в клеточку предложите ребенку писать так, чтобы каждая буква слова помещалась только в одну из клеточек и заполняла ее всю.

Несколько слов о методике Мазановой Е. В.

Отлично описала работу с детьми, имеющими диагноз «дисграфия», Мазанова Е. В. в своих работах, посвященных разным видам данной патологии. Для каждого из них учитель-логопед высшей категории разработала содержательные и красочные рабочие тетради и альбомы. Методики этого автора широко используются специалистами для практических занятий и приносят, судя по отзывам, ощутимый успех.

Так, например, Мазанова советует для лучшего запоминания буквенного образа предлагать детям лепить их из пластилина, писать в воздухе, обводить по готовому контуру, пытаться найти различия в оптически сходных буквах, находить определенную букву при наложении нескольких изображений друг на друга и т.п.

Но, несмотря на кажущуюся доступность и простоту методик, разработанных для коррекции дисграфии, хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что заниматься самостоятельно без регулярных консультаций со специалистом с ребенком, страдающим этой патологией, неразумно. Вы потеряете драгоценное время и добьетесь минимальных результатов!

Если у вашего ребенка дисграфия, не ругайте его за ошибки, не заставляйте по много раз переписывать текст, иначе вы добьетесь лишь неуверенности малыша в своих силах и поселите в нем нелюбовь к письму и чтению. Обязательно хвалите ребенка за каждый успех, но не перехваливайте. Кроме того, не показывайте свою сильную озабоченность возникшей проблемой, чтобы не развить у ребенка чувство неполноценности.

Нужно учитывать при диагнозе «дисграфия», что это, как правило, такое состояние, при котором развивается хорошая зрительная память (в качестве замещения дефекта), поэтому таким детям не стоит предлагать упражнения, где нужно исправить изначально допущенные ошибки. Это может оказать ребенку «медвежью услугу».

Диктанты в таких случаях пишутся медленно, с проговариванием всех букв и знаков препинания перед началом письма, а затем и во время него.

Предупреждать развитие дисграфии нужно еще в дошкольном возрасте

Родителям очень важно помнить, что дисграфия и дислексия не возникают вдруг! А работа по устранению этих патологий должна проводиться не в школьном возрасте, когда у ребенка обнаружатся специфические проблемы с грамматикой и правописанием, а еще задолго до начала обучения.

Если же у ребенка много описок и ошибок в тетради, и он, даже выучив назубок правило, все равно не в состоянии применить его на письме, стоит обратиться к логопеду. На первых занятиях он определит особенности протекания ее у вашего ребенка, а затем лишь предложит комплекс упражнений по ее устранению.

Ошибки, которые допускают такие дети, не могут быть преодолены без специальной корректировки. Приготовьтесь, что это нелегкий путь, на котором понадобится ваше терпение и настойчивость в преодолении проблемы. Удачи!

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дисграфия у детей. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние и, как с этим бороться, что делать, чтобы предотвратить.

Классификация

  1. Акустическая. Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:
  • малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки;
  • так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно;
  • карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»;
  • может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
  1. Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
  2. Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
  • малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение;
  • ребенок путает визуально схожие буквы;
  • может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.

Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.

Оптическая форма разделяется на:

  • вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков;
  • литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв;

Возможные причины

Патологические процессы в организме будущей матери могут влиять на развитие дисграфии у ребенка

  1. Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
  2. Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
  3. Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде. Факторы, которые к этому приводят:
  • асфиксия;
  • патологии при вынашивании ребенка;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • инфицирование;
  • серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
  1. Социально-психологические факторы, а именно:
  • дефицит разговорной речи;
  • неправильная речь окружающих, нечеткая;
  • наличие двух языков в семье;
  • невнимательность взрослых к развитию малыша;
  • преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.

Характерные признаки

Если ребенок на письме совершает большое количество ошибок — повод задуматься о дисграфии

О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:

  • неразборчивый почерк;
  • много ошибок при письме;
  • неспособность различать «мягкий знак» и «р»;
  • замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»;
  • под диктовку малыш пишет крайне медленно;
  • теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».

Данное состояние часто может сопровождаться патологией зрения, отклонениями в речевом развитии и слухе, неврологическими дисфункциями.

Диагностика

Специалист проведет необходимые тесты для подтверждения диагноза

Если вы подозреваете у малыша наличие дисграфии, то необходимо посетить невролога, окулиста, лора и логопеда.

У ребенка проверяют:

  • слух;
  • письменное написание букв;
  • развитие устной речи;
  • остроту зрения;
  • проверяют структуру артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики, центральной нервной системы;
  • определяют умение фонематически анализировать речи.

Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:

  • выделение заданного звука в слове;
  • придумывание новых слов;
  • распределение картинок по начальному звуку;
  • особенности разделения слова на слоги;
  • сравнивание по звуковому составу;
  • возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком;
  • умение выделять заданный звук из ряда других.

Если проверка необходима дошкольнику, то обращают внимание на качество рисунков ребенка и его отношение к этому процессу.

Если малыш не любит это занятие и при анализе рисунка можно обнаружить рваные, прерывистые, дрожащие линии, слабый или сильный нажим карандаша, то, скорее всего, имеет место дисграфия.

Методы лечения

Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:

  • при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
  • упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
  • используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
  • работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
  • при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
  • если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
  • если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.

Занимаемся дома

Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.

  1. Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
  2. Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
  • буквенное конструирование из отдельных элементов;
  • превращение одних букв в другие;
  • расшифровку символов, которыми изображают буквы;
  • задают искать литеры в предметах;
  • вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
  • чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
  1. Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
  2. Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
  3. Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.

Меры предосторожности

Занятия для развития моторики — один из способов профилактики дисграфии

Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие психических функций еще до начала освоения письма;
  • занятия для развития крупной и мелкой моторики;
  • обучающие игры;
  • упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
  • занятия на музыкальном инструменте.

Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.

Дисграфия – это фрагментарное отклонение, возникающее в письменной речевой деятельности, обусловленное недостаточной развитостью (или распадом) функций психики, участвующих в воспроизведении и управлении письменной речью. Описываемое расстройство проявляется устойчивыми, характерными, повторяющимися ошибками, появляющимися при письме, которые без целенаправленного коррекционного вмешательства не исчезают.

Диагностирование дисграфии, первым делом, включает оценивание письменных работ, обзор устной и проверка письменной речи. При рассматриваемом нарушении коррекционное воздействие заключается в ликвидации расстройства звукопроизношения, вырабатывании неречевых функций, лексики, фонематических процессов, грамматики, связности речи.

Причины

Дабы записать продиктованное предложение правильно, человеку необходимо знать, помимо тонкостей написания букв, особенности их разграничения и сохранять смысловую словесную последовательность. Процесс освоения навыками письма обусловлен тесной взаимосвязью со степенью зрелости всех аспектов устной речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связность речи, ее лексико-грамматическая правильность).

Поэтому в истоке возникновения дисграфии нередко лежат аналогичные органические причины и функциональные факторы, которые порождают: дислалию (на фоне сохранности слуховой функции и иннервации артикуляционного аппарата наблюдается отклонение в воспроизведении звуков), (недоразвитие речевой деятельности либо ее отсутствие при сохранности слуха и интеллекта), (отклонения в произношении из-за расстройства иннервации органов, необходимых для воспроизведения речи), афазию (локальное отсутствие речи либо нарушение ранее сформировавшейся речевой деятельности), задержку психоречевого созревания.

Если отмечается расстройство разграничения звуков, нарушение их произношения, отклонения в анализе и обобщении, то может развиться дисграфия. Большинство научных деятелей, исследующих причины возникновения дисграфии, убеждено, что на его формирование оказывают существенное воздействие аномальные факторы, воздействующие на кроху в материнской утробе, равно как и после произведения на свет. Помимо того порождать дисграфию могут также продолжительные заболевания соматического характера и повреждения головы. Дисграфия у детей нередко бывает генетически обусловленной.

Итак, к появлению рассматриваемого отклонения письменной речи зачастую приводит недоразвитие мозга при внутриутробном формировании малыша, его повреждение в натальном или постнатальном периодах (асфиксия плода, родовые травмы, перенесенные менингококковые патологии, соматические недуги, порождающие слабость нервной системы).

Помимо перечисленных аспектов можно выделить социально-психологические моменты, приводящие к появлению данного отклонения, такие как: двуязычие родителей (билингвизм), дефицит речевого взаимодействия, непонятная или неверная речь взрослых, невнимательность к детской речевой коммуникации, преждевременное обучение малыша грамоте (когда отсутствует психологическая готовность).

Дефицит речевой коммуникации занимает далеко не последнюю позицию в порождении рассматриваемого нарушения. В семьях, где взрослые свободно общаются на разных языках, также нередко у крох может наблюдаться описываемые дефект.

Дисграфия у взрослых лиц отмечается не реже, нежели у малышей. Основной причиной, порождающей рассматриваемое отклонение во взрослом периоде, являются опухолевые процессы, проистекающие в мозге, менингококковые инфекции, мозговые травмы, асфиксия.

Симптомы

Проявления, характеризующие описываемую патологию, включают типичные воспроизводящиеся на письме ошибки устойчивого характера, необусловленные незнанием грамматики и языковых норм.

Классические ошибки, наблюдающиеся при различных вариациях дисграфий, могут обнаруживаться в:

– смешении и замене графически схожих рукописных букв (к примеру, ш – щ, м – л) либо фонетически похожих звуков (б – п, ш – ж);

– нарушении раздельности либо слитности написания слов;

– искажении буквенно-слогового построения слова (буквенные перестановки, их добавление или пропуски);

– аграмматизмах (дефекты словесных трансформаций и согласованности слов).

Также выделяют неречевую симптоматику, а именно: неврологические отклонения, расстройство когнитивной сферы, восприятия, памяти, моторики, психические отклонения.

Помимо перечисленного, данное отклонение характеризуется замедленным начертанием букв и неясностью почерка. Также часто наблюдаются «соскальзывания» слов со строк, колебания высоты букв и их наклона, замены строчными литерами прописных и наоборот.

При артикуляторно-акустической вариации дисграфии характерные погрешности написания обусловлены неверным звукопроизношением (индивид пишет также, как произносит). Здесь замены и пропускания букв при письме повторяют аналогичные звуковые погрешности в устной коммуникации. Артикуляторно-акустическая разновидность рассматриваемого отклонения наблюдается при ринолалии, полиморфной дислалии, дизартрии. Другими словами, описываемая разновидность возникает у малышей с фонематической незрелостью речи.

Акустическая форма характеризуется недоразвитием фонематической перцепции на фоне сохранности звукопроизношения. Погрешности в письме здесь проявляются заменой литер, соответствующих близким звукам (шипящих – свистящими, глухих – звонкими и наоборот).

Дисграфию, возникшую вследствие расстройства языкового обобщения и анализа, характеризует отклонение в расчленении на слоги слов, на слова – предложений. Описываемая разновидность дисграфии проявляется пропусками, повторениями или буквенно-слоговыми перестановками, написанием дополнительных букв либо опусканием окончаний слов, написанием слитно предлогов со словами и наоборот, раздельно – с приставками. Чаще встречается дисграфия у младших школьников именно на почве разладов в языковом разборе и обобщении.

В ошибочном склонении слов, нарушении согласованности слов и предложных конструкций (неправильном порядке слов, выпускании членов предложения) проявляется аграмматическая дисграфия. Данная разновидность обычно сопровождает общее недоразвитие речевой коммуникации, обусловленное алалией и дизартрией.

При оптической вариации описываемого расстройства при написании смешиваются либо заменяются графически схожие буквы. Нарушение воспроизведения и узнавания изолированных букв свидетельствует о литеральной разновидности оптической дисграфии.
При неверном написании литер в слове, можно говорить о вербальном виде данной дисграфии. Характерными ошибками анализируемой формы дисграфии считаются добавление буквенных элементов либо их недописание (х взамен ж или наоборот), зеркальное начертание букв.

Нередко при рассматриваемом отклонении обнаруживается неречевая симптоматика: понижение работоспособности, неврологические сбои, отвлекаемость, снижение памяти.

Дисграфия у взрослых лиц характеризуется аналогичной симптоматикой и проявляется она устойчивыми ошибками при написании на фоне знаний орфографических норм и правил грамматики.

Виды и формы

Можно выделить нижеприведенные формы рассматриваемого недуга: акустическую, артикуляторно-акустическую, аграмматическую, оптическую и дисграфию, вызванную расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, соотносящей понятийный смысл и типовое звучание (язык).

Акустическая вариация дисграфии проявляется подменой букв, отвечающих фонетически схожим звукам. Специфика данной разновидности заключается в верном произношении таких звуков устно. Зачастую при письме смешиваются звонкие буквы с глухими, шипящие – со свистящими, компоненты – с аффрикатами, заключенными в них. Помимо того рассматриваемая разновидность дисграфии обнаруживается и в неверном обозначении при написании мягкости согласных, например, «лубит», «писмо».

Дисграфия у детей артикуляторно-акустической формы заключается в произведении ошибок при написании вследствие наличия нарушения звукопроизношения. Другими словами, кроха, основываясь на собственном неверном произношении, закрепляет его и в письменной речи. Поэтому, пока неоткорректировано звукопроизношение, не следует заниматься исправлением письма, основываясь на проговаривании.

Аграмматическая дисграфия обусловлена незрелостью грамматической структуры речи. Малыш пишет вопреки грамматическим правилам («хороший сумка», «веселые девочка»). Грамматические огрехи на письме встречаются в словесных конструкциях, их сочетаниях, предложениях. Данная вариация дисграфии чаще обнаруживается у третьеклассников. Здесь школьник уже овладел грамотой и «вплотную» подошел к постижению правил грамматики, но освоить нормы словоизменения именных составных частей речи кроха не может. Это и обнаруживается в неверном написании морфем, стоящих в окончании словесной конструкции и показывающих связь слова с иными словами.

Оптическая вариация дисграфии основывается на недоразвитии зрительного обобщения и анализа, пространственных представлений. Все литеры русского алфавита «укомплектованы» набором определенных элементов («овалы» и «палочки»), и состоят из нескольких «характерных» элементов. Схожие составляющие, всячески соединяясь в пространстве, образуют разнообразные литеры: и, ш, щ. Когда малыш не ухватывает отличий между буквами, это приводит к сложностям в освоении навыков начертания букв, а также к неверному воспроизведению их на письме.

Дисграфия у младших школьников, спровоцированная расстройством процесса анализа и обобщения знаковой системы, считается наиболее распространенной. Ей присущи такие ошибки: пропуски литер и даже слогов, «передислокация» букв, слогов, начертание в слове дополнительных букв, недописывание слов, удвоение букв, слогов, написание с предлогами слитно, а с приставками раздельно, соединение в слове слогов из разных слов.

Некоторые авторы выделяют также моторную форму дисграфии, которая обусловлена сложностями в произведении движений кисти при письме. Помимо того отмечается нарушение взаимосвязи моторных представлений слов и звуков со зрительными образами. Вследствие этого возможно появление писчего спазма, характеризующегося возникновением изменение двигательных актов руки, что провоцирует отклонения при письменной деятельности. При этом возможность выполнять иные действия рукой сохранены.

Диагностика

Диагностические мероприятия, первым делом, включают исключение физиологических причин, аномалий слуха и зрительных патологий. Поэтому проводится обследование «узкими» специалистами – окулистом, невропатологом, отоларингологом.

При этом, прежде всего, дабы диагностировать рассматриваемое нарушение, необходимо проведение логопедического исследования, так как, в первый черед, надобно оценить уровень дозрелости речевых функций. Здесь важно определить является ли ошибочное написание литер дисграфией либо это обычная безграмотность, основанная на незнании норм правописания.

При обследовании малышей на дисграфию, сперва-наперво, проверяют:

– степень общего развития крохи;

– уровень зрелости устной речи (здесь оценивают качество произношения звуков, умение их различать, наличие фонематического обобщения и анализа, специфики грамматического построения речи, лексику);

– умение осуществлять звуковой анализ;

– состояние моторики (речевой и ручной), комплектность артикуляционного аппарата;

– количество словарного запаса, правильности речевого построения;

– письменную речь (здесь проводится разбор письменных работ крохи, ему дается задание, состоящее из таких блоков: переписывание текста, диктант, описания картинок, чтение по слогам и буквам).

Также, дабы определить причины дисграфии необходимо проведение исследования зрения, проверки слуха и зрелости ЦНС. Помимо того, проводится тестирование для выявления ведущей руки.

Для обнаружения рассматриваемого отклонения у малышей младшего школьного периода часто применяется метод оценки навыков фонематического речевого анализа. Крохе дают несколько упражнений, показывающих уровень умения устно анализировать звуковой ряд слов.
Тестирование включает задания, выполняя которые малыш продемонстрирует способность:

– распознавать и акцентировать в слове заданный звук;

– подбирать картинки, названия которых начинаются с обозначенного звука;

– изобретать слова;

– расчленять предложения на слова, затем на слоги;

– сопоставлять слова согласно звуковому составу;

– выявлять звуковые коверкания в словах, произносимых самим крохой либо другим индивидом;

– воспроизводить за логопедом последовательно нескольких слогов.

Дабы проверить дошкольника на вероятность наличия дисграфии рекомендуется оценить его подход к рисованию, а также на характер самих рисунков. Если трех-четырехлетка не любит рисовать, то это нередко свидетельствует о предрасположенности крохи к дисграфии. Рисунки малыша, имеющего дисграфию, отличаются присутствием прерывистых, рваных, дрожащих линий, совершенных излишне слабым либо, напротив, чересчур сильным нажатием карандаша

Коррекция и лечение

При выявлении рассматриваемого нарушения необходимо незамедлительно начинать работу по исправлению дефектов письма.

Коррекционная программа определяется в соответствии с разновидностью отклонения и осуществляется нижеприведенными методами:

– выполнение упражнений, улучшающих ;

– разучивание с крохой норм правописания;

– работа по увеличению объема словарного запаса;

– выполнение письменных упражнений различного характера;

– массаж;

– назначение успокоительных препаратов.

Существует масса способов, направленных на исправление дефектов письма, вызванных дисграфией. Наиболее действенными среди них являются нижеприведенные методы: «модель слова», распознавание звуков и букв, Метод Эббигауза, исправление ошибок.

Методика «модель слова» предполагает использование карточек с изображением объекта и схематического начертания слова. Малышу дают карточку, на которой нарисован какой-то объект и начертана схема слова. Ему необходимо, взглянув на карточку, обозначить предмет и произнести по порядку звуки слова. Затем ему необходимо соотнести каждый звук с литерой, после чего написать слово.

Методика распознавание звуков и букв предполагает написание ребенком большого числа букв. Затем крохе необходимо подчеркнуть слова с обозначенным звуком и написать его. После этого малышу потребуется отыскать в слове и предложениях эти буквы и зачеркнуть их. Последний этап заключается в работе с рисунками, обозначение которых содержит отрабатываемый звук.

Метод Эббигауза предполагает заполнение пробелов в словах. Малышу дают знакомые ему слова, но некоторые буквы в них пропущены. Ребенку необходимо заполнить пробелы нужными буквами, прочесть слово и правильно его записать.

Метод исправления ошибок подразумевает нахождение крохой ошибок, их исправление и написание правильно слов. Малышу дают карточку со словом, в котором допущена ошибка, и озвучивают это слово правильно. Ребенку следует отыскать ошибку, исправить ее и верно переписать слово.

Профилактика

Превентивные мероприятия, направленные на предупреждение нарушения процесса чтения и дефектов письма должны внедряться еще на дошкольном этапе, особенно у малышей, имеющих речевые отклонения. Необходимо работать в направлении развития внимания, зрительных образов, пространственных представлений, памяти, формирования грамматического построения, лексики, умения проводить языковый разбор и синтез, устранения расстройств устной речевой деятельности.

Для профилактики описываемого недуга вся среда, окружающая кроху, должна стимулировать развитие его когнитивной сферы, интеллектуальной функции.

С этапа младенчества особое внимание надобно уделять полноценному формированию устной речевой деятельности, потому что основным фундаментом, на котором базируется письмо, является именно устная речь.

Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу. Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.

Если у малыша выявлены определенные проблемы в произношении либо наблюдаются звуковые замены, то следует обязательно ликвидировать описанные дефекты и только после их устранения можно приниматься за обучение чтению. Часто встречаются случаи, когда у крохи поставлены звуки, однако он продолжает путать их при произношении. Это также требует коррекции, поскольку аналогичные замены возможны и при написании.

Таким образом, основной акцент при проведении профилактических мер, направленных на предотвращение дисграфии, должен ставиться на обучение правильному звуковому разграничению и верному произношению.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над дефектом.



Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".

То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!


Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно .

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

Учим детей писать без ошибок

1) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.


2) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать!

  1. Чрезвычайно медленно!
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.


Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка