Что должен уметь малыш в 5. Что должен уметь ребенок в возрасте пяти месяцев

5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.

Физическое развитие

Показатели роста и веса

Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

  • В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
  • Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
  • Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
  • Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
  • Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
  • Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
  • Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
  • С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
  • В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.

Психическое развитие

  • Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
  • Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
  • Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
  • Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
  • Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
  • Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
  • Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.

Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.

Помощь в развитии ребенка

Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.

Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.

  • Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
  • Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
  • В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
  • Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
  • Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.

Во что поиграть с малышом

Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:

  • Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
  • Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
  • Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
  • На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
  • Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.

Сон и питание

Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.

  • Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
  • Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
  • У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
  • Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.

Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.

К 5 месяцам ваш малыш значительно окреп физически, почти вдвое прибавил в весе, стал общительным и улыбчивым. Возможно, уже появились первые зубки, или они вот-вот прорежутся. Вы с радостью наблюдаете, что умеет ребенок в 5 месяцев. Отмечаете его первые попытки ползать, знаете, как научить новым навыкам. Каждому родителю полезно знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Однако не забывайте об индивидуальном развитии малышей и не форсируйте естественный процесс формирования и развития вашего младенца. Прислушайтесь к рекомендациям, которые дает доктор Евгений Комаровский (видео Школа доктора Комаровского: нормы и сроки).

Физические показатели

Согласно среднестатистическим данным в 5 месяцев ребенок прибавляет

Вас может заинтересовать «Таблица показателей роста и веса ребенка в 5 месяцев данные отечественных педиатров (девочка, мальчик)».

Основные навыки

  • Лежа на животике, мальчик или девочка опирается на предплечья или кисти рук и в таком положении остается до 5 минут. С удовольствием рассматривает все вокруг. Уверенно вертит головой вправо и влево.
  • Свободно переворачивается с животика на бочок и спинку.
  • Крепко ухватившись за ваши пальцы, приподнимает голову и плечи из положения лежа на спине. Может постепенно приподняться до положения сидя. Однако не спешите научить малыша присаживаться, пока мышцы спины недостаточно окрепли (видео школы доктора Комаровского «Когда присаживать малыша»).
  • Если поставить на ножки, крепко удерживая по бокам, ребенок начнет активно приседать и вставать, притопывая ножками (видео «ребенку 5 месяцев»).
  • Может координировать зрением движение рук: берет в ручку одну из выбранных игрушек, тянется к конкретному предмету.
  • Длительное время удерживает предмет в ручке. Исследует его пальчиками, губками, язычком. Делает первые попытки переложить предмет из одной ручки в другую.
  • Дотрагивается, нажимая на них пальчиком, до мелких деталей: кнопок, пуговиц на одежде взрослого, декоративных элементов.
  • Хватает ручками собственные ножки, пытаются засунуть их в рот (часто успешно), играют с ними, рассматривают.
  • Бросает игрушку, чтобы вызвать ее звук. Происходит становление причинно-следственных связей.
  • Активно грызет все предметы, попадающие в руки. Это объясняется тем, что в этот период начинают резаться зубки - десна набухают и зудят, обильно выделяется слюна. Рекомендуется массажировать десна, облегчая ощущения малыша.

Вы можете посмотреть видео «Развитие ребенка по месяцам. 5 месяцев», в котором наглядно представлены основные навыки пятимесячного малыша.

Игры с ребенком в 5 месяцев

Игры остаются важнейшим средством развития и формирования не только тела ребенка, но и моторики, эмоциональности, сознания, памяти, речи. В игровой форме можно многому легко научить малыша, формировать навыки, которые помогут ему начать ползать.

  • Продолжайте начатые в предыдущие месяцы катания на мяче в позиции на спинке и животике, придерживая кроху за ручки или ножки. Так вы укрепляете мышцы спинки, подготавливая ребенка к моменту, когда он начнет ползать.
  • Положите перед ребенком, лежащим на животике, мячик. Пусть он потянется за ним, подтолкнет его пальчиками и снова потянется. Это первый этап к попытке ползать.
  • Не ленитесь подавать малышу брошенную игрушку, которую он опять бросит на пол. Такая игра формирует у ребенка ощущение стабильности, доверия, уверенности в окружающем мире.
  • Играйте в прятки, пряча лицо за ладонями, за книгой, за платком. Сопровождайте свое появление одинаковым возгласом, например, «ку-ку». Помогите младенцу самому спрятаться за ладошками или платком, а потом радостно его найдите.
  • Прислушавшись к первым слогам вашего ребенка, повторяйте их вместе с малышом, утрированно работая челюстными мышцами. Показывайте малышу, как меняются ваши губы во время произнесения звуков. Играйте интонациями и тембрами.
  • Когда мальчик или девочка дотягивается пальчиком до вашего рта или носа, называйте эти части тела. А затем, называя, дотянитесь детским пальчиком до ваших глаз, лба, бровей. То же самое можно проделывать с игрушечным медвежонком или котенком. Научите малыша погладить игрушку, приговаривайте потешку.
  • Хорошо развивает мелкую моторику игра «Сорока-ворона…». Приговаривая потешку, вы можете научить делать круговые движения указательным пальчиком правой ручки по левой ладошке. Затем поочередно собираете пальчики в кулачок. Расслабляете ручку массажным движением к плечу. Потом то же самое с правой ладошкой пальчиком левой руки. Пытайтесь постепенно научить малыша поочередно выполнять все движения.
  • Полезно играть с ножками: легонько постукиваем кулачком по ступне малыша от пальчиков к пяточке и назад. Загибаем и разгибаем пальчики на ножке и завершаем поглаживанием ножки от ступни вверх. Желательно при этом постоянно приговаривать детские потешки, петь песенки.

В 5 месяцев грудничка уже можно научить брать еду с ложечки. Малыш сможет губками принять пищу и проглотить ее. Но педиатры единогласны в рекомендации не начинать прикорм младенцев до 6 месяцев. Если же ваш ребенок находится на искусственном вскармливании или грудного молока недостаточно для насыщения крохи, посоветуйтесь с педиатром и начните первый прикорм. Определиться с очередностью продуктов поможет таблица введения прикорма грудничкам.

Учимся ползать

В пять месяцев родители могут научить ребенка ползать. Это совсем не значит, что с 5 месяцев малыш будет мастерски ползать, но первые навыки будут усвоены.

  1. Расстелите на полу или на твердой поверхности чистое одеяльце.
  2. Положите ребенка на животик.
  3. Расположите в зоне его видимости игрушки так, чтобы он не мог до них сразу дотянуться.
  4. Помогите малышу стать поставить ножки на коленки. Дайте ему почувствовать опору на ручки и ножки. Если пока не получается, не торопите события. Попробуйте в следующий раз, подложив под животик свернутое одеяльце так, чтобы малыш вынужден был опереться на ручки и ножки. Дайте ему привыкнуть к этим ощущениям.
  5. Поставив кроху на четвереньки, помогите ему передвинуть ручку и ножку, почувствовать новое ощущение. Так младенец будет осваивать новый навык ползать.

Обязательно посоветуйтесь с педиатром и изучите видео «Как научить ребенка ползать». Есть мнение, что мальчики и девочки по-разному проявляют определенные навыки к пятимесячному возрасту. Однако не стоит искать различия. Просто доверьтесь природному ходу развития вашего малыша. Он обязательно научится ползать, сидеть и ходить, и будет совершенно не важно: раньше ли, позже ли других стал это делать ребенок.

Движение – жизнь. Это высказывание как нельзя больше подходит пятимесячному карапузу. Все время детей 5 месяцев посвящено игре. Даже одеть памперс стало непросто, хотя бы потому, что ребенка сначала нужно поймать.

Режим дня ребенка в 5 месяцев
мало изменился.

В нем присутствуют три дневных сна по 2 часа каждый, 4-5 дневных кормлений, ночной сон около 10 часов с перерывом на ночное кормление. Очень важно четкое соблюдение режима питания , сна и бодрствования ребенка в 5 месяцев . Вы замечали, что он хочет кушать и сонно трет глазки приблизительно в одно и то же время? А утром по нему можно сверять часы.

Если ребенок плохо засыпает, капризничает – постарайтесь выработать четкий ритуал отхода ко сну: гимнастика, массаж, купание, ужин, укладывание. Обычно, массаж и купание действуют на детей 5 месяцев успокаивающе и расслабляющее: выплеснув энергию в ванной, малыш часто засыпает даже под грудью. Но бывают исключения. У некоторых детей 5 месяцев после водных процедур энергия просто бьет фонтаном, и вместо сладкого сна они, подкрепившись, требуют игр и общения. В этом случае можно скорректировать режим для ребенка 5 месяцев . Таким активистам лучше перенести купание на первую половину дня.

Кормление ребенка
в 5 месяцев .

Малыш продолжает кушать мамино молочко.
Меню ребенка 5 месяцев , находящегося на грудном вскармливании неизменно. Для ребенка в5 месяцев по-прежнему нет нужды в прикорме и допаивании. Организм детей в 5 месяцев просто не готов к перевариванию другой пищи. Введение прикорма на таком раннем сроке – это не потребность ребенка, а прихоть взрослых. Только вот из-за этой прихоти у малыша может развиться пищевая аллергия и непереносимость в будущем многих продуктов. Если питание матери ребенка 5 месяцев полностью сбалансировано, то кроха получит все необходимые вещества в достатке.

Питание детей 5 месяцев
при искусственном вскармливании.

А вот меню находящегося на искусственном вскармливании ребенка в 5 месяцев нуждается в коррекции. Питание детей 5 месяцев смесями уже не покрывает возросшей потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха уже знаком с овощным и фруктовым пюре. Пришло время вводить в рацион питания ребенка 5 месяцев каши.

Игрушки
– одно из любимых занятий для ребенка в 5 месяцев .

Малыш может по часу развлекать себя сам в кроватке или манеже. И все же дети 5 месяцев требуют больше пространства. Мы выделяли сыну в 5 месяцев половину комнаты. На большом покрывале раскладывали игрушки и обеспечивали свободу действий. Детям в 5 месяцев интересно уже не просто трясти погремушку, они стучат одной игрушкой о другую, перекладывают их из руки в руку, могут взять предложенную мамой вещь. Игрушки для детей 5 месяцев должны быть безопасными, легко моющимися.

Прогулки детей 5 месяцев – уже не просто сон на свежем воздухе.

Детям
в 5 месяцев интересно и ново все происходящее, пробегающее мимо коляски, растущее и звучащее. Старайтесь установить спинку коляски в полулежачее положение так, чтобы малыш не сидел, но имел хороший обзор. Не гуляйте с детьми 5 месяцев молча, проговаривайте все, что видите вокруг: собачку, кошечку, машину (хотя, там, где ездят машины, лучше не гулять), листочки на деревьях летом и снежок зимой.
Еще дам небольшой совет. Конечно, глупо говорить с детьми 5 месяцев нарочито-взрослым языком: «Это автомобиль, а по тротуару бежит собака». Но и коверкать речь до неузнаваемости: «А вот бибика! А там гава – ав-ав!», – не лучше. Дети 5 месяцев прекрасно поймут и воспримут ласковое, но правильное обращение: «Смотри, машинка, а вот собачка, как говорит собачка? – Гав-гав!».

Развитие
ребенка 5 месяцев .

Что умеет ребенок в 5 месяцев
?
Многие дети в 5 месяцев пытаются садиться. Если ваш ребенок в 5 месяцев сел самостоятельно, то ничего страшного в этом нет, но мамы гордо вещающие, что: «Мы уже сидим в подушках», вызывают, по крайней мере, недоумение. Неужели можно гордиться тем, что наносишь непоправимый вред здоровью собственного ребенка? Ребенок сядет сам не раньше, чем к этому будет готова его костно-мышечная система.
Дети в 5 месяцев переворачиваются на животик, привстают на вытянутых ручках. Если ваш ребенок в5 месяцев не переворачивается , это не повод для беспокойства. Развитие детей в 5 месяцев индивидуально. Вы же помните: «Ребенок никому ничего не должен». Для меня это выражение на долгие месяцы стало своеобразной мантрой, которую я повторяла на все: «А у Петровых дочка в вашем возрасте...»
Ребенок 5 месяцев узнает родных людей, оживляется, увидев их, начинает радостно сучить ножками и певуче лепетать. С детьми в 5 месяцев можно вести диалог: агукайте, произносите гласные в сочетании со звонкими согласными: «агу, да», и они с удовольствием поддержат беседу, будут пытаться повторить ваши звуки.
Ребенок в 5 месяцев различает и узнает звуки, выделяет мамин голос, радуется ему, любит сам греметь погремушками. Развитие ребенка в 5 месяцев просто стремительно!

Вес ребенка в 5 месяцев
увеличивается примерно на 600 – 700 граммов, а рост с момента рождения на 13 – 15 сантиметров!

У детей в 5 месяцев может начать резаться первый зуб. Так, что запаситесь терпением и грызунками. Очень кстати будет специальный гель для младенцев, который снимает боль при прорезывании зубов.

Пятимесячный малыш продолжает интенсивно развиваться, успешно совершенствуя полученные ранее навыки и приобретая новые. Он все больше увлечен изучением окружающего мира. Задача родителей в этом возрасте – активно помогать физическому и психологическому развитию ребенка.

Физиология ребенка в 5 месяцев – рост и вес малыша

К концу 5 месяца ребенок должен набрать до 700 грамм и вырасти на пару сантиметров.
Средние показатели малыша:


малыша совершенствуются с каждым днем, задача родителей внимательно наблюдать за ребенком и в случае отклонений обращаться к врачу.
Зрение Малыш на длительное время фокусирует взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если водить им в разные стороны, кроха уверенно следит за ним взглядом.

Как развивать: Для развития глазных мышц полезно, держа яркую игрушку на расстоянии 35-40 см от глаз ребенка, несколько раз медленно провести ей из стороны в сторону и вверх – вниз, чтобы малыш провожал ее взглядом.

Слух ребенка Малыш без проблем определяет источник звука и реагирует на него. Он выражает недовольство, если звук ему не понравился и радостно улыбается, когда слышит приятные интонации.

Проверка: Для проверки слуха нужно встать на расстоянии 5 метров от малыша, негромко позвать его или хлопнуть в ладоши. Ребенок с нормальным слухом повернет голову в вашу сторону и поприветствует радостной улыбкой.

Помните, что самым любимым звуком для малыша является голос мамы.

Новые звуки Кроха быстро пополняет свой звуковой запас и постоянно что-то лепечет. У него формируется способность использования речи как средства коммуникации.

Вывод: То есть звуки, которые он издает, имеют эмоциональную окраску. Малыш посредством звуков показывает, что ему хорошо или плохо, весело или грустно.

Потребность во сне Суточная продолжительность сна пятимесячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, на ночное время приходится его большая часть – до 10 часов.

В 5 месяцев ребенок спит днем по 2-3 раза, в зависимости от физиологических потребностей.

Режутся зубки У многих детей уже к концу 4 месяца начинают резаться зубки. Дети достаточно тяжело переносят этот процесс. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит. Прорезывание зубов сопровождается высокой температурой.

Двигательная активность и навыки малыша в пять месяцев

В 5 месяцев двигательная активность ребенка заметно возрастает, так как исчезают последние проявления гипертонуса мышц. Малыш уже не лежит в кроватке, спокойно разглядывая игрушки. Он успешно поворачивается на живот, поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, усердно отрывая спину от кровати.

Подвижность ребенка способствует укреплению всех мышц малыша. Движения крохи становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Если разложить вокруг крохи игрушки, он, пытаясь их достать, учится ползать.

Ребенок становится достаточно гибким. Упираясь головкой и ножками в поверхность кроватки, он, выгибается дугой, практически делая «мостик». Кроха легко может засунуть палец ноги себе в ротик.

В этот период любимым увлечением ребенка является бросание предметов. Кроха старательно собирает игрушки и выбрасывает их из кроватки. Через такие занятия проходят все детки, так что не стоит ругать их.

Нормально развивающийся ребенок, приближаясь к полугоду, должен уметь:

  • Самостоятельно переворачиваться на животик и обратно.
  • Лежа на животе вытягивать ножки и ручки, делая «ласточку», прогибаться и хорошо держать голову.
  • Поддерживать мамину грудь во время кормления , а детки на искусственном вскармливании – держать бутылочку самостоятельно.
  • Без проблем запихивать в рот и сосать пальчики ног .

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок активно познает мир и очень доволен, когда это происходит вместе с мамой или другими близкими ему людьми. Для полноценного развития нужно уделять достаточно времени для удовлетворения познавательных потребностей малыша.

Тактильные ощущения и мелкая моторика

Малыш должен получать различные ощущения путем прикосновения к разным предметам. Все свои игрушки он уже знает, пора расширять круг знакомств.

Что нужно:

  • Походите с ребенком по комнатам, давая ему потрогать мебель, шторы, холодильник и другие предметы (мягкие и твердые, шершавые и гладкие, холодные и теплые). Попутно называйте их и объясняйте их свойства.
  • Для развития мелкой моторики сшейте несколько мешочков, насыпьте в них разную крупу, фасоль и горох. Малыш будет перебирать их ручками с не меньшим удовольствием, чем игрушки.
  • Обратите внимание, как ваш малыш захватывает предметы . В 5 месяцев мячик или шарик ребенок должен брать растопыренными пальчиками, палочку или карандаш – всей ладошкой, а веревочку – кончиками пальцев.
Малыш и музыка Музыка с раннего возраста воздействует на духовный мир и интеллект ребенка . Она помогает расслабиться, может развеселить ребенка и разрядить эмоциональную напряженность.

Кроме музыки, малышу полезно слушать песенки , которые напевает мама. Это могут быть не только колыбельные, а песни на все случаи жизни, к примеру, когда кроха гулит и что-то лопочет, подпойте ему:

Поет, поет соловушка

Поет, поет молоденький

Молоденький, хорошенький

Хорошенький, пригоженький!

Для любой мамы не составит труда найти и заучить несколько потешек, стишков или песен.

Знакомство с книжками Хорошая книжка с яркими иллюстрациями прекрасно удовлетворяет потребности ребенка в познании нового . Просматривание книжек вместе с мамой и ее пояснениями к картинкам способствует речевому развитию, расширяет мировоззрение и образное мышление, благотворно влияет на интеллект малыша.
Познавательные экскурсии Во время прогулок ребенка уже не устраивает простое лежание в коляске. Ему интересно рассмотреть все, что находится вокруг него, определить откуда исходят те или иные звуки . Дайте возможность прикоснуться к заинтересовавшим кроху предметам. Во время прогулок больше разговаривайте с малышом, рассказывая ему обо всем, что он видит вокруг.

Дальнейшее развитие речевых навыков

В 5-ти месячном возрасте происходит становление речи ребенка. Он не только произносит отдельные звуки, но и пытается имитировать вашу интонацию.

Самое важное в формировании речевых навыков заключается в том, что ребенок должен научиться понимать речь взрослых , а не воспринимать ее как простой набор звуков. Разговаривать с малышом нужно неторопливо и четко, сопровождая слова действиями.

К примеру, покачивая малыша на руках или качелях, комментируйте движение ребенка : «Вверх – вниз, вверх – вниз». Пока еще кроха не способен понять смысл сказанного, но усвоить, что движения в противоположные стороны обозначаются разными словами, он может.

Используйте в своей речи больше простых для восприятия крохи слов . К примеру, кукла – Ляля, кошечка – мяу, бабушка – баба. Такие звуки малышу легче повторить.

Питание ребенка в 5 месяцев

Рацион детей в пятимесячном возрасте мало чем отличается от питания ребенка в 4 месяца. Оптимальным продуктом для малыша все так же остается грудное молоко. Так как желудочек малыша подрастает вместе с ним, за 1 раз он съедает больший объем пищи. В связи с этим сокращается количество кормлений.

На 6-м месяце жизни малышу достаточно принимать пищу 5 раз в день.

  • Независимо от того, на каком вскармливании – грудном или искусственном находится малыш, ему необходимо введение .
  • Если вы не начали делать этого раньше , в 5 месяцев обязательно нужно добавлять в рацион ребенка новые продукты.
  • За одно кормление малышу нужно давать попробовать только один какой-нибудь продукт.
  • К полугодовалому возрасту в рационе малыша должны присутствовать овощные и фруктовые смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и компоты.
  • Начинать прикорм нужно с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

При этом нужно обязательно отслеживать аллергические реакции ребенка на тот или иной продукт.

Упражнения в помощь физическому развитию ребенка в 5 месяцев

Физические упражнения и массаж играют важную роль в развитии ребенка, помогаю крохе расти здоровым и сильным. Утром и вечером перед купанием нужно уделять несколько минут массажу и гимнастике. Кроме этого, ежедневно нужно выполнять ряд физических упражнений, которые укрепляют мышцы и помогают освоить новые навыки.

Укрепляем пресс Малыша прижимают к с своему телу , одной рукой держа его за ножки выше колен, а второй – чуть ниже животика.

В таком положении малыш может сгибать и разгибать свое тельце, «качая» пресс и укрепляя мышцы.

Учимся ползать Чаще опускайте малыша на пол , раскладывая в небольшом отдалении игрушки. В 5 месяцев дети должны освоить ползание.

Вначале ножки малыша будут проскальзывать , но постепенно малыш справится с заданием.

Учимся стоять на четвереньках По-настоящему малыш начнет ползать , когда встанет на четвереньки. Если он приподнимает попу, пытаясь ползти, нужно приподнять его за животик, так чтобы ручки выпрямились, и он мог опереться на ладошки.

Первое время малыш будет падать через несколько секунд, но после тренировок у него все получится.

Подтягиваемся

Берите малыша за ручки , когда он лежит на спине. Потягивайте малыша на себя вначале до , а в дальнейшем и полностью поднимайте ребенка. Такие упражнения должны входить в состав утренней и вечерней гимнастики.

В дальнейшем ребенку дают в руки гладкую палочку или кольца, за которые и подтягивают его.

Развиваем вестибулярный аппарат Поднимайте малыша в воздух , совершая «полеты» по комнате, раскачивайте его, положив его на свои ноги. Хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения на фитболе (качание из стороны в сторону, круговые повороты, наклоны).

Уделяйте своему малышу как можно больше времени, ведь только забота и любовь близких людей помогает разностороннему развитию ребенка.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Чтобы самостоятельно оценить психомоторные навыки грудничка, нужно проводить наблюдения, когда ребенок здоров, бодр и настроен на общение. Также важно помнить, что объективная оценка общего развития малыша должна проводиться педиатром и узким специалистом при плановом осмотре.

Пятимесячный грудничок прекрасно себя чувствует, когда лежит на животе. Ведь
перед ним открывается хороший обзор. А еще лучше, если мама или папа берут на руки. Путешествие по дому становится незабываемым приключением. Кроха с интересом рассматривает яркие предметы. Также без участия взрослых он может самостоятельно играть, а именно: удерживает в руках погремушку, поворачивает ее, бросает, перекладывает, рассматривает, засовывает в рот.

Новые открытия в движениях

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Какие новшества появляются в его двигательной активности?

  • Раскачивание на животе. Грудничка уже меньше интересует положение, когда он опирается предплечьями о твердую поверхность и приподнимает грудь. Теперь кроха выполняет упражнение «лодочка»: приподнимает согнутые руки и ноги вверх, балансирует на животе. Это новое открытие чрезвычайно забавляет малыша. В этом положении кроха тренирует мышечный аппарат, разрабатывает толкательно-разгибательные движения, которые совсем скоро ему понадобятся. Надо признать, что упражнение «лодочка» требует больших энергетических затрат и координации движения. Грудничку удается пробыть в этой позе недолго - около 2-3 секунд. Если у малыша нет таких движений в этом возрасте, это еще не говорит об отставании в моторном развитии.
  • Пассивный переворот с живота на спину. Можно наблюдать, что при раскачивании кроха случайно переворачивается на спину. В 5 месяцев малыш довольно активен, нельзя оставлять его одного без присмотра. В этом возрасте чаще всего начинаются первые и неожиданные падения с высоты. Допускать этого нельзя. Малыша можно учить пассивно переворачиваться на спину. Для этого необходимо показывать ребенку игрушку и при этом отводить ее вверх над головой и за спину младенца. Он будет следить за движением игрушки, поворачивать голову и корпус, таким способом совершает переворот с живота на спину.
  • Вертикальное положение головы. Сохраняется в любой позиции. Грудничок уверенно держит голову ровно в положении на животе, находясь на руках у взрослого. Если грудничка аккуратно приподнять со спины за ручки, его голова уже не будет запрокидываться назад, ее положение сохранится на линии шеи и позвоночника.
  • Положение сидя. Малыш в 5 месяцев еще не должен уметь самостоятельно садиться, не стоит его рано присаживать. Иногда грудничка можно усадить в это положение, чтобы наблюдать некоторые двигательные навыки. Кроху нужно усадить на коврик и поддерживать за плечи, слегка разведенные в стороны. Из этой позиции нужно наклонить малыша влево и вправо и понаблюдать. Голова при этом не опускается в сторону наклона, а держится ровно. Это важное достижение! Если отпустить руку младенца, он не будет ее использовать в качестве опоры при наклоне тела. Этот навык появится позже.
  • Усовершенствование координации «глаза-руки». Еще в 4 месяца грудничок мог захватывать игрушку или небольшой предмет, который находился перед ним. В 5 месяцев этот навык закрепляется. Для тренировки требуется яркая игрушка диаметром около 3 см. Нужно показать малышу игрушку на расстоянии 30 см от лица. Первая реакция ребенка - сосредоточение внимания, которое длится недолго. Следующий шаг - малыш быстро тянется рукой (чаще двумя) к желанной цели. Важно, что это целенаправленное, осмысленное движение. Малыш не всегда может захватить предмет, иногда только прикасается ладошкой к нему.
  • Навыки ползания. Лежа на животе, грудничок пробует совершать ползковые движения. Перемещается малыш, опираясь на предплечья, но становиться на четвереньки пока не может. Если перед ним положить яркую игрушку, у крохи появится заманчивый стимул, чтобы продвигаться вперед и захватить игрушку.
  • Выпрямление ног при опоре. Если малыша взять под мышки и поставить в вертикальное положение с опорой стоп, он начнет выпрямлять ноги. При этом грудничок пока не становится всей стопой на поверхность, а опирается только кончиками пальцев.

Также малыш в 5 месяцев может удерживать бутылочку в руках, самостоятельно вытаскивает пустышку изо рта и точно засовывает обратно. Эти действия подтверждают, насколько усовершенствовалась координация «глаза-руки».

Грудничка по-прежнему интересует лицо мамы. Но если раньше он лишь созерцал и улыбался, то теперь исследует лицо ладошками, щупает нос, трогает пряди волос, засовывает маме пальцы в рот. Малыш любит, когда с ним играют, громко и эмоционально разговаривают, поднимают, вращают, щекочут - обычно на все эти действия он реагирует звонким смехом. Но любая перемена во внешности близкого человека (прическа, цвет волос, шапка, броский макияж) может насторожить кроху и даже напугать.

Восприятие окружающего мира малышом 5 месяцев

Что должен уметь малыш в 5 месяцев и как он учится воспринимать мир? Как развивается его эмоциональная сфера, тактильные ощущения, зрительные, слуховые реакции?

  • Ориентирование на все новое и необычное. Если в поле зрения попадают новые предметы, кроха непременно концентрирует на них свое внимание. Грудничку интересны предметы, которые двигаются, издают звуки, демонстрируют какие-то новые свойства. Он способен различить крупные детали на игрушках, а цветовое восприятие уже включает весь спектр цветов. По-разному кроха реагирует на новые предметы и явления: что-то вызывает радостные возгласы, а что-то испуг и плач. Также грудничок замечает, когда меняется игрушка или переставляются предметы. В этом возрасте его уже привлекают яркие картинки в книжках.
  • Развитие эмоциональной сферы. Эмоции, как и моторные навыки, формируются постепенно. На 1 месяце жизни примитивные эмоции были связаны с органическими, но не социальными причинами. Улыбка была неосознанной. Малыш в 5 месяцев умеет эмоционально реагировать на ситуации, его переживания становятся социально обусловленными. Двигательная активность и эмоции в этом возрасте сильно взаимосвязаны. Также все ярче проявляются эмоции при общении с близкими людьми.
  • Негативные и позитивные эмоции. Если кроха пробует перевернуться на живот, пытается схватить игрушку, но у него ничего не получается, можно наблюдать, как ребенок нервничает и плачет. Но также можно видеть позитивные эмоции, когда у малыша что-то получается. Психологи говорят о том, что чувство радости у младенцев сохраняется надолго. Положительный опыт подталкивает малыша повторять движения снова и снова.
  • Тест на слуховую реакцию. Все груднички - аудиалы, их ухо чутко настроено на новые звуки, тембр, интонации голоса, различные шумы, музыку. Есть предположение, что основной канал восприятия мира (аудиальный, визуальный, кинестетический) закладывается в грудном возрасте. Как проверить слуховую реакцию? Нужно уложить малыша на спину, убрать все внешние раздражители, отвлекающие моменты, встать за головой крохи и пошуршать бумагой со стороны одного уха, затем - другого. Ребенок должен поворачивать голову в сторону источника шума. Также грудничок реагирует на включение и выключение музыки, шум при работе бытовой техники, телефонный звонок.
  • Тактильные ощущения. Ребенок реагирует на перепад температуры, сравнивает твердую, мягкую, пушистую поверхность. Для развития его тактильных ощущений рекомендуется приобретать игрушки из различных безопасных материалов, давать в руки предметы различной формы. Ребенок этого возраста уже реагирует смехом на щекотание.

Психомоторное развитие девочки и мальчика протекает в одном темпе. Предпочтительнее говорить не о половых различиях, а об индивидуальных особенностях грудничка, его врожденном темпераменте, типе телосложения, которые могут повлиять на формирование навыков.

Что нового в речевом развитии

Грудничок в 5 месяцев еще не перешел в стадию доречевого развития, которая называется лепетом. Но артикуляция звуков уже потихоньку приближается к звукам родной речи. Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 месяцев?

  • Уже произносятся такие гласные : «и», «ы», «э», «о», «а», «у».
  • Уже произносятся такие согласные : «д/т», «г/к/х», «в/ф», «с/з», «б/п», «м».
  • Интонации в голосе. Тональность голоса связана с эмоциональным состоянием малыша. Голосом он может показать радость, восторг, неудовлетворение, беспокойство.
  • Новые слоговые цепочки : «ба-ба», «ма-ма» (пока что неосознанно), «да-да», «ме-ме», «дай-дай», «мем-мем».

Еще одна характерная особенность этого возраста - появление ударения в слогах. Поэтому гуление грудничка приобретает ритмическую окраску и уже интонационно начинает приближаться к ритмике родной речи.

Что может ребенок в 5 месяцев? Заметно обогащается его двигательная активность и эмоциональная сфера. Движения становятся более скоординированными, ловкими, точными. Руки малыша уже много чего умеют: тянуть, толкать, качать, держать, поворачивать, бросать. Но самое любимое движение - хватать.

Распечатать