Как построить хорошие отношения с одноклассниками (по материалам психологических изданий). Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками

Библиотечка психологической службы гимназии № 000

Как построить хорошие отношения с одноклассниками

(по материалам психологических изданий)

Если ты внимательно присмотришься, то сможешь заметить, что в классе ребята делятся на несколько групп. Причем заметим, что специально никто никого не делит - роли распределяются как-то сами собой.

Во-первых, в классе есть лидеры - те, кто пользуется особым уважением. К мнению таких ребят прислушиваются, им стараются подражать.

Затем идут так называемые "середнячки": учатся хорошо, но звезд с неба не хватают, среди одноклассников пользуются достаточной популярностью, но не стремятся во всем верховодить и предпочитают держаться поближе к лидеру.

Следующую группу составляют "серые мышки" - ребята, которые не пользуются в классе особым уважением. С их мнением никто не считается, одноклассники их редко приглашают на дни рождения и вечеринки , но в то же время откровенной неприязни тоже не испытывают - их просто не замечают.

Особая категория детей - это так называемые "отверженные". По отношению к ним одноклассники появляют активную нелюбовь, иногда - ненависть. С такими ребятами никто не хочет сидеть за одной партой, не хочет дружить. На переменах такого мальчика или девочку не берут в общую игру, а когда на уроках физкультуры начинаются командные игры, оказывается, что и тут "отверженный" не у дел: его не хотят принимать ни в одну команду.

И вовсе не обязательно в "отверженных" оказываются отъявленные хулиганы и двоечники. Среди таковых (то есть двоечников и хулиганов) как раз попадаются невероятно обаятельные личности - с ними все хотят дружить! "Отверженным" в таком случае может оказаться, наоборот, чудесный мальчик или умная девочка.

Если ты попал(а) в "отверженные", скажем прямо: это никуда не годится. Но не спеши заливаться слезами - этим горю не поможешь. Нужно обязательно изменить сложившуюся ситуацию. Может быть, тебе совсем ни к чему становиться лидером, но постарайся попасть хотя бы в число "середнячков".

Первым делом посмотри вниматель на себя. Почему никто не хочет с тобой дружить? Может, ты не слишком чистоплотен(тна)? Или же любишь сплетничать и говорить окружающим всякие гадости? Чем увлекается большинство ребят в классе? Насколько ты интересен(сна) одноклассникам - вдруг им с тобой просто не о чем говорить?

Дело в том, что в каждом классе есть свои увлечения и ценности. Любителя серьёзной классической музыки будут презирать в классе, где все слушают поп - или рок-группы. Или представим, например, что большинство мальчишек в классе ходят с грязными ногтями (фу-у-у-у) и ушами, учебой особо не замарачиваются и ничем, кроме компьютерных "стрелялок", не интересуются. Прилежный, аккуратный и умненький мальчик в таком классе будет пользовать репутацией "маменькиного сынка". Естественно, мальчишки будут его недолюбливать, и скорее всего именно он окажется в "отверженных".

Вывод очевиден: тот, кто в одном классе ходит в "отверженных", в другом классе вполне может оказаться в середнячках, а то и в лидерах!

Если ты чувствуешь, что разница между тобой и одноклассниками слишком велика, и ты никогда не сможешь "прижиться" в своём классе, подумай: а не лучше ли будет перейти в другой класс, а может быить, вообще поменять школу? Конечно, это дело непростое, и новеньких всегда встречают настороженно, но все же это лучше, чем много лет ходить в изгоях и изо дня в день терпеть насмешки и унижения.

Но это, разумеется, "рецепт" для самых тяжелых случаев. Мы же подробно расскажем о том, как наладить отношения с одноклассниками, заслужить их авторитет и при этом оставаться самим собой.

Как наладить отношения с одноклассниками

Скажем сразу: как ребята отнесутся к тебе с самого начала, так они и будут относиться и на всем протяжении учебы - если, конечно, ты сам (а) не предпримешь никаких усилий, чтобы изменить сложившееся о тебе мнение. Так что, раз видишь, что время идет, а отношения с одноклассниками оставляют желать лучшего - пора срочно что-то предпринимать.

Возможно, ты уже пробовал (а) разные "военные хитрости" - например, "подкупать" одноклассников, угощая их конфетами, плюшками и прочими вкусностями, давать списывать задачки, но ощутимых результатов не принесло. Значит, нужен другой метод.

Прежде всего, - и об этом мы уже говорили - если ты чувствуешь, что одноклассники относятся к тебе не слишком дружелюбно, задумайся, почему это происходит. Вот несколько причин, по которым одноклассники могут относиться к тебе не так хорошо, как ты того заслуживаешь.

ПРИЧИНА 1. Твои манеры резко отличаются от поведения других ребят. Например, ты - утонченная, мечтательная особа, увлекаешься классической музыкой, поэзией, с малых лет играешь на фортепиано и сочиняешь романтические стихи. Одноклассники тебе кажутся крикливыми и глупыми ребятами, с которыми и говорить-то не о чем. Ты не понимаешь, как можно слушать ту ужасную музыку, от которой без ума большинство из них, или читать какие-то примитивные комиксы, не любишь шумных игр - уж лучше почитать интересную книгу. Одноклассники, со своей стороны, считают тебя занудой.

Как исправить ситуацию??? Хотя бы ради любопытства прояви интерес к тому, чем интересуется большинство твоих одноклассников. Ведь что-то находят они в этих "ужасных" музыке, фильмах и комиксах. Не сторонись общих игр - они позволяют лучше узнать друг друга. Может быть, тебе только кажется, что вокруг - сборище глупышек, с которыми и говорить-то не о чем, а на самом деле в классе есть умные и талантливые девочки и мальчики, только с другими увлечениями. Ведь для того чтобы дружить или хотя бы просто общаться, людям вовсе не обязательно иметь абсолютно одинаковые интересы.

Вот увидишь, если ты проявишь заинтересованность в окружающих тебя людях, то и они будут внимательнее и дружелюбнее к тебе относиться.

ПРИЧИНА 2. Ты слишком застенчив (а). И тебе просто не хватает смелости подойти к ребятам и принять участие в разговоре или игре. Тебе кажется, что ты обязательно сморозишь глупость или сделаешь что-то не так, и над тобой будут смеяться. В душе ты надеешься, что ребята сами подойдут и позовут тебя в игру. Но этого не происходит - и тебя, похоже, вообще перестали замечать. И снова ты всю перемену стоишь у стенки, молча страдая, горько вздыхая и завидуя веселью других.

Как исправить ситуацию. Не надейся, что первый шаг сделают другие. Наверняка твои одноклассники уже решили, что тебя просто не интересуют их игры и разговоры, раз уж ты ни разу не изъявила желание в них поучаствовать. Ребята ведь не знают, что сделать это тебе мешает робость, и может быть даже считают тебя задавалой.

Постепенно учись преодолевать свою стеснительность, иначе нельзя - не хочешь же ты всю жизнь прожить в одиночестве. Начни хотя бы с того, что в общем разговоре вставь несколько слов - вот увидишь, это не так уж страшно. Дальше - больше: попроси ребят принять тебя в игру, наверняка они не откажут. А со временем страх и робость исчезнут вовсе. Ведь твои одноклассники - не злобные монстры и не существа с другой планеты, а такие же ребята, как и ты, так чего же бояться???

ПРИЧИНА 3. Ты одеваешься не так красиво, как большинство ребят из твоего класса. Твои родители не могут позволить купить тебе стильный портфель или модные кроссовки, и среди нарядных одноклассников ты чувствуешь себя бедным родственником, а ребята относятся к тебе снисходительно-принебрежительно.

Как исправить ситуацию. Во-первых, перестань сам (а) комплексовать по поводу того, что ты одет (а) хуже остальных. Запомни: человека любят и уважают не за красивое платье или модные сапоги, а за доброту, чуткость, умение сопереживать другим людям. Если с тобой интересно, если ты всегда жизнерадостный и доброжелательный человек, никто и не посмотрит на то, что твой костюм - не последний писк моды. Главное, чтобы твоя одежда была чистой и опрятной.

ПРИЧИНА 4. Ты не видишь ничего такого, что сильно отличало бы тебя от других ребят, но дружить с тобой почему-то не хотят.

Может быть, ребята решили, что с тобой просто не интересно общаться?

Как исправить ситуацию. В таком случае, чтобы изменить отношение к себе, постарайся узнать, чем они интересуются. Это могут быть современная, популярная музыка, кино, мода. Когда определишь, чем увлекается большинство твоих одноклассников, приступи к изучению предмета, то есть посмотри фильм, о котором в классе столько разговоров, полистай модные журналы и т. д. Хорошо, если тебе удастся узнать что-нибудь любопытное об интересующем всех предмете - какой-нибудь малоизвестный факт или важную новость. На следующий день расскажи эту новость одноклассникам, и лучше всего, если ты преподнесешь ее как бы между делом - как будто тебе все это давным-давно известно.

После двух-трех таких случаев у ребят сложится впечатление, что ты - настоящий кладезь разных увлекательных сведений, и общаться с тобой очень интересно.

Даже если на самом деле ты не разделяешь увлечения твоих одноклассников, наверняка эти небольшие спектакли пойдут тебе на пользу: ты научишься поддерживать разговор на любую, даже неинтересную для тебя тему, а одноклассники будут знать, что с тобой есть о чем поговорить, причем с удовольствием.

Когда правда во вред

Бывают случаи, когда одно неосторожное слово или необдуманный поступок превращают друзей во врагов, причем зачастую человек, допустивший досадную оплошность, сам этого не осознает и не понимает, за что на него обижаются. Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно иметь чувство такта, которое подсказывает, что, когда и как можно говорить тому или иному человеку. Даже замечание можно сделать тактично - так, что человек не только не обидится, но и будет благодарен, что ему указали на ошибку.

Самое интересное, что зачастую - и сильнее всего - нас оскорбляет не ложь, а нелицеприятная правда, сказанная грубо, в глаза. Избежать таких ситуаций поможет опять же чувство такта.

Вот, предположим, ты видишь, что у Лизы - грязные шея и воротничок. Наверное, она этого не замечает. Зато замечают другие, и вот ты слышишь, как кто-то уже назвал её грязнулей. Как сказать ей об этом? И стоит ли вообще говорить? Вообще-то это не твое дело: не хочет - пусть не умывается. Но жаль девочку - на неё уже скоро пальцем начнут показывать. Значит решено: надо сказать! Только как это сделать таким образом, чтобы не обидеть её?

Слушай, Лиза, посмотри: не грязная ли у меня шея? Что-то мне так лень было сегодня умываться, и я неловко себя чувствую. Что, чистая? Удивительно. Наверное, говоришь из вежливости . Тебе, наверное, тоже не хотелось сегодня умываться, и у тебя шея тоже грязная".

Такой намёк девочка уж точно поймет, да и обижаться ей на тебя будет не за что.

Но существует и такая правда, которую не стоит говорить вообще. Если, например, у Даши кривые ноги, не стоит ей об этом напоминать. Наверняка, она и сама это знает и переживает по этому поводу.

Вывод такой: правду в глаза следует говорить тогда, когда это как-то поможет устранить недостатки, и делать это тактично.

Если же ничего нельзя изменить, то горькая правда будет всего лишь напоминанием о неприятном факте. А зачем это нужно?

Неудачные шутки

Под партой у Юли ты нашел (нашла) записку. Что это там ей пишут??? Ну-ка посмотрим... Нет, это она сама кому-то пишет: "Вова, ты самый классный мальчик в школе и ты мне очень нравишься, давай дружить. Юля". Хм, интересно, о каком Вове идет речь? Неужели о том конопатом очкарике из параллельного класса? Вот это сенсация - Юлька влюбилась! Найденную записку ты зачитываешь всему классу. Все смеются до упаду. И в этот момент входит Юля. Конечно, её это очень задело. "Это потому, что у неё совсем нет чувства юмора", - убеждаешь ты себя.

Позже выяснилось, что чувством юмора не обладает и Наташа: в её отсутствие кто-то съел яблоко, которое она принесла из дома, и засунул обратно в портфель огрызок. Петя, у которого перед уроком спрятали тетрадь с домашним заданием, также не смог должным образом оценить шутку.

ПОМНИ: оскорбительные, ехидные, обидные шутки - это уже не шутки, обыкновенное хамство.

Дневники, письма, содержание школьного портфеля и карманов - это личная собственность, к которой без позволения владельца прикасаться нельзя!

Не единственная, но неповторимая

(для девочек)

Наиболее распространенная ошибка, которую совершают девочки - твои ровесницы, это стремление подражать кому-то, будь то звезда Голливуда или же более удачливая и обаятельная одноклассница. Порой это доходит до смешного: например, когда девочка старательно копирует разговор, жесты, манеру поведения, стиль одежды любимой героини сериала, которая в два, а то и в три раза старше неё. Нет ничего комичнее, чем девяти-десятилетняя девочка, ведущая себя и разговаривающая как взрослая женщина.

Да и одноклассница, которой "посчастливится" стать для тебя эталоном для подражания, наверняка будет не в восторге. Только представь, что кто-то вдруг будет одеваться как ты, говорить и думать как ты. У тебя возникнет ощущение, что тебя всё время пародируют, передразнивают. Будешь ли ты после этого с симпатией относиться к своему непрошенному "двойнику"?

Нет ничего более ценного, чем индивидуальность человека: только представь, как было бы скучно и неинтересно, если бы все люди на свете были одинаковыми. И очень глупо, да и совершенно незачем обезьянничать, подражая кому бы то ни было. Зачем стараться выглядеть другим человеком? Ведь всем известно, что лучше плохой оригинал, чем хорошая копия.

Не лучшую услугу оказывает девочкам или мальчикам и стремление быть как все, боязнь проявить индивидуальность и непохожесть. За этим обычно скрывается страх: "а вдруг меня не примут таким, какой я есть, уж лучше буду незаметным - так спокойнее".

Не надо бояться быть самим собой, проявлять свои способности и таланты: окружающие оценят это, и уж конечно никто не вздумает смеяться над тобой из-за того, что ты, например, лучше всех рисуешь или превосходно играешь на пианино.

Чтобы заслужить уважение одноклассников и чтобы им было с тобой интересно, вовсе необязательно изображать из себя кого-то, кем ты на самом деле не являешься - у тебя ведь есть свои собственные таланты и достоинства.

Лучше быть открытой, веселой и естественной - БУДЬ САМОЙ СОБОЙ!

О дразнилках и прозвищах

Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. На переменке, например, запросто можно услышать что-то вроде: "Эй, Лимон, иди сюда и скажи Фингалу, что его ждет Кабан". Со стороны это звучит смешно и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.

Опасность всяких кличек и дразнилок заключается в том, что таким образом человеку как бы навязывают какие-то качества. То есть окружающие заранее ожидают от него определенного поведения: например, Фингал - обязательно задира, Ботаник - зубрила, зануда.

Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания. Например, если все тебя называют Злюкой или Ягой, то новые знакомые, слыша такое твое прозвище, заранее, ещё не узнав тебя как следует, сделают вывод о том, что ты злая и вредная и вряд ли захотят познакомиться с тобой поближе.

Почему же ребята дают друг другу обидные прозвища? Причин может быть несколько. Иногда, таким образом пытаются самоутвердиться, как бы сказать: "вот такой Петя плохой, Сережа глупый, Маша смешная, один я - умный и хороший". Чаще всего дразнильщиками становятся именно те ребята, которые сами до ужаса боятся стать объектом насмешек. Привлекая внимание окружающих к недостаткам какого-нибудь мальчика или девочки, они надеются таким образом отвлечь внимание от собственных недостатков: "Пусть все дразнят Лиду, потому что у неё длинный нос, авось не заметят моих кривых зубов".

Или же причиной становится зависть: "Миша учится лучше всех? Так значит, он Ботаник или Очкарик. Таня очень симпатичная девочка и к тому же модно одевается? Назовем её Фифой, чтоб не задавалась". В этом случае дразнильщики, чувствуя, что ты их в чем-то превосходишь, пытаются таким образом как бы обесценить твои достижения или преимущества. На самом деле они понимают, что ты лучше, умнее, успешнее их, вот и злятся.

Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?

Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

И последнее: а не приходилось ли тебе самому (самой) издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал(а), если кто-то стал тебя дразнить и оскорблять.

Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе!

законопослушных" учеников, здесь обитают ещё и забияки, нарушители общественного спокойствия, не желающие ни с кем считаться и подчиняться каким-либо правилам, - словом, хулиганы. Нередко такие личности навевают ужас не только на учащихся школы, но даже на учителей, и бесчинства их тоже иногда заходят слишком далеко. Например, нередко случается так, что хулиганы бьют младших ребят, отбирают у них деньги.

Как правило, своими жертвами хулиганы выбирают тихих и робких ребят, которым не удаётся найти общий язык с одноклассниками и которые держатся поодиночке, так что вряд ли смогут дать обидчикам достойный отпор. Чаще всего такому террору подвергаются мальчишки-младшеклассники, хотя вообще-то объектом внимания этих лоботрясов может стать любой.

Хорошо, если тебе такая ситуация не знакома и в твоей школе все ребята живут мирно и дружно, а старшие помогают младшим. А может быть, старшеклассники и учащиеся младших классов просто не общаются друг с другом - ну нет у них общих интересов и существуют они как бы в параллельных мирах? Такое тоже нередко случается.

Ну а если тебе не посчастливилось, и хулиганы просто прохода не дают, то нужно срочно применять какие-то меры.

Конечно, тебе не удастся силой заставить обидчиков отстать, и драку с ними ты не полезешь. Но есть и другие не менее эффективные способы защитить себя от нападок и унижений. Какой из них выбрать, зависит от ситуации и степени нахальности обидчиков: одно дело - принять меры для усмирения не в меру разбушевавшегося озорника из параллельного класса, который обзывается, дергает девчонок за косички, и совсем другое - обуздать великовозрастного хулигана-старшеклассника, который уже состоит на учете в детской комнате милиции и терроризирует всю округу, включая учителей.

Один из вариантов защиты, к которому прибегнуть легче всего, - это пожаловаться своим родителям или призвать на помощь старшего брата. Однако существенный недостаток этого способа в том, что ни родители, ни старший брат не смогут защитить тебя от хулиганов раз и навсегда. Ведь для этого им пришлось бы находиться с тобой рядом каждую минуту, а это все-таки невозможно. Значит, нужно искать другое решение проблемы.

Например, научиться правильно общаться со сверстниками и старшими ребятами. Если в своём классе ты не пользуешься популярностью и постоянно держишься вдали от сверстников, в одиночестве, это тоже делает тебя лёгкой добычей хулиганов. Постарайся найти общий язык с ребятами-одноклассниками. Тогда и на переменах ты будешь в окружении ребят, и домой не придется возвращаться в одиночестве. Поверь, хулиганы, которые кажутся тебе злобными и всемогущими, по натуре трусы и поостерегутся подходить к компании ребят, пусть даже младших, - им легче справится с одиночкой.

А главное - ты сам (а) должен(на) поверить в то, что сможешь противостоять хулиганам. Они чувствуют твой страх и беззащитность , и это ещё больше их раззадоривает.

Ещё один способ защитить себя - пожаловаться учительнице. Если же она не в силах помочь (нередко учителя, в особенности женщины, сами остерегаются связываться с великовозрастными хулиганами), обратись к директору школы или пусть твои родители сделают это. Директор в свою очередь может провести беседу с нарушителями порядка или же вызвать их родителей. Ведь даже самые грозные с виду хулиганы - это самые обыкновенные ученики, и какими бы взрослыми и нахальными они не выглядели, они тоже боятся учителей, директора школы, взбучки от родителей.

Можешь использовать любой из способов защиты: пожаловаться родителям или учителям, обратиться к директору школы... всё что угодно, можно применить даже несколько способов сразу, только ни в коем случае не допускай, чтобы тебе было страшно находиться в школе, выходить на улицу, чтобы тебя унижали и обижали!

В особо сложных случаях, когда ни один из вышеперечисленных способов не действует, твои родители могут даже обратиться в милицию, особенно если проступки хулигана приобретают характер преступных действий и серьёзно угрожают здоровью окружающих: например, если хулиган отнял у тебя мобильник, плеер или другую дорогостоящую вещь, если толкнул или ударил так, что ты получил(а) серьёзную травму, если он заставляет тебя силой или при помощи запугиваний делать что-то такое, что тебя унижает и оскорбляет.

Конечно, хулиганы непременно угрожают расправой, если их жертва кому-нибудь пожалуется, но не стоит поддаваться такому запугиванию, ведь в таком случае они поймут, что с тобой вообще можно делать всё что хочешь, и безнаказанно. Этого ни в коем случае нельзя допускать - чем дальше, тем труднее тебе придется, ведь если малолетние злодеи почувствуют, что им всё сходит с рук, они вообще житья не дадут. Поэтому при первой же попытке со стороны хулиганов обидеть тебя не молчи, расскажи обо всём: родителям, учительнице - это не ябедничество, а попытка себя защитить. Во всяком случае, получив взбучку от учителей, родителей, а то и самого директора, хулиганы наверняка предпочтут в следующий раз не связываться с тобой и поискать более беззащитную и безответную жертву.

На сегодняшний день вопрос о том, как найти общий язык с одноклассниками приобрел форму проблемы коммуникации среди учащихся.

Это стало одной из самых актуальных тем, так как по данным исследований, проводимых психологами школ, более 50% учеников не могут найти общий язык со своими одноклассниками.

Общение со сверстниками очень важная часть познания мира и самопознания.

Каждый человек индивидуален, он обладает своим внутренним миром, ему присущи свой характер и свои особенности. Это важно помнить и учитывать при общении со сверстниками.

Общение-это искусство и не у всех получается наладить контакт с окружающими людьми, а, тем более, завести друзей. Школьникам еще сложнее, так как дети склонны выражать эмоции более ярко, полно, четко и менее склонны к гибкости в общении. Это осложняется еще и тем, что часто дети бывают жестоки по отношению к окружающим, а особенно если чувствуют, что товарищ слабее. Таким образом, они поднимают свою самооценку, зачастую не думая о чувствах окружающих.

Непринятие коллективом очень тяжело переживается детьми, так как это их основной круг общения и интересов, основная возможность самореализации и признания, принятия их социумом. Непринятие в свой коллектив может выражаться группой как игнорированием, так и физическим насилием. Такое негативное отношение со стороны значимых для ребенка людей оказывает травмирующее действие на его психическое состояние.

Для того, чтобы ребенок благополучно влился в школьный коллектив, был принят одноклассниками и нашел друзей, необходимо быть интересным окружающим. Чтобы тебя принимали, нужно и самому учиться принимать людей, с их характером и особенностями.

Адаптация в коллективе во многом зависит от самооценки ребенка, чем более она адекватна, тем ему проще найти общий язык с членами коллектива.

Дети очень открыто выражают свои эмоции и чувствуют фальшь. Поэтому не стоит пытаться заслужить внимание одноклассников лестью и заискиванием, это никому не понравится и даст совершенно противоположный результат.

В случаях, когда дети проявляют вербальную агрессию в виде обзываний, обвинений, оскорблений, тем самым пытаясь унизить собеседника и поднять свою самооценку за его счет, следует стараться уйти от контакта такого рода и ни в коем случае не вступать в словесные перепалки, поскольку победа уже изначально на стороне нападающего.

Говорить нужно спокойно, уверенно, четко выражать свои мысли и желания.

Окружающим должно быть интересно общаться с ребенком, поэтому нужно расширять круг интересов по средствам посещения различных кружков, секций. Таким образом, у ребенка расширится кругозор, ему будет чем заинтересовать коллектив и о чем поговорить. Так же это позволит ему общаться не только со своим классом, но и найти друзей по интересам.

Для того чтобы уметь поддержать разговор с одноклассниками, необходимо узнать чем они интересуются и попробовать тоже поинтересоваться этим, тогда будет о чем поговорить на переменках.

Необходимо развивать ребенка в разных направлениях, тогда ребенок и сам сможет задавать темы для разговоров и быть интересным коллективу.

Еще одна составляющая конструктивного общения это гибкость. Не стоит быть слишком категоричным, следует проявлять лояльность по отношению к одноклассникам, но при этом быть устойчивым и отстаивать свое мнение.

Организация совместной деятельности очень сближает. Поэтому стоит заняться общим делом или устроить совместный досуг, провести время вместе и желательно за пределами школы и класса, это позволит каждому ребенку показать себя с новой стороны и быть интересным одноклассникам.


Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.



Дружба Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице




Шабалина Мария Александровна Я думаю, что школьная дружба, это самая крепкая дружба, потому что она на всю жизнь. Её очень важно не потерять. То есть расстаться со школьными друзьями после 9 или 11 класса, и потом с ними встречаться, общаться, созваниваться и т. Д.




Школа - это не только постоянный поток новых знаний, то и настоящие испытание на прочность, в том числе испытание дружбой. Каждый дружит по разному: для кого - то друг - это человек, с которым весело и приятно провести время, для другого - тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «от­ветственной зависимости», и для личных отношений между од­ноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений - деловых и личных -развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно со­знательно строится педагогами, воспитателями. Они определя­ют структуру деловых отношений, намечают, кто какую обще­ственную работу должен выполнять, когда и в какой форме от­читываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается из­нутри, стихийно.

В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут отве­тить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т.д. Этот процесс длится весь пер-


вый месяц, а то и больше. Характерно, что первоклассники по­началу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществля­ется через педагога. Первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница». По­степенно педагог приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. Постепенно дети начи­нают все больше осознавать себя частью какого-то целого, не учениками вообще, а учениками, скажем, 1 «А» класса, где учительница Галина Григорьевна.

Теперь позиция школьника может быть охарактеризована сло­вами: «Мы и наша учительница». Появляется гордость за свой класс, стремление украсить как можно лучше его помещение, добиться для своего класса почетного места в школьных сорев­нованиях. Эти первые ростки коллективизма необходимо ук­реплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспо­собной структуры. Для этого необходимо разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения.

Наиболее жизнеспособная величина первичного коллекти­ва - это 5-7 одноклассников, сплоченных вокруг интересую­щего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возмож­ность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно в целях выработки умения самостоятельно решать воз­никшие перед коллективом задачи. Опыт показывает, что уже первоклассники способны выполнять многие общественные по­ручения, например такие, как дежурство по классу, работа са­нитаров, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответ­ственность за ведение календаря природы, работа в редколле­гии стенгазеты и т.д.

В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одно­го задания. В этом случае школьники приобретают опыт рас­пределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой груп­пы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладе­вают навыками совместной организационной работы, из них вы­деляется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабаты­вается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.


В связи с этим коллективные отношения детей усложняют­ся; возникает группа, выступающая как своеобразное ядро кол­лектива, - появляется актив.

Выделение актива - очень сложный и противоречивый про­цесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из кол­лективистских побуждений, из желания действительно прине­сти пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельнос­ти отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам кол­лектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упря­мятся, капризничают.

Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «про­фессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себя­любия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.

При отсутствии соответствующей воспитательной работы от­ветственность перед коллективом не возрастает у детей. В ре­зультате экспериментов выяснилось, что, когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в ящик), они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50-60%, когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения зна­чительно возрастает и достигает 70-80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90- 98%. Чтобы повысить чувство ответственности, общественная ра­бота в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособ­ные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без ру­ководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети на­столько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся кол­лективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность И специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. До­стигается это и всей системой воспитательной работы, и специ­альными тренировочными заданиями. Сначала учитель подчер­кивает: «Это дело вы будете выполнять сами, без меня. Посмот­рим, как вы справитесь». Потом надобность в таких напоминаниях отпадает. Воспитание самостоятельности требует наблюдатель­ности и такта.


Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особен­ности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и роди­телей, не занимало большого места в их жизни. У других обще­ние с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В 5-ом классе происходит резкий перелом, обостряется же­лание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с ус­тановлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в струк­туре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в актив­ном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, от­мечает Т.В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятель­ностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с дру­гой - реализуется в форме размышлений о поступках товари­ща и взаимоотношениях с ним. Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте по­требность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

В основе развития взаимоотношений в группе лежит потреб­ность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубо­кие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодина­ково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микро­среда. Каждый член группы занимает особое положение и в си­стеме личных, и в системе деловых отношений.

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоцио­нальной сфере ребенка и не всегда отчетливо осознаются. При­мерно треть мотивировок имеют деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и ока­зать помощь в учебе. Также встречаются мотивировки, отража­ющие такие качества одноклассника, как наличие разнообраз­ных навыков и способностей.


Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе. Оказалось, что младшие ученики относительно редко выдвигают в каче­стве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрас­те это, напротив, довольно распространенный мотив. У подрост­ков выявлены следующие мотивы:

1. Указание на нравственно-психологические черты личнос­ти: «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый» и т. д. При этом характерно, что в хорошо организованном классе мотивы, основанные на оценке личности одноклассника, встречаются чаще: члены высокораз­витых коллективов отличаются более высоким уровнем требова­тельности друг к другу.

2. Указание на конкретные навыки, умения и способности товарища («хорошо поет», «хорошо рисует» и т. п.).

3. Указание на потребности внутреннего общения («вместе меч­тать», «вместе строить разные планы в жизни»).

Дети отвергают друг друга по вполне конкретным причинам: среди младших школьников наиболее распространены такие, как: а) драчливость; б) плохое поведение; в) «дразнится»; г) «обижа­ет слабых»; д) неприятные привычки, неопрятность. Отказыва­ясь выбирать детей с эгоистической мотивацией, учащиеся го­ворили: «заботится только о себе», «любит командовать», «оби­жает слабых», «бережливый для себя», «не хочет участвовать в общем деле», «любит только себя» и т. п. Это говорит о том, что положение ребенка в системе личных отношений детей зависит от преобладающей мотивации его поведения, от направленности его личности.

В шестых классах появляются мотивировки морального ха­рактера: а) лень, уклонение от труда; б) лживость; в) нечест­ность; г) завистливость. При этом осуждение по моральным мо­тивам чаще встречается в классе с более высокой организацией.

Положение человека в группе зависит, во-первых, от его лич­ностных качеств и, во-вторых, от характерных особеннос­тей той группы, относительно которой измеряется его поло­жение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусло­вить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе (А.И.Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.). Не­редки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое по­ложение в классе, при переходе в другую школу или даже па­раллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценива­лись как положительные (стремление хорошо учиться, принци-


пиальнсть, вежливость и т.д.), в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем. Ре­альное положение ученика в коллективе зависит от внутрен­них свойств личности, от внешней реакции коллектива, от мнения учителя.

Оказывается, для того чтобы завоевать благоприятное поло­жение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многи­ми яркими особенностями; для того же чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных, детей, достаточно обла­дать одной-двумя отрицательными чертами. Вот уж поистине ложка дегтя портит бочку меда!

Существует ли связь между успеваемостью и положением уче­ника в коллективе?

Обнаружилось, что почти половина детей во всех классах за­нимает в системе личных взаимоотношений положение, не со­ответствующее их успеваемости.

Показательно, что школьников, занимающих высокое поло­жение, несмотря на низкую успеваемость, значительно больше в шестых классах, чем в третьих. Видимо, это связано с тем, что для подростков успеваемость одноклассника не просто менее су­щественна в плане личных взаимоотношений, но зачастую явля­ется отрицательным, отталкивающим фактором.

Экспериментальные данные дают наглядное представление о том. что плохая успеваемость ученика была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одноклассников (70-80% всех отказов отдано отстаю­щим, плохим и посредственным ученикам).

Н. Гронланд в своей монографии «Социометрия в классе» пишет, что для педагогов социометрические результаты часто оказываются неожиданными. Даже самые лучшие учителя ошибаются в оценке взаимоотношений между учениками. Характерно при этом, что на точность суждений не влияют ни число учеников, ни преподавательский навык.

Основная причина ошибок учителя - несовпадение внешней структуры группы, на которую он прежде всего ориентируется, и внутренней, которая отражается в эксперименте.

Н. Гро нланд отмечает, что педагоги часто переоценивают по-ложение тех, кто им больше нравится. И напротив, положение тех, кто им неприятен, кто плохо приспособлен к школьной жиз­ни, недооценивается. Очевидно, что суждения учителей ни в коей мере не могут заменить социометрических экспериментов.

Указать круг привязанностей ученика в классе на основании даже длительного знакомства с ним составляет очень трудоем­кую задачу для педагогов.


Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотно­шений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в детском коллек­тиве. Конечно, в каждом отдельном случае необходим глубоко индивидуальный подход, поэтому весьма опрометчиво предла­гать какие-то стандартные рецепты. Попытаемся наметить хотя бы общее направление нормализации отношений изолированно­го ребенка в группе.

Первый шаг - это изучение причин неблагоприятного поло­жения ребенка. Педагогу прежде всего надо проанализировать, продумать свое личное отношение к нему. Нередко воспитате­ли, сами того не подозревая и не желая, ухудшают положение ребенка. Отношение педагога к детям, особенно в младших классах, влияет на их отношения друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Недопустимы замечания, которые относятся к личности воспи­танника: «Ты вообще лентяй», «Ты тянешь класс назад», «Ты всегда всем мешаешь». Недопустимы призывы, обращенные ко всему классу: «Не дружите с Галей!» - и т.п.

Отрицательно влияют на положение ученика не только заме­чания такого рода, но и неумеренное захваливание. Особенно если это захваливание сопровождается противопоставлением: «Петя вот какой хороший, не то что ты». Подобные противопос­тавления иногда приводят к тому, что объективно хорошие дети, дети-активисты, к немалому удивлению педагогов, оказывают­ся в психологической изоляции.

Необщительного ребенка надо попытаться подружить,с одно­классниками. В исследованиях по психологии дружбы предла­гаются такие пути: 1) привлечь ученика к интересной деятель­ности; 2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит его положение; 3) постараться пре­одолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчи­вость), которая чаще всего оказывается причиной (и, конечно, следствием) психологической изоляции; 4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, помогать побороть чрезмерную застенчивость (хороших результатов можно добиться и различными косвенными мерами; например, иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные свер­стники).

Самое важное - уметь наладить контакт ученика с педаго­гом. Дети должны увидеть, что учителя внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся. Очень важно создать в классе атмо­сферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.


Приложение к главе 6. Психологические методики

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

При проведении социометрии со студентами вуза можно вос­пользоваться инструкцией, задающей общий социометрический критерий примерно следующего содержания.

«Уважаемые товарищи! Ваша группа создана недавно, при ее формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, веро­ятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От ис­кренности полученных ответов будет зависеть состав вновь орга­низуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

Вопросы следующие:

1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в соста­ве вновь организованной группы? Укажите 3-5 фамилий та­ких товарищей.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?

3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?

4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет? При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечиваю­щих надежность получаемых результатов:

1) нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали, самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить людей с ответами, переходите от отве­та на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;

3) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания ни­кого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.

Результаты, получаемые при помощи социометрической ме­тодики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонта­ли и по вертикали которой в одном и том же порядке перечис-


лены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние стро­ки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сде­ланных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматривае­мым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; циф­ра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вто­рым, и т. д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в даль­нейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения - синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого чело­века проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.

Социометрическая матрица

Ф.И.О. Иванов Петров Сидоров ... ВС TIC OB
Иванов О
Петров
Сидоров О 1 2
Обозначение показателей
вп
on
OR
ОС
BR
во

В итоговых нижних строках и правых столбцах используют­ся следующие обозначения:

ВС - количество выборов, сделанных данным человеком; ОС - количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП - сумма выборов, полученных данным человеком; ОП - сумма отклонений, полученных данным человеком; ОВ - количество ожидаемых выборов; 00 - количество ожидаемых отклонений; ВВ - количество взаимных выборов; ВО - количество взаимных отклонений.


В нижние строки матрицы заносятся результаты о количе­стве полученных выборов (независимо, в какую очередь - 1-, 2-, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклоне­ний, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и откло­нений.

В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожи­даемых данным лицом выборов и отклонений.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеря­ет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, еш относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к ка­тегории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».

С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебре­гаемых» используют некоторые методы статистического анали­за. В ходе статистического анализа полученного первичного ма­териала устанавливают критические значения количества вы­боров, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асиммет­ричны и аппроксимируются биноминальным законом распреде­ления. Экспериментальная ситуация социометрического обсле­дования весьма близка к ситуации последовательных дихото­мических выборов.

Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:

где X - критическое значение количества V(M) выборов; t - поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпири­ческого распределения от теоретического; Ъ - среднее откло­нение; М - среднее количество выборов, приходящихся на од­ного человека.

Коэффициент (определяется по специальной таблице на ос­нове предварительного вычисления другого коэффициента Од,


свидетельствующего о степени отклонения распределения выбо­ров от случайного):

где р - оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q - оценка вероятности оказаться отвергнутым в данной груп­пе; b - отклонение количества полученных индивидами выбо­ров от среднего их числа, приходящегося на одного члена груп­пы, и, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:

р г п = 1 - р

N~\ где N - количество участников в группе; М - среднее количе­ство выборов, полученных одним участником. М вычисляется при помощи формулы:

где d - общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Ъ определяется по формуле:

Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу из 31 человека, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов.

Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одно­го человека в группе:

30 Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:

30 Вычислим среднее-Kвно отклонение: к=адратx0,еx(l-0,3).

Посчитаем коэффициент асимметричности:


Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведе­ны значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой - для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:

р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

Таблица

Значения по Сальвосу

Коэффи­ циент асиммет­ричности, Од Вероятность. ошибки, Р Коэффи­циент асиммет­ричности, Од Вероятность ошибки, Р
0,05 0,01 0,001 0,05 0,01 0,001
0,0 -1,64 -2,33 -3,09 0,0 1,64 2,33 3,09
0,1 -1,62 -2,25 -2,95 1,67 L2,40 3,23
0,2 -1,59 -2,18 -2,81 0,2 1,70 2,47 3,38
0,3 -1,56 -2,10 -2,67 0,3 1,73 2,54 3,52
0,4 -1,52 -2,03 -2,53 0,4 1,75 2,62 3,67
0,5 -1,49 -1,95 -2,40 0,5 1,77 2,69 3,81
0,6 -1,46 -1,88 -2,27 0,6 1,80 2,76 3,96
0,7 -1,42 -1,81 -2,14 0,7 1,82 2,83 4,10
0,8 -1,39 -1,73 -2,00 0,8 1,84 2,89 4,24
0,9 -1,35 -1,66 -1,90 0,9 1,86 2,96 4,39
1,0 -1,32 -1,59 -1,79 1,0 1,88 3,02 4,53
-1,28 -1,52 -1.68 1,1 1,89 3,09 4,67

Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16; а есть толь­ко значения ОД и 0,2; то выберем поправочные коэффициенты; находящиеся между этими табличными значениями.

Для О д = ОД поправочный коэффициент составит (-1,62), а для О = 0,2 - (-1,59). G учетом того, что реальное значение О =0,16; возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).

Проделав подобную операцию и в правой части таблицы; по­лучим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для О = ОД и О д = 0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в ^формулу значение t из правой части таблицы:

Х в 2,51 = 13,24.

Для определения нижней границы доверительного интервала испрльзуем значение ^взятое из левой части таблицы:

о -Л h t, hi =


В связи с тем, что количество полученных выборов - это все­гда целое число, округлим полученные значения до целых чи­сел. Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изучен­ной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, - низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более чем на 5%.

Если допускать ошибку в 1%, то из таблицы значения t бе­рем иные:

X = 9,0 + 3,32x2,51 = 17,33;

х нижн>9>0 -2,84x2,51 =1,87.

Округлим до целых чисел: Х верхн = 18; Х нижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более чем на 1%, можно утверж­дать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус-у испытуемых, получивших мень­ше двух выборов.

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в де­талях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибега­ют к социограммам.

Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Пер­вые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующе­го исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональ­ная социограмма и социограмма-мишень.

На конвенциональной социограмме (см. рис.) индивиды, со­ставляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединен­ных между собой стрелками, символизирующими социометри­ческие выборы или отклонения. При построении конвенцио­нальной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким об­разом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходи­мо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если ин­дивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединя­ющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.


младшие


женский пол

взаимные


Социограмма-мишень, изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учиты­вающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограм­мы - это «звезды». Индивиды, количество выборов которых не



Индивидуальные социограммы лидера (А) и изолированного (Б):

■4------- - взаимные выборы;

-------- - односторонние выборы;

■4- - - - ожидаемые взаимные выборы; - - > - односторонние ожидаемые выборы.

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет с. -циометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количе­ству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом


углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выбо­ры, которые сделаны им и адресованы ему.



Карта-монограмма

- 4. Гаврилова

аврил

5. Денисов


В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Вот примеры типичных социометрических связей:

1. Взаимные:

а) парные - когда индивид находится во взаимных отношениях
не более чем с одним членом группы;

б) групповые - включающие взаимные выборы с двумя и более
членами группы.

2. Односторонние:

а) изолированные - сам индивид выбирает других, а его не
выбирает никто;

б) блуждающие - индивида выбирают одни члены группы, а
сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные - индивиду отдают предпочтение, а сам он ни­
кого не выбирает.

Социометрические данные можно представить в виде индек­сов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную инфор­мацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно по­лучить при помощи шести индексов, оценивающих количество:


1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выбо­ров; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) вза­имных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, -, +, -» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в-группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К) своим положением в группе:

число взаимных выборов число выборов, сделанных данным человеком *

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим челове­ком, то К = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а ста­тус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у од­ного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о. персональном положении каждо­го члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характери­зуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ>. УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Сред­ний уровень благополучия группы фиксируется в случае при­мерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренеб-регаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим: показателем считается «индекс изо­ляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.

Изучение психологическогоклиматаколлектива


Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда;