Конструирование в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Конструирование в детском саду по фгос

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское конструирование.

Другим видом конструктивного творчества является конструирование.

Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов .

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из строительных наборов.
  • Конструирование из конструкторов.
  • Конструирование из природного материала.
  • Конструирование из бросового материала.
  • Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):
  • оригами;
  • объемное бумажно-картонное моделирование.
  • Реалистичное конструирование.
  • Стилизованное.
  • Абстрактное.

По характеру деятельности детей:

  • Индивидуальное.
  • Коллективное.

По назначение:

  • Конструирование, имеющее практическое назначение.
  • Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Нужно отметить, что материала, относимые к таким видам как бумага, природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфичные только для конструирования материалы - это строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования:

  • Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление постройки (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать).
  • Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения определённых видов построек).
  • Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приёмы конструирования:

  • закрепление частей на основе
  • соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
  • приклеивание (обучение с раннего возраста);
  • заклеивание
  • склеивание (обучение с младшей группы);
  • пришивание
  • прокалывание (обучение со старших групп);
  • закручивание (обучение со старших групп);
  • зажимание (обучение со средней группы);
  • сминание (обучение с раннего возраста);
  • сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
  • сложение (обучение с младшей группы);
  • разворачивание (сворачивание);
  • скручивание (раскручивание);
  • обматывание (обучение со старших групп);
  • примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала , дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы , в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Особенности обучения конструированию в разных возрастных группах.

Ранний возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).
  2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
  4. Учить выделять геометрические формы в знакомых объектах.
  5. Познакомить с приёмами, используемыми в конструировании.
  6. Учить экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок.
  7. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины).
  8. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие:

  1. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
  2. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  3. Способствовать развитию внимания, памяти.
  4. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
  2. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.

Особенности обучения.

Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. Важно активизировать все анализаторы, с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с 1-го года, дети способны идентифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельствует о том, что объемные геометрические тела, не только могут предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но объектом изучения. Умение выделять форму, а в последующем и называть её облегчает процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет вести подготовку в двух направлениях: ознакомление с формами и формирование умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определённых форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки. Больше времени остаётся на сам процесс творческого конструирования. Не стоит облегчать то, что и так просто. Как показывает практика, в игре дети приобретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы всё время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но при этом мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чём они так нуждаются. Зачастую чтобы уложиться во времени, отведённом на занятие, мы стареемся сократить до минимума деятельность ребёнка, а это кардинально неверный подход. Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то умение ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) первоначально будет иметь корявый вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребёнок прошёл. И здесь важно подчеркнуть его достижения, указав на перспективу дальнейшего движения.

☺ Лиза (1 г 4 мес.) создавала «Радостную гусеницу», для этого она использовала мятые комочки бумаги, которые нужно было располагать друг за другом, скрепляя их между собой. Сначала её тяжело давалось сминать бумагу в комок (лист бумаги всё время расправлялся, и получить единую форму не удавалось). Педагог предложил ей слегка намочить руки и только потом катать комки из бумаги, также как это делается с пластилином. В результате Лизиных стараний детали для гусеницы были готовы. Когда комочки были соединены, возникла другая проблема: глазки Лиза приклеила в разных местах (на первом звене и на последнем). Мама Лизы тут же устремилась помочь дочке: приклеить за неё, чтобы всё было аккуратно. Но объяснив маме о нецелесообразности такого поступка, педагог совместно с девочкой нашли выход: приклеили еще по одному глазу на каждое звено и разделили гусеницу на две части. Таким образом, получились две маленькие гусенички. Лиза была так рада тому, что у неё получилась не одна большая гусеница, а две маленькие, которые она сделала сама. После занятия она побежала показывать свою поделку маме, гордо хлопая себя в грудь, как бы показывая, что это она сама смогла сделать.

Данный пример показывает, что когда ребёнок достигает сам нужного результата при косвенном руководстве со стороны педагога, то умение приобретаемое малышом на занятии становится часть конструктивно-изобразительного опыта. Даже если занятие проходит с подгруппой детей, нужно стремиться не минимизировать их деятельность, а продумать её организацию, при которой дети могут, выполняя не сложные по характеру действия, создать простую конструкцию (поделку). Важно акцент ставить на приёмах и техниках, вариации которых расширяют содержательную и техническую стороны продуктов детского конструирования.

Младший дошкольный возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), их свойствами и выразительными возможностями.
  2. Познакомить с объёмными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определённую конструкцию.
  4. Учить выделять, сопоставлять геометрические формы друг с другом.
  5. Продолжать знакомить с приёмами и техниками, используемыми в конструктивной деятельности.
  6. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие:

  1. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  2. Способствовать овладению конструктивными умениями: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения.
  3. Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: конструкция, архитектура, схема.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию.
  2. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.
  3. Воспитывать умение выполнять коллективную работу.

Особенности обучения.

В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать помимо репродуктивного метода, основанного на повторении детьми орудийных действий педагога, но и частично-поисковый, эвристический методы, позволяющие детям самостоятельно преобразовывать имеющийся опыт в новые ситуации. Безусловно, младшие дошкольники ещё пока не способны без помощи полностью реализовывать собственные замыслы, поскольку, во-первых, их замыслы не стабильны, во-вторых, конструктивно-изобразительный опыт не велик. Однако возможность выбора материала, приёма, содержания конструктивного образа формирует у детей творческое начало, проявляющееся на первоначальных этапах в умении придавать своей постройке индивидуальный характер.

При создании из строительного набора гаража для машины, можно показать малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи, нужные для каждой отдельной машины. Для этого необходимо использовать детали из самоклеющейся бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д., пуговицы, пробки от пластиковых бутылок для сооружения дополнительных конструктивных элементов: замки, ручки, карнизы и т.п.

В младшей группе дети не только пытаются создавать самостоятельно постройки, но активно включать их в игру.

Конструирование относится к тем видам деятельности, которое в содержательном плане создаёт наиболее благоприятные условия для развития коллективного творчества. Например, при подготовке оформления, подарков к праздникам, атрибутов для сюжетных игр, спектаклей, пособий для занятий по математике, ознакомлению с окружающим миром, построек в уголок природы и т.д. Таким образом, дети, начиная с младшей возрастной группы, приучаются участвовать в организации среды, в которой они живут, пока находятся в дошкольном учреждении. Это положение оказывает огромное влияние на детей, поэтому в содержательном плане занятий по конструированию необходимо учитывать данный момент, чтобы реализовывать такие направления в развитии творчества как удовлетворение личных и общественных потребностей.

В возрасте трех лет появляется у детей желание проявить свою «самость». С этим также нужно считать, не стоит навязывать конкретный, запланированный вид конструкции только для того, чтобы решить определённую задачу по формированию отдельного умения. Конструктивное умение и содержание постройки, конечно взаимосвязаны, но не статичны по своей сути. Это закладывает принцип вариативности в процесс обучения, который даёт некую свободу, как ребёнку, так и педагогу. Не никакой разницы на примере какой постройки малыш усвоит нужный приём. Главное, что он овладеет им, для того чтобы дальше им пользоваться самостоятельно.

В рамках обучения конструированию из бумаги дети овладевают приёмам сгибания бумаги в различных направлениях (по вертикали, по горизонтали, по диагонали, двойное сложение). Это даёт возможность расширения содержательной стороны детских конструкций.

Средний дошкольный возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Закреплять умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструктивных образов.
  3. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
  4. Продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  5. Учить видеть образ в геометрических формах.
  6. Учить использовать различные приёмы и техники в процессе конструктивной деятельности.
  7. Продолжать учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных заготовок.
  8. Продолжать учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы при создании построек и поделок.
  2. Способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика).
  3. Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения.
  4. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: пропорция, масштаб, фактура, пластика, пропорция.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение руководствоваться словесным инструкциям педагога в процессе упражнений.
  2. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
  3. Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.

Особенности обучения.

В средней группе дети закрепляют имеющиеся у них конструктивные умения, на основе которых у них формируются новые. Так, умение составлять определённую композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать свою работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки. Это является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования как бумагопластика становится всё более актуальным. Наравне со строительными наборами бумага, благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее её преобразование развивает воображение у детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д. Вариантов использования конуса множество. Но для того, чтобы дети смогли преобразовать конус, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.

Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приёмах работы с бумагой, путём сгибания её в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести её к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности со стоны детей. Неровно сложенные углы не позволят получить им желаемый результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.

Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа, отображения стиля постройки). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребёнка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность ещё более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.

Конструктивная деятельность, благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. А именно, знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении.

Старший дошкольный возраст.

Задачи.

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  4. Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
  5. Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  6. Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
  7. Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  8. Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  9. Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
  10. Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  11. Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  12. Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  13. Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.
  3. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  5. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура, тектоника.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  4. Воспитывать умение совместно работать коллективно.

Особенности обучения.

Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок., обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и систематическом подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастной группе в качестве дополнительно средства могут уже использоваться такие как: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.

Природный материал позволяет создавать конструкции малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Художественный ручной труд.

Художественный ручной труд - это художественно-трудовая деятельность, которая состоит в изготовлении детьми художественно-эстетических, полезных поделок, необходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольников.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого детям нужно овладеть необходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов, реализующих творческие замыслы.

Собственные поделки, которые дошкольники в последствии активно используют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой деятельности, приобретают для них определённую ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней относятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд является важным средством развития личностных качеств дошкольника: стремление к трудолюбию, внимательность по отношению к окружающим, аккуратность, терпеливость, бережность и т.д.

Приёмы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

См. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по специальности 0308 «Дошк. воспитание» /Т.С.Комарова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.


Развитие воображения и детского творчества посредством использования различных видов конструирования.

Целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.
3. Развивать художественно-творческие способности детей.
4. Развивать эстетического восприятия художественного вкуса.
5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек.
6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала.

7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов.
8. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа.

Конструирование - это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Виды конструирования в детском саду:
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
Конструирование из строительных материалов:
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада. Я использую на прогулке – это песочные наборы, в зимнее время - это лопатки и ведра для строительства крепостей, горок.
В группе используем готовые настольные игры для конструирования и строительства: различные мозаики, шнуровки, маленькие деревянные кубики, бумажный конструктор, танграм и. д. Игры на полу: модульные кубики, большие деревянные, пластмассовые кубики, наборы: «Ферма», «Железная дорога» и т. д., они используются как самостоятельный вид материала для конструирования, могут использоваться совместно друг с другом (кубики и конструктор)


Конструирование из бумаги, картона, коробок (бросовый материал):
Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить материал (бумага, коробки, пенопласт, пластмассовые ложки, вилки, тарелки и. д.). В работе активно использую оригами (конструирование из бумаги)- поделка может использоваться как самостоятельная игрушка, так и в качестве праздничного подарка (открытка на новый год, 8 марта и т. д.)

Весь процесс требует умения измерять, верно складывать бумагу, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Так же в работе с детьми использую бросовый материал, например ложки, тарелки, коробочки и т. д. Соединяя с помощью клея или пластилина детали между собой (возможно соединение различных материалов между собой), дети получают интересные игрушки.
Конструирование из природного материала:
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего и песок, и снег, и вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, горку с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.


Я, используя в своей работе природный материал, знакомлю детей с его свойствами, они учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Из веток, коры, листьев, каштанов, шишек, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян и т. д., можно создать целые композиции. Создавая лесных животных и деревья, мы погружаем детей в мир игры.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат детской деятельности предназначается в основном для практического применения.

светлана рыжкова
Детское конструирование и формы его организации.

Детское конструирование и формы его организации .

Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов , изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.

Выделяют два вида конструирования - ТЕХНИЧЕСКОГО (из строительного материала, деталей конструкторов , имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала)

Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры) . Второй вид - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой .

Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования , способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой ; в младшем игра уже побудитель к конструированию . К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер дети создают несколько конструкций , объединённых одним сюжетом. Как известно, источник замысла это окружающая жизнь, её богатая палитра : разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего мира у большинства детей с задержкой психического развития, поверхностное : схватываются в основном внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводятся в практической деятельности. Именно поэтому задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по своему передавать в конструкциях , поделках. Моделирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах. Вот что становится основой детского замысла . Какова же задача педагога? Он должен учитывать особенности игры и конструирования , их взаимосвязь при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности . Итак, конструирование - это деятельность , в процессе которой развивается и сам ребёнок. Вот почему учёные- исследователи предлагают различные формы её организации . Наиболее известные, такие, как :

1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ . Разработано Ф. Фреблем. Его суть : постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция , при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей.

Таким образом, очевидно : конструирование по образцу , в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ . Разработано А. Н. Миреновой. Его суть : в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию , обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала.

Это достаточно эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем, чтобы воспроизвести её в своей конструкции . Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании модели , лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, сформированные на основе анализа , несомненно, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности . Значит, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу .

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ , предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер : без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование , но при условии, если дети имеют определённый опыт умеют обобщённо представлять конструируемые объекты , анализировать сходные по структуре : Опыт этого формируется прежде всего на занятиях по образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами.

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Earn детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.

5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить : замысел конструкции , его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника. Возникает вопрос : что может сделать воспитатель, чтобы деятельность эта протекала в русле поиска и творчества? Ответ один, формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах , умение владеть обобщёнными способами конструирования , искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее. Заметим : степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок) .

6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ . Его суть : на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу , с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания и умения детей.

7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ . Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть : первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий) ; последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции . В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции , исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок , глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции , соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.

Автор реализовал продуктивную идею каркасного конструирования в экспериментальном обучении строительству домиков разной формы , путём соответствующего пространственного расположения кубиков, образующих конфигурации оснований. В результате дети не только правильно воссоздают конструкцию целиком , но и учатся путём предварительного построения основы практически планировать конфигурацию будущей конструкции . Задачи такого типа, как доказывает автор, играют положительную роль в развитии у детей образного мышления. И это важно. Однако, на наш взгляд, они недостаточно отражают сущность каркасного конструирования , не реализуют в полной мере богатые возможности этой формы организации обучения .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ . «Строительный материал радует, развлекает, развивает. В последние годы, попадая в игрушечный магазин, Вы оказываетесь перед очень трудным выбором : какую игру купить чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребёнка?

Я предлагаю остановить своё внимание на деревянном строительном наборе! Удивились! Да, многие считают, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию вашего ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра. КОНСТРУИРОВАНИЕ из деревянного строителя -

Это вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех; он даёт возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;

- формирует умение предвидеть будущий результат;

Воспитывает самостоятельность, творческое развитие;

Развивает пространственное мышление;

Даёт толчок обогащению речи.

Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой , сумел играть без вашего участия, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ АРХИТЕКТУРЫ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА.

Как сохранить интерес к конструированию из кубиков ? Предлагайте усложнять задачи : увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни (гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов)

Изменить пространственные условия (построй так, чтобы окна выходили на эту дорожку)

Выполнить постройку на основе чертежа схемы или по фотографии и по представлению

Поощрять творчество, индивидуальный стиль.

Постепенно ребёнок научится ставить перед собой конструктивные задачи , а Нам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Ребёнок будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы и появится общая тема для обсуждения, а так же понимания друг друга.

Уважаемые родители!

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта - эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют

Правила, которых родители должны придерживаться.

  1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены - любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство "башенок " и прокладывание "дорожек ", а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.
  2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: "Поставь кубик на кубик - вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик - вот так! (Ребенок ставит.) Еще кубик! " При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона - творческие способности - останется на примитивном уровне.
  3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.
  4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется "обыгрыванием ". Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые "будут там жить ". Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.
  5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.
  6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно - постепенный переход от простого к сложному. Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Занятия по конструированию в детском саду

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из кирпичиков дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и кирпичики) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из кирпичиков можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Следующий этап обучения конструированию в детском саду - строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети, конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода, которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то, или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т. д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор - эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо - с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Таким образом, конструктивная деятельность позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, интегративные качества, любознательность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством взрослого ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

1.
2.
Конструирование
деятельности.
Значение
как
конструирования
вид
детской
в
развитии
личности ребенка.
3.
Виды конструирования в детском саду.
4.
Условия для конструирования в ДОУ.
5.
Задачи обучения конструированию в разных
возрастных группах

Конструирование (от лат. constructio - построение) построение, приведение в определенное взаимоположение
различных предметов, частей, элементов.
Детское
конструирование процесс
сооружения построек,
конструкций,
в которых
предусматривается
взаимное
расположение частей и
элементов, способы их
соединения

2. Значение конструирования в развитии личности ребенка
Развитие сенсорных способностей.
Развитие ММР.
Развитие умственных
способностей.
Развитие пространственного
воображения.
Развитие речи.
Развитие трудовой деятельности.
Формирование детского
коллектива.
Развитие учебной деятельности

3. Виды конструирования в детском саду
(авторская классификация)
Косминская В.Б.
Изобразительное
Техническое
Поддъяков Н.Н.
По теме
По образцу
По условиям
Флерина Е.А.
По образцу
По памяти
По рисункам (моделям)
Лиштван З.В.
По образцу
По незаконченному образцу
По рисунку
По теме

Классификация детского конструирования

Конструирование
по материалу
из строительного
материала
по виду задания
по теме
по?
по образцу
(законченному-
изобразительное
незаконченному)
из природного
материала
из бумаги и
картона
по условиям
по замыслу
техническое
постройка
педагога
фото (картинка)
из специальных
конструкторов
(металлических,
деревянных,
пластиковых,
лего и др.)
чертеж
(расчлененныйнерасчлененный)

Конструирование из игровых строительных материалов
Детали строительных наборов это правильные геометрические тела
(кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех
их параметров. Существуют наборы для всех возрастных групп детского
сада: настольных, для игр на полу, во дворе.
Кроме
строительных
наборов,
рекомендуются
«Конструкторы»,
имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются
деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и
металлические конструкторы, у которых крепления более сложные - с
помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

Конструирование из бумаги и картона.
Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага,
картон
даются
в
форме
квадратов,
прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку,
нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней
детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем
сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует
умения измерять, пользоваться ножницами.

Конструирование из коробок, катушек, проволоки,
крышек, флаконов и других БРОСОВЫХ материалов
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в
цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д.
фактически представляют собой полуфабрикат для детского
конструирования.