Истерики у ребенка — что делать. Истерия у детей

Из-за ослабленной нервной системы дети часто капризничают, выражая свое недовольство плачем, топаньем ногами и т. д. Истерика у ребенка - проблема распространенная, подходить к ее решению важно правильно.

Капризный ребенок: норма или проблема

Детская истерика - явление обычное. Даже самые скромные карапузы, тихим поведением которых родители не налюбуются, могут устраивать сцены с криками и плачем. Родителям же поведение их малыша всегда привычно, и они редко замечают какие-то проблемы.

Только когда истерика их чада начинается на улице, при посторонних людях, они обращают внимание на поведение малыша, т. к. устроенные ребенком сцены могут вызвать у мамы или папы стеснение. Все дело в навязчивой мысли, что истеричный плач карапуза составит у незнакомых людей неверное мнение: эти люди не так воспитывают своего ребенка.

Последние 5–7 лет психологи всерьез заговорили о проблеме истерики у детей. Результаты проведенных исследований удивили. Припадки беспокоят более 80% малышей возрастом до 6 лет, более половины из них капризничают постоянно, 1–3 раза в день 2–3 дня в неделю.

Психологи уверенны, что отличить детские истерики от обычных редких капризов несложно. Первые проявляются внезапно, имеют определенную частоту и продолжительность.

Кроме обычного плача и криков, припадки часто сопровождаются неконтролируемым поведением, когда малыш сам наносит себе вред (царапает руки и тело, бьется головой об стены и т. д.), поэтому имеют ужасные последствия.

Родителям важно своевременно выявить патологическое состояние собственного ребенка, т. к., кроме риска нанести себе вред, он может воздействовать своим поведением и на взрослых.

Когда малыш истерит по поводу и без, многие отцы и матери готовы сделать все, чтобы его успокоить. В этом и кроется ошибка. Родители сами позволяют своему чаду манипулировать ими, что только усугубляет проблему.

Причины истерии у детей

Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития детей. В детстве все мы были впечатлительными, гиперактивными, зависящими от действий наших родителей.

Ребенок, как губка, впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею он еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, страшные герои сказок и даже принуждение к поеданию нелюбимого блюда приводят к стрессовой ситуации. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.

Эта реакция - проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый дядя.

Это происходит из-за того, что в подсознании малыша сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.

Чтобы побороть частые капризы, взрослым все же стоит обратить внимание на все мелочи, которые могут повлиять на изменение эмоционального состояния их чада. И только после выявления их можно работать с детским эмоциональным состоянием, воображением и восприятием мира малышом.

Стрессовое состояние

Первая и наиболее частая причина истерик - это стресс. С 4–5 мес. жизни малышей приучают к самостоятельности. Его учат брать правильно ложку, пить из бутылочки, играть с другими и т. д. Дети часто охотно исполняют желания своих родителей, но это им стоит больших усилий не только физических, но и психологических.

Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному. Важно и то, что сознание новорожденного созревает с каждым месяцем, он часто меняет свои интересы, но остро реагирует на изменения внешних условий.

Когда малыш занят игрой, он не понимает, что родители устали, у них есть свои занятия и т. д. Мать или отец часто с недовольством пытается убедить свое чадо, что нужно идти домой, заняться какими-то важными делами. Обычно ситуация заканчивается тем, что старшие насильно забирают у детей игрушки.

Это становится для малыша стрессом, поэтому не следует так вести себя. Важно любыми способами отвлекать ребенка от игр, уговаривать его, но не принуждать. Первые попытки потребуют усилий. Но взрослея, ребенок станет более покладистым, и не будет закатывать истерики по любому поводу.

Ошибки воспитания

В каждой семье имеются свои правила воспитания ребенка. Некоторые родители лелеют свое чадо, все ему разрешают и т. д. Другие же относятся к любым прихотям малыша строго и поступают на свое усмотрение, считая, что так делать правильно.

Сами того не осознавая, родители создают ребенка по собственным интересам. А из-за ослабленной психики, легковозбудимой нервной системы такие попытки часто заканчиваются одним и тем же - ребенок начинает истерить.

Постоянные действия в угоду ребенку приведут к тому, что капризы карапуза перерастут в более серьезные проблемы. Психологи советуют взрослым провести работу над ошибками, т. к. постоянное психологическое давление на ребенка приведет к серьезным проблемам в будущем.

Истерить малыш будет и дальше, в возрасте 5–7 лет. Нередко проявляются такие проблемы и в школьном возрасте. Созданный руками взрослых истерический невроз может прогрессировать и действовать во вред уже даже во взрослой жизни. Подростку с такой проблемой бороться уже будет сложнее.

Нервное и физическое перенапряжение

Наиболее распространена такая причина в возрасте 3–7 лет, и виноваты в ее появлении родители. Стремясь вырастить из своего чада творческую личность или же успешного спортсмена, малыша с ранних лет отдают на разные кружки и секции. Такие занятия отбирают много сил, которые растущему организму восполнить сложно. Уставшее чадо начинает истерить по любому поводу.

Родителям важно расставлять правильно приоритеты: что важнее - здоровье малыша или его успехи в творчестве или спорте. Детский организм слаб и требует хорошего отдыха после любой нагрузки, не дав его, родители рискуют сломать психику своего чада, а это грозит самыми разными последствиями.

Нехватка физического контакта

Необходимость в физическом контакте заложена с рождения. Чтобы успокоить плачущего грудничка, мать его берет на руки, и от тепла ее тела малыш успокаивается. Контакт с родителем становится для него надежной защитой от любых страхов. Взрослея, ребенок все еще нуждается в такой поддержке и, не получая ее, испытывает стресс.

  • читать сказки;
  • играть в подвижные игры;
  • ходить вместе за руку.

Главное - это прикосновения. Получая их в достатке, малыш будет менее возбужденным и не станет доставлять взрослым проблемы.

Особенности истерик в разном возрасте

Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления - это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем. Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым.

Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет. Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их.

Важно учитывать истерические проявления по возрасту:

  • 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
  • 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
  • 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов - старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.

Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.

Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.

Методы борьбы с детской истерикой

Универсальных и быстродействующих способов правильного успокоения детей не существует. Подход к каждому малышу индивидуален. Существует только несколько правил поведения для взрослых, которые облегчат жизнь не только им, но и их детям:

  • как бы взрослого ни раздражала истерика ребенка, важно не повышать на ребенка голос, все проблемы решаются тихим диалогом: нужно попросить свое чадо успокоиться и выяснить, в чем проблема;
  • важно быть хладнокровным: родитель должен выразить обеспокоенность проблемами сына или дочери, но последующие действия должны быть направлены на объяснение того, что в семье важно разговаривать друг с другом, а не биться в истерике;
  • если истерика произошла на публике, нужно взять на руки малыша и изолировать его от окружающих, все проблемы решатся, когда взрослый останется со своим чадом один на один;
  • реакция родителя на все последующие истерические проявления должна быть одинаковой.

Если же взрослый не смог сдержать свои эмоции, накричал на ребенка или отвесил ему подзатыльник, нужно извиниться за содеянное. Если малыш очень обижен на родителя, придется объяснить ему свои эмоции и чувства, сделав это так, чтобы он понял, что мама и папа не хотели ему навредить, это только «неправильная» реакция на сложившуюся ситуацию.

Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.

Чтобы ребенок не впадал в истерический плач по любому поводу, требуется долгая и плодотворная работа взрослых.

Родителям важно:

  • научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
  • устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
  • не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
  • следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
  • искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).

Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.

Превентивные меры

Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:

  • минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
  • соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т. д.;
  • приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
  • установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
  • обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.

Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.

Заключение

Истерические проявления в детском возрасте вызываются особенностями физиологического развития. Нервная система малышей слаба и остро реагирует на любые раздражители. Чтобы избежать постоянных истерик, важно изменить отношение к малышу, пересмотреть особенности его воспитания.

Чем больше близкие будут проводить времени с ребенком, тем менее он будет раздражительным. Главное, решать все проблемы диалогом без повышения голоса, рукоприкладства и потакания капризам.

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

Причины

Признаки

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Стадии

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Стадия Характеристика
Стадия крика Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать
Стадия двигательного возбуждения Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли
Стадия рыданий Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Типы нервной системы

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

Тактика родителей

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

– состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

    В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

    Причины истерик у детей

    Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

    В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

    Симптомы истерик у детей

    К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

    Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

    Осложнения

    Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

    Диагностика

    В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром , психологом , врачом-психиатром , неврологом . Используются клинические и физические методы:

    • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков , нарушений сна , пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
    • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
    • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга , УЗДГ сосудов головы).

    Лечение истерик у детей

    Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

    • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
    • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
    • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
    • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

    Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

    • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
    • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
    • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
    • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Как известно, у детей наблюдается преобладание первой сигнальной системы, отвечающей за зрительные, слуховые и иные чувственные сигналы, над второй, отвечающей за условно-рефлекторные связи. Поэтому дети реагируют на все внешние раздражители в первую очередь эмоционально, поскольку еще не способны к обдумыванию, а также критическому отношению к тем событиям, которые происходят вокруг. Данные особенности делают детей особенно ранимыми и чувствительными к воздействию внешней среды.

Надо сказать, что формирование и развитие высшей нервной деятельности у ребенка на всех без исключения возрастных этапах во многом зависит от следующих факторов:

  • биологических особенностей детского возраста,
  • воздействия внешней среды,
  • системы воспитания.
Так, слабость внутреннего торможения, которая свойственна детскому возрасту, может быть усилена баловством и слишком снисходительным отношением к ребенку. Чересчур сильное подавление инициативности и самостоятельности ребенка приводят к развитию черт характера слабого общего типа, к сохранению и во взрослой жизни рефлекса естественной осторожности.

В душе ребенка созревает конфликт между крайне высоким уровнем притязаний, а также абсолютной невозможностью достичь желаемой цели. При этом винят за свои неудавшиеся намерения дети истерического типа, как правило, других (родственников, друзей, преподавателей), но не себя. Дети и подростки, которые страдают истерическим неврозом, не в состоянии адекватно оценить свои реальные возможности, а, следовательно, найти правильные пути решения той или иной проблемы.

Родителям не следует впадать в панику, поскольку при данном виде невроза в большинстве случаев прогноз благоприятен для ребенка и его дальнейшего развития. При своевременном обращении к врачу, при правильно организованном процессе лечения и благоприятной домашней обстановке будет излечена. Если в жизни ребенка возникнут новые психотравмирующие факторы, это может привести к усилению невротических реакций. Если психическая травма приобретет хронический характер, неврозы вполне могут приобрести и затяжное течение.

Знаменитый ученый И. Павлов посвятил свой научный труд деятельности двух больших полушарий головного мозга, отвечающих за два основных процесса – раздражение и, соответственно, торможение. Данные процессы, уравновешивая друг друга, обеспечивают нормальное функционирование коры головного мозга. Следует отметить, что в отдельных случаях наблюдается преобладание того или иного процесса, который обуславливает поведение человека.

В случае, когда преобладают раздражительные процессы, может развиться неврастения, следствием которой и является истерия. У детей подобное состояние развивается довольно часто. Причиной возникновения истерии может стать какой-либо патологический процесс или состояние, связанное с функционированием высшей нервной системы.

Кроме того, истерия развивается у детей вследствие неправильной модели воспитания, вызывающей у ребенка своеобразную реакцию, провоцирующую появление у ребенка черт характера, манеры поведения, не свойственной общепринятым нормам. Развитие истерии сопровождается появлением симптомов органического выпадения. Проще говоря, при отсутствии органического поражения ЦНС наблюдается неадекватное поведение ребенка.

Истерические реакции зачастую проявляются у детей, которые ежедневно в своем окружении наблюдают истеричное поведение со стороны взрослых. Причинами истерии могут стать наказания, тяжелые переживания и сильный испуг.

Каждая мама сталкивается с такой сложной проблемой, как истерика у ребенка без определенной, понятной сразу причины. Нередко, вместе с малышом, самообладание теряют и его родители. На фоне весьма неадекватного поведения отпрыска, раздражение взрослых тоже нередко значительно усиливается, они делают ошибки, чем усугубляют и без того проблемную ситуацию. А ведь многие даже не знаю о правильной реакции на подобные концерты.

Чтобы разобраться в вопросе о сложностях детского поведения, нужны знания не только в области психологии, педиатрии, но и физиологии растущего организма. Ведь если ребенок истерит по любому поводу – возможно, что у него проблемы не только с воспитанием, но и со здоровьем.

Чрезмерно эмоциональное негативное поведение проявляется в форме каприза или истерики у детей, начиная примерно с полутора лет. Прежде чем выработать определенную модель поведения для подобных ситуаций, необходимо разобраться, что именно происходит с малышом.

Негативное выплескивание эмоций выражается как:

  • Капризы – контролируемое самим ребенком состояние с целью получить желаемое. При этом он может хныкать, долго и протяжно плакать, недовольно топать ногами, иногда даже драться. Главное отличие каприза от истерики у ребенка любого возраста в том, что он быстро купируется. Карапуза можно отвлечь на другой предмет или игру, мультик, заговорить, заинтересовать чем-либо.
  • Контролируемые детские истерики , как правило, являются показательным выступлением для родителей, бабушек и окружающих людей в целом. При этом все не ограничивается простым занудным нытьем, а начинается с него. Довольно быстро оно перерастает в громкий плач и крик, малыш орет, иногда истошно. Доходит до того, что ребенок в истерике бьется головой о стены, окружающие предметы, людей. Падает на пол, сильно стучит руками по всему, до чего дотягивается. Не желает идти на контакт, требуя безоговорочного исполнения его желания. Несмотря на кажущуюся беспорядочность действий, ребенок истерит осознанно, отлично понимая, что делает, и контролируя каждое свое движение, наблюдая за реакцией окружающих и добиваясь своей цели. И если хоть раз он добьется желаемого, то последующие приступы истерики у ребенка будут все сильнее, неся угрозу психоэмоциональному состоянию его самого и родителей. Со временем они могут перерасти в неврозы.
  • Неконтролируемые детские истерики – предвестники неврозов и психозов. Отличаются сильным плачем, криком, отсутствием причин. В такие моменты ребенок в истерике бьется головой об пол, орет, не контролирует своих действий. В особо тяжелых случаях возможны судороги, так называемый «истерический мост», во время которых он выгибается дугой лежа на полу.

Отвлечь малыша при этом невозможно, даже давая ему желаемое, приступ истерики у ребенка не проходит, он просто меняет мнение и требует чего-то другого.

Важно научиться отличать детские истерики от капризов. Тогда успокоить разбушевавшегося малыша будет намного легче.

Основные причины детских истерик

Плохое поведение с криками, требованиями или без них всегда имеет определенный повод. Обычно ребенок устраивает истерики по таким причинам:

  • Непонимание со стороны родителей, когда ребенок в силу возраста не может выразить свои желания словами.
  • Ошибки в методах воспитания наиболее часто провоцируют постоянные истерики у ребенка старше двух лет.
  • Резкий отрыв без предупреждения от игры или другого интересного занятия.
  • Желание привлечь внимание к себе, своим поступкам.
  • Стремление получить что-либо запретное или невозможное.
  • Отсутствие личной свободы из-за гиперопеки, патологической, болезненной строгости родителей.
  • Недостаточное понимание границ допустимого.
  • Отсутствие системы поощрений и наказаний.
  • Чрезмерная усталость, недосыпание, избыток чувств.
  • Болезнь и восстановительный период после нее.
  • Неуравновешенность нервной системы;

Своевременное выявление точной причины того, почему ребенок бьется в истерике, значительно упрощает процесс успокоения.

У ребенка 1–2 лет

Понять, от чего у ребенка истерика, в 1-1,5 года порою непросто из-за неумения крохи выражать эмоции словами. С другой же стороны, поводов тоже значительно меньше.

Основной причиной для капризов и истерики у ребенка в 1 год является незрелость нервной системы. Карапуз часто перевозбуждается, особенно если он впечатлительный, эмоциональный от природы. Нередки детские истерики из-за усталости, плохого сна, его недостатка.

С годика малыш только начинает осознавать смысл слов «нет», «нельзя» и подобных запрещающих фраз. Поэтому говорить о том, что ребенок закатывает истерики с целью получения желаемого, приходится не так часто.

Ближе к 2 годам он начинает осознанно проводить параллели между запретами и разрешениями, достигнутыми криком. Следовательно, истерика у ребенка 2 года более осознанна, для нее находится больше причин. Незнание родителей, как реагировать на истерики ребенка грамотно, способствует ухудшению ситуации.

Нередко истерика у ребенка в 2 года сопровождается проявлениями агрессии в отношении окружающих и себя самого. Так как малыш на пике припадка вовсе перестает контролировать свои действия, агрессивное поведение может стать причиной телесных повреждений.

Крайне важно быстро выяснить повод для истерики, устранить его и успокоить кроху.

У 3-летнего ребенка

К трем годам нервная система развита достаточно хорошо, начинает активно формироваться логическое мышление, мыслительные процессы все более эффективны. Все это приводит к постепенному пику капризности, который психологи называют кризисом трех лет. Тогда даже самый послушный, спокойный ребенок закатывает истерики на пустом месте.

Важно пресечь негативное поведение на ранних стадиях, учитывая особенности индивидуального развития и прохождения маленьким человеком своего первого кризиса.

Можно смело говорить о том, что истерика у ребенка в 3 года не что иное, как прощупывание границ дозволенного, проверка родителей на крепость и попытка скорее осознать себя отдельной, самостоятельной личностью.

В 4 года и старше

После преодоления первого возрастного кризиса, при правильном поведении родителей, удается избежать истерик у ребенка 4 года вплоть до наступления следующего переходного возраста, а то и избавиться от них полностью.

На фоне активной социализации, истерики у ребенка 5 лет часто провоцируются новым для него чувством – чувством одиночества из-за неудачных попыток завязать дружбу с детками, неумения договариваться с окружающими, находить с ними общий язык.

К тому же истерики являются одним из проявлений очередного эмоционального кризиса, наступающего в этом возрасте из-за бурногопсихоэмоционального развития и социализации.

От спокойствия до бедствия: этапы развития истерики

Прежде, чем ребенок в истерике достигнет пика накала эмоций, он пройдет следующие стадии:

  1. Предвестники. Выражается в тихом хныканье, замкнутости, сжимании кулачков, сопенье и других индивидуальных проявлениях недовольства.
  2. Голосовая – малыш начинает не просто громко плакать, а кричать что есть мочи, стараясь максимально привлечь к себе внимание, напугать окружающих. Он уходит в себя, становиться неконтактным, отмечается учащенное дыхание.
  3. Двигательная – в ход идут кулачки, топанье ногами, разбрасывание всего попавшего под руки. На этой стадии частые истерики у ребенка нередко сопровождаются битьем головой о стены, пол и даже судорогами.
  4. Завершающая – изнеможенный карапуз идет на контакт в поисках утешения, поддержки.

Если истерики случаются часто, то вторая и третья стадии могут длиться от 15 минут до момента получения требуемого.

Правильная реакция родителей на сложную ситуацию

Как же вести себя родителям, когда их ребенок закатил истерику и ни на что не реагирует? Правильный алгоритм действий таков:

  • Вести себя максимально спокойно, порою даже игнорировать негативное поведение.
  • Тихим голосом попытаться выяснить причину.
  • Ни в коем случае не идти на поводу и не разрешать желаемого, что бы это ни было, если оно не является жизненно или физиологически необходимым.
  • Находиться недалеко от истерящего, но не реагировать на происходящее.
  • Попытаться переключить внимание, в случае удачи попробовать найти компромисс.
  • Обнять, приласкать, поговорить шепотом на отвлеченные темы.
  • Воспитывать только после окончания истерики, обязательно установив зрительный контакт, то есть, кроха должен смотреть в глаза родителю, который присел перед ним, и спокойно, нежно все объясняет.

Когда проявляется истеричность, категорически нельзя:

  • Применять силу, шлепая по попе или другим частям тела.
  • Оставлять кроху без присмотра.
  • Пугать выдуманными персонажами.
  • Повышать голос, кричать.

Соблюдать эти правила порою очень сложно, но только с их помощью можно быстро свести неадекватное поведение на нет.

Когда стоит задуматься о консультации врача

Продолжающаяся и частая детская истерия должна насторожить родителей, если:

  • Приступы стали чаще и продолжительнее, появляются регулярно.
  • Во время припадка появились обмороки или умышленная задержка дыхания.
  • Возраст ребенка больше 5 лет.
  • Появилась склонность к нанесению увечий себе и близким.
  • Приступы случаются ночью, сопровождаемые криками, кошмарами, сомнамбулизмом.
  • По окончании припадка случается одышка, рвота, психоэмоциональное и физическое истощение.

Какой врач лечит постоянные истерики у ребенка

Квалифицированный детский невропатолог, по результатам назначенных обследований, скажет, от чего у ребенка постоянные истерики и нужно ли медикаментозное лечение.

Как не допустить развитие истерики

Как правило, первая истерика у ребенка в 1 год загоняет неопытных родителей в тупик, провоцируя неправильную реакцию на поведение малыша, усугубляя проблему.

Чтобы не допустить развития истерики, следует:

  • Следить за графиком отдыха и бодрствования.
  • Организовать полноценный дневной и ночной сон.
  • Дозировать эмоции, не позволять крохе перевозбуждаться.
  • Научить малыша понимать, выражать и контролировать свои чувства и эмоции.
  • Предупреждать об окончании действия за 5–10 минут. Например, фразой: «Доигрывай, и через 5 минут мы пойдем спать»
  • Давать достаточно свободы для самостоятельно изучения мира, получения опыта.
  • Пробовать находить компромисс через право выбора: ты успокаиваешься и мы покупаем или сок, или печенье, но не все сразу.
  • Учить ребенка слушать и слышать родителей, относясь к его словам так же.

Помните, легче перетерпеть первые несколько истерик, корректно прекратив их вначале, нежели избавиться от них потом, когда они станут постоянными.

Важно следить за состоянием ребенка и вовремя обратиться к специалисту, ведь постоянные истерики могут стать причиной серьезных заболеваний как в детском, так и в зрелом возрасте.

Полезное видео о том, как отучить ребенка от истерик

Ответов