Таблица использования новых образовательных технологий педагогом. Продуктивное использование новых образовательных технологий

Ольга Крикун
Отчет об использовании современных образовательных технологий для аттестации. Критерий 1

Отчёт инструктора по физической культуре МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская О. Ф. Крикун об использовании современных образовательных технологий , соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе .

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого я внедряю в свою деятельность новые педагогические технологии , формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности : творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

После введения Федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования педагог должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса ; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии :

1. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

Согласно технологии развивающего обучения я ориентирую воспитанников на поиск различных способов решения поставленных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности (проблемные ситуации, проектная деятельность) .

2. Игровые технологии .

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией . Игровые технологии позволяют мне , как непосредственному участнику педагогического процесса, помочь ребенку сформировать особое отношение к окружающему миру, так как игра есть средство познания действительности и социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игры или игровые упражнения, помогают мне заинтересовать детей изучаемым материалом и привлекают к овладению новыми знаниями и умениями. Использование в совместной деятельности игровых и сюжетных моментов помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной мотивации дошкольников.

Обучение в форме игры интересно, занимательно для дошкольников. Оно определяется естественной потребностью дошкольника и, поэтому, игровая образовательная технология выступает для меня как способ организации двигательной деятельности дошкольников.

3. Технология проектной деятельности.

В своей работе, также использую метод проектов . Он является одним из инновационных методов. Проектная деятельность - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность воспитанников является современной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования , развития личности в современном социуме . Поэтому, активно использую преимущества проектной деятельности

За период с 2011 года разработаны, внедрены и защищены следующие проекты : (2012г., «Олимпийский марафон» (2013-2014г. г.) .

Целью проекта «Дневник правильного питания» стало формирование у детей бережного отношения к себе и своему здоровью через пропаганду правильного питания.

образовательные области и направления развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых.

В процессе реализации проекта решаются определенные задачи по формированию культуры питания подрастающего поколения, деятельность в рамках проекта помогает участникам проекта закрепить знания по здоровому питанию, овладеть самостоятельными методами сохранения своего здоровья.

В данном проекте приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы, их родители и педагоги, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве : ДОУ – семья.

Проект «Дневник правильного питания» был представлен педагогической площадке по обмену опытом в рамках III районного форума педагогов дошкольного образования (сертификат № 90 от 2013г) . Материалы проекта были представлены в муниципальном этапе методического конкурса «Разговор о правильном питании» , где заняли 1 место и приняли участие в региональном этапе конкурса.

Материалы проекта участвовали в I Всероссийском конкурсе методических разработок «Здоровьесберегающие технологии в моей практике » , в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» (сертификат № Ф 04408/13 от 30 октября 2013 г.)

Проект «Олимпийский марафон» посвящен организации педагогической деятельности, связанной с олимпийским воспитанием дошкольников старшего дошкольного возраста.

Цели проекта :

Комплексное сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья старших дошкольников.

Развитие интеллектуальных и личностных качеств детей через организацию здоровьесберегающей среды в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта, охватывают различные образовательные области и направления развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую и общую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых.

Проект по олимпийскому образованию направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие старших дошкольников, формирование необходимого и достаточного уровня физической культуры для успешного и осознанного усвоения программы начального общего образования . Проект опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов : честность, волю к победе, взаимовыручку.

Реализация проекта построена на основе программы Филипповой С. О. В ходе внедрения проекта происходит приобщение старших дошкольников и их родителей к истории олимпийского движения, как к достижению общечеловеческой культуры, формирование представлений об олимпизме становится частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка.

Одна из идей проекта – использование мультимедийной техники . Ее использование заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. Такие формы работы пользовались большой популярностью у детей.

4. Информационно-коммуникативные технологии .

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий . Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая методические разработки и материалы на страницах интернет – сообществ

Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер - классов, на семинарах, методических объединениях, конкурсах («Интерактивная Кубань» ).

Мною проведены :

1. Открытый просмотр для педагогов ДОУ с использованием мультимедийного оборудования непосредственно образовательной деятельности : «Зимние виды спорта» , в котором современные информационно-коммуникативные технологии использовались в полной мере . Конспект занятия размещен на сайтах : http://www.сайт/users/krikunolga , http://mdoudetsad1.ucoz.ru , http://nsportal.ru .

2. Видеопросмотр досугового мероприятия «Открытие Олимпийской недели» в рамках методического объединения для инструкторов по физической культуры. Конспект мероприятия размещен на сайтах : http://www..ucoz.ru,

Я считаю, что внедрение информационно – компьютерных технологий в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией , имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

5. Здоровьесберегающие технологии .

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется мне одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики .

Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику провожу через разнообразные формы : на танцевальном и литературном материале (оздоровительно-развивающая программа Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи, необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

В своей работе я использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Использую конспекты занятий из программы Н. Н. Ефименко в работе спортивной секции «Школа мяча» (НОД «Я бы в тренеры пошел…» , «Откуда пришел мяч?» ). Образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Реализация физкультурно – познавательного проекта «Олимпийский марафон» была построена на основе программы «Олимпийское воспитание дошкольников» Филипповой С. О. В ходе внедрения проекта дошкольники и их родители приобщались к истории олимпийского движения, как к достижению общечеловеческой культуры, формирование представлений об олимпизме становится частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка.

Также в своей практике использую следующие здоровьесберегающие технологии :

Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика Чистяковой) ;

Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

Упражнения на развитие эмоциональной сферы;

Оздоровительная гимнастика;

Физкультминутки, динамические паузы;

Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

6. Личностно – ориентированный подход.

При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) . Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект , но субъект приоритетный

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории . В группе разные дети, с разным уровнем развития. Индивидуальный подход на занятии тесно связан с методикой проведения занятий. Я планирую работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и провожу воспитание и обучение так, чтобы занятие физической культурой стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение.

Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей. Применяемые мной современные образовательные технологии используются на протяжении всего периода посещения детьми дошкольного образовательного учреждения при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным , результативным, эффективным, проектируемым, современным и воспроизводимым . Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

должность аттестуемого и подпись с расшифровкой

должность руководителя или заместителя и подпись с расшифровкой

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. 1.Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда Важно соблюдение температурного режима, к приходу учащихся кабинет должен быть проветрен.т Когда в помещении работают одновременно несколько компьютеров, температура всегда немного повышается, вследствии чего возникает духота, у детей начинается головная боль, сонливость, чего допускать нельзя. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, т.о. вредное электромагнитное излучение исключено полностью. В начале каждого полугодия я провожу с учащимися информационную беседу по правилам безопасности, на которой также рассказываю об отрицательном влиянии компьютера на организм и здоровье человека. 2.Предупреждение физической усталости Одним из важных условий успешного обучения является физический комфорт учащегося на уроке, т.к. в этом случае повышается эмоциональный настрой на работу, ребенка ничего не отвлекает, не вызывает раздражения. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Я стараюсь как можно больше рассказывать о правилах работы за компьютером, причем не только на уроке, но и в повседневной жизни. На компьютерном столе каждого учащегося помещена памятка с простейшими упражнениями для глаз, которые я рекомендую выполнять в начале работы за компьютером, в конце, а также при малейшей усталости глаз. Своей задачей как педагога и воспитателя я считаю не только объяснить ребенку, как уберечь себя от отрицательного воздействия компьютера, но и научить применять эти знания в повседневной жизни. Обязательно провожу зарядки для глаз, причем наряду с инструкцией по снятию утомления с глаз помещаю на рабочий стол компьютера стереограммы или стереокартинки, которые рекомендованы людям, которые долго работают за компьютером. Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу. Дети очень любят этим заниматься, главное, чтобы количество доступных стереограмм было не большим, 3-4 шт., и постоянно обновлялось. 3.Предупреждение интеллектуальной усталости После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, у детей очень развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Я стараюсь приучить каждого ученика до начала работы приводить свое рабочее место в порядок, убирать со стола все лишнее, если оно есть. Моя задача создать для ребенка условия, благоприятные для включения в творческий процесс урока, найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Ученик способен сосредотачиваться только на том, что ему интересно, моя задача – помочь ему преодолеть усталость, неудовлетворенность. 4.Приемы и методы преподавания С целью реализации здоровьесберегающих технологий я сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что помогает разнообразить ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Предмет информатика имеет одну интересную особенность, зачастую учащиеся приходят к нам на урок, имея какие - то сведения по той или иной теме. Не секрет, что школьники гораздо более мобильны, чем взрослые, им не присущи страхи «что – то сломать, испортить, нажать не на ту кнопку», и очень часто бывает, что учащийся, неуспевающий по другим предметам, на информатике раскрывается совсем с другой стороны. В этом случае необходим тщательный выбор заданий для работы на уроке, я использую в своей работе разноуровневый дидактический материал при изучении некоторых тем, дополнительные задания. Часто применяю работу мини – групп, когда учащийся, выполнивший свою работу, помогает другим. В этом случае важно добиться, чтобы ребенок не просто сделал чужое задание, а попытался объяснить, как его сделать. Естественно, такая помощь должна положительно влиять на итоговую оценку урока. 5.Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например: Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни. Составление графиков и диаграмм Разработка презентаций, плакатов, эмблем Поиск информации в интернете и разработка Web – страниц Разработка презентаций для других уроков (физика, химия, биология и т. д.), где можно широко освещать вопросы здоровья. При этом происходит осуществление межпредметных связей и интегрированного обучения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Современные образовательные технологии/методики, используемые аттестуемым педагогическим работником в практической профессиональной деятельности

Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

· Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса ().

· Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса ().

· Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани-руемых результатов обучения ().

· Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния ().

· Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

· Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ().

· Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (). [Селевко образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.-С.14-15]

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

· некоторого представления планируемых результатов обучения,

· средств диагностики текущего состояния обучаемых,

· набора моделей обучения,

· критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

1. Проблемное обучение

Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному решению этих проблем.

Цели проблемного обучения :

Активизация мышления учащихся;

Формирование интереса к изучаемому материалу;

Развитие интеллекта и творческих способностей

Задача проблемного обучения:

Проект – это метод обучения :

Уникальный: ориентирован на цели самих учащихся;

Эффективный: формирует множество умений и навыков;

Незаменимый: формирует опыт деятельности.

Проект – это содержание обучения .

Проектирование - часть учебного предмета или отдельный учебный предмет.

Проект – это форма организации учебного процесса .

Проектная деятельность – альтернатива классно-урочного обучения.

Проект – это особая философия образования.

Он позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

· развитие познавательных умений и навыков учащихся;

· умение ориентироваться в информационном пространстве;

· самостоятельно конструировать свои знания;

· интегрировать знания из различных областей наук;

· критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проектная технология предполагает:

Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

Учитель помогает ученикам в поиске источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поддерживает и поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь.

Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Этапы работы над проектом.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

– отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т. д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т. д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

Получить полный текст

Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
Как правильно организовать деятельность учеников?
Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т. к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

3. Компьютерные (информационные) технологии обучения

Любая педагогическая технология - это информационная технология , так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование).

ИКТ обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

1. – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

2. – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3. – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Акцент целей

· Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

· Подготовка личности «информационного общества».

· Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить.

· Формирование исследовательских умений принимать оптимальные решения. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.

Концепция:

· Диалоговый характер обучения.

· Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

· Оптимальные сочетание индивидуальной т групповой работы.

· Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

· Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют измерить и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликнуться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

· При объяснении нового материала;

· Закреплении материала;

· Повторении материала;

· Контроле ЗУН.

При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой (игровой) среды

В функции учителя компьютер представляет:

· наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);.

· источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);

· индивидуальное информационное пространство;

· тренажёр;

· средство диагностики и контроля.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

· Организация учебного процесса на уровне предмета в целом(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

· Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.).

· Индивидуальные наблюдения за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребёнком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют эффективно повысить качество обучения. Современная аппаратура: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа установка позволяет значительно разнообразить формы работы, использовать большое количество наглядного материала и экономить время на уроке.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт: видят пример, образец к которому надо стремиться.

Во время урока равномерно распределяются различные виды заданий, чередуется мыслительная деятельность с физминутками, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение самостоятельных работ.

  1. Создаётся благоприятный психологический и эмоциональный климат на уроке (дети жизнерадостны, не боятся высказать свои мысли вслух).
  2. Снижена утомляемость и уровень заболеваемости (в начале года более 35% уч-ся болели, к концу учебного года - 8%).
  3. 100% уч-ся охвачены горячим питанием и медицинским обслуживанием (всем сделаны надлежащие прививки).
  4. Проведен индивидуальный мониторинг физ. развития учащихся (100% уч-ся имеют основную группу здоровья).
  5. В кабинете установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.

Результатом применения данной технологии является:

1.Создание электронных презентаций, проектов на бумажных носителях (созданы индивидуальные проекты «Моя семья», «Моя школа», «Любимое животное», также коллективные проекты «Планеты Солнечной системы», «Растения и животные Красной книги Самарской области»).

2.Выступления с индивидуальными проектами на уроке перед одноклассниками, в школе перед учащимися начальных классов, на родительском собрании.

3.Совместный выпуск буклетов.

Результатами данной технологии являются: 1.Повышение мотивации к предмету (100% уч-ся с интересом работают на тех уроках, на которых используются ИКТ).

2.Формирование знаний, умений и навыков работы с ИКТ у обучающихся (выполнены компьютерные презентации «Знаешь ли ты сказки?», «Мои поделки из природного материала», «Веселый алфавит»). 3.Использование ИКТ для доступа к информации (участие в конкурсах и олимпиадах).

4.Умение работать в системе контроля и мониторинга качества знаний PROCLass, модульной системе экспериментов PROLog (под руководством учителя).

5. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что положительно влияет на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

1.Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста (92% уч-ся читают выше нормы, 100% уч-ся понимают содержание прочитанного).

2.Одновременное развитие интереса к чтению, потребности читать с целью поиска необходимой информации (100% уч-ся записаны в школьную и городскую библиотеки, регулярно готовятся к урокам внеклассного чтения).

3.Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой (96% уч-ся умеют пересказать прочитанное, имеют большой словарный запас; более 70% уч-ся безошибочно пишут диктанты).

4.Развитие творческих способностей детей (созданы книжки-малышки «Азбука в картинках», «Пословицы и поговорки», «Загадки»; подготовлены короткие сообщения о писателях; проиллюстрированы сказки А.С.Пушкина).

5. 78% учащихся научились работать с дополнительными источниками информации (энциклопедиями, словарями и пр.)

В результате использования данной технологии формируются:

Познавательные УУД:

1) формируется умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять ее;

2) формируется умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируется умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируется умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)формируется умение слушать и понимать других;

2)формируется умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируется умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируется умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируется умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируется умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируется умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируется умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируется умение выражать свои эмоции;

2) формируются мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируется умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Информационно-аналитическая справка об использовании продуктивных педагогических технологий

Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора воспитанников, в освоении ими способов деятельности. В последние годы изучению и использованию в работе ДОУ современных образовательных технологий было уделено особое внимание. Знания здоровьесберегающих технологий углублялись, совершенствовались. Такие как метод проектов, исследований по А.И.Савенкову, ИКТ изучались основательно через семинары,мастер-классы,тренинги.

В таблице представлены личные материалы страшего воспитатлея Макаровой А.А. и материалы, разработанные при её участии.

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической деятельности

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

Здоровьесберегающие

Обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ

Снижение заболеваемости.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Практические материалы по здоровьесберегающим технологиям для педагогов.

Игровые

Развитие интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, воспитание нравственных качеств, в условиях эмоционального комфорта

Картотеки игр, консультации, материалы методических мероприятий

Метод проектов

Развитие свободной творческой личности ребенка, учёт его индивидуальных потребностей, желаний и интересов.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса. Повышение профессиональной компетентности педагогов в овладением основ метода проектов.

Организация работы педагогов ДОУ в использовании метода проектов в работе с детьми. Разработка пакета проектной документации.

Участие в составлении Конструктора проектов.

Создание Копилки проектов.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Развитие у воспитанников таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ, овладение методами и приемами ТРИЗ как универсальными инструментами формирования способов познания мира у дошкольников.

Организация работы по созданию конструктора ТРИЗ-занятия, курирование работы по созданию пособия

« Приемы и методы ТРИЗ-технологии в образовательно-воспитательном процессе ДОУ», организация участия и сопровождение педагогического коллектива ДОУ в деятельности региональной лаборатории по использованию ТРИЗ

ИКТ

Создание открытого информационно-образовательного пространства ДОУ.

Повышение познавательной активности воспитанников. Повышение профессионального уровня и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.

Создание сайта ДОУ, подготовка воспитателями ДОУ презентаций к образовательным ситуациям с детьми, досуговым мероприятиям, родительским собраниям, педагогическим конкурсам.

Интерактивные методы обучения

Создание комфортных условий повышения профессионального уровня педагогов ДОУ, при которых они чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Повышение уровня проведения методических мероприятий и заинтересованности педагогов. Цикл семинаров и тренингов с использованием интерактивных методов.

Исследовательские методы обучения (авт.А.Н.Савенков)

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Ознакомление педагогов с основами методики, организация работы по освоению методики, проведение мастер-класса для педагогов ДОУ, разработка модифицированной рабочей тетради для дошкольников “Маленький исследователь изучает мир», Конструктор исследований.