Понятие среды развития ребенка в образовательном учреждении. Пространственная среда дошкольной образовательной организации

Кузичкина Наталия Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ "Жердевская СОШ"
Тамбовской области

Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека - системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.
Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача - задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие - действие по созданию образа.
Образ - слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие - я умею! У меня получится!
Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю таким образом… (формирование мировоззрения)
Портрет выпускника начальной школы.
Важнейшие черты выпускника школы:
- нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);
- любознательность, активность в познании мира;
- готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями.
Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в основной школе.
Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Здоровье - важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественно - научных позиций. Это означает прежде всего учёт психофизиологических особенностей младших школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого - гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени.
Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.
Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:
· санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (водоснабжение, канализация, освещение, воздушно-тепловой режим);
· санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
· социально-бытовых условий (наличие учительской, оборудованного рабочего места);
· пожарной и электробезопасности;
· требований охраны труда;
· соблюдение сроков и объемов текущего и капитального ремонта.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы (информационно-образовательная среда).
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением компьютерных технологий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы
Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы включают:
§ параметры комплектности оснащения образовательного процесса, в том числе по каждому учебному предмету;
§ параметры качества обеспечения образовательного процесса.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно - развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка - это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.
Образовательная среда начальной школы — это:
· современная удобная мебель,
· магнитные плакаты,
· деревянные раздаточные дидактические материалы,
· игровые пособия,
· программные продукты,
· конструкторы и многое другое.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
· Принцип открытости
· Принцип гибкого зонирования
· Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
· Принцип полифункциональности.
Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе - это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.
Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Факторы, влияющие на планирование предметно- развивающей среды ОУ:
1. Региональное расположение ОУ
2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.
3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.
4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.
Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.
В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, помещение должно отвечать требованиям многофункциональности, рациональности использования пространства, взаимосвязи цветовой отделки и освещения, целесообразности озеленения интерьера. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать.
Оснащение детской игровой комнаты позволяет педагогам начальной школы интересно организовать досуг детей во время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой комнате дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей младшего школьного возраста, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.
Организация детской игровой комнаты в школе позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:
1. Учебная зона.
Учебная зона включает в себя трёхсекционную магнитную доску, интерактивную доску, компьютер, проектор, комплекты-пары «парта-стул», рабочее место учителя.
2. Спортивно-оздоровительная зона
Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.
Спортивно-оздоровительная зона - это в первую очередь, гимнастическая стенка с гимнастической доской. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д.
Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.
3. Игровой центр.
Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелён ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне есть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках размещены различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. В уголке размещён небольшой раскладной столик и зеркало, прикреплённое к стене на уровне глаз детей. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа». В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.
4. Коррекционная (социальная) зона.
Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.
5. Зона отдыха.
Большинство детей находятся в школе до 14.30 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникает проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.
На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физкультминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.
6. Зона «Очумелые ручки»
Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.
Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.
Мебель светлая - парты со стульями, трёхсекционная стенка, двустворчатый и трехстворчатый шкафы, полки для цветов.
Дизайн учебных кабинетов способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры, исследования, творческого моделирования и конструирования.
Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.
Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.
Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.
Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлекает, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе. Батут развивают ориентировку в пространстве и равновесие.
7.Зона «Мир природы»
Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы)

В нем подчеркивается важность образовательного аспекта в образовании путем популяризации знаний о различных видах использования и кодексах и их надлежащего применения на уровне образования и поощрения развития цивилизации диалога против угрозы неязыковой цивилизации. Язык - это не только общение или выражение, но и представление реальности и мысли. Поэтому необходимо иметь большую команду кода для внутривекового использования. Парижское лингвистическое образование рационально, когда педагог переходит от интуиции к знанию когнитивных механизмов, связанных с языковыми навыками.

Юлия Нольняева
Статья «Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС»

Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС дошкольного образования .

Предметно – развивающая среда детского сада , её организация имеет особое значение в развитии дошкольника . Большую часть времени ребёнок проводит именно в детском саду, где происходит наиболее активный процесс формирования его личности . Здесь он всякий раз открывает для себя мир с различными игровыми возможностями, взаимодействуя функциональной, эстетичной предметно-развивающей средой .

Поэтому предполагается связь между приобретением языка и интеллектуальной деятельностью, лежащей в основе этого. Общие лингвистические навыки можно разложить на подконкурсы, целью которых является переход от интуиции к рациональному знанию, достижение метапознания. Семейное и языковое образование. Изучение языка означает воссоздание его не индивидуально, как для новорожденного, так и для взрослого: это, по сути, социальный процесс. Задача каждого учебного заведения - быть положительной языковой средой.

Семья, являющаяся первой социальной средой, где дети имеют подход к языку и коммуникации, имеет фундаментальное значение для развития лингвистических и коммуникативных инструментов. Семья обусловлена ​​тем, что родители определяют с их влиянием выбор языка, который делает ребенок. Это обусловление имеет место в контексте общей гибкости в отношении начальных навыков ребенка и начального словаря, где взрослые часто принимают слова, придуманные или искалеченные ребенком. Эта адаптация, отличная от детства, родителями имеет решающее значение в учебных проектах.

Правильная организация развивающей предметной среды является одним из самых важных условий воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении . Поэтому, создавая развивающую среду , я учитываю особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. Содержание предметно-развивающей среды в нашей группе постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития , на информативность и индивидуальные возможности детей. Среда должна быть не только развивающей , но и развивающейся . При организации предметно-развивающей среды у себя в группе мы соблюдаем требования ФГОС и учитываемпринципы построения предметно-развивающей среды .

Общий вклад в семейную среду для развития языка: семья способствует лингвистическому развитию. Он обеспечивает основные стимулы, с которыми ребенок начинает строить свой язык; семейное общение дает ребенку коммуникативные навыки до завоевания вербального языка как овладение символикой; семья способствует развитию соответствия между значениями, предоставляемыми языком и личным и социальным опытом; семья впервые используется в лингвистических построениях: детские рифмы, песни и нарративы, которые выполняют нравственные, когнитивные, лингвистические и социальные функции образования, сохраняя при этом выживание ортодоксальности; образование по семейному языку не передает нейтральный язык, но включает код, определяемый принадлежащей ему социальной группой.

Я работаю в средней группе с детьми 4-5 лет. У нас в группе есть следующие развивающие центры :«Салон красоты» играя здесь у детей формируется художественно –эстетический вкус, пополняются знания о личной гигиене. «Больница» -познавательно- речевое развитие ,дети получают знания о строении тела человека, у них формируется чувство ответственности за своё здоровье, пополняются знания о людях по профессии доктор, медсестра. «Кухня» -играя на кухне у детей идет познавательно-речевое развитие , пополняются знания детей о профессии повар, полезной пище, по теме «Посуда» .

Согласно Бернштейну, ограниченный код, используемый детьми англоязычных домохозяйств 1950-х годов, характеризующийся синтаксической, лексической и логической нищетой, определял когнитивный и лингвистический недостаток по сравнению с детьми средней школы, привыкший к сложному логическому кодексу, богатых и сложных. Это превосходство в коде требовало, чтобы школа предоставляла ограниченную компенсацию кода. Недостаток заключается в том, чтобы побудить детей проявить себя в разработанном коде. Групповое и языковое образование: Пиаже утверждает, что, когда ребенок общается со взрослым, превосходство взрослого препятствует обсуждению и сотрудничеству, поэтому истинная социализация общается со сверстниками.

«Библиотека» - представляет собой столик с кармашками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Она размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и при желании рисовать к ним иллюстрации. Все книги обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. «Эксмериментально-экологический» - уголок экспериментирования- новый элемент развивающей предметной среды . Он создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. эксперименты. Центр песка и воды дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. Цель экологического уголка : обогащение представлений детей о многообразии природного мира , воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для района) .«ПДД» -очень важно чтобы дети знали правила дорожного движения, играя здесь у них формируется чувство ответственности за своё здоровье и безопасность.

Включение в группу сверстников приводит к сравнению их личного использования с сопоставлением с сообществом. Ребенок понимает функцию идентификации сообщества в группе. Он развивает в него юношеский язык, который формируется с точки зрения темпа с социальными тенденциями и условиями с юмористической игрой. С образовательной точки зрения, функция молодежного языка заключается в реализации перехода от детства к взрослым. Несовершеннолетний язык воспринимался как педагогическая проблема как идентификатор перелома поколений, который с 1950-х годов противопоставлял молодых взрослых взрослым, бросая вызов их порядку.

«Театр и дети» »- стимулируют творческие замыслы детей, индивидуальные творческие проявления, способствует раскрепощению детей. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети и их родители.

«Весёлые музыканты» -Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, дети учатся извлекать из них разнообразные звуки , сравнивать их по высоте, прислушиваться, подражать, имитировать звучание разных инструментов.

Таким образом, первый подход к юношескому языку был репрессивным, но позже, когда многие несовершеннолетние пользователи стали взрослыми и преподавателями, возникла проблема педагогического общения, оставив после себя репрессии. Школьное и языковое образование: ребенок приходит в школу с языковыми навыками, исходящими из семьи. Хотя средства массовой информации поддерживают однородность навыков, основная задача лингвистического образования состоит в том, чтобы способствовать созданию общих коммуникативных моделей среди разных членов группы, используя в качестве платформы, из которой можно перейти ко всем другим семантическим достижениям и грамматика, овладение языком на уровне межличностного общения.

«Центр художественного творчества» - целью является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения , художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Другая цель - предоставить навыки для использования всех возможных диапазонов лингвистического репертуара сообщества принадлежности. Поэтому необходим обзор преподавания, ранее ориентированный на письменное производство текстов, характеризующихся культурным или литературным языком за счет другие выразительные формы. Необходима демократизация между языковыми навыками учеников из разных социокультурных сред; школа не должна концентрировать свою образовательную деятельность на определенных языковых разновидностях, используемых в средних или высших классах, поскольку она не компенсирует социолингвистические недостатки, а создает их.

«Строительный» дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

«Центр двигательной активности» - идёт развитие двигательной активности детей, равновесия, координация движений, правильное формирование опорно-двигательной системы. Дети учатся играть в подвижные игры с правилами. Формируются полезные привычки и представления о здоровом образе жизни .

«Нравственно-патриотический» -способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка.

«Информация для родителей » - здесь родители могут получить для себя полезную информацию о работе группы , посмотреть чем занимались дети в течении дня.

Все мы знаем, что важным фактором в воспитании и развитии ребенка , в приобретении им социального опыта является семья. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог - дети- родители» .

Родители моих воспитанников принимают активное участие в организации предметно-развивающей среды . Многое у нас сделано руками пап и мам наших детей.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Выступление из опыта работы на тему: «Формирование партнерских взаимоотношений с родителями в условиях введения ФГОС ДО» Воспитатель Хлебушкина.

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Возрастная группа: Подготовительная Тема недели: «Транспорт» Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир транспорта» День недели.

«Участие родителей в построении предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома» Выступление на районном методическом объединении