План-конспект открытого урока на тему: «Выполнение аппликации. План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Конспекты занятий по аппликации

Аппликация – это вид изобразительного искусства. Она развивает чувство цвета, композиции, творческие способности, тренирует мелкую моторику мышц . Её выполнение учит навыкам работы с бумагой, клеем, ножницами. При выполнении коллективной аппликации дети учатся работать сообща, что способствует улучшению отношений в группе. Занятия по аппликации проводятся во всех группах детского сада с малышами от 5 до 8 лет. В каждой группе проведение занятий имеет свои особенности.

В младшей группе дети приклеивают готовые фрукты из бумаги. В средней сами могу вырезать фрукты и овощи. В старшей детей знакомят с разными видами аппликации и с техникой мозаичной и обрывной аппликации. Развивают самостоятельное выполнение натюрмортов из фруктов и овощей в корзине или на тарелке.

В подготовительной группе выполняют работу самостоятельно, повторяют геометрические формы, знакомятся с предметной и другими видами аппликации.

  • Дети развивают навыки вырезания, учатся правильно и безопасно пользоваться ножницами.
  • Учатся композиции, совершенствуют навыки работы с бумагой, клеем.
  • Развивают творческие способности.
  • Воспитывают трудолюбие, ответственность, умение доводить работу до конца, аккуратность.

Для работы нужно приготовить:

  • цветную бумагу, картон для основы;
  • ножнички, шаблоны фруктов;
  • клей: карандаш или ПВА, тогда нужно приготовить кисточки и напомнить, как с ними работать;
  • карандаши.

В начале занятия воспитатель проводит беседу о фруктах: чем они полезны, как они растут и выглядят. Объясняет, чем они сегодня будут заниматься, напоминает о правилах обращения с ножницами и бумагой . Можно напомнить о загадках. Потом воспитатель показывает картинку «Ваза с фруктами» и объясняет, что сегодня они сделают объёмную аппликацию.

Дети в этой группе уже имеют навыки вырезания, поэтому аппликация «Корзина с фруктами» не покажется им сложной.

Вначале нужно приготовить шаблон вазы или тарелки. Следует нарисовать её и вырезать. Детям, которые затрудняются это сделать, воспитатель помогает нарисовать шаблон, а вырезают они сами. На однотонный картон наклеивают бумажную корзинку или тарелку.

Потом приступают к изготовлению фруктов. Жёлтую бумагу складывают вдвое и ещё раз вдвое. Рисуют шаблон груши. Так как бумага имеет четыре слоя, вырезаем 4 фрукта.

Таким же образом вырезаем остальные, но для яблока берём розовую и жёлтую бумагу и вырезаем по 2 яблока каждого цвета.

Складываем пополам каждую заготовку. Потом склеиваем за боковинки по четыре заготовки. Теперь нужно гармонично разложить готовые фрукты на вазе, приклеить, раскрыть каждый.

В конце занятия дети рассматривают свои работы, а воспитатель каждой работе даёт оценку, как правило, положительную. У детей после похвалы повышается самооценка и желание работать дальше.

Можно для закрепления навыков провести позже занятие «Аппликация овощи на тарелке».

Галерея: аппликация ваза с фруктами (25 фото)



















Создание обрывной аппликации в старшей группе

  • воспитывать интерес к аппликации;
  • познакомить с выполнением аппликации из обрывков бумаги;
  • развивать мелкую моторику;
  • приучать аккуратно, последовательно и самостоятельно работать.

Нужные материалы:

После вступительной беседы дети приступают к изготовлению вазы. У каждого ребёнка есть шаблон-схема с нарисованными вазой и фруктами. Педагог предлагает взять фиолетовую бумагу для винограда и нарвать мелкие кусочки. Потом намазывают клеем силуэт фрукта. Кусочки бумаги приклеивают аккуратно и плотно друг к другу. Таким же образом заполняют остальные силуэты.

Скатерть намазывают клеем и заполняют отрезками белых ниток размером не более 1 см.

Карандашом дети подрисовывают хвостики и листочки к каждому фрукту. Потом из обрывков цветной бумаги делают рамку по краю листа картона с вазой.

По итогу дети старшей группы вместе с педагогом любуются своими работами.

«Корзинка с фруктами» в подготовительной группе

Дети этого возраста имеют навыки работы с аппликацией, потому задание выполняют самостоятельно. Они продолжают совершенствовать свои навыки и умения, а также учатся новым приёмам и развивают свои творческие способности . Дети повторяют геометрические фигуры.

Что нужно приготовить к занятию:

Воспитатель объясняет, что дети будут делать на занятии. Рассказывает, что такое натюрморт, демонстрируя приготовленный иллюстративный материал.

Начинают работу с изготовления корзины. Коричневую и жёлтую бумагу разрезают на полосочки. Коричневые полосочки раскладывают на столе, жёлтые переплетают с коричневыми, создавая имитацию плетения корзины. Получается клетчатый коврик. Его переворачивают и к обратной стороне прикладывают шаблон корзины, обводят карандашом и вырезают. Наклеивают на картон или лист плотной бумаги. Этот процесс сложный, некоторым детям понадобится помощь воспитателя .

Дети рисуют фрукты и вырезают их. Потом по этим шаблонам вырезают и наклеивают фрукты в корзинку. Приклеивают зелёные хвостики и листочки. Пару фруктов приклеивают возле корзинки, как будто они выпали.

Можно провести занятия на следующие темы: «Корзинка с овощами», «Корзинка с грибами». Последнее занятие усложняется тем , что грибы состоят из двух деталей разного цвета. Нужно вырезать шляпки красного или коричневого цвета и белые или серые ножки. Затем обе детали склеить в один гриб.

Аппликация «Фрукты на тарелке» проводится для закрепления умения работать самостоятельно.

В старшей или в подготовительной группе можно провести занятие «Ваза с цветами». Стоит обратить внимание детей , что для фруктов и овощей нужна низкая широкая ваза, а для цветов высокая красивая. Таким образом, можно научить детей вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. В таком случае вырезаем половину шаблона и получаем целое после разворачивания вырезанного силуэта.

После этого можно вырезать цветы. Нужно предложить детям изготовление простых цветов: тюльпаны, колокольчики или любые другие. Дети могут сами решить : наклеивать их так, чтобы не были видны стебли цветов или наклеить цветы повыше, добавив зелёные стебельки с листочками.

В старшей и подготовительной группах можно познакомить детей с созданием фруктов и овощей путём сминания салфетки нужного цвета в шарик. Потом шарики приклеиваем на вазу, тарелку, корзинку. Можно провести в этих группах аппликацию из ниток. Нарисованные фрукты и овощи на бумажной тарелке намазываются клеем и на него приклеиваются густо обрезки ниток соответствующих цветов.

Особенности занятия по аппликации в младшей группе

Дети младшего возраста ещё не умеют вырезать. Воспитатель нарезает различные фрукты или овощи, вырезает силуэт банки для консервирования. Занятие можно проводить индивидуально , тогда банка есть у каждого ученика; при коллективной аппликации дети наклеивают фрукты в общую банку.

Перед занятием педагог рассказывает сказку о том, что фрукты нужны зайчикам или медвежатам. Он читает стихи или загадки. Повторяет с детьми названия и цвет каждого фрукта, объясняет для чего фрукты нужно консервировать.

Потом дети приступают к работе и наклеивают готовые бумажные фрукты на банку так, как объяснил воспитатель: чтобы они не выступали за края банки и не наползали один на другой. Если младший ребёнок растеряется и не сможет начать работу, воспитатель помогает .

Потом дети любуются работой вместе с воспитателем. Он хвалит хорошую работу детей, угощая их фруктами.

Влияние занятий по аппликации на развитие творческих способностей детей

В детском саду занятия по аппликации проводятся во всех группах и усложняются с возрастом . Дети учатся вырезать, работать с ножницами, бумагой, клеем. У них происходит не только развитие физических навыков, но и умственное развитие: они в процессе занятия учатся запоминать названия фруктов и овощей, различать их по внешнему виду, запоминают названия красок, повторяют геометрические фигуры, получают начальные знания по композиции и сочетанию цветов.

На этих занятиях у детей воспитывается аккуратность , умение спланировать свою работу и довести её до конца. На коллективных аппликациях дети учатся работать вместе, не мешать друг другу, помогать в случае необходимости, радоваться результатам коллективного труда.

В школе занятия аппликацией продолжаются и дети совершенствуют свои навыки, полученные в детском саду. Аккуратность, трудолюбие, ответственность за свою работу востребованы в школе на уроках труда и даже на таких серьёзных уроках, как математика и иностранные языки.

Эти полезные качества личности будут нужны детям по мере их взросления всё больше и больше. Поэтому к занятиям аппликацией нужно относиться с должным уважением .

Конспект занятия по аппликации в средней группе ДОУ на тему «Друзья для Неваляшки»

Программное содержание
Задачи
Образовательные:
Научить детей вырезать круг из квадрата путем срезания углов
Совершенствовать навыки ребенка в аппликации
Развивающие:
Развивать координацию, творчество, цветовое восприятие и аккуратность
Воспитательные:
Воспитывать интерес к аппликации
Методы и приемы: заинтересовывающий момент, художественное слово (загадка про неваляшку), игровой прием (сделаем друзей для неваляшки), обследование неваляшки, словесные методы и приемы (указания, замечания и т.д.)
Вводная часть: сообщение цели и задач задания, рассматривание игрушки, повторение техники безопасности при работе с ножницами, повторение правил наклеивания
Основная часть: индивидуальные указания и пояснения
Заключение: анализ детских работ
Предварительная работа: дидактическая игра на определение форм предметов, проведение занятий по рисованию и лепке неваляшки, разучивание песен и стихов о неваляшке.
Индивидуальная работа: закрепить с Машей навыков наклеивания
Материалы и оборудования: игрушка - неваляшка, кисточки, клеенки, подставки по количеству детей; квадраты красного цвета с размерами 7х7, 4х4 и 2х2 по количеству человек, квадраты белого цвета с размером 3х3, альбомные листы и ножницы по количеству человек, цветная бумага зеленого, желтого, синего, голубого, черного, коричневого цветов для украшения матрешки по количеству детей.

Ход занятия
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришел Гость. Но чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку. Слушайте меня внимательно:
Эта игрушка совсем не любит спать,
Кладешь ее - встает опять,
Красавица-милашка
Зовется...
Дети: Неваляшка!
Воспитатель: Правильно, дети! К нам в гости пришла Неваляшка. Она хочет чтобы мы ей помогли. В игрушечном домике она живет одна, и Неваляшке там скучно. Как мы можем ей помочь?
Дети: Сделать ей друзей-неваляшек!
Воспитатель: Точно! Посмотрите внимательно на неваляшку. Из каких частей состоит неваляшка?
Дети: Голова, туловище, две ручки.
Воспитатель: А на какую фигуру похожи части тела игрушки?
Дети: На круг.
Воспитатель: Обратите внимание на круги, они одинаковые или разные?
Дети: Разные!
Воспитатель: Какого они размера?
Дети: Туловище из самого большого круга, голова из среднего, а ручки из маленьких.
Воспитатель: А какого цвета лицо неваляшки?
Дети: Белого!
Воспитатель: А еще что есть у неваляшки?
Дети: Глаза, волосы, пуговицы...
Воспитатель: Вам понравилась неваляшка?
Дети: Да, понравилась!
Воспитатель: Давайте мы сделаем для нее друзей?
Дети: Давайте!

Вот такую аппликацию показываем детям для ее обследования перед началом работы над аппликацией.

Воспитатель: Но сначала я покажу вам как из квадрата получить круг. У круга нет углов, значит чтобы квадрат превратился в круг углы нужно срезать. Начну вырезывать круг с серединки одной стороны квадрата, буду плавно закруглять уголок до середины другой его стороны, так, чтобы уголок отпал. У вас получится вот такой, достаточно ровный, круг. Сейчас вы поняли как получить из квадрата круг?
Дети: Да!
Воспитатель: Перед тем как начать работу над аппликацией, давайте вспомним как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед. Ножницы нельзя подносить к лицу, оставлять с раскрытыми лезвиями, бросать. Научите правильно передавать ножницы другому человеку: держать за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед. Не забывайте, что сначала нужно разложить предметы, лишь потом приступать к наклеиванию. А вы помните как нужно правильно наносить клей?
Дети: От центра к краям!
Воспитатель: Правильно! А теперь приступаем к работе... Ребята, закончили работу. Посмотрите, какие у нас получились неваляшки. Какие они все красивые, нарядные. Теперь нашей неваляшке не будет скучно. Ведь у нее столько друзей!

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Г. Новосибирска

«Детский сад № 28 комбинированного вида№

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

по теме: аппликация «Колючий недотрога»

Мальцева Валентина Александровна, воспитатель

Новосибирск 2015

Цель: Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, нанесенный на картон. Учить наносить пластилин тонким слоем, выполнять аппликацию, соблюдая последовательность .

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Задачи:

  1. Образовательная:

Учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации;

продолжать учить детей вырезать из бумаги, сложенной вдвое;

Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

Закреплять умения пользоваться пластилином: отщипывать, разминать, намазывать тонким слоем;

  1. Развивающая:

Развивать усидчивость, терпение, чувство цвета и творческое воображение при создании композиции;

Развивать творческие способности детей;

Развивать мелкую моторику рук;

Продолжать формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам;

  1. Воспитательная:

воспитывать интерес к творчеству и аккуратность в работе;

Самостоятельность, художественный вкус.

Материалы:

Лист картона формата А4 темно-зеленого цвета для фона;

Цветная бумага желтого и оранжевого цвета;

Рисунок «ежа» на белом листе бумаги;

Пластилин черного цвета;

Простой карандаш;

Семена цветов;

Ножницы;

Клей-карандаш;

Ход работы:

Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно подумаете и скажите мне ответ.

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это...

Дети: Еж.

Воспитатель: Молодцы! (Показывает изображение ежа). А теперь послушайте небольшой рассказ про ежа.

Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.

Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ёжа всегда влажный.

Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.

Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинают лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.

Как вы думаете поют ли ежики?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: На самом деле поют. По весне. Песня самца небогата красками. Это всего лишь монотонное пыхтение. Ёжик всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак».

Как вы думаете а ежику грустно одному в лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте с вами сделаем нашему ежику много друзей.

Этапы выполнения работы:

  1. Возьмите листы белой бумаги с изображением ежа и положите их перед собой. Разомните пластилин черного цвета и мягким пластилином замажьте туловище ежа.
  1. Давайте приготовим украшение для наших ежей. Для этого возьмите ножницы и вырежьте из бумаги сложенной вдвое желтого и оранжевого цвета осенние листья деревьев.

Воспитатель предлагает детям сделать физминутку:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

  1. Вырежете ежа и приклейте его по центру зеленого картона.
  1. Возьмите семена цветов и посыпьте на пластилин, а теперь пальцами вдавите семена в пластилин.
  1. Приклейте вырезанные листья вокруг ежа по краю картона.

Воспитатель: Теперь ежу не будет в лесу грустно.

Вот такие работы получились у наших детей

Воспитатель: А теперь послушайте веселое стихотворение про ежей.

«Ёжики смеются»
Корней Чуковский

У канаки
Две козявки
Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобно булавки:
Мы булавкам сами утыканы.

Рефлексия:

Что мы делали на занятии?

Что нового узнали про ежей?

Что понравилось?

Что было интересно? Что было трудно выполнить на занятии? Что на занятии далось легче всего?

Воспитатель : вы молодцы: хорошо трудились ручками, активно думали головками, и у вас получились замечательные аппликации. Всем спасибо. Занятие окончено. Теперь приведите свое рабочее место в порядок.


Малыши - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную любознательность и познавательную активность ребёнка новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки моделирования, разовьёт представление о правилах композиции среди учеников средней группы.

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Особенности занятий по теме «Большой многоэтажный дом» по аппликации в средней группе

Виды аппликаций:

  • предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, дерева, машины, сказочного героя, и т. д.
  • сюжетная и пейзажная аппликация - композиция, изображающая взаимодействие нескольких объектов или персонажей;
  • декоративная - стилизованная обработка по законам пропорционального размещения деталей, декоративное преобразование реальных предметов в виде орнамента с использованием ярких цветовых украшений геометрической, растительной формы, абстрактных фигур животных, птиц, человека.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого готовятся отдельные детали, например, нарезаются квадратики из полосок, обрываются и скатываются шарики из кусочков салфеток, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими элементы, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий.

При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дома, пешеходный переход, облака и т. д.) и только потом приклеить фигуры первого плана (деревья, машины, снег).

Фото: Коллективные работы на тему «Дом»

«Цветные домики» «Улицы родного города» «Вечерний город» «Сказочный город» «Заснеженный город» «Наш город» Столичный город

Значение аппликации

  • Интеллектуальное развитие - обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, развиваются абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
  • Нравственное воспитание - занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
  • Развитие сенсорики - аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование чувства вкуса к изобразительной деятельности, благодаря чему развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание - развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.

Программным нововведением в средней группе является задача по освоению навыка резания ножницами, что требует развитой координации движений и хорошей моторики кисти руки для совершения правильных ритмических действий новым инструментом (ножницы должны разрезать бумагу, а не мять). Первые три месяца учебного года посвящены обучению навыкам прямого резания полос до 5 сантиметров, нарезанные квадратики и прямоугольники в дальнейшем используются для игр (билетики в ролевой игре) или для конструирования более сложных аппликаций (окна дома, флажки и т. д.). При выполнении декоративных работ уделяется внимание, прежде всего, заполнению центра формы.

Конструирование из готовых геометрических форм

Для выполнения работ на занятиях по аппликации используются как готовые силуэты и формы, так и вырезанные детьми самостоятельно. Увеличивается объём самостоятельных действий детей, например, можно предложить выбрать цвет и подходящую форму для выполнения задания.

Основные задачи по аппликации в средней группе:

  • совершенствовать комбинаторные способности по составлению предмета из нескольких частей;
  • обучать умению оперировать несколькими геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник) в количестве десяти-двенадцати деталей для составления предметов или композиции декоративного узора;
  • изучить форму овала и треугольника;
  • развивать умение применять разные по величине и цвету формы;
  • освоить и закрепить навыки прямого (в разных направлениях) и округлого вырезания.

Технические приёмы аппликации, которые используются в средней группе

  • Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (домики, дым из трубы, облака, пушистый снег, кирпичная кладка, мостовая и т. д.).

    «Осенний город»

  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.

    «Домик в деревне»

  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают объёмную фактуру предмета. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.

    «Мой город» (кроны деревьев выполнены способом торцевания)

  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
  • Геометрическая - четырёхлетним детям проще освоить конструирование из простых геометрических форм и научиться складывать фигурки предметов из комбинации треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.

  • Аппликация из ткани. Особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.

    «Летний город»

  • Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в оригинальный фон для коллективной композиции.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.

    «Солнечный город» - аппликация из крупп

    Аппликация из ниток

  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.

    «Дом в лесу»

Этапы и методические приёмы проведения занятия

В средней группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение двух занятий по аппликации в месяц. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия

1. Организационная часть (3–5 минут).

Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы, цвета и составных частей. Необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ.

Беседа с детьми на занятии по аппликации на тему «Мы - строители» (автор конспекта Динара Киреева)

Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
-Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Кто это?
Д: Буратино
Б: Здравствуйте, ребята! Я вам принёс загадку, а вы готовы её отгадать?
Д:
Б: Средь облаков на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строитель)
На мольберте воспитатель показывает иллюстрацию строителя.
В: Буратино, наши ребята про строителей много чего знают. Посиди с нами и послушай.
Беседа о строителях
В: Что делают строители?
Д: Строят дома, больницы, детские сады, магазины.
Показ иллюстраций.
В: Ребята, а как вы думаете люди каких профессий строят дома?
Д: Маляры, каменщики, крановщики, плотники.
Показ иллюстраций.

Строительные профессии

В: Правильно. Маляры красят дома, каменщики делают окна, полы, подоконники, крановщики работают на подъёмном кране, поднимают грузы.
- А какая техника им помогает при строительстве домов?
Д: Экскаватор, подъёмный кран, грузовики, каток, бульдозер.
Показ иллюстраций.

Строительная техника

В: Все люди, которые строят дома называют строителями. А вы хотите стать строителями (Ответы детей)
В: Давайте, ребята, пройдём за столы, а Буратино пойдёт с нами и будет смотреть нас.
Физкультурная пауза (аудиозапись)
Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок
Раздаётся громкий стук. Руки в стороны
Строим дом, дом большой Руки вверх
И с крылечком и с окном. Руки перед грудью
Разукрасим мы дом Красим руками
На верху флажок прибьём. Флажок из пальцев
Будут жить в доме том Показ Зайка с мишкой и котом.
Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)
Строим, строим новый дом. (Пилим)
Ты пила пили быстрей.
Строим домик для друзей.

Познавательная беседа с детьми

Беседу развивающего и познавательного характера имеет смысл начать с вопросов о названиях улиц, транспорте, можно провести небольшой интересный экскурс в историческое прошлое города, вспомнить о достопримечательностях и памятниках, которые являются визитной карточкой, символом родного города. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов: сказку «Заюшкина избушка», поэтическую сказку «Кошкин дом», приключения трёх поросят, мечту дядюшки Тыквы о домике из литературной сказки Джанни Родари о Чипполино и т. д.

Стихотворения и загадки, которые можно использовать на занятиях, посвящённым темам о доме или городе.

Города бывают большие и маленькие.
Города бывают молодые и старенькие.
Но они движутся, рвутся, живут
И непременно все шире растут.
Вы мне скажите, а кто так старается,
Что города быстро так разрастаются?
А старается высокий и огромный
Кран подъёмный!
Подъёмный кран строит город большой,
Плиту на плиту кладёт.
Будет ему этот город родной,
Когда он вовсю расцветёт! (Т. Саксон)

Город - это не только улицы
И небо, что сильно хмурится.
Город - это ещё и прогулки,
Домики, скверы и переулки.
В городе украшенье двора -
Громкая шумная детвора!
Занятие детям найдётся всегда,
Ведь много таят в себе города!
Кто на самокате прокатится чуток,
А кто-то - рассматривать будет песок.
Город - для всех развлечение,
Одна прогулка - уже приключение! (Т. Саксон)

Мой дом.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома - голубой.
Заходите смело в дом!
- Приглашаете? Войдём! (Н. Голь)

Окно.
День за днём идёт кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимой - синеет лёд,
Снег летит, играя.
Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края. (А. Шибаев)

Лестница.
Раз - ступенька,
Два - ступенька,
Три - ушиблена коленка.
На четвёртой
На ступеньке
Я встаю на четвереньки.
Пусть ступеньки высоки,
Высоки,
На коленках синяки,
Синяки.
Я по лестнице поднялся,
Остальное - пустяки! (А. Ахундова)

Крыша.
Если есть крыша
И лестница есть,
Можно на крышу
Пол лестнице влезть.
Можно по крыше
Побегать потом,
И можно лечь, развалиться.
Все можно.
Нельзя забывать лишь о том,
Что с крыши можно
Свалиться! (В. Данько)

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый… (Дом)

Целый день они не спали,
С солнцем в салочки играли,
Солнечные зайчики
Прыгали, как мячики.
А когда настала ночь
Спать легли они устало
И накрылись одеялом. (Окна с занавесками)

Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом с балконами)

Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки,
Ровные спинки,
Старый гриб ломается,
Новый растёт. (Улица с домами)

В два ряда стоят дома -
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

2. Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем пошагового алгоритма выкладывания и приклеивания элементов (2–3 минуты).

Уровень развития пространственного мышления детей пока не позволяет самостоятельно определить местонахождение детали в композиции узора или правильное расположение составной части предмета, поэтому воспитателю необходимо наглядно демонстрировать и пояснять последовательность выполнения задания. Дополнительного пояснения и показа требуют незнакомые операции, например, срезание уголков у прямоугольника для получения трапециевидной формы крыши, знакомые формы (прямоугольник и квадрат) дети вырезают самостоятельно. Повышенное внимание уделяется трудовой культуре, аккуратному и безопасному обращению с ножницами, для чего целесообразно разделить детей на подгруппы до семи человек во время обучения правильной работе с новым инструментом. Дети должны научиться уверенно держать ножницы и осуществлять ими движения, которые не будут мять бумагу.

Воспитатель работает вместе с детьми

3. Самостоятельная работа детей (15 минут).

После внимательного прослушивания объяснений педагога дети вырезают детали и приклеивают их на основу в соответствии с заданием. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания, всё необходимое оборудование и заготовки желательно подготовить на рабочих столах заранее.

4. Анализ и подведение итогов (2–3 минуты).

Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, вместе с детьми обсуждает степень аккуратности работ (чёткие и ровные края, отсутствие следов клея), а также соответствие созданного ребёнком образа оригиналу или образцу, отмечает удачные творческие идеи и оригинальные эксперименты.

Конспект занятия

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией в средней группе обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Освоение навыков работы с ножницами, клеем и цветной бумагой, обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина.
  • Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
  • Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.

Конспект занятия по аппликации на тему «Город Дружбы» (на основе конспекта Н. Парсовой)

Задачи:

  • научить воспитанников вырезать несколько одинаковых деталей из полоски (окна дома, крыши домов, полоски для пешеходного перехода);
  • размещать окна на уровне одной линии;
  • развивать навыки составления композиции;
  • пробуждать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к малой родине;
  • развивать умение согласованно работать в коллективе.

1. Вводная беседа, которая вплетена в игровую ситуацию. Можно использовать наглядный материал, например, фотографии или картинки, изображающие улицы, архитектурные достопримечательности родного города, которые будут легко узнаваемы детьми и вызовут положительный эмоциональный настрой.

Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте, дорогие ребятишки средней группы». Мне нужна ваша помощь. Наш дом друзей стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для наших друзей. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои друзья Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Жираф, Лев будут вам очень и благодарны». Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Чебурашки.
(Картинка из мультфильма). Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети: «Мы поможем построить новые дома».
Актуализация знания.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом?
- А, как стоить дома, из чего? (беседа)
- Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей).
- Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (Прочные, тёплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие)
- Какая должна быть крыша? (Не промокаемая, прочная)
Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
- Ну как нам определиться, какие нам нужны дома.
- Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей)
- Где узнать? (Ответы детей). Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа).
Открытие нового знания.
- Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор). Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с их помощью он рисует чертёж дома.
- А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер)
- Что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом. А уже по чертежам дальше работают (кто?) строители.
- Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик).
- Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома.

2. Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленный заранее лист ватмана с некоторыми приклеенными и нарисованными элементами будущей композиции, например, дорога, один домик, дерево. Затем воспитатель предлагает детям закончить картину, дополнив её недостающими фигурами и силуэтами, дорисовать карандашами детали домов и машин.

Воспитатель объясняет и показывает приёмы и способ изготовления деталей аппликации.

Берём полоску бумаги, складываем её в несколько раз, затем раскладываем и разрезаем по линиям сгиба, так получим окошки. Если лист сложить пополам и затем разрезать, то получатся стены домов. Прямоугольники, уголки которых сверху срезаются, превращаются в крыши.

Вы должны «построить» новые красивые и уютные дома для друзей Крокодила Гены, «посадить» деревья. По дорогам нашего города поедут легковые и грузовые машины (силуэты деревьев и машин воспитатель готовит заранее).

3. Дети самостоятельно работают. Воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости, контролирует работу с ножницами и клеем.

Коллективная работа детей

4. Подведение итогов.

Сколько прекрасных домов на нашей улице, в них будут жить счастливые, дружные семьи, взрослые и дети. Все наши дома уютные, тёплые и гостеприимные. Вы большие молодцы!

Готовая композиция

Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций

«Наша группа - дружный дом» - коллективная работа по созданию символа группы

Материал: заготовка из ватмана в форме дома, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Инструкция:


«Зимний город» - коллективная аппликация с элементами нетрадиционной техники

Материалы: ватман, гуашь, заготовки в форме нарезанных больших прямоугольников для силуэтов домов и полосок для окон и крыш, клей, кисточка.

Предварительная работа: воспитатель тонирует фон гуашью синего цвета, затем предлагает детям из заготовок построить город.

Тонировать фон

Инструкция:

  1. Каждый ребёнок выбирает большой цветной прямоугольник для своего дома, нарезает маленькие прямоугольники из жёлтых полосок, срезает уголки на полосках для крыш и начинает приклеивать окошки. Воспитатель напоминает воспитанникам, что необходимо стараться аккуратно мастерить свой дом, не оставляя следов клея.

    Приклеить маленькие прямоугольники (окошки) на большой прямоугольник

  2. Когда дома будут готовы, дети приклеивают их на основу, присоединяют крыши.

    Готовые дома приклеить на ватман

  3. Ребята разрезают ватные диски пополам, затем дополняют ими композицию для изображения сугробов.

    Приклеить половинки ватных дисков (сугробы)

  4. Затем наносят на основу мазки клея и присыпают их манной крупой (снег).

    С помощью манной крупы изобразить снег

  5. Готовая композиция.

    Готовая работа

«Дома на нашей улице» - коллективная работа

Работу дети выполняют самостоятельно.

Инструкция:


«Мой родной город» - коллективная аппликация

Материалы: большие прямоугольники, полоски для крыш и окон.

По ИЗО деятельности

Конспект занятия по аппликации
для старшего дошкольного возраста

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Задачи:

  1. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

  1. Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
  2. Развивать зрительный контроль действия рук.
  3. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материал и оборудование:

Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей) . Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.

Чем отличаются сказочные птицы от обычных?

А что у них общего?

Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей) .

На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей) .

Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».

(Дети проходят и садятся за столы) .

Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.) . Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.

Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания) .

Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.

(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы) .

Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.

Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.

(самостоятельная творческая деятельность детей) .

Организация выставки.

Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.

(рассматривание и анализ детских работ) .

Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким -

Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)