Методическая разработка (старшая группа) на тему: Диагностика развития памяти. Методики исследования памяти у детей

Методика 13. «Запомни цифры» Методика 14. «Выучи слова» Все страницы

Страница 1 из 4

  • Предыдущая
  • 1 of 6
  • Следующая

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание , в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.



Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать .

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям - добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение - ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены - не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых - родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть - из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие - полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений - не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов - это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова - возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки - возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения - показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение - показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма - если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия:

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем - 4 цифры, затем - пять, и т.д., и так - до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа». Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов.

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня - для детей, и более сложный информативный рассказ - для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз - через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок - при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста - уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения - это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

— Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

— Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза. После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

— Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

— Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много - тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало - получает одно очко. Набрал три очка - становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

— Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

— Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

— Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти . А игра , ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют, стимулируют, регулярно упражняют. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать . Развивать память, внимание и другие познавательные функции мозга можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели .

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Память Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение узнавание воспоминание припоминание

Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди

Дошкольники

Д иагностика кратковременной памяти Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.

Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Рисование по памяти ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Исследование долговременной памяти В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

Исследование двигательной памяти Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.

Обследование слуховой памяти Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их-и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), - все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз ». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Количество повторений лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь 1 2 3 4 5 Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

Исследование зрительной памяти Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов 10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Диагностика ассоциативной памяти

Школьники

Обследование памяти по временным характеристикам

Исследование кратковременной памяти Методика "Чем залатать коврик?« В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.

Оценка результатов 10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. 8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

Обследование долговременной памяти Методика «Долговременная память» Методический материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Порядок выполнения и инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле: А - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти

Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100% - высокий уровень; 50-75% - средний уровень; 30-50% - низкий уровень; ниже 30% - очень низкий уровень.

Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

Исследование слуховой памяти Методика А. Р. Лурни (проба на запоминание 10 слов) Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения. Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна). Через 30-60 мин проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.

13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87 Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Обследование зрительной памяти Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Взрослый человек

Обследование зрительной памяти Методика: «память на числа » Процедура исследования: Задание заключается в том, что обследуемому демонстрируется в течении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Задание: обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Инструкция: "Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить... Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай". Примерные наборы слов: гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река; 2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша; 3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Обработка: При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы ученик запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания: какие группы слов ученик запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь.

К сожалению тестовых норм на эту методику не разработано, поэтому учителю предлагается оценить результаты по своей выборке (т. е. по результатам своих учеников определить низкую, среднюю и высокую запоминаемость детей одной возрастной категории). Обычно нормальный средний школьник запоминает 10 слов после 8-9 повторений. Следует также обратить внимание на повторное воспроизведение: какие слова воспроизведены, сколько, какие забылись

Методика "Пиктограмма" предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет.

Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания. Инструкция: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя.» В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.

Список слов и словосочетаний. -Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок

После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов. Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.

Уровень развития опосредованного запоминания Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10). Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10. Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.


"Давай выучим стишок к празднику!" - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

С точки зрения известного психолога, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. {По материалам.)

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.

Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам)

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную , слуховую , обонятельную , вкусовую , осязательную . В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам).

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
(По материалам)

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.

1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Томский Государственный Педагогический Университет»

П едагогический факультет

К афедра Д ошкольного образования и логопедии

Курсовая работа

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: Перова О.В.

Студентка 672 группы

Педагогического факультета

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что изучению развития памяти у детей в зарубежной психологии посвящено большое количество работ, их обзор дан в монографиях А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина и др.

К. Бюллер, изучая проблему детской памяти утверждает, что память в детские годы носит механический и субъективный характер.

Э. Мейман в «Лекциях по экспериментальной педагогике» также утверждает, что «в самом раннем детстве память ребёнка работает абсолютно механически». Прочность запоминания, по его мнению, наоборот, с возрастом ослабевает, хотя в то же время он не отрицает и некоторого улучшения её с годами в более раннем периоде развития ребёнка (5-6 лет).

В отечественной психологии процесс памяти связывали с жизнью и активностью ребёнка, с его сознанием, рассудочной деятельностью, с особенностями его личности. Такой подход к изучению вопросов детской памяти прослеживается и в работах К.Д. Ушинского. Формулируя исходные позиции в проблеме памяти, он старался подчеркнуть, что запоминание есть процесс образования ассоциаций, но в его понимании ассоциации - это не только ассоциации по смежности (по единству места, время и т.д.), но и рассудочные ассоциации, ассоциации «по сердечному чувству» и особые ассоциации развития.

Л.С. Выготский и П.П. Блонский открыли новый подход в изучении памяти. Блонский выделил четыре основных вида памяти: моторная, аффективная, образная и вербальная. Выготский раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной, мыслительной деятельности ребёнка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим был обеспечен подход к памяти как к сложной деятельности ребёнка, формирующейся под влиянием общения со взрослыми.

Цель: изучить проблему развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста.

1. изучить особенности психического развития дошкольников.

2. изучить методы диагностики памяти и произвольности у дошкольников.

3. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста.

Глава 1 Психологическая природа памяти

1.1 Основные процессы и виды памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности . Определяя нашу индивидуальность, она заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Из определения памяти ясны её основные процессы: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Успешная деятельность человека во многом зависит от скорости данных процессов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новых образов и впечатлений, путём связывания их с приобретёнными ранее. С запоминания начинается деятельность памяти.

Выделяют несколько видов заучивания:

· Преднамеренное (с целью запомнить и приложением волевых усилий);

· Непроизвольное (без цели на запоминание и без волевых усилий);

· Механическое (при усвоении информации не выстраивается логическая связь);

· Осмысленное (при усвоении информации выстраивается логическая связь между частями);

· Заучивание (многократное повторение до полного и безошибочного запоминания, с применением определенных примеров);

2. . Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, который ранее воспринимался. Может протекать преднамеренно и непреднамеренно.

Выделяют несколько форм воспроизведения:

· Узнавание (воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия);

· Припоминание (наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности поставленной задачи);

· Воспоминание (воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве).

· Реминисценция (непроизвольное воспроизведение того, что казалось уже забытым).

3. Сохранение - это сохранение заученного в памяти.

4. Забывание - это процесс заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закреплённого в памяти образа.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Существует ряд факторов, влияющих на скорость забывания:

· Возраст;

· Не понятный, не интересный, большой по объёму материал;

· Информация не связанная с потребностями человека;

· Учение материала без перерыва;

· Информация во многом сходна с предыдущей.

Виды памяти принято выделять по разным основаниям: по содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:

1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;

2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Таким образом, все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится. Рассмотрим подробнее каждый вид.

1. По содержанию запоминаемого материала.

· Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

· Словесно-логическая память - это наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

· Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.

· Эмоциональная память - это память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные эмоции уже пережитые человеком воспроизводятся в определённых ситуациях. Она позволяет человеку регулировать поведение в процессе пережитых чувств. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

2. В зависимости от способа запоминания .

· Логическая - запоминание материала, вызывающего интерес и понимание. Благодаря выстраиванию логических связей, запоминаемый материал быстрее воспроизводится и сохраняется в памяти на более длительный срок.

· Механическая - это запоминание материала через заучивание, «зазубривание».

3. По длительности сохранения материала.

· Мгновенная (иконическая) - это память, которая способна удерживать точную и полную картину только что воспринятую органами чувств. Она не перерабатывает полученную информацию, а только отражает её. Если информация не перешла в другой вид памяти, то она стирается. Эта память обладает высоким объёмом, но имеет краткий период сохранения.

· Кратковременная - память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 +_ 2 единиц материала.

Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала.

· Промежуточная - в ней хранится переходящая информация (от несколько секунд до нескольких дней), пока не возникает возможность перевести её в долговременную память. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

· Долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. При этом чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.

Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

4. В зависимости от целей деятельности .

· Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

· Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором ставится специальная цель и есть мнемических приёмы.

Непроизвольная и произвольная память в месте с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает не произвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. При этом в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

1.2 Воля и произвольность у дошкольников

Первые проявления волевых действий обнаруживаются вместе с появлением у ребёнка определённой направленности желаний. Давыдова отмечает волевые проявления у дошкольников уже на втором году жизни. Речь идёт о проявлении моторного волевого усилия. Целенаправленность действий дошкольников исследовалась В.К. Котырло (1971г.). Устойчивость цели рассматривалась ею, как основной критерий волевого поведения. Результаты исследований показали, что способность удерживать цель на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается. Так же имеет место и другой факт: возможность удерживать цель находится в прямой зависимости от трудности и длительности выполнения задания.

Но как отмечает Н,Н, Толстых: «Любая цель воспринимается ребёнком в контексте его деятельности, отношений со взрослым или со сверстниками. Поэтому, выдвигая перед ним конкретную цель, необходимо учитывать тот мотивационный контекст, в котором она будет воспринята». В связи с этим особый интерес представляет содержание мотивов, побуждающих дошкольников к волевым и произвольным действиям. Среди таких действующих мотивов Н.М. Матюшина, Н.И. Рейнальд, выделяют поощрение и признание взрослого, игровой мотив (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), соревновательный мотив (В.С. Мухина), мотивы самолюбия и признания сверстников.

В дошкольном детстве дети плохо принимают искусственно созданные ситуации и легче справляются с привычными, жизненными ситуациями. Важной для успешности выполнения задания является конкретность, определённость поставленной цели. А.Н. Леонтьев говорил о том, что цель одного и того же действия может по-разному осознаваться, в зависимости от того в связи с каким мотивом оно возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта.

Необходимым условием установления целе-мотивационных отношений в дошкольном возрасте является фиксация мотива в конкретной ситуации выполнения действия. Эту роль обычно выполняет присутствие взрослого или других детей. Мотив может также фиксироваться предметом, связанным с содержанием действия. Характерно, что речевая формулировка мотива не фиксирует его и не побуждает дошкольников к выполнению дальнейших действий.

Л.С. Выготский показал, что произвольность не только по-своему происхождению и содержанию, но и по своим механизмам является социальным образованием. Ребёнок не приспосабливается к противостоящим ему требованиям общества и не подчиняется им; он изначально находиться и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребёнка с другими людьми. Слово, будучи прежде всего орудием общения между людьми, становится затем средством мышлении и средством овладения своим поведением. Так в общих чертах осуществляется переход от действий непосредственных к действиям опосредованным, или от непроизвольных к произвольным.

Обзор литературы позволяет обнаружить определённые общие тенденции в развитии волевого и произвольного поведения.

· Процесс развития и волевого и произвольного поведения имеет единую направленность, которая заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и в становлении способности руководствоваться некоторыми внеситуативными регуляторами - речевая инструкция или моральный мотив.

· Изменение места регулятора поведения в структуре действия, а именно в его сдвиге с конца в начало действия.

· Активное участие и соучастие в данных процессах взрослого.

Е.О. Смирнова в результате своих исследований выделяет 4 группы детей по характеру поведения на занятиях:

· Активные и дисциплинированные дети

Эти дети стараются хорошо работать на всех занятиях, активно демонстрируют свои знания, в то же время они мало отвлекаются и внимательны к указаниям воспитателя.

· Активные недисциплинированные дети

Они часто поднимают руку и всегда готовы ответить, если же их не вызывают - кричат с места. Вместе с тем они постоянно нарушают дисциплину, часто отвлекаются, ведут себя «непредсказуемо», могут запеть или завизжать посреди занятия, залезть под стол.

· Пассивные дисциплинированные дети

Этих детей совсем не слышно на занятии. Они никогда не проявляют желания ответить и не поднимают руку. Когда воспитатель обращается к ним, - напряжённо молчат, а если и отвечают, то очень коротко и шёпотом. В то же время они никогда не нарушают дисциплину, ведут себя спокойно.

· Пассивные недисциплинированные дети

Самая трудная группа. Эти дети практически не слушают воспитателя и не работают на занятиях. При этом они систематически мешают их проводить - вскакивают с места, кидаются бумажками и карандашами, отнимают друг у друга предметы, громко жалуются на соседа. При большом количестве отвлечений у них практически отсутствует активность, связанная с темой занятия.

1.3 Становление произвольно й памяти у старших дошкольников

А.Н. Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания. Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминания, о чём свидетельствует значительное повышение числа удерживаемых в памяти слов по сравнению с числом слов, запоминаемых ими без помощи картинок. Им же было выдвинуто положение о том, что в это возрасте запоминание остаётся ещё непосредственным и непроизвольным.

В действительности, в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминание. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание мнемических целей происходит при участии волевого компонента и соответствующих мотивов.

Дети младшего возраста (3-4 года) имеют низкие показатели запоминания, это объясняется тем, что они не умеют намеренно, произвольно запоминать. У них пока не сформировались действия произвольного запоминания и припоминания. По мнению З.М. Истоминой самая характерная черта запоминания младших дошкольников в игре состоит в том, что при постановки перед ребёнком какой-либо задачи он не сразу вычленяет перед собой цель запомнить поручение или припомнить его. Существует так же ряд трудностей, которые возникают при анализе характера памяти у младших дошкольников. Главная состоит в том, что у детей этого возраста не способны объяснить то, как они запоминают. У них нет способности к самонаблюдению в отношении внутренних действий.

Рассмотрим развитие операций запоминания.

Самый простой способ, который применяют дети 5-6 лет, - это повторение поручения вслед за взрослым. Этот способ легко сознаётся детьми, и они нередко указывают на него, отвечая на вопрос о том, как им удалось запомнить порученное. Это самый ранний приём. Повторение здесь просто сопровождает процесс «принятия» поручения. Позднее этот вид приобретает новую форму и фиксацию. Ребёнок повторяет поручение не в процессе, а после того, как оно выслушенно. В некоторых случаях повторение имеет подлинно внутреннюю форму, форму мысленного повторения. Переход к мысленному повторению имеет большое значение - превращает операцию запоминания во внутренний процесс, благодаря чему возможна его дальнейшая интеллектуализация.

Процесс запоминания сформировывается к концу дошкольного возраста (6-7 лет). Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей говорит прежде всего изменение порядка предметов, названных ему, при воспроизведении, и объединение их по значению. Об этом же свидетельствует неточные воспроизведения и замена слов на близкие по значению.

Истомина в своих исследованиях выделяет 3 уровня поведения при запоминании поручения:

1. Не выслушивает поручение до конца, не делает попыток воспроизвести его тут же. Цель - запомнить поручение - не вычленяет.

2. Поручение внимательно выслушивает, стремится скорее передать его. Вычленяет цель запомнить (наличие мнемической цели), но специальные способы запоминания ещё не применяет.

3. Ребёнок повторяет то, что ему сказано, просит повторить поручение ещё раз. Применяет те или иные способы запоминания (наличие мнемических операций).

Каково же дальнейшее развитие этого процесса? К школе дети, как правило, овладевают действиями запоминания, и наблюдения за младшими школьниками показывают, что память их является произвольной. Запоминание и припоминание превращаются в сознательные целенаправленные действия и при переходе к систематическому обучению в школе, когда перед ребёнком встают специальные учебные задачи, эти процессы ещё раз перестраиваются и меняют своё структурное место в деятельности детей.

Г лава 2 . Диагностика и способы развития произвольной памяти

2.1 Методы диагностики памяти у дошкольников

Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.

· Методика «Узнай фигуры».

Эта методика - на узнавание. Детям предлагаются картинки и даются следующие инструкции:

Перед вами 5 картинок (прил. 1), расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не дольше чем 1,5 мин. даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок справился с задачами менее чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за 45-50 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - за 50-60 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - за 60-70 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - за 70-80 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - более 80 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни рисунки».

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки (прил. 2а) им даётся инструкция:

На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайтесь запомнить их, а затем узнать на другой картинке (прил. 2б). Время экспозиции стимульной картинки 30 сек. После этого данную картинку убирают с поля зрения ребёнка и предлагают ему вторую. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок узнал на картинке все девять изображений, меньше чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок узнал 7-8 изображений за 45-55 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - ребёнок узнал 5-6 изображений за 55-65 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок узнал 3-4 изображения за 65-75 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок узнал 1-2 изображения за 75-85 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок не узнал на картинке ни одного изображения за 90 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни цифры».

Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек.,экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок точно воспроизвёл 7-8 цифр (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок воспроизвёл 5-6 цифр (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок воспроизвёл 4 цифры (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок воспроизвёл 3 цифры (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок воспроизвёл 0-2 цифры (очень низкий уровень развития)

· Методика «Выучи слова».

Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)

2.2 Методы диагн остики произвольности поведения

При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой.

Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни дошкольников. Каждая ситуация содержит два типа действий:

1. действия по правилу, ограничивающие спонтанную активность ребенка

2. активные, самостоятельные действия, предполагающие творческое начало.

· Ситуация «Сон».

Взрослый подходил к ребёнку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь ко сну, и спрашивал: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого формулировал следующие «правила»:

1. лежать не двигаясь и не разговаривать

2. закрыть глаза

3. лечь на бочок и положить руку под щёку

При этом взрослый предлагал ребёнку думать о чём он захочет, только не открывать при всём этом рот, а рассказать всё потом, когда проснётся.

После этого взрослый отходил в другой конец комнаты и наблюдал за ребёнком в течение 15 мин., отмечая все его движения и характер выполнения правил.

· Ситуация « Конструктор » .

Эта ситуация представляла собой игру в стройку, в которой принимало участие два ребёнка. Взрослый показывал обоим детям конструктор и предлагал что-нибудь из него построить. Когда дети выражали готовность начать, взрослый вводил следующие ограничительные правила игры: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас не строит, а ждёт своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель их попросит. Испытуемым был ребёнок, ожидающий своей очереди.

В результате обсуждения взрослый вместе с детьми формулировал следующие правила:

1. не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят их дать

2. не вмешиваться в постройку товарища ь- не помогать и не мешать ему, не давать ему советов

3. детали выдавать только по просьбе строителя

4. выдавать детали конструктора только по одной

Определённые требования предъявлялись и к строителю. Он мог строить всё, что хотел, но при всём этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнёра по одной, а не хватать самому руками.

Испытуемого просили не только самому выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действует его партнёр.

После 5 минут такой игры дети менялись ролями, и сторож становился строителем.

· Ситуация «Рисунок»

В эксперименте участвовало шесть детей, у каждого из них лист бумаги и один на всех набор карандашей. Взрослый предлагал детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (показателем времени служили песочные часы). Каждому ребёнку отводилась на рисунок 1 минута. Рисовали дети по очереди, и шестой по очереди ребёнок (он и был испытуемым) ждал своей очереди 5 минут.

Таким образом дети должны были соблюдать следующие правила:

1. не трогать листок бумаги, который лежит перед ними

2. не брать раньше времени карандаши

3. не мешать тем, кто рисует, не торопить, и не давать советы

4. начать рисовать сразу,как только подойдёт очередь

5. закончить рисунок сразу, как только весь песок в часах высыпется

В течение всего времени взрослый наблюдал за детьми, отмечая все особенности их поведения. После этого дети рассматривали свои рисунки и рисунки товарищей. Потом порядок «очереди» менялся, и рисование продолжалось.

· Ситуация «Игрушка»

В этом эксперименте участвовали 6 детей. В центре большого стола помещалось 6 различных игрушек. Взрослый помогал детям с помощью считалки установить свой порядковый номер - каким по очереди он будет брать свою игрушку. Каждый ребёнок мог выбрать любую игрушку, а потом, когда все игрушки разберут, показать всем любое забавное, оригинальное игровое действие со своей игрушкой. Объяснв суть предстоящей игры, экспериментатор формулировал следующие правила:

1. игрушку можно брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке

2. когда возьмёшь игрушку, положи её возле себя и подумай, что собираешься с ней делать

3. не показывать и не рассказывать раньше времени, что собираешься делать со своей игрушкой

4. когда подойдёт очередь, покажи, как ты умеешь играть со своей игрушкой

5. действие с игрушкой должно быть новое, интересное, которое ещё никто не показывал

Испытуемым был тот ребёнок, который действовал последним, и, следовательно, дожидался своей очереди примерно 5 минут.

Результаты каждого ребёнка оценивались соответствующим показателем произвольности и осознанности. При подсчёте показателя произвольности центральными моментами были: время, которое ребёнок способен сдерживать своё непосредственное желание, и число нарушений правил действия. Показатель произвольности подсчитывался по формуле:

где Т - время ожидания

н - число нарушений правил

Показатель произвольности подсчитывался после выполнения каждого задания. Суммарный показатель каждогоребёнка представлял собой сумму его показателей по всем 4-м методикам. Максимальный суммарный показатель мог быть равен 30.

Количественный показатель осознанности подсчитывался путём начисления условных баллов за каждый ответ ребёнка в беседе. Он включал три составляющих: осознанность способа действия (по 1 баллу за каждое верно названное правило), осознанность действий партнёра и своих действий (адекватная оценка - 1 балл). Так же правильное воспроизведение позы по всем методикам оценивалось в 1 балл.

Суммарный показатель осознанности для каждого ребёнка подсчитывался путём сложения всех показателей по всем методикам. Максимальный суммарный показатель мог быть равен 46 баллам.

Заключение

В дошкольном возрасте в связи с ростом познавательной активности, а так же в связи с требованиями, предъявляемыми социумом, процессы памяти существенно изменяются. К числу этих изменений относится, прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти (количество предметов, которые можно запомнить после однократного восприятия, в дошкольном возрасте увеличивается по сравнению с детьми раннего возраста).

Наиболее существенным изменением в памяти ребёнка в дошкольном возрасте является, однако, не этот, часто количественный, рост, а качественное изменение психических процессов, отмечаемое по мере общего психического развития ребёнка. А именно: постепенный переход от непроизвольной памяти, единственно функционирующей в раннем возрасте, к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Выражением этого является умение принять и выполнить исходящую из вне мнемическую задачу. С возрастом объём такой произвольной памяти так же заметно увеличивается. Следует так же отметить, что успешность произвольного запоминания в известной мере зависит от ситуации, в которой это запоминание осуществляется, от той деятельности, в которую оно включено, от мотивов этой деятельности.

Хотя наличие произвольного запоминании выражено у дошкольников уже достаточно ясно, первоначально произвольная память носит в этом возрасте ещё очень не совершенный характер. Ребёнок не владеет специальными приёмами или способами, не знает ещё, что именно нужно делать, что бы запомнить.

Первые попытки применения некоторых приёмов в той или мере содействующих повышению продуктивности памяти и характеризующих её переход на более высокую ступень, отмечаются в возрасте 5 - 6 лет. Дети этого возраста уже могут самостоятельно осуществлять такую мыслительную переработку материала, которая подчинена целям его запоминания. И всё же обогащение индивидуального опыта запоминания даже у старших дошкольников осуществляется пока в основном за счёт непроизвольной памяти.

Совершенно очевидно, что в целях подготовки ребёнка в школе, требующей достаточно высокого уровня произвольного запоминания, необходимо развивать уже в дошкольном возрасте произвольную память, используя с этой целью как практическую и игровую деятельность, так и занятия в детском саду. Исследования, проведённые психологами, говорят о довольно широких возможностях формирования логического запоминания уже в дошкольном возрасте. Так в процессе специального систематического обучения дети 5 - 6 лет могут овладеть начальными умениями смысловой группировки (классификации) запоминаемого материала (например, ряда картинок или слов) в целях его запоминания или же процессом смыслового соотнесения (запоминания ряда слов с опорой на картинки).

Рассмотренный мною материал не только раскрывает необходимость формирования приёмов логического, произвольного запоминания, он так же может быть полезен для диагностики мнемических процессов и их развития.

Литература

1. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994 г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М: Просвещение, 1991 г.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой - М. - 2000г.

4. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М. - 1967г.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М. - 1988г.

6. Вершинина Л.В. Детская практическая психология - личностное развитие детей в условиях ДОУ. Томск - 2006 г.

7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М. - 2007г.

8. Возрастные и индивидуальные различия памяти. / Под ред. А.А. Смирнова. М. - 1967г.

9. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной. М.- 1982 г.

10. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М. - 1981 г.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 3., М. - 1981 - 1984г.г.

12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М. - 1985г.

13. Дубровинова И. В. Практическая психология образования. М. - 2000г.

14. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М. - 1986г.

15. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М. - 1985г.

16. Зеньковский В.В. Психология детства. М. - 1996г.

17. Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Оливер, П. Гринфилд. М. - 1971г.

18. Истомина З.М. Развитие памяти. М. - 1978г.

19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. - 1993г.

20. Киселёв П.А. Как развить память ребёнка? - СПб. - 1996г.

21. Крайг Г. Психология развития. СПб. - 2001г.

22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т., М. - 1983г.

23. Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) Томск.- 2006 г.

24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М. - 2007г.

25. Мухина В.С. Таинство детства: в 2 т. Екатеринбург 2005г.

26. Никитин Б. Развивающие игры. М. - 1994г.

27. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. - 1990г.

28. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. М. - 1992г.

29. Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Дошкольное воспитание. 1998 г. - № 12.

30. Родари Джанни. Грамматика фантазии. ВВЕДЕНИЕ в искусство придумывания историй: пер. с итал. М.- 1978г.

31. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. - Воронеж - 1998г.

32. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. М. - 1987г.

33. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. - 1990г.

34. Чистякова М. Ч. Психогимнастика. М. - 1995г.

35. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г., Вдовина В. В. "Поваренная" книга воспитателя. Норильск, 1994г.

36. Щербинина Г. К. Сказка как средство воспитания /Начальная школа. 1995г. №3.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4