Влияние семьи и воспитания на формирование личности. Как воспитать ребенка личностью

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель - идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

§ формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

§ гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

§ овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

§ формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

§ развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;



§ обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

51. Понятие самовоспитания. Условия и пути самовоспитания.

Понятие самовоспитания

Человек как социальное существо не просто формируется как личность в процессе социализации, но отличается способностью к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Самовоспитание - это определенный тип отношения, поступков, действий, направленных на самого себя и собственное будущее с точки зрения соответствия некоторому идеалу. Это сознательное воздействие человека на самого себя в соответствии с избранным в качестве примера Я-образом.

Главное в определении самовоспитания - это целенаправленное и систематическое, воздействие на самого себя, чтобы достигнуть поставленной цели, достигнуть определенного Я-идеала. В процессе самовоспитания человек сохраняет и развивает собственное «Я», свойство быть самим собой.

Самовоспитание выступает в форме самосовершенствования. Самосовершенствование проявляется в двух вариантах: устранение плохих привычек и развитие способностей.

Для самосовершенствования нужны волевые усилия. Воля - это «побуждение к действиям, не отвечающим желаниям человека, как преодоление им себя». «Воля - это способность действовать согласно поставленной цели, производя при этом внутреннее усилие» .

Главное, что движет человеком в процессе самовоспитания, - это привлекательность цели. Выбор цели и самопознание - два связанных между собой процесса внутренней жизни. Гете писал, что «познать себя можно путем действия, но никогда - путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Принципиальным условием самовоспитания является его добровольность, а основным правилом самосовершенствования - постепенность. Надо приучать себя к дозированным усилиям и постепенному достижению результата.

Самосовершенствование лучше всего осуществлять на основе программы самосовершенствования. В ней нужно определить и перспективные и промежуточные цели и средства их достижения.

В процессе самовоспитания, работы над собой важно: 1) определить свою цель (смысл своей жизни); 2) познать самого себя (достоинства, недостатки, интересы, увлечения); 3) определить программу самовоспитания; 4) создать свой образ жизни (определить свой распорядок дня, бережно относиться к времени, иметь свои жизненные правила); 5) тренировать себя, вырабатывать необходимые навыки; 6) осуществлять самоконтроль (оценить результаты работы над собой; совершенствовать свою программу самовоспитания). При этом процесс самовоспитания тесно связан с самосовершенствованием, в том числе и интеллектуальным. Например, участие в бизнес тренингах семинарах, лекциях, специализированных играх несомненно выводят личность на новый уровень.

Русский педагог К. Д. Ушинский в молодости сформулировал для себя правила поведения. В них были такие положения: спокойствие; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; решительность; не говорить о себе без нужды ни единого слова; каждый вечер давать себе отчет в своих поступках. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2421

50. Стратегии психологического воздействия в воспитании.

Основные стратегии психологического (воспитательного) воздействия.Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, диалогическая.Психологическое воспитательное воздействие имеет целью изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. д. Необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, т. е. формированию у нее высоких нравственных качеств, творческого сознания и самосознания, стремления к постоянному совершенствованию. А. Г. Ковалев выделяет три стратегии психологического воздействия:.1. «императивная» стратегия («объектная» или «реактивная») психологического воздействия. В основе этой стратегии лежит положение о том, что психика человека рассматривается как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий. Данный подход нашел свое научное воплощение в бихевиоризме. Эта стратегия применяется в тех сферах человеческих отношений, где человек (объект воздействия) обладает ограниченными возможностями выбора поступков.Психические свойства и состояния эта стратегия не учитывает. Это касается и психологического воздействия учителя на учащегося. В условиях педагогической практики, дружеских, семейных отношений такая стратегия непригодна, она приводит к отрицательным психологическим последствиям.2. «манипулятивная» стратегия психологического (воспитательного) воздействия. Основное положение подхода состоит в том, что человек по своей природе зол, аморален, деструктивен, агрессивен. Его следует обуздывать с помощью авторитетов и общественных санкций. Техники манипулирования людьми разработаны на базе основных положений Фрейда о бессознательном. Данная стратегия предполагает проникновение в самые интимные механизмы психики человека. Но знание психических особенностей человека используется для утонченных методов и средств психологического воздействия, для манипулирования психикой. Человек в этом случае, сам не осознавая этого, ведет себя таким образом, как ему предписывается. Применение такой стратегии по сути также негативно влияет на личность, может привести к еще более негативным последствиям, чем императивная стратегия.3.Основой развивающей стратегии психологического воздействия является диалог. Эта стратегия является оптимальной при организации отношений между людьми вообще, а также при реализации задач обучения и воспитания. Человеку свойственен «открытый» диалогический характер внутренней психической организации. Учащийся является не только объектом, но и субъектом этих отношений. Между учителем и учащимися необходим диалог, личностный обмен в процессе взаимодействия.

52. Этапы формирования нравственного сознания по Л. Кольбергу.

Лоренс Колберг

Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в которой чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии развития личности или стадии социализации личности относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания - первая стадия, или заслужить поощрение - вторая стадия. На третьей стадии развития личности начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

На четвертой стадии развития личности люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии развития личности люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии развития личности у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии развития личности, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.

53. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.

Согласно Джеймсу оценка – «это возвращение отраженного впечатления, могучее средство в руках педагога».

Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.

Педагогические оценки бывают нескольких видов:

предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

– моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

– результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

– процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

– количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

– качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

– личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

– сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

– нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2)в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.

Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения

Оценка является важной частью процесса обучения. В психолого-педаго- [ гической литературе общепризнано, что проверка знаний и умений и их оценка являются необходимой и важной частью процесса обучения. Оповещая учащего- i ся о состоянии его знаний и умений, оценка способствует осознанию им достиг­нутого уровня в соответствии с требуемым и оказывает стимулирующее влияние на его умственную работу.

Многие психологи подчеркивали важную роль оценки в учебной деятельно­сти школьников. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что педагогическая оценка является «фактом непосредственного руководства» учащимся и что знание учащимися своих возможностей и результатов учения есть обязательное условие их даль­нейшего психологического развития. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «оценка со­вершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не це­лью деятельности». Л. С. Выготский также считал оценку одним из важнейших компонентов учебной деятельности учащегося. Он писал: «Всякий поступок дол­жен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих». Как «объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике», определяет оценку знаний Л. И. Божович.

Оценивание учебной деятельности предполагает оперирование такими по­нятиями, как «оценка» и «отметка». Нередко данные понятия отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого пони­мания психолого-педагогических аспектов оценочной деятельности педагогов.

Оценка - действие оценивания, осуществляемое педагогом с целью констатации уровня обученности учащихся и.стимулирования их активности.

Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств стимулирования учения,

положительной мотивации, влияния на личность, находящихся в распоряжении педагога. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создает­ся адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. В отличие от оценки отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятель­ности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.

Отметка - результат процесса оценивания, часто выражаемый ^^ в баллах.

Отождествление оценкй и отметки с психологической точки зрения будет рав­носильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кро­ме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - на­казанием. В американской педагогической психологии различают количественную и качественную оценку. Количественная оценка подразумевает наличие изме­рительного инструмента (шкалы, теста) для измерения определенного показателя. Количественная оценка более точная и более объективная процедура. Качествен­ная оценка - это менее точная и более субъективная процедура, заключающаяся в суждении о способностях ученика, его мотивации, упорстве и т. д. Термин «оце­нивание» используется для обобщения всех процедур оценки и измерения успе­ваемости ученика и включает как количественную, так и качественную оценки

Успеваемость - характеристика овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы.

Показателями успеваемости учащихся (текущей, по текущей теме, по четвер­тям, по полугодиям, итоговой (по предмету в целом или за весь курс обучения)) являются оценки (отметки) по десятибалльной системе, определяемые на основе критериев. Таким образом, успеваемость выступает результатом процесса оце­нивания учебной деятельности учащихся и полностью от него зависит.

В психолого-педагогических работах выделяются различные функции оцени­вания Б. Г. Ананьев выделял ориентирующую и стимулирующую функции. Пер­вая функция указывает, что педагогическая оценка выступает индикатором опре­деленных результатов и уровня достижений, которых добился учащийся в учебной деятельности и отражает успеваемость учащегося. Стимулирующая функция свя­зана с побудительным воздействием на эмоциональную сферу личности учащего­ся, изменения в которой вызывают существенные сдвиги в самооценке человека, в уровне его притязаний, в области мотивации, поведения, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками учебного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического разви­тия, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности учащегося. Известный педагог Ш. А. Амонашвили считает, что оценка выполняет следующие функции: образовательную, воспита­тельную, развивающую, контролирующую, мотивационную, функцию обратной связи. Иного мнения придерживается Е. В. Акопов, который рассматривает три функции педагогической оценки с их основными сферами приложения: ориенти­рующую - в познавательной сфере; стимулирующую - в эмоционально-волевой сфере; организующую - в деятельности и поведении.

К специфическим функциям отметки разные авторы относят: юридическую функ­цию (аттестат с отметками имеет значение при поступлении в высшие учебные заве­дения) (Н. А. Курдюкова); контролирующую, констатирующую, уведомляющую, ка­рательную, регулирующую функции (Г. Ю. Ксензова); мотивационную функцию

(А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др.). Многие отмечают как положительные, так и отрицательные стороны влияния отметки на мотивацию учебной деятельности.

Таким образом, разнообразие оценочных воздействий, используемых пе­дагогом, создает насыщенный эмоциональный, мотивационный и социально- психологический контекст, которым определяется общая психологическая ситуа­ция всего образовательного процесса. Поэтому очень важно, чтобы оценочная деятельность педагога протекала и осуществлялась им в интересах психического развития человека, чтобы педагогическая оценка, результатом которой является успеваемость учащегося, была адекватной, справедливой и объективной.

54. Условия эффективности и возрастные особенности педагогической оценки.

Условия эффективности педагогической оценки:

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективная оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению ЗУН, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения. Мотивация к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у ребенка может быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация учебно-воспитательной деятельности считаетсяболее сильной, чем внешняя ее стимуляция, поэтому под более эффективной педагогической оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию учения и воспитания. Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Социально-специфическом характере имеют в виду два обстоятельства. Во-первых в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. Во-вторых оценка может быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается.

Возрастные особенности ребёнка и педагогическая оценка:

Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки : во-первых , растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков. Во-вторых , в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. В-третьих , по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов. В-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов. В младенческом и раннем возрасте наиболее действенной формой педагогической оценки является эмоционально-экспрессивная, передаваемая через жесты, мимику и пантомимику. Эмоционально-экспрессивные реакции взрослого на поведение ребенка дополняются и уточняются словесными оценками. Стимулирование деятельности и общения детей в младшем и старшем дошкольном возрасте может быть дополнено социально-психологическими факторами, так как у детей в это время возникают самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения успехов, групповые формы деятельности. В старшем дошкольном возрасте к тем способам стимулирования, которые применялись на предыдущих возрастных этапах, Добавляются педагогические оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также с демонстрацией знаний, умений и навыков. Сознательные предпочтения одних видов педагогических стимулов перед другими еще не наблюдаются. Характерной чертой младшего школьного возраста в стимулировании обучения и воспитания детей становится то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями. В подростковом возрасте дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей. В старшем школьном возрасте более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения.

Влияние воспитания на развитие личности.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Зависимости воспитания от степени развития

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

См.также: Закономерность физического и духовного воспитания

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

усвоение определенного объема научных знаний;

формирование научного мировоззрения;

развитие умственных сил, способностей и дарований;

развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

повышение умственной и физической работоспособности;

развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание - формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание - базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

формирование эстетических знаний и идеала;

воспитание эстетической культуры;

формирование эстетического отношения к действительности;

развитие эстетических чувств;

приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

общественная направленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом;

опора на положительное в воспитании;

гуманизация воспитания;

личностный подход;

единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.Цель - идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

прагматической;

гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, - говорил Ушинский, - в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им - от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание - это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - педагоги».


Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность.Образование как процесспредполагает качественные изменения, движе­ние от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персо­нажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и уча­щихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организа­ции процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъек­та взаимодействия с педагогом.

Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание обра­зования является одним из факторов экономического и социального прогрес­са общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения лич­ности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».

Образование предполагает формирование у личности достаточно широко­го кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение- процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «пи­тать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением зак­репляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответ­ственного.


Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» - это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум»(условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя»(процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаютсявоспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут опреде­лять поведение.

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, кон­струировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но оцениваемая.

Дидактика современного образования качественно изменилась. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.

Основные этапы развития этого процесса следующие:

Возбуждение потребности познавать новое (мотивация);

Актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;

Повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);

Введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;

Усвоение новых знаний, формирование новых умений;

Совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);

Установление связей изученных знаний, умений с имеющимися (систематизация);

Ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь це­лостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержа­нию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.

На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных ци­вилизаций сходились в утверждении, что человек - самое уникальное суще­ство в этом мире. Он всегда много и мучительно размышляет о том, «что Я есть», он способен выстраивать себе в жизни мысленные ориентиры (планы, проек­ты, цели) и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила все­гда являлась предметом пристального внимания педагогики.

Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что обра­зование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связан его личностный образ бытия, его жиз­ненная позиция. Эти свойства таковы:

· способность к выбору, готовность действовать избирательно;

· способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя от­ветственность за свои решения и действия;

· способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;

· способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;

· способность к творчеству и активному преобразованию действительности;

· способность к самосовершенствованию, к личностному и профессио­нальному самоопределению.

Современная психология и педагогика видит возможности самоопределе­ния личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.

Самоопределяющаяся личность - это социально зрелая личность.

Именно образование и воспитание формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.Образование - это не просто наличие достаточных знаний и умений, а при­своение значимого знания, обладающего определенной культурной, социаль­ной и личностной ценностью.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим.

Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Воспитание - социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности - своеобразный социальный заказ государственным образователь­ным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в такой своей характе­ристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура).

Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старо­сти» и др. Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение (к миру природы и социуму, к лю­дям, к самим себе), которое реализуется в поступках и качествах личности.

Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для са­моразвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспи­тателя и воспитанников.

Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя- нео­сознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как пра­вило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентифи­кации, конгруэнтности, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими поря­док и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».

Воспитатели, организующие свое педагогическое взаимодействие с воспи­танниками в «поле позитивных ожиданий», напротив, склонны больше дове­рять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского пове­дения, без предвзятых негативных оценок и излишнего выделения лучших.Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто прямо проецируют поступки воспитанников.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Податливость воспитанию неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогиче­ского взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста вос­питанников.

В раннем детстве у детей формируются главные идеалы, желаемые достижения в жизни. И во многом это зависит от воспитания, которое может оказаться как положительным, так и негативным. Второй вариант может получиться даже у хороших родителей, которые души не чают в своем ребенке. Но иногда чрезмерная любовь может дать серьезные трещины на развитии личности. К сожалению, большинство родителей этого не понимают или не хотят понимать.Они думают, что знают лучше, как им воспитывать своих детей, поэтому редко прислушиваются к чужим рекомендациям. В другом случае, когда воспитание позитивно влияет на развитие личности, можно сказать, что родители умеют гармонично комбинировать и любовь, и строгость по отношению к ребенку. Немаловажным воспитанием являются и школьные годы, когда личность юного человека переживает несколько этапов своего формирования, когда она настолько ранима, что буквально каждый незначительный момент в воспитании может оказать сильное влияние в будущем. Вот почему абсолютно все учителя должны бережно относиться к каждому школьнику. Годы идут, воспитание со стороны родителей слабнет, у человека появляются новые идеалы и желания. В этот период личность наиболее хрупка, даже самые опытные психологи порой не знают, что нужно делать. Однако они сходятся во мнении, что подростковый период – самый опасный в развитии личности, поэтому родителям нужно постараться найти общий язык и интересы, чтобы быть не на отдаленном, а на максимально приближенном расстоянии в своих отношениях. Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества. Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

В этой статье:

Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка. Существует два больших класса факторов, влияющих на развитие личности. Это биологические особенности и социальная среда.

Очень важным фактором является наследственность для любого человека. Ее можно рассматривать с точки зрения физиологии и психики. Для личности обе точки зрения считаются одинаково важными.

От природы, родителей кроха получает очень многое. Его врожденные качества, задатки влияют на то, как будет развиваться личность. Воспитание, образование могут скорректировать некоторые психологические особенности человека. Главная задача родителей малыша - правильно подойти к процессу его воспитания.

Биологические и социальные факторы

Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.

Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает .

Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.
Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.

Многое можно поправить, воспитать и привить. Ребенка нельзя предоставлять самому себе. Личностное развитие
тесно связано с психическим развитием малыша, уровнем его интеллекта. Если ребенок здоров, нет каких-либо отклонений, то эта связь сохраняется на протяжении всей жизни . В любом случае детей необходимо развивать, учить. Чаще всего личностное развитие крохи зависит от того, как родители занимались его воспитанием и обучением.

Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.

Биологические

Формирование того, что мы называем «личность», «я» человека - очень сложный процесс с точки зрения биологии. Это миллионы процессов в нашем мозге, биологические
условия, особое строение нервной системы, мозга. Сюда же можно отнести уровень гормонов, который сильно влияет на наше настроение и восприятие мира. Мы видим жизнь по-разному. Совокупность всех особенностей организма – это и есть личность, индивидуальное восприятие действительности.

К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.

Наследственность

Это все, что мы получаем «в наследство» от родителей. Не только рост, цвет волос и глаз, но и черты характера, личностные особенности. Человек рождается уже с набором задатков. Что-то под действием воспитания может измениться , а что-то навсегда останется с ним. Наследственные факторы - что-то такое, что в нас есть по умолчанию, вне зависимости от нашего желания или
нежелания.

Вместе с физическими признаками наследуется тип психической деятельности, реакции, тип нервной системы. Большое количество определяющих факторов развития личности уже заложено в нас. Дальше все зависит от того, как пойдет процесс развития ребенка.

Наследственность можно еще охарактеризовать как задатки человека. Позже из них сформируются многие психические свойства и особенности человека. Тут важную роль будет играть окружение человека, возможности, социальная среда, образование.

Наличие патологий развития

Наличие аномалий и патологий развития очень сильно влияет на формирование личности ребенка. Тут очень важно, затрагивают ли аномалии психическую деятельность или нет. Если у ребенка диагностировано отставание психического развития или сниженный интеллект, то это не значит, что он
лишен процесса личностного развития. Совсем нет – просто оно идет по другому пути.

Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.

Социальные

Социальные факторы, формирующие личность ребенка, очень разнообразны. Здесь имеет значение практические все. Это получение социального опыта. Можно сказать, что социальные факторы «наслаиваются» на биологические. Биологию тут можно считать базисом.

Социализация

Социализация , или процесс усвоения человеком социального опыта , начинается очень рано – буквально с первых дней
появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:

  • возможность общаться;
  • коммуникабельность;
  • желание или нежелание ребенка следовать общим правилам поведения;
  • адаптация в учебном заведении.

Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.

Если малыша лишают общения, он не посещает садик, мало
гуляет, это может привести к замкнутости, концентрации только лишь на себе, своих желаниях. Такие личностные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают огромное воздействие на качество жизни человека. Если не научить кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень тяжело строить более серьезные отношения во взрослой жизни.

Находиться в обществе - значит проявлять себя, развивать свои таланты . Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.

Семья и отношение к ребенку

Если рассмотреть несколько типов окружения и организации жизни детей, то видно, как по-разному формируются личностные качества.

Иногда малыш становится центром вселенной для семьи. Все разговоры только о нем, новостях его жизни, успехах. Ему покупаются все вещи, которые он желает получить . Мама и бабушка вылавливают из супа лук, который он не любит кушать. Это ведет к формированию определенных качеств характера ребенка. Формируется личностный взгляд на жизнь:

  • эгоистичное, часто потребительское отношение к жизни ;
  • ребенок не может полностью использовать свой потенциал, развивать навыки (нет необходимости, ведь он и так окружен восхищением);
  • слабо развивается воля (не нужно добиваться чего-то – все и так появляется по желанию);
  • плохая эмпатия (человек заинтересован только в себе, а чужие переживания мало значат для него).

В противоположной ситуации от ребенка требуют самостоятельности, он получает задания по дому. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личностной характеристике присутствуют другие качества:

  • наличие воли;
  • необходимость использовать свои сильные стороны, чтобы заслужить похвалу, поощрение
  • эмпатия (ребенок понимает переживания, чувства, настроение другого человека, родителей);
  • наличие самоконтроля.

Отношение к ребенку в семье сказывается на формировании его личности. Например, оба этих малыша отправились в первый класс. Первому будет очень тяжело пройти адаптационный период , ведь он не привык к подобным испытаниям. Второму будет гораздо проще приспособиться и проявить себя . Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самокритика - черты личности, которые формируются под влиянием семьи.

Окружающая среда

Очень важно, в какой среде живет ребенок. Законы общества, влияющие на его жизнь, создают многие личностные качества. То, как среда воздействует на человека, определяет, как человек будет относиться к ней.

Если малыша с ранних лет окружают люди, которые все проблемы решают руганью или силой, то это станет для него эталоном поведения .
Факторы среды могут подтолкнуть к развитию многие задатки человеческой психики. Как в позитивном смысле, так и в отрицательном.

Воспитание

Родители, воспитатели, учителя занимаются воспитанием ребенка. Главная задача воспитания - привить ребенку
определенные моральные нормы и правила поведения. С помощью воспитания можно ограничить развитие многих негативных задатков человека. Например, склонность к жестокости, эгоистичное поведение. Такие задатки очень негативно влияют на формирование личностных качеств у детей.

Воспитание ребенка должно проходить в адекватной форме. Агрессия всегда порождает еще большую агрессию. Лучше всего спокойно объяснять ребенку, где он неправ, подсказывать другой вариант решения проблемы.

Например, в садике воспитатель жалуется, что маленький мальчик дерется, отбирает игрушки силой . С одной стороны, это нельзя оставлять без внимания. С другой - наказав ребенка, отшлепав его без разъяснения причин, родители только подтверждают его точку зрения: сильный, агрессивный человек получает то, чего хочет. Это убеждение ребенка сформирует его характер.

Конечно, воспитание оказывает огромное влияние на характер человека. Главное, чтобы воспитанием занимались те люди, которые сами следуют установленным в обществе правилам.

Образование

Образование дает человеку не только обширный кругозор. Существуют последствия обучения, влияющие на личностное развитие:

Волевое развитие

Человек понимает, что необходимо прикладывать усилия для достижения цели. В школе это оценки, похвалы учителей и родителей.

Возможность самореализации

Обучаясь, ребенок находит для себя много интересного. Реализовать себя в интересующих областях непросто, но это приносит удовлетворение . А еще это возможность показать миру себя и свои лучшие качества.

Самокритика

Образование, обучение всегда связано с развитием умения критиковать себя, смотреть на себя и
свою работу со стороны.

Ребенок использует все то, что заложено в нем от природы. Это гены родителей, индивидуальные особенности. Все остальное он получает из окружающего его мира. Родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы психическое развитие малыша проходило правильно . Тут их роль является ведущей.