Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в доу

Цель проверки:

Выполнение требования к развивающей предметно-пространственной среде МБДУ «Улыбка».

Основные методы контроля: анализ, беседы, наблюдения.

Сроки проведения: 06.02.по 17.02. 2017г.

Объекты контроля: все возрастные группы.

В соответствии с планом работы на 2016 - 2017 учебный год и на основании приказа по МБДУ «Улыбка» от 03.02.2017 г. в детском саду проведен тематический контроль состояния работы по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах.

Тематический контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

1.Анализ развивающей предметно - пространственной седы в группах для обеспечения развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  1. Анализ организации образовательного пространства и разнообразие материалов оборудования и инвентаря.

Комиссией в составе заведующего Венгеровой Н.В., старшего воспитателя Трусенко Е.Г. были проанализированы данные вопросы.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп младшего дошкольного возраста (воспитатели Бийтулаева Э.Ю., Убоженко Т.В., Силютина В.В.) показал, что оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в данных группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 2х до 4х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с материалами и веществами;

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

Рассматривание картинок;

Двигательная активность.

В развивающей среде групп младшего возраста отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

коммуникативно-личностное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

уголок для сюжетно-ролевых игр;

уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

книжный уголок,

уголок познавательно-исследовательской деятельности;

уголок конструктивной деятельности;

уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

спортивный уголок.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголках имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию,

комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

Настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь)

Пальчиковый театр

Маски персонажей

Музыкальные инструменты

Диски с музыкой и сказками

Необходимо пополнить кукольный театр.

  1. Книжный уголок:

Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

Настольно-печатные игры по развитию речи

Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

  1. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

В группах имеются наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

В групповых комнатах все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:

Мячи средние, маленькие

Кольцебросы

Мешочки для метания

Дорожки здоровья

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп младшего возраста обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Первой и второй младшей группе необходимо пополнить картотеку подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

Анализ развивающей среды в средней группе (воспитатели Суслова М.В. и Руденко А.С.) показал, что в данной группе обеспечивается личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав - 17 детей, из которых 3 мальчика и 14 девочек.

Работа воспитателей начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей); доска для детского творчества.

Предметно - пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. Воспитание и обучение дошкольников, их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

В группе размещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно - пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: это - кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки - книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный (уголок ряженья), наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая. За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Разнообразное применение этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование в повседневных ситуациях для организации питания и обучения говорит нам о целесообразности использования этой полифункциональной зоны. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение группы помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Все пространство предметно - развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группе педагоги организовали различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно - развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей).

Центр искусства и художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 - 2 раза в месяц в зависимости от темы образовательной программы. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

Уголок природы расположен на против окна. Основное место занимает календарь природы, которые помогает знакомиться с временами года, их признаками, живой и неживой природой. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы недостаточно растений, которые входят в примерный список для средней группы (фиалка, бальзамин, вечноцветущая бегония, герань, колеус).

Рядом находится уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки); картотека игр - экспериментов.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр - место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно - ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Организация предметно - развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

ВЫВОД: развивающая предметно - пространственная среда в средней группе создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предложено в бытовой зоне обновить уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность; приобщать к трудовой деятельности. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, создать картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляются в специальные рамки.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды старшей группы (воспитатели Лящук Н.И. и Малерик О.А.) показал, что в старшей группе 24 человека; мальчиков-11, девочек -13.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное, и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей- обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают спокойные светлые тона.

При создании предметно - пространственной среды педагоги группы руководствовались ФГОС к структуре основной образовательной программе ДОУ и условиям ее реализации.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

Создан уголок познания, мотивирующий детей к познавательной активности.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке имеются: гуашь, акварель, бумага разной фактуры, пластилин, палитры, фломастеры, карандаши, дидактический материал из серии «Искусство детям», схемы смешивания красок, раскраски по темам.

В центре конструирования имеются конструкторы разных размеров, форм и материалов, мозаика разных форм и размеров, схемы построек, бумага для оригами. В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения.

В центре для театрализованных игр и музыкальной деятельности педагогами собраны разные виды театров: кукольные («Теремок», «Кот в сапогах); настольный («Три поросенка», «Маша и медведь»), маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, декорации, ширма.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого, помимо конструкторов имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы детских инструментов. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающейся среде представлены настольные игры. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кухня», куклы, коляски, наборы игрушечной посуды, муляжи продуктов питания, овощей, фруктов.

Для ФЭМП имеются математические наборы, логические кубы, настольно-печатные игры математической направленности.

Уголок природы и экспериментирования оборудован мини лабораторией, календарем природой, картотекой опытов, таблицами, настольно-печатными играми по экологии.

В книжном уголке книги подобраны по возрасту и текущей схеме, портреты великих писателей и поэтов, сюжетные картинки, настольно-печатные игры по развитию речи. Все книги в хорошем состоянии.

Материал в уголках периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Для развития у детей трудовых навыков педагоги группы сделан новый уголок дежурства.

ВЫВОД: Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе создается с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.

Анализ развивающей предметно-развивающей среды подготовительной к школе группе (воспитатели Трусенко Е.Г., Малерик О.А.)

Подготовительную к школе группу посещают 21 ребенок, из них 15 мальчиков и 6 девочек.

Оборудование игрового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

В группе созданы все условия для художественно-эстетического развития, по всем видам деятельности (рисование, аппликация, лепка).

Имеются материалы для конструирования: строительные наборы с деталями разных форм и размеров, фигурки людей и животных для обыгрывания.

В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Педагоги стараются воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использования игровых ситуаций. В группе все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Воспитатели группы создают комфортные условия для игр, для самостоятельной игровой деятельности.

В группе имеются сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Кафе», «Спальня», «Библиотека», «Больница», «Гараж», «Мастерская».

В группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

По развитию ФЭМП у детей на каждого ребенка есть: математические наборы, математические веера с цифрами и знаками, тетради, простые карандаши, счетные палочки.

Геометрические плоскостные фигуры, объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, цилиндр, квадрат, овал).

В книжном уголке литература подобрана соответственно возрасту детей и программному списку. Для речевого развития детей имеются схемы звукового анализа слов, наглядно-дидактическое пособие «Расскажи по картинкам»

В центре природы имеется большое количество познавательной литературы, иллюстраций сезонными изменениями в природе, муляжи овощей и фруктов. Дети постоянно отмечают состояние погоды на календаре природы. В центре природы подобраны комнатные растения, соответствующие программным требованиям, требующие различных способов ухода. Имеется большой выбор, иллюстративного материала о животных и растениях, зимний огород.

Центр безопасности: материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).

Центр театра и музыки: разные виды театров (настольный, пальчиковый), маски, шапочки, детские музыкальные инструменты, магнитофон, аудиозаписи детских песен и сказок.

Для формирования целостной культуры мира педагогами группы подобран богатый набор наглядного дидактического материала, который постоянно пополняется.

Имеется много плакатов: счет до10, алфавит, счет до 20, состав чисел, касса букв и др.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Такая организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительной группы выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Приобрести детский инвентарь для трудовой деятельности, пополнить игровой материал, играми, направленными на развитие логического мышления детей.

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОКАЗАЛ

ВЫВОД:

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в группах для обеспечения развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития показал, что безопасность предметно-пространственной среды соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования игрушек, оборудования, как в группах, так и на территории ДОУ.

МБДУ «Улыбка» самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства каждой возрастной группы, а также территории, прилегающей МБДУ. Педагоги учитывают материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Но вмесите с тем необходимо обратить внимание на безопасность учреждения МБДУ:

Обеспечить постоянный контроль за лицами, посещающими МБДУ;

Постоянно следить за детским игровым оборудованием, их укреплению;

Обеспечивать безопасность на территории ДОУ;

Своевременно пополнять современными игрушками в соответствии с реализуемой программой ДО группы согласно возрасту детей;

Учитывать национально- культурные и климатические условия в предметно-развивающем пространстве: в каждой группе оборудовать уголок по ОБЖД, согласно возрасту детей.

Заведующий МБДУ _______________/Венгерова Н.В./

Старший воспитатель _____________/Трусенко Е.Г./

Со справкой ознакомлены: ___________________/Лящук Н.И./

___________________/Малерик О.А./

___________________/Суслова М.В./

___________________/Бийтулаева Э.Ю./

___________________/Убоженко Т.В./

___________________/Силютина В.В./

Название: Рекомендации для воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Планирование в ДОУ

Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад 271»
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Шевченко, д. 78

Рекомендации для воспитателя
Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группе в соответствие с ФГОС ДО

В настоящее время, когда все дошкольное образование находится под флагом ФГОС, актуальной темой для воспитателей является соответствие Профессиональному стандарту педагога и требованиям ФГОС ДО к реализации ООП ДО.

ФГОС ДО направлен на развитие и поддержание детской инициативы, в связи с чем должна измениться среда, в которой ребенок развивается.

Данные рекомендации разработаны для воспитателей всех возрастных групп и их цель – содействовать пониманию требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и помочь рассмотреть групповое пространство через призму этих требований.

С чего начать? С понимания того, что относится к развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) и для чего она нужна. РППС – инструмент для реализации ООП и АОП ДО. РППС – это организация пространства, в котором прибывают воспитанники в детском саду: участок, группа; это материалы и оборудование, которое использует воспитатель, для развития детей. Это пространство, из которого ребенок черпает социальный опыт и знания.

Далее необходимо провести анализ. Нужно учесть наличие детей с ОВЗ в группе. В случае организации инклюзивного образования среда должна обеспечивать необходимые для него условия. Среда для детей, занимающихся по ООП ДО и АОП отличается, так как дети испытывают разные физиологические и образовательные потребности. Это отправная точка, с которой необходимо начать планирование организации РППС.

Если группу посещают дети с ОВЗ с разными диагнозами, необходимо учесть и этот факт. Перед воспитателем стоит задача организовать скомбинированную среду для детей, учитывая особенности и потребности всех воспитанников.

Далее на что следует обратить внимание – это учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Как известно, язык, как одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т. е. национальную культуру. Две национальные культуры никогда не совпадают полностью, поэтому перед педагогом стоит важная задача проанализировать контингент детей, и грамотно организовать национально-культурный компонент, учитывая многоязычность детей, мультинациональность, особенности той или иной культуры.

Для одного и того же ребенка среда, в которой он развивается, на разных этапах жизни не может оставаться статичной. То есть педагог перед планированием организации РППС должен проанализировать потребности ребенка в данном возрасте. Так, например, разместив в уголок по развитию моторики во второй младшей группе мелкий конструктор «Лего», дети вряд ли будут с ним манипулировать и не проявят к нему интерес, поскольку развитие моторики в данном возрасте следует начинать с манипуляции более крупными деталями. РППС должна работать на поддержание детского интереса и ни в коем случае не наоборот.

Первый этап планирования организации РППС в группе представляет собой анализ:

– инклюзивное образование;

– национально-культурные условия;

возрастные особенности детей.

Одной из главных задач образовательной организации является сохранение и укрепление жизни и здоровья детей, поэтому особое внимание воспитателя должно быть уделено безопасности . Все предметы, наполняющие РППС, должны тщательно быть осмотрены педагогом, прежде чем попасть в руки к детям. Если это игрушки, то на них должны быть сертификаты соответствия, если это маски, то они должны быть выполнены из экологически-чистых материалов, если это рыцарский меч, имеющий сертификат соответствия, то воспитатель все равно должен осмотреть его на предмет безопасности – не острый ли он и пр. Вся мебель в группе должна быть закреплена к стенам и/или полу и быть надежно устойчивой.

При проектировании РППС в соответствие с ФГОС ДО надо помнить, что все, что предназначено детям, должно быть расположено на уровне их роста, чтобы с любой полки ребенок мог подойти и взять игрушку и т.д. Если это демонстрационный материал (плакаты, стенды) его рекомендуют располагать на уровне глаз детей, так же как горшечные цветы. Для ребенка не должно быть мест, с которых что-то нельзя брать. Доступность , доступность и еще раз доступность. Свободный доступ ко всем материалам, предназначенным детям, должен быть обеспечен и детям-инвалидам, если таковые посещают группу.

Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также возможность для уединения ребенка, рекомендую создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой удобный для него момент может отлучиться. Этот уголок может представлять собой вигвам, шалашик, домик и пр., рекомендую постелить на пол подушки, чтобы времяпрепровождение в нем стало наиболее комфортным.

Рекомендую оформить уголок экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой), как в старших группах, так и в младших. При его организации нужно учесть возрастные особенности детей.

ФГОС ДО «говорит» нам о том, что РППС должна быть содержательно-насыщенной . В организации РППС важно избежать перенасыщения среды: масса наглядного, дидактического материала, игрушек и пр. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

Современный воспитатель должен отойти от того, что дети – это пассивные слушатели, что занятия проходят по «школьной партовой системе». Ведущая деятельность ребенка в детском саду – игровая. Это должен взять себе за правило каждый педагог при планировании своей работы. Поддержать детскую инициативу должна и грамотно организованная РППС. Рекомендую привнести в группу максимум неоформленного материала для того, чтобы ребенок отходил от модели «мне предложили – я соглашусь/ возьму, что есть» к «я придумаю/ я сделаю сам». Привнесите в группу деревянные брусочки разных форм и размеров, палочки, веточки, разные куски тканей, лоскуты. Ребенок сможет смоделировать из предложенного материала самолет, маскарадный костюм, замок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры и пр. Когда ребенок сам начнет думать, фантазировать, тогда начнется его развитие.

Одним из требований ФГОС ДО к РППС является полифункциональность. Полифункциональность – это различное использование предметов в группе. Так, например, стол, если на него накинуть плед, может стать домиком, а мат – кроватью в сюжетно-ролевой игре «В отеле», ширмы можно использовать, как стены соседних купе, или прилавок магазина. Дети должны уметь манипулировать с предметами не только по их прямому назначению, но и проявляя фантазию, изобретать новые функции предметов. Задача воспитателя – создать условия, при которых ребенок сможет «включить» фантазию.

Трансформируемость пространства – еще одно требование ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно так же. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр. Занятия можно провести, вынеся столы в приемную (где будут соблюдены нормы освещения), сидя на полу в спальне и т.д. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенком.

Каждую неделю планирование предполагает определенную тему, в соответствие с которой педагог должен проработать и РППС. Так, например, при теме недели «Транспорт» педагог привносит в группу наглядно-образный, игровой и дидактический материал, который будет стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей по данной теме. К работе по оснащению группы рекомендую привлекать и родителей – дома с ребенком можно выполнить макет «Автостоянка», которые дети разместят в групповом помещении там, где они посчитают нужным, и пр. Следующая неделя – это новая тема, а значит и новые варианты наполнения РППС. Вариативность среды одно из требований ФГОС к РППС.

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошколь­ных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель вос­питания детей, и это требует организа­ционных изменений. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурно­го пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элемен­тов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Также под образовательной средой понимается целостная качественная характеристи­ка внутренней жизни образовательного учреждения, которая:

— определяется конкретными зада­чами;

— проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи реша­ются;

Применительно к системе дошколь­ного воспитания понятие «образова­тельная среда» обычно не рассматри­вается, чаще встречается понятие «развивающая среда».

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения организации (предмет­но-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая); содержания (программы, методы, формы работы и др.). Подчеркивая влияние среды на развитие личности, Л.И. Новикова считает, что необходимо приблизить среду к нуждам и потребностям детей. По мнению B.C. Мухиной и В.А. Горянина, должны быть разработаны и организованы элементы психологиче­ски целесообразной развивающей сре­ды, помогающей ребенку войти в ту «зону развития», которая пока ему не­доступна. Развивающая среда являет­ся своего рода катализатором в процес­се самореализации личности, способ­ным ускорить или замедлить этот процесс.

В исследованиях В.А. Левина боль­шое внимание уделяется содержанию развивающей среды, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. К состав­ляющим развивающей среды относят­ся социальный, предметно-простран­ственный и психолого-дидактический компоненты.

В ряде работ (Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др.) выявлены принципы построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных и индивидуальных различий, стабильность, динамич­ность, гибкое зонирование, откры­тость-закрытость среды. С.А. Смирнов выделяет еще такой принцип, как учет половых особенностей. Учитывая воз­растные и полоролевые особенности детей, мы должны обеспечить ребенку право на развитие в собственном тем­пе, формирование полоролевого пове­дения дошкольников.

С точки зрения В.А. Левина развивающая среда должна быть достаточно связанной: ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

Детский сад, где воспитание специ­ально организовано для поддержания доминирующего тендерного порядка, выступает транслятором жестких со­циальных стереотипов. Общество ди­намично в своих изменениях, а пред­метная, социальная и методическая среды детского сада изменяются мед­ленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для де­вочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, методические разработки по проведению тематических праздни­ков, рекомендации по оформлению группы и т.п. К сожалению, тендерное направление в педагогике только на­чинает развиваться, так как долгое время в обществе доминирующими были установки на единообразие, уни­фикацию личности в разных ее прояв­лениях. Основная идея тендерного подхода состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие предста­вителей мужского и женского пола всех учебно-воспитательного процесса: содержания, методов обуче­ния, организации учебно-воспитатель­ного процесса, общения. Продвижение в дошкольную педагогику тендерного подхода требует иного взгляда на по­строение предметно-развивающей сре­ды, которая должна способствовать тендерной социализации детей до­школьного возраста.

Обратимся к программному обеспе­чению данной проблемы. Отметим, что в программах Л.А. Венгера и М.А. Ва­сильевой тендерному воспитанию не уделяется внимания. Акцент в них де­лается на развитие умственных, творческих, физических, трудовых, художественно-эстетических и музы­кальных способностей дошкольников. Элементы тендерного воспитания име­ют место лишь в программе Л.В. Коломийченко. Однако эта программа ори­ентирована на укрепление маскулин­ности и феминности, т.е. строгой поляции мужского и женского.

Развитие индивиду­альности ребенка с учетом его интере­сов, независимо от половой принад­лежности, хорошо прослеживается в Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», утвержденной в составе Образовательной системы «Школа 2100».

В структуре данной программы внутри каждого возрастного периода (младший, средний, старший до­школьный возраст) представлены раз­делы, где прописана организация предметно-развивающей среды, пост­роенной с учетом возрастных возмож­ностей детей и их потребности играть и заниматься любимым делом: игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению; педагог за­ботится о регулярном обновлении иг­ровой атрибутики и т.д.

Предметно-развивающая среда ДОУ

— должна способствовать своевре­менному и качественному развитию всех психических процессов — воспри­ятия, мышления, памяти, воображе­ния и т.д.;

— ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

— должна быть организована в соот­ветствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодей­ствии, активности, самостоятельно­сти, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, откры­тости-закрытости, стабильности-дина­мичности, комплексирования и гибко­ го зонирования (В.А. Петровский);

— учитывает индивидуальные соци­ально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятель­ности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зо­ны, разграниченные с помощью мебе­ли, невысоких перегородок и т.п.,

— индивидуально оформленные, обеспе­ченные большим количеством обору­дования и материалов);

— учитывает особенности эмоцио­нально-личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» — специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Мое настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактиче­ские игры, зеркала и др.;

— учитывает индивидуальные инте­ресы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

— учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Карта анализа предметно-развивающей среды

Критерии Баллы Примечание
1 . Обогащенность предметной среды
1.1. Наличие разнообразных зон и уголков уединения 1,3,5
1.2. Наличие предметов, атрибутов, отражающих полороле-вые виды деятельности 1,3,5
1.3. Предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.) 1,3,5
1.4. Наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуника­тивный компонент 1,3,5
1.5. Наличие худ. литературы, учеб. пособий, изоб­разительных и музыкальных средств, аудио-, видеопособий для использования в различных видах коммуникации 1,3,5
1.6. Задействованность всех помещений детского сада (му­зыкальный и физкультурный залы, столовая, метод, кабинет, групповые помещения и т.д.) 1,3,5
1.7. Эмоционально-поведенческий компонент среды 1,3,5
1.7.1 Эмоциональность 1,3,5
1.7.2. Эмоциогенность 1,3,5
2. Функциональность среды
2.1. Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности) 1,3,5 1,3,5
2.2. Полифункциональность использования предметов 1,3,5
2.3. Динамичность (изменчивость) среды 1,3,5
2.4. Доступность всех предметов ребенку 1,3,5
2.5. Возможность включения ребенка в преобразование среды 1,3,5
3. Педагогическая целесообразность
3.1. Возрастная адресованность 1,3,5
3.2. Индивидуальная адресованность 1,3,5
3.3. Педагогическая направленность среды 1,3,5
3.4. Обеспеченность разностороннего развития ребенка 1,3,5
3.5. Возможность преобразования среды педагогом в зави­симости от ситуации и задач 1,3,5

Анализ осуществляется по трем критериям, каждый из которых имеет свои составляющие — они оцениваются в баллах (1 — не реализовано, 3 — реали­зовано частично, 5 — реализовано пол­ностью).

Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количе­ство, т.е. в первом случае на 8, а в остальных на 5. Средний балл позволя­ет судить, благоприятствует ли данная предметно-развивающая среда гендерной социализации ребенка. Если ре­зультат 3,5 < 1 < 5, то предметно-разви­вающая среда реализована полностью и способствует тендерной социализа­ции ребенка; 2,5<1<3,5- частично реализована, допущены лишь неболь­шие неточности, не влияющие на об­щее состояние показателя; 1 < 2,5 — предметно-развивающая среда долж­ным образом не реализована, требова­ния, заключенные в формулировке по­казателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально.

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации), требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

· наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

· охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

· возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

· двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др).

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением. Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: - критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, - санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

· полифункциональности : предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

· трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

· вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

· насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

· доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

· безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами

7.1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

7.2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

7.3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

7.4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

8. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

9. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

10. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

11. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

12. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

13. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

14. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).

14.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).

14.2. Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

14.3. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.

14.4. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

15. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

· психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;

· психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды

· зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);

· слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

· тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

· факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка

· антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

16. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

· провоцируют ребенка на агрессивные действия;

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры

· людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

· провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.