Тема vi. методы ознакомления детей с социальной действительностью

социальный педагог- МЕРЕТУКОВА АИДА КАПЛАНОВНА

ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат VIII вида»

Приобщение ребенка к социальному миру

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого периода в развитии человека, которые получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых», – Д.Б. Эльконин.

Ребенок воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо. Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель, учитель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми:

    Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

    Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»

    Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

    На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.

    Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

    Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

    Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором стратегии социального развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум.

    Добавим, что образование в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.

    Личностью не рождаются – её становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самопознание.

    Их общей характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Качественной характеристикой социализации личности рассматривается социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

    Если личность изолирована от среды, то не срабатывает даже самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.

    Личностная концепция, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребёнка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему её качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям.

Наиболее логичным целесообразным в настоящее время представляется ознакомление с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких личностных качеств, включает в себя множества компонентов. Прежде всего, это осознание ребенком своей индивидуальности, которая становится очевидной только в сравнении с другими детьми. Индивидуальность проявляется во внешности. Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме способствует становления индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Знания ребёнка о сложном строении и взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма составляют основу формирования для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня, понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной частью подготовки детей к школе. Чрезвычайно важным компонентом здоровья детей является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают негативное влияние на психику детей. Способность осознать свои эмоции. Понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя из собственного жизненного опыта, ребёнок не может определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз человек выражает свои чувства, является условием для развития способности сочувствовать и переживать другим людям.Изобразительное искусство в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя почувствовать страдания и радость персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять внимание основам языка изобразительного искусства и принципам понимания художественных произведений.Наряду с задачами эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность, направленная на формирование вольных процессов, содействует развитию способности сдерживать свои эмоции. Новые задачи, обновление содержания методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании мо многом связано с тем, что дети дошкольного возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление о окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить в дошкольном учреждении.

    Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте усвоить нормы и правила общения, знать и обмениваться приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том, что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам. Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками поведения в сложных ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

    Становлению индивидуальности способствует осознание ребёнком своих интересов, предпочтений и желаний. Учителям, воспитателям важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать собственное мнение. Также необходимо научить ребенка объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды. Одним из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе, является воспитание привязанности к своей семье, любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй достаточно сложная, требующая от воспитателя, учителя большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно без тесного взаимодействия педагогов с семьёй, как и полное приобщение детей к социальному миру в целом. Одним из условий организации работы с родителями является доверие и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя. Во-вторых, родителям нужно иметь представление о том, чем и как занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо. История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного города является её частью.Нужно помочь детям увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами ближайшего окружения.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

    Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

    Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

    Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку дети познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

    Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

    Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

    Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

Дошкольный, школьный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально-эмоционального развития дошкольников, школьников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьёй усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром.

Методика ознакомления детей с окружающим миром в силу своей значимости представляется одним из наиболее приоритетных направлений в образовании. Особенно важны,осознание воспитателями, учителями того, что современные подходы к ознакомлению дошкольников, школьников с окружающим миром во многом определяются позицией: каждого. Мы хотим видеть наших детей в будущем в таком мире, где мы действительно хотели жить.

« Детство – каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

Тема VI. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Метод как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения.

Вспомните, что такое метод как педагогическая категория, чем он отличается от педагогического приема.

В отечественной педагогике существует несколько классификаций методов. Каждая классификация имеет свое обоснование, т. е. удовлетворяет реализации определенной цели. Выделяется две большие группы методов - методы воспитания и методы обучения. Рассмотрим подробнее группу методов обучения, так как именно они направлены на познание. Эти методы, в свою очередь, классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (А. П. Усова, Д. О. Лордкипанидзе). И тогда это словесные, наглядные, практические методы.

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний (Н. А. Данилов), и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в основании классификации лежат типы познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.

Какие еще классификации методов вам известны?

Особое значение классификации и отбору знаний необходимо придавать при ознакомлении детей с социальным миром. Это связано с тем, что детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость для подрастающего человека того, что происходит вокруг. В процессе обучения уточняются знания, корректируются и формируются оценки, вырабатываются подходы к обобщенной системе взглядов, убеждений, т. е. закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.

Подготовила Мишагина Надежда Михайловна Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» Майнского района Ульяновской области

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Таким образом, проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, которые изучают возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В приказе чётко указаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Она должна быть направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

На первый план выходит социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная задача педагога - показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Но, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности) , соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Главное значение использования средств приобщения к социальной действительности в процессе социально – коммуникативного развития в том, что оно даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает коммуникативные способности, открывает большие возможности для детского фантазирования, а также способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Важно отметить, что такая работа по социально – коммуникативному развитию, проводимая с детьми в дошкольном возрасте, учитывая сензитивный период, поможет детям в дальнейшем стать полноправным членом нашего общества.

Организация: МОУ «Октябрьская СОШ»

Населенный пункт: Удмуртская Республика, Глазовский р-н, с. Октябрьский

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Ребенок заметит, что муравей тащит веточку задом наперед, что паровоз гудит, а электричка пищит, что мама пришла с работы и не обняла, не поцеловала, потому что маму кто-то обидел. Дети подмечают многие особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, а потом воспроизводят в играх: интонации, голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону.

Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят знать все. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется, если в три года преобладают вопросы: «что это?», то в четыре года появляются «почему, зачем?», а потом важные очень для развития: «как это происходит, как действует?», правда, стало заметнее, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 90-х годов.

- Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы воспитателей:

- Много информации дети получают из внешних источников: телевидение и интернет.

- Многие молодые родители в силу собственной занятости, стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда ошибочны. Тут все в порядке, нечего волноваться. Адекватные оценки - это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное - отрицательно. И все же, как говорил психолог Д.Г. Эконин: «Дети создают собственную картину мира».

- Как вы считаете, влияет ли пол ребенка на восприятие им окружающего мира?

На характер восприятия социального мира определенное явление оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, предлагают обратить внимание на то, какой транспорт движется по тракту, мальчики заметят марки машин, размер, скорость движения. А девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем. Нейропсихолог Т.П. Хризман справедливо пишет: «Они по-разному смотрят и видят; слушают и слышат, по-разному говорят и молчат; чувствуют и переживают».

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью. Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе хороводных и народных игр, наблюдений и таких мероприятий, как «Папы всякие важны, папы разные нужны», «Мама милая моя», «Масленица», «Земля – наш общий дом» и др. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. Дети весьма эмоциональны и поэтому эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

  1. Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Но необходимо помнить, что не любой объект социального мира - средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.
  2. Предметы рукотворного мира , с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса. Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.
  3. Художественная литература является источником знаний и источником чувств. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное». Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства.
  4. Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство . Здесь имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только «информировать» о каких-то предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Воспитатель должен составить «социальный портрет» того окружения, в котором находится свое дошкольное учреждение. Сюда может войти описание ближайших социальных объектов: школа, библиотека, клуб, парк, улица. Ребенок знакомится с социальным миром, а наша задача помочь ему войти в современный мир любознательным и активным, эмоционально – отзывчивым, способным управлять своим поведением.

Список использованной литературы:

  1. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М., 2002.
  2. Иванова Н.Л., Калинина А.М, Бардинова Е.Ю. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1998.
  4. Воспитатель ДОУ. – 2013. - №4 – с.98.

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого периода в развитии человека, которые получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых», – Д.Б. Эльконин.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста:

    Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

    Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»

    Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

    На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.

    Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором стратегии социального развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум.

Добавим, что образование в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.

Личностью не рождаются – её становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самопознание.

Их общей характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Качественной характеристикой социализации личности рассматривается социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Если личность изолирована от среды, то не срабатывает даже самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.

Личностная концепция, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребёнка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему её качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям.

Наиболее логичным целесообразным в настоящее время представляется строить ознакомление с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких личностных качеств, включает в себя множества компонентов.

Прежде всего, это осознание ребенком своей индивидуальности, которая становится очевидной только в сравнении с другими детьми. Индивидуальность проявляется во внешности.

Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме способствует становления индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников.

Знания ребёнка о сложном строении и взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма составляют основу формирования для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня, понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной частью подготовки детей к школе.

Чрезвычайно важным компонентом здоровья детей является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают негативное влияние на психику детей. Способность осознать свои эмоции. Понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя из собственного жизненного опыта, ребёнок не может определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз человек выражает свои чувства, является условием для развития способности сочувствовать и переживать другим людям.

Изобразительное искусство в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя почувствовать страдания и радость персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять внимание основам языка изобразительного искусства и принципам понимания художественных произведений.

Наряду с задачами эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность, направленная на формирование вольных процессов, содействует развитию способности сдерживать свои эмоции.

Новые задачи, обновление содержания методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании мо многом связано с тем, что дети дошкольного возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление о окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить в дошкольном учреждении.

Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте усвоить нормы и правила общения, знать и обмениваться приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том, что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам. Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками поведения в сложных ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

Становлению индивидуальности способствует осознание ребёнком своих интересов, предпочтений и желаний. Воспитателям важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать собственное мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды.

Одним из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе, является воспитание привязанности к своей семье, любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй достаточно сложная, требующая от воспитателя большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно без тесного взаимодействия педагогов с семьёй, как и полное приобщение детей к социальному миру в целом.

Одним из условий организации работы с родителями является доверие и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя. Во-вторых, родителям нужно иметь представление о том, чем и как занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо.
История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного города является её частью.

Нужно помочь дошкольникам помощь увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами ближайшего окружения.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

    Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

    Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

    Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

    Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

    Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

    Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально-эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьёй усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром.

Методика ознакомления детей с окружающим миром в силу соей значимости представляется одним из наиболее приоритетных направлений в дошкольном образовании. Особенно важны, в этой связи является осознание воспитателями того, что современные подходы к ознакомлению дошкольников с окружающим миром во многом определяются позицией: каждого. Мы хотим видеть наших детей в будущем в таком мире, где мы действительно хотели жить.

« Детство – каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.

Занятие по ознакомлению детей младшего возраста с социальной действительностью на основе фольклора русского народа

Тема: Ознакомление с фольклором русского народа с элементами театрализации русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского.

Программные задачи:

  • Продолжить знакомство детей с русским народным творчеством (сказки, потешки, игры).
  • Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, используя русский фольклор.
  • На основе сказки «Козлятки и волк» воспитывать у детей добрые, уважительные отношения к матери и желание её слушаться, помогать ей.
  • Использовать игровые приемы и элементы ряженья с целью обогащения образного восприятия.

Оборудование: Домик козы, костюмы волка, козы, маски козлят, платочки.

Ход занятия:

1. Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а что за маски вы сегодня одели? Кто же вы сегодня?

Дети: Мы козлики!

Воспитатель: Тогда давайте пойдём сегодня в лес, навестим маму козочку.

Воспитатель и дети идут в лес по тропинке под музыку «Большие ноги, идут по дороге…» и подходят к теремку.

2. Воспитатель предлагает узнать: Кто в теремке живёт?

Дети подходят к теремку, стучат и спрашивают: Кто в теремке живёт? Кто в невысоком живёт?

Коза сидит в домике и отвечает: Я коза-хлопота! А Вы, кто?

Дети называют свои имена и фамилии.

Воспитатель: Мы, козлятки.Пусти нас к себе жить.

3. Коза: А знаете ли вы потешку обо мне, козе-хлопоте?

Дети рассказывают потешку:

Коза-хлопота,
День-деньской занята:
Ей – травы нащипать, ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.

4. Коза выходит из домика: Здравствуйте, ребятки-козлятки!

Дети здороваются с козой. Здравствуй, коза-хлопота!

Коза: Ой, какие молодцы знаете потешку обо мне козе-хлопоте. Заходите, детки, в теремок.

Дети входят в теремок. Коза начинает плакать.

Воспитатель: Козочка, что случилось?

Коза: Козлятки меня не слушались, волку дверь открыли, он их и съел.

Воспитатель: Не расстраивайся коза-хлопота, мы будем твоими детками.

Коза: А вы умеете слушаться, помогать маме и дружно играть с другими козлятками?

5. Воспитатель: Давайте порадуем маму козу, станцуем для неё танец с платочками.

Пляска с платочками.

Коза сидит на стульчике и засыпает.

6. Воспитатель: Козлятки-ребятки мама устала, давайте будем тихонько играть, чтобы не разбудить мамочку!

Игра: «Козонька рогатая»

Дети-козлятки поют потешку на мотив русской народной песни «Пойду ль, выйду ль, я»:

Козонька рогатаякозонька бодатая
Убежала за плетень, проплясала целый день
Ножками коза топ-топ! Глазками коза хлоп-хлоп/

Коза просыпается, обращаясь к детям:

Идёт коза рогатая идёт коза бодатая
Ножками коза топ-топ! Глазками коза Хлоп-хлоп!
Кто каши не ест? Кто молоко не пьёт? Забодаю, Забодаю!

Коза, улыбаясь, двигается к детям. Дети убегают и садятся на стульчики.

Воспитатель спрашивает у детей: Кто же, у вас не пьёт молоко, не ест кашу?

7. Коза: Я не буду бодаться, а пойду в лес за кормом, а вы козлятки крепко-накрепко дверь заприте и никому дверей не отпирайте, пока я вам песенку не спою.

Песенка козы:

Козлятушки, дитятушки, отомкнитесь, отопритесь!

Коза ушла в лес.

8. Воспитатель предлагает детям сделать для мамы сюрприз испечь пирожки, пока мама в лесу. Дети пекут пирожки и поют песенку «Пирожки».

9. Воспитатель: Пирожки мы для мамочки испекли, а теперь давайте сделаем зарядку, чтобы быть быстрыми и ловкими, и ни какого волка нам не испугаться.

Зарядка:

Давайте козлики попрыгают, попрыгают, попрыгают
И ножками подрыгают, подрыгают, подрыгают,
И ручками похлопают, похлопают, похлопают,
И ножками потопают, потопают, потопают
На зелёный лужок сядут, травочку покушают,
Осторожно слушают, не идёт ли волк?

Появляется волк и крадётся к избушке, стучит и поёт песенку козы толстым голосом:

Вы, детушки, вы батюшки, отопритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Дети: Не откроем тебе дверь волк. Не такую мама песенку поёт и голос у тебя толстый, не мамин.

Волк уходит. Козавозвращается из леса и поёт песенку.

Песенка козы:

Козлятушки, дитятушки отомкнитесь, отопритесь!
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Воспитатель: Скажите, ребята, как нужно поступать, если к вам в дом постучал чужой?

Дети отвечают. Коза угощает козляток сладостями.